12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сереброва Ирина Александровна25

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 6 имени А.С. Макаренко».

 

Методическая разработка интегрированного

внеклассного мероприятия

по теме

"Мы выбираем, нас выбирают"

Выполнили:

 

Чекалина Ольга Александровна

учитель русского языка и литературы

1 категория

 

 

Сереброва Ирина Александровна

учитель математики

 

Аннотация

Основные требования к общеобразовательной школе - это развитие индивидуальных способностей учащихся, расширение дифференцированного обучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сети специализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов, обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиям научно-технического прогресса. Реализация современных требований, предъявляемых    к общеобразовательной школе, значительно активизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Существует ряд направлений, способствующих решению практических вопросов профессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся и система профориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации в мире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности с целью оказания индивидуальной помощи в дальнейшем выборе профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися в 13 – 15 лет. Для этого возраста данная проблема является насущной и актуальной.  И здесь главное - не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям и возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем. И помочь детям сделать этот выбор должны не только родители, но и педагоги.

Аннотируемое мероприятие предназначено для учащихся 7-8 классов. Данная методическая разработка создана с учетом возрастных особенностей учащихся, в частности, особенностей профессионального самоопределения на конкретной возрастной стадии. Именно они определяют цель и задачи профориентационного мероприятия, обоснованность использования тех или иных форм и методов работы.

Профориентационные игры, квесты являются наиболее эффективной формой профориентационной работы с обучающимися. Игровые методы профориентационной работы направлены на активизацию учащихся в профессиональном самоопределении. Игра связана с освоением социальных и профессиональных ролей, с выбором жизненного профессионального пути, так как во время игры подросток проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых. Именно игровые методы оказываются своеобразным противовесом общепринятым стандартным формам профориентационной работы в школе, отличающимся не интересностью, заорганизованностью профориентационных мероприятий, недостаточной активностью подростков в самоопределении.

Целью данного мероприятия является ознакомление детей  с профессиями, информирование учащихся о качествах, присущих людям тех или иных профессий, воспитание уважительного отношения к труду, к людям труда, развитие у детей  внимания, умения работать в коллективе. Методической формой мероприятия является познавательно-игровая. Информационный компонент был представлен ознакомлением учащихся с характеристиками различных категорий профессий. Игровой компонент мероприятия характеризуется наличием заданий, связанных прохождением различных этапов квест-игры.

Оборудование:

Материал для подготовки помещений школы для игры;

таблички с названиями станций;

раздаточный материал на каждую станцию;

маршрутные листы для каждой команды;

маркеры.

 

Интегрированное внеклассное мероприятие

"Мы выбираем, нас выбирают"

 

Класс: 7

Форма проведения: квест-игра

Образовательная технология: игровые технологии; информационно - коммуникативные и обучающие технологии; технологии личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Методы обучения: пассивный, активный, интерактивный.

Цель: профориентационная работа с детьми на основе имеющихся знаний по математике и русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

адекватное представление обучающихся о своем профессиональном потенциале на основе сам диагностики и знания мира профессий;

ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способа получения профессии;

расширение знаний по математике, русскому языку .

Регулятивные:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Познавательные:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Личностные

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного рынка труда;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности.

Задачи:

обучающие:

знакомство обучающихся с основными понятиями и видами классификаций профессий;

развитие познавательного интереса учащихся;

формирование у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения;

освоение основ культуры созидательного труда

применение полученных теоретических знаний на практике;

включение учащихся в разнообразные виды игровой деятельности для создания личностно - значимых продуктов труда.

воспитательные:

формирование гражданской позиции

воспитание трудолюбия, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости;

формирование ответственности за результаты своей деятельности;

воспитание уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

развивающие:

определение и развитие интересов и способностей обучающихся;

развитие личностных способностей: технического мышления, пространственного воображения, творческих, интеллектуальных, коммуникативных и организаторских способностей;

реализация творческого потенциала учащихся;

формирование потребности в самосовершенствовании;

укрепление межпредметных связей

развитие аналитических навыков мышления.

Средства обучения: компьютер, мультимединый проектор, сеть Интернет, раздаточный материал, сайт «ПроеКТОриЯ».

 

Ход мероприятия:

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о мире профессий, а также поучаствуем в интересных конкурсах.

Нашу встречу мне хочется начать с известных строк В. В. Маяковского:

У меня растут года,

Будет и семнадцать.

Где работать мне тогда?

Чем заниматься?

Выбор профессии у вас, друзья, впереди. Но многие из вас уже задумывались над этой проблемой. Чтобы найти любимую работу, прежде всего надо хорошо знать, какие профессии есть на свете. В мире насчитывается более 60 тысяч профессий. Но эта огромная цифра далека от определенности. Жизнь не стоит на месте и все время какие-то старые профессии отмирают, а новые появляются.

Оказывается, что в мире есть необычные профессии, такие как:

- гид по канализационной системе в Париже;

- охотники, которые ловят убежавших у пассажиров птиц и зверей в Швейцарии;

- кокосовый инженер по технике безопасности – следит, чтобы падающие кокосы не нарушали покой постояльцев отеля на Виргинских островах;

- должность обезьянщика, который отгоняет приматов от кушающих туристов в Индии;

- тренер уток, который организует церемониальные шествия своих подопечных по отелю – от крыши до фонтана в США.

И сейчас мы посмотрим, какие новые и необычные профессии есть на свете

https://proektoria.online/catalog/professions

Как не ошибиться в выборе профессии – задача и ваша, и ваших родителей.

Сегодня мы отправляемся в мир профессий: многообразный и интересный.

Мы с вами поучаствуем в квест-игре. Вначале вы поделитесь на пять команд, в таком составе вы будете проходить по этапам, выполнять задания и получать за выполненные задания подсказки. Если задание выполнено правильно – то получите полностью слово. Если есть ошибки – часть слова. В конце игры вы должны сложить высказывание.

(Конечная цель – разгадать высказывание Марти Х. «Самая трудная профессия – быть человеком»).

Итак, вначале выполните первое задание и получите маршрутные листы.

Затем последовательно вы будете получать подсказки, чтобы определять, куда двигаться дальше по карте.

Подсказки, которые получают команды, чтобы отправиться на следующий этап.

1. Рисунок, проект, план, город, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники.

(Архитектор)

2.  Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье.

(Портной)

3. Белый халат, ферма, лечебница, диагноз.

(Врач)

4. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская.

(Столяр)

5.  Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты.

(Журналист)

6. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай.

(Агроном)

(Объекты на карте: Дом Архитектора, Столярная мастерская, Ателье, Пресс-центр, Оранжерея, Ветеринарная клиника).

Вручаются маршрутные листы. Команды уходят по станциям.

 

Первая станция «Поговорная»

 

Что необходимо для овладения какой-либо профессии? Об этом говорится и во многих известных поговорках. Соберите поговорки:

 

Без труда как без рук

Была бы охота - ремесло к лицу

Без косы не говори, что не дюже

Берись за то, и сена не накосишь

Без ремесла не вытащишь и рыбку из пруда

Взялся за гуж, только небо коптить

Без дела жить - заладится всякая работа

Всякому молодцу - к чему ты годен

 

Ответы

-Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

-Была бы охота – заладится всякая работа

-Без косы и сена не накосишь

-Берись за то, к чему ты годен

-Без ремесла как без рук

-Взялся за гуж, не говори, что не дюж

-Без дела жить – только небо коптить

- Всякому молодцу – ремесло к лицу

Вторая станция «Запутанная».

Вам необходимо (поочерёдно) разобраться в словах, в названии которых скрыта профессия). Профессию запишите в третий столбик.

 

слово

пояснение

Ваш вариант ответа

РВАЧ

медицинский работник

врач

КУЛОН

весёлая цирковая профессия

клоун

СОПЛО

дипломатический представитель

посол

ТЕРКА

театральная и дипломатическая профессия

актер

МАРЛЯ

«разноцветный» рабочий

маляр

ФИАКР

волшебная цирковая профессия

факир

КРЕДИТОР

руководитель предприятия

директор

СТАРИНА

младший медицинский работник

санитар

ТРАВИНКА

продавец старины

антиквар

ТЕРЬСКЕРА

Первый помощник руководителя

секретарь

 

Третья станция «Математическая»

Остановимся на профессии “Секретарь”.

Секретарь – одна из самых распространенных профессий на современном рынке труда. Без секретаря не обходится ни одна организация. Секретарь – это первый помощник руководителя, сотрудник, владеющий оперативной информацией и находящийся в курсе текущих дел компании, фирмы, организации, предприятия или учреждения.

Перечислите основные решаемые задачи профессии “Секретарь”:

- работа с посетителями (встреча, представление руководителю);

- работа с документами, их канцелярская подготовка, оформление;

- ведение деловой переписки (почтой, электронной почтой, факсом), телефонных переговоров;

- подготовка совещаний (документации, организация оповещения участников, ведение протоколов);

- работа на компьютере, с оргтехникой.

А теперь я предлагаю решить вам одну из задач, с которой сталкивается секретарь.
Задача: В пачке 500 листов формата А4. За неделю в офисе расходуется 1800 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 6 недель?

Проверяем решение:

1800 * 6=10800 (листов) – бумаги за 6 недель.

10800:500=21,1(пачек) – бумаги.

Ответ: потребуется 22 пачки бумаги нужно купить на 6 недель.

 

Четвёртая станция «Лексическая»

Сейчас вы получите карточки с заданием, где необходимо назвать профессии которые:

1). Почти или совершенно устарели. Как называются такие слова?

2). Появились в конце 20 века. Как называются такие слова?

3). Появятся в будущем. Как называются такие слова?

Ребята совещаются, дают свои названия и варианты профессий.

Для справки:

А) Историзмы. Ушедшие в прошлое профессии: кучер, фонарщик, пряха, прачка, ямщик, белошвейка, стряпчий, трубочист, почтмейстер, городовой, купец и т.д.;

Б) Неологизмы, перешедшие в разряд общеупотребительных слов . программист, оператор ЭВМ, менеджер, секретарь - референт, оператор станков с числовым программным управлением (ЧПУ), тракторист - машинист широкого профиля, лётчик, крановщик, космонавт, эмбриолог, электромонтёр и т.д.;

В) Неологизмы. Профессии, связанные с освоением морских глубин, космоса, развитием робототехники, компьютеризацией, химической и ядерной промышленностью, экономикой, телевидением, видеотехникой, экологией, криминалистикой, генной инженерией и т.д.

Сейчас много новых «модных» профессий. (Учащиеся называют их)

А какие профессии непопулярные? Может они и не нужны?

 

Пятая станция «Налоговая»

Одной из профессий, которая пришла в наше время из далекого прошлого, является налоговый инспектор.

История этой профессии уходит корнями в далекое прошлое, когда феодалы и цари брали с людей, независимо от их доходов и наличия работы, подати, налоги на землю и другие сборы.

Перечислите основные решаемые задачи профессии “Налоговый инспектор”:

- взимание налогов с юридических и физических лиц;

- контроль соблюдения налогового законодательства;

- анализ и разработка новых форм и методов системы налогообложения;

- применение санкций к нарушителям налогового законодательства;

- отчет перед вышестоящими организациями.

В наше время налоговая система стала более развитой, многоплановой. Рассмотрим одну из задач, с которой, по своему роду деятельности, сталкивается налоговый инспектор. Предлагаю вам ее решить.

Задача: При посещении ночных клубов (заведений) посетителями старше 18 лет, взимается налог в размере 10% от стоимости билета. Третья часть от этих налоговых поступлений идет в детский дом. Необходимо рассчитать размер благотворительного фонда за январь месяц, если билет в ночной клуб стоит 300 рублей, а ночной клуб посещало в среднем около 60 человек за сутки.

Решение:

В январе 31 день.

300+300*10:100=330 (руб.) – цена билета с налогом.

60 * 31=1860 (чел) – посетителей за месяц.

1860 * 330=613800 (руб.) – сумма за месяц.

613800 * 10:100=61380 (руб.) – налог.

61380:3=20460 (руб.) – в детский дом.

Ответ: за январь месяц в детский дом поступит 20 тысяч 460 рублей.

 

Шестая станция «Театральная»

Давайте попробуем себя в различных профессиях. Каждой команде выдается конверт со списком профессий. Изобразите мимикой и движениями ту или иную профессию. Одна команда показывает, а другие отгадывают. (конверт с профессиями 14 шт).

Полицейский, программист, спортсмен, кинорежиссер, бизнесмен, археолог, актриса, танцор, повар, музыкант, врач, фотограф, инженер, парикмахер.

 

Седьмая станция «Моя профессия»

На сайте «ПроеКТОриЯ» пройдите онлайн-тест «Примерочная профессий»

https://proektoria.online/suits

Аукцион. Кто больше назовет профессий по начальной букве алфавита?

Рефлексия.

Пока подводятся итоги игры, нарисуйте картину вашего настроения по итогам нашего мероприятия.

Ребята рисуют, комментируют. Рисунки вывешиваются на доску.

Заключение

Учитель: Любые профессии нужны и важны. Работа сама по себе, если забыть о людях, которые ее делают, не может быть ни хорошей, ни плохой. Любая работа—это лишь набор каких-то операций, заканчивающихся определенным результатом. А хороша или плоха работа — только в оценке разных людейc. Подводя итог нашего мероприятия, хочется привести слова Константина Дмитриевича Ушинского: «Если вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет»

Я желаю вам удачи в выборе профессии, в достижении своих жизненных целей.

 

Итоги мероприятия:

Награждение участников.

Совместная фотография на память.

 

Список источников, включая Интернет-ресурсы, использованных при разработке мероприятия:

1.Агеева, И. Д. Парад профессий: веселые познавательные игры для учащихся 5-10 классов / И. Д. Агеева // Последний звонок.- 2007.- № 7.- С. 3-8.

2.Береснева, Н. В. Классный час "В поисках своего призвания": по теме "мир профессий и твое место в нѐм" / Н. В. Береснева // Последний звонок.- 2008.- № 8.- С. 11-12.

3.Биссенек, Н. Дню строителя посвящается: [акция, приуроченная ко Дню строителя: опыт работы] / Н. Биссенек // Дошкольное воспитание.- 2008.- №8.- С. 117-118.

4.Бякова, Н. В. Групповая профориентационная игра "Путь в профессию" / Н. В. Бякова // Воспитание школьников.- 2011.- № 1.- С. 49-56.

5. Востриков, Е. Дорога в страну профессий: игра-путешествие для учащихся 5-8-х классов / Е. Вострикова // Школьный психолог: Прил. к газ. "Первое сент.". - 2009.- № 2. - С. 4-10.

6. Онлайн-тест «Примерочная профессий» на сайте «Проектория» https://proektoria.online/suits

7. Реннер Е. Е. Библиотечный час-викторина «Все профессии нужны, все профессии важны!» (для учащихся 7 классов) http://festival.1september.ru/articles/549579/

8. Филина О. Н., Русина В. Н. Интегрированное внеклассное мероприятие для учащихся. Классный час на тему "Все ль профессии важны…" http://festival.1september.ru/articles/565052

 

Выводы

Интегрированное внеклассное мероприятие «Мы выбираем, нас выбирают» проводилось для обучающихся 7 класса. Данное мероприятие является одним из общего цикла и посвящено профессиональной ориентации школьников. Может проводится на классных часах, во внеурочное время. Основная направленность данного мероприятия - помочь школьникам сориентироваться в мире профессий, адекватно оценить свои склонности и способности при выборе будущей профессии, помочь ученикам сделать осознанный выбор.

Подводя итоги мероприятия, можно отметить, что его замысел полностью соответствует потребностям и интересам класса. Учащиеся проявляли инициативность, демонстрировали активность и заинтересованность в обсуждаемой проблеме. Мероприятие способствовало мотивации познавательных интересов и учебной деятельности, сформировало правильное отношение к формированию и достижению долгосрочных целей, ученики получили недостающую информацию по вопросам профориентации.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.