Статья «Школьный музей как площадка для реализации требований ФГОС»

1
0
Материал опубликован 21 March 2019 в группе

Пояснительная записка к презентации

Богачева Ольга Вениаминовна

МБОУ Касплянская СШ

Смоленского района

Смоленской области

учитель математики, руководитель музея

Школьный музей как площадка для реализации требований ФГОС

Я представляю комплексный историко-краеведческий музей Касплянской средней школы. В 2019 году школе исполнится 175 лет (основана в 1844 году). В 2017 году музею исполнилось 50 лет. В нем собрано более 4000 экспонатов, 50 % - подлинники. Не использовать такой потенциал просто нельзя.

Так как я являюсь учителем математики, то предлагаю вместе со мной доказать теорему:

Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты местного (исторического, литературного) значения, исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе и другим предметам,

то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.

Для доказательства расскажу о некоторых формах работы музея и использовании материалов музея в учебной работе, в частности по математике.

Формы работы музея

1. Музейная экскурсия

Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии в значительной мере стали интерактивными. Дети - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности. Например, в нашем музее в этнографическом отделе могут попробовать сделать льняную нить из стебля растения, перенести чугуны на ухватах, перемотать нитки на «мотылках», в "Старой школе" - написать свои имена чернилами и перьевыми ручками, посчитать на счетах и т.д.

2. Традиционной стала в нашей школе Неделя краеведения. В разные годы проводятся разные по тематике и форме мероприятия. Например, интерактивные викторины (прямо в музее детям нужно соотнести экспонаты с названиями, объяснить назначение предметов быта, на стендах быстро найти информацию, фотографии), квесты, мастер-классы, конкурсы презентаций «История моей семьи», «Музейные экспонаты в моем доме», встречи со старожилами села по теме «Песенная культура Каспли», дни русской кухни, русского костюма.

3. Встречи с интересными людьми на фоне представленных в музее материалов, связанных с этими людьми (Н. Ф. Чугунков, выпускники школы, др.)

4. Массовые мероприятия краеведческой и военно-патриотической направленности (Митинги, акции, уборки захоронений и др.)

5. Силами краеведов были подготовлены переносные выставки «Ордена и медали Великой Отечественной», «Советский Новый год: игрушки и открытки», «С мечтой о космосе», проведены мини-экскурсии по этим выставкам «Старшие – младшим».

6. Обучающиеся школы принимали участие в различных краеведческих конкурсах. Ими были выполнены работы исследовательского характера, многие из них отмечены грамотами и дипломами.

7. Способствует развитию метапредметных компетенций учащихся проектная деятельность музея. В нашей школе идет работа над проектом «Школьный электронный музей».

Использование материалов музея в учебной работе

Всегда обогащает и украшает урок использование краеведческого материала. Традиционно его использование на уроках истории, литературы, изобразительного искусства. В школе прошли уроки, полностью основанные на материалах музея: по стилистике текста на краеведческом материале из книги Н.Ф. Чугункова «Доля ты, доля», ИПКЗС «Судьба двух храмов», изобразительному искусству «Узоры народных костюмов».

Я преподаю математику. Казалось, что математика и краеведение – науки далекие. Однако, тема «Музейная педагогика на уроках математики и во внеклассной работе по предмету в 5-6 классах» оказалась весьма благодатной. Выделю следующие направления работы:

Тематические уроки

Индивидуальные проекты, коллективные проекты

Выставки учебников и учебного оборудования

Мастер-классы

Например, проведен тематический урок «Цена Победы» (моделирование задач по Акту чрезвычайной комиссии о злодеяниях фашистов в Касплянском районе 1943 г.), «Река Каспля в цифрах и фактах. Масштаб карты», «Статистическая обработка данных. Анализ архивных данных по Касплянской волости за 1903 год».

Особенно выделю тематический урок «Масленица». Готовила открытый урок в феврале и не могла придумать что-то интересное. А в музее есть записи обрядов Масленицы. Когда я погрузилась в эту тему, поняла, что структура празднования хорошо ложится на структуру урока. Посмотрите сами:

Понедельник – Встреча. Планировали праздник. - Ставим цели, планируем работу.

Вторник — Заигрыш. Смотрины невест. - Разминка, повторение изученного

Среда — Лакомки (Тещины блины). - Как развлечение предлагаю рабочий лист….

Четверг — Разгул, Перелом - ФК-пауза, игра, эмоциональная разгрузка.

Пятница — Тёщины вечёрки. - Решение задач

Суббота — Золовкины посиделки. - Творческое задание.

Воскресенье - Проводы, Прощёное воскресенье. - Итог урока. Рефлексия

По этому сценарию были проведены уроки «Десятичные дроби» в 5 классе, «Длина окружности и площадь круга» в 6 классе.

По материалам музея подготовлены индивидуальные проекты с детьми:

«Моделирование задач с краеведческим содержанием»

«Таблицы, графики, диаграммы, числовые характеристики ряда архивных данных».

Коллективные проекты «Старинные русские денежные единицы» (с использованием нумизматической коллекции музея), «Старинные меры массы» (безмен, пресс для масла).

В рамках Недели математики подготовлена выставка учебников математики 50-х годов «По этим учебникам учились Жорес Алферов и Юрий Гагарин». Желающие могли решить задачи из этих учебников и заработать конфету или оценку. В ходе Недели математики проведены мастер-классы «Русские счеты», «Построения с помощью лекала».

Иногда кажется, что возможности использования краеведческого материала на математике исчерпаны. Потом появляются новые идеи, требующие исследования творческого подхода. Идеи будущих проектов:

Геометрия национального костюма.

Симметрия и параллельный перенос на примере орнамента Касплянского района

7 чудес Смоленщины (задачи)

Урок - ярмарка (традиции, денежные единицы, меры длины, массы)

Геометрическая экскурсия по селу Каспля.

Возвращаясь к теореме, посмотрим, все ли пункты условия выполнены, можно ли сделать заключение, что музей является эффективным средством реализации требований ФГОС?

школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра?

в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности?

если предметом исследования школьников являются объекты местного значения?

исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе и другим предметам?

Что и требовалось доказать.


Презентация к статье "Школьный музей и ФГОС"
PPTX / 67.25 Мб

Предварительный просмотр презентации

Комплексный историко-краеведческий музей Касплянской средней школы

«Школьный музей как площадка для реализации требований ФГОС» Цель деятельности Использование потенциала школьного музея для воспитания и развития личности обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую. Задачи деятельности Реализация идеи деятельностного подхода в музейной педагогике через использование интерактивных форм просветительской работы, участие обучающихся в поисковой работе, документирование истории, культуры и природы родного края, путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов; Развитие метапредметных компетенций в ходе научно - исследовательской деятельности в музее. Организация проектно-краеведческой деятельности обучающихся Осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся.

Теорема Если А (условие), то В (заключение) Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, если предметом исследования школьников являются объекты местного значения, исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.

Музейная экскурсия - интерактивная

Музейная экскурсия - интерактивная

Интерактивные викторины Неделя краеведения

Интерактивные викторины Неделя краеведения

Квесты, Мастер-класс

Конкурсы презентаций «История моей семьи», «Музейные экспонаты в моем доме»

День Русской кухни день русского костюма день русской песни

Встречи с интересными людьми

Массовые мероприятия краеведческой и военно-патриотической направленности

Переносные выставки Лекторий «Старшие-младшим» Подготовлены и проведены выставки «Ордена и медали Великой Отечественной» «Советский Новый год: игрушки и открытки» «С мечтой о космосе»

Краеведческие проекты

Проект «Электронный музей»

Использование материалов музея в учебной работе Стилистика текста. Лингвистический анализ текста Учитель Струженкова Р.Н.

Использование материалов музея в учебной работе ИПКЗС«Судьба двух храмов» (учитель Андреева В.В.)

Использование материалов музея в учебной работе Изобразительное искусство «Узоры народных костюмов» (учитель Ларионова Г.А.)

Музейная педагогика на уроках математики и во внеклассной работе по предмету в 5-6 классах Тематические уроки Индивидуальные проекты Коллективные проекты Выставки учебников и учебного оборудования Мастер-классы

«Цена Победы» (Моделирование задач по Акту чрезвычайной комиссии о злодеяниях фашистов в Касплянском районе 1943 г. За 26 месяцев фашистской оккупации расстреляно 798 мирных жителей, сожжено 3176 домов.

Масштаб карты «Река Каспля в цифрах и фактах. Масштаб карты». Идея следующего проекта: география + математика на краеведческом материале

Числовые характеристики ряда данных «Статистическая обработка данных. Анализ архивных данных по Касплянской волости за 1903 год» Упорядоченный ряд данных Среднее арифметическое Размах Мода Частота Относительная частота

тематический урок «Масленица» Масленица Понедельник – Встреча. Планировали праздник. Вторник — Заигрыш. Смотрины невест. Среда — Лакомки (Тещины блины). Урок Ставим цели, планируем работу. Разминка, повторение изученного Как развлечение предлагаю рабочий лист, заполнив который, сами получают новое правило.

тематический урок «Масленица» Четверг — Разгул, Перелом Пятница — Тёщины вечёрки. Суббота — Золовкины посиделки. Воскресенье - Проводы, Прощёное воскресенье ФК-пауза, игра, эмоциональная разгрузка. Решение задач Творческое задание. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание.

тематический урок «Масленица» 5 класс Десятичные дроби 6 класс Длина окружности и площадь круга.

индивидуальные проекты «Моделирование задач с краеведческим содержанием» Я  узнала и научилась Узнала интересный материал по краеведению. Научилась составлять задачи разнообразные с заранее известным ответом. Критически относиться к информации в Интернете. Представлять работу одноклассникам, решать с ними свои задачи. Проводить опрос и делать выводы. «Таблицы, графики, диаграммы, числовые характеристики ряда архивных данных».

коллективные проекты «Старинные русские денежные единицы» (с использованием нумизматической коллекции музея)

коллективные проекты «Старинные меры массы»

Использование материалов на уроках. Математика. Меры массы.

Неделя математики Выставка учебников математики 50-80-х годов, решение задач из этих учебников

Неделя математики Мастер-класс «Русские счеты»

Идеи будущих проектов Геометрия национального костюма Симметрия и параллельный перенос на примере орнамента Касплянского района 7 чудес Смоленщины (задачи) Урок- ярмарка (традиции, денежные единицы, меры длины, массы) Геометрическая экскурсия по селу Каспля.

Теорема Если А (условие), то В (заключение) Если школьный музей функционирует в режиме творческого научно-исследовательского центра, в основе организации работы музея лежит технология личностно-развивающей деятельности, предметом исследования школьников являются объекты местного значения, исследования учащихся интегрируются с программным материалом по истории, литературе и другим предметам, то музей является эффективным средством реализации требований ФГОС.

Естественно-географический отдел

этнографический отдел

Этнографический отдел

Этнографический отдел

Древнейший период

Средневековье Первое упоминание Каспли в летописи - 1150 год

«из варяг в греки» Озеро Каспля Отсюда начинался волок

Озеро каспля

городище

Средневековье

1812

Начало XX века Довоенный период

Великая Отечественная война

16 партизанская бригада ивана Романовича шлапакова

Партизанский полк «13» Сергея Владимировича гришина

ОМСБОН «Сатурн»

Партизанский отряд ивана федоровича Садчикова

1943 освобождение

Послевоенный период

Советский быт. 50-е годы

Собраны материалы для экспозиции Советский быт 60-80 - е годы

Предметы культуры 20 век

Исчезнувшие деревни и сельские советы Мамошкинский сельский совет Воробьевский сельский Деревня Пындино Книга Николая Федосеевича Чугункова «Доля ты, доля»

История Касплянской школы Собраны материалы по истории школы с довоенных времен и до 2000 года, оформлены три альбома «История школы» «Учителя – ветераны педагогического труда» «Учителя школы» Установлена дата основания школы – 1844 год Получены архивные документы с 1844 по 1917 г. г. Изучены и систематизированы в статью «Из истории шкоы Струженковой Р.Н. в журнале «Край Смоленский»в декабре 2015

Коллекция учебного оборудования

Великая отечественная война 1 июля 1942

Касплянская катюша

Великая отечественная война Дети войны. Каменка

Встречи в музее. Выпускница 1947 г. А.Г. Грачева

вСтречи в музее. Выпуск 1964

вСтречи в музее. Выпуск 1968 г

Ветеран педагогического труда грищенкова В.К.

Встречи в музее

Гости в музее православная школа «Родник»

Детский сад «Теремок»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.