Проект по художественно-эстетическому развитию «Зимушка-зима»
Проект по художественно-эстетическому развитию в старшей группе по теме: "Зимушка-зима"
Воспитатель: Конева А.Ф.
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческо-информационный.
Сроки реализации: декабрь-февраль.
Актуальность:
Все дети любят зиму, но не все задумываются, почему времена года сменяют друг друга, всем ли хорошо зимой, что было бы, если бы зимой не было снега. Предоставить детям возможность в течение двух недель работать над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы.
Поддерживая стремления детей к творчеству, проект поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над проектом позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень. Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
Новизна проекта: новизна заключается в самом проектировании, так как ранее мы с детьми не использовали данную образовательную технологию, когда задачи обучения и воспитания дошкольников реализовывались при активном участии самих воспитанников.
Цель проекта:
продолжать знакомить с зимой как временем года, зимними забавами; учить детей делиться своими впечатлениями о событиях из личного опыта. Познакомить с зимними видами спорта. Закрепить знания детей о назначении зимних построек, повторить правила поведения на прогулке.
Задачи проекта:
Формировать умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Закреплять знания детей о свойствах снега. Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.
Учить замечать птиц в ближайшем окружении, вызвать интерес к их поведению.
Закрепить знания о зимних развлечениях.
Развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время наблюдений; формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
Возраст детей: 5-6 лет.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Форма реализации:
НОД
дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры;
беседы, стихи, сказки;
рассматривание иллюстраций, картинок;
работа с родителями.
Конечный продукт: Акция «Покорми птиц».
Предполагаемый результат:
• развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем и родителями.
• расширение кругозора детей и закрепление их знаний о сезонных изменениях в природе;
• обогащение активного словаря детей эпитетами, образными выражениями, пословицами и поговорками, стихами на зимнюю тему;
• развитие связной речи, умения составлять описательные рассказы по картине и повествовательные, опираясь на личный опыт и воспоминания.
• развитие детского творчества в разных направлениях (рисунки, аппликация, моделирование из бумаги и природных материалов, лепка).
Приложение 1
Беседа «Зимние виды спорта».
Задачи:
- уточнить знания детей о зимних видах спорта;
- пробудить интерес к физической культуре и спорту;
- формировать у детей потребность в двигательной активности;
- дать представления о важности, пользе занятиями спортом для здоровья.
Ход беседы:
Воспитатель: Ребята, я прочитаю вам стихотворение. А вы послушайте внимательно и мне скажите про что оно.
Мы зиму ждали не напрасно:
Морозным днем под небом ясным,
Все будущие чемпионы,
Торопятся на стадионы.
И для тебя, и для меня,
Уже проложена лыжня.
Давно наточены коньки,
Блестят залитые катки.
Флажки видны на склонах снова -
К соревнованьям все готово.
Вот шайба, санки, клюшка, шлем -
Что для чего здесь - ясно всем.
Ведь знает про бобслей, шорт-трек
Сегодня каждый человек.
И вновь спешит к ледовым трассам
Болельщиков веселых масса.
Они с невиданным азартом,
Поддержат каждого на старте.
«Давай!», «Нажми!», «Еще быстрее!»-
Так громко все вокруг болеют,
Будто румяная зима,
Вдруг встала на коньки сама!
Воспитатель: Ну, что догадались, о чем мы с вами будем говорить? (Ответы детей). - Да, о зимних видах спорта. Спорт делает человека сильным, выносливым, укрепляет здоровье. Если регулярно заниматься спортом и физкультурой, то будешь меньше болеть. Зимние виды спорта - это такие виды спорта, занятия которыми возможны, как правило, только в холодное время года. Все зимние виды спорта можно разделить на две группы: виды спорта, проводимые на снегу и виды спорта, проводимые на льду. Как называют людей, которые занимаются спортом? (спортсменами).
Воспитатель: А вы, хотите стать спортсменами? (Да) Давайте поиграем.
Подвижная игра «Спортсмены».
По сигналу «Бегом» дети легко бегают по площадке, по сигналу «Стоп» останавливаются и принимают позу, по которой можно определить, каким видом спорта занимаются спортсмены. Один ребенок, назначенный ведущим, пытается угадать вид спорта. Кто пошевелится, выбывает из игры.
Воспитатель: Ребята, а какими видами спорта вы хотели бы заниматься? (Ответы детей). Сейчас проверим, хорошо вы знаете зимние виды спорта.
1. Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» -
Значит там игра – …. (Хоккей)
2. Две полоски на снегу,
Оставляют на бегу.
Я лечу от них стрелой,
А они опять за мной. (Лыжи)
3. На льду танцует наш артист,
Кружится, как осенний лист.
Он исполняет пируэт,
Потом двойной тулуп… Ах, нет!
Не в шубе он, легко одет.
И вот на льду теперь дуэт.
Эх, хорошо катаются!
Зал затаил дыхание.
Вид спорта называется … (Фигурное катание)
4. И в мишень спортсмен стреляет,
И на лыжах мчится он.
А вид спорта называют,
Очень просто: ... (Биатлон)
5. Посмотрите: лыжник мчится,
А потом летит как птица,
Совершив прыжок с вершин.
А помог ему... (Трамплин)
6. Мчаться вниз по снежным склонам –
Очень мужественный спорт!
А поможет чемпионам,
В этом спорте ... (Сноуборд)
7. Вопрос не лёгкий у меня,
Как это называют,
Когда спортсмены на санях,
По жёлобу съезжают? (Бобслей)
Воспитатель: Молодцы, угадали все загадки. А теперь поиграем.
Игра «Кто что делает?»
Ходит на лыжах – лыжник, лыжница.
Бегает на коньках – конькобежец, конькобежка.
Играет в хоккей – хоккеист, хоккеистка.
Занимается фигурным катанием – фигурист, фигуристка.
Ходит на лыжах и стреляет по мишени – биатлонист, биатлонистка.
Спускается по ледяному желобу в бобе – бобслеист, бобслеистка.
Прыгает на сноуборде – сноубордист, сноубордистка.
Физкультминутка «Конькобежный спорт»
На коньках стоять умеем,
И на ноги их оденем,
(шагаем на месте, одеваем коньки)
Приготовимся – Вперед!
Совершаем мы полет.
(согнули спину, присели на полусогнутых)
Плавно ноги мы разводим,
Быстро двигаемся, сводим,
(нога и рука вправо)
Руки тоже за ногами
Быстро двигаются сами.
(нога и рука влево)
Мы на льду быстрее всех,
Впереди нас ждет успех!!!
(маршируем, хлопки перед грудью).
Воспитатель: А сейчас, я вам расскажу про распространенные зимние виды спорта для детей.
Многие виды зимнего спорта относятся к экстремальным. Это, например, горные лыжи, сноуборд или натурбан. Детям дошкольного возраста детского сада наиболее подходят виды, не связанные с большим риском травматичности - лыжи, санки или коньки (хоккей и фигурное катание). Хоккей вообще-то также достаточно травмоопасная игра, однако его не относят к экстремальным видам спорта.
Лыжами могут заниматься дети, начиная с 5-6 лет. Тренировки обычно проводятся на свежем воздухе, их можно организовать недалеко за городом, на природе. Также полезно малышам, заниматься санным спортом. Любой спорт полезный, повышает выносливость.
Дальше наша дружба со спортом будет продолжаться.
•Давайте ещё раз повторим, что нужно делать, чтобы быть здоровым, красивым, крепким, бодрым? (заниматься спортом)
•Как называются люди, занимающиеся спортом? (спортсмены)
•Предлагаю запомнить поговорки о спорте:
Закаляй свое тело с пользой для дела.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Со спортом не дружишь - не раз о том потужишь.
Воспитатель: Молодцы! Вы хорошо знаете зимние виды спорта, и надеюсь, будете ими заниматься. А знаете вы, что нужно делать, чтобы стать спортсменом? Больше гулять, заниматься спортом, быть такими же сильными, ловкими, быстрыми и, конечно же, здоровыми.
Приложение 2
Беседа «Как обезопасить себя во время катания на санках, ватрушках, коньках».
Цель: формирование у детей представления о правилах безопасного поведения во время катания на санках, ватрушках, коньках.
Ход НОД.
Воспитатель: Вот и наступила зима, много выпало снега. Все взяли ватрушки, санки и коньки и вышли на снежные горки и катки. У зимних забав две стороны. Они могут принести не только радость, но и тяжелые травмы. Очень часто невинное развлечение заканчивается посещением травматологического пункта и даже госпитализацией. Идете на каток – соблюдайте правила безопасности! Вот некоторые из них.
- Если катаетесь часто, то лучше приобрести коньки, а не брать их в прокате. Они должны быть удобными и нигде не жать, не давить. Если нога будет свободно, то будете часто падать. Шнуровка должна быть крепкой, чтобы вы чувствовали себя, как можно более уверенно.
Одежду тоже нужно подобрать правильно. Она должна быть теплой, но не тяжелой. Если вы новичок, не забудьте надеть штаны потолще – падать в них не так больно. Вообще, падения – тема для отдельного разговора. Приземляться нужно уметь правильно.
- Если чувствуете, что вот-вот упадете, то попытайтесь на бок или хотя бы вперед «рыбкой», – советуют опытные конькобежцы.
- Если рядом с вами катаются другие люди, то постарайтесь упасть так, чтобы лезвия ваших коньков не были направлены в их сторону. В противном случае вы можете задеть их и поранить. На скорости лезвия могут нанести глубокую рану за счет своей остроты.
- Детям не следует ходить на каток одним. Кто-то всегда должен быть рядом, чтобы в случае несчастья, было кого позвать на помощь.
Физкультминутка «Зима»
Мы зимой в снежки играем, мы играем. (имитация лепки снежков)
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. (шагаем, высоко поднимая колени)
И на лыжах мы бежим, мы бежим. (пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях)
На коньках по льду скользим, мы скользим. (плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях)
И снегурочку лепим мы, лепим мы . (соответствующие движения)
Гостью-зиму любим мы, любим мы. (развести руки в поклоне и поставить на пояс)
Воспитатель:Ещё одна зимняя забава катание на «ватрушках». Кататься на них любят не только дети, но и взрослые. Увы, это один из самых травмоопасных видов зимнего отдыха. «Ватрушки» развивают высокую скорость и могут закрутиться вокруг своей оси. Они абсолютно неуправляемые. Самое досадное, что они не оборудованы тормозным устройством. Есть несколько правил, как обезопасить себя во время спуска на «ватрушке».
- Кататься на «ватрушках» необходимо в строго отведенном для этого месте, а перед спуском проверять, чтобы на пути не было других катающихся.
- В процессе самого катания рекомендуется держаться за специальные ремни, расположенные по бокам.
- Не прикреплять «ватрушки» друг к другу «паровозиком»: иначе они могут перевернуться.
Подвижная игра «Пришла зима».
Задача участников этой игры — быстро и четко показывать то, что говорит ведущий. Все игроки выстраиваются в большой круг. Ведущий говорит: «Пришла зима» — все прыгают на месте. По команде «Пошел снег» все должны встать на месте и покружиться вокруг себя, подняв руки вверх. Команда «Завыла вьюга» — все бегут по кругу.
По сигналу ведущего «Началась метель» игроки стараются идти на полусогнутых ногах. «Намела метель сугробов» — все должны присесть, наклонить голову и обхватить ноги руками. Сначала ведущий произносит команды медленно, затем все быстрее и быстрее. Участник, который замешкался или выполнил другое действие, выбывает из игры.
Воспитатель: Санки не так опасны, как «ватрушки». Но тем не менее. Катание на них – развлечение преимущественно детское.
Во-первых, нужно правильно одеться. Лучше всего подойдут «дутые» сантипоновые куртки и штаны. Они не позволят сильно вспотеть и в случае падения максимально смягчат удар.
Во-вторых, обратите внимание на съезд. Он должен быть плавным и выходить в место без деревьев, заборов, пешеходных тротуаров, автомобильных дорог и прочих препятствий.
- Дети любят придумывать необычные способы катания на санках. Например, лежа на животе, стоя на ногах или на коленях, сидя против движения. Делать так категорически запрещается. Приветствуется только традиционное катание. Но все же если столкновение неизбежно, лучше выпрыгнуть из санок и правильно упасть. Падать лучше на бок с перекатом на спину. Подбородок надо прижать к груди.
Игра «Что лишнее?»
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».
Ход: Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько парных картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?»
Воспитатель: Еще есть несколько нехитрых правил для безопасного катания на лыжах.
- Лыжи должны быть подобраны по росту лыжника и находиться в исправном состоянии.
- Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечник, кольцо и регулируемой длины ремень для кисти руки.
- Одежда должна защищать от холода и ветра, быть легкой, удобной.
- При спусках не выставляйте лыжные палки вперед.
Воспитатель: Ребята, ели вы будете соблюдать все правила, то вам обеспечены радостные, веселые прогулки на свежем воздухе.
Приложение 3
Конспект НОД в старшей группе «Варежка»
Цель: формирование у старших дошкольников опыта самостоятельного осознанного договора в паре для достижения общего результата.
Задачи:
1.Поддерживать у детей интерес и желание заниматься декоративным рисованием: украшать варежки узором.
2.Побуждать детей к совместному обсуждению задания, согласованию друг с другом своих действий, умению приходить к общему решению и отвечать за часть своей работы.
3.Закреплять навыки создания узора (элементы: волнистые, прямые, зигзагообразные линии, круги, точки, цветы; подбор цвета, расположение узора) и развивать воображение, творчество в их выборе.
4.Развивать коммуникативные умения, способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, тактичного выражения своего мнения.
5.Побуждать детей к проявлению инициативы, самостоятельности и самоорганизованности, способствовать развитию волевых усилий.
Ход НОД:
Дети стоят в кругу.
- Ребята, придя сегодня утром в группу, я обнаружила в двери письмо. От кого же оно пришло? Давайте посмотрим. (Дети рассматривают письмо, высказывают варианты.) На письме есть адрес отправителя – «Трикотажная фабрика». Ребята, давайте вспомним, что изготавливают на трикотажной фабрике? (Свитера, платья, варежки, перчатки, шапки, шарфы.) Хотите узнать, что в письме? (Да) Воспитатель открывает письмо и зачитывает его:
«Дорогие ребята! Наша фабрика получила большой заказ на теплые детские варежки. Но варежек нужно связать так много, что узоры придумывать для них наши мастера – дизайнеры не успевают, поэтому обращаемся к вам за помощью. Помогите, пожалуйста, придумать узоры для варежек. Используйте заготовки, которые мы вам высылаем. Придуманные вами узоры мы используем для украшения детских варежек. А в благодарность мы обещаем вам прислать наклейки для блокнотов. Работники вязального цеха»
- Ребята, а вы хотите помочь? Как вы думаете, мы сможем им помочь? Прежде чем начать работу, посмотрите, у меня тоже есть варежки.
Рассматривание варежек
- Сколько варежек? – (Две)
- Как по - другому сказать? - ( Пара варежек.) - Одна на левую руку, другая на правую, а всего их две. – (Они пара)
- Как вы определили, что они пара? – (У них одинаковый цвет и рисунок.)
- А если бы две варежки были разные, их можно было бы назвать парой? (Нельзя.) - Да, две варежки только тогда будут считаться парой, когда у них одинаковый цвет, узор и расположение узора. - Где может располагаться узор на варежках? (На резинке, посередине варежки, а может быть вся варежка украшена.)
- Узор мы будем делать с помощью поролона и ватных палочек.
-Какие элементы можно использовать для узора? Чем украсить варежку? (Волнистые, прямые, зигзагообразные линии, круги, точки, цветы) удобнее и быстрее украшать заготовки: одному или вдвоем? (Нужно украшать вдвоем)
- Согласна, одну пару варежек удобнее украшать вдвоем. - А теперь давайте подумаем, что нужно делать, работая в парах, чтобы получилась пара одинаковых заготовок для варежек? (Нужно договориться.)
- Правильно, надо обсудить все вдвоем, договориться, какие цвета красок выбрать, чем украшать, где расположить узор.
Выполнять работу пара может по-разному. Договорившись об узоре и цвете, каждый может рисовать этот узор только на своей варежке.
Можно сделать по-другому. Договориться, что на обеих варежках кто-то один будет делать что-то одно (рисовать центр варежки), а другой на обеих варежках будет украшать резинку. Тогда вам придется меняться заготовками для того, чтобы повторить свой элемент на обеих варежках.
- Ребята, нам предстоит сегодня большая работа, как настоящим мастерам. Поэтому предлагаю размять руки и сделать упражнение. Приготовили пальцы обеих рук.
Пальчиковая гимнастика
Рукавички новые,
Теплые, пуховые
Мне их бабушка связала
Подарила и сказала:
Вот теперь у внучки не озябнут ручки.
- А теперь приступаем к выполнению работы. Музыка поможет вам (включается музыка)
- Ребята, помните, чтобы получилась у нас пара варежек, узор должен быть одинаковым по цвету, расположению.
-Постарайтесь рисовать аккуратно, чтобы мастера вязальной фабрики смогли повторить ваш узор на варежках.
- Помните, что надо принимать одно общее решение по украшению, договариваться, помогать друг другу во время работы.
-Ребята, мастера фабрики с нетерпением ждут наших варежек.
- Наша мастерская заканчивает свою работу, и у нас готовы первые пары варежек - заготовок. Раскладывайте их на столы. Посмотрите, какие красивые узоры у нас получились. Ребята, а я знаю один секрет, повернитесь спиной к столу и закройте глаза.
Д/ игра «Путаница»
1,2,3,4,5 – будем варежки искать, дружно пары подбирать (варежки перемешиваются)
«Собираем варежки по парам». Пары отличаются друг от друга разным цветом, узором, расположением. Давайте посмотрим на них.
- Вам понравилось украшать заготовки для варежек вдвоем?
- Расскажите, как у вас получилась пара? (Надо договариваться)
- Что вы для этого делали?
Каким узором украсили свои заготовки?
- У тебя все сегодня получилось? Почему?
- Какой совет дружеский можно дать…
- Молодцы, ребята! Думаю, наши украшенные заготовки для варежек помогут мастерам трикотажной фабрики успеть выполнить заказ. - Ребята, когда краска подсохнет, мы все варежки положим в конверт, подпишем адрес вязальной фабрики и отправим. И будем ждать ответа (через 1-2дня в группу приходит письмо с благодарностью детям и сюрпризами: наклейки).
Приложение 4
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Снеговик»
Цель: Научить детей делить материал на нужное количество частей разной величины, лепить последовательно, начиная с крупных деталей.
Задачи: научить детей создавать знакомый образ посредством пластилина на горизонтальной плоскости; закреплять навыки раскатывания, сплющивания; воспитывать эмоциональную отзывчивость к событиям, происходящим в жизни детей в определенное время года; стимулировать интерес к экспериментированию в работе, развивать у детей чувство композиции, образное мышление и воображение.
Ход НОД.
1. Организационная часть.
Воспитатель начинает занятие чтением стихотворения Е. Трутневой.
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил.
Воспитатель: Снег укрыл не только землю, но и крыши домов, и деревья.
Стало светло и очень красиво. И вам, дети, теперь найдется, чем заняться на улице. А скажите, какие зимние забавы вы знаете?
Дети: Можно кататься на коньках, на лыжах ходить по снегу, играть в снежки, строить снежную крепость.
В.: Послушайте, пожалуйста, загадку:
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза – угольки,
Губы – сучки,
Холодный, большой,
Кто я такой?
Дети: Снеговик.
В.: А почему он так называется?
Дети: Потому что его лепят из снега.
В.: А давайте вспомним, как это делают?
Дети: Скатывают из снега комки, ставят один на другой, а потом украшают.
В.: Скажите, а снежные комки, из которых составляют снеговика, одинаковые по величине или разные?
Дети: Комки разные: внизу – самый большой. На него ставится поменьше, а наверху, где голова, - самый маленький.
В.: Верно. Дети очень любят лепить снеговиков. Так иногда увлекаются, что забывают обо всем на свете. Мы тоже сегодня будем лепить снеговиков, а чтобы они у вас получились правильной формы, необходимо потренироваться и размять руки для работы.
Дети выходят из-за столов и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения.
Снега мы возьмем немножко,
Слепим мы снежки в ладошках.
Дружно ими побросались,
Вот ладошки и размялись.
А теперь пора творить,
Бабу снежную лепить.
Ком за комом покатили,
Друг на друга водрузили,
Сверху третий малый ком,
Снег стряхнули с рук потом.
2. Практическая часть.
В.: Снеговика вы уже делали на занятии по лепке, только он был в виде пластилиновой скульптуры, которую можно осмотреть кругом. А сегодня мы сделаем снеговика на плоскости – картоне. Раскатаем из белого пластилина колбаску и изобразим снежный покров внизу картона, слегка прижимая и расплющивая ее по поверхности основы. Теперь нужно вылепить три шарика разной величины: большой и поменьше для туловища снеговика и самый маленький для его головы. Положите самый большой шарик к «снежной» полосе, слегка надавите на его поверхность и прижмите края шарика к основе. Таким же образом выполните закрепление оставшихся шариков, расположите их друг над другом, чтобы самый маленький шарик, голова, оказался на самом верху. Молодцы. А теперь сделайте набольшие шарики – ручки и прикрепите сбоку от туловища на средней его части.
Выберите пластилин любого цвета, из маленького кусочка раскатайте шарик, сдавите пальчиками, получится форма «блинчика». При помощи стеки отсеките под наклоном боковые стороны и нижнюю его часть, придав форму ведерка, закрепите его на голове у снеговика.
(Воспитатель следит, чтобы все дети успевали выполнить задание).
Воспитатель: Вашим снеговикам очень скучно стоять без метлы. Раскатайте две колбаски из черного пластилина. Одну расположите под шариком-рукой, другую стекой разрежьте на одинаковые части и прикрепите наверху шарика-ручки в виде прутиков метлы.
Ну, вот и готово! Что-то не хватает нашим снеговикам? Конечно, нужно
сделать глаза, рот и нос. Для глаз скатайте маленькие горошины черного цвета, для ротика достаточно раскатать аккуратную тоненькую колбаску, ну и не забудьте про красную морковку для носа.
Дети, которые быстро справляются с работой. Могут дополнить сюжет изображением деревьев и елочек.
Воспитатель приглашает детей на физкультминутку. Дети под стихотворение выполняют движения.
Мы на лыжах в лес идем. Дети машут руками, словно работают лыжными палками.
Мы взбираемся на холм.
Палки нам идти помогут,
Будет нам легка дорога.
Вдруг поднялся сильный ветер, Вращение туловищем вправо и влево.
Он деревья крутит, вертит
И среди ветвей шумит.
Снег летит, летит, летит.
По опушке зайчик скачет, Прыжки.
Словно белый, мягкий мячик.
Раз прыжок и два прыжок –
Вот и скрылся наш дружок
3. Заключительная часть.
Педагог вместе с детьми любуется выполненными работами, хвалит детей за проявление фантазии и внесение в работу дополнений (деревья, птицы, тучки в небе, из которых идет снег, белого зайца и т. д.)
Приложение 5
Конспект НОД в старшей группе «Первый снег»
Цель: формировать умения творчески отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений.
Задачи: закреплять умения передавать в рисунке характерные особенности различных деревьев, использовать различные средства для изображения деревьев и снега, закреплять навыки рисования концом кисти тонких линий, рисование пальчиком.
Ход НОД
I часть
Дети входят в группу и встают на ковре около воспитателя.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в группу пришло звуковое письмо, а от кого это письмо вы узнаете, если отгадаете загадку.
Кто, угадай-ка
Седая хозяйка?
Тряхнет перинки –
Над миром пушинки.
Дети: 1.Эта хозяйка – зима.
2. Это зима!
Воспитатель: Правильно, давайте послушаем это письмо.
Запись: Здравствуйте, дети. Я – Зима. Я уже давно наблюдаю за вами, но никак не могу с вами поговорить. Тогда я решила послать вам звуковое письмо с вопросами, а вы мне ответьте на них. Договорились? А сейчас послушайте мой первый вопрос. Скажите, нравится ли вам зима и почему?
Дети: 1. Да, зима нам очень нравится.
2. Зима нам нравится.
Воспитатель: Да, зима очень красивое время года. А когда особенно красиво бывает на улице?
Дети: 1. Особенно красиво бывает во время снегопада
2. Красиво в солнечные дни, когда блестит снег
3. Очень красиво, когда деревья покрыты инеем, а под ними большие сугробы
Воспитатель: Ребята, какого цвета бывает небо зимой?
Дети: 1. В ясную солнечную погоду небо бывает голубого цвета
2. В пасмурную погоду небо серого цвета
3. Во время снегопада небо светлое, почти белое
Воспитатель: Ребята, как можно назвать зиму за ее красоту?
Дети: Зима волшебница, чудесница, сказочница, белоснежная, хрустальная.
Воспитатель: Ребята, красота зимы не оставила равнодушным никого. Художники, очарованные ее красотой, написали много картин, многие из которых нам уже знакомы. Давайте подойдем к выставке и посмотрим на картины еще раз. Скажите, каким изобразил лес на своей картине художник Александров?
Дети: 1. Он изобразил лес сказочным, таинственным
2. Деревья покрыты снегом, как будто шубами
3. Лес загадочный, волшебный, величавый, сказочный
(рассматриваем 2-3 картины)
Воспитатель: Что же еще пишет нам зима?
Запись: Ребята, моя красота вдохновляла не только художников, но и поэтов. Под впечатлением от красоты зимней природы поэты писали замечательные строки. Подарите мне, пожалуйста, эти стихи.
Воспитатель: Да, ребята, зима очень нравится поэтам. Мы с вами знаем много стихов о зиме. Давайте присядем и послушаем их.
(Дети читают стихи)
Береза. С.Есенин
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: О чем говорится в этом стихотворении?
Дети: В этом стихотворении говорится о белой березе, покрытой снегом
Воспитатель: В какую погоду любовался березкой поэт?
Дети: 1. Поэт любовался березкой в ясную солнечную погоду
2. Любовался в ясную погоду
Воспитатель: Как вы понимаете слова: «И горят снежинки в золотом огне»?
Дети: Это значит, что снежинки блестят, сверкают
(ребенок читает стихотворение)
Зима спешит, хлопочет… О.Высоцкая
Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Деревья и стога.
Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.
Зима велела дубу
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Воспитатель: Скажите, о чем заботится зима в этом стихотворении?
Дети: Зима заботится о деревьях, покрывает их снегом
Воспитатель: О какой шубке говорит поэт?
Дети: Поэт говорит о снежной шубе ( шубе из снега)
Воспитатель: С чем сравнил поэт снег на дубе?
Дети: Поэт сравнил снег с пышным мехом
Воспитатель: Я предлагаю сегодня стать вам художниками и нарисовать то, что вы представили, когда слушали стихи. Сейчас вы подумайте и решите, что вы хотите нарисовать. Я вам хочу напомнить, что иллюстрации могут быть объемными. А поможет представить ваш будущий рисунок музыка. Это произведение написал композитор Чайковский, называется оно «Зимние грезы». Оно тоже о зиме. Сейчас закройте глаза, слушайте музыку и представляйте свою будущую картину.
(Дети слушают музыку с закрытыми глазами)
(2-3 детей рассказывают о задуманном)
II часть
В процессе рисования звучит музыка.
Во время рисования детей индивидуальная помощь в продумывании композиции, выборе цвета, техники.
Воспитатель повторяет отдельные строки из стихотворений.
III часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько замечательных рисунков у нас получилось. Очень красивые рисунки у нас получились. Когда ваши рисунки высохнут, мы разместим их на выставке.
Приложение 6
Конспект интегрированного занятия в старшей группе: «Зимушка-Зима»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы.
Задачи:
Обогащать словарь детей качественными прилагательными.
Закрепить знания детьми народных примет и пословиц о зиме, закрепить понятие «пейзаж».
Познакомить с новым видом искусства «балет».
Ход интегрированного занятия:
Ребята стоят в круге.
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, матушка земля,
Здравствуйте, мои друзья!
Воспитатель: Ребята, правда, у нас сегодня чудесная погода. И время года замечательное (зима) и так хочется с другими поделиться хорошим настроением, сделаем друг дружке зимние комплименты, ведь так здорово делать друг другу комплименты, да еще такие необычные, зимние.
Коммуникативная игра «Комплименты».
Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.
Стук в дверь. Приносят письмо.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам пришло письмо. Давайте сядем на свои стульчики и его прочтем.
Ребята садятся за столы.
Чтение письма от «Зимушки – зимы»
Ребята, вы слышали, что случилось с зимушкой, поможем ей собрать снежинку?!(Да.) Но вы же понимаете, за каждую часть снежинки нам придется хорошенько потрудиться. А вот и первая часть, и в ней задание.
1 часть снежинки:
Игра «Назови, какая бывает зима»
(подбор прилагательных с помощью картинок – зимних пейзажей).
Ребята справились с заданием. Маша, помоги приклеить первую часть снежинки. (Приклеиваем часть снежинки на доску). Ну, что, ребята, хорошее начало.
«Какая зима бывает?» (холодная, морозная, снежная, веселая, пушистая, грустная)
Воспитатель: «А зимой мороз какой бывает?» (сильный, злой, крепкий, трескучий)
Вы правы: зима бывает разная - и веселая и грустная. Первая часть снежинки вернулась на свое место, а вот и вторая часть снежинки. Давайте посмотрим, какое следующее задание нам нужно выполнить.
2 часть снежинки:
Игра «Назови месяцы зимы»
Картинки месяцев зимы.
Ребята, давайте мы с вами вспомним, какие же месяцы зимы вы знаете?! (Декабрь, январь, февраль).
Верно, сколько их всего? (три),
Первый месяц зимы какой? (декабрь),
Второй? (январь),
Третий? (февраль). Какие вы молодцы!
Даня, помоги, пожалуйста, приклеить, вторую часть снежинки.
Воспитатель: Ребята, А у нас есть 3-е задание. Снежинки придумала нам загадки о зиме, давайте их отгадаем.
3 часть снежинки:
Снежный ворох во дворе.
Вот забава детворе!
В шапке сдвинутой на лоб
Снегопада ждет… (сугроб)
Его кисти невидимки
Красят инеем картинки
На стекле букеты роз
Нам нарисовал … (Мороз)
Змейкой вьется по земле
Воет жалобно в трубе
С ветром ей кружить не лень
Заметет следы … (Метель)
Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (снег)
С неба все скользят пушинки-
Серебристые (снежинки)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в.(снежки)
Словно в белый пуховик,
Нарядился (снеговик)
На снегу-то посмотри?-
С красной грудкой (снегири)
Какие вы умные ребята! Все загадки отгадали! Помоги, Сема повесить 3-ю часть снежинки.
4 часть снежинки:
«Зимние пословицы»
Воспитатель: Наши прабабушки и прадедушки были очень наблюдательными и умными. Они оставили советы-подсказки, как вести себя зимой и что бывает зимой в природе. Эти подсказки называются пословицами. Какие пословицы о зиме знаете вы?!
Готовь зимой телегу, а летом сани.
Чем крепче зима, тем скорее весна.
Февраль переменчив: то январем потянет, то мартом проглянет.
Декабрь год кончает, зиму начинает.
(дети называют пословицы, 2-е из перечисленных дети разбирают вместе с педагогом). Костя, помоги, пожалуйста, прикрепить следующую часть снежинки.
Воспитатель: Ребята, верно: декабрь год кончает.
Скажите, пожалуйста, какой ваш любимый праздник был в декабре?!(Новый Год).
А что мы делаем перед Новым годом? (украшаем елку).
Вспомним, как это было, и заодно разомнем свое тело, пальчики и глазки!
Физминутка «Мы повесим шарики»
Все стоят по кругу.
Мы повесим шарики - несколько мелких шагов (бег) вперед (руки плавно вверх)
и обратно (руки плавно вниз);
А потом фонарики - 4 пружинки на месте с поворотом вправо, влево (руками
показываем фонарики на уровне головы);
А потом еще дождинки - руками делаем перед собой вверх-вниз поочередно
(вешаем дождик);
Не забудем про снежинки - 1 раз кружимся вокруг себя (руки чуть в стороны –
снежинки);
Рыбки золоченые - руки перед собой ладошками вместе и вилять вперед,
как будто плывет рыбка;
Огоньки веселые - дети прыгают ноги врозь - вместе и руки в стороны - вниз,
(а взрослые делают волну руками по сторонам с пружинкой);
Разбросаем мишуру – 1 раз вокруг себя (руками как будто разбрасываем вокруг себя
что-то);
Продолжаем мы игру - 4 раза хлопаем
Воспитатель: Зима – это прекрасное время года, которое вдохновляет на творчество поэтов, художников, композиторов, они передают настроение зимы в музыке, стихах, в красках.
«Зима на палитре художников»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Перед вами картины русских художников о зиме. Расскажите мне, пожалуйста, как художники передают особенности зимы в своих картинах.
Ребята, как бы назвали эту картину?
Прочитайте, кто автор этой картины? (дети читают автора).
А называется она… (дать название).
Скажите, чем похожи все картины? (отвечают).
Чем отличаются? (отвечают).
Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства. Ребята, а вы помните, как называются картины, на которых изображена природа? (Пейзаж)
Воспитатель: Какие же вы сегодня молодцы! Ребята, посмотрите, вокруг снежинки висят какие-то значки, что они могли бы означать? (то, что мы сегодня видели, и о чем говорили).
Глаза – что мы сегодня видели?
Ушки – что мы сегодня слышали?
Язычок – о чем мы сегодня говорили?
Руки – что мы сегодня своими руками делали?
А что мы делали своими руками? (ничего).
Ребята, вы хотели бы сами побыть художниками и нарисовать свою картину о зиме (да).
Нам снежинка приготовила поистине творческое задание. Черный лист бумаги превратить в прекрасную картину зимы.
Но для начала мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика.
Зимняя прогулка
Раз, два, три, четыре, пять. (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
Я хочу вам предложить такой вариант: нарисовать ее с помощью манки, посмотрите, как я это буду делать, и что мне понадобится. Мне нужен клей, кисточка, манка и салфетки. Я беру кисточку, макаю ее в клей и начинаю рисовать все, что бывает зимой.
А что может быть зимой? (Дети отвечают).
А затем аккуратно кладу кисточку на подставку и посыпаю свою картину манкой, лишнее струшиваю в тарелочку.
Посмотрите, какая волшебная и пушистая зима у меня получилась. Давайте еще раз вспомним, как будем работать (дети напоминают способ действия).
Пора приступать к работе. А чтобы вам лучше рисовалось, а включу музыку, которая поможет лучше отобразить зиму в ваших рисунках. (А. Вивальди «Зима») (Дети рисуют).
Рефлексия. Что мы сегодня рисовали? Вам понравилось рисовать?
Приложение 7
Беседа с детьми по картине «Зимние забавы»
Цель: закреплять знания детей о правилах безопасного поведения зимой; познакомить с особенностями зимней дороги; учить детей рассказывать о том, как дети играют зимой.
Ход беседы
Воспитатель предлагает для рассмотрения картину «Зимние забавы»
Задает детям вопросы:
— какое время года на картине?
— какие признаки зимы знаете?
— что дети делают на картине?
— какие правила безопасного поведения нужно знать, катаясь на санках, коньках, играя в снежки?
— ребята, а в какие игры вы любите играть зимой?
(дети составляют мини-рассказы о своих зимних забавах)
Воспитатель продолжает задавать вопросы:
— с кем вы бываете на улице?
— как должен себя вести ребенок на улице в зимнее время года?
Итог беседы: детям предлагается нарисовать вместе с родителями рисунки о том, как они играют зимой.
Приложение 8
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПРО ЗИМУ
Снежок
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
(показываем, как лепили в ладошках)
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз – подбросим.
(поднимаем руки вверх)
Два – поймаем.
(прижимаем руки к груди, как будто поймали мяч)
Три – уроним.
(опускаем руки вниз)
И… сломаем.
Зимние забавы
Раз, два, три, четыре, пять
Мы во двор пришли гулять!
Бабу снежную лепили.
(показываем, как лепили снежок)
Птичек крошками кормили.
(имитируем движения, как будто набрали щепотку крошек и насыпаем птичкам)
С горки мы потом катались.
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Съели суп и спать легли.
(показываем, как едим ложкой, затем подкладываем обе руки, сложенные ладонями внутрь, под щечку)
Снеговик
Тра-та-та! Тра-та-та!
(хлопают в ладоши)
Рада снегу детвора!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Лепим мы снеговика!
(«лепят» снежки)
Ком на ком поставим,
(соединяют руки, поднимают вверх)
Глазки подведем,
(соединяют пальцы, приставляют к глазам)
Нос-морковку вставим,
(приставляют к носу кулачки)
Шапочку найдем.
(кладут ладони на голову)
Вот какой снеговичок,
(ставят руки на пояс)
Снежный белый толстячок!
(качают головой вправо-влево)
Снежинка
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
(ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)
Я зиму, и снег, и снежинки люблю,
(ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)
Но где же снежинки?
(на вопрос сжать кулаки)
В ладошке вода,
(разжать)
Куда же исчезли снежинки? Куда?
(на первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать)
Растаяли хрупкие льдинки-лучи...
(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)
Как видно, ладошки мои горячи.
Снеговик
Мы слепили снежный ком Лепим двумя руками комок,
Шляпу сделали на нем Соединяем руки в кольцо и кладем на
голову
Нос приделали и вмиг Приставляем кулачки к носу,
Получился снеговик Обрисовываем двумя руками фигуру
Снеговика
Снежный ком
Взяли дети белый ком, Изображаем ком
Будем строить снежный дом Движения, изображающие лепку снежков
Мы польем его водой, Имитируем движения
Домик будет ледяной "поливаем водой"
Ком за комом мы кладем, Ставим кулачок на кулачок
Вот и вылепили дом Рисуем в воздухе ладонями домик
Приложение 9
Дидактические игры, используемые в работе над проектом.
«Назови виды спорта»
Цель: Учить детей правильно называть виды спорта, различать их, рассказывать о них.
Вызвать желание заняться каким-либо видом спорта.
Ход игры: Кто-либо из участников показывает карточку, а названный ребенок называет вид спорта и рассказывает о нем.
«Что лишнее?»
Оборудование: картинки с изображением предметов для игр в разное время года или настоящие предметы (санки, мяч, лопата, коньки, велосипед, лыжи, бумажный кораблик, скакалка и т. д.), сюжетная картинка по теме «Зимние забавы».
Ход: Взрослый предлагает ребенку выбрать и назвать только те предметы, которые необходимы для зимних игр. Лишние предметы убирают. Если затрудняется, взрослый помогает ему. По ходу игры ребенку вопросы: «Что это? Для чего нужно? Как с этим играть?» Затем для рассматривания предлагается одна или несколько парных картинок, на которых изображены дети, катающиеся на лыжах, коньках, строящие снежную бабу, расчищающие дорожку лыжи активизирует речь ребенка вопросами: «Какого цвета снег на картинке? Что это у мальчика? Для чего нужно? Как одет мальчик? Почему он тепло одет?»
«Найди фрагмент»
Цель: формирование умения сравнивать объекты, устанавливать их сходства и различия.
Ход: Детям раздаются маленькие картинки - фрагменты с зимними видами спорта. Необходимо найти какой картинки они принадлежат.
«Собери снеговика».
Цель: развитие зрительного внимания, пространственных представлений.
Ход: У каждого ребенка по 3 круга разного размера (большой, средний и маленький). Дети по образцу или по представлению собирают из них снеговика. Рассказывают, каких деталей не хватает, описывают их.
"Наоборот".
Цель: Активизация словаря, закрепление в речи слов - антонимов. Ход: Педагог произносит логически неправильную фразу, дети опровергают ее. Например, снег черный (нет, белый), снеговик горячий (нет, холодный), деревья с листочками (нет, голые), солнце греет (нет, светит), птички поют (нет, мерзнут), медведь гуляет по лесу (нет, спит в берлоге).
Приложение 10
Консультации для родителей, используемые в работе над проектом.
«Зимние игры и забавы».
Зима любимое время года детей. Постарайтесь, чтобы ваши дети получали удовольствие от зимы, поэтому как можно раньше объясните им, что если выпал снег, это вовсе не означает, что они должны оставаться дома - но, конечно, для прогулок у них должна быть подходящая верхняя одежда, чтобы они не замерзали и всегда оставались сухими. Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима - не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными. Санки и снег неразделимы. Придумайте разные забавные способы катания.
Кататься с горки можно не только на санках - для этой цели прекрасно подходят, например, ледянки, снегокаты.
Подберите специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий. Ведь только зимой есть снег, лед, ледяные дорожки! Не упускайте возможность использовать снежные постройки: горки, ледяные дорожки, валы, - лыжные трассы и специальный инвентарь для игр со снегом: лопаты. Итак, для зимних игр и забав необходимы следующие условия:
не предлагайте игр, где нужно долго и интенсивно бегать, чтобы дети не вспотели (для бега нужно ограничивать пространство);
игры со снегом следует проводить в теплую погоду, когда снег мягкий;
для игр со снегом рекомендуются непромокаемые варежки;
зимние игры, забавы, развлечения проводятся на утрамбованной площадке.
"Поиск клада"
Эта увлекательная игра требует небольшой подготовительной работы. Вам надо будет заранее купить в ближайшем магазине "клад". Это может быть угощение (маленькая шоколадка, конфетка), игрушка или сувенир. "Сокровище" нужно положить в непромокаемую коробочку (пакетик) и спрятать под снегом в определенном месте. Лучше всего прятать клад в лесу, в парке или во дворе собственного (частного) дома (дачи). По заданию ребенок должен найти клад, руководствуясь вашими подсказками. Подсказки могут быть простые, например, горячо-холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т.д.
"Снежная крепость"
Дети любого возраста с радостью увлекаются постройкой снежных крепостей. Нам не раз приходилось наблюдать, как безумно счастливые мальчишки целый день напролет проводят за постройкой своих "грозных" крепостей. Ваша задача - проследить за тем, чтобы сооружение крепости началось в тихом месте, где у нее будет шанс сохраниться в течение нескольких дней, а не где-нибудь на дороге или у крыльца дома. Предложите вашим снежным архитекторам такое место, куда меньше попадают прямые солнечные лучи, иначе цитадели будет грозить опасность слишком быстро растаять. При постройке крепости некоторые дети любят использовать ведерко, набивая в него снег; другие, чтобы построить стенку, делают большие снежные шары и, спрессовывая, кладут их один на другой; иные же просто прыгают в середину сугроба, прорывая в нем ходы, и там прячутся. Крепость можно построить не только из снега, но и изо льда.
Подвижные игры.
Чтобы согреться в морозный день на улице, как нельзя лучше подойдут подвижные игры на свежем воздухе. Конечно, катаясь с горки на санках или ледянке, ребенок постоянно двигается, поэтому вряд ли замерзнет. Но если ему надоест это занятие, то предложите группе детей поиграть в футбол на снегу.
"Зимние вышибалы"
С любимой игрой можно не расставаться и зимой, сменив мяч на снежки. Невысоким снежным валиком обозначается круг диаметром 4-5 м. В нем собирается группа играющих. Водящий становится на расстоянии 2-3 м от круга, на этом расстоянии он может передвигаться вдоль него. В руках у него – корзинка со снежками. По сигналу водящий старается попасть в кого-нибудь из увертывающихся в кругу игроков. Когда из круга выбывают все, водящий меняется на первого выбывшего. Выигрывает тот, кто, «очистив» круг, обойдется минимальным запасом снежков. Кстати, эта игра обычно увлекает и взрослых. Начните, чтобы показать детям пример – и, возможно, не захотите прекращать.
"Кто дальше?"
Играющие становятся в шеренгу, в каждой руке у них по снежку. По команде взрослого «Бросай!» - все одновременно стараются бросить снежок как можно дальше по направлению к забору, дереву или другому ориентиру. Чей снежок пролетит дальше других, тот считается выигравшим.
«Зимние забавы активный отдых в семье».
Вспомните, как радовались мы первому снегу, пытаясь ладошкой, одетой в пушистую варежку, поймать падающие снежинки. С каким удивлением, восхищенно рассматривали мы необычный рисунок благосклонно посетившей нас небесной странницы. А морозные узоры на окнах, этот необыкновенный подарок зимы, который мы изо всех сил старались запомнить, и, водя застывшим пальчиком по стеклу, пытались повторить его замысловатые изгибы...
Многие из нас, живущих в больших городах, лишены элементарной возможности поиграть в снежки, вдоволь повозиться в снегу, слепить из снега несложную скульптуру или построить снежный городок. А ведь это всегда было традиционной забавой в зимнее время года.
Сегодня картина иная. С работы возвращаемся поздно, сильно устаем, а надо еще зайти в садик за ребенком, успеть купить продуктов в магазине, и что-то приготовить на ужин. С утра дворники разметут весь снег, и к следующему вечеру на чистом асфальте от него не останется и следа. Какие уж тут снежки и игры! Но не забывайте, что у вас остаются еще и ваши законные выходные. И если они пришлись на ясный, солнечный, погожий зимний денек, не раздумывайте ни секунды поскорее вытаскивайте запылившиеся лыжи, собирайте все необходимое, и в лес, на природу.
Вряд ли стоит забираться слишком далеко, тратя на дорогу драгоценное время. Вполне достаточно, парковой зоны, расположившейся неподалеку от вашего дома, лесополосы или просто небольшой горки поблизости. Да все что угодно, выбирайте любые, даже самые непритязательные условия, лишь бы не сидеть дома в выходные, уныло глядя в телевизор да изредка выглядывая в окно. Вариантов может быть огромное множество, в зависимости от ваших возможностей и желаний. Можно навестить свой дачный участок за городом, выбрать неплохое местечко в лесу для катания на лыжах. Зимой самое время поучить ребенка кататься на коньках. И для него будет огромной радостью, если первым шагам на льду его научите именно вы.
Зимние прогулки должны быть насыщены активной физической деятельностью, движением. Даже если вы решили просто расчистить во дворе дорожки от снега, ребенок не должен неподвижно наблюдать за вами. Вручите и ему маленькую лопатку, пусть помогает в меру своих возможностей. Самой большой радостью для детей во время зимних прогулок, конечно же, является лепка снежной бабы или снеговика. Не упустите того момента, когда снег отлично лепится, собирайтесь и бегом во двор вместе с ребенком. Только не забудьте заранее прихватить морковку. Вообще из снега можно слепить все, что угодно. Главное — это свежий воздух и общая атмосфера радости и веселья. А ваш малыш будет просто счастлив, покататься на санках даже с самого незначительного бугорка. Детям тесно в квартирах, и хотя бы иногда нужно проводить с ними весь день на воздухе.
Малыш наберется впечатлений, которые можно использовать во время индивидуальных занятий с ним. Спустя какое-то время, он с удовольствием изобразит на бумаге самые яркие моменты выходного дня, ему будет, чем поделиться со сверстниками.
Итак, даже если на улице зима, провести семейный досуг на свежем воздухе Вам теперь точно захочется. А уж воспоминаний после такого выходного дня у ребенка хватит надолго, может быть — на всю жизнь!
Акция «Покорми птиц»