Пояснительная записка к презентации
Богачева Ольга Вениаминовна
МБОУ Касплянская СШ
Смоленского района
Смоленской области
учитель математики, руководитель музея
Школьный музей как площадка для реализации требований ФГОС
Я представляю комплексный историко-краеведческий музей Касплянской средней школы. В 2019 году школе исполнится 175 лет (основана в 1844 году). В 2017 году музею исполнилось 50 лет. В нем собрано более 4000 экспонатов, 50 % - подлинники. Не использовать такой потенциал просто нельзя.
Так как я являюсь учителем математики, то предлагаю вместе со мной доказать теорему:
Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе и другим предметам,
то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.
Для доказательства расскажу о некоторых формах работы музея и использовании материалов музея в учебной работе, в частности по математике.
Формы работы музея
1. Музейная экскурсия
Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, в нашем музее в этнографическом отделе могут попробовать сделать льняную нить из стебля растения, перенести чугуны на ухватах, перемотать нитки на «мотылках», в "Старой школе" - написать свои имена чернилами и перьевыми ручками, посчитать на счетах и т.д.
2. Традиционной стала в нашей школе Неделя краеведения. В разные годы проводятся разные по тематике и форме мероприятия. Например, интерактивные викторины (прямо в музее детям нужно соотнести экспонаты с названиями, объяснить назначение предметов быта, на стендах быстро найти информацию, фотографии), квесты, мастер-классы, конкурсы презентаций «История моей семьи», «Музейные экспонаты в моем доме», встречи со старожилами села по теме «Песенная культура Каспли», дни русской кухни, русского костюма.
3. Встречи с интересными людьми на фоне представленных в музее материалов, связанных с этими людьми (Н. Ф. Чугунков, выпускники школы, др.)
4. Массовые мероприятия краеведческой и военно-патриотической направленности (Митинги, акции, уборки захоронений и др.)
5. Силами краеведов были подготовлены переносные выставки «Ордена и медали Великой Отечественной», «Советский Новый год: игрушки и открытки», «С мечтой о космосе», проведены мини-экскурсии по этим выставкам «Старшие – младшим».
6. Обучающиеся школы принимали участие в различных краеведческих конкурсах. Ими были выполнены работы исследовательского характера, многие из них отмечены грамотами и дипломами.
7. Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся проектная деятельность музея. В нашей школе идет работа над проектом «Школьный электронный музей».
Использование материалов музея в учебной работе
Всегда обогащает и украшает урок использование краеведческого материала. Традиционно его использование на уроках истории, литературы, изобразительного искусства. В школе прошли уроки, полностью основанные на материалах музея: по стилистике текста на краеведческом материале из книги Н.Ф. Чугункова «Доля ты, доля», ИПКЗС «Судьба двух храмов», изобразительному искусству «Узоры народных костюмов».
Я преподаю математику. Казалось, что математика и краеведение – науки далекие. Однако, тема «Музейная педагогика на уроках математики и во внеклассной работе по предмету в 5-6 классах» оказалась весьма благодатной. Выделю следующие направления работы:
Тематические уроки
Индивидуальные проекты, коллективные проекты
Выставки учебников и учебного оборудования
Мастер-классы
Например, проведен тематический урок «Цена Победы» (моделирование задач по Акту чрезвычайной комиссии о злодеяниях фашистов в Касплянском районе 1943 г.), «Река Каспля в цифрах и фактах. Масштаб карты», «Статистическая обработка данных. Анализ архивных данных по Касплянской волости за 1903 год».
Особенно выделю тематический урок «Масленица». Готовила открытый урок в феврале и не могла придумать что-то интересное. А в музее есть записи обрядов Масленицы. Когда я погрузилась в эту тему, поняла, что структура празднования хорошо ложится на структуру урока. Посмотрите сами:
Понедельник – Встреча. Планировали праздник. - Ставим цели, планируем работу.
Вторник — Заигрыш. Смотрины невест. - Разминка, повторение изученного
Среда — Лакомки (Тещины блины). - Как развлечение предлагаю рабочий лист….
Четверг — Разгул, Перелом - ФК-пауза, игра, эмоциональная разгрузка.
Пятница — Тёщины вечёрки. - Решение задач
Суббота — Золовкины посиделки. - Творческое задание.
Воскресенье - Проводы, Прощёное воскресенье. - Итог урока. Рефлексия
По этому сценарию были проведены уроки «Десятичные дроби» в 5 классе, «Длина окружности и площадь круга» в 6 классе.
По материалам музея подготовлены индивидуальные проекты с детьми:
«Моделирование задач с краеведческим содержанием»
«Таблицы, графики, диаграммы, числовые характеристики ряда архивных данных».
Коллективные проекты «Старинные русские денежные единицы» (с использованием нумизматической коллекции музея), «Старинные меры массы» (безмен, пресс для масла).
В рамках Недели математики подготовлена выставка учебников математики 50-х годов «По этим учебникам учились Жорес Алферов и Юрий Гагарин». Желающие могли решить задачи из этих учебников и заработать конфету или оценку. В ходе Недели математики проведены мастер-классы «Русские счеты», «Построения с помощью лекала».
Иногда кажется, что возможности использования краеведческого материала на математике исчерпаны. Потом появляются новые идеи, требующие исследования творческого подхода. Идеи будущих проектов:
Геометрия национального костюма.
Симметрия и параллельный перенос на примере орнамента Касплянского района
7 чудес Смоленщины (задачи)
Урок - ярмарка (традиции, денежные единицы, меры длины, массы)
Геометрическая экскурсия по селу Каспля.
Возвращаясь к теореме, посмотрим, все ли пункты условия выполнены, можно ли сделать заключение, что музей является эффективным средством реализации требований ФГОС?
школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра?
в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности?
если предметом исследования школьников являются объекты местного значения?
исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе и другим предметам?
Что и требовалось доказать.
Презентация к статье "Школьный музей и ФГОС"
PPTX / 67.25 Мб