Проектная работа
Введение.
Цель: выявление специфики и языковых особенностей никнеймов.
Задачи:
1.Определить понятие никнейм;
2. Проанализировать варианты ников участников интернет-коммуникации, и категоризировать их.
3. Рассмотреть морфологические, словообразовательные и графические особенности никнеймов
Гипотеза: в виртуальной среде человек использует никнейм как код, который, если его «расшифровать», многое расскажет о своём носителе.
Объект исследования: никнеймы как разновидность имён собственных
Предмет исследования: графические характеристики ников. Материалом для исследования послужили никнеймы, которые используются школьниками для общения в сети Интернет, а также для участия в сетевых играх.
Научная новизна исследования заключается в комплексном описании, всестороннем анализе, а также классификации виртуальных имён собственных.
Основная часть.
Собственные имена привлекали внимание ученых с давних пор. В науке о языке существует специальный раздел, целое направление лингвистических исследований, посвященное именам, названиям, наименованиям — ономастика. В основе этого научного термина лежит греческое слово onomastike, которое в древности переводилось на наш язык просто как «искусство давать имена». Собственные имена людей исследует наука антропонимика 1.
Изучать собственные имена очень важно в связи с тем, что каждое новое поколение людей постоянно создает новые имена и вкладывает в них новое содержание. В современной русской антропонимической системе каждый человек имеет личное имя, отчество и фамилию. Но так было не всегда.
Сегодня развитие Интернета дало нам возможность самим придумывать себе имя. По нашему мнению, при создании никнеймов, зачастую мы, сами того не подозревая, пользуемся тем же принципом, что и наши предки.
Современная антропонимическая формула презентации личности представлена в языке фамилией, именем и отчеством человека. Выбор фамилии и отчества строго регламентирован. Личное имя дается человеку при рождении родителями и отражает их желание видеть своих детей соответствующими тем качествам, которые традиционно заложены в имени. Виртуальное пространство Интернета позволяет человеку выбрать себе имя «по вкусу», обозначив свою индивидуальность с помощью никнейма. В сетевой литературе понятие «никнейм» рассматривается как прозвище, кличка. Такое понимание связано, вероятно, с этимологией слова (англ. nickname — «кличка», «прозвище»). Действительно, прозвище, как и никнейм, выступает в качестве дополнительного идентификатора личности в неофициальной сфере общения, но в отличие от последнего не является способом самопрезентации личности, так как прозвище присваивается человеку социумом за какие-либо отличительные черты внешности, характера и т. д2.
На наш взгляд, ближе к пониманию сущности никнейма те исследователи, которые считают его разновидностью псевдонима (греч. ψευδής — «ложный» и греч. όνομα — «имя»). В объективной реальности псевдонимами чаще всего пользуются представители искусства и политики. Интересно отметить тот факт, что Россия — единственная страна, где у власти почти полвека находились люди, известные только под псевдонимами (Ленин, Сталин).
В виртуальной реальности использование никнейма обязательно для каждого члена Интернет-сообщества. Выбор оригинального никнейма — одно из основных правил сетевого поведения. Игровой характер интернет-коммуникаций накладывает отпечаток и на особенности функционирования имени в Сети. Собеседник, поддерживающий общение в интернет-пространстве, безличен: не известны ни его внешность, ни склад характера, ни нравственные ориентиры. Все, что знают собеседники друг о друге, — это имя. В отличие от фамилии, имени и отчества, которое может совпадать полностью у разных людей, сетевое имя можно придумать себе уникальное, отражающее состояние и мироощущение пользователя. Сетевое имя собственное (ник) является единицей искусственной номинации. Виртуальная реальность позволяет человеку, минуя все запреты и ограничения реальной жизни, в полной мере реализовать свой творческий потенциал, воплотить в виртуальной жизни то, что недостижимо или недопустимо в реальной. Присваивая себе ник, участник руководствуется рядом мотивов, которыми может быть объяснен выбор языковых средств. Если сравнить причины создания псевдонимов с мотивами участников интернет-общения, можно проследить явные аналогии. Так на одном форуме, на вопрос: «Почему мы выбираем себе тот или иной ник?», участники дали следующие ответы: 1. Когда мы придумываем себе имя, то создаём значимый образ 2 Анонимность — это одновременно безопасность и свобода 3. Когда я родился, то не выбирал себе имя. Они [родители] выбрали его для меня, основываясь на причинах, только им известных. Следовательно, среди основных мотивов выделим следующие: попытка реализации своего идеального «я», чаще всего не совпадающего с реальным «я»; · уход от барьеров в реальном общении, а также от норм и правил, сопровождающих живую коммуникацию; · эксперименты с поиском своего истинного «я»; · игра с другими участниками Интернет-общения, т. е. некий вызов, желание реакции3.
Таким образом, никнейм — не что иное, как социальный код, роль, образ, взятый напрокат. Это своеобразная самопрезентация, визитная карточка, которая предъявляется виртуальному обществу для идентификации и, разумеется, привлечения внимания 4.
При создании образа коммуникант реализует познавательное и творческое личностное начало. Познавательный компонент выражается в стремлении спрогнозировать реакцию и отклик на ник в Интернет-коммуникации. Творческое начало проявляется в желании придумать интересный, небанальный, запоминающийся ник, проявив, таким образом, индивидуальность и неповторимость. Через творимый образ пользователь может представлять разные аспекты своей личности: имеющиеся качества, характер, особенности настроения и поведения, увлечения, жизненные правила. Например, Белая и Пушистая, Lonely, .•°*”Live for fun”*°•., ~Жизнь Прекрасна~.
«Соответствие такого образа реальному прототипу может быть самым непредсказуемым: пользователи «изменяют» пол, возраст, профессию, национальность, характер, а иногда называются неопределенными именами, не позволяющими угадать какие-либо признаки своего хозяина»5. Некоторые пользователи Сети выдвигают на первый план одни свои признаки, а другие признаки намеренно скрывают. Другие коммуниканты рассказывают такие «факты» о себе, которые являются скорее желаемыми, чем действительными. Третьи презентуются в Сети просто непосредственно. Четвертые предпочитают, чтобы о них не было известно ничего6. При создании образа человек может руководствоваться разными причинами: желанием выделиться, показать свою уникальность и индивидуальность; стремлением позиционировать себя как активиста или последователя определенных взглядов или убеждений, указать на свои пристрастия и увлечения. Для реализации каких-то из вышеназванных целей автор старается сделать свой ник и стоящий за ним образ наглядным, полным и неповторимым, привлекающим внимание остальных участников общения: БлОндИнкА в зАкОнЕ, <<< Олигарх Леопольд ™ >>>, Иззатик МаЧоМеН, я такой бегу а волосы назад. «Ник» выполняет роль первичного коммуникативного представления о собеседнике. В зависимости от эмоциональной насыщенности и вложенного автором определенного смысла все ники и выражаемые образы можно разделить на позитивно и негативно окрашенные. Позитивно окрашенные образы раскрываются в никах, в которых заложены положительные личностные характеристики, хорошее настроение, прекрасный внешний вид и т. п. Вероятно, такие образы свидетельствуют об общем позитивном эмоциональном состоянии пользователя, его удовлетворенности собственной жизнью и окружающей действительностью. Негативно окрашенные образы проявляются в никах, содержащих указание на отрицательные характеристики личности: качества, характер, недостатки внешности, негативные настроения и т. д. Часто для создания положительного или отрицательного образа автор использует в нике указания на природные явления, животный и растительный мир, общественные события, известных людей, которые имеют общепринятую позитивную или негативную оценку и окраску. Таким образом, пользователю сети Интернет предоставляется возможность создать о себе «впечатление по своему выбору» — сохранить максимальную анонимность, скрыться за виртуальным именем или, наоборот, добиваться известности, выбирая яркий, броский ник. Независимо от мотива, самопрезентация в Интернете позволяет человеку стать кем угодно, приписать себе любые качества, как положительные, так и отрицательные. Ники выполняют функцию самоназывания и звательную функцию.
Любое имя несет в себе некий смысл и значение, никнеймы не являются исключением. Анализ никнеймов, которые используются школьниками, предполагает исследование происхождения этих слов. Проанализировав ряд никнеймов, взятый из разных форм общения, мы разделили никнеймы по следующим группам:
1) никнеймы, образованные от топонимов Африканец, Российский, Тундра, Kilimandgaro;
2) никнеймы, образованные от антропонимов
· производные от реальных имен или фамилий, которые носит человек Кирьяш, SweetPolly, МиссисЛола, Сержинью, Димоныч, Vla_d, Дядя Петя, Лиза Невкина, Гошан, Сергеефф, Ируся, Ксюнчиксупер и т. д.;
· прецедентные имена (имена известных личностей, героев литературных произведений, сказок, мультфильмов, кинофильмов, компьютерных игр, брэнды, названия спортивных команд и т. п.) СуперПух, Семицветик, Наруто, AlexSonik, Dior, HelloKitte, ЦСК, Шумахер, Гаврош, LadyGaGa и т. д.
3)никнеймы, образованные от имен нарицательных, не входящих в топонимическую и антропонимическую лексику: незнакомый, Я-я-я, Тряк. Далее в составе никнеймов, образованных от имен нарицательных, мы разграничили несколько подгрупп никнеймов:
1. Никнеймы, указывающие на внешний вид именуемого: Гламурная, Стройняшка, Крохотулечка, Рыжетта, KRasawa, Кареглазка;
2. Никнеймы, указывающие на поведение, духовные и душевные качества именуемых: Весельчарик, Завидень, Проказница, Я-Твой-Друг, Заводной, радостный, SMEX, Приколист;
3. Никнеймы, обозначающие животных, птиц, рыб, растений: Котярочка, Лисичка, Смешромашка, Хризантема, Хомушка, Жабос, Акулиха, Хрюкля, Муха_цэ_цэ, Синичка, Тигренок, Змейка, Аллигатор, Волчиха;
4. Никнеймы, указывающие на интересы именуемых: Сегамен, Сластёна, СкЕйТеР, AnimeForever, Footballer, Rapboy, Гимнасточка;
5. Никнеймы, созданные на основе различных компьютерных реалий: Анти вирус, MegaClick, Kaspersky, дедушка Вирус;
6. Никнеймы, отражающие название предметов материальной культуры: Бантикс, Автомобильчик, Бинтик, Кукла, РубЛиКк;
7. Никнеймы, обозначающие продукты питания: Печенюшка, Карамелька, ПеченькО_о, ШИКоладка, VkusnyashA, Жжжувачка Таковы основные группы никнеймов, используемых школьниками для общения в сети Интернет, а также для участия в сетевых играх.
Заключение.
Итак, в результате исследования темы «Никнейм (виртуальное имя) как Интернет-реалия» мы: 1. Используя знания теоретического материала, связанные с изучением проблемы, в результате анализа фактического материала, выяснили, что никнеймы по своим функциям тяготеют к псевдонимам и мотивы их создания у современного школьника совпадают с мотивами создания имён у наших предков; 2. Дали определение понятию никнейм; 3. Проанализировали варианты ников участников интернет-коммуникации и произвели их классификацию.
4.Установили, что в процессе образования никнеймов активно происходят процессы субстантивации и перехода имён нарицательных в категорию имён собственных.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам: Никнеймы — это имена, применяемые в первую очередь для личного общения в виртуальном коммуникативном пространстве. В интернет-коммуникации ник обладает набором отличительных черт, среди которых — уникальность в границах одного домена, мотивированность для носителя, ситуационность создания. Ники заменяют личные имена людей, служат сокрытию реального имени и, следовательно, позволяют показать себя более раскрепощенным и независимым в интернет-пространстве. Именно виртуальное пространство позволяет личности создавать себе индивидуальное имя по собственным законам, комбинируя различные буквенные и графические символы. Все это побуждает пользователей к перевоплощениям, к попытке «надеть маски», представить себя в воображаемых, но желаемых образах.
Литература.
1.Голанова Е.И. Как возникают названия. — М.,1989. — 142 с.
2. Журавлева Е.А., Корнелюк А.А.Никнейм как разновидность антропонимов // Сборник материалов международного форума студенческой и учащейся молодежи «Первый шаг в науку — 2009». Минск, 2009. Т. 1.
3. Баженова А. Славян родные имена. — М.: «Ладога-100», 2006. — 592 с.
4.Суперанская А.В., Суслова А.В. О русских именах. — СПб.: Авалонъ, 2008. — 304 с.
5. Ахренова Н.А. Лингвистические особенности сетевых имен. Вестник Челябинского государственного университета. — 34 (172). 2009. 6. Аникина Т.В. Имя собственное в интернет-коммуникации // Известия Уральского государственного университета. — 2010. — № 2 (75). — с. 71—76.
7.Москальчук А.А. Никнейм — виртуальное имя человека // Записки горного института. 2009. Т. 182. С. 246—248.
8. Хорикова В.С. Когнитивный анализ никнеймов пользователей сети интернет // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 3. С. 64—68.
9. Балкунова А.С. К вопросу о социально-лингвистических особенностях никнеймов (ников) (на примере Хмао-Югры) // В мире научных открытий. 2010. № 4—2. С. 98—100.
10.Супрун В.И. Развитие ономастического пространства Интернета // Ономастика Поволжья: материалы IX Международной конференции по ономастике Поволжья. — М., 2004.
1 Голанова Е.И. Как возникают названия с. 13.
2 Ахренова Н.А. Лингвистические особенности сетевых имен с. 75.
3 Аникина Т.В. Имя собственное в интернет-коммуникации с. 72.
4 Москальчук А.А. Никнейм — виртуальное имя человека с. 248.
5 Балкунова А.С. К вопросу о социально-лингвистических особенностях никнеймов с. 99.
6 Супрун В.И. Развитие ономастического пространства Интернета с. 49.
9