12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Андреева Надежда Александровна47
Россия, Новгородская обл., д.Савино

 Программа «Декоративное рисование» предназначена для детей 11-14 лет и рассчитана на 3 года.

 

 

Составила программу педагог дополнительного образования

Андреева Н.А. МАОУ «Савинская ООШ»

 

ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. Пояснительная записка                                                                 3-5   

·        Новизна и актуальность

·        Цели задачи программы

·        Предполагаемые результаты

 

    II. Учебно-тематичекий план                                                            6 

·        учебно-методический план занятий 1-ый  год обучения         6

·        краткое содержание программы 1-го года обучения               7-8

·        учебно-методический план занятий 2-ой год обучения           9

·        краткое содержание программы 2-го года обучения                10-14

·        учебно-методический план занятий 3-его года обучения         15

·        краткое содержание программы 3-его года обучения               16-18

 

    III. Список литературы                                                                        19-20 

 

  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

 

         Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующие особенности – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.

       Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. Когда-то А.С.Пушкин сказал по этому поводу: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».

       Какими методами воспитывать нравственность? Я предлагаю познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их  на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России,  мастерством народных умельцев и русским фольклором.

       Особую актуальность приобретает вопрос освоения учащимися общеобразовательных школ традиций народного искусства и особенно художественных традиций родного края.

       Великий Новгород обладает богатейшим культурным наследием в области декоративно-прикладного искусства.

       Одним из интересных видов этого искусства является роспись по дереву. Поэтому с этой целью разработана системе занятий, позволяющих доступно раскрыть перед детьми особенность росписи Новгородской области на примере валдайской росписи.

      Предлагаемая программа «Декоративное рисование» предназначена для детей 9-14 лет и рассчитана на 3 года. Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под руководством Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9классы»М:2011года.

В процессе изучения данного курса решаются следующие задачи:

Обучающие:

·        Формирование обобщенных знаний и умений;

·        Умение различать стили наиболее известных видов  декоративной живописи: хохломской, дымковской, гжели, городецкой;

·        Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров;

·        Обучать конкретным трудовым навыкам при работе с соленым тестом, тканью, нитками;

·        Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;

·        Закрепление навыков свободно-кистевой росписи, характерной для валдайской росписи.

Воспитательные:

·        Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

·        Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.

Развивающие:

·        Развивать образное мышление, творческие способности;

·        Формировать эстетический и художественный вкус;

·        Содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Обучение проводится в двух направлениях:

1.     Усвоение теоретических знаний.

2.     Формирование практических навыков.

    Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, игры, а также выполнение практических заданий.

    В предлагаемых конспектах занятий необходимо иметь межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по ИЗО, математике, истории, литературе.

Форма контроля:

      Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение,  выявление лучших работ. Также проводятся итоговые недели, где обобщаются и систематизируются знания, умения и навыки детей.                Поэтому на итоговой недели планируются и проводятся беседы, комплексные занятия «В гостях у народных мастеров», а также интегрированное развлечение «Русская ярмарка». Помимо этого проводится досуг «Народные подвижные игры», викторины.

Ожидаемые  результаты:

Должны знать:

·        исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки, мукосолек, росписей народных умельцев;

·        об особенностях росписи игрушек, колорите,  основных элементах узора;

·        технику росписи дерева, ее характерные особенности;

·        способы замешивания теста для мукосолек,  изготовления цветного теста, сушки;

·        русские народные праздники.

Должны уметь:

·        изготавливать глиняные народные игрушки;

·        рисовать элементы узоров  дымковского, хохломского, городецкого, гжели;

·        изготавливать самодельные игрушки из ткани и ниток, муки и соли;

·        разбираться в схемах и чертежах;

·        выполнять элементы растительного орнамента валдайской росписи;

·        ориентироваться на качество изделий;

·        правильно использовать в работе краски, кисти, ножницы, булавки.

 

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

              Учебно – тематический план занятий 1-ый год обучения.

 

Тема

Количество часов

теория

практика

всего

01

Введение

2

-

2

02

«Веселый городец»

2

32

34

03

«Сине-голубая гжель»

2

32

34

04

«Золотая хохлома»

2

32

34

05

Русская народная игрушка

2

34

36

06

Организация творческих выставок

2

-

2

07

Подведение итогов «В гостях у народных мастеров»

2

-

2

                                  Итого:

14

130

144

 

Краткое содержание 1 года обучения.

 

Тема занятий

Содержание занятий

Кол-во  часов

В том числе

теория

практика

1

Введение.

Т: Историческое прошлое нашей Родины в декоративно – прикладном искусстве.

2

2

-

2

«Весёлый городец».

Т: История развития городецкой росписи.

ПР: Знакомство с городецкой росписью. Выполнение основных элементов: бубенчик, купавка, розан. Роспись деревянных изделий, выполнение разных вариантов городецкой росписи.

34

2

32

3

«Сине – голубая Гжель»

Т: Беседа об истории развития гжельской керамике, знакомство с особенностями гжельской росписи.

ПР: Практическое выполнение задания(выполнение гжельской розы ) Создать завершенный художественный образ ,используя силуэт  посуды.

34

2

32

4.

«Золотая хохлома»

Т: История промысла золотая хохлома.

ПР: Формирование умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Знакомство с элементами росписи: листики, ягодки, завитки, точечки, травинки, кудрина. Роспись кухонной утвари.

34

2

32

5.

Русская народная игрушка.

Т: Знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом, развить интерес и любовь детей к народной игрушке.

 

ПР: научить лепить из целого куска пластилина, привить навыки работы над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции игрушек. 

 
 

36

2

34

6

Организация творческих выставок.

Посещение выставки декоративно – прикладного творчества в музеях г.В Новгорода.

2

-

2

7

Подведение итогов «В гостях у народных мастеров»

Выставка детских работ.Народные промыслы – диагностическое занятие для учащихся.

2

-

2

Итого

14

130

144

 

Учебно-тематический план занятий 2-ой год обучения.

Тема занятий

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

I

Вводное занятие

2

2

-

II

Русская самодельная игрушка

36

8

28

1

Свадебные куклы «неразлучники»,

«красота»

4

1

3

2

Кукла-берегиня

6

1,5

4,5

3

Куклы «домашняя масленица»,

«перевертыш»

6

1

5

4

Кукла «мокредина»

4

1

3

5

Кукла «сударушка»

6

1,5

4,5

6

Кукла «на выхвалку»

10

2

8

III

Изделия из муки и соли

40

10

30

1

Ангел

8

2,5

5,5

2

Ежик

6

2

4

3

Матрешка

8

2

6

4

Композиция «Елочка»

8

1,5

6,5

5

Композиция «Русский самовар»

10

2

8

IV

Народная живопись

68

16

52

1

«Северные  цветы» пермогорска

14

2

12

2

Прялки пермогорских мастеров

16

2

14

3

Древо жизни. Птица Сирин.

4

1

3

4

Архангельские козули

10

2

8

5

«Козуля не только сладость, но и в доме радость»

10

2

8

6

Традиция русского пряника

8

1

7

7

Итоговое занятие

2

2

-

8

Экскурсии, праздники, выставки

4

4

-

                                     Итого:

 

144

34

110

 

Краткое содержание 2 года обучения.

 

Тема занятий

Содержание занятий

Кол-во  часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие

Т:Техника безопасности. О русской самодельной игрушке.

2

2

-

2

                          Русская самодельная игрушка.

 

 

36

8

28

2.1.

Свадебные куклы «неразлучники», «красота».

Т: Сведения из истории народной игрушки. Представление о тряпичной кукле.

ПР: Изготовление самых простых тряпичных кукол: свадебные куклы «неразлучники», «красота».

4

1

3

2.2

Кукла – берегиня.

 

 

Т: Рассказ о тряпичной кукле – берегине.

ПР: Изготовление кукол- берегинь.

6

1,5

4,5

2.3

Кукла «домашняя масленица», «перевёртыш»

Т: История кукол«домашняя масленица», «перевёртыш».

ПР: Изготовление тряпичных кукол.

6

1

5

2.4

Кукла «мокредина».

Т:О музеях народной игрушки. Сведения о кукле «мокредина»*.

ПР: Изготовление куклы «мокредины».

4

1

3

2.5

Кукла «сударушка».

Т: Л е к ц и я  о художественном оформлении народных игрушек.

ПР:Изготовление куклы «Сударушка».

6

1,5

4,5

2.6

Кукла «на выхвалку».

Т: История появления куклы.

ПР: Введение в практическую часть. Раскрой деталей куклы. Изготовление одежды кукол. Украшение куклы.

10

2

8

3

Изделия из муки и соли.

40

10

30

3.1.

Ангел

 

 

 

 

 

Т:Лекция педагога  о хлебосольках.

Легенда о хлебосольках.

ПР : Замес теста. Изготовление куклы по частям. Сушка деталей. Запекание. Изготовление из картона основы игрушки. Выкройка платья, крыльев. Роспись лица. Изготовление волос. Сборка куклы.

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,5

5,5

3.2

Ёжик.

 

 

 

 

 

Т: С в е д е н и я  педагога о дополнительном цвете в изделии. Р а с с к а з   п е д а г о г а  о хранении теста.  Р а с с к а з   п е д а г о г а  о необходимом наборе инструментов.

ПР: Приготовление теста. Изготовление ёжика. Оформление игрушки.

6

 

2

4

3.3

Матрёшка.

Т:Л е к ц и я   п е д а г о г а  о русской игрушке – матрешке.

ПР: Замес теста. Лепка частей игрушки. Украшение изделия. Роспись.

8

2

6

3.4

Композиция «Ёлочка».

Т: И с т о р и ч е с к и е   с в е д е н и я  о елке. С в е д е н и я   п е д а г о г а  о подарках.

ПР: Изготовление мелких деталей. Изготовление ёлочки. Закрепление деталей. Оформление изделия.

8

1,5

6,5

3.5

Композиция

« Русский самовар».

Т:Л е к ц и я  п е д а г о г а  о самоварах.

ПР: Замес теста. Лепка самовара. Лепка мелких деталей. Создание фактуры поверхности. Подрумянивание и сушка изделий.Покрытие лаком.Оформление изделий. Склейка изделий.

10

2

8

4.

Народная живопись.

68

16

52

4.1

«Северные цветы» пермогорска.

 Т: Дать представление о богатстве растительных мотивов в пермогорской росписи прялок. Навыки графического письма.

ПР:Изображение трёхлопастного цветка(капелька, завиток и серединка)Роспись дощечек для кухни.

14

2

12

4.2

Прялки пермогорских мастеров.

Т: Расширить знания о декоративной композиции. Лекция о художниках – мастерах пермогорья. Построение сложных композиций.

ПР :Роспись прялки.

16

2

14

4.3

Древо жизни. Птица Сирин.

Т: Знакомство с мотивами пермогорских мастеров.Легенда о райской птице «Сирин».

ПР: Выполнение древа с использованием росписи трёхлопастного цветка. Изображение птицы Сирин на древе.

4

1

3

4.4

Архангельские козули.

Т: История архангельских козуль. Показ приёмов изготовления козуль.

ПР: Изготовление теста из ржаной муки,вырезывание специальной формы козуль. Выпекание, роспись.

10

2

8

4.5

«Козуля не только сладость , но и в доме радость».

Т:Расширить знания по народному календарному празднику Рождество.

ПР: Лепка объёмных козуль.

Выпекание, украшение.

 

10

2

8

4.6

Традиция русского пряника.

Т:Рассказ педагога о значении пряника на Руси.

ПР:Выполнение эскиза и формы для пряника. Изготовление теста, вырезывание пряника. Выпекание и роспись.

8

1

7

4.7

Итоговое занятие.

Диагностика знаний, умений, навыков.

2

2

-

4.8

Экскурсии, праздники, выставки.

-Экскурсия  в музей Изобразительного искусства в г.В.Новгород.

-Выставка детских работ

«Ярмарка талантов».

4

4

-

ИТОГО

 

144

34

110

               

 

 

Учебно – тематический план 3-ий год обучения

 

Тема занятий

Кол-во

часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие «из истории Валдайской росписи»

2

2

-

2

Валдайские цветы (вазы)

14

2

12

3

Волшебные превращения

7

2

5

4

Такие разные цветы (роспись деревянных досочек)

13

3

10

5

Веточка валдайского букета (роспись панно)

14

2

12

6

Листики, травинки, усики и стебельки ( роспись подносов)

14

2

12

7

Композиция «Древо жизни»

12

2

10

8

«Букет»

14

2

12

9

Роспись изделия по мотивам валдайской росписи

18

2

16

10

Матрешки (валдайская роспись)

14

2

12

11

Русское чистосердечное приношение (роспись пасхального яйца)

18

2

16

12

Итоговое занятие, праздники, выставки

4

4

-

                                     Итого:

144

27

117

 

 

Краткое содержание 3 года обучения.

 

Тема занятий

Содержание занятий

Кол-во  часов

В том числе

теория

практика

1

Вводное занятие «Из истории Валдайской росписи».

Т:История возникновения Валдацской росписи.Инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

2.

Валдайские цветы (вазы)

Т: Знакомство с росписью и особенностями палитры.

ПР: Роспись вазы. Выполнение подмалёвка, основных элементов росписи, орнамента.(роза, анютины глазки, листики)

14

2

12

3

Волшебные превращения.

 

 

Т: Освоение простейших приёмов превращения силуэта в цветок.

ПР:Преобразования подмалёвка одного из цветов в декоративный элемент. Выполнение тенёвки и оживки.

7

2

5

4

Такие разные цветы(роспись деревянных досочек)

Т: Знакомство с различными этапами мазков.

ПР: Роспись деревянных досочек. Выполнение разных вариантов изображения цветов,определяя последовательность выполнения элементов и типов мазков, используемых для оживки.Покрытие дощечек лаком.

13

3

10

5

Веточка валдайского букета(роспись панно)

Т:Освоение первых навыков создания орнамента валдайского букета.

ПР: Составление из цветов и листьев единой веточки, используя разные типы мазков.Роспись панно(использовать свои варианты цветов на основе изученного материала)

14

2

12

6

Листики, травинки, усики и стебельки( роспись подносов)

Т:Знакомство с элементами валдайской росписи, которыми пользуются для привязки.

ПР:Выполнение валдайских листиков,листиков – завитков, выполнение привязок.Роспись подносов.

14

2

12

7

Композиция «Древо жизни»

Т:Рассказ педагога о древе жизни в славянской культуре.

ПР:Разработка эскизов, покрытие изделия для росписи золотом. Роспись изделия. Выставка детских работ. Подведение итогов.

12

2

10

8

«Букет».

Т:Закрепление ранее полученных знаний, рассказ и показ педагога выполнение букета из трёх веток.

ПР:Рисование валдайского букета с использованием разных элементов, разработка своих вариантов в эскизной форме, оформление работ.

14

2

12

9

Роспись изделия по мотивам валдайской росписи.

Т:Использование ранее полученных знаний для декоративного оформления реального предмета.

ПР:Нанесение наметки на изделия, роспись изделия, покрытие лаком.

18

2

16

10

Матрёшка ( валдайская роспись)

Т:История возникновения матрёшки.Рассказ о ярмарке в Сергиевом Пасаде.

ПР:Роспись силуэта матрёшки по мотивам валдайской росписи.Изготовление матрёшки по технологии папье-маше.

14

2

12

11

Русское простосердечное приношение (роспись пасхального яйца)

Т:Рассказ о празднике Пасха, знакомство с обрядами праздника и их значением.

ПР:Заготовка яиц из разных материалов. Роспись яиц – писанок по мотивам валдайской росписи.

18

2

16

12

Итоговое занятие, праздники, выставки.

Народные промыслы – диагностическое занятие. Выставка детских работ «В гостях у праздника».

 

4

4

-

ИТОГО

144

27

117

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

для педагога:

1.     Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»–М.»Просвещение»:2006 г.

2.     Магдалинова Е.А. «Изучение валдайской росписи на уроках декоративно-прикладного искусства»–Великий Новгород: 2008 г.

3.     Неретина Л.В. «Изобразительное искусство, мифология и фольклор»– М.»Владос»: 2008г.

4.     Скоролупова О.А. «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством»–М, 2006г.

5.     «Советское декоративное искусство» 1989 г.

6.     Туманова Е.С. «В мире красок народного  творчества».

7.     Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.

8.     Рондели. Л.Д. Народное декоративно-прикладное рисование - М.Просвещение,1984

9.     Алексахин Н.Н. Гжельская роспись -  М. Народное образование.2008

 

для детей:

1.     Гуляева В.  Кавецкая С.  Дорошенко Е.  Прокопьев А.  Пирогова Л.  Батов Г. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1983 .

2.     Князева Л. Молодой Палех, журнал Юный художник №4 – М.: Молодая гвардия 1980 .

3.     Коромыслов Б.  Федоскино, журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1978 .

4.     Нефедова О. Русская матрёшка, журнал Юный художник №12 – М.: Молодая гвардия 1982 .

5.     Шпикалова Т.Я.  Алексеенко Е.В.  Алферова Н.Н.  Бидак Н.Т.  Ботова С.И.  Вешечкина Г.А.  Макарова Н.Р.  Поровская Г.А.   Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, альбом, часть 2 – М. Мозаика-Синтез 1997.

6.     Журнал «Простые уроки рисования для детей от 7 до 13 лет»,выпуски 2011-2012года.

 

Электронные ресурсы:

         Мультимедиа. Мировая художественная культура. CD. 2007г.

         http://ru.wikipedia.org/wiki/

         http://www.artvek.ru/dekor07.html

         http://www.russian-masters.net/34.php

         http://www.lio.ru/art/?id=37

         http://www.fio.vrn.ru/2005/19/gzel.html

         http://zavitok.rukodelof.ru/publ/6-1-0-21

         http://www.playcast.ru/playcasts/view.php?card=303007&code=ea76f8855fb3bd0372ded13af46c190b132ab31b

         http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=113757

         http://festival.1september.ru:8080/articles/410146/

         http://blogs.mail.ru/mail/martyshka65/3963BB7CA64C0FE3.html

         http://artorbita.ru/rospis_po_metallu/rospis_po_metallu_2.html

         http://shtrih-33.ucoz.ru/publ/2-1-0-13

         http://www.gusli.su/belorybica_russkie_pesni/

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.