12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Андреева Надежда Александровна47 Россия, Новгородская обл., д.Савино |
Программа «Декоративное рисование»
Программа «Декоративное рисование» предназначена для детей 11-14 лет и рассчитана на 3 года.
Составила программу педагог дополнительного образования
Андреева Н.А. МАОУ «Савинская ООШ»
ОГЛАВЛЕНИЕ:
I. Пояснительная записка 3-5
· Новизна и актуальность
· Цели задачи программы
· Предполагаемые результаты
II. Учебно-тематичекий план 6
· учебно-методический план занятий 1-ый год обучения 6
· краткое содержание программы 1-го года обучения 7-8
· учебно-методический план занятий 2-ой год обучения 9
· краткое содержание программы 2-го года обучения 10-14
· учебно-методический план занятий 3-его года обучения 15
· краткое содержание программы 3-его года обучения 16-18
III. Список литературы 19-20
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративно-прикладное искусство – удивительный вид творчества, дающий возможность раскрыть свои способности любому человеку. В последние годы можно наблюдать следующие особенности – чем больше красивых и нужных вещей продают в магазинах, тем большее количество людей берут инструменты и пытаются создать особые и неповторимые изделия.
Некоторые популярные сейчас виды декоративно-прикладного искусства были рождены в далеком прошлом. Поэтому и отношение к народному искусству должно быть особенным. Когда-то А.С.Пушкин сказал по этому поводу: «Уровень культуры эпохи, как и отдельного человека, определяется отношением к прошлому».
Какими методами воспитывать нравственность? Я предлагаю познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. А для этого нет лучшего пути, чем знакомить детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев и русским фольклором.
Особую актуальность приобретает вопрос освоения учащимися общеобразовательных школ традиций народного искусства и особенно художественных традиций родного края.
Великий Новгород обладает богатейшим культурным наследием в области декоративно-прикладного искусства.
Одним из интересных видов этого искусства является роспись по дереву. Поэтому с этой целью разработана системе занятий, позволяющих доступно раскрыть перед детьми особенность росписи Новгородской области на примере валдайской росписи.
Предлагаемая программа «Декоративное рисование» предназначена для детей 9-14 лет и рассчитана на 3 года. Данная программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений под руководством Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9классы»М:2011года.
В процессе изучения данного курса решаются следующие задачи:
Обучающие:
· Формирование обобщенных знаний и умений;
· Умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, дымковской, гжели, городецкой;
· Познакомить детей с произведениями деревянных дел мастеров;
· Обучать конкретным трудовым навыкам при работе с соленым тестом, тканью, нитками;
· Формировать интерес к декоративно-прикладному искусству;
· Закрепление навыков свободно-кистевой росписи, характерной для валдайской росписи.
Воспитательные:
· Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
· Развивать интерес к изучению народных промыслов, проводя работу по «вживанию» в образ изделий народных мастеров, усиливая их восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.
Развивающие:
· Развивать образное мышление, творческие способности;
· Формировать эстетический и художественный вкус;
· Содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Обучение проводится в двух направлениях:
1. Усвоение теоретических знаний.
2. Формирование практических навыков.
Во время реализации программы будут использованы такие формы и методы, как рассказ, беседа, игры, а также выполнение практических заданий.
В предлагаемых конспектах занятий необходимо иметь межпредметные связи. Здесь пригодятся знания по ИЗО, математике, истории, литературе.
Форма контроля:
Подведение итогов работы является необходимым моментом в работе творческого коллектива. Наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение, выявление лучших работ. Также проводятся итоговые недели, где обобщаются и систематизируются знания, умения и навыки детей. Поэтому на итоговой недели планируются и проводятся беседы, комплексные занятия «В гостях у народных мастеров», а также интегрированное развлечение «Русская ярмарка». Помимо этого проводится досуг «Народные подвижные игры», викторины.
Ожидаемые результаты:
Должны знать:
· исторические сведения по развитию промыслов народной игрушки, мукосолек, росписей народных умельцев;
· об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора;
· технику росписи дерева, ее характерные особенности;
· способы замешивания теста для мукосолек, изготовления цветного теста, сушки;
· русские народные праздники.
Должны уметь:
· изготавливать глиняные народные игрушки;
· рисовать элементы узоров дымковского, хохломского, городецкого, гжели;
· изготавливать самодельные игрушки из ткани и ниток, муки и соли;
· разбираться в схемах и чертежах;
· выполнять элементы растительного орнамента валдайской росписи;
· ориентироваться на качество изделий;
· правильно использовать в работе краски, кисти, ножницы, булавки.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Учебно – тематический план занятий 1-ый год обучения.
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
01 | Введение | 2 | - | 2 |
02 | «Веселый городец» | 2 | 32 | 34 |
03 | «Сине-голубая гжель» | 2 | 32 | 34 |
04 | «Золотая хохлома» | 2 | 32 | 34 |
05 | Русская народная игрушка | 2 | 34 | 36 |
06 | Организация творческих выставок | 2 | - | 2 |
07 | Подведение итогов «В гостях у народных мастеров» | 2 | - | 2 |
Итого: | 14 | 130 | 144 |
Краткое содержание 1 года обучения.
№ | Тема занятий | Содержание занятий | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | ||||
1 | Введение. | Т: Историческое прошлое нашей Родины в декоративно – прикладном искусстве. | 2 | 2 | - |
2 | «Весёлый городец». | Т: История развития городецкой росписи. ПР: Знакомство с городецкой росписью. Выполнение основных элементов: бубенчик, купавка, розан. Роспись деревянных изделий, выполнение разных вариантов городецкой росписи. | 34 | 2 | 32 |
3 | «Сине – голубая Гжель» | Т: Беседа об истории развития гжельской керамике, знакомство с особенностями гжельской росписи. ПР: Практическое выполнение задания(выполнение гжельской розы ) Создать завершенный художественный образ ,используя силуэт посуды. | 34 | 2 | 32 |
4. | «Золотая хохлома» | Т: История промысла золотая хохлома. ПР: Формирование умения делать зарисовки по мотивам хохломской росписи. Знакомство с элементами росписи: листики, ягодки, завитки, точечки, травинки, кудрина. Роспись кухонной утвари. | 34 | 2 | 32 |
5. | Русская народная игрушка. | Т: Знакомство с древней русской игрушкой, формирование навыков работы с пластическим материалом, развить интерес и любовь детей к народной игрушке.
ПР: научить лепить из целого куска пластилина, привить навыки работы над объемной формой, учить видеть и передавать характерные пропорции игрушек. | 36 | 2 | 34 |
6 | Организация творческих выставок. | Посещение выставки декоративно – прикладного творчества в музеях г.В Новгорода. | 2 | - | 2 |
7 | Подведение итогов «В гостях у народных мастеров» | Выставка детских работ.Народные промыслы – диагностическое занятие для учащихся. | 2 | - | 2 |
Итого | 14 | 130 | 144 |
Учебно-тематический план занятий 2-ой год обучения.
№ | Тема занятий | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
I | Вводное занятие | 2 | 2 | - |
II | Русская самодельная игрушка | 36 | 8 | 28 |
1 | Свадебные куклы «неразлучники», «красота» | 4 | 1 | 3 |
2 | Кукла-берегиня | 6 | 1,5 | 4,5 |
3 | Куклы «домашняя масленица», «перевертыш» | 6 | 1 | 5 |
4 | Кукла «мокредина» | 4 | 1 | 3 |
5 | Кукла «сударушка» | 6 | 1,5 | 4,5 |
6 | Кукла «на выхвалку» | 10 | 2 | 8 |
III | Изделия из муки и соли | 40 | 10 | 30 |
1 | Ангел | 8 | 2,5 | 5,5 |
2 | Ежик | 6 | 2 | 4 |
3 | Матрешка | 8 | 2 | 6 |
4 | Композиция «Елочка» | 8 | 1,5 | 6,5 |
5 | Композиция «Русский самовар» | 10 | 2 | 8 |
IV | Народная живопись | 68 | 16 | 52 |
1 | «Северные цветы» пермогорска | 14 | 2 | 12 |
2 | Прялки пермогорских мастеров | 16 | 2 | 14 |
3 | Древо жизни. Птица Сирин. | 4 | 1 | 3 |
4 | Архангельские козули | 10 | 2 | 8 |
5 | «Козуля не только сладость, но и в доме радость» | 10 | 2 | 8 |
6 | Традиция русского пряника | 8 | 1 | 7 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 | - |
8 | Экскурсии, праздники, выставки | 4 | 4 | - |
Итого:
| 144 | 34 | 110 |
Краткое содержание 2 года обучения.
№ | Тема занятий | Содержание занятий | Кол-во часов | В том числе | |||
теория | практика | ||||||
1 | Вводное занятие | Т:Техника безопасности. О русской самодельной игрушке. | 2 | 2 | - | ||
2 | Русская самодельная игрушка.
| 36 | 8 | 28 | |||
2.1. | Свадебные куклы «неразлучники», «красота». | Т: Сведения из истории народной игрушки. Представление о тряпичной кукле. ПР: Изготовление самых простых тряпичных кукол: свадебные куклы «неразлучники», «красота». | 4 | 1 | 3 | ||
2.2 | Кукла – берегиня.
| Т: Рассказ о тряпичной кукле – берегине. ПР: Изготовление кукол- берегинь. | 6 | 1,5 | 4,5 | ||
2.3 | Кукла «домашняя масленица», «перевёртыш» | Т: История кукол«домашняя масленица», «перевёртыш». ПР: Изготовление тряпичных кукол. | 6 | 1 | 5 | ||
2.4 | Кукла «мокредина». | Т:О музеях народной игрушки. Сведения о кукле «мокредина»*. ПР: Изготовление куклы «мокредины». | 4 | 1 | 3 | ||
2.5 | Кукла «сударушка». | Т: Л е к ц и я о художественном оформлении народных игрушек. ПР:Изготовление куклы «Сударушка». | 6 | 1,5 | 4,5 | ||
2.6 | Кукла «на выхвалку». | Т: История появления куклы. ПР: Введение в практическую часть. Раскрой деталей куклы. Изготовление одежды кукол. Украшение куклы. | 10 | 2 | 8 | ||
3 | Изделия из муки и соли. | 40 | 10 | 30 | |||
3.1. | Ангел
| Т:Лекция педагога о хлебосольках. Легенда о хлебосольках. ПР : Замес теста. Изготовление куклы по частям. Сушка деталей. Запекание. Изготовление из картона основы игрушки. Выкройка платья, крыльев. Роспись лица. Изготовление волос. Сборка куклы.
| 8
| 2,5 | 5,5 | ||
3.2 | Ёжик.
| Т: С в е д е н и я педагога о дополнительном цвете в изделии. Р а с с к а з п е д а г о г а о хранении теста. Р а с с к а з п е д а г о г а о необходимом наборе инструментов. ПР: Приготовление теста. Изготовление ёжика. Оформление игрушки. | 6
| 2 | 4 | ||
3.3 | Матрёшка. | Т:Л е к ц и я п е д а г о г а о русской игрушке – матрешке. ПР: Замес теста. Лепка частей игрушки. Украшение изделия. Роспись. | 8 | 2 | 6 | ||
3.4 | Композиция «Ёлочка». | Т: И с т о р и ч е с к и е с в е д е н и я о елке. С в е д е н и я п е д а г о г а о подарках. ПР: Изготовление мелких деталей. Изготовление ёлочки. Закрепление деталей. Оформление изделия. | 8 | 1,5 | 6,5 | ||
3.5 | Композиция « Русский самовар». | Т:Л е к ц и я п е д а г о г а о самоварах. ПР: Замес теста. Лепка самовара. Лепка мелких деталей. Создание фактуры поверхности. Подрумянивание и сушка изделий.Покрытие лаком.Оформление изделий. Склейка изделий. | 10 | 2 | 8 | ||
4. | Народная живопись. | 68 | 16 | 52 | |||
4.1 | «Северные цветы» пермогорска. | Т: Дать представление о богатстве растительных мотивов в пермогорской росписи прялок. Навыки графического письма. ПР:Изображение трёхлопастного цветка(капелька, завиток и серединка)Роспись дощечек для кухни. | 14 | 2 | 12 | ||
4.2 | Прялки пермогорских мастеров. | Т: Расширить знания о декоративной композиции. Лекция о художниках – мастерах пермогорья. Построение сложных композиций. ПР :Роспись прялки. | 16 | 2 | 14 | ||
4.3 | Древо жизни. Птица Сирин. | Т: Знакомство с мотивами пермогорских мастеров.Легенда о райской птице «Сирин». ПР: Выполнение древа с использованием росписи трёхлопастного цветка. Изображение птицы Сирин на древе. | 4 | 1 | 3 | ||
4.4 | Архангельские козули. | Т: История архангельских козуль. Показ приёмов изготовления козуль. ПР: Изготовление теста из ржаной муки,вырезывание специальной формы козуль. Выпекание, роспись. | 10 | 2 | 8 | ||
4.5 | «Козуля не только сладость , но и в доме радость». | Т:Расширить знания по народному календарному празднику Рождество. ПР: Лепка объёмных козуль. Выпекание, украшение.
| 10 | 2 | 8 | ||
4.6 | Традиция русского пряника. | Т:Рассказ педагога о значении пряника на Руси. ПР:Выполнение эскиза и формы для пряника. Изготовление теста, вырезывание пряника. Выпекание и роспись. | 8 | 1 | 7 | ||
4.7 | Итоговое занятие. | Диагностика знаний, умений, навыков. | 2 | 2 | - | ||
4.8 | Экскурсии, праздники, выставки. | -Экскурсия в музей Изобразительного искусства в г.В.Новгород. -Выставка детских работ «Ярмарка талантов». | 4 | 4 | - | ||
ИТОГО
| 144 | 34 | 110 | ||||
Учебно – тематический план 3-ий год обучения
№ | Тема занятий | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Вводное занятие «из истории Валдайской росписи» | 2 | 2 | - |
2 | Валдайские цветы (вазы) | 14 | 2 | 12 |
3 | Волшебные превращения | 7 | 2 | 5 |
4 | Такие разные цветы (роспись деревянных досочек) | 13 | 3 | 10 |
5 | Веточка валдайского букета (роспись панно) | 14 | 2 | 12 |
6 | Листики, травинки, усики и стебельки ( роспись подносов) | 14 | 2 | 12 |
7 | Композиция «Древо жизни» | 12 | 2 | 10 |
8 | «Букет» | 14 | 2 | 12 |
9 | Роспись изделия по мотивам валдайской росписи | 18 | 2 | 16 |
10 | Матрешки (валдайская роспись) | 14 | 2 | 12 |
11 | Русское чистосердечное приношение (роспись пасхального яйца) | 18 | 2 | 16 |
12 | Итоговое занятие, праздники, выставки | 4 | 4 | - |
Итого: | 144 | 27 | 117
|
Краткое содержание 3 года обучения.
№ | Тема занятий | Содержание занятий | Кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | ||||
1 | Вводное занятие «Из истории Валдайской росписи». | Т:История возникновения Валдацской росписи.Инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | - |
2. | Валдайские цветы (вазы) | Т: Знакомство с росписью и особенностями палитры. ПР: Роспись вазы. Выполнение подмалёвка, основных элементов росписи, орнамента.(роза, анютины глазки, листики) | 14 | 2 | 12 |
3 | Волшебные превращения.
| Т: Освоение простейших приёмов превращения силуэта в цветок. ПР:Преобразования подмалёвка одного из цветов в декоративный элемент. Выполнение тенёвки и оживки. | 7 | 2 | 5 |
4 | Такие разные цветы(роспись деревянных досочек) | Т: Знакомство с различными этапами мазков. ПР: Роспись деревянных досочек. Выполнение разных вариантов изображения цветов,определяя последовательность выполнения элементов и типов мазков, используемых для оживки.Покрытие дощечек лаком. | 13 | 3 | 10 |
5 | Веточка валдайского букета(роспись панно) | Т:Освоение первых навыков создания орнамента валдайского букета. ПР: Составление из цветов и листьев единой веточки, используя разные типы мазков.Роспись панно(использовать свои варианты цветов на основе изученного материала) | 14 | 2 | 12 |
6 | Листики, травинки, усики и стебельки( роспись подносов) | Т:Знакомство с элементами валдайской росписи, которыми пользуются для привязки. ПР:Выполнение валдайских листиков,листиков – завитков, выполнение привязок.Роспись подносов. | 14 | 2 | 12 |
7 | Композиция «Древо жизни» | Т:Рассказ педагога о древе жизни в славянской культуре. ПР:Разработка эскизов, покрытие изделия для росписи золотом. Роспись изделия. Выставка детских работ. Подведение итогов. | 12 | 2 | 10 |
8 | «Букет». | Т:Закрепление ранее полученных знаний, рассказ и показ педагога выполнение букета из трёх веток. ПР:Рисование валдайского букета с использованием разных элементов, разработка своих вариантов в эскизной форме, оформление работ. | 14 | 2 | 12 |
9 | Роспись изделия по мотивам валдайской росписи. | Т:Использование ранее полученных знаний для декоративного оформления реального предмета. ПР:Нанесение наметки на изделия, роспись изделия, покрытие лаком. | 18 | 2 | 16 |
10 | Матрёшка ( валдайская роспись) | Т:История возникновения матрёшки.Рассказ о ярмарке в Сергиевом Пасаде. ПР:Роспись силуэта матрёшки по мотивам валдайской росписи.Изготовление матрёшки по технологии папье-маше. | 14 | 2 | 12 |
11 | Русское простосердечное приношение (роспись пасхального яйца) | Т:Рассказ о празднике Пасха, знакомство с обрядами праздника и их значением. ПР:Заготовка яиц из разных материалов. Роспись яиц – писанок по мотивам валдайской росписи. | 18 | 2 | 16 |
12 | Итоговое занятие, праздники, выставки. | Народные промыслы – диагностическое занятие. Выставка детских работ «В гостях у праздника».
| 4 | 4 | - |
ИТОГО | 144 | 27 | 117 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагога:
1. Горяева Н.А. «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»–М.»Просвещение»:2006 г.
2. Магдалинова Е.А. «Изучение валдайской росписи на уроках декоративно-прикладного искусства»–Великий Новгород: 2008 г.
3. Неретина Л.В. «Изобразительное искусство, мифология и фольклор»– М.»Владос»: 2008г.
4. Скоролупова О.А. «Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством»–М, 2006г.
5. «Советское декоративное искусство» 1989 г.
6. Туманова Е.С. «В мире красок народного творчества».
7. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.
8. Рондели. Л.Д. Народное декоративно-прикладное рисование - М.Просвещение,1984
9. Алексахин Н.Н. Гжельская роспись - М. Народное образование.2008
для детей:
1. Гуляева В. Кавецкая С. Дорошенко Е. Прокопьев А. Пирогова Л. Батов Г. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1983 .
2. Князева Л. Молодой Палех, журнал Юный художник №4 – М.: Молодая гвардия 1980 .
3. Коромыслов Б. Федоскино, журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1978 .
4. Нефедова О. Русская матрёшка, журнал Юный художник №12 – М.: Молодая гвардия 1982 .
5. Шпикалова Т.Я. Алексеенко Е.В. Алферова Н.Н. Бидак Н.Т. Ботова С.И. Вешечкина Г.А. Макарова Н.Р. Поровская Г.А. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, альбом, часть 2 – М. Мозаика-Синтез 1997.
6. Журнал «Простые уроки рисования для детей от 7 до 13 лет»,выпуски 2011-2012года.
Электронные ресурсы:
• Мультимедиа. Мировая художественная культура. CD. 2007г.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•