Программа «Менеджер по туризму» для обучающихся 14-18 лет

1
0
Материал опубликован 26 April 2019 в группе

модифицированная программа

«Менеджер по туризму»

для обучающихся 14-18 лет

срок реализации 1 год

 

Разработчик:

Щербинина Екатерина Сергеевна

педагог дополнительного образования

 

Реализатор:

Щербинина Екатерина Сергеевна

педагог дополнительного образования

 

Воронеж

2019

 

Содержание

 

 

1.Пояснительная записка

1.1.Вид

1.2.Направленность

1.3.Актуальность

1.4.Отличительные особенности программы

1.5.Уровень реализации

1.6.Адресат программы

1.7.Объем программы

1.8.Формы обучения и виды занятий

1.9.Срок реализации программы

1.10.Режим занятий

1.11.Цели и задачи программы

2.Содержание программы

2.1.Учебный план

2.2.Учебно-тематический план

2.3.Содержание разделов и тем

2.4.Планируемые результаты

3. Комплекс организационно-педагогических условий.

3.1.Календарный учебный график.

4.Материально-техническое оснащение

5.Формы аттестации.

6.Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Программа «Менеджер по туризму»

Вид – дополнительная образовательная программа модельного типа

Социально-педагогическая направленность

Актуальность. Международный и внутренний туризм – одна из наиболее перспективных направлений развития экономики для многих стран в настоящее время. Путешествия по родной стране и другим государствам становятся все более популярными и доступными для большинства населения России. Развитие индустрии туризма (как зарубежный, так и внутренний туризм) создает необходимость в квалифицированных специалистах. Руководство Воронежской области активно привлекает туристов, создавая новые рабочие места в сфере въездного туризма, которые нуждаются в квалифицированных специалистах. Программа рассчитана на старшеклассников, интересующихся работой в мировой туристической индустрии, а так же на тех, кто хотел бы развивать туризм в родном городе и области.

Отличительные особенности программы. Программа дает базовые знания о работе в туристическом бизнесе, помогает подросткам решить, будет ли им интересна эта сфера деятельности в будущем. В учебный план включены семинары о достопримечательностях родного края, а также предусмотрена большая самостоятельная работа учащихся по составлению примерных экскурсионных программ по городу и области.

Адресат программы – обучающиеся 14-18 лет.

Уровень реализации – ознакомительный основной

Объем программы – 72 учебных часа.

Формы обучения и виды занятий.

 

индивидуальная работа;

работа в подгруппах.

 

лекция;

семинар;

экскурсия;

 

практическое занятие

занятие с творческим заданием;

занятие – мастерская;

встреча с профильными специалистами (сотрудниками турагентств, экскурсоводами, представителями гостиничного бизнеса).

 

Срок реализации программы – 1 учебный год, 72 часа.

Режим занятий – 1 раз по 2 часа в неделю

Цели и задачи программы.

 

Цель программы – развить интерес к историческим и культурным ценностям родного края, познакомить учеников со спецификой профессиональной деятельности в туристической индустрии.

 

Задачи программы:

 

Формирование адекватных знаний о профессиональной деятельности в туристической индустрии.

Пробуждение и развитие интереса к Центрально-Черноземному региону, его историческим, природным и культурным достопримечательностям.

Закрепление знаний, полученных в школе по таким предметам, как география и обществознание;

Развитие общего кругозора у подростков.

Развитие интереса у подростков к мировому историческому и культурному наследию.

Помощь в определении собственных способностей и склонностей, необходимых для профессиональной деятельности в туристической отрасли.

Повышение общего культурного уровня подростков – культуры речи, эрудированности, культуры публичного выступления и культуры общения.

Развитие коммуникативных навыков.

 

 

Содержание программы.

 

Учебный план.

 

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

Входная аттестация.

2

1

1

2.

Особенности профессиональной деятельности в туристической отрасли.

16

6

10

3.

Виды размещения туристов (отели, гостиницы, гостевые дома, хостелы).

16

6

10

4.

Основные направления международного туризма (религиозный, пляжный, экскурсионный, событийный, спортивный).

16

6

10

5.

Туристическая активность в Воронеже и Воронежской области

18

7

11

6.

Итоговая аттестация.

4

0

4

7.

Всего

72

26

46

 

 

Учебно-тематический план

 

п/п

Раздел, тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.

Введение.

Инструктаж по технике безопасности на рабочем месте.

Входная аттестация.

2

1

1

2.

Особенности профессиональной деятельности в туристической отрасли.

16

6

10

 

2. Введение в программу. История туризма. Актуальность профессии «Менеджер по туризму». Знакомство с историей путешествий, зарождение туризма. Туризм как основная статья дохода бюджета для многих государств.

3. Международный туризм в наши дни. Внешний и внутренний туризм. Государственная поддержка внутреннего туризма. Массовый туризм в России – основные направления (Москва, Санкт-Петербург, «Золотое Кольцо», Черноморское побережье, о.Байкал).Эвристическая лекция, виртуальное путешествие.

4. Основы профессиональной ориентации. Характеристика профессий, обслуживающих туристическую отрасль. Организация туристического продукта (бронирование, заключение долгосрочных договоров, привлечение партнеров по бизнесу). Особенности профессий, необходимые профессиональные навыки, необходимые личностные особенности для работы в данной сфере. Эвристическая лекция, семинар, самодиагностика с целью выявления профессионально значимых черт личности.

5. Реализация туристического продукта (менеджер по туризму). Особенности профессий, необходимые профессиональные навыки, необходимые личностные особенности для работы в данной сфере. Эвристическая лекция, семинар, самодиагностика с целью выявления профессионально значимых черт личности.

6. Работа с туристами – гиды, служба сопровождения туристов в отелях, анимация.

Краткая характеристика каждой профессии, необходимые профессиональные навыки и личностные качества.

 

1

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

2

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

3.

Виды размещения туристов (отели, гостиницы, гостевые дома, хостелы).

16

6

10

 

7. Туризм и гостиничное дело. Виды отелей и гостиниц. Основные условные обозначения. Виды отелей (городские, пляжные, для размещения экскурсионных групп). Международная классификация отелей (звездность). Самые знаменитые отели мира (сеть Хилтон, Холидей Инн, Марриотт и т.д.). Виды номеров (SGL, DBL, TPL, QPL), виды размещения (BB, HB, FB, AI, UAL). Эвристическая лекция.

8. Лучшие отели мира. Виртуальное путешествие по самым знаменитым отелям мира. Просмотр видео о лучших отелях мира, обсуждение просмотренного материала.

9. Бюджетные формы размещения (гостевые дома, хостелы, мини отели). Особенности размещения просмотр описания хостела и гостевого дома в системе бронирования Booking. Эвристическая лекция, практическая работа.

 

2

 

 

 

 

 

 

0

 

 

1

3

 

 

 

 

 

 

2

 

 

1

4.

Основные направления международного туризма (религиозный, пляжный, экскурсионный, событийный, спортивный).

9

3

6

 

10. Основные направления современного туризма – обзор. Пляжные направления, экскурсионный туризм, событийный туризм, религиозный туризм, гастрономический туризм, медицинской туризм, экотуризм, спортивный туризм (горнолыжный спорт, альпинизм, серфинг и т.д.). Каткая характеристика направлений туризма. Эвристическая лекция, беседа, виртуальное путешествие..

11. Пляжный туризм. Основные страны, виды пляжей. Страны с развитым пляжным туризмом. Сезонность пляжного туризма. Зимние и летние пляжи. Позитивные и негативные стороны пляжного туризма. Возможности Воронежа и области для развития пляжного отдыха. Эвристическая лекция, беседа, практическая работа.

12. Исторический и экскурсионный туризм. «Мода» на туристические места. Страны с развитыми направлениями исторического и экскурсионного туризма. «Мода» на города и страны (Монако, Париж, Канары и т.д.). Возможности Воронежа и области для развития экскурсионного отдыха Эвристическая лекция, беседа, практическая работа, семинар.

13. Спортивный туризм Направления спортивного туризма. Страны с развитой инфраструктурой для спортивного туризма. Возможности Воронежа и области для развития спортивного туризма. Эвристическая лекция, беседа, практическая работа, семинар.

Религиозный, событийный и медицинский туризм. Паломничество как древнейший вид туризма. Паломничество в современном мире. Туризм и лечение – направления и страны. Выставки, фестивали, конкурсы, матчи – роль событийного туризма для развития страны и региона. Эвристическая лекция, семинар, практическая работа.

15. Речные и морские круизы. Особенности данного вида путешествий. Страны с развитой инфраструктурой для данного вида отдыха. Возможности Воронежа и области для развития данного вида туризма. Лекция, практическая работа.

Туризм в Воронежской области. Популярные направления туризма. Развивающиеся отрасли туризма. Роль администрации области в развитии туризма в Воронеже и области. (Фестивали «Джазовая Провинция» и Платоновский фестиваль, губернаторские скачки в Хреновом, Экотуризм, с/х ярмарки). Польза от развития туризма для жителей города и области. Эвристическая беседа, диалог.

16. Понятие стандартного тура. Стандартный тур (перелет, трансфер, проживание, питание, экскурсии). Отличие стандартных пляжных и экскурсионных туров. Трансфер – понятие, необходимость. Эвристическая лекция, диалог.

 

1

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

5.

Туристическая активность в Воронеже и Воронежской области

25

9

16

 

18. Воронеж – история города и особенности географического положения Воронежской области. Эвристическая лекция, квест (игра на знание истории и географии Воронежа и области).

19. Оценка привлекательности региона для туристов. Наиболее перспективные туристические направления в Воронеже и области (религиозный туризм, событийный туризм, коммерческий туризм). Эвристическая лекция, семинар.

20. Мировые стандарты гостеприимства на примере стандартов международных сетевых отелей (Хилтон, Марриотт). Возможности достижения высоких стандартов гостеприимства в Воронеже и области. Лекция, виртуальное путешествие, семинар.

21. Факторы, негативно влияющие на развитие туризма в регионе. Возможные пути коррекции данных факторов. Круглый стол, дискуссия.

22. Аттестация. Подготовка и защита доклада на тему «Организация экскурсии по Воронежу или области для организованных и неорганизованных групп иногородних туристов».

Практическая работа: посещение музеев, квесты, виртуальные туры, разработка примерных маршрутов.

 

1

 

 

2

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 

 

1

2

 

 

3

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

2

6.

Итоговая аттестация.

4

0

4

7.

Всего

72

27

45

 

Содержание программы

 

1. Введение в программу Вводное организационное занятие.

1. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с целями и задачами курса «Менеджер по туризму». Знакомство учащихся между собой, создание психологического комфорта для учащихся. Практическая работа: тестирование, анкетирование.

 

Раздел 2.

2. Введение в программу. История туризма. Актуальность профессии «Менеджер по туризму». Знакомство с историей путешествий, зарождение туризма. Туризм как основная статья дохода бюджета для многих государств. 1/1 Эвристическая лекция. Беседа.

3. Международный туризм в наши дни. Внешний и внутренний туризм. Государственная поддержка внутреннего туризма. Массовый туризм в России – основный направления (Москва, Санкт-Петербург, «Золотое Кольцо», Черноморское побережье, о.Байкал).Эвристическая лекция, виртуальное путешествие.

4. Основы профессиональной ориентации. Характеристика профессий, обслуживающих туристическую отрасль. Организация туристического продукта (бронирование, заключение долгосрочных договоров, привлечение партнеров по бизнесу). Особенности профессий, необходимые профессиональные навыки, необходимые личностные особенности для работы в данной сфере. Эвристическая лекция, семинар, самодиагностика с целью выявления профессионально значимых черт личности.

5. Реализация туристического продукта (менеджер по туризму). Особенности профессий, необходимые профессиональные навыки, необходимые личностные особенности для работы в данной сфере. Эвристическая лекция, семинар, самодиагностика с целью выявления профессионально значимых черт личности.

6. Работа с туристами – гиды, служба сопровождения туристов в отелях, анимация.

Краткая характеристика каждой профессии, необходимые профессиональные навыки и личностные качества. Эвристическая лекция, семинар, самодиагностика с целью выявления профессионально значимых черт личности.

Практическая работа: психологическое тестирование, виртуальные туры, самостоятельная работа по карточкам.

 

Раздел 3

7. Туризм и гостиничное дело. Виды отелей и гостиниц. Основные условные обозначения. Виды отелей (городские, пляжные, для размещения экскурсионных групп). Международная классификация отелей (звездность). Самые знаменитые отели мира (сеть Хилтон, Холидей Инн, Марриотт и т.д.). Виды номеров (SGL, DBL, TPL, QPL), виды размещения (BB, HB, FB, AI, UAL). Эвристическая лекция.

8. Лучшие отели мира. Виртуальное путешествие по самым знаменитым отелям мира. Просмотр видео о лучших отелях мира, обсуждение просмотренного материала.

9. Бюджетные формы размещения (гостевые дома, хостелы, мини отели). Особенности размещения просмотр описания хостела и гостевого дома в системе бронирования Booking. Эвристическая лекция, практическая работа.

Практическая работа: виртуальные туры, самостоятельная работа в системе Booking.

 

Раздел 4.

 

10. Основные направления современного туризма – обзор. Пляжные направления, экскурсионный туризм, событийный туризм, религиозный туризм, гастрономический туризм, медицинской туризм, экотуризм, спортивный туризм (горнолыжный спорт, альпинизм, серфинг и т.д.). Каткая характеристика направлений туризма. Эвристическая лекция, беседа, виртуальное путешествие..

11. Пляжный туризм. Основные страны, виды пляжей. Страны с развитым пляжным туризмом. Сезонность пляжного туризма. Зимние и летние пляжи. Позитивные и негативные стороны пляжного туризма. Возможности Воронежа и области для развития пляжного отдыха. Эвристическая лекция, беседа, практическая работа.

12. Исторический и экскурсионный туризм. «Мода» на туристические места. Страны с развитыми направлениями исторического и экскурсионного туризма. «Мода» на города и страны (Монако, Париж, Канары и т.д.). Возможности Воронежа и области для развития экскурсионного отдыха. Эвристическая лекция, беседа, практическая работа, семинар.

13. Спортивный туризм Направления спортивного туризма. Страны с развитой инфраструктурой для спортивного туризма. Возможности Воронежа и области для развития спортивного туризма. Эвристическая лекция, беседа, практическая работа, семинар.

14. Религиозный, событийный и медицинский туризм. Паломничество как древнейший вид туризма. Паломничество в современном мире. Туризм и лечение – направления и страны. Выставки, фестивали, конкурсы, матчи – роль событийного туризма для развития страны и региона.

Возможности Воронежа и области для развития религиозного, событийного и медицинского туризма. Мощи Св. Митрофана Воронежского. Задонск – мощи Св. Тихона Задонского. Уникальные древние монастыри в Костомарово и Дивногорье. Эвристическая лекция, семинар, практическая работа.

15. Речные и морские круизы. Особенности данного вида путешествий. Страны с развитой инфраструктурой для данного вида отдыха. Возможности Воронежа и области для развития данного вида туризма. Лекция, практическая работа.

16. Туризм в Воронежской области. Популярные направления туризма. Развивающиеся отрасли туризма. Роль администрации области в развитии туризма в Воронеже и области. (Фестивали «Джазовая Провинция» и Платоновский фестиваль, губернаторские скачки в Хреновом, Экотуризм, с/х ярмарки). Польза от развития туризма для жителей города и области. Эвристическая беседа, диалог.

17. Понятие стандартного тура. Стандартный тур (перелет, трансфер, проживание, питание, экскурсии). Отличие стандартных пляжных и экскурсионных туров. Трансфер – понятие, необходимость. Эвристическая лекция, диалог.

Практическая работа: виртуальные туры, самостоятельный поиск туров в системах бронирования.

 

Раздел 5 Туристическая активность в Воронеже и Воронежской области.

 

18. Воронеж – история города и особенности географического положения Воронежской области. Эвристическая лекция, квест (игра на знание истории и географии Воронежа и области).

19. Оценка привлекательности региона для туристов. Наиболее перспективные туристические направления в Воронеже и области (религиозный туризм, событийный туризм, коммерческий туризм). Эвристическая лекция, семинар.

20. Мировые стандарты гостеприимства на примере стандартов международных сетевых отелей (Хилтон, Марриотт). Возможности достижения высоких стандартов гостеприимства в Воронеже и области. Лекция, виртуальное путешествие, семинар.

21. Факторы, негативно влияющие на развитие туризма в регионе. Возможные пути коррекции данных факторов. Круглый стол, дискуссия.

22. Аттестация. Подготовка и защита доклада на тему «Организация экскурсии по Воронежу или области для организованных и неорганизованных групп иногородних туристов».

Практическая работа: посещение музеев, квесты, виртуальные туры, разработка примерных маршрутов.

 

23. Заключительное занятие. Анкетирование учащихся с целью выявления степени удовлетворенности курсом. Групповое обсуждение наиболее актуальных тем. Список рекомендуемой литературы для чтения на каникулах. Инструктаж по ТБ.

Практическая работа: Анкетирование. Диалог.

 

 

Планируемые результаты

 

Обучающийся будет знать: особенности профессиональной деятельности в туристической отрасли, основные направления современного международного туризма, достопримечательности, объекты и события, имеющие способные привлечь туристов в воронежской регион.

 

Обучающийся будет уметь:

использовать приобретенные знания в учебе и во внеклассной деятельности;

эффективно находить необходимую информацию, решать логические задачи;

эффективно организовывать досуг для себя и близких

 

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

умение работать в команде и самостоятельно;

обучающийся сможет лучше осознать, хочет ли он строить свою карьеру в туристической отрасли;

владеть терминологией и специальными понятиями туристического бизнеса;

работать с сайтами туроператоров, систем бронирования;

находить актуальную информацию в СМИ об изменениях в тенденциях мирового туризма.

 

Метапредметные результаты:

- уверенная ориентация обучающихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин;

- владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, обобщение и сравнение данных; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

- владение умениями организации собственной учебной деятельности;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

- владение базовыми навыками исследовательской деятельности, владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

- владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме.

 

Материально-техническое оснащение.

 

п/п

Наименование

Цена

Количество

Стоимость

1.

Учебный кабинет, оборудованный для групповых занятий с детьми старшего школьного возраста.

 

1

 

2.

Ноутбук или стационарный ПК с возможностью выхода в интернет

 

1

 

3.

Медиапроектор для демонстрации видео материалов и презентаций

 

1

 

4.

Ручки для записей

 

20

 

5.

Бумага для записей

 

1

 

6.

Цветные карандаши для творческих заданий

 

3 набора

 

7.

Принтер

 

1

 

8.

Бумага для принтера

 

2

 

Мониторинг образовательных ресурсов.

 

задачи

критерии

показатели

методы

Задачи обучения

Обучать теоретическим основам

Высокий уровень соответствия теоретическим знаниям программного требования

Высокий уровень

Тестирование, контрольный опрос

Формировать практические умения и навыки, предусмотренные программой

Соответствует уровню практических умений и навыкам программного требования

Высокий уровень

Наблюдение, индивидуальное собеседование.

Задачи развития

Развивать способности, в соответствии с целями и задачами настоящей программы

Высокий уровень развития способностей предусмотренный настоящей программой

Высокий уровень

Собеседование, игра, беседа

Задачи воспитания

Формировать личностные качества обучающихся

Высокий уровень развития личностных качеств

Высокий уровень

Игра, индивидуальное собеседование, наблюдение.

 

 

Список литературы

 

1. Алексеев А. Инновационные технологии: степень важности максимальная! // Отель. – 2013. – № 9. – С. 28–30.

2. Анфилатова Ю. О. Информационные технологии в сфере гостеприимства // Упр. инновациями: теория, методология, практика. – 2014. – № 8. – С. 84–89.

3. Айгистова О.В. Использование педагогических технологий в профессиональной подготовке менеджеров туризма: Дис.канд. пед. Наук. М., 1999.-142 с.

4. Ехина М. А. Бронирование гостиничных услуг : [учебник] / М. А. Ехина. – М. : Академия, 2014. – 236 с. СОУНБ; КХ; Инв. номер 2368612–КХ

5. Крюков В. Ю. Рынок интернет–бронирования гостиниц в современной России: особенности и актуальные тенденции развития // Креативная экономика. – 2014. – № 10(94). – С. 139–146.

6. Малиновская С. Интернет–маркетинг: дешево и сердито // Там же. – 2009. – № 10. – С. 42–46.

7 . Малиновская С. Чем дружелюбнее сайт – тем больше он привлекает гостей // Там же. – 2010. – № 9. – С. 40–43

8. Скорбенко С. В. Актуальные методы стимулирования продаж в интернете для предприятий гостиничного бизнеса // Теорет. и прикладные вопр. экономики и сферы услуг. – 2013. – № 11. – С. 101–110.

9. Фролова П. Системы бронирования: смешать, но не взбалтывать , или Не кладите все яйца в одну корзину! // Отель. – 2012. – № 8. – С. 30–34.

10. София Ларич. Анталия от 300 у.е., или Все включено

11. Тонкости туризма. http://tonkosti.ru. Энциклопедия туризма.

12. Система бронирования http://www.booking.com/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.