Информационно-познавательная игра по профориентации для старшеклассников «Мы выбираем,…нас выбирают…»
Пояснительная записка к презентации
Внеклассное занятие в 10-11 классах, разработанное учителем технологии МКОУ Тогучинского района «Сурковская средняя школа» Кириченко Надеждой Ивановной.
Тема: « Мы выбираем, …нас выбирают…»
Цели:
- оказание помощи учащимся в профессиональной ориентации;
- формирование у учащихся положительной адекватной самооценки своей личности;
- познакомить с необычными названиями профессий;
- направление старшеклассников в определении будущей профессии, производя анализ таких понятий как склонности, способности, интересы, талант, гениальность, призвание, целеустремлённость, трудолюбие;
- развитие коммуникативных способностей у обучающихся в условиях игровых ситуаций;
- способствовать нравственному воспитанию старшеклассников через общение;
- помочь подросткам в осознании труда как человеческой и общественной деятельности.
Оборудование к занятию:
По ходу занятия: ноутбук; проектор; экран; презентация по теме, таблицы на столах у каждой команды с профессиональным направлением в сферах жизнедеятельности людей: Ч-Ч; Ч-ХО; Ч-П; Ч-Т; Ч-З.С.
К началу занятия: 2 яблока. 2 команды. Жюри –учащиеся 9.10. 11 классов. Зеленые и красные шарфы.
Эпиграфы:
« Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами»
Уолт Уитмен
« Быть занятыми люди хотят ещё больше, чем быть счастливыми»
Ницше
На экране тема внеклассного и данные эпиграфы;
Звучит песня из к/ф «Большая перемена»:
«Мы выбираем, нас выбирают, как это часто не совпадает – часто простое кажется сложным – чёрное – белым, белое – чёрным!...»
Ход занятия:
- Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости! Тема сегодняшнего Внеклассного занятия « Мы выбираем, нас выбирают…»
За вашей спиной годы школьной жизни и до окончания школы осталось совсем немного где вас ждёт совсем другая, взрослая жизнь. Выпускникам всегда приходится совершать выбор своей будущей профессии, выбор своего жизненного пути. Выбирать всегда очень трудно! Разумеется, что в этом вам могут оказать помощь взрослые люди – родители, учителя, старшие товарищи или друзья – одноклассники, но всё равно окончательное слово за вами. У Уолта Уитмена есть слова, которые мне хотелось бы взять в качестве эпиграфа для нашей встречи:
«Ни я, ни кто другой не может пройти эту дорогу за вас, вы должны пройти её сами»
Стремление людей к правильному выбору своей будущей трудовой деятельности подчёркивает и немецкий философ Ницше:
«Быть занятыми люди хотят ещё больше, чем быть счастливыми»
От вашего выбора зависит многое в вашей жизни и тут важно не ошибиться. Мне кажется, что на данный момент вполне счастлив тот из вас, кто определился со своим выбором, по крайней мере, хотя бы имеет конкретную цель – куда и к чему стремиться, что делать по окончании школы. Задумывайтесь, думайте, размышляйте! Не теряйте время зря!
« Dum spera speru!» - «мыслю – следовательно, существую» - говорили древние. А что вы думаете о себе, друг о друге? Вы все такие разные и это здорово! У каждого из вас свои мысли, чувства, увлечения, интересы и привязанности.
Игра – разминка: « Давайте говорить друг другу комплименты!»
- Ваши комплименты друг другу будут необычными – они должны подчёркивать какие - то способности, таланты, склонности, интересы и увлечения того человека к которому комплимент будет адресован. Нам поможет вот это яблоко, которое и есть плод вашей мысли. Передать его можно любому в классе, кому захочется сказать комплимент. Не забывайте правило этикета – кто говорит хорошее в ваш адрес – того не забываем благодарить! Итак, начали…
( Звучит песня Булата Окуджавы – « Давайте говорить, друг другом восхищаться…»)
Первый комплимент произносит классный руководитель, отдавая яблоко.
Игра закончена.
Благодарю всех! Теперь яблоко наполнено вашей добротой!
- Каждый день человек хочет есть и пить, хочет заниматься разными делами, но ещё человеку хочется мечтать… Мечта – это полёт фантазии. Давайте и мы помечтаем, пофантазируем и при этом ещё поиграем!
( Все участники сидят в 2 командах – « красные; зелёные» и у них соответствующие флажки на столах).
Итак, начинаем! Вот условия данной игры. Игра пиктограмма.
Даются названия профессий. При помощи карандашей изобразить профессию и написать 5-6 способностей данной профессии.
Учитель
Ну а сейчас проведем деловые игры с командами, которые должны показать, насколько хорошо они владеют знаниями о профессиях. Первая игра «Закончи предложения». Капитаны команд получают карточку с четырьмя предложениями, которые необходимо закончить. А потом мы посмотрим, что у вас получилось.
Люди работают ради…
Настоящий труд – это…
При выборе профессии люди часто не учитывают…
В любом профессиональном труде самое важное…
Дети заканчивают предложения. (Записали, зачитали).
Следующие задание;
«Минусы – плюсы». Придумать профессию и назвать плюсы и минусы
минусы | плюсы | профессии |
неактуальность бумажной литературы, скучная работа | узнавать людей, (знакомиться) с людьми, поэтами читать, познавать что-то новое | библиотекарь |
Ведущий Саша :
Следующая игра «Назови профессию». Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии, которые:
А) почти или совершенно исчезли;
Б) появились только в XX веке;
В) появятся в будущем.
Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.
Для справки:
А) ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;
Б) появились в 20 веке: программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;
В) появятся в будущем: профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.
Ведущий Олег:
А вот какими качествами, способностями, знаниями, состоянием здоровья надо обладать, выбирая ту или иную профессию? Конкурс «Что общего». Каждая команда получает карточку с пятью парами профессий.
Ваша задача: определить, что является общим для этих пар профессий?
МЕДСЕСТРА – ТОКАРЬ
ОФИЦИАНТ – ТАКСИ
ИНЖЕНЕР-КОНСТРУКТОР – КОМПОЗИТОР
ПРОДАВЕЦ – ТРЕНЕР,Водитель
ЖИВОТНОВОД – САДОВНИК
Ведущий :
Следующая игра «Собери пословицу». На полосках бумаги написаны пословицы, полоски разрезаны пополам и перепутаны. Комплекты таких листочков с перемешанными половинками пословиц выдаются командам. По команде Ведущего начинается конкурс. Побеждает та команда, которая быстрее соберет полностью все свои пословицы.
Пословицы о труде:
Без дела жить, только небо коптить.
Без охоты нет работы.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Была бы охота, а работа найдется.
Глаза страшатся, а руки делают.
Где труд, там и правда.
Глядя на нужную работу, сыт не будешь.
Дело мастера боится, а иной мастер дела боится.
Кто не работает, тот и не ест.
Мало хотеть, надо и уметь.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
Что можешь сделать сегодня, не откладывай на завтра.
Не боги горшки обжигают.
Одно дело делай, а от другого не бегай.
Ведущий Саша
Следующий конкурс: блиц-турнир «Вопросы о профессиях». Каждая команда должна ответить на большее количество вопросов.
Специалист по отделке зданий (помещений). (Маляр.)
Специалист по изготовлению изделий из металла. (Токарь)
Специалист по воспитанию и обучению детей. (Педагог.)
Специалист по сборке и наладке механического оборудования. (Слесарь.)
Специалист по обработке металлов давлением. (Чеканщик.)
Специалист по обслуживанию и ремонту радиоаппаратуры. (Радио-мастер.)
Мастер по ручной ковке металла. (Кузнец.)
Специалист с высшим техническим образованием. (Инженер.)
Владелец сельскохозяйственного предприятия с использованием земельного участка. (Фермер.)
Специалист по разведению фруктово-ягодных кустарников. (Садовод.)
Специалист по технологии соединения деталей конструкции путем их местного сплавления. (Сварщик.)
Специалист по уходу за лошадьми. (Коневод.)
Специалист по духовым и клавишным инструментам. (Музыкант.)
Специалист, владеющий ножницами и расческой. (Парикмахер.)
Специалист по изучению процессов, происходящих в земной атмосфере. (Метеоролог.)
Специалист по обработке дерева. (Столяр.)
Специалист, наносящий рисунок на ткань. (Раклист.)
Специалист по обслуживанию электрических сетей и электрического оборудования. (Электромонтер.)
Специалист по передаче информации с помощью радиоволн. (Радист).
Специалист по возделыванию сельскохозяйственных культур. (Агроном.)
Работник торговли. (Продавец.)
Специалист по изображению предметов (машин, сооружений, технических устройств и приспособлений) в соответствии с установленными едиными требованиями. (Чертежник.)
Рабочий на стройке. (Каменщик.)
Сотрудник, занятый изданием газеты (журнала). (Редактор
Учитель
- А знаете ли вы, что ведёт к профессии?
Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности.
Соответствие – нет противопоказаний к профессии, а есть некоторые качества, необходимые данной профессии.
Талант - высшая степень развития способностей.
Гениальность – высшее проявление таланта.
Так бывает, что иногда выбор профессии зависит от всевозможных жизненных обстоятельств, а не только от чьего-либо желания. Очень хочется, чтобы вы узнали о судьбе одной удивительной женщины.
( На экране портрет знаменитой балерины Галины Улановой. Звучит музыка русского композитора П.И.Чайковского).
Узнаёте - кто это? Верно – это Галина Сергеевна Уланова
Ученик коротко рассказывает о необыкновенной судьбе, о таланте, об упорстве и огромном трудолюбии этой великой русской балерины.
Спасибо. - После того, как Уланова перестала выступать на сцене, она стала преподавать, поэтому у неё осталось очень много учеников, а также множество поклонников её таланта.
- Как мы ещё раз убедились, любая профессия - это огромный труд!
- Давайте ещё раз вспомним, что же лежит в основе выбора профессии?
Интересы
Способности
Упорство
Трудолюбие
Целеустремлённость
Пригодность
Талант
Гениальность
Учитель;
Закончить наше занятие, мне хотелось бы притчей:
Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один и тот же вопрос.
У первого спросил: “Что ты делал целый день?”
И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни.
“ А что ты делал целый день?”
А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”.
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!”
Запомните эту притчу.
Профессий в мире много разных и интересных, ярких и увлекательных. Не так уж важно, какую из них, выберете вы. Самое важное, чтобы этот выбор был сделан правильно!
Ведь каждая профессия полезна для нас самих, для общества, для страны, в которой мы живем.
Главное, что должно объединить нас всех, людей, самых разных профессий - это наша человеческая сущность, наша доброта и сердечность, любовь к людям, профессионализм и ответственность перед собой, перед своими детьми, а значит, перед будущим своей страны, с гордым названием РОССИЯ!.
А сейчас слово жюри (жюри подводит итоги, объявляя победителей)
Ведущий Олег:
По традиции каждое школьное мероприятие мы завешаем Гимном школы .Изгиб гитары желтой.
Успехов всем, до новых встреч! (звучит гимн школ)