12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карасева Ирина Дмитриевна1175
Учитель физики высшей категории. Имею звание "Старший учитель". Являюсь руководителем методического объединения учителей естественных дисциплин, физической культуры и ОБЖ. Педагогический стаж работы 28 лет
Россия, Луганская Народная Респ., Луганск
Материал размещён в группе «Учителя физики»

Внеклассное мероприятие по физике 

"Удивительное рядом" (6-й класс)  

Цель: пропедевтика знаний обучающихся по физике; повышение интереса к изучению предмета.

 Задачи:

 

·  показать обучающимся, что физика – наука экспериментальная;

·  создать условия для формирования познавательного интереса к изучению физики;

·  развить логическое мышление обучающихся, культуру речи, коммуникативные способности;

·  воспитывать самодисциплину, уважительное отношение к мнению           других.

 ТСО: мультимедийный проектор, экран, системный блок, презентация, выполненная в программе Miсrosoft PowerPoint.

 Оборудование для экспериментов:

 

1)    тарелка с подкрашенной водой, свеча на подставке, стакан, спички;

2)    камертон; 

3)    4 стакана с водой разного уровня, металлическая ложка;

4)    стекло, шерстяной лоскут, вырезанные из салфетки цветы;

5)    гильза из фольги на нити, штатив, шерстяной лоскут, эбонитовая палочка;

6)    воздушный шарик, шерстяной лоскут, овсяные хлопья;

7)    электрофорная машина;

8)    литровая банка, надутый воздушный шарик, бумага, спички;

9)    бокал, подкрашенная марганцем вода, подсолнечное масло, спирт, зелёнка, таблетка аспирина, воронка.

 Ход мероприятия

Индийские мудрецы утверждали: «Не ищите чудес, их нет. Ищите  знание – оно есть. И все, что люди зовут чудесами, – та или иная степень знания».

Вы уже шестой год получаете знания в школе и, поверьте мне, накопилось их немало. И сегодня я вам это докажу. А займёмся мы с вами физикой.

 Чтобы физику понять,

Надо много наблюдать,

Ставить опыты простые,

Зрить явления любые,

А осмыслишь суть - вот он,

Твой физический закон.

 Передо мной на столе лежит коробок спичек. Сегодня для нас это обыкновенный предмет. А ведь он настолько удивителен!

А.С. Пушкин в своё время не знал, что такое спички, ведь огонь, тогда зажигали, высекая искру из камня, либо потирая угольный трут.

В 1830 году, за 3 года до написания А.С. Пушкиным «Сказки о рыбаке и рыбке», молодой французский химик Шарль Сориа изобрел фосфорные спички.

Фосфор - это вещество, которое загорается при самом слабом нагревании - всего до 60 градусов. Казалось бы, лучшего материала для спичек и придумать нельзя. Однако это достоинство фосфорных спичек оказалось их же главным недостатком. Чтобы зажечь спичку, достаточно было чиркнуть ею о стенку или даже о голенище. Да что там чиркнуть - такие спички загорались даже от взаимного трения в коробке при транспортировке! В Англии даже был анекдот: целая спичка говорит другой, полуобгоревшей: «Видишь, чем кончается твоя дурная привычка чесать затылок!»

Когда спичка загоралась, происходил взрыв. Головка разлеталась на части, словно маленькая бомбочка. Гораздо хуже было то, что спички с белым фосфором очень ядовиты. Производство таких спичек было вредным: рабочие спичечных фабрик от паров белого фосфора приобретали тяжелейшее заболевание - некроз костей. 

Время горения головки спички было очень мало. Погашенные черенки спичек продолжали тлеть, что часто приводило к пожарам.

В 1853 году, благодаря открытию красного фосфора австрийским химиком А. Шрёттером и его использования шведским химиком Й. Лундстремом, появились, наконец, "безопасные", или "шведские", спички, которыми мы пользуемся и сейчас.

 Что? Почему? Зачем? И где?

Живут в земле, в огне, в воде.

Вот в первый раз огонь добыт.

А почему огонь горит?

 Давайте попробуем ответить на этот вопрос, но сначала опыт.

 Демонстрация 1. На столе стоит тарелка с водой, подкрашенной марганцем. На дно тарелки ставлю свечу на подставке, с помощью спичек зажигаю её и накрываю стаканом.

·  Что вы наблюдаете?

·  Почему это происходит?

 На этот вопрос ответил гениальный французский естествоиспытатель А. Лавуазье. Именно она раскрыл тайну, разгадку которой искали несколько столетий.

А разгадка была несложной. Это кислород соединяется с некоторыми химическими элементами, в результате чего выделяются тепло и свет. Мы же с вами видим огонь. Так как в воздухе присутствует кислород, то горение возможно только на воздухе.

При горении свечи количество кислорода под стаканом уменьшается, давление понижается и под действием атмосферного давления вода поднимается в стакан.

 ·       А как вы считаете, почему некоторые предметы звучат? В результате чего появляется звук?

 Демонстрация 2. Ударяю по ножкам камертона – слышен продолжительный звенящий звук.

 ·  Почему звук продолжается некоторое время после удара?

 Звук появляется из-за колебаний ножек камертона (приглашаю ученика дотронуться пальцем до ножек камертона и подтвердить колебания)

 Демонстрация 3. На столе 4 стакана с разным уровнем воды в них. Послушайте, как звучат эти стаканы.

·  Какой стакан издаёт более высокий звук, если по нему постучать ложкой?

 Более высокий звук издаёт стакан с меньшим уровнем воды в нём, или с большим количеством воздуха внутри стакана.

 Следующий нам известный предмет – это лампочка. Первую пригодную для пользования лампу – "русский свет" – создал Пётр Николаевич Яблочков в 1873 г.

Именно лампочка накаливания прославила американского изобретателя и предпринимателя Томаса Эдисона. Томас Эдисон – это человек,  получивший 1093 патента на свои изобретения в США и  около 3 тысяч в других странах мира. Это он - создатель фонографа, учёный, который усовершенствовал  телеграфтелефонкиноаппаратуру, разработал один из первых коммерчески успешных вариантов электрической лампы накаливания. В 1928 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса, а в 1930 году стал иностранным почётным членом АН СССР.

Лампа Эдисона горела непрерывно сначала в течение 45 часов, а потом до 300 часов. Это Эдисон придумал винтовой  патрон. А ещё он изобрёл выключатель, плавкий предохранитель и счётчик электроэнергии.

Ну, а сегодня у нас в квартирах повсюду электрические лампы.
Итак, электричество.

 ·       Что же такое электричество? Как вы считаете?

 Электричество – это направленное движение заряженных частиц. Слово «электричество» произошло от слова «электрон», что в переводе с греческого означает «янтарь».

Люди впервые задумались над странной силой, скрытой внутри янтаря, когда заметили его особенность притягивать к себе мелкий сор, пылинки, соломинки, когда его натирали.

 Демонстрация 4. Натираю эбонитовую палочку шерстяным лоскутом и с помощью раскачиваю гильзу из фольги, подвешенную на нити.

 ·       Как вы считаете, почему гильза раскачивается? Ведь я не дотрагиваюсь до неё палочкой.

 Демонстрация 5. Натираю оконное стекло шерстяным лоскутом и прикладываю вырезанные из салфетки цветы. Цветы приклеиваются к стеклу.

Демонстрация 6. Натираю воздушный шарик шерстью и с помощью него заставляю «танцевать» овсяные хлопья.

 А называется это явление электризацией.

Всем вам известно, что бывает, когда гладишь в темноте кошку: и искры сыплются, и шерсть дыбом стоит.

Долго размышляли люди, как получить электричество и, наконец, придумали электрофорную машину.

 Демонстрация 7. Вращаю ручку электрофорной машины, а между шариками проскакивает искра.

 Но ученые не остановились на этом, а пошли дальше, год за годом создавая всё новые и новые устройства. Сегодня все города и сёла получают электроэнергию от электростанций, находящихся далеко от них. Электричество используется в мощных электровозах, электромобилях, электробытовых приборах, компьютере.

 Я еще не устал удивляться

Чудесам, что есть на земле, –

Телевизору, голосу раций,

Вентилятору на столе.

Как придумать могли такое,

Что пластинка песню поет,

Что на кнопку нажмешь рукою –

И средь ночи день настает?

Я вверяю себя трамваю,

Я гляжу на экран кино.

Эту технику понимая,

Изумляюсь ей все равно.

Ток по проволоке струится,

Спутник ходит по небесам!..

Человеку стоит дивиться

Человеческим чудесам (В. Шефнер)

 Вокруг нас много интересного и удивительного. Я сейчас продемонстрирую ещё пару опытов и попрошу вас попытаться объяснить увиденное.

 ·       У меня есть воздушный шарик. Как вы считаете, поместится ли он в литровую банку?

 Демонстрация 8. Поджигаю бумагу и опускаю её в банку. Как только бумага затухает, быстро ставлю шарик на банку. Шарик затягивается в банку.

 ·       Объясните происходящее.

 При нагревании воздух в банке расширяется, потом при охлаждении сжимается, и атмосфера снаружи давит на шар сильнее, чем воздух изнутри. Таким образом, шарик вталкивается в банку.

 Демонстрация 9. Наливаю в стакан воду, подкрашенную марганцем, добавляю соль. Выливаю содержимое стакана в бокал. Затем через воронку аккуратно по стенке наливаю масло, чтобы оно оказалось поверх солёной воды. В отдельный стакан наливаю спирт и добавляю в него каплю зелёнки, выливаю содержимое этого стакана через воронку в бокал. Подкрашенный спирт занимает среднее положение, оказавшись между солёной водой и маслом. Получили трёхцветный коктейль.

 ·       Почему жидкости не перемешиваются и занимают именно такое положение?

·       Почему спирт не занял позицию сверху, как мы его наливали?

 Жидкости в бокале расположились в следующем порядке: подкрашенная солёная вода, спирт, подсолнечное масло. Самые тяжёлые - внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды, самая маленькая у подсолнечного масла.

 Демонстрация 10. Бросаем в бокал таблетку аспирина.

 После добавления таблетки аспирина, она падает на дно бокала. Мы видим, как вверх поднимаются пузыри и увлекают за собой  подкрашенную марганцем воду, проходят через слой масла и образуют нечто похожее на лава - лампу. Пузыри говорят нам о том, что здесь протекает химическая реакция. Физика подружилась с химией.

 Физика – наука о простом и сложном.

Физика – наука об истинном и ложном.
Чтобы всё в природе знать и машины создавать,
Надо не лениться, физике учиться.


Физика расскажет, куда ветер дует,
Физика расскажет, как мороз рисует,
Чтоб здоровье сохранять, чтоб людей от бед спасать,
Надо не лениться, физике учиться.


Как работает утюг, отчего свет гаснет вдруг,
Что есть звук и что есть свет, есть у физики ответ.
Надо не лениться, физике учиться. 

Законы физики - это законы мира, в котором мы живем. Они сопровождают нас на каждом шагу. И человек познает их с самого рождения, обнаруживая закономерности окружающего его мира, может быть, поэтому физика - самая древняя из всех наук о природе. Кем бы вы ни стали в будущем, вам понадобятся элементарные знания этой науки, ведь для того, чтобы жить в согласии с окружающим тебя миром, надо знать его законы. Путешествие в физику продолжается. Главное – не лениться в поисках нового и интересного. Учитесь познавать суть обычных, но таких удивительных явлений! Желаю вам успехов на этом пути!

 Любят физики предмет,

Интересней его нет.

Ведь в основе мирозданья

Все физические знанья!

 До новых встреч, ребята!

 Использованные источники:

 http://allforchildren.ru/why/when14.php Когда появились первые спички

http://fanread.ru/book/2531797/?page=3 Рассказы о вещах

 http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/584591/  Петрова В.И. Удивительное рядом

 http://rudocs.exdat.com/docs/index-284717.html От лучины до лампочки

 http://gladyschev.blogspot.com/ Стихотворение В. Шефнера «Я ещё не устал удивляться»

 https://infourok.ru/metodicheskaya_razrabotka_vneklassnogo_meropriyatiya-126469.htm   Ларина Л.П. Экскурсия в мир физики

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (5)

Забелина Маргарита Владимировна, 07.11.17 в 15:02 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Добавила в избранное.
Матросова Галина Николаевна, 07.11.17 в 17:06 0Ответить Пожаловаться
Cпасибо! Очень интересные простые опыты, для шестиклассников самое то!!!
Карасева Ирина Дмитриевна, 07.11.17 в 22:51 0Ответить Пожаловаться
Спасибо большое, дорогие коллеги! Сегодня провела в 2-х шестых классах. Как всё-таки развиты наши дети, как много они уже знают: очень были активны, пытались объяснить увиденное и зачастую верно же объясняли (ну разве что требовалась небольшая поправочка учителя, где-то дополнение). Так мы сегодня начали Неделю науки и техники, которая проходит во всех школах Луганской Народной Республики.
Спицына Любовь Ивановна, 19.11.17 в 09:30 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Дмитриевна! Надеюсь, позволите некоторые опыты из Вашей работы использовать во внеурочке у шестиклассников?! Желаю Вам, всем коллегам Луганской Народной Республики и вашим ученикам мирного неба и разрешения всех общереспубликанских проблем!!!
Карасева Ирина Дмитриевна, 20.11.17 в 01:17 0Ответить Пожаловаться
Огромное спасибо Вам, Любовь Ивановна! Конечно, всё, что считаете нужным, используйте. Если бы я не хотела делиться, не отправляла бы сюда. Но со мной делятся мои коллеги, почему бы и мне не поделиться своими наработками? ))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.