12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кириченко Надежда Ивановна31
Россия, Новосибирская обл., г. Тогучин
3

Информационно-познавательная игра по профориентации для старшеклассников «Мы выбираем,…нас выбирают…»



Внеклассное занятие в 10-11 классах, разработанное учителем технологии МКОУ Тогучинского района «Сурковская средняя школа» Кириченко Надеждой Ивановной.

Тема: « Мы выбираем, …нас выбирают…»

Цели:

- оказание помощи учащимся в профессиональной ориентации;

- формирование у учащихся положительной адекватной самооценки своей личности;

- познакомить с необычными названиями профессий;

- направление старшеклассников в определении будущей профессии, производя анализ таких понятий как склонности, способности, интересы, талант, гениальность, призвание, целеустремлённость, трудолюбие;

- развитие коммуникативных способностей у обучающихся в условиях игровых ситуаций;

- способствовать нравственному воспитанию старшеклассников через общение;

- помочь подросткам в осознании труда как человеческой и общественной деятельности.

Оборудование к занятию:

По ходу занятия: ноутбук; проектор; экран; презентация по теме, таблицы на столах у каждой команды с профессиональным направлением в сферах жизнедеятельности людей: Ч-Ч; Ч-ХО; Ч-П; Ч-Т; Ч-З.С.

К началу занятия:  2 яблока. 2 команды. Жюри –учащиеся 9.10. 11 классов. Зеленые и красные шарфы.



Эпиграфы:

« Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами»

Уолт Уитмен

« Быть занятыми люди хотят ещё больше, чем быть счастливыми»

Ницше

На экране тема внеклассного и данные эпиграфы;

Звучит песня из к/ф «Большая перемена»:

«Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает – часто простое кажется сложным – чёрное – белым, белое – чёрным!...»

Ход занятия:

- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Тема сегодняшнего Внеклассного занятия « Мы выбираем, нас выбирают…»

За вашей спиной годы школьной жизни и до окончания школы осталось совсем немного где вас ждёт совсем другая, взрослая жизнь. Выпускникам всегда приходится совершать выбор своей будущей профессии, выбор своего жизненного пути. Выбирать всегда очень трудно! Разумеется, что в этом вам могут оказать помощь взрослые люди – родители, учителя, старшие товарищи или друзья – одноклассники, но всё равно окончательное слово за вами. У Уолта Уитмена есть слова, которые мне хотелось бы взять в качестве эпиграфа для нашей встречи:

«Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами»

Стремление людей к правильному выбору своей будущей трудовой деятельности подчёркивает и немецкий философ Ницше:

«Быть занятыми люди хотят ещё больше, чем быть счастливыми»

От вашего выбора зависит многое в вашей жизни и тут важно не ошибиться. Мне кажется, что на данный момент вполне счастлив тот из вас, кто определился со своим выбором, по крайней мере, хотя бы имеет конкретную цель – куда и к чему стремиться, что делать по окончании школы. Задумывайтесь, думайте, размышляйте! Не теряйте время зря!

« Dum spera speru!» - «мыслю – следовательно, существую» - говорили древние. А что вы думаете о себе, друг о друге? Вы все такие разные и это здорово! У каждого из вас свои мысли, чувства, увлечения, интересы и привязанности.

Игра – разминка: « Давайте говорить друг другу комплименты!»

- Ваши комплименты друг другу будут необычными – они должны подчёркивать какие - то способности, таланты, склонности, интересы и увлечения того человека к которому комплимент будет адресован. Нам поможет вот это яблоко, которое и есть плод вашей мысли. Передать его можно любому в классе, кому захочется сказать комплимент. Не забывайте правило этикета – кто говорит хорошее в ваш адрес – того не забываем благодарить! Итак, начали…

( Звучит песня Булата Окуджавы – « Давайте говорить, друг другом восхищаться…»)

Первый комплимент произносит классный руководитель, отдавая яблоко.

Игра закончена.

Благодарю всех! Теперь яблоко наполнено вашей добротой!

- Каждый день человек хочет есть и пить, хочет заниматься разными делами, но ещё человеку хочется мечтать… Мечта – это полёт фантазии. Давайте и мы помечтаем, пофантазируем и при этом ещё поиграем!

( Все участники сидят в 2 командах – « красные; зелёные» и у них соответствующие флажки на столах).



Итак, начинаем! Вот условия данной игры. Игра пиктограмма.

Даются названия профессий. При помощи карандашей изобразить профессию и написать 5-6 способностей данной профессии.



Учитель

Ну а сейчас проведем деловые игры с командами, которые должны показать, насколько хорошо они владеют знаниями о профессиях. Первая игра «Закончи предложения». Капитаны команд получают карточку с четырьмя предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.

Люди работают ради…

Настоящий труд – это…

При выборе профессии люди часто не учитывают…

В любом профессиональном труде самое важное…

 

 Дети заканчивают предложения.  (Записали, зачитали).



Следующие задание;



 «Минусы – плюсы». Придумать профессию и назвать плюсы и минусы


минусы

плюсы

профессии

неактуальность бумажной литературы, скучная работа


узнавать людей, (знакомиться) с людьми, поэтами

читать, познавать что-то новое

библиотекарь




Ведущий Саша :

Следующая игра «Назови профессию». Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:

А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

Аушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) появились в 20 веке: программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) появятся в будущем: профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

 

Ведущий Олег:

А вот какими качествами, способностями, знаниями, состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию? Конкурс «Что общего». Каждая команда получает карточку с пятью парами профессий.

Ваша задача: определить, что является общим для этих пар профессий?

МЕДСЕСТРА – ТОКАРЬ
ОФИЦИАНТ – ТАКСИ
ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР – КОМПОЗИТОР
ПРОДАВЕЦ – ТРЕНЕР,Водитель
ЖИВОТНОВОД  – САДОВНИК

 

Ведущий :

Следующая игра «Собери пословицу».  На полосках бумаги написаны пословицы, полоски разрезаны пополам и перепута­ны. Комплекты таких листочков с пе­ремешанными половинками пословиц выдаются командам. По команде Ве­дущего начинается конкурс. Побежда­ет та команда, которая быстрее со­берет полностью все свои пословицы.

Пословицы о труде:

Без дела жить, только небо коп­тить.

Без охоты нет работы.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Была бы охота, а работа найдется.

Глаза страшатся, а руки делают.

Где труд, там и правда.

Глядя на нужную работу, сыт не будешь.

Дело мастера боится, а иной мас­тер дела боится.

Кто не работает, тот и не ест.

Мало хотеть, надо и уметь.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Семь раз отмерь, а один раз от­режь.

Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.

Не боги горшки обжигают.

Одно дело делай, а от другого не бегай.

 

Ведущий Саша

Следующий конкурс: блиц-турнир  «Вопросы о профессиях». Каждая команда должна ответить на большее количество вопросов.

Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр.)

Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)

Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.)

Специалист по сборке и налад­ке механического оборудования. (Слесарь.)

Специалист по обработке ме­таллов давлением. (Чеканщик.)

Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радио-мастер.)

Мастер по ручной ковке ме­талла. (Кузнец.)

Специалист с высшим техни­ческим образованием. (Инженер.)

Владелец сельскохозяйствен­ного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.)

Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Са­довод.)

Специалист по технологии со­единения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.)

Специалист по уходу за ло­шадьми. (Коневод.)

Специалист по духовым и кла­вишным инструментам. (Музыкант.)

Специалист, владеющий нож­ницами и расческой. (Парикмахер.)

Специалист по изучению про­цессов, происходящих в земной ат­мосфере. (Метеоролог.)

Специалист по обработке дере­ва. (Столяр.)

Специалист, наносящий рису­нок на ткань. (Раклист.)

Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрическо­го оборудования. (Электромонтер.)

Специалист по передаче инфор­мации с помощью радиоволн. (Ра­дист).

Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агро­ном.)

Работник торговли. (Продавец.)

Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, тех­нических устройств и приспособле­ний) в соответствии с установленны­ми едиными требованиями. (Чер­тежник.)

Рабочий на стройке. (Каменщик.)

Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор



Учитель

- А знаете ли вы, что ведёт к профессии?

Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности.

Соответствие – нет противопоказаний к профессии, а есть некоторые качества, необходимые данной профессии.

Талант - высшая степень развития способностей.

Гениальность – высшее проявление таланта.



Так бывает, что иногда выбор профессии зависит от всевозможных жизненных обстоятельств, а не только от чьего-либо желания. Очень хочется, чтобы вы узнали о судьбе одной удивительной женщины.

( На экране портрет знаменитой балерины Галины Улановой. Звучит музыка русского композитора П.И.Чайковского).

Узнаёте - кто это? Верно – это Галина Сергеевна Уланова

Ученик коротко рассказывает о необыкновенной судьбе, о таланте, об упорстве и огромном трудолюбии этой великой русской балерины.

Спасибо. - После того, как Уланова перестала выступать на сцене, она стала преподавать, поэтому у неё осталось очень много учеников, а также множество поклонников её таланта.

- Как мы ещё раз убедились, любая профессия - это огромный труд!

- Давайте ещё раз вспомним, что же лежит в основе выбора профессии?

Интересы

Способности

Упорство

Трудолюбие

Целеустремлённость

Пригодность

Талант

Гениальность





Учитель;

Закончить наше занятие, мне хотелось бы притчей:

Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один и тот же вопрос.

У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
“ А что ты делал целый день?”
А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”
Запомните эту притчу.





Профессий в мире много разных и интересных, ярких и увлекательных. Не так уж важно, какую из них, выберете вы. Самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно!

Ведь каждая профессия полезна для нас самих, для общества, для страны, в которой мы живем.

Главное, что должно объединить нас всех, людей, самых разных профессий -  это наша человеческая сущность, наша доброта и сердечность, любовь к людям, профессионализм и ответственность перед собой, перед своими детьми, а значит, перед будущим своей страны, с гордым названием РОССИЯ!.

А сейчас слово жюри (жюри подводит итоги, объявляя победителей)

 

Ведущий Олег:

По традиции каждое школьное  мероприятие мы завешаем Гимном школы .Изгиб гитары желтой.

Успехов всем, до новых встреч! (звучит гимн школ)

 

 





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.