Профориентационный урок для 6 класса «Рабочие профессии»
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Краснинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»
воспитательский час
для 6 класса
Воспитатель: Фризен
Ольга
Ивановна
Цель: обогащение знаний детей о различных профессиях.
Задачи:
Дать представление о разнообразии профессий, выборе профессий
Развивать психические процессы
Формировать интерес к профессиям; прививать уважение к людям разных профессий, привить любовь к труду.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
- Здравствуйте ребята! У нас присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся. Не забывайте, гость недолго гостит, но многое замечает. Постарайтесь быть внимательными и приветливыми, воспитанными хозяевами, покажите свои знания, навыки, умения.
В. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь своему соседу, а теперь соприкоснитесь пальчиками и пожелайте друг другу:
(большой) Желаю
(указательный) Успеха
(средний) Большого
(безымянный) Во всём
(мизинец) И везде!
(вся ладонь) Здравствуй!
- На доске – поговорка о труде, но посмотрите, несколько поговорок рассыпались. Соберите поговорку и скажите: как вы ее понимаете?
От труда
облагораживает
терпенье
здоровеют,
а от лени
тот не ест
мастера боится
потехе – час
болеют.
любовь к труду
гуляй смело
- Молодцы, правильно. От труда здоровеют, а от лени болеют. Умение трудиться позволяет преодолевать трудности. Предлагаю сегодня поговорить о том, какие бывают рабочие профессии, какую пользу приносит каждая из них людям. И может быть, это занятие поможет вам сориентироваться в выборе будущей профессии.
- Ребята, послушайте одну поучительную сказку, а Артем и Петя выступят в роли актеров. Я читаю сказку, мальчики показывают, а вы, после просмотра, ответьте на вопрос: Какой молоток вы бы взяли? Почему?
« Жили – были на белом свете два молотка - Цок-Цок и Стук-Бряк (таблички с именами прикрепить к груди) . Оба и по росту и по весу одинаковые, будто в один день родились. Но посмотрите на них! Какие они разные! (шапочки с соответствующими картинками). Один блестящий, второй ржавый с палкой вместо рукоятки.
Цок-цок вставал рано-рано и сразу принимался за работу, мастерил домики для скворцов, чинил стульчики ребятам, он всегда очень старался. И люди любили его. А Стук-бряк…? А Стук-бряк по утрам просыпается долго, лениво потягивался, зевал, потом с неохотой шел работать. У него ничего не получалось и он злился. Цок-цок всегда говорил ему, чтобы тот не злился, а старался, тогда и выйдет как надо. Но Стук-бряк не умел стараться. Поэтому его и прозвали Стук-бряк. Никому он добра не делал. Зато хвастаться очень любил.
- Понравилась ли вам эта сказка? Чему она учит?
- Когда вы окончите школу, перед вами встанет выбор профессии. Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми профессиями.
- Какие профессии вы знаете? Сегодня мы с вами узнаем несколько профессий, которыми вы можете овладеть, закончив школу.
- Я загадаю вам загадку, а вы ответите, о какой профессии идет речь?
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. Строитель
- На стройплощадке работают люди, профессия которых называется строитель. Но под общим называнием профессии строитель скрывается много специальностей: это и каменщики, и штукатуры, монтажники, плиточники, бетонщики и т.д.
СТРОИТЕЛЬ
(читают дети)
Барабанит дождь по крышам.
Не пускает нас гулять.
Но скучать нам не придётся,
Будем весело играть.
Мы строителями станем
И построим новый дом.
Первым делом подойдите,
Ознакомьтесь с чертежом.
Подгоните самосвалы,
Загружайте кирпичи.
Ими кубики побудут.
– Начинайте, силачи!
А теперь возводим стены
Выше роста своего.
Кран подъёмный вызываем,
Пусть поставит нам окно.
Под конец положим крышу…
Ах! Какая красота!
Дом построен, все довольны,
И закончилась игра.
- Строитель – это специальность по строительству. Строитель – одна из самых древних профессий. Появилась она много лет назад, когда люди выйдя из пещер, стали возводить себе жильё. Построенные, еще в древности, дворцы, храмы, замки, башни, мосты, продолжают радовать своим архитектурным великолепием и сейчас по всему свету. Чтобы построить дом, нужны люди разных профессий, которых объединяет одна цель и задача, строительство современного, благоустроенного красивого и надежного дома. Основные профессии людей, принимающих участие в строительстве наших школ: проектировщик, архитектор, тракторист, бульдозерист, экскаваторщик, шофер, каменщик, бетонщик, монтажник, кровельщик, крановщик, плотник, столяр, штукатур, моляр, электрик, сантехник, сварщик, инженер-строитель. Благодаря таким людям, их умению и старанию, профессионализму, любви к своему делу мы себя чувствуем в построенных домах и учреждениях уютно и комфортно.
- Любая стройка в наши дни - дело для целого коллектива строителей. Попробуем построить?
Игра «Строим башню»Дети делятся на две команды и располагаются на линии старта. На противоположной стороне зала разложены два комплекта кубиков. Дети должны добежать (по одному) до кубиков, и построить самую высокую башню из кубиков. Побеждает команда, быстрее справившаяся с заданием.
- Послушайте стихотворение и назовите следующую профессию, о которой мы поговорим.
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской;
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам! Маляр
- Маляр - это специалист, занимающийся окраской зданий, сооружений, а также оборудования, инструмента с целью защиты, санитарно-гигиенической и эстетической обработки какой-либо поверхности (стены, пола, потолка, фасада, забора, металлоконструкции).
МАЛЯР
(читают дети)
Красить комнаты пора -
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принёс
Механический насос.
Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов -
Примет к празднику жильцов!
Вот кто строил этот дом,
Дом, в котором мы живём!
(С. Баруздин)
- Деятельность маляра представляет собой работу с применением знаний о свойствах и характеристике различных материалов, красок, а также специальном оборудовании и приборах. Профессия маляр очень значима в обществе, так как именно маляры вдыхают жизнь в серые постройки и предметы, предавая им эстетический вид. Очень сложно представить современные здания, покрытые лишь серой штукатуркой, деревянные поручни на лестницах в черных пятнах от рук и морские суда, покрытые ржавчиной. Краска необходима не только для украшения поверхности, еще она способна защищать материал от коррозии и разрушения. Если бы автомобили, трубопроводы и металлические крыши не красили, они всего за несколько лет пришли бы в негодность.
Преимуществом этой профессии является то, что маляры нужны абсолютно во всех странах мира, так как здания красятся везде. Кроме того, этому ремеслу можно достаточно быстро научиться. Однако у такого вида деятельности есть недостаток. Малярам приходиться работать с красками и растворителями, которые всего за несколько лет могут любого человека довести до астмы.
- А вы хотите почувствовать себя художниками? Ведь маляр – тоже художник!
Задание «Разукрась по цифрам»
- Вы отлично справились, как настоящие художники!
- Переходим к следующей загадке:
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора
Это трудится работник —
Делает нам стулья... (плотник)
- Плотник — одна из самых нужных востребованных профессий в строительстве и быту. Работа плотника, как правило, связана с механической обработкой дерева и превращением необработанной древесины в детали, конструкции и стройматериалы.
ПЛОТНИК (читают дети)
Летят опилки белые
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы.
Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.
Хорошему работнику
Слава и почёт.
Недаром орден плотнику
Вручил народ
- Плотник занимается обработкой древесины, строительством и ремонтом бань, мостов, домов и других сооружений из дерева, деревянных панелей, а также изготовлением арок, балок, деревянных полов, установкой деревянных оконных рам, дверей, заборов, сборкой различных деревянных конструкций. Участвует в постройке и ремонте жилых домов, мостов и других сооружений. Плотник рубит стены из бревен, настилает полы, устанавливает оконные рамы и двери, строительные леса, заборы и т.п. Изготавливает и собирает пролетные строения балочных мостов, ведет подготовку деревянных опор линий связи и электропередачи. Выполняет разнообразные операции по работе с лесоматериалом: отесывание, пиление, сверление отверстий, соединение элементов деревянных конструкций, обработку защитными составами.
Отгадайте загадку и найдите этот инструмент
(картинки с лишними предметами)
нём сучки и нос лопатой,
Со спиною он горбатой.
Нарубил дров полон двор,
Как зовут его? (Топор)
Деревянная шея,
Железный клюв,
Кричит: «тук-тук-тук!» (молоток)
Деревянная речка, деревянный катерок,
А над катером вьется деревянный дымок. (рубанок)
Доску грызла и кусала,
На пол крошек набросала,
Но не съела ни куска, —
Знать, невкусная доска. (Пила)
Сожмем мы гвоздь клешней своей:
Р-раз, — и никаких гвоздей!
Цепкий рак на тех сердит,
Кто зазря в доске сидит. (Клещи)
Весь я сделан из железа,
У меня ни ног, ни рук.
Я по шляпу в доску влезу,
А по мне всё тук да тук ...(гвоздь)
Все время что-то жмут ...(тиски)
Не поможет глазомер,
Нужен точный мне размер.
Где надо, ставлю метки
С помощью ... (рулетки)
- Молодцы, ребята, правились с этим заданием!
- Скажите, о какой профессии идет речь?
- Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр
Мебель делает... (столяр)
- Столяр – рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него. Что за дом без мебели? Мебель делает столяр. Для работы по дереву есть свои особенные инструменты. Это рубанок, стамеска, долото, и, конечно, пила! Во многих семьях взрослые сами выполняют столярные работы – полочки мастерят, табуреты.
Стихотворение про столяра
(читают дети)
Бежит рубанок по доске,
как будто лодка по реке.
У столяра топор в руке, –
доска подогнана к доске.
Столяр доволен.
Он поет и в руки молоток
берет...
Доска сколочена с доской
и пахнет солнцем и сосной.
И новый стол почти готов,
и новый стих почти готов.
Вот допишу я строчку,
столяр вобьет последний гвоздь,
и я поставлю точку. Пивоварова И.
- Востребованность профессии на сегодняшний день довольно высока, особенно при предоставлении услуг по изготовлению дверей, оконных конструкций с дальнейшей разработкой и установкой всех необходимых креплений и оснащения их замками, задвижками или шпингалетами. Создание мебели — вторая область применения навыков столярного искусства, которая, зачастую переходя из статуса хобби в основное занятие, способна приносить ощутимый доход мастеру.
- Получить образование по профессии можно на соответствующих специальностях техникумов, училищ и других профессиональных учебных заведений. Вместе с этим, столяр должен обладать глубокими знаниями в области способов обработки разных пород дерева, а также уметь корректировать возможные дефекты древесины. Для продуктивной работы также необходимо изучать новейшие технологии работы с деревом, а также следить за новинками в области оборудования. Профессия столяра может быть как массовой, если работник работает на производстве, так и уникальной, если мастер сочетает не только создание продукта, но и его моделирование, выступая при этом в качестве декоратора. В любом случае, данная профессия требует отличного физического здоровья, склонности к работе по дереву, и, безусловно внимательности.
- А внимательны ли вы? Мы сейчас проверим. Работаем парами. Кто найдет больше отличий.
Задание на внимание «Чем отличаются картинки»
- Молодцы! Вы очень внимательные! Нашли все отличия.
- А я загадываю следующую загадку:
- Шьёт для взрослых и детей,
Мамы, братика, друзей —
Изделия отличные,
С фасонами приличными. (швея) Автор: Ирис Ревю
- Мир швеи очень интересен и разнообразен, как в кукольном царстве, здесь всегда царит разноцветье фасонов и форм, она-то уж точно знает, как изготовить шляпку своими руками . И чего только нет в этом мире – различные нитки, пуговицы, иголки, всевозможные материалы, ткани, кожа, рюшки, воланы, лекала…
И только совместив все эти элементы воедино швея, как волшебница, из ничего создает для нас удобный повседневный или, наоборот, роскошный экстравагантный наряд. Стоит ей только сесть за свою швейную машинку, как тут же на свет появляются разные красивые вещицы, без которых вряд ли возможно представить нашу современную жизнь.
Стихотворение про швею
(читают дети)
Посмотри, зимой и летом
Заяц, белка, серый волк
Хорошо всегда одеты —
Видно, в шубах знают толк.
Ну а мы за платьем новым
Обращаемся, друзья,
Обязательно к портному,
Без него никак нельзя.
Мерку снимет он сейчас же,
Модный подберет фасон,
Ткани разные покажет:
Яркий ситец, шелк и лен.
И скорее за машинку,
Строчки ровные бегут.
Складки здесь, а здесь — резинка
Молния, конечно, тут.
Вот строителю — спецовка,
Белый для врача халат.
Обшивает очень ловко
Он и взрослых, и ребят!
- Швея – одна из наиболее древних профессий, ведь еще в первобытные времена женщины сшивали, меха, куски кожи, и, хотя в те далекие и суровые времена каждый был сам себе швеей, находились женщины, которые делали такую работу за вознаграждение. Позже, в 19 столетии появились первые швейные машинки, и тогда данная профессия стала еще более востребованной. В наше время профессия швея очень востребована. Работа для такого человека найдется, как на фабриках, так и на не очень крупных фирмах по производству одежды, даже в ателье – где осуществляется индивидуальный пошив. Профессиональные швеи могут шить не только брюки и кофты, но даже обувь, сумки и автомобильные чехлы. Как и у каждой профессии, тут есть и свои плюсы, и свои минусы. Хорошо, когда мама умеет профессионально шить. Она с минимальными вложениями может пошить одежду для всей семьи. В данном случае сэкономить можно даже на покупке постельных комплектов. В случае если профессия швея вам подходит, то ее довольно не трудно получить. Есть курсы любителей шитья, учебные комбинаты на базе школ и профессиональных училищ. По названию можно судить, что профессия швея - профессия более женская, чем мужская..., но многие известные кутюрье (кто придумывает фасоны одежды и изготавливает их - мужчины). И если есть швейные навыки, то это неплохая подработка.
- Давайте посмотрим, кого из вас разбирается в одежде, и у кого есть навыки работы с иголкой и ниткой.
Задание «Найди подходящую заплатку»
- Все справились с заданием! Поставили правильные заплатки!
- И еще одно задание вам:
Давайте разгадаем кроссворд и ответим, о чем мы сегодня говорили:
1. Специалист по строительству, по строительным работам.
2. Рабочий, занимающийся простой обработкой дерева, постройкой деревянных зданий.
3. Работница, занимающаяся шитьём
4. Рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него.
5. Рабочий, занимающийся окраской зданий, помещений.
5 М |
||||||||||
1 С |
2 П |
3 Ш |
А |
|||||||
Т |
Л |
В |
Л |
|||||||
П |
Р |
О |
Ф |
Е |
С |
4 С |
И |
Я |
||
О |
Т |
Я |
Т |
Р |
||||||
И |
Н |
О |
||||||||
Т |
И |
Л |
||||||||
Е |
К |
Я |
||||||||
Л |
Р |
|||||||||
Ь |
- Правильно! Мы сегодня говорили о профессиях.
Итоги
- Все эти и другие профессии можно получить в :
1. ГОУ НПО Профессиональное училище № 14. г. Ленинск-Кузнецкий, пр. Ленина, 15.
2. ГОУ НПО Профессиональное училище №48 г.Кемерово Ул. Цимлянская 6
Но подробнее об этих учебных учреждениях мы с вами поговорим позднее.
- За одно занятие, за один день не решить - кем быть. Пройдет еще более 3-х лет, прежде чем вы будете делать свой выбор, а сейчас у вас есть главный труд. Какой?
- Учеба и получение хороших знаний – тоже труд и труд непростой.
- Скажите мне, пожалуйста, можно ли назвать самую главную профессию? А почему?
- Я сегодня довольна всеми вами! А как вы справились с заданиями вы узнаете, когда прочтете эту шифровку:
- Спасибо вам большое за работу! До свидания, до новых встреч.
Список используемой литературы
Классный час «Радуга профессий». Автор: Светлана Лукьяновская. [сайт].http://aat.moeobrazovanie.ru/klassiy_chas_raduga_professiy.html
Детям о профессиях: Профессия "Строитель". [сайт].http://pochemu4ka.ru/load/razvivajka/detjam_o_professijakh/detjam_o_professijakh_professija_stroitel/56-1-0-9188
Развивающие подвижные игры для детей дошкольного возраста. [сайт].http://mishutka118.ucoz.ru/blog/razvivajushhie_podvizhnye_igry_dlja_detej_doshkolnogo_vozrasta/2011-09-01-15
http://www.razumniki.ru/professiya_stolyar_den_torgovli.html-
Загадки о профессиях. [сайт]. МАЛЯР. [сайт]. Плотники. [сайт]. Профессия столяр. [сайт]. УЧИМ ЦВЕТА И ЦИФРЫ. [сайт]. . [сайт]. Загадки про профессии. [сайт]. . [сайт]. Игра «Найди отличия». [сайт]. Конспект занятия «Одежда» для детей раннего возраста [сайт].http://vospitatel.com.ua/zaniatia/ranniy-vozrast/odejda-3god.html
Скрипникова Валентина Михайловна