Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Жемчужинка»
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тип проекта: экологический.
Срок реализации проекта: бессрочный
Участники проекта:
Дети младшего школьного возраста, воспитатель (реализация).
Разработала: воспитатель высшей
квалификационной категории
Герасименко Валентина Викторовна
г. Лесозаводск 2022 г.
Проблема:
Проблема заключается в том, что у детей сложилось недостаточное представление о цветах, их строении, разнообразии; не сформированы умения ухаживать за цветами, умения создавать клумбы. Дети мало знают о выращивание цветочной рассады и уходом за ней.
Мы давно вас считаем друзьями,
Дети наших садов и полей,
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней.
Актуальность:
Экологическое воспитание — одно из основных направлений в системе образования и воспитания: это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. В наше время дети мало общаются с природой, а большую часть досуга проводят за компьютерными играми. К сожалению, дети не всегда могут правильно наблюдать за природой и природными явлениями, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений. Работа с растениями расширяет кругозор ребенка, заставляет его глубже узнавать окружающий мир, способствует приобретению опыта по организации собственной деятельности.
С наступлением весны клумбы городов люди стараются сделать яркими и красивыми, а высаженные на них растения устойчивыми к изменению погоды, чтобы они радовали жителей до поздней осени.
Необходимость благоустройства клумбы на территории нашего центра является бесспорной, поэтому мы с детьми решили вырастить рассаду цветов, которые в дальнейшем будут приносить эстетическое наслаждение, радость и взрослым, и детям.
Цель:
Выращивание цветочной рассады для оформления клумбы.
Задачи:
Формировать представление детей о разнообразии цветов.
Расширять имеющиеся знания и представления об условиях выращивания и ухода за цветочной рассадой.
Развивать практические навыки по выращиванию и уходу за растениями.
Развивать умение оформлять цветочные оформление клумбы.
Научить использовать в работе удобрения;
бороться с вредителями и болезнями растений, приготавливать раствор и обрабатывать растения.
Познакомить детей с техникой безопасности.
Воспитывать осознанное отношение к трудовым поручениям, результатам труда.
Воспитывать экологическую культуру.
Новизна проекта заключается в том, что проект будет способствовать систематизации и обобщению, формированию у воспитанников определенного минимума знаний и умений, которые необходимы для понимания основных закономерностей, происходящих в природе, места и роли человека в ней. Правильно поставленная работа воспитанниц с цветами поможет им закрепить свои знания по вопросам экологии.
Механизм реализации проекта:
Выявление уровня знаний и умений по уходу за растениями.
Практическая деятельность.
Знакомство с профессией флорист, ландшафтный дизайнер.
Этапы реализации проекта:
Реализация проекта направлена на развитие познавательных интересов воспитанниц, развитие творческой инициативы и самостоятельности по озеленению центра.
1.Подготовительный:
Подбор и изучение методической литературы для реализации проекта.
Приобретение необходимых материалов и оборудования (почва, контейнеры под рассаду, семена).
2. Основной (практический этап):
Подбор семян для рассады, установление сроков посева, сопоставление информации с нашими климатическими условиями.
Посев семян, наблюдение за всходами сеянцев, их ростом и развитием.
Пикировка рассады, уход за рассадой.
Перекопка почвы, придание клумбе необходимой формы.
3. Заключительный:
Март –апрель посев семян.
Конец мая - представление проекта.
Конец мая: высадка цветочной рассады на клумбу
Июнь – сентябрь: контроль за состоянием клумбы: приживаемость растений, полив, подкормка, прополка клумбы.
Август-сентябрь: фотосессия « Наша клумба загляденье».
Сентябрь: создание видеоролика: «Цветочное царство».
Сентябрь - сбор семян для дальнейшей работы.
Методы и приёмы:
Беседы, используя художественное слово.
Просмотр видеороликов, видеоклипов.
Рассматривание иллюстраций.
Наблюдения.
Решение экологических проблемных задач.
Исследовательская работа.
Творческая практическая деятельность и трудовая деятельность (посадка цветов, оформление клумб).
Ресурсное обеспечение:
Компьютер, клумбы, садовый инвентарь, видеоролики, презентации, иллюстрации.
Оценочный инструментарий:
Наблюдения, тестирование, практическая работа.
Ожидаемые результаты:
Сформируются знания о многообразии цветов для клумб.
Воспитанники научатся анализировать и находить оптимальные условия для выращивания рассады цветов,
находить новую информацию из разных источников, собирать семена для дальнейшей работы;
вести наблюдения.
Научатся использовать в работе удобрения; бороться с вредителями и болезнями растений, приготавливать раствор и обрабатывать растения.
Научатся использовать при посадке растений технику безопасности.
Заключение:
В результате работы над проектом мы научились:
выполнять коллективное общее дело, и решать
возникающие проблемы;
правильно сеять семена, выращивать и ухаживать за
рассадой цветов;
проводить простейшие эксперименты, наблюдать за ростом рассады;
бороться с вредителями и болезнями растений, приготавливать раствор и обрабатывать растения.
Давай пройдёмся медленно, спокойно
И «здравствуй» скажем, каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Календарный план реализации проекта
№ |
Мероприятие |
Цель |
Срок |
1. |
Беседа: «Роль цветов в жизни человека»
|
Расширить знания детей о роли цветов в жизни человека. |
Февраль |
2. |
Тестирование: «Что я знаю о цветах» |
Выявить уровень знаний и умений по уходу за растениями. |
Февраль |
3. |
Беседа: «Однолетние и многолетние цветы» |
Познакомить детей с однолетними и многолетними цветами |
Февраль |
4. |
Просмотр видеороликов, видеоклипов; рассматривание иллюстраций; чтение худ. произведений (стих. притчи); загадывание загадок о цветах
|
Закрепить знания детей о цветах |
Февраль - март |
5. |
Беседа: «Цветы бархатцы» |
Познакомить с разновидностями бархатцев, расширить кругозор |
Февраль |
6. |
Беседа: «Разновидности клумб»
|
Расширить знания о разновидностях клумб |
Февраль |
|
Беседа: «Ландшафтный дизайнер» |
Уточнить и расширить знания о профессии ландшафтный дизайнер |
Март |
|
Беседа: «Что такое рассада?» |
Расширить и обогатить знания детей о семенах и рассаде цветов однолетников |
Март |
|
Подкормка для цветов
|
Формировать представление о подкормке для цветов
|
Март
|
|
Вредители, болезни и борьба с ними
|
Научить определять болезни растений, осуществлять профилактику заболеваний, бороться с вредителями различными методами; приготавливать раствор и обрабатывать растения.
|
Март
|
|
Посев семян, наблюдение за всходами сеянцев, их ростом и развитием. |
Познакомить с приемами посева. Формировать умения и навыки посева семян, закрепить их на практике. Развивать наблюдательность |
Март-апрель |
|
Уход за рассадой. |
Научить правилам ухода |
Март-май |
|
Викторина: «Угадай цветок» |
Обобщить знания детей о цветах |
Апрель |
|
Выставка рисунков: «Цветик семицветик» |
Развивать воображение, творческие способности |
Апрель |
|
Пикировка рассады.
|
Учить пикировать рассаду |
Апрель |
|
Подготовка почвы, для оформления клумбы необходимой |
Учить готовить почву для оформления клумбы, воспитывать чувство коллективизма |
Май |
|
Высадка цветочной рассады на клумбу. |
Познакомить с приемами высадки, воспитывать желание ухаживать за растениями. |
Май |
|
Представление проекта: «Юный цветовод» |
Показать результат по реализации проекта. |
Май |
|
Контроль за состоянием клумбы: приживаемость растений, полив, подкормка, прополка клумбы
|
Обобщить знания детей о растениях и уходом за ними, применять полученные знания на практике.
Формировать бережное отношение к цветам |
Май - сентябрь |
|
Фотосессия: « Наша клумба загляденье». |
Научить видеть результат своего труда, уметь видеть красоту цветов.
|
Август-сентябрь: |
|
Создание видеоролика: «Цветочное царство».
|
Показать результат работы детей |
Сентябрь: |
|
Сбор семян для дальнейшей работы.
|
Формировать навыки сбора и хранения семян |
Сентябрь |
Список литературы
И.Ю. Бочкова, О.Н. Бобылева, Т.Н. Соколова «Цвет в ландшафтном дизайне» Москва: ЗАО «Фитон» 2007г.
Л.Н. Стороженко «Как вырастить цветы» Москва: «Просвещение» 1978г.
Д-р Д.Г. Хессайон «Все о клумбовых растениях» Москва: Издательство «Кладезь-Букс» 2005
О.И. Кочережко «Ландшафтный дизайн» Ростов на Дону: «Феникс»,2004г.
Н.Я. Крижановская «Основы ландшафтного дизайна» Ростов на Дону: «Феникс» 2005г.
И.А. Николаевская «Благоустройство территорий» Москва: Издательский центр «Академия», 2007г.
М. Сидорова «Ландшафтный дизайн» Москва: «Ниола-пресс» 2008г.
Г. Октябрина «Любимые цветы» М. Оникс, 2008;
О. Воронова, Сам себе ландшафтный дизайнер. Изд. Эксмо, 2007;
Журнал « Планета цветов»