Этап
деятельности
|
Деятельность преподавателя
(приёмы и средства организации)
|
Деятельность обучающихся
|
Примечание
|
1. Организационный момент
(3 мин)
|
1.1. Приветствует всех присутствующих в аудитории.
|
Студенты группы отвечают на приветствие, вставая с мест.
|
Обучающиеся занимают индивидуальные места – по одному человеку за партой
|
1.2. Проводит проверку посещаемости группы:
записывает тему урока в учебный журнал;
отмечает отсутствующих на уроке;
ставит роспись в раппортичке.
|
Учебный сектор сообщает об отсутствующих. Подает раппортичку.
|
1.3. Сообщает тему урока:
«Крой РНК: приемы декорирования костюма».
|
Записывают дату и тему урока в тетрадь.
|
Слайд 1
|
|
2. Актуализация
опорных
знаний
(10 мин)
Повторение
опорных знаний
|
2.1. Напоминает об изученных темах МДК 05.01
Изучили общие сведения об одежде Древней Руси на примере Киева, Новгорода, Москвы.
Определили аспекты формирования РНК в XVIIIXIX вв.
Исследовали особенности кроя основных видов плечевой и поясной одежды РНК.
Познакомились с различными видами обуви, головных уборов и навесных украшений.
Проанализировали решение орнаментальных композиций.
|
Слушают объяснения преподавателя, изучают информацию на слайде
|
Слайд 2
|
2.2. Акцентирует внимание на местные различия художественно-композиционного решения РНК: особенности фактуры, колорита ткани, характера декора, а также состава костюма и способа ношения различных его частей.
|
Слушают объяснения преподавателя, изучают информацию на слайде
|
Слайд 3
|
2.3. Рассказывает об исследованиях Ф.М. Пармона:
– проанализировав музейные образцы РНК выявил безусловную системность и единообразие их композиционно-конструктивного решения.
Эти факторы мы уже обсуждали не раз.
|
Слушают объяснения преподавателя, изучают информацию на слайде
|
Слайд 4
|
2.4 В качестве обобщения пройденного материала предлагает ответить на вопросы теста, заполнив Таблицу 1 «Композиционно-конструктивный анализ образцов русского народного костюма»
Инструктирует по тесту, обращаясь к слайду:
вписать ответы в колонку «ответ обучающегося»
открыть колонку «правильный ответ», сравнить;
оценить каждый правильный в 1 балл, подсчитать ∑ баллов;
определить оценку в соответствии с ключом.
Пролистывает слайды, вслух зачитывает вопросы.
|
Отвечают на вопросы теста, предварительно проанализировав слайд
Заполняют таблицу 1
|
Таблица 1 находится на партах
Слайд 5
|
Планируемые вопросы:
|
Ожидаемые ответы:
|
|
1. Перечислить ФУНКЦИИ (назначение) элементов РНК
|
праздничная/нарядная
повседневная
|
Слайд 6
|
2. Перечислить возможные СПОСОБЫ НОШЕНИЯ элементов РНК
|
крепление на плечевом поясе
крепление на талиевом поясе
|
Слайд 7
|
3. Определить ВЕЛИЧИНУ ФОРМЫ данного элемента РНК
|
Слайд 8
|
А. сарафан
Б. нагрудник
В. душегрея
|
А. большая форма
Б. средняя форма
В. малая форма
|
4. Определить ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ВИД ФОРМЫ данного элемента РНК:
|
Слайд 9
|
А. рубаха
Б. сарафан
В. нагрудник
|
А. прямоугольник
Б. трапеция
В. квадрат
|
5. Выявить линии, определяющие ПЛАСТИКУ ФОРМЫ сарафана:
|
Слайд 10
|
А. туникообразный
Б. прямой
В. косоклинный
|
А. вертикально
Б. горизонтально
В. наклонно
|
6. Определить СТАТИКУ / ДИНАМИКУ ФОРМЫ
А. нагрудник
Б. душегрея
|
А. статика – горизонтальные линии
Б. динамика – вертикальные и наклонные линии
|
Слайд 11
|
7. В композиционном построении РНК преобладает
симметрия или асимметрия
|
симметрия
|
Слайд 12
|
8. В композиционном построении, какого элемента РНК присутствует асимметрия
|
в некоторых видах верхней одежды, например: пониток, армяк, зипун
|
9. Как строится композиционная симметрия в РНК: по вертикали, горизонтали, диагонали
|
по вертикали
|
Слайд 13
|
10 Определить ПОЛОЖЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННОГО ЦЕНТРА большинства элементов РНК
|
центральное расположение
|
Слайд 14
|
2.5. Собирает тесты.
Вносит оценки в оценочную ведомость
|
Подсчитывают результаты
Проводят самооценку
Сдают тесты
|
|
|
3. Мотивация
учебной
деятельности
обучающихся.
Целеполагание.
(10 мин)
Сообщение
темы
и цели урока,
самоопределение
|
3.1. Доказывает целесообразность практического освоения учебной темы, проводя параллель с реальностью жизни.
Напоминает, что РНК является творческим источником для многих дизайнеров как российских, так и мировых.
− Кто из российских дизайнеров использует элементы РНК?
Приводит в пример В.Зайцева, одного из немногих русских мастеров, признанных на западе. Напоминает, что именно В.Зайцев с неизменным постоянством использует элементы традиционного костюма в своих коллекциях.
− Кто еще?
– Со второй половины ХХ в. народный костюм, его покрой, орнамент, цветовые сочетания широко используются модельерами при проектировании одежды. Появились фольклорный и этнический стили.
Способы использования костюма в качестве источника создания нового в дизайне одежды могут быть самыми различными.
|
Внимательно слушают, рассматривают слайды
Предполагаемые ответы:
−В.Зайцев
−Денис Симачев
|
Слайды 15-16
Слайд 17
|
Приводит в пример Dolce & Gabbana
– как тренд сезона весна-лето 2013 предлагают рукотворный декор: принты, вязание, сложные текстуры «ришелье», объемные фактуры и аппликации.
|
Внимательно слушают, рассматривают слайды.
|
Слайды 18-21
|
Комментирует слайды.
|
|
|
3.2. Задаёт вопросы на понимание актуальности темы урока:
– Т.о., становится понятно, что знание особенностей традиционного русского костюма необходимо.
– Конструктивно-технологическое решение РНК нами освоено, а обобщения знаний, в какой области нам недостает?
− насколько важны знания по традиционным приемам и техникам декорирования?
− нужно ли владеть дизайнеру технологическими навыками выполнения той или иной техники?
|
Ожидаемые ответы:
− декор костюма
− важны в контексте сезонных трендов
− дизайнер не только художник, но и отчасти портной, конструктор, декоратор
|
|
3.3. В результате обсуждения предлагает студентам записать задачи урока
Тема
Крой РНК: приемы декорирования костюма
Задачи
Обобщить декоративные техники оформления текстильных материалов и РНК в целом
Сопоставить особенности декоративного оформления различных элементов РНК
Выбрать комплект текстильных и соединительных материалов, декоративной фурнитуры, инструментов и приспособлений, соответствующих каждой из техник
Продемонстрировать приемы изготовления образца в заданной технике
Сформулировать последовательность выполнения приемов декоративной техники
Выявить возможные дефекты образца
|
Записывают в тетрадь под диктовку
|
Слайд 22
|
3.4. Доводит до сведения обучающихся цель урока
– осознать, что РНК является богатейшей кладовой идей для дизайнера.
–Для этого, нам необходимо вспомнить какие приемы декорирования мы изучили в МДК «Декор ткани» и «Декор костюма»?
– Какие приемы используются в РНК?
|
Перечисляют изученные техники декорирования текстиля и костюма в целом
|
|
3.5. Пролистывает слайды с видами декора
Предлагает записать определения в Таблицу 2 «Декоративные техники оформления текстильных материалов и русского народного костюма в целом»
ткачество домоткань
|
Записывают в таблицу определения
|
Таблица 2
находится на партах
Слайд 23
|
ткачество пестрядь
|
|
Слайд 24
|
ткачество бранное узорное
|
|
Слайд 25
|
ткачество на дощечках или карточках
|
|
Слайд 26
|
вязание: крючком
|
|
Слайд 27
|
вышивка нитками - строчевая
|
|
Слайд 28
|
вышивка нитками – битью, канителью
|
|
Слайд 29
|
вышивка нитками – мережка, ришелье
|
|
Слайд 30
|
вышивка отд. мат.-ми: бисер, драг. камни, жемчуг
|
|
Слайд 31
|
нашивка: отд. строчки, швы, окантовки, канты
|
|
Слайд 32
|
нашивка: шнур
|
|
Слайд 33
|
нашивка: ленты, шитье х/б, тесьма
|
|
Слайд 34
|
нашивка: бахрома, помпоны, кисти
|
|
Слайд 35
|
аппликация
|
|
Слайд 36
|
плетение бисера
|
|
Слайд 37
|
плетение макраме
|
|
Слайд 38
|
3.6. Обобщает слайд-шоу «Виды декора»
– Какие виды художественного оформления текстиля мы не назвали?
– Где применяют эти техники?
– Какие виды художественного оформления костюма мы не назвали?
– Где применяют эти техники?
|
Предполагаемый ответ:
– валяние, худож. обработка кожи
– в обуви
– стегание, пэчворк
– в верхней одежде и интерьерном текстиле
|
|
|
4. Планирование
(10 мин)
Усвоение
новых знаний
|
4.1. На следующем этапе занятия нам предстоит
сопоставить особенности декоративного оформления различных элементов РНК.
– В первую очередь, необходимо определить какой прием декорирования применяли в том или ином элементе РНК.
Комментирует слайд – перечисляя элементы РНК.
|
Студенты следят за повествованием
|
Слайд 39
|
4.2. Предлагает заполнить таблицу 3 «Особенности декоративного оформления элементов РНК».
|
Студенты заполняют таблицу,
вслух высказывая предположения.
|
Слайд 40
таблица находится на партах
|
4.3. Предлагает проверить таблицу 3.
4.4. Предлагает сделать выводы:
– Какие декоративные техники наиболее востребованы, а какие являются наиболее специфическими?
– Какие элементы РНК не отягощены декором, а какие несут декоративную нагрузку в максимальном разнообразии?
– Какой прием художественного оформления преобладает в том или ином элементе РНК?
– Какова основа художественного оформления элемента РНК?
|
Проверяют таблицу.
Записывают выводы в тетрадь.
Предполагаемые ответы:
Активно применяемые техники:
вышивка нитками – строчевая;
нашивка – отд. строчки, швы, окантовки, канты, бейки;
нашивка – шнур, ленты, тесьма.
Менее востребованные техники:
ткачество на дощечках, карточках;
вышивка битью, канителью;
вышивка – мережка, ришелье;
вышивка отд. материалами – бисер, драг. камни, жемчуг;
плетение бисера, макраме.
Предполагаемые ответы:
Наиболее разнообразно декорированы элементы РНК:
рубаха женская;
передник;
верхняя женская одежда;
головные уборы женские;
аксессуары.
Не подвергаются декорированию элементы РНК:
порты;
верхняя мужская одежда;
головные уборы мужские.
Предполагаемые ответы:
рубаха ж. – вышивка строчевая;
сарафан –нашивка – ленты, тесьма;
понева – нашивка -– ленты, тесьма;
передник – вышивка строчевая;
рубаха м. – нашивка – отд. строчки,
швы, окантовки, канты, бейки;
в. о. ж. – нашивка – ленты, тесьма;
головной убор ж. - вышивка отд.
мат.-ми – бисер, драг. камни, жемчуг
|
Слайд 41
заполненная таблица
Слайд 42
Слайд 43-44
Слайд 45-46
|
|
5. Реализация
плана
(10 мин)
Формирование
элементарных
навыков
и применение их
в стандартной
ситуации
|
5.1 Выстраивает межпредметную связь:
– Полученные теоретические знания и практические навыки художественного оформления текстиля и костюма в целом нам предстоит продемонстрировать в процессе освоения ПМ.02 «Техническое исполнение художественно-конструкторских проектов в материале» на занятиях МДК. 02.01 «Выполнение дизайнерских проектов в материале».
– Вам предстоит изготовить женский РНК конкретной российской губернии в масштабе ½, в точности повторив особенности конструкторско-технологичес-кого и художественно-композиционного решения.
– Макет женской рубахи вы спроектировали в прошедшем семестре, а сейчас предлагаю вам изготовить опытный образец декора.
|
Внимательно слушают.
|
|
5.2 Предлагает студентам определиться с декоративной техникой оформления образца:
– Какую технику вы выбрали для изготовления опытного образца?
– Что необходимо сделать перед началом работы?
|
Перечисляют названия декоративных техник, не вставая с мест.
– Выбрать комплект текстильных и соединительных материалов, декоративной фурнитуры, инструментов и приспособлений, соответствующих каждой из техник.
|
|
5.3. Предлагает, подумав, подойти к столу и выбрать необходимое оснащение, называя каждую составляющую.
Оценивает ответ, выставляет оценки в ведомость.
Рекомендует заполнить таблицу 4 «Текстильные и соединительные материалы, декоративная фурнитура, инструменты и приспособления».
|
Студенты называют и набирают материалы, инструменты и приспособления для выполнения своей индивидуальной техники декора костюма.
Студенты заполняют таблицу 4 со слов одногруппников.
|
Работают у стола с раздаточным материалом
Слайд 47
Таблица находится на партах
|
|
6. Презентация
продуктов
работы.
Обсуждение.
(25 мин)
Формирование
обобщённых умений
|
6.1. Проводит вводный инструктаж по организации работы на уроке:
– Какие условия обеспечат качество исполненного образца?
6.1.1. Предлагает поработать с образцом в режиме «мастер-класс».
– сложность следующего этапа заключается в том, что вам предлагается поработать в режиме «мастер-класс», представить себя в роли опытного декоратора:
– следует продемонстрировать приемы изготовления образца в заданной технике,
–соблюсти точность орнаментального мотива схемы,
– обдумать и озвучить последовательность выполнения трудовых приемов своей индивидуальной декоративной техники.
6.1.2. Определяет временной промежуток для выполнения творческого задания: 20 мин.
6.1.3. Сообщает студентам о критериях оценки проделанной практической работы.
Предупреждает, что студентам предстоит осуществить самооценку процесса и результата работы в ходе презентации продукта
|
Предполагаемый ответ:
– Правильность и последовательность выполнения трудовых приемов;
выявление возможных дефектов образца.
Слушают, уточняют непонятные моменты.
Изучают информацию на слайде.
Изучают информацию на слайде.
|
Слайд 48
Слайд 49
|
6.2. Присутствующим предлагается попробовать себя в роли начинающих.
Работает с каждым студентом индивидуально, выслушивая, задавая наводящие вопросы.
Оценивает ответ, выставляет оценки в ведомость.
Предупреждает о завершении практической работы.
|
Студенты выполняют индивидуальное практическое задание в общем режиме по предложенной схеме.
Студенты поочередно рассказывают порядок выполнения работы.
|
Звучит музыкальное сопровождение
|
|
7. Контроль
процесса
и результата.
(10 мин)
Формирование
творческого
применения
ЗУН
в постоянно
изменяющихся
условиях
|
7.1. Предлагает проанализировать качество выполненных образцов и допущенных ошибок.
– Народный костюм – традиционный комплекс одежды, характерный для определенной местности.
Виды и место расположения декора в каждой отдельной губернии м.б. сугубо специфическими.
Приглашает студентов прокомментировать свою работу у доски с обращением к слайду.
Внимательно слушает ответы, задает наводящие вопросы.
Оценивает ответ, выставляет оценки в ведомость.
|
Студенты
презентуют изготовленные образцы
анализируют допущенные ошибки
указывают место положения декора в своем проекте
|
Студенты обращаются к слайдам и к кукле, одетой в губерн-ский костюм
|
ткачество пестрядь
новгородская губерния - Огородова Н.
|
Слайд 50
|
ткачество на дощечках
вологодская губерния - Ямщикова Т.
|
Слайд 51
|
вязание крючком
смоленская губерния - Четверикова М.
|
Слайд 52
|
вышивка нитками – строчевая
рязанская губерния - Седина В.
|
Слайд 53
|
вышивка нитками – мережка
архангельская губерния - Мурзаева О.
|
Слайд 54
|
вышивка отд.материалами – бисер
костромская губерния - Иванова А.
|
Слайд 55
|
нашивка – шнур
калужская губерния - Севрюкова О.
|
Слайд 56
|
нашивка – тесьма
пермская губерния - Березина С.
|
Слайд 57
|
нашивка – помпоны, кисти, бахрома
московская губерния - Лилитко Н.
|
Слайд 58
|
аппликация
псковская губерния - Валиулина Д.
|
Слайд 59
|
плетение бисера
тульская губерния - Фролова О.
|
Слайд 60
|
плетение макраме
воронежская губерния - Ланге А.
|
Слайд 61
|
7.2. Выставляет итоговые отметки за урок, ориентируясь на заполненную оценочную ведомость.
|
|
Слайд 62
|
|
8. Рефлексия.
Подведение
итогов урока.
(5 мин)
|
8.1. Осуществляет контроль всех этапов учебного занятия с помощью вопросов:
– Какая цель была поставлена в начале занятия?
– Можно ли считать цель достигнутой?
– Какую ценность представляют собой приемы художественного оформления костюма?
|
Предполагаемые ответы.
– Повторить приемы декора РНК, поработать в режиме мастер-класс.
– В большей степени.
– РНК является богатейшей кладовой идей для дизайнера.
|
|
Просит озвучить индивидуальные впечатления, задаёт вопросы:
– Что нового узнали? – Чему научились?
– С чем справились успешнее?
– Насколько довольны собой?
|
Высказываются индивидуально, осмысляя прошедший урок.
|
|
8.2. Формулирует домашнее задание:
– Контрольная работа по теме: «Крой РНК».
Рекомендует повторить пройденный материал.
|
Фиксируют домашнее задание в тетради.
|
|
Следующая тема «Народные традиции в современной одежде» предполагает изучение особенностей формирования фольклорного стиля в одежде XX – начала XXI вв.
Рекомендует начать работу по формированию слайд-шоу «Фолкстиль в современном костюме». Комментирует информацию на слайде.
|
Слайд 63
|