Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 32 «Золушка» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан Автор проекта: Галиаскарова Айгуль Фаизовна, воспитатель Методическое сопровождение: Скарякина Наталья Николаевна, старший воспитатель Мини-проект «Воздух - невидимка»
Проблема: Отсутствие у детей представления о значении воздуха в жизни человека, об основных источниках загрязнения воздуха, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воздуха. Цель: познакомить детей с понятием «Воздух», его свойствами через опыты. Задачи: Обучающие: Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха (прозрачный, невидимый, легкий, не имеет запаха, может передавать запахи других веществ и т.д.) Способствовать овладеванию способами обнаружения воздуха. Формировать ценностное отношение к воздуху и его значение для всего живого. Совершенствовать монологическую речь. Развивающие: Развивать интерес к познавательной деятельности Развивать умение последовательно излагать свои мысли, высказывать предположение, мнение. Расширять словарный запас детей. Воспитательные: Воспитывать интерес к опытам, коммуникативные умения.
Вид проекта: групповой, познавательно-исследовательский, экологический Продолжительность проекта: краткосрочный (1 февраля – 8 февраля 2021гг.) Направление развития детей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель и родители
Актуальность проекта Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции, стимулирует познавательную активность и любознательность. Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Опыты, которые дети проводят, способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Уточняя знания о воздухе и его свойствах воздуха, дети устанавливают причинно-следственные связи, делают суждения, умозаключения. Дети превращаются в «учёных», которые проводят опыты и эксперименты.
Результат проекта Ожидаемые результаты (продукт проекта): развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем; развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы; формирование представлений о свойствах воздуха, его значении в жизни живых организмов; использование полученных знаний в дальнейшей деятельности; формирование у родителей интереса к проблеме экологического воспитания детей.
1-й этап – подготовительный. Определение темы проекта: знакомство детей с основными понятиями. Составление плана работы по реализации проекта «Воздух - невидимка». Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментов. Анкетирование родителей по данной проблеме. Консультирование родителей. Подбор наглядно - дидактических пособий, игр, демонстративного материала для занятий. 2-й этап – основной. Просмотр презентации «Воздух», мультфильма «Формула ума». Беседа на тему: «Что такое воздух», «Применение свойств воздуха человеком», «Охрана воздуха». Чтение стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри», И. Токмакова «Ветрено, ветрено», сказки Ирис Ревю «Добрый воздух». Пословицы о воздухе. Загадки о воздухе, о воздушном транспорте. Опыты «Существование воздуха», «Что в пакете?», опыт «Ветер по морю гуляет», опыт «Воздух легче воды», опыт «Надувание мыльных пузырей», опыт «Как работает воздух?», опыт «Свечка в банке», опыт «Подпрыгивающая монета». Изготовление веера (ветерка) из бумаги. Игровое упражнение «Ветер дует нам в лицо». П/и «Пузырь». Консультация для родителей «Экспериментируем дома». 3-й этап – заключительный НОД по рисованию с использованием нетрадиционных техник (рисование мыльными пузырями) «В стране мыльных пузырей».
«Существование воздуха» Цель: Доказать существование воздуха Материал и оборудование: таз с водой, пустой стакан, соломинка Опыт 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в таз. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. Опыт 2. Детям предлагается снова опустить стакан в таз с водой, но теперь предлагается держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода. Вывод: Воздух прозрачный, невидимый. Опыт 3. Детям предлагается опустить в стакан с водой соломинку и дуть в неё. Что получается? (Получается буря в стакане воды). Вывод: в воде есть воздух
Что в пакете? Цель: Обнаружить воздух. Материал и оборудование: пакеты Опыт: Предложить детям доказать с помощью полиэтиленовых пакетов, что вокруг нас есть воздух. Посмотреть сквозь пакет на предметы. Вывод: Воздух можно поймать. Воздух невидимый, прозрачный.
«Свойства воздуха» Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха. Материал и оборудование: Ароматизированные салфетки, корки апельсин…. Опыт: Взять ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложить детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении. Вывод: Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.
«Ветер по морю гуляет» Цель: Обнаружить воздух. Материал и оборудование: Таз с водой, модель парусника. Опыт: Взрослый опускает парусник на воду, дует на парус с разной силой. Дети наблюдают за движением парусника. Выясняют, почему плывет лодочка, что ее толкает (ветерок); откуда берется ветер-воздух (мы его выдыхаем). Взрослый обсуждает с детьми, как надо дуть, чтобы парусник быстрее или дольше плыл (набрать больше воздуха и сильно или дольше его выдыхать). Вывод: Взрослый спрашивает у детей, почему нет пузырьков воздуха, когда мы дуем на парус (пузырьки образуются, если «вдувать» воздух в воду, и тогда он поднимается из воды на поверхность).
«Воздух легче воды» Цель: доказать, что воздух легче воды Материал и оборудование: надувные игрушки, таз с водой. Опыт 1. Детям предлагается "утопить" игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды. Опыт 2. Движение воздуха – ветер Налейте в таз воду. Возьмите веер и помашите им над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы получается ветер. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха. Сделайте бумажные кораблики и опустите их в воду. Подуйте на кораблики. Кораблики плывут, благодаря ветру. Что происходит с корабликами, если ветра нет? А если ветер очень сильный? Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее крушение.
А веер дети сделали самостоятельно.
«Воздух меняет объем» Цель: показать, что воздух имеет объем Материал и оборудование: пластиковая бутылка, таз, полиэтиленовый пакет, теплая вода, лед Опыт 1. Подпрыгивающая монета. С помощью расширяющегося воздуха можно заставить монету подпрыгнуть. Поставь бутылку с длинным горлышком в глубокий таз. Намочи ободок горлышка и положи сверху большую монету. Теперь налей в таз тепой воды. Теплая вода нагреет воздух внутри бутылки. Воздух расширяется и толкает монету вверх. Опыт 2. Воздух охлаждается. Проделай этот опыт, чтобы узнать, что происходит, когда воздух охлаждается. Положи в полиэтиленовый пакет несколько кубиков льда и раскроши их с помощью скалки. Насыпь лед в бутылку и заверни крышку. Потряси бутылку, потом поставь ее. Смотри, что произойдет с бутылкой, когда лед охладит внутри нее воздух. Когда воздух охлаждается, он сжимается. Стенки бутылки втягиваются, так что внутри не остается пустого пространства.
«Как работает воздух» Цель: увидеть, как воздух может поддерживать предметы. Материал и оборудование: два одинаковых листа бумаги, стул. Опыт: Предложите детям скомкать один лист бумаги. Затем пускай они встанут на стул и с одинаковой высоты бросят одновременно смятый и ровный листок. Какой листок приземлился раньше? Вывод: смятый листок упал на пол раньше, так как ровный листок опускается, плавно кружась. Его поддерживает воздух.
«Свечка в банке» Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомиться со способами тушения огня. Материал и оборудование: Свеча, банка, бутылка с обрезанным дном. Опыт: Взрослый предлагает детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе со взрослым проводят опыт: зажигают свечу, накрывают ее банкой, наблюдают до тех пор, пока свеча не погаснет. Вывод: Взрослый подводит детей к выводу о том, что для горения нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди это используют для тушения огня при пожарах (вода при высокой температуре превращается в пар и препятствует доступу кислорода).
«Надувание мыльных пузырей» Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь. Материал и оборудование: Тазик, мыльный раствор в емкости, соломинки. Опыт: Налить в тазик мыльный раствор, опустить соломинку в мыльный раствор, и дуть в соломинку. Взрослый объясняет детям, как получается пузырь, и предлагает им самим надуть мыльные пузыри. Вывод: В мыльный пузырь попадает воздух; откуда взялся воздух (мы его выдохнули из себя); почему одни пузыри маленькие, а другие большие (разное количество воздуха).
На заключительном этапе дети отправились в «Страну мыльных пузырей», где Капелька научила рисовать мыльными пузырями.
Загадки о воздухе Чего в комнате не видишь? (Воздух) Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух) Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух) Такой большой, что занимаю мир. Такой маленький, что в любую щель пролезаю. (Воздух) Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер) Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер) Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь) Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер) Пословицы и поговорки В запас воздухом не надышишься. Нам победа, как воздух, нужна. Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь. Воздуха словами не наполнишь. Люди работали, а он воздухом торговал. Воздух – символ свободы. Свежая струя воздуха. Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать. «Ветрено» Ирина Токмакова Ветрено, Ветрено, Вся земля проветрена! Ветер листья с веток Разогнал по свету: Липовый, берёзовый, Жёлтый лист и розовый, Красный, разноцветный, Старый лист газетный... Солнечно, ведренно... Ветрено! Ветрено!