Профориентационный урок для учащихся — мастер-класс наложение шины Крамер
Балашовский филиал
государственного автономного профессионального образовательного учреждения
Саратовской области
«Саратовский областной базовый медицинский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Профориентационного мероприятия
Тема: Мастер-класс наложение шины Крамера.
Разработчик: преподаватель
Шурупцева Юлия Викторовна
Балашов
2020 г.
СОДЕРЖАНИЕ
| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………. | 3 |
| СЦЕНАРИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО УРОКА…………… | 4 |
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….. | 12 |
| СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………. | 13 |
| ПРИЛОЖЕНИЕ 1……………………………………………………… | - |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка «Мастер-класс наложение шины Крамера» составлена с целью обобщения, систематизации и представления опыта работы преподавателей колледжа по проведению профориентационной работы с учащимися школ г.Балашова.
В данной методической разработке представлены организационно-методические материалы по проведению на дне открытых дверей в колледже мастер-класса в кабинете «Лечение пациентов хирургического профиля».
Актуальность данного мероприятия заключается в пропаганде получения профессиональных навыков и образования, связанных с медициной.
Цель: Помочь сделать осознанный выбор профессии.
Задачи мероприятия:
1) проведение эффективной профориентационной специальностям медицинского профиля;
2) повышение информационной осведомлённости населения о ценности здоровья и здоровом образе жизни;
3) формирование позитивного имиджа Балашовского филиала ГАПОУ СО «СОБМК».
Новизна данного мероприятия состоит в обеспечении возможности повышения эффективности профориентационной работы через систему комплексного организационно-психолого-педагогического сопровождения.
Данное мероприятие рассчитано на обучающихся 9, 11 классов общеобразовательных школ, родителей. И предполагает примерную численность 15 человек (на мастер-класс).
Форма мероприятия: мастер-класс в кабинете «Лечение пациентов хирургического профиля».
Результат: через знакомство с колледжем возникает интерес к нему, и у многих – желание учиться именно здесь.
Оборудование: оснащение для проведения мастер-класса, листовки.
СЦЕНАРИЙ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО УРОКА
«Мастер-класс наложение шины Крамера»
в кабинете 23 Кабинет «Лечение пациентов хирургического профиля»
Ведущий 1.
Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас в нашем колледже на дне открытых дверей, мы с вами находимся в кабинете лечение пациентов хирургического профиля, где проводятся занятия и студенты обучаются навыкам оказания первой помощи, первой медицинской помощи, основам десмургии и многое другое. Для обучения используются современные методы обучения и специализированное оснащение. Цель – сформировать у студентов представление о хирургии, истории развития и становления хирургии, о хирургических заболеваниях, основных методах обследования и лечения хирургических больных; роли медицинской сестры и особенностях сестринского процесса у хирургических больных.
Ведущий 2.
Первая помощь это комплекс срочных мер, направленных на спасение жизни человека. Несчастный случай, резкий приступ заболевания, отравление в этих и других чрезвычайных ситуациях необходима грамотная первая помощь.
Согласно закону, первая помощь не является медицинской. Она оказывается до прибытия медиков или доставки пострадавшего в больницу. Первую помощь может оказать любой человек, находящийся в критический момент рядом с пострадавшим.
Своевременно и правильно оказанная первая медицинская помощь спасает жизнь поражённому и предупреждает развитие неблагоприятных исходов.
Она выполняется самими поражёнными (самопомощь) или другими лицами (взаимопомощь). При организации первой медицинской помощи особое внимание следует обращать на своевременность её оказания при травмах, сопровождающихся кровотечением, шоком, асфиксией, потерей сознания, отравлением окисью углерода, на уменьшение или полное прекращение воздействия на поражённого поражающих факторов РВ, ОВ и др., а также в подготовке поражённого к эвакуации».
Объём выполняемых мероприятий первой помощи зависит от уровня подготовки человека к их оказанию.
Первая помощь пострадавшим несет в себе определенные риски для спасателя. Приоритетом для спасателя всегда остается его здоровье и безопасность.
Контакт с биологическими жидкостями человека, частицами, находящимися в воздухе, и опасными материалами на месте происшествия можно в значительной мере снизить, соблюдая соответствующие меры предосторожности. Для снижения риска инфекционного заражения необходимо использовать универсальные меры предосторожности – защита глаз, перчатки, маски; при проведении искусственного дыхания лицевые пленки, лицевые маски.
Безопасность на месте происшествия начинается с оценки места происшествия и окружающих территорий. Всегда думайте… Безопасно ли подходить к пострадавшему?
Если место происшествия небезопасно, нужно его обезопасить.
Если это невозможно, не идите туда!
Помните о возможности заражения вирусами гепатита В и С, вирусом ВИЧ (вызывает СПИД) если кровь и биологические жидкости больного попали в ваш организм. Это возможно в случаях попадания крови на вашу поврежденную кожу, слизистую ротовой и носовой полости и в глаза.
Допустимо:
• использовать пластиковые пакеты и клеенки для участков тела пациента, представляющих инфекционную угрозу;
• закрыть открытые раны пациента повязкой или водонепроницаемыми материалами;
• если возможно, попросить пациента прижать рукой собственные раны с кровотечением;
• для искусственного дыхания использовать защитные устройства.
В обыденной жизни мы можем коснуться таких ситуаций, когда может понадобиться наша помощь, и вот эти навыки и знания вам обязательно пригодятся.
Этапы оказания первой помощи:
1) убедиться, что при оказании первой помощи вам самим ничего не угрожает;
2) обеспечить безопасность пострадавшему;
3) при необходимости вызвать скорую помощь (112, 03);
3) оказать первую помощь в зависимости от ситуации.
Сегодня мы с вами разберем, как оказать первую помощь при переломах. А также вы увидите, как накладывается шина Крамера при переломах.
Переломом называют разрушение структуры костной ткани, которое требует медицинского вмешательства. Не всегда есть возможность обеспечить незамедлительное оказание профессиональной помощи. В этом случае требуется провести грамотные действия по доставке пациента в больницу. Наложение шины при переломах разной локализации позволяет довезти больного без дополнительных повреждений, облегчает дальнейшее лечение.
Для всех переломов характерны симптомы:
резкая боль при любых движениях и нагрузках;
изменение положения и формы конечности, ее укорочение;
нарушение функций конечности (невозможность привычных действий или ненормальная подвижность);
отечность и кровоподтек в зоне перелома.
Оказание первой помощи при переломах конечностей во многом определяет исход травмы: быстроту заживления, предупреждение ряда осложнений (кровотечение, смещение отломков, шок) и преследует три цели:
создание неподвижности костей в области перелома (что предупреждает смещение отломков и повреждение их краями сосудов, нервов и мышц);
профилактику шока;
быструю доставку пострадавшего в медицинское учреждение.
Фиксировать надо два сустава выше и ниже места перелома. Например, при переломе голени фиксируются голеностопный и коленный суставы, а при переломе бедра – все суставы ноги.
Если под рукой совсем ничего не оказалось, то поврежденную конечность следует прибинтовать к здоровой (руку к туловищу, ногу – ко второй ноге).
Транспортировка пострадавшего с переломом ноги осуществляется в положении лежа, травмируемую конечность желательно приподнять.
Открытый перелом опаснее закрытого, так как есть возможность инфицирования отломков.
Если есть кровотечение, его надо остановить. Если кровотечение незначительное, то достаточно наложить давящую повязку. При сильном кровотечении накладываем жгут, не забывая отметить время его наложения. Если время транспортировки занимает более 1,5-2 часов, то каждые 30 минут жгут необходимо ослаблять на 3-5 минут.
Кожу вокруг раны необходимо обработать антисептическим средством (йод, зеленка). В случае его отсутствия рану надо закрыть хлопчатобумажной тканью.
Теперь следует наложить шину, так же как и в случае закрытого перелома, но избегая места, где выступают наружу костные обломки и доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
Нельзя пытаться вправлять кость и переносить пострадавшего без наложения шины!
Ведущий 1 рассказывает участникам интерактивной площадки о важности уметь правильно накладывать шину при переломе.
Шина – приспособление для обездвиживания сломанной части тела при транспортировке пациента в медицинское учреждение.
Конструкция защищает место перелома от основных негативных факторов, которые могут ухудшить состояние больного.
Среди них:
тяжелое смещение костных отломков под воздействием рефлекторных мышечных сокращений или в результате изменения положения тела во время движения;
разрывы сухожилий, мускул;
травмирование кровеносных сосудов;
развитие болевого шока.
Шины подразделяют на несколько основных разновидностей:
пневматическая – одна из самых современных. Представляет собой мешок из плотной ткани, застегивающийся на молнию. В комплекте есть насос, который позволяет наполнить чехол воздухом в количестве, необходимом для надежной фиксации конечности;
ватно-марлевые приспособления, применяемые для обездвиживания шеи, головы, позвоночника;
лестничная шина Крамера благодаря особенностям конструкции подходит для фиксации большинства частей тела;
шина Дитерихса в основном используется при повреждениях бедерных костей.
Ведущий 2 демонстрирует виды шин.
В отдельный вид выделяют импровизированные шины из подручных материалов: веток, палок, тряпок и прочих.
Техника оказания первой помощи при переломе.
Оцените тяжесть состояния пострадавшего, определите локализацию перелома.
При наличии кровотечения остановите его.
Определите, возможно, ли перемещение пострадавшего до прибытия специалистов.
Не переносите пострадавшего и не меняйте его положения при травмах позвоночника!
Обеспечьте неподвижность кости в области перелома проведите иммобилизацию. Для этого необходимо обездвижить суставы, расположенные выше и ниже перелома.
Наложите шину. В качестве шины можно использовать плоские палки, доски, линейки, прутья и прочее. Шину необходимо плотно, но не туго зафиксировать бинтами или пластырем.
При закрытом переломе иммобилизация производится поверх одежды. При открытом переломе нельзя прикладывать шину к местам, где кость выступает наружу.
Ведущий 2 обращается с вопросом к участникам площадки:
- «А кто-нибудь из вас умеет правильно накладывать шину?»
Участники мастер – класса отвечают.
Ведущий 2 выбирает школьника, желающего обучиться манипуляцию:
Шина Крамера и ее правильно положение.Универсальное приспособление для фиксации сломанных конечностей, названное по фамилии разработчика, выпускается в форме решетки (либо лестницы) из прочной металлической проволоки. Материал гибкий, ему можно легко придать нужную форму.
Когда специальных приспособлений для фиксации нет, можно использовать в их качестве различные подручные предметы. Подойдут доски, палки, плотный картон, другие прочные вещи.
Оснащение для шинирования конструкцией Крамера:
- шина Крамера,
- бинт,
- пузырь со льдом.
Алгоритм шинирования конструкцией Крамера:
Решетку подходящего размера прикладывают к неповрежденной конечности.
Моделируют по изгибам.
Оборачивают ватой и бинтами.
Фиксируют сломанную часть тела тесьмой.
Шина Крамера хорошо подходит для иммобилизации разрушенных суставов. Например, при травме голени выпрямленным участком конструкции можно обездвижить колено, согнутой под прямым углом – голеностоп.
Затем ведущий 1 предлагает продемонстрировать школьнику наложение шины Крамера верхние конечности, при этом комментируя и исправляя ошибки.
Идет обсуждение и ребята делятся впечатлениями.
В заключение раздается Листовки «Общие правила и рекомендации наложения шин», «Остановка кровотечения», Приложение 1Хочется наш мастер-класс закончить стихотворением (стихотворения читают студенты колледжа):
Самый прекрасный на свете наряд
Белая шапочка, белый халат.
Держат медсестры и держат врачи
Самые ценные в мире ключи.
Эти ключи от здоровья людей
Разве отыщешь работу важней?
Разве найти вам надёжнее друга
В час, когда давит вас бремя недуга?
Вот почему так прекрасен наряд
Белая шапочка, белый халат.
Милосердие всегда существовало!
Расскажу историю одну,
Как сестры милосердия на поле боя
Помогали раненым в войну.
Как ползком и с медицинской сумкой
Девочки, которым двадцать лет,
Выносили с поля боя раненых,
Вылечить, которых шансов нет.
Но врачи за жизнь бойцов сражались,
Вырывали их из смерти лап.
Их бои победами кончались
И выздоровленье шло на лад.
Победили мы врагов постылых,
Кончилась холодная война.
Только помнит каждый ту девчонку,
Что спасла его из-под огня.
И о них пусть сложатся легенды
И о них напишут пусть стихи,
Пусть история запомнит все моменты,
Пусть господь им даст и счастья и любви.
Желаем удачи!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самыми сильными впечатлениями школьников остаются, конечно, практические действия под руководством педагога. Своими впечатлениями дети делятся с родителями и учителями школ, а те, в свою очередь рассказывают нам реакцию детей. Проведение подобных мастер-классов помогает ребенку сориентироваться в мире профессий, ведь очень часто у детей складываются неправильные представления о той или иной профессии. Проведение подобных мероприятий заставляет школьников задуматься о получении профессиональных навыков и образования, связанных с медициной.
Несомненно, проведение такого мероприятия требует строгой организации, большой подготовки, но это благодарная работа и она дает свои результаты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
«В помощь профориентаторам» учебное издание/Авт.-сост. Резапкина Г.В., Суворова Л.Н., Романова Н.Ф., Антоничева С.И., Тупикова Е.Е.– Йошкар-Ола. 2015 – 92 с.
Сборник материалов научно-практической конференции «Россия. Профориентация. Новый век» под ред. Г.В. Резапкиной.: ФГАУ «Федеральный институт развития образования». – Москва. 2015 – 200 с.
Пилюгина Е.И., Иванов М.Д. Актуальность профориентационной работы в образовательных учреждениях// Молодой ученый. – 2017. - № 15. – С.623 – URL https://moluch.ru/archive/149/42233/ (дата обращения 24.02.2020)
Первая помощь: учебное пособие для лиц, обязанных и (или) имеющих право оказывать первую помощь. М.: ФГБУ «ЦНИИОИЗ» Минздрава России, 2018 г., 97 с.
Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. Марченко Д.В.: М. «Феникс», 2017 – 314 с.
Первая помощь при травмах и заболеваниях. Учебное пособие./Демичев С.В. М.: ГЕОТАР-Медиа, 2011 – 160 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Общие правила и рекомендации наложения шин |
Когда специальных приспособлений для фиксации нет, можно использовать в их качестве различные подручные предметы. Подойдут доски, палки, плотный картон, другие прочные вещи. Оказывая пострадавшему первую помощь, необходимо соблюдать общие правила наложения шин при переломах: закреплять фиксатор не только на саму поврежденную область. Обездвижить надо два ближайших к травме сустава; нельзя снимать одежду с пострадавшего. Когда есть открытая рана, ткань надо осторожно разрезать, чтобы остановить кровотечение, но не стягивать вещи; закреплять конструкцию крепко, но без передавливания мягких тканей; не прикладывать приспособления к голому телу. Предварительно их надо обмотать материей; удерживающие ленты располагать выше либо ниже места травмы, чтобы давлением не усиливать боль; выступающие костные отломки продезинфицировать, наложить стерильную повязку; мышцы больного должны быть расслаблены. Для этого сломанную конечность нужно аккуратно согнуть в крупных суставах под углом 10 градусов (не более); перекладывать пострадавшего надо вдвоем, чтобы место разлома не находилось на весу. |
Пример наложения шины Крамера на нижнюю конечность | Пример наложения шины Крамера на верхнюю конечность |
ОСТАНОВКА КРОВОТЕЧЕНИЯ
ПАЛЬЦЕВОЕ ПРИЖАТИЕ АРТЕРИЙ
Артерию выше ранения зажимаете пальцем.
В это время необходимо подготовить средства для остановки кровотечения
НАЛОЖЕНИЕ ЖГУТА