12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анна Чуприкова34

Сегодня одной из задач, стоящих перед современной школой, является формирование функциональной грамотности.  Помимо базовой грамотности от современного выпускника ждут и отраслевой, которая заключается в знании сфер повседневной жизни или определенной области.

Поэтому современный урок является уроком формирования функциональной грамотности ученика.

Я бы хотела вас познакомить с тем, как я на уроках обществознания развиваю читательскую, финансовую грамотность, креативное мышление, глобальные компетенции.

В основе моей работы лежит системно - деятельностный подход, который является основой Федерального образовательного стандарта и предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии. Чтобы знание становилось инструментом, ученик должен с ним работать: применять, искать условия и границы применения, преобразовывать, расширять и дополнять, рассматривать в разных моделях и контекстах.

Чтобы реализовать этот подход на своих уроках, я использую технологии имитационного моделирования и технологии проблемного обучения. При этом формы организации работы учащихся могут быть разнообразными: фронтальные (просмотр и анализ видео-фрагментов), индивидуальные (выполнение практических задач), групповые.

Но независимо от формы организации работы учащихся неизменным остается использование информационно-коммуникационных технологий, но не привычных электронных образовательных ресурсов, а профессиональных – КонсультантПлюс, Гарант, сервис поиска работы НН, реестры товарных знаков и другие.

Использование таких инструментов в образовательном процессе создает основу для формирования функциональной грамотности учащихся, успешного усвоения фундаментальных знаний и практического их закрепления.

Например, изучая на уроке обществознания тему «Налоги и налоговая система РФ», мы обращаемся к справочно-правовой системе Консультант Плюс, где в разделе «Кодексы» работаем с Налоговым Кодексом РФ. Дети самостоятельно определяют понятие налог, обратившись к статье 8 НК РФ, с помощью ст. 12 определяют, какие виды налогов и сборов существуют в Российской Федерации.

Работая, например, с темой «Безработица» или «Трудовое право» в 8-11 классах, я знакомлю учащихся с сервисом поиска работы НН.ru, учу грамотно составлять резюме, анализировать на основе вакансий требования работодателей, их соответствие нормам Трудового кодекса РФ. Такой метод практического закрепления учебного материала помогает школьникам разбираться в устойчивых причинах различий в оплате труда, оценивать особенности рынка труда. Польза от этого заключается в том, что дети успешнее справляются с заданиями ЕГЭ этой тематики. Кроме того, такая практическая деятельность на уроках включает в себя и элементы профориентационной работы.

Вот еще один пример. На уроке обществознания мы с детьми изучаем новую тему «Культура и ее формы». На одном из этапов уроков передо мной появляется задача объяснить взаимовлияние народной, массовой и элитарной форм культуры. Перед детьми ставится вопрос: что объединяет два видеоролика? Сначала, мы смотрим отрывок из балета «Щелкунчик». После – рекламу конфет «M&S». После просмотра дети делают выводы, что оба ролика объединяет музыкальная композиция Петра Ильича Чайковского из балета «Щелкунчик». Только первый – пример элитарной культуры, а второй – пример взаимовлияния элитарной культуры и массовой (реклама). После обсуждения и аргументации учащихся, я предлагаю поработать с открытым реестром произведений российских правообладателей. И дети, анализируя данные таблицы, приходят к новым выводам, подтверждая свои предыдущие мысли, что произведение Чайковского используется в разных жанрах – инструментальной пьесе и рекламе.

Для закрепления полученных знаний, детям предлагается доказать взаимовлияние различных форм культуры на примерах других произведений с использованием уже знакомого ресурса.

Представленные мной ресурсы интегрируются с проблемными, игровыми методами, позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

Кроме этого в образовательном процессе я активно использую свой сайт. Но не как инструмент презентации учителя, а как рабочий инструмент , сопровождающий школьников на уроках и при подготовке домашнего задания. На своем сайте я размещаю разработанные мной задания творческого, исследовательского характера, веду блог, в котором дети получают возможность выражать свою собственную точку зрения на различные общественные процессы прошлого, настоящего и будущего. Сайт также содержит раздел Центр правовой поддержки обучающихся. Именно там размещается актуальная правовая информация, которая может заинтересовать школьников. Интерес обучающихся к получению правовых знаний обусловлен тем, что школа, в которой я работаю, имеет статус региональной инновационной площадки по реализации инновационного проекта «Формирование этико-правовой и информационной культуры школьника».

Хотелось бы акцентировать внимание на том, что на моих уроках дети используют собственные мобильные устройства. Казалось бы, школа сегодня ведет активную борьбу со сверхвовлеченностью детей в мир интернета, игр и других приложений. Но я думаю, что у школы нет иного выбора, кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить детей правильно использовать телефоны, решать задачи, получать практические навыки, используя информационные технологии.

Что это дает детям?

Во-первых, это возможность решать различные, в том числе и нестандартные, учебные и жизненные задачи.

Во-вторых, школьник получает возможность обладать рефлексивными умениями, обеспечивающими оценку своей грамотности, стремлению к дальнейшему образованию.

И, конечно, выпускник готов успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром.

Ведь именно в этом главная задача современного учителя – максимально адаптировать выпускника школы к реалиям жизни.

Уважаемые коллеги, я начала свое выступление с того, что от современного выпускника ожидают определенных результатов, которые заключаются в знании сфер повседневной жизни, другими словами, сформированной функциональной грамотности.

На сегодняшний день мои ученики оправдывают эти ожидания. Они успешно участвуют в научно-практических конференциях с исследовательскими проектами по темам «Историческая грамотность молодежи», «Разрушительная сила теневой экономики», «Защита конституционных прав гражданина РФ» и другим. Среди моих воспитанников есть победители регионального конкурса «Отечество», победители и призеры муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по истории, обществознанию и праву. Выпускники успешно справляются с заданиями Единого государственного экзамена по обществознанию.

Что же касается правового просвещения школьников, то применение таких методических технологий на уроках способствует формированию правовой культуры школьников, успешной социализации подростков в обществе.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.