12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга вениаминовна
Аккаунт удалён
Россия, Смоленская обл.
Материал размещён в группе «Школьный музей»
1

Статья «Школьный музей как площадка для реализации требований ФГОС»



Богачева Ольга Вениаминовна

МБОУ Касплянская СШ

Смоленского района

Смоленской области

учитель математики, руководитель музея

Школьный музей как площадка для реализации требований ФГОС

Я представляю комплексный историко-краеведческий музей Касплянской средней школы. В 2019 году школе исполнится 175 лет (основана в 1844 году). В 2017 году музею исполнилось 50 лет. В нем собрано более 4000 экспонатов, 50 % - подлинники. Не использовать такой потенциал просто нельзя.

Так как я являюсь учителем математики, то предлагаю вместе со мной доказать теорему:

Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе и другим предметам,

то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.

Для доказательства расскажу о некоторых формах работы музея и использовании материалов музея в учебной работе, в частности по математике.

Формы работы музея

1. Музейная экскурсия

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, в нашем музее в этнографическом отделе могут попробовать сделать льняную нить из стебля растения, перенести чугуны на ухватах, перемотать нитки на «мотылках», в "Старой школе" - написать свои имена чернилами и перьевыми ручками, посчитать на счетах и т.д.

2. Традиционной стала в нашей школе Неделя краеведения. В разные годы проводятся разные по тематике и форме мероприятия. Например, интерактивные викторины (прямо в музее детям нужно соотнести экспонаты с названиями, объяснить назначение предметов быта, на стендах быстро найти информацию, фотографии), квесты, мастер-классы, конкурсы презентаций «История моей семьи», «Музейные экспонаты в моем доме», встречи со старожилами села по теме «Песенная культура Каспли», дни русской кухни, русского костюма.

3. Встречи с интересными людьми на фоне представленных в музее материалов, связанных с этими людьми (Н. Ф. Чугунков, выпускники школы, др.)

4. Массовые мероприятия краеведческой и военно-патриотической направленности (Митинги, акции, уборки захоронений и др.)

5. Силами краеведов были подготовлены переносные выставки «Ордена и медали Великой Отечественной», «Советский Новый год: игрушки и открытки», «С мечтой о космосе», проведены мини-экскурсии по этим выставкам «Старшие – младшим».

6. Обучающиеся школы принимали участие в различных краеведческих конкурсах. Ими были выполнены работы исследовательского характера, многие из них отмечены грамотами и дипломами.

7. Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся проектная деятельность музея. В нашей школе идет работа над проектом «Школьный электронный музей».

Использование материалов музея в учебной работе

Всегда обогащает и украшает урок использование краеведческого материала. Традиционно его использование на уроках истории, литературы, изобразительного искусства. В школе прошли уроки, полностью основанные на материалах музея: по стилистике текста на краеведческом материале из книги Н.Ф. Чугункова «Доля ты, доля», ИПКЗС «Судьба двух храмов», изобразительному искусству «Узоры народных костюмов».

Я преподаю математику. Казалось, что математика и краеведение – науки далекие. Однако, тема «Музейная педагогика на уроках математики и во внеклассной работе по предмету в 5-6 классах» оказалась весьма благодатной. Выделю следующие направления работы:

Тематические уроки

Индивидуальные проекты, коллективные проекты

Выставки учебников и учебного оборудования

Мастер-классы

Например, проведен тематический урок «Цена Победы» (моделирование задач по Акту чрезвычайной комиссии о злодеяниях фашистов в Касплянском районе 1943 г.), «Река Каспля в цифрах и фактах. Масштаб карты», «Статистическая обработка данных. Анализ архивных данных по Касплянской волости за 1903 год».

Особенно выделю тематический урок «Масленица». Готовила открытый урок в феврале и не могла придумать что-то интересное. А в музее есть записи обрядов Масленицы. Когда я погрузилась в эту тему, поняла, что структура празднования хорошо ложится на структуру урока. Посмотрите сами:

Понедельник – Встреча. Планировали праздник. - Ставим цели, планируем работу.

Вторник — Заигрыш. Смотрины невест. - Разминка, повторение изученного

Среда — Лакомки (Тещины блины). - Как развлечение предлагаю рабочий лист….

Четверг — Разгул, Перелом - ФК-пауза, игра, эмоциональная разгрузка.

Пятница — Тёщины вечёрки. - Решение задач

Суббота — Золовкины посиделки. - Творческое задание.

Воскресенье - Проводы, Прощёное воскресенье. - Итог урока. Рефлексия

По этому сценарию были проведены уроки «Десятичные дроби» в 5 классе, «Длина окружности и площадь круга» в 6 классе.

По материалам музея подготовлены индивидуальные проекты с детьми:

«Моделирование задач с краеведческим содержанием»

«Таблицы, графики, диаграммы, числовые характеристики ряда архивных данных».

Коллективные проекты «Старинные русские денежные единицы» (с использованием нумизматической коллекции музея), «Старинные меры массы» (безмен, пресс для масла).

В рамках Недели математики подготовлена выставка учебников математики 50-х годов «По этим учебникам учились Жорес Алферов и Юрий Гагарин». Желающие могли решить задачи из этих учебников и заработать конфету или оценку. В ходе Недели математики проведены мастер-классы «Русские счеты», «Построения с помощью лекала».

Иногда кажется, что возможности использования краеведческого материала на математике исчерпаны. Потом появляются новые идеи, требующие исследования творческого подхода. Идеи будущих проектов:

Геометрия национального костюма.

Симметрия и параллельный перенос на примере орнамента Касплянского района

7 чудес Смоленщины (задачи)

Урок - ярмарка (традиции, денежные единицы, меры длины, массы)

Геометрическая экскурсия по селу Каспля.

Возвращаясь к теореме, посмотрим, все ли пункты условия выполнены, можно ли сделать заключение, что музей является эффективным средством реализации требований ФГОС?

школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра?

в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности?

если предметом исследования школьников являются объекты местного значения?

исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе и другим предметам?

Что и требовалось доказать.


Презентация к статье "Школьный музей и ФГОС"
PPTX / 67.25 Мб

Опубликовано в группе «Школьный музей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.