12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117482
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай
Материал размещён в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»

Профориентационная работа на занятиях элективного курса

«Дикорастущие лекарственные растения»

 Элективные учебные курсы по биологии направлены на реализацию личностно-ориентированного обучения, на профессиональное самоопределение, при котором максимально раскрываются интересы, склонности и способности учащихся. Элективный курс «Дикорастущие лекарственные растения»  посвящён изучению растений, которые обладают лекарственными свойствами и используются человеком в официальной и народной медицине. В данном курсе учащиеся знакомятся с разными группами растений, населяющих лес, в том числе рассматривается роль лекарственных лесных растений. Учащимся даются первоначальные понятия о фармакологии, фармакогнозии и фитотерапии, а также идёт ознакомление с профессиями, связанными с изучением, переработкой и применением лекарственных растений.

В числе основных задач и целей курса «Дикорастущие лекарственные растения» отмечаем следующие:

·      расширение знаний о практическом использовании лекарственных растений;

·      формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков;

·      развитие познавательных интересов и формирование профессиональной направленности личности;

·      развитие интереса к профессиям, связанным с медициной, фармакогнозией, фитотерапией.

Содержательная часть курса  «Дикорастущие лекарственные растения» включает следующие темы:

1. Лекарственные растения – источник здоровья.

2. Исторические данные об использовании лекарственных растений.

3. Что такое фармакогнозия, фитотерапия, фармакология.

4. Государственная фармакопея.

5. Лекарственное растительное сырьё, способы заготовки, хранения, переработки.

6. Химические соединения дикорастущих лекарственных растений, оказывающие комплексное воздействие на организм человека.

7. «Есть в травах и цветах целительная сила» (знакомство с лекарственными растениями леса: сосной, пихтой, елью, берёзой, рябиной, смородиной, шиповником, душицей и др.)

8. Памятка сборщику лекарственных растений.

9. Профессии, связанные со сбором, хранением, переработкой лекарственных растений.

10. Экскурсия в аптеку.

В элективном курсе даём понятие о лекарственных растениях. Это растения, применяемые для профилактики и лечения заболеваний человека и животных. Многие растения используются с древности в качестве лекарственных. Учащиеся с удивлением узнают, что до конца 19 века почти все лекарственные препараты изготовляли из растений. Только в 20 веке для лечения заболеваний стали использовать лекарственные препараты. Несмотря на успехи химической промышленности в плане синтеза лекарственных веществ, около 1/3  препаратов получают из растений. Лекарства растительного происхождения действуют более в щадящем режиме, меньше вызывают побочных явлений. В российской научной медицине используется около 200 растений. Примерно 30 растений выращиваются в специализированных хозяйствах.

Органы и части растений, заготавливаемые  для получения лекарственных веществ, называются лекарственным растительным сырьём. У каждого вида лекарственных растений биологические активные вещества  накапливаются в определённую фенофазу и в определённых частях растений (корневищах, побегах, листьях, цветках, плодах, семенах). Об этом хорошо должен знать сборщик лекарственных растений, который должен руководствоваться в своей работе «Государственной фармакопеей» и специальными справочниками. Всем сборщиками необходимо соблюдать данные правила, чтобы сохранить целебные свойства растений. Занятие «Есть в травах и цветах целительная сила» проводим в форме путешествия по лесу. Учащиеся знакомятся с местными лекарственными растениями. Слайды электронной презентации учащиеся дополняют сообщениями, разгадывают кроссворд и загадки, читают стихи об этих растениях, знакомятся с правилами сбора лекарственных растений.

На занятиях элективного курса  учащиеся знакомятся с требованиями, которые предъявляются к профессиям фармацевта, фармаколога, провизора. Фармацевты – это специалисты со средним специальным образованием в области фармации. Провизор – специалист с высшим  фармацевтическим образованием. В ведении провизора организаторские, технологические и контрольно-аналитические функции. Провизор осуществляет административно-хозяйственные обязанности, руководит аптеками, обеспечивает приготовление лекарств по рецептам, контролирует качество лекарственных препаратов и т.п. Обращаем внимание учащихся  на то, что для этой профессии необходимы определённые качества человека: высокая ответственность и коммуникабельность, организованность и дисциплинированность, аналитический склад ума и умение работать с большим объёмом информации.

 В ходе экскурсии в аптеку знакомятся с распорядком и организацией работы аптек, с ассортиментом лекарственных препаратов. Знакомятся с правилами поступления в фармацевтические учреждения края. Узнают, что в числе работников аптек и аптечных киосков села есть  выпускники нашей школы, ежегодно 1-2 человека из выпуска поступают в фармацевтические учебные заведения, до 10 - 12 человек – в учебные заведения медицинского профиля. При подведении итогов экскурсии учащиеся отмечают, что совершенно по-другому стали относиться к данным профессиям, у некоторых учащихся появился интерес к получению такой профессии. В результате этого усиливается мотивация к изучению биологии.

Занятия элективного курса способствуют реализации творческого и интеллектуального потенциала обучающихся, обеспечению усвоения учащимися первичных знаний о фармакологии и фармакогнозии, формированию особой образовательной среды, в которой учащиеся могут удовлетворить свои познавательные интересы в данной области знаний, выйти на профессиональное самоопределение.

Опубликовано в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»


Комментарии (5)

Трефилова Раиса Поликарповна, 22.09.18 в 11:03 8Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна, за отзыв! Подготовила выступление для РМО по профориентации, решила основные тезисы опубликовать здесь в виде статьи.
Marina, 22.09.18 в 17:52 7Ответить Пожаловаться
Неплохой результат работы по профориентации показан в статье!
Трефилова Раиса Поликарповна
Комментарий был удалён пользователем 25 сен 2018 в 14:06
Светлана Гендриковна, 30.09.18 в 09:01 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за статью по профориентации!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.