Внеклассное мероприятие «Профессии типа "человек — художественный образ"» (4 класс)
Тема: «Профессии типа «человек - художественный образ»
Цели:
познакомить с понятиями: «художественный образ», «буриме», «интервью»;
расширить знания учащихся в области профессий, которые можно отнести к виду «человек - художественные образы»;
способствовать развитию речи, мышления, внимания; развитию творческого воображения, фантазии, наблюдательности; развитию познавательной активности через творчество учащихся;
способствовать воспитанию любви к окружающей жизни; аккуратности, любви к прекрасному.
Оборудование: ИКТ, изображения смайликов, мячик, листы бумаги
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели
И тихонечко все сели.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Девиз нашего урока: «Землю красит солнце, а человека - труд». (запись на доске)
- Как вы понимаете эту пословицу?
II. Мотивация учебной деятельности.
Ребята, вы знаете кто такие А. Пушкин, К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, П.Бажов?
А кто такие поэты и писатели?
Назовите любимое произведение?
С произведениями каких художников вы знакомы? Бывали ли вы на выставках?
Что вы знаете о профессиях режиссер, актер, гример?
Чем привлекают эти профессии?
III. Сообщение темы
Сегодня у нас необычное занятие. Сегодня у нас занятие –конкурс. Тему урока вы сможете узнать, прочитав анаграмму.
Проссиифе пати «векчело- жествендохуный разоб»
Профессии типа «человек – художественный образ»
-Что вы знаете об этом типе профессий?
Чтобы писать стихи, полотна , музыку действительно, нужно вдохновение и хорошее настроение. Тогда и произведения получатся веселыми, будут приносить радость людям. А что бы наш урок прошел весело, интересно, предлагаю на это настроиться.
Глубоко вдохните и выдохните. Закройте глаза. Я посчитаю до 5 . На счёт «5» – вы откроете глаза и улыбнетесь друг другу. 1-2-3-4-5. Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь мне.
IV. Актуализация опорных знаний
Чем отличаются стихи от других произведений?
Почему стихи пишут в столбик? Что такое интервью? Художественный образ?
Что такое рифма и анаграмма?
Ответы на эти вопросы мы получим в ходе конкурсной программы.
V. Конкурсная программа
Конкурс «Интервью».
Сегодня я к нам в гости пригласила удивительного человека. Это бывший режиссер Новозыбковского народного театра Кочетов Андрей Борисович. Каждый из вас видел по телевизору, как берут интервью.
Вам дается 2 минуты, на то, что бы придумать вопросы для интервью. Ребята, задавшие самые интересные вопросы, помогающие раскрыть значение и роль его профессии, получат смайлики.
Конкурс «Фотография».
Дети делятся на две группы. Одна группа будет импровизировать, другая – отгадывать. Актёры из первой группы должны загадать что-либо: животное, профессию, явление природы, героев любимых сказок и т.д.
Загадав, дети начинают двигаться, изображая те действия, которые присущи загаданным ими персонажам, а другая группа участников наблюдает и анализирует. В какой-то момент ведущий командует: «фото!» и все актёры из первой группы замирают, в том положении, в котором они находились на момент команды. Участников оценивает Андрей Борисович.
Конкурс «Художник-декоратор»
Ребята разбиваются произвольно на 4 группы.
-Кто такой художник- декоратор?
Задание: из предложенных элементов оформить сцену к спектаклю. Дорисуйте недостающие элементы(«Колобок», «Красная Шапочка», «Буратино», «Курочка-ряба»).
Физкультминутка
Устали?
Для здоровья, не для шутки,
Проведем физкультминутку.
Конкурс «Поэтический»
- Что нам необходимо, что бы стихи получились красивыми?
(рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов. Звуковой повтор в конце ритмической единицы)
Назовите литературных героев, которые писали стихи.
Кому из литературных героев принадлежат следующие строки:
Мишка очень любит мёд!
Почему? Кто поймёт?
В самом деле, почему
Мёд так нравится ему? Винни-Пух)
А вот эти строчки кто написал?
Лежит сладкая ватрушка. (Незнайка).
Кто написал роман-сказку о Незнайке? ( Б. Заходер)
Какие стихи этого поэта вы помните? А стихи Незнайки?
Знайка шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
Кто учил Незнайку сочинять стихи?
А какие стихи Цветика вы помните?
Огромный шар, надутый паром,
Поднялся в воздух он недаром.
Наш коротышка хоть не птица,
Летать он все-таки годится.
И все доступно уж, эхма!
Теперь для нашего ума!
Прежде, чем написать стихотворение нужно потренироваться подбирать рифмы. Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Каждый тут у нас талант
– И певец, и... (музыкант).
Хватит кукситься, скучать,
начинаем... (танцевать).
Если танцы надоели,
покачайтесь на... (качелях).
И качаться надоело?
Принимаемся за... (дело).
Лучше уж за стол присесть
и мороженое... (съесть).
Все наелись, детвора?
Поиграть тогда... (пора)!
Молодцы, у вас неплохо получается. Усложним задание.
Тренинг «Найди общий конец»
К каждому блоку приведенных букв надо найти общую часть для окончания слова.
В- , гл- , дл- , м- , карт- , ос- , ряб- . (-ина).
Какие слова получились?
Замор- , б- , пар- , д- , к- , карт- , п- , т- . (-очка).
Б- , г- , л- , м- , п- , ч- , ш- . (-айка).
Са- , ха- , буш- , серве- . (-лат).
И с этим заданием вы успешно справились.
Тренировочное задание «Игра в рифму».
Я буду говорить слово и одновременно бросать вам мяч. Кто поймает мяч, должен будет сказать мне рифму к этому слову. (День, дом, шина, кот, печка, гармошка, букашка, корзина, баран, воробей, грачи).
«Буриме».
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Буриме».
"Буриме" (в переводе с французского) означает стихотворение, обычно шуточного характера на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Эта литературная игра возникла во Франции в ХУП в. Как же в нее играют?
Допустим, стихотворцу задают рифму "лето - конфета".
Ассоциативный куст.
Что вам вспоминается при слове «лето»?
А при слове «конфета»?
Кто уже придумал стихотворение?
Анализ литературных приемов в стихотворении.
Допустим получились такие стихотворения:
Вот и растаяло звонкое лето,
Как будто сладкая конфета!
Или такое:
Где ты, где ты, наше лето?
Вкус твой мятный, как конфета…
Или: Ты – праздник, ты – песня, ты – сказка, о, лето!..
Ты – самая вкусная в мире конфета!
С чем сравнил автор конфету?
Что сделало лето? Так может быть?
Какие приемы использованы в двух следующих стихотворениях?
Сочинение стихотворений. Работа в группах.
Для дальнейшей работы мы разобьемся на группы. Придумайте группами свои буриме. Я думаю, что одна голова хорошо, а несколько – лучше. Продолжаем зарабатывать смайлики. Самые активные ребята, набравшие больше всех баллов за конкурсы получат небольшие сувениры от Андрея Борисовича.
Предлагаю такие варианты рифмы: «школьный – вольный», «привет – лазарет», «в лесу – принесу», «роса – небеса»; «раскраски-сказки»; «мотылёк – ветерок»; «у реки – глубоки»; «ворчуны – шалуны», «одна - у окна», «пес – принес», «бегу – помогу».
Каждая группа выбирает сама рифму с которой будет работать. Если получится быстро справиться с заданием, делаем тоже самое с другой рифмой. Не забудьте составит ассоциативный куст. Он вам поможет в стихосложении.
*Предлагаю придумать буриме на 4 сроки.
(Слайд18) Варианты рифм: природа-погода,
года-народа;. лень - пень, глубоко- широко; волос- голос трава-мурава; небеса - чудеса дом - углом; птица - водица сад - водопад; цапли-капли небес--лес.
VI. Подведение итогов
Вручение сувениров
Андрей Борисович:
- Дома попробуйте самостоятельно написать свои стихотворения-буриме, оформите их на листах А4 с иллюстрациями
-Чему вы научились сегодня на уроке?
-Захотелось ли вам самим сочинять стихи?
Сейчас проверим насколько успешным был наш сегодняшнее занятие. У вас на столе лежат наклейки.
Если урок для вас прошел плодотворно, и вы остались довольны - прикрепите наклейки к смайлику с «улыбка».
Если урок прошел хорошо, но могло быть и лучше – прикрепите наклейки к смайлику «сомнение».
Если урок не отличается от прежних уроков, и ничего нового не принес – наклейки к смайлику «грусть».
Кияйкина Наталья Федоровна