12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталья Михайловна Миронова18
 

Методическая разработка

Внеклассное мероприятие

по духовно-нравственному воспитанию учащихся

«Образы колоколов в художественных произведениях русских поэтов и писателей»

(сценарий литературно-музыкальной композиции)

Автор: Миронова Н.М.,

учитель русского языка и

литературы муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа № 105 Ворошиловского района Волгограда"

2017 год

Пояснительная записка

Литературно-музыкальная композиция — один из самых интересных видов внеурочной деятельности, позволяющий сочетать свободное общение, основанное на литературном материале, театрализации. Литературная композиция «Образы колоколов в художественных произведениях русских поэтов и писателей» позволяет расширить знания учащихся. Довольно часто у детей возникают определенные трудности с восприятием художественных произведений, так как подросткам кажутся устаревшими проблемы, затрагиваемые в прозе и поэзии русских авторов. Данное противоречие в ходе мероприятия решается путем вовлечения школьников в творческий процесс как при помощи проникновении в мир героев и образов, так и при попытке участия в таком процессе лично.

Важно общение во время такого типа внеклассного мероприятия, которое затрагивает не только эмоциональный мир учащихся, но и восприятие жизни, ценностей, смысла.

Кроме того, мероприятие дает возможность выявить одаренных детей и развивать их творческие индивидуальные способности, воспитывать у школьников чувство ответственности в работе в команде, переживание за успех совместного мероприятия.

Цель:

-продолжать и углублять знакомство учащихся с традициями Руси через произведения русских поэтов и писателей;

Задачи:

- выявить роль образа колоколов в художественной литературе русских писателей и поэтов;

- усвоить значение Поста, как приготовления христиан к празднованию Пасхи;

- воспитывать в детях чувства любви, доброты, красоты.

Контингент участников: 8-9 классы.

Результаты: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской культуры в целом; выполнение устного анализа фрагментов текста; владение навыками выразительного чтения.

Методы и приемы: системно-деятельностный, эвристический; беседа, словарная работа, устная характеристика героев и образов, индивидуальная работа(сообщение, выразительное чтение наизусть)

Оборудование: Портреты русского философа Н.А.Бердяева, «Встречный звон колоколов», тексты произведений И.Шмелёва. Л.Андреева, иллюстрация «Царь-колокола», звоны – благовест, перезвон, перебор; фрагмент песни «Вечерний звон», сл. И.Козлова.

 

Ход внеклассного мероприятия

I. Организационный момент.

II. 1 ведущий: В чем заключается Русская духовность?

(ответы учащихся)

1 ведущий: Известный русский философ Н.А.Бердяев в свое время задавался таким вопросом: что же замыслил Творец России? У нас есть все основания полагать, что мыслитель прав, убеждая, что русский народ на протяжении своей истории вынашивал высокие идеи духовного смысла Бытия, истинные общечеловеческие духовные ценности.

Также Н.А.Бердяев писал, что между необъятностью русской земли и русской души существует соответствие: «В душе русского народа есть такая же необъятность, безграничность, устремленность в бесконечность, как в русской равнине».

2 ведущий: Все это получило наиболее законченное и совершенное воплощение в созданном русским народом удивительном языке, неподражаемом фольклоре, а главное, в искусстве — великой русской литературе, музыке, живописи, архитектуре.

Русская духовность на протяжении столетий формировала русскую культуру, та, в свою очередь, формирует нынешнюю духовность.

3 ведущий: Огромный пласт русской культуры связан с православием.

После принятия христианства повелел великий князь Владимир, как сказано в летописи, «рубить повсюду церкви и ставить их по тем местам, где раньше стояли кумиры». Сейчас уже невозможно представить себе Русь без храмов, пения церковного хора, колокольного звона.

4 ведущий: Герман, митрополит Волгоградский и Камышинский, сказал: «Наш народ православный жил всегда с колокольным звоном. Он сопровождал людей и в горе, и в радости»

5 ведущий: Колокола — это духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон — символ в звуке. Колокольные звоны называют «Голосом Церковным», и этот глас призывает к духовному Возрождению и покаянию. Поэтому никогда церковные колокола не звучат во внеурочное время или для потехи публики. (Звонари не имеют права даже репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи)

(Звучит один из колокольных звонов и на его фоне учащийся читает отрывок из поэмы)

1 чтец:(Выразительное чтение наизусть «Всенощная в деревне» (Из поэмы «Бродяга») И.С.Аксакова).

Приди ты, немощный,

Приди ты, радостный.

Звонят ко всенощной,

К молитве благостной.

И звон смиряющий

Всем в душу просится,

Окрест сзывающий

В полях разносится…

6 ведущий: Каждый день мы, живущие на Дар-горе города Волгограда, утром и вечером слышим прекрасные звуки колоколов, которые раздаются неповторимыми переливами с колокольни собора Казанской Божьей матери. Для чего он звучит?

(ответы учащихся)

1 ведущий: Церковный звон употребляется для того, чтобы:

- созывать верующих к богослужению;

- выражать торжество Церкви и ее богослужений;

- возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особо важных частей богослужений.

Православный звон служит не только для целей богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа.

2 ведущий: В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.

Благовест — один из наиболее древних звонов Православной Церкви, несет благую, радостную весть о начале Богослужения. Это мерные удары в один из больших колоколов.

Перебор - или погребальный (похоронный, проводной) звон выражает грусть и скорбь об усопшем. При этом звонарь ударяет в каждый колокол в определенной последовательности.

Перезвон — звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большого и до самого малого (иногда с ударом «во вся»), и так звонарь повторяет несколько раз.

Трезвон — колокольный звон, различный как по составу используемых колоколов, так и имеющий разнообразную форму исполнения, ритм, фактуру и инструментовку. Это звон во все колокола.

3 ведущий: Колокольный звон стал частью жизни всего русского народа, поэтому в русской классической литературе художники слова часто прибегают к использованию символического образа колокола, его звучания, чтобы подчеркнуть духовное развитие своих героев или их преображение.

Ш. Учитель: Обратимся к произведениям русской классики, чтобы посмотреть, какую роль может играть образ церковного колокола в развитии, становлении духовного мира героя или его преображения.

В качестве домашнего задания вам было предложено прочитать рассказ Л.Андреева «Баргамот и Гараська».

-Какую роль сыграл звон колоколов в этом пасхальном рассказе?

Возможный ответ: В пасхальном рассказе «Баргамот и Гараська» Л.Андреева возрождение потаенных человечных качеств как у Баргамота, так и у Гараськи началось со звона колоколов, разносящих весть о воскрешении Спасителя. «Потом радостный, переливчатый трезвон, такой веселый после заунывных великопостных колоколов, разослал по миру благостную весть о воскресении Христа». («Баргамот и Гараська»). Атмосфера всеобщей радости в день Великой Пасхи вызывает у пьяницы Гараськи желание похристосоваться яичком со своим злейшим врагом в обычные, будние дни — Баргамотом.

Бергамотов Иван Акиндич – полицейский-городовой, бляха №20, берет взятки. Гараська – вор, пьяница, скандалист.

Благодаря извещению звоном церковных колоколов о празднике Пасхи, происходит преображение в душе обоих героев. После того, как разбилось пасхальное яичко (Гараська хотел похристосоваться с ним), Баргамот приглашает оборванного, грязного скандалиста к себе домой на вкусный обед. Оказалось, что громогласный полицейский способен на жалость к людям, на понимание души пьяницы, а Гараська раскаивается в своём образе жизни и стыдится самого себя.

Учитель: Могут ли измениться эти герои в лучшую сторону навсегда?

(учащиеся высказывают свои предположения)

Послушаем звон Благовеста.

Сообщение- презентация учащегося, который совершил прогулку к собору Казанской Божьей матери и послушал колокольный звон. (Впечатления, полученные от слушания колокольного звона, настроение после посещения этого места )

2 чтец: Колокола. В.Шамонин (выразительное чтение наизусть)

Хорошо на колокольне

позвонить в колокола.

Чтобы праздник был раздольней,

чтоб душа запеть могла.

Будто ангельское пенье,

этот дивный перезвон

светлым гимном Воскресенья

Зазвучал со всех сторон

Учитель: Во время Великого поста тоже звучит Благовест. Но его называют «Постный».

В течение Великого Поста христиане, пройдя крестным путем Христа, восходя в сердце к Богу по ступенькам добродетелей, обретали пасхальную радость о Господе.

- Как в произведении русского классика Б.Шмелёва «Лето Господне» главный герой мальчик Ваня через свое детское восприятие делится с нами (читателями) воспоминаниями об этих днях?

Ученик зачитывает приготовленный дома отрывок: « И видится мне, за вереницею дней поста, - Святое Воскресенье, в светах. <...> Мне начинает казаться, что теперь прежняя кончается, и надо готовиться к той жизни, которая будет, где? Где-то на небесах. Надо очистить душу от всех грехов, и потому все кругом — другое. И что-то особенное около нас, невидимое и страшное. Горкин мне рассказал, что теперь - «такое, как душа расстаётся с телом. Они стерегут, чтобы ухватить душу, а душа трепещется и плачет: «Увы мне, окаянная я!» Так и в ифимонах теперь читается.<...>

- Потому они чуют, что им конец подходит. Христос воскреснет! Потому и пост даден, чтобы к церкви держаться больше. Светлого дня дождаться. И не по-мышлять, понимаешь. Про земное не помышляй! И звонить все станут: помни...по-мни!..

В доме открыты форточки. И слышен плачущий и зовущий благовест — по-мни... по-мни... Этот жалостный колокол, по грешной душе плачет.»

Учитель: Такой звон колокола называется — Постный благовест.

Ваня — православный русский человек. Он, как и все герои этого произведения, глубоко верит в Бога и почитает Его. С самых малых лет, в первую очередь родители, а также духовный наставник мальчика Горкин, воспитывали его в строгости, в чистоте помыслов и молитвах. Звон Постного благовеста приводит шустрого, подвижного, любознательного мальчика к мысли о том, что надо каждый день, каждую минуту жить честно, по совести, совершать только хорошие поступки.

4 ведущий: Следует знать, что церковный колокол — это святыня, и её надо оберегать и чтить. Звон колокола— это ещё и украшение любого храма, поэтому он всегда благолепен.

Такое почитание церковного колокола соблюдалось всегда. Но на Руси издавна существует обычай: в первую неделю после Пасхи (она называется Светлая седьмица) любой христианин может подняться на колокольню и звонить в колокола. Этот обычай сохраняется и в наши дни.

Учитель:

-Как в произведении Б.Шмелёва «Лето Господне» об этом обычае говорит Ване, этому «забавнику», «легкому, как муравейчик», Горкин:

Ученик: «Вот, погоди, косатик, придет Святая, мы с тобой в Кремль поедем, покажу тебе святыньки... и Гвоздь Господень, и все соборы наши издревнии, и Царя-Колокола покажу, и потрезвоним, поликуем тогда с тобой...». Наставник по-своему, но очень понятно, доброжелательно объясняет ребёнку правила поведения во время одного из великих церковных праздников. И ребенок с радостью эти наставления принимает.

(фотография «Царь-колокол»)

5 ведущий: А что такое есть «колокол»? Из чего его изготавливают? Кто трудится над созданием церковных колоколов?

1ведущий: Колокол — 1. Отлитый из медного сплава полый конус с языком, издающий громкий звон. Бить, звонить в к., удары колокола. Церковный к. звонница с колоколами. Во все колокола ударять, звонить (также перен.: оповещать всех, предавать гласности.

2 ведущий: История «Царь-колокола».

Этот колокол благовестил в звоннице, находившейся неподалеку от колокольни «Иван Великий», до 19 июля 1701 года. В тот день случился пожар. Он охватил и часть кремля, и колокол. Полученные от пламени серьезные трещины повлияли на звучание. Звонить стало невозможно.

3 чтец: (выразительное чтение наизусть стихотворения «Царь-колокол» Марии Мирошиной).

Когда туристы отойдут от пьедестала

гранитного, что для тебя воздвигли

на площади Великого Ивана,

я подойду к тебе — поговорить.

Металл холодный ласково поглажу,

вчитаюсь снова в древней речи вязь -

но не слова мне о тебе расскажут,

увижу то. Что прячется от глаз...

Закатный свет на утомленных лицах,

мозоли на натруженных руках;

печник в одежде, вымазанной глиной,

стрелец у медного громадного куска.

Трудились мастера с зари до ночи, -

тьму-тьмущую ты задал людям дел:

копали ямы, возводили печи,

месили глину, чтобы ты запел...

Отрада для любого сердца русского,

когда колокола зовут-поют;

трудились со сноровкой, споро, дружно, -

и каждый думу вкладывал свою.

И думы эти голосом металла

разнес бы ты- о, мир бы зазвенел!

Царем тебя совсем не зря назвали,

вот только песню людям ты не спел...

Стоишь ты здесь, ни разу не запевший, -

поют тебе на все лады ветра;

стоишь, как памятник всем колокольным песням

и — не царям, мастеровым рукам!

Но голос твой услышу в час закатный,

когда пройдет волной набат грозы;

О колокол! Одно лишь Небо знает,

что ты хотел сказать царям земным...

IV. Рефлексия:

Слушание фрагмента песни «Вечерний звон».

Учитель: Скажите, чем же привлекателен колокольный звон?

В чем его сила и мощь?

Какое значение имеют колокола в жизни русских людей?

(ответы учащихся)

Учитель: И еще, по мнению авторов прочитанных вами произведений, во время движения церковного года через православные праздники у людей проявляются только любовь, взаимоуважение, милосердие, вера, а каждодневный труд могут сделать нашу жизнь ярче, добрее, чище. Звон колоколов очень созвучен с широкой натурой русского человека.

Список литературы

1.Андреев Л. «Баргамот и Гараська».

2. Бердяев Н.А. Русская идея.// Вопросы философии. 1990. № 1 с. 70

3.Мирошина М.«Царь-колокол»

4.Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд.. дополненное. - М.: ООО «ИТИ Технологии», 2000

5. Шамонин В. Колокола.

6. Шмелёв И. «Лето Господне»

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.