Проект "Зима"
Проект
«Зима»
Автор: воспитатель
по обучению детей
осетинскому языку
Томаева И. Т.
Г. Владикавказ
2024 г.
Материалы: презентация, текстовый документ
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный. Время реализации: с 23 по 27 декабря 2024 г.
Участники: воспитатель по обучению детей осетинскому языку и дети подготовительной группы.
Тип проекта: информационно-творческий.
Интеграция образовательных областей: « Развитие речи», «Восприятие художественной литературы», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Актуальность: состоит в том, что он позволяет в воспитательно-образовательном процессе расширять и систематизировать творчески применяя знания детей о сезонных изменениях в зимнее время года на осетинском языке. Познакомить детей с основными признаками Зимы, работая с сюжетными картинами, на осетинском языке.
Цель: Создать условия для развития у детей творческих способностей, познавательно-исследовательских.
Развивающие:
-развивать у детей интерес к родной природе, к родному языку
Воспитательные:
- воспитывать интерес к живой природе, бережное отношение к природе.
Схема реализации проекта.
1. Первый этап – подготовительный:
Изучение уровня знаний по данной теме;
Определение задач;
Подбор игр, стихотворений, рифмовок, песен, художественной литературы о зиме на осетинском языке .
Изготовление дидактических пособий по теме.
Подготовка презентации «Зымæг»
Подготовить материал для консультации по теме:
«Зымæг æмæ зымæджы бæрæггæнæнтæ»
2. Второй этап – основной:
Работа с детьми.
№ | Образовательная область | Содержание проекта |
1. | О.О. «Познавательное развитие» | Рассматривание картины «Зайцы в зимнем лесу» «Тæрхъустæ зымæгон хъæды» художник Николаева С.И. Дидактические игры: «Кто где зимует?», «Чи кæм æрвиты зымæг?» |
2. | О.О. «Развитие речи» | Словесные игры: учить называть существительные на осетинском языке Дидактические игры:«Зымæг ралæууыд» |
3. | О.О. «Восприятие художественной литературы» | Чтение стихотворений К. Хетагурова «Зымæг», А. Чеджемов «Арф мит» Загадывание загадок о зиме; |
4. | О.О. «Художественно-эстетическое развитие» | Работа с раскрасками «Зымæг», «Заз бæлас»
|
5. | О.О.«Физическая культура» | Подвижные игры: «Миты гæлæбутæ».«Уары мит» Физкультминутка: «Заз бæлас», |
3. Третий этап – заключительный:
НОД «Зымæг».
Темæ: Зымæг - Зима
Нысан: Сывæллæтты ахуыр кæнын радзырдтæ нывмæ гæсгæ. Ахуыр кæнын азы афонтæ æвзарын. Бакусын мырон культурæйыл.
Материал:. наглядный материал к заданиям , дидактические игры «Разрезные картинки», проектор, ИКТ
Ахуыры цыд
1. Звуковая зарядка «Уары мит»
2. Рифмовка «Арф мит…»
Дзырдуат - Словарь.
Мит, мит уары, хъыст-хъыст, фæлмæн, хæмпус, уазал, тайы, сæкæр, урс
1.Уыци-уыци - Загадка
У йæ кæрц фæлмæн хæмпус
Даргъ йæ рихи, даргъ йæ хъус. /Тæрхъус/
Æрхъуыды кæнын раздæры ахуырты цы тагъддзуринаг ахуыр кодтам уый. Бакусын мырон культурæйыл. Мыр хъ
Тагъддзуринаг - Скороговорка.
Хьæды цæрынц тъæрхъустæ,
Уыдон сты хъилхъустæ.
Иу гыццыл тæрхьус
Схъил кодта йæ хъус.
Донырдæм фæкасти,
Бирæгъæй фæтарсти.
2. Æвдисын ныв. Бамбарын кæнын ног дзырдтæ.
Беседа по сюжетной картине «Зима».
Воспитательница на видном месте устанавливает сюжетную картину.
В. Цавæр афæдзы афон уынут нывы?
Д. Зымæг.
В. Цæмæй бæрæг у?
(Ответы детей.)
В. Раст стут. Бæлæстыл нæй сыфтæ. Зæххыл ис бирæ мит. Адæм скодтой сæ хъарм дарæс. Сывæллæттæ бырынц дзоныгъæй. У уазал.
Ныр та мын радзурут, чи цы кусы? Æз нывмæ кæсдзынæн æмæ базондзынæн уыцы сывæллоны кæнæ сывæллæтты.
Опишите, во что одеты и что они делают. Я должна их узнать из ваших слов. Дзурут иронау.
(Ответы детей.)
5. Знакомство с новым материалом.
На занятии снег и сахар.
В. Ай цы у? (Показывает снег.)
Б. Уый у сæкæр! Адджын сæкæр!
В. Цæмæн афтæ зæгъыс, Бечи?
Б. Уæдæ цы у?! Урс-урсид, тæмæнтæ калы! Уый у сæкæр!
В. Сымах та куыд хъуыды кæнут? Давид!
Д. Уый у мит!
В. Чем отличается снег от сахара?
А. Мит у уазал. Сæкæр уазал нæу.
В. Раст дæ, фæлæ ма ноджы цæмæй? Это не самое главное отличие. Оксанæ!
О. Мит къухы тайы.
В. Рауай-ма! Оксанæйæн йæ иу армы ис сæкæр, йæ иннæ армы та – мит. Аслан, сæкæр атадис?
А. Нæ атадис! Сæкæр тæвд цайы тагъд атайы.
В. Так чем отличается сахар от снега? Зауыр! Дзур Бечийæн.
З. Бечи, сæкæр у адджын, армы нæ тайы. Мит та хъармы дон фесты, стæй у тынг уазал.
Физминутка
В. Байхъусут-ма Баситы Мысосты æмдзæвгæмæ, хуыйны «Саби æмæ зымæг».
Саби æмæ зымæг
О, зымæг, уадимæ Тагъддæр æрцу! Комы уа, ихыл уа – Махимæ у!.. | Зонæм, æрхæсдзынæ Дард бæстæй хъызт… Дысон та рудзынгыл Федтон дæ фыст… |
Митын æргъæмттæ нын
Бирæ æрхæсс!
Гъестæй-иу сабиты
Дзоныгътæм кæс!
Работа над текстом. Почитать, перевести незнакомые слова: уад – буря; ком – ущелье; хъызт – мороз; æргъом – вязанка, сугроб.
Прочитать еще раз и задать вопросы по тексту:
1. Цы куры зымæгæй саби?
2. Цы кусдзæн саби, мит бирæ куы æруара, уæд?
(Ответы детей.)
Работа вне занятия. Наблюдения за снегом, льдом, сосульками