Статья на тему «Проектирование форм и методов организации занятий по физической культуре с детьми с речевыми нарушениями»
«Проектирование форм и методов организации занятий по физической культуре с детьми с речевыми нарушениями»
Леонид Евгеньевич ГУСЕВ
магистр управления, инструктор по физической культуре первой квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация
Тамара Валерьевна ИНЖЕВАТОВА
учитель-логопед высшей квалификационной категории ДО «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки, Московская область, Российская Федерация
В статье рассмотрен опыт использования средств физической культуры в коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями. Охарактеризованы особенности влияния двигательной активности на развитие личности ребёнка.
Ключевые слова: пространственные представления, физическая культура, коррекционно-развивающая работа, личностное развитие.
Постановка проблемы. Задержка формирования пространственных представлений и их несформированность характерны для детей с тяжёлыми речевыми нарушениями. Взаимодействие педагогов дошкольного образовательного в создании единой коррекционно-развивающей среды на базе интеграции различных видов деятельности способствует развитию у детей пространственных представлений и лексико-грамматических категорий.
Анализ литературы. В настоящее время в педагогической литературе накоплен богатый исследовательский материал по проблемам организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях, раскрывается содержание деятельности педагогов – инструкторов по физической культуре, учителей-логопедов, воспитателей, работающих с детьми, имеющими нарушения речи.
Цель статьи – осветить опыт использования педагогами дошкольного отделения «Калейдоскоп» МБОУ СОШ № 29 г. Химки средств физической культуры в коррекционно-развивающей работе по формированию пространственных представлений у старших дошкольников с речевыми нарушениями.
Изложение основного материала.
«Каждая осознанная работа требует серьезного понимания соотношений пространства и умения справляться с ними. Недостаточная сформированность пространственных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, на развитии навыков чтения и письма» [1]. Формирование пространственных представлений включает в себя определение формы, величины местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела.
Коррекционно-развивающие занятия имеют различную форму:
- фронтальные
- подгрупповые
- индивидуальные
- работа с семьёй.
В качестве основных методов на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях используются:
- гимнастические упражнения
- подвижные игры по словесной инструкции
- наглядные пособия
- подвижные игры с правилами.
Основными приёмами работы являются объяснение, показ, совместные действия, действия по подражанию, вопросы и наблюдения. В конце каждого занятия педагог привлекает детей к осмыслению и обобщению опыта действий в пространстве.
При построении работы по формированию пространственных представлений как базовые выделяются следующие направления:
- обучение ориентировке в схеме собственного тела
- обучение ориентировке в окружающем пространстве
- обучение восприятию пространственных отношений между предметами
- обучение ориентировке на плоскости.
Исходным в развитии пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела. В коррекционной работе учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади – спереди, вперёд – назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху – внизу, сверху – снизу, над – под). Начинается работа по формированию пространственных представлений с дифференциации понятий вверх – вниз, спереди – сзади, одновременно даются задания по дифференциации правых и левых частей тела.
После того как дети начнут уверенно ориентироваться в схеме собственного тела, проводятся упражнения на определение направлений в пространстве. Для этого используются строевые приёмы и упражнения с предметами во вводной части занятия и общеразвивающие упражнения с мячом (приложение № 1), подвижные игры и игры малой подвижности (приложение № 2). Их цель – учить детей передвигаться в пространстве, сохраняя и меняя направление в соответствии с указаниями педагога, с учётом ориентира, употреблять в речи пространственную терминологию. В играх используются спортивный инвентарь и детские игрушки.
У детей с общим недоразвитием речи существуют определённые трудности в ориентации на ограниченной плоскости. Ориентировка на плоскости включает в себя умение находить и называть верхний, нижний, левый и правый края плоскости, находить и называть её центр, правый верхний, левый верхний, правый нижний, левый нижний углы.
Для исправления недостатков пространственной ориентировки на плоскости используются игры с разноцветными и разноразмерными геометрическими фигурами, которые раскладываются на специальные коврики с таблицей. Детям предлагается найти верхнюю и нижнюю части таблицы, разместить фигуру в клетку вверху слева или справа, внизу слева или справа, в центре, в центре справа или в центре слева. Проводятся специальные упражнения с целью научить детей определять и обозначать пространственное расположение геометрических фигур, воссоздавать их расположение. Упражнения проводятся как фронтально, так и с подгруппами детей. Более сложным вариантом является включение в задание размеров геометрических фигур и цвета (Приложение № 3). Задание выполняется в определённой последовательности по речевой инструкции.
При кажущейся простоте используемые упражнения наполнены дидактическим смыслом, несут коррекционную нагрузку и побуждают детей с ОНР к более направленным пространственно-ориентировочным действиям.
Список литературы
1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.
2. Белякова О. Г. Развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре М.: МГППУ, 2006. – 320с.
3. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
4. Кириллова Ю. А., Лебедева М. Е., Жидкова Н. Ю. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7лет. – СПб: «Детство-пресс», 2005.
5. Моргачева И. Н. Ребёнок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных представлений. – СПб, 2009.
Приложение № 1
Строевые приёмы и упражнения с предметами
на развитие пространственных ориентировок
у детей с нарушениями речи
Часть НОД |
Содержание |
Дозировка |
Организационно-методические указания |
I |
Организация. Построение. Строевые упражнения. Построение в шеренгу по одному, приветствие. Расчёт по порядку номеров. Расчёт на первый-второй (первый-третий) с выбором предмета (мяча) по присвоенному цвету. Строевые приёмы: повороты направо, налево, кругом. Перестроение в колонну, шеренгу (по два, по три), в две, три колонны. Ходьба с чередованием темпа, ходьба на носках, пятках, на внешней стороне стоп, в полуприседе, ходьба с остановкой по сигналу, медленный бег. Перестроение в движении. |
30 с.
30 с.
1-2 мин.
1-2 мин.
3 мин.
1 мин. |
Следить за осанкой детей. Во время поворотов и перестроений контролировать положение туловища и рук. Предмет (мяч) должен быть всегда в правой руке. Движение (ходьба) осуществляется под музыку (марш). |
II |
Общеразвивающие упражнения с мячом. И. п. – ноги вместе, руки опущены, мяч в правой руке. 1. «Пружинка» 8-10 полуприседаний 2. «Стойка на кончиках пальцев» Встать на кончики пальцев и поочередно опускать правую и левую пятку – 8-10 раз 3. «Наклон до пола» Руки через стороны вверх – подъём на носки – вдох, наклониться, руки соединить и коснуться мячом пола (ноги не сгибать) – выдох, выпрямиться – 3-4 раза. 4. «Передача мяча из руки в руку» Руки через стороны вверх – передать мяч из правой руки в левую. Опустить руки за спину – передать мяч из левой руки в правую – 4-6 раз. Поменять направление движения мяча – 4-6 раз. И.п. Руки к груди, локти параллельно полу. Правая рука с мячом – вперёд и поворот тела вправо за рукой (ноги в исходном положении). Возврат в и.п., передача мяча в левую руку, то же левой рукой с поворотом туловища влево, и.п. – 4-6 раз. 5. «Приседания» Присесть, руки – вперёд, спина прямая, пятки не отрывать от пола, вернуться в и.п. – 6-8 раз. |
4-5 мин. |
Упражнения выполняются под ритмичную музыку. |
|
6. «Делай как я» Упражнения на внимание. Из исходного положения повторять за педагогом движения рук – к плечам, вверх, в стороны, вперёд, вниз (вместе и поочерёдно).
Подвижная игра. |
3-4 раза. |
Особое внимание обращать на движение руки с мячом. Акцентировать внимание детей на зеркальное отображение стойки педагога. |
III |
Заключительная часть. Медленная ходьба по кругу. Построение в колонну по одному. Организованный выход из зала. |
1-2 мин. |
Под спокойную музыку. |
Приложение № 2
Подвижные игры и игры малой подвижности
на развитие пространственных ориентировок
у детей с нарушениями речи
«Весёлые игрушки»
Цель. Закрепить знания правой и левой руки.
Попросить ребёнка поднять вверх правую руку, левую ногу, топнуть правой ногой, дотронуться левой рукой до правого уха и т.д.
«Зазеркалье»
Цель. Закрепить знания правой и левой руки.
Педагог садится напротив ребёнка (группы/подгруппы детей) и объясняет правила игры – «То, что я буду делать правой (левой) рукой, вы тоже должны делать правой (левой) рукой.
Педагог касается по очереди своего правого и левого плеча, правого и левого колена, правой рукой левого уха, левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза, левой рукой правого глаза, и т.д.
«Лицом друг к другу»
Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и теле стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.
Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, правый и левый глаз, правое и левое ухо, правую и левую руку, правую и левую ногу и т.д.
«Где спрятан клад?»
Цель. Развивать пространственно-ориентировочные реакции.
В спортивном зале из инвентаря расставляются препятствия – «реки», «горы», «овраги» и т.д. В укромное место помещается предмет, который нужно найти. Можно играть индивидуально и группами (подгруппами). Ведущим может быть педагог или ребёнок (подгруппа детей).
Водящий (водящие) следуя командам ведущего (три шага вперёд, вправо, обойти «гору» с левой стороны, повернуться налево и перейти «мост», далее – вперёд пять шагов, и т. д. Игра заканчивается после того, как найден «клад».
Приложение № 3
Игры малой подвижности с геометрическими фигурами
на развитие пространственных ориентировок
у детей с нарушениями речи
«Ориентир»
Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве.
Инвентарь. Геометрические фигуры (18 фигур из мягкого полимера – круг, квадрат, треугольник, красный, синий, желтый большие (18 см) и малые (10 см), игровое поле-трансформер 1,4 х 1,3 м.
Дети выбирают себе одну геометрическую фигуру.
1. По команде педагога дети по очереди расставляют фигуры на поле ориентируясь на признаки (справа, слева, сверху и снизу от других фигур), шагают по клеточкам, наклоняются и приседают.
2. По команде педагога дети группируются в разных местах спортивного зала (справа, слева, впереди, сзади и т.д.) по форме фигур (треугольники, круги, квадраты), по размеру фигур (большие, малые), по цвету (красные, синие, жёлтые) и выполняют различные задания – по конструированию и моделированию, по перемещению по полю и по залу (направо, налево, вперёд, назад), по движениям (приседают, шагают, прыгают, топают, хлопают и т.п.).
3. По заданию педагога дети ищут пару своей фигуре – по форме, по цвету, по размеру и в парах выполняют задания по ориентированию в пространстве.