Проект «Удивительное рядом»
Г.Н. Менжурова
Н.Б. Швецова
МБОУ СОШ №1 г. Усть-Илимска
Тезисы
Методическая разработка Проект «Удивительное рядом»
В современных условиях жизни необходимо не просто владеть набором знаний, умений и навыков, важно также уметь применять их в реальной жизненной ситуации. С этой целью как нельзя лучше справляется метод учебного проекта.
Чтобы заинтересовать детей в поиске информации, был создан проект «Удивительное рядом». Что такое фокусы? Фокусы - это интересное и увлекательное занятие для всех людей, любого возраста, фокусы помогают детям верить в чудеса. Магия фокуса способна заставить человека думать, анализировать, сравнивать. Цель данного проекта: развивать культурные практики проявления интереса детей младшего школьного возраста к познанию и исследованию, поддерживать стремление к проявлению самостоятельности и инициативы, любознательности.
Данный проект может быть использован во внеклассной работе, а так же на занятиях по внеурочной деятельности.
Методическая разработка
Проект «Удивительное рядом»
«Успех – это лестница, на которую не взобраться,
держа руки в карманах».
П. Баует
В современных условиях жизни необходимо не просто владеть набором знаний, умений и навыков, важно также уметь применять их в реальной жизненной ситуации. С этой целью как нельзя лучше справляется метод учебного проекта.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие умений самостоятельно конструировать свои знания, познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого и критического мышления.
Проектная деятельность формирует целостную систему метапредметных знаний, умений и навыков, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.
Что же такое «Проект»? Можно сказать, что «проект – это пять «П»:
1. Проблема. Наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, учебной, практической.
2. Проектирование (Планирование). Планирование действий по разрешению проблемы, определение вида продукта и формы презентации.
3. Поиск информации.
4. Продукт.
5. Презентация проектного продукта. Представление продукта заказчику.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: Удивительное рядом
Актуальность:
Что такое фокусы? Одни люди считают, что это волшебство, другие - это ловкость рук и никакой магии. Чтобы разобраться в этом вопросе, мы решили с учащимися 3-х классов провести исследование. Ребята сделали предположение, что если раскроют тайны фокусов, то смогут самостоятельно показывать несложные фокусы и доказать, что фокусы – это полезное занятие, которое учит терпеливости, вниманию и общительности.
Цель исследования: раскрыть тайны фокусов.
Задачи исследования:
изучить историю возникновения фокусов;
выявить главный принцип работы иллюзиониста;
научиться основным правилам демонстрации фокуса;
научиться показывать несложные фокусы.
Объект исследования: искусство фокусов.
Предмет исследования: история и способы показа фокусов.
Методы исследования: сбор информации, наблюдение, эксперимент, сравнение, анализ.
Теоретическая значимость работы: обобщение систематизация знаний о фокусах, об истории их возникновения. Классификация фокусов. Освоение методов и способов проведения фокусов.
Практическая значимость: мотивация учащихся возможностью изучения и самостоятельной демонстрации фокусов. Расширение кругозора обучающихся 3-х классов. Данный проект может быть использован во внеклассной работе, а так же на занятиях по внеурочной деятельности.
Планируемые результаты проекта
предметные:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение самостоятельно выдвигать идеи;
умение самостоятельно найти недостающую информацию;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, специалиста);
умение находить несколько способов решения проблемы;
умение устанавливать причинно-следственные связи;
навыки монологической речи;
способность уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Предполагаемый продукт проекта:демонстрация фокусов
Необходимое оборудование: оборудование, необходимое для демонстрации фокуса
Характеристика проекта
ПРИЗНАКИ | ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА |
количество учащихся | групповой |
привязка к учебным дисциплинам (указать предметные области) | Межпредметный: математика, окружающий мир, литературное чтение |
продолжительность | Среднесрочный (1 месяц) |
тип проекта | Исследовательский, практико-ориентированный |
характер контактов | внутришкольный |
ценностно-ориентированные признаки | Исследовательский, социальный |
возрастная категория | Учащиеся 3-х классов |
Реализация проекта «Удивительное рядом»
I этап – подготовительный (мотивационно-ознакомительный) |
Сроки реализации: 1-2 внеклассных занятия |
Виды деятельности. Результаты. |
Учитель начинает занятие с фокуса «Незримое письмо». Письмо-загадка вызывает у детей интерес к познанию и объяснению данного фокуса. Учитель рассказывает о том, что такое фокус, знакомит обучающихся с историей возникновения фокуса, с профессией фокусника, иллюзиониста, через фото и видео-презентации помогает распределить фокусы на группы: Математические фокусы – в основе этих фокусов лежит применение математических закономерностей, формул, действий с числами, знаками. Графические фокусы – фокусы, основанные ложном восприятии графического изображения. Оптические фокусы – основаны на физических свойствах световых лучей, различном расположении линз, зеркал, стекол. Логические фокусы – основаны на ложных умозаключениях, внешне кажущихся правильными, парадоксах. Мнемотехнические – основаны на скрытом от зрителя том или ином коде, способности фокусника продемонстрировать уникальность памяти, сводящиеся к демонстрации угаданного задуманного зрителем предмета, фразы, фамилии человека, года рождения и т.д. Психологические – основаны на дефектах восприятия, на недостаточной внимательности или неполной концентрации зрителя. Обоняния – основаны на искаженном восприятии запахов. Фокусы осязания - основаны на использовании искажений, связанных с тактильными ощущениями. Звуковые (слуховые) фокусы - ложное восприятие реального звука или внешнего раздражителя, основаны на искажении звуковых эффектов. Пластические фокусы, основанные на пластических приемах, создающих иллюзию выполнения какого-либо действия. |
II этап – определение ресурсных возможностей |
Сроки: 1 неделя |
Виды деятельности. Результаты. |
На данном этапе в Школу маленьких фокусников приглашаются ребята, которых заинтересовала тема «Фокусы. Секреты фокусов». Юные исследователи сами определяют, какой вид фокуса им хотелось бы изучить, исследовать более подробно. Таким образом, образуются группы по интересам. |
III этап – проектировочный (основной) |
Сроки: 1 неделя |
Виды деятельности. Результат. |
Работая в группах, ребята распределяют направления своей деятельности, объем и тему для самостоятельного изучения, составляют план презентации изученного материала. Узнают основные правила работы фокусника. Выбирают и обобщают наиболее интересные, увлекательные фокусы. Учатся показывать несложные фокусы. |
IV этап – практический |
Сроки: 1 неделя |
Виды деятельности. Результат. |
Ребята защищают свои теоретические проекты и показывают подготовленные фокусы. Лучшие работы проходят отбор на «Шоу фокусников». Ребята показывают свои фокусы для учащихся начальной школы. |
V этап – контрольно-рефлексивный |
Сроки: 1 неделя |
Виды деятельности. |
Подводя итоги работы над проектом, проводится оценка степени заинтересованности зрителей шоу и оценка удовлетворенности участников проекта своей работой, возможности продолжения и практическая значимость. Результат. Участники проекта «Удивительное рядом» изучили историю возникновения фокусов, познакомились с их классификацией, основными принципами работы фокусника, иллюзиониста, мага. Ребята пришли к выводу, что у каждого «волшебства» есть разумное объяснение. А чтобы стать фокусником, надо лишь захотеть узнавать и раскрывать эти секреты, учиться ловкости и смекалке, развивать свою память, мышление, внимание, сосредоточенность на главном. Фокусы – это «зарядка для ума и творчества», она развивает сообразительность, учит анализировать и сопоставлять, развивает артистические способности, стимулируют потребность в творческом самовыражении. Фокусы – это не только интересное времяпрепровождение, но и полезное развивающее занятие. Увлечение фокусами учит детей терпению, сосредоточенности, формирует коммуникативные умения. Это отличная возможность весело и интересно провести время дома, в школе и в кругу друзей. Данный проект помог учащимся привлечь внимание окружающих к искусству фокусов. Взрослым и детям захотелось больше узнать о жизни знаменитых фокусников, узнать какой путь они прошли, чтобы стать известными иллюзионистами, самостоятельно освоить фокусы разной сложности, продолжить работу над изобретением своих собственных фокусов. Ребят ждёт ещё много открытий! |
Литература. Интернет источнки
Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя//М.: Просвещение, 2010. – 223с. – (Стандарты второго поколения).
Кривобок Е. В. Исследовательская деятельность младших школьников //Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников //Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
Шатилова М.Ю. Проектирование в начальной школе: от замысла к реализации.// Волгоград: Учитель, 2010.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/