Статья на тему «Проектирование форм и методов организации занятий по физической культуре с детьми с речевыми нарушениями»

1
0
Материал опубликован 22 January

«Проектирование форм и методов организации занятий по физической культуре с детьми с речевыми нарушениями»

Леонид Евгеньевич ГУСЕВ

магистр управления, инструктор по физической культуре первой квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация

leonidegu@mail.ru

Тамара Валерьевна ИНЖЕВАТОВА

учитель-логопед высшей квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация

Injevatova2010@yandex.ru

В статье рассмотрен опыт использования средств физической культуры в коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Охарактеризованы особенности влияния двигательной активности на развитие личности ребёнка.

Ключевые слова:   пространственные представления, физическая культура, коррекционно-развивающая работа, личностное развитие.

Постановка проблемы. Задержка формирования пространственных представлений и их несформированность характерны для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного в создании единой коррекционно-развивающей среды на базе интеграции различных видов деятельности способствует развитию у детей пространственных представлений и лексико-грамматических категорий.

Анализ литературы. В настоящее время в педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал по проблемам организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях, раскрывается содержание деятельности педагогов – инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов, воспитателей, работающих с детьми, имеющими нарушения речи.

Цель статьи – осветить опыт использования педагогами дошкольного отделения «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки средств физической культуры в коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями.

Изложение основного материала.

«Каждая осознанная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, на развитии навыков чтения и письма» [1]. Формирование пространственных представлений включает в себя определение формы, величины местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.

Коррекционно-развивающие занятия имеют различную форму:

- фронтальные

- подгрупповые

- индивидуальные

- работа с семьёй.

В качестве основных методов на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях используются:

- гимнастические упражнения

- подвижные игры по словесной инструкции

- наглядные пособия

- подвижные игры с правилами.

Основными приёмами работы являются объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию, вопросы и наблюдения. В конце каждого занятия педагог привлекает детей к осмыслению и обобщению опыта действий в пространстве.

При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:

- обучение ориентировке в схеме собственного тела

- обучение ориентировке в окружающем пространстве

- обучение восприятию пространственных отношений между предметами

- обучение ориентировке на плоскости.

Исходным в развитии пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела. В коррекционной работе учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади – спереди, вперёд – назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под). Начинается работа по формированию пространственных представлений с дифференциации понятий вверх – вниз, спереди – сзади, одновременно даются задания по дифференциации правых и левых частей тела.

После того как дети начнут уверенно ориентироваться в схеме собственного тела, проводятся упражнения на определение направлений в пространстве. Для этого используются строевые приёмы и упражнения с предметами во вводной части занятия и общеразвивающие упражнения с мячом (приложение № 1), подвижные игры и игры малой подвижности (приложение № 2). Их цель – учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учётом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. В играх используются спортивный инвентарь и детские игрушки.

У детей с общим недоразвитием речи существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый края плоскости, находить и называть её центр, правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний углы.

Для исправления недостатков пространственной ориентировки на плоскости используются игры с разноцветными и разноразмерными геометрическими фигурами, которые раскладываются на специальные коврики с таблицей. Детям предлагается найти верхнюю и нижнюю части таблицы, разместить фигуру в клетку вверху слева или справа, внизу слева или справа, в центре, в центре справа или в центре слева. Проводятся специальные упражнения с целью научить детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур, воссоздавать их расположение. Упражнения проводятся как фронтально, так и с подгруппами детей. Более сложным вариантом является включение в задание размеров геометрических фигур и цвета (Приложение № 3). Задание выполняется в определённой последовательности по речевой инструкции.

При кажущейся простоте используемые упражнения наполнены дидактическим смыслом, несут коррекционную нагрузку и побуждают детей с ОНР к более направленным пространственно-ориентировочным действиям.

Список литературы

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.

2. Белякова О. Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре М.: МГППУ, 2006. – 320с.

3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.

4. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7лет. – СПб: «Детство-пресс», 2005.

5. Моргачева И. Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. – СПб, 2009.

 

Приложение № 1

Строевые приёмы и упражнения с предметами

на развитие пространственных ориентировок

у детей с нарушениями речи

 

Часть НОД

Содержание

Дозировка

Организационно-методические указания

I

Организация. Построение. Строевые упражнения.

Построение в шеренгу по одному, приветствие. Расчёт по порядку номеров.

Расчёт на первый-второй (первый-третий) с выбором предмета (мяча) по присвоенному цвету.

Строевые приёмы: повороты направо, налево, кругом.

Перестроение в колонну, шеренгу (по два, по три), в две, три колонны.

Ходьба с чередованием темпа, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стоп, в полуприседе, ходьба с остановкой по сигналу, медленный бег.

Перестроение в движении.

 

 

30 с.

 

30 с.

 

 

1-2 мин.

 

1-2 мин.

 

3 мин.

 

 

 

1 мин.

Следить за осанкой детей.

Во время поворотов и перестроений контролировать положение туловища и рук.

Предмет (мяч) должен быть всегда в правой руке.

Движение (ходьба) осуществляется под музыку (марш).

II

Общеразвивающие упражнения с мячом.

И. п. – ноги вместе, руки опущены, мяч в правой руке.

1. «Пружинка»

8-10 полуприседаний

2. «Стойка на кончиках пальцев»

Встать на кончики пальцев и поочередно опускать правую и левую пятку – 8-10 раз

3. «Наклон до пола»

Руки через стороны вверх – подъём на носки – вдох, наклониться, руки соединить и коснуться мячом пола (ноги не сгибать) – выдох, выпрямиться – 3-4 раза.

4. «Передача мяча из руки в руку»

Руки через стороны вверх – передать мяч из правой руки в левую. Опустить руки за спину – передать мяч из левой руки в правую – 4-6 раз. Поменять направление движения мяча – 4-6 раз.

И.п. Руки к груди, локти параллельно полу. Правая рука с мячом – вперёд и поворот тела вправо за рукой (ноги в исходном положении). Возврат в и.п., передача мяча в левую руку, то же левой рукой с поворотом туловища влево, и.п. – 4-6 раз.

5. «Приседания»

Присесть, руки – вперёд, спина прямая, пятки не отрывать от пола, вернуться в и.п. – 6-8 раз.

4-5 мин.

 Упражнения выполняются под ритмичную музыку.

 

6. «Делай как я»

Упражнения на внимание.

Из исходного положения повторять за педагогом движения рук – к плечам, вверх, в стороны, вперёд, вниз (вместе и поочерёдно).

 

Подвижная игра.

 

 

 

 

 

 

3-4 раза.

Особое внимание обращать на движение руки с мячом.

Акцентировать внимание детей на зеркальное отображение стойки педагога.

III

Заключительная часть.

Медленная ходьба по кругу. Построение в колонну по одному. Организованный выход из зала.

 

1-2 мин.

Под спокойную музыку.

 

Приложение № 2

Подвижные игры и игры малой подвижности

на развитие пространственных ориентировок

у детей с нарушениями речи

«Весёлые игрушки»

Цель. Закрепить знания правой и левой руки.

 

Попросить ребёнка поднять вверх правую руку, левую ногу, топнуть правой ногой, дотронуться левой рукой до правого уха и т.д.

 

«Зазеркалье»

Цель. Закрепить знания правой и левой руки.

Педагог садится напротив ребёнка (группы/подгруппы детей) и объясняет правила игры – «То, что я буду делать правой (левой) рукой, вы тоже должны делать правой (левой) рукой.

Педагог касается по очереди своего правого и левого плеча, правого и левого колена, правой рукой левого уха, левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, левой рукой правого глаза, и т.д.

«Лицом друг к другу»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и теле стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, правый и левый глаз, правое и левое ухо, правую и левую руку, правую и левую ногу и т.д.

«Где спрятан клад?»

Цель. Развивать пространственно-ориентировочные реакции.

В спортивном зале из инвентаря расставляются препятствия – «реки», «горы», «овраги» и т.д. В укромное место помещается предмет, который нужно найти. Можно играть индивидуально и группами (подгруппами). Ведущим может быть педагог или ребёнок (подгруппа детей).

 

Водящий (водящие) следуя командам ведущего (три шага вперёд, вправо, обойти «гору» с левой стороны, повернуться налево и перейти «мост», далее – вперёд пять шагов, и т. д. Игра заканчивается после того, как найден «клад».

Приложение № 3

Игры малой подвижности с геометрическими фигурами

на развитие пространственных ориентировок

у детей с нарушениями речи

«Ориентир»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве.

Инвентарь. Геометрические фигуры (18 фигур из мягкого полимера – круг, квадрат, треугольник, красный, синий, желтый большие (18 см) и малые (10 см), игровое поле-трансформер 1,4 х 1,3 м.

Дети выбирают себе одну геометрическую фигуру.

1. По команде педагога дети по очереди расставляют фигуры на поле ориентируясь на признаки (справа, слева, сверху и снизу от других фигур), шагают по клеточкам, наклоняются и приседают.

2. По команде педагога дети группируются в разных местах спортивного зала (справа, слева, впереди, сзади и т.д.) по форме фигур (треугольники, круги, квадраты), по размеру фигур (большие, малые), по цвету (красные, синие, жёлтые) и выполняют различные задания – по конструированию и моделированию, по перемещению по полю и по залу (направо, налево, вперёд, назад), по движениям (приседают, шагают, прыгают, топают, хлопают и т.п.).

3. По заданию педагога дети ищут пару своей фигуре – по форме, по цвету, по размеру и в парах выполняют задания по ориентированию в пространстве.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации