12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мазина Инна Григорьевна50
Россия, Алтайский край, Барнаул
4

Проект учебного занятия «Крой русского народного костюма: приемы декорирования костюма»

Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края

Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Барнаульский техникум сервиса и дизайна одежды»

Утверждаю

Зам. директора по учебной работе

________________ Л.А. Кузнецова

«_____» _______________ 2013 г.

ПРОЕКТ

открытого урока по

ПМ.05. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ по ПРОФЕССИИ РАБОЧЕГО «ХУДОЖНИК ПО КОСТЮМУ»

МДК.05.01 «НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ в СОВРЕМЕННОМ ДИЗАЙНЕ»

Преподаватель: И.Г.Мазина

Проект рассмотрен и утвержден

на заседании комиссии 072501

«Дизайн» (по отраслям)

Протокол № 4

от « 10 » января 2013 г.

Председатель комиссии

_____________ И.В.Кириллова

2013

Дата

18 января 2017 г.

Группа

Д 01-11

МДК.05.01

Народные традиции в современном дизайне

Тема

Крой русского народного костюма: приемы декорирования костюма

Тип урока

Урок применения знаний, умений, навыков

Вид урока

Комбинированный урок

Методическая идея:

организация индивидуальной творческой деятельности обучающихся с включением элементов мастер-класса.

Цели урока – создать условия для:

формирования общих и профессиональных компетенций (ФГОС-3) в рамках методической идеи урока:

- решение поставленной задачи сквозь призму знаний исторического национального наследия;

- выполнение индивидуального задания на основе освоенных практических умений и навыков.

развития аналитических и творческих способностей обучающихся на основе художественно-композиционного и конструкторско-технологического решения русского народного костюма;

закрепления навыков работы с текстильными и сопутствующими им материалами, инструментами и приспособлениями в процессе декорирования костюма и создания аксессуаров (последовательность обработки);

демонстрации умений работы в определенном темпе с включением элементов мастер-класса (терминология);

расширения кругозора в области декоративно-прикладного искусства, народных промыслов и ремесел как важнейших элементов материально-художественной культуры (классификацию, назначение);

формирования интереса к национальным традициям декорирования текстильных материалов и костюма в целом.

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ПК 2.1 Применять материалы с учетом их формообразующих свойств.

ПК 2.2 Выполнять эталонные образцы объекта дизайна или его отдельные элементы в макете, материале.

ПК 3.2 Осуществлять авторский надзор за реализацией художественно-конструкторских решений при изготовлении и доводке опытных образцов промышленной продукции, воплощением предметно-пространственных комплексов.

ПК 5.1 Использовать сведения из истории костюма, а также элементы исторического костюма при разработке эскизов моделей.

Оснащение урока:

учебный кабинет, учебная доска, мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), колонки;

презентация, музыкальный фрагмент (мастер-класс), музыкальный фрагмент (валеологическая пауза);

куклы в народных костюмах, подставки, этикетки на подставки, журналы;

графические средства, эскизы, конспекты лекций;

для выполнения различных техник декора костюма:

Приемы / техники

декорирования

Материалы

Инструменты / приспособления, оборудование

Орнаментальная

схема декора

Ткачество

пестрядь

нитки шерстяные

рамка, колотушка, нож, челнок, ножницы, крючок вязальный

 

Ткачество

пояски

нитки шерстяные

пояс – основа

карточки, зажимы, челнок, струбцина, ножницы, сантиметровая

лента

 

Вязание

крючком

х/б красная – подложка

нитки ирис, нитки мулине

пяльцы, крючок вязальный, игла портновская, ножницы, наперсток,

булавки

схема

Вышивка нитками

строчевая

канва

нитки мулине

пяльцы, игла портновская, ножницы, наперсток

схема

Вышивка нитками

мережка, ришелье

канва, х/б красная – подложка

нитки мулине

пяльцы, игла портновская, ножницы, наперсток

схема

Вышивка отд. мат-ми

бисер, пайетки, бусы

канва, бисер

нитки швейные (х/б, мононить)

пяльцы, маркер, игла портновская, ножницы, наперсток

схема

Нашивка

шнур

канва, шнур

нитки швейные (х/б, мононить)

пяльцы, маркер, игла портновская, ножницы, наперсток

схема

Нашивка

ленты, шитье х/б, тесьма

канва, тесьма

нитки швейные (х/б, мононить)

пяльцы, игла портновская, ножницы, наперсток

 

Нашивка

бахрома, помпоны, кисти

х/б белая – подложка

нитки шерстяные

приспособление д / помпонов, д / шнура вязаного, д / цветов из ниток, пяльцы, ножницы, булавки

 

Аппликация

х/б белая – основа

х/б цвет, паутинка – аппликация

нитки мулине, бисер

пяльцы, игла портновская, мел портновский, ножницы, наперсток

шаблоны

Плетение

бисера

нитки швейные (х/б, мононить)

бисер

рама д / плетения, игла портновская, ножницы, наперсток

схема

Плетение

макраме

х/б – основа

шнур

подушка, крючки, ножницы, булавки, сантиметровая лента

схема

 

Утюг паровой, утюжильная поверхность, проутюжильник

Разработчик: Мазина И.Г.

Содержание урока

Этап

деятельности

Деятельность преподавателя

(приёмы и средства организации)

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Организационный момент

(3 мин)

1.1. Приветствует всех присутствующих в аудитории.

Студенты группы отвечают на приветствие, вставая с мест.

Обучающиеся занимают индивидуальные места – по одному человеку за партой

1.2. Проводит проверку посещаемости группы:

записывает тему урока в учебный журнал;

отмечает отсутствующих на уроке;

ставит роспись в раппортичке.

Учебный сектор сообщает об отсутствующих. Подает раппортичку.

1.3. Сообщает тему урока:

«Крой РНК: приемы декорирования костюма».

Записывают дату и тему урока в тетрадь.

Слайд 1

 

2. Актуализация

опорных

знаний

(10 мин)

Повторение

опорных знаний

2.1. Напоминает об изученных темах МДК 05.01

Изучили общие сведения об одежде Древней Руси на примере Киева, Новгорода, Москвы.

Определили аспекты формирования РНК в XVIIIXIX вв.

Исследовали особенности кроя основных видов плечевой и поясной одежды РНК.

Познакомились с различными видами обуви, головных уборов и навесных украшений.

Проанализировали решение орнаментальных композиций.

Слушают объяснения преподавателя, изучают информацию на слайде

Слайд 2

2.2. Акцентирует внимание на местные различия художественно-композиционного решения РНК: особенности фактуры, колорита ткани, характера декора, а также состава костюма и способа ношения различных его частей.

Слушают объяснения преподавателя, изучают информацию на слайде

Слайд 3

2.3. Рассказывает об исследованиях Ф.М. Пармона:

проанализировав музейные образцы РНК выявил безусловную системность и единообразие их композиционно-конструктивного решения.

Эти факторы мы уже обсуждали не раз.

Слушают объяснения преподавателя, изучают информацию на слайде

Слайд 4

2.4 В качестве обобщения пройденного материала предлагает ответить на вопросы теста, заполнив Таблицу 1 «Композиционно-конструктивный анализ образцов русского народного костюма»

Инструктирует по тесту, обращаясь к слайду:

вписать ответы в колонку «ответ обучающегося»

открыть колонку «правильный ответ», сравнить;

оценить каждый правильный в 1 балл, подсчитать ∑ баллов;

определить оценку в соответствии с ключом.

Пролистывает слайды, вслух зачитывает вопросы.

Отвечают на вопросы теста, предварительно проанализировав слайд

Заполняют таблицу 1

Таблица 1 находится на партах

Слайд 5

Планируемые вопросы:

Ожидаемые ответы:

 

1. Перечислить ФУНКЦИИ (назначение) элементов РНК

праздничная/нарядная

повседневная

Слайд 6

2. Перечислить возможные СПОСОБЫ НОШЕНИЯ элементов РНК

крепление на плечевом поясе

крепление на талиевом поясе

Слайд 7

3. Определить ВЕЛИЧИНУ ФОРМЫ данного элемента РНК

Слайд 8

А. сарафан

Б. нагрудник

В. душегрея

А. большая форма

Б. средняя форма

В. малая форма

4. Определить ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ВИД ФОРМЫ данного элемента РНК:

Слайд 9

А. рубаха

Б. сарафан

В. нагрудник

А. прямоугольник

Б. трапеция

В. квадрат

5. Выявить линии, определяющие ПЛАСТИКУ ФОРМЫ сарафана:

Слайд 10

А. туникообразный

Б. прямой

В. косоклинный

А. вертикально

Б. горизонтально

В. наклонно

6. Определить СТАТИКУ / ДИНАМИКУ ФОРМЫ

А. нагрудник

Б. душегрея

А. статика – горизонтальные линии

Б. динамика – вертикальные и наклонные линии

Слайд 11

7. В композиционном построении РНК преобладает

симметрия или асимметрия

симметрия

Слайд 12

8. В композиционном построении, какого элемента РНК присутствует асимметрия

в некоторых видах верхней одежды, например: пониток, армяк, зипун

9. Как строится композиционная симметрия в РНК: по вертикали, горизонтали, диагонали

по вертикали

Слайд 13

10 Определить ПОЛОЖЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА большинства элементов РНК

центральное расположение

Слайд 14

2.5. Собирает тесты.

Вносит оценки в оценочную ведомость

Подсчитывают результаты

Проводят самооценку

Сдают тесты

 
 

3. Мотивация

учебной

деятельности

обучающихся.

Целеполагание.

(10 мин)

Сообщение

темы

и цели урока,

самоопределение

3.1. Доказывает целесообразность практического освоения учебной темы, проводя параллель с реальностью жизни.

Напоминает, что РНК является творческим источником для многих дизайнеров как российских, так и мировых.

Кто из российских дизайнеров использует элементы РНК?

Приводит в пример В.Зайцева, одного из немногих русских мастеров, признанных на западе. Напоминает, что именно В.Зайцев с неизменным постоянством использует элементы традиционного костюма в своих коллекциях.

Кто еще?

Со второй половины ХХ в. народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко используются модельерами при проектировании одежды. Появились фольклорный и этнический стили.

Способы использования костюма в качестве источника создания нового в дизайне одежды могут быть самыми различными.

Внимательно слушают, рассматривают слайды

Предполагаемые ответы:

В.Зайцев

Денис Симачев

Слайды 15-16

Слайд 17

Приводит в пример Dolce & Gabbana

как тренд сезона весна-лето 2013 предлагают рукотворный декор: принты, вязание, сложные текстуры «ришелье», объемные фактуры и аппликации.

Внимательно слушают, рассматривают слайды.

Слайды 18-21

Комментирует слайды.

   

3.2. Задаёт вопросы на понимание актуальности темы урока:

Т.о., становится понятно, что знание особенностей традиционного русского костюма необходимо.

Конструктивно-технологическое решение РНК нами освоено, а обобщения знаний, в какой области нам недостает?

насколько важны знания по традиционным приемам и техникам декорирования?

нужно ли владеть дизайнеру технологическими навыками выполнения той или иной техники?

Ожидаемые ответы:

декор костюма

важны в контексте сезонных трендов

дизайнер не только художник, но и отчасти портной, конструктор, декоратор

 

3.3. В результате обсуждения предлагает студентам записать задачи урока

Тема

Крой РНК: приемы декорирования костюма

Задачи

Обобщить декоративные техники оформления текстильных материалов и РНК в целом

Сопоставить особенности декоративного оформления различных элементов РНК

Выбрать комплект текстильных и соединительных материалов, декоративной фурнитуры, инструментов и приспособлений, соответствующих каждой из техник

Продемонстрировать приемы изготовления образца в заданной технике

Сформулировать последовательность выполнения приемов декоративной техники

Выявить возможные дефекты образца

Записывают в тетрадь под диктовку

Слайд 22

3.4. Доводит до сведения обучающихся цель урока

осознать, что РНК является богатейшей кладовой идей для дизайнера.

Для этого, нам необходимо вспомнить какие приемы декорирования мы изучили в МДК «Декор ткани» и «Декор костюма»?

Какие приемы используются в РНК?

Перечисляют изученные техники декорирования текстиля и костюма в целом

 

3.5. Пролистывает слайды с видами декора

Предлагает записать определения в Таблицу 2 «Декоративные техники оформления текстильных материалов и русского народного костюма в целом»

ткачество домоткань

Записывают в таблицу определения

Таблица 2

находится на партах

Слайд 23

ткачество пестрядь

 

Слайд 24

ткачество бранное узорное

 

Слайд 25

ткачество на дощечках или карточках

 

Слайд 26

вязание: крючком

 

Слайд 27

вышивка нитками - строчевая

 

Слайд 28

вышивка нитками – битью, канителью

 

Слайд 29

вышивка нитками – мережка, ришелье

 

Слайд 30

вышивка отд. мат.-ми: бисер, драг. камни, жемчуг

 

Слайд 31

нашивка: отд. строчки, швы, окантовки, канты

 

Слайд 32

нашивка: шнур

 

Слайд 33

нашивка: ленты, шитье х/б, тесьма

 

Слайд 34

нашивка: бахрома, помпоны, кисти

 

Слайд 35

аппликация

 

Слайд 36

плетение бисера

 

Слайд 37

плетение макраме

 

Слайд 38

3.6. Обобщает слайд-шоу «Виды декора»

Какие виды художественного оформления текстиля мы не назвали?

Где применяют эти техники?

Какие виды художественного оформления костюма мы не назвали?

Где применяют эти техники?

Предполагаемый ответ:

валяние, худож. обработка кожи

в обуви

стегание, пэчворк

в верхней одежде и интерьерном текстиле

 
 

4. Планирование

(10 мин)

Усвоение

новых знаний

4.1. На следующем этапе занятия нам предстоит

сопоставить особенности декоративного оформления различных элементов РНК.

В первую очередь, необходимо определить какой прием декорирования применяли в том или ином элементе РНК.

Комментирует слайд – перечисляя элементы РНК.

Студенты следят за повествованием

Слайд 39

4.2. Предлагает заполнить таблицу 3 «Особенности декоративного оформления элементов РНК».

Студенты заполняют таблицу,

вслух высказывая предположения.

Слайд 40

таблица находится на партах

4.3. Предлагает проверить таблицу 3.

4.4. Предлагает сделать выводы:

Какие декоративные техники наиболее востребованы, а какие являются наиболее специфическими?

Какие элементы РНК не отягощены декором, а какие несут декоративную нагрузку в максимальном разнообразии?

Какой прием художественного оформления преобладает в том или ином элементе РНК?

Какова основа художественного оформления элемента РНК?

Проверяют таблицу.

Записывают выводы в тетрадь.

Предполагаемые ответы:

Активно применяемые техники:

вышивка нитками – строчевая;

нашивка – отд. строчки, швы, окантовки, канты, бейки;

нашивка – шнур, ленты, тесьма.

Менее востребованные техники:

ткачество на дощечках, карточках;

вышивка битью, канителью;

вышивка – мережка, ришелье;

вышивка отд. материалами – бисер, драг. камни, жемчуг;

плетение бисера, макраме.

Предполагаемые ответы:

Наиболее разнообразно декорированы элементы РНК:

рубаха женская;

передник;

верхняя женская одежда;

головные уборы женские;

аксессуары.

Не подвергаются декорированию элементы РНК:

порты;

верхняя мужская одежда;

головные уборы мужские.

Предполагаемые ответы:

рубаха ж. – вышивка строчевая;

сарафан –нашивка – ленты, тесьма;

понева – нашивка -– ленты, тесьма;

передник – вышивка строчевая;

рубаха м. – нашивка – отд. строчки,

швы, окантовки, канты, бейки;

в. о. ж. – нашивка – ленты, тесьма;

головной убор ж. - вышивка отд.

мат.-ми – бисер, драг. камни, жемчуг

Слайд 41

заполненная таблица

Слайд 42

Слайд 43-44

Слайд 45-46

 

5. Реализация

плана

(10 мин)

Формирование

элементарных

навыков

и применение их

в стандартной

ситуации

5.1 Выстраивает межпредметную связь:

Полученные теоретические знания и практические навыки художественного оформления текстиля и костюма в целом нам предстоит продемонстрировать в процессе освоения ПМ.02 «Техническое исполнение художественно-конструкторских проектов в материале» на занятиях МДК. 02.01 «Выполнение дизайнерских проектов в материале».

Вам предстоит изготовить женский РНК конкретной российской губернии в масштабе ½, в точности повторив особенности конструкторско-технологичес-кого и художественно-композиционного решения.

Макет женской рубахи вы спроектировали в прошедшем семестре, а сейчас предлагаю вам изготовить опытный образец декора.

Внимательно слушают.

 

5.2 Предлагает студентам определиться с декоративной техникой оформления образца:

Какую технику вы выбрали для изготовления опытного образца?

Что необходимо сделать перед началом работы?

Перечисляют названия декоративных техник, не вставая с мест.

Выбрать комплект текстильных и соединительных материалов, декоративной фурнитуры, инструментов и приспособлений, соответствующих каждой из техник.

 

5.3. Предлагает, подумав, подойти к столу и выбрать необходимое оснащение, называя каждую составляющую.

Оценивает ответ, выставляет оценки в ведомость.

Рекомендует заполнить таблицу 4 «Текстильные и соединительные материалы, декоративная фурнитура, инструменты и приспособления».

Студенты называют и набирают материалы, инструменты и приспособления для выполнения своей индивидуальной техники декора костюма.

Студенты заполняют таблицу 4 со слов одногруппников.

Работают у стола с раздаточным материалом

Слайд 47

Таблица находится на партах

 

6. Презентация

продуктов

работы.

Обсуждение.

(25 мин)

Формирование

обобщённых умений

6.1. Проводит вводный инструктаж по организации работы на уроке:

Какие условия обеспечат качество исполненного образца?

6.1.1. Предлагает поработать с образцом в режиме «мастер-класс».

сложность следующего этапа заключается в том, что вам предлагается поработать в режиме «мастер-класс», представить себя в роли опытного декоратора:

следует продемонстрировать приемы изготовления образца в заданной технике,

соблюсти точность орнаментального мотива схемы,

обдумать и озвучить последовательность выполнения трудовых приемов своей индивидуальной декоративной техники.

6.1.2. Определяет временной промежуток для выполнения творческого задания: 20 мин.

6.1.3. Сообщает студентам о критериях оценки проделанной практической работы.

Предупреждает, что студентам предстоит осуществить самооценку процесса и результата работы в ходе презентации продукта

Предполагаемый ответ:

Правильность и последовательность выполнения трудовых приемов;

выявление возможных дефектов образца.

Слушают, уточняют непонятные моменты.

Изучают информацию на слайде.

Изучают информацию на слайде.

Слайд 48

Слайд 49

6.2. Присутствующим предлагается попробовать себя в роли начинающих.

Работает с каждым студентом индивидуально, выслушивая, задавая наводящие вопросы.

Оценивает ответ, выставляет оценки в ведомость.

Предупреждает о завершении практической работы.

Студенты выполняют индивидуальное практическое задание в общем режиме по предложенной схеме.

Студенты поочередно рассказывают порядок выполнения работы.

Звучит музыкальное сопровождение

 

7. Контроль

процесса

и результата.

(10 мин)

Формирование

творческого

применения

ЗУН

в постоянно

изменяющихся

условиях

7.1. Предлагает проанализировать качество выполненных образцов и допущенных ошибок.

Народный костюм – традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности.

Виды и место расположения декора в каждой отдельной губернии м.б. сугубо специфическими.

Приглашает студентов прокомментировать свою работу у доски с обращением к слайду.

Внимательно слушает ответы, задает наводящие вопросы.

Оценивает ответ, выставляет оценки в ведомость.

Студенты

презентуют изготовленные образцы

анализируют допущенные ошибки

указывают место положения декора в своем проекте

Студенты обращаются к слайдам и к кукле, одетой в губерн-ский костюм

ткачество пестрядь
новгородская губерния -
Огородова Н.

Слайд 50

ткачество на дощечках
вологодская губерния -
Ямщикова Т.

Слайд 51

вязание крючком
смоленская губерния -
Четверикова М.

Слайд 52

вышивка нитками – строчевая
рязанская губерния -
Седина В.

Слайд 53

вышивка нитками – мережка
архангельская губерния -
Мурзаева О.

Слайд 54

вышивка отд.материалами – бисер
костромская губерния -
Иванова А.

Слайд 55

нашивка – шнур
калужская губерния -
Севрюкова О.

Слайд 56

нашивка – тесьма
пермская губерния -
Березина С.

Слайд 57

нашивка – помпоны, кисти, бахрома
московская губерния -
Лилитко Н.

Слайд 58

аппликация
псковская губерния -
Валиулина Д.

Слайд 59

плетение бисера
тульская губерния -
Фролова О.

Слайд 60

плетение макраме
воронежская губерния -
Ланге А.

Слайд 61

7.2. Выставляет итоговые отметки за урок, ориентируясь на заполненную оценочную ведомость.

 

Слайд 62

 

8. Рефлексия.

Подведение

итогов урока.

(5 мин)

8.1. Осуществляет контроль всех этапов учебного занятия с помощью вопросов:

Какая цель была поставлена в начале занятия?

Можно ли считать цель достигнутой?

Какую ценность представляют собой приемы художественного оформления костюма?

Предполагаемые ответы.

Повторить приемы декора РНК, поработать в режиме мастер-класс.

В большей степени.

РНК является богатейшей кладовой идей для дизайнера.

 

Просит озвучить индивидуальные впечатления, задаёт вопросы:

Что нового узнали? – Чему научились?

С чем справились успешнее?

Насколько довольны собой?

Высказываются индивидуально, осмысляя прошедший урок.

 

8.2. Формулирует домашнее задание:

Контрольная работа по теме: «Крой РНК».

Рекомендует повторить пройденный материал.

Фиксируют домашнее задание в тетради.

 

Следующая тема «Народные традиции в современной одежде» предполагает изучение особенностей формирования фольклорного стиля в одежде XX – начала XXI вв.

Рекомендует начать работу по формированию слайд-шоу «Фолкстиль в современном костюме». Комментирует информацию на слайде.

Слайд 63

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.