Дополнительная общеразвивающая программа «По следам Берендея» (для детей 9–14 лет)

2
0
Материал опубликован 28 September 2017 в группе

Рассмотрена Утверждаю:

на ……............................... Директор ОАУ ООиОД

 

протокол № __________Н.Ю.Голосов

от …………2017г. приказ № от 2017г.

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

Внешкольного объединения « По следам Берендея»

ДОЛ «ЛУКОМОРЬЕ»


 


 


 

Срок реализации программы: 21 день

Возраст детей: 9-14 лет

Автор:

Колобов А.Н.

Педагог дополнительного образования


 


 

г. Липецк 2017г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Летний загородный лагерьсамая яркая, незабываемая страница детских каникул, которая порой запоминается на всю жизнь, если взрослые грамотно и правильно организовали детский отдых Искусство корнепластики берёт своё начало у природы. Ничто не учит нас живому и поэтическому языку так, как природа. С её помощью. Восхищаясь её красотой и многообразием, мы находим нужные слова, певучие строки стихов, выразительные краски и образы. Она воспитывает наблюдательность и чуткость, такт и доброту. С давних времён тема природы является определяющей для многих прославленных мастеров, занимающихся самыми разнообразными видами творчества.

Всякое творчество есть по сути своей молитва. Всякое творчество направлено в ухо Всевышнего.
Иосиф Бродский.                                    

 Творческая работа — это прекрасный, необычайно тяжелый и изумительно радостный труд.
Н. Островский

Творчество — это страсть, умирающая в форме.
М. Пришвин

Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Макаренко А. С.

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Сухомлинский В. А.

Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать.

Коменский Я

                                               

Занятия различными видами искусства-это специфический вид трудовой деятельности, действенное средство воспитания трудолюбия, умение доводить начатое дело до конца. Психологи рассматривают искусство как вид духовно-практической деятельности, непосредственно связанной с материальной обработкой предметов. Высокие воспитательные возможности различных видов декоративно-прикладного искусства заключены в самой их основе, базирующейся на народном творчестве, сочетающейся в себе эстетическое начало с промышленной технологией и ручным трудом. Наблюдая природу, дети приучаются наблюдать, анализировать натуру, отыскивать в ней незаметные с первого взгляда эстетические стороны, свойства. И это умение по-особому видеть мир-Один из компонентов эстетической оценки окружающей действительности. Работа над декоративным образом природного мотива требует от детей умения наблюдать, способности к логическому мышлению и обобщению. Работа над изделиями связанные с принципами обьёмно-пространственного творчества ( Корнепластика) разделяются на несколько этапов.1- Сначала идёт ознакомление с произведениями других людей в данной области искусства и на этой основе теоретическое обоснование и разработка новых форм и декоративных образов.2-Духовно-теоретическая деятельность по созданию проекта изделия сменяется практикой – физическим трудом по воплощению изделия в конкретном материале.3-Практически-духовная деятельность соединяет значительные усилия с интеллектуальным поиском-творческим мыслительным процессом.

Итак-работа над изделиями в технике корнепластика, является одним из активных средств эстетического и трудового воспитания детей.

Корнепластика-это скульптура, созданная фантазией природы, выраженная в переплетении корней, сучьев, веток, наростов. По все признакам её можно причислить к пространственным видам искусства. Специфика её в тов,что материал сам подсказывает будущий образ, а значит каждая скульптура, каждая композиция-уникальна-повторить её нельзя. И в силу своей доступности и сравнительной лёгкости обработки материала является незаменимой при формировании художественного обьёмно-пространственного мышления.

Программа объединения « По следам Берендея» будет реализована на протяжении четырёх лагерных смен. Заниматься в нём будут все желающие.

Актуальность программы

Современные дети ведут малоподвижный образ жизни, мало играют в подвижные игры, плохо знакомы с искусством в целом, компьютерные игры во всех гаджитах приводят к отупению молодежи. Даже врачи поставили официальный диагноз - ЦИФРОВОЕ Слабоумие. Так что тут не до фантазий или какого-то видения……. Актуальность программы на сегодняшний день заключается в том, что бы через занятия в объединении привить вкус к декоративно-прикладному искусству, позволяющий более активно использовать красоту природы в эстетическом воспитании, формировании зрительных восприятий детей. Оторвать детей от цифровых игрушек, научить прививать чувство « ВИДЕНИЯ». Программа носит также и развивающий характер, формируются художественный вкус, любознательность, творческое воображение, развивается поисковая активность, закладываются основы экологических знаний .


 

Особенность программы

Особенность программы объединения «По следам Берендея» - реализация ее в сжатые сроки лагерной смены, в результате перемены характера труда ребёнок испытывает духовное удовлетворение, выражающееся в форме эстетических переживаний. Физические и духовные способности личности развиваются во взаимосвязи, цельно, гарионично. Радость творчества в трудовом процессе-неотёмленное состояние при активной деятельности в области декоративно-прикладного искусства, она дает возможность освоить технику работы с различными видами природного и бросового материала, осуществлять интеграцию традиционных технологий, переносить технологические приёмы с одного материала на другой, получая новые оригинальные изделия. Все это и делает программу особенной на сегодняшний день,

Основные идеи програмы

В основе проекта программы объединения «по следам Берендея» лежит концепция формирования творческой активности и развития художественного обьёмно-пространственного мышления, программа предусматривает всестороннее развитие ребенка в процессе работы с природным материалом - одним из средств развития детского творчества. Достижение положительного результата в работе повышает эмоциональный настрой ребенка, который стимулирует у него трудолюбие.

Сбор природного материала воспитывает бережное отношение к природе. Совершенствуя свое мастерство, ребенок начинает понимать прекрасное. Выполнение мелких работ с использованием инструментов способствует развитию сенсоматорики – согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий.

Творческая активность (креативность) понимается в теории педагогики и психологии как:

способность человека активизировать свою мыслительную деятельность, направив ее на достижение поставленной цели, создание чего-либо;

способность подниматься выше уровня требований ситуации, ставить более высокие цели, тем самым, преодолевая внешние внутренние ограничения - барьеры деятельности;

выражает стремление и готовность личности сознательно и добровольно, по внутреннему убеждению, совершенствовать инициативные действия в самых различных областях деятельности.

Качества, характеризующие творческую личность: высокий познавательный потенциал, любознательность, разнообразие интересов, самостоятельность, решительность, уверенность в себе, энергичность, настойчивость

Художественное объемно-пространственное мышление — является специфической разновидностью умственной деятельности человека. Определяет способность мыслить о предмете или объекте проектирования в объеме и пространстве, но в отличие от объемного мышления позволяет воспринимать размер пространства и оценивать соотношение предметов проектирования с окружающей средой и другими объектами. Оно характеризуется:

- степенью развития пространственных представлений, т.е. способностью мысленно видеть предмет или группу предметов в объеме и пространстве;

- степенью пространственного воображения, т.е. способностью комбинировать имеющиеся представления и создавать на их основе новые образы;

- способностью оценить функциональные и эстетические особенности произведений архитектуры, скульптуры и дизайна;

- способностью к продуктивной деятельности в реальном пространстве по созданию пространственных композиций.

Цели и задачи программы

Цель: создание условий для раскрытия личностных особенностей ребенка, их развития и совершенствования посредством творческой деятельности, воспитание созидательных качеств, раскрыть и развить потенциальные особенности, заложенные в ребенке, бережного отношения к природе.


 

.

Задачи:
1. Обучающие:

- развивать творческие способности и фантазию детей;

- сформировать навыки поведения в природе и принципам экологической этики;

- способствовать накоплению эмоционально-позитивного опыта общения с природой;

- сформировать потребность ребёнка к самообразованию.

 

предоставление детям возможности самостоятельного выбора путей работы, средств для достижения цели, темпа деятельности

2.Развивающие:

а) развивать условия для проявления самостоятельности и творчества при изготовлении изделия, поощрение высказывания оригинальных идей;

Б)развитие пространственного мышления

б) развивать память, внимание, воображение

г) развивать ассоциативное и образное мышление.

3. Воспитательные:

а) формировать понятие об этических нормах поведения в социуме и ответственности за свои поступки;

б) воспитывать художественный вкус.

в). воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость;

прививать навыки работы в группе, поощрять доброжелательное отношение друг к другу;

воспитание культуры труда и эстетическое просвещение;

Главная задача воспитательной работы с детьми – создание условий для проявления человеческой неповторимости.

Организация творческого процесса

Творчество имеет следующие направления:1.Лесная находка, основным признаком которой является законченность, естественные формы и фактура, не требующие вмешательства человека. В данном случае ограничиваемся поиском, очитки находки, придания ей устойчивости. если находки стоящие или лежащие, или закреплением подвесов, если находка висящая на стене или потолке, и декоративно-защитноц отделкой. 2. Лесная скульптура, которой называют лесную находку, для большей ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ обработанную человеком. Основным определяющим признаком лесной скульптуры являются: условный обобщённый характер образа, его выразительность при наличии природной пластики. Как правило, лесная скульптура передаёт только основное, самое главное, самое характерное. Эта недосказанность делает её предельно выразительной, пленяет красотой естественных форм дерева. 3. Миниатюры-художественные произведения, относящиеся к лесной скульптуре или декоративно-прикладным изделиям, но выполненные в миниатюрном масштабе с особо высоким уровнем отделки. Сюда относится также миниатюрная жанровая скульптура, выполненная с использованием древесных плодов (шишек, орехов, желудей и т.д.) Конечно, в связи с ограниченным сроком работы объединения (21 день), в процессе работы ,а также в завершении его работы мы отметим самые интересные произведения по разным номинациям и их авторов. А также специфику данного направления, его трудности и способы их реализации. Программа НЕ рассчитана на лидеров и отстающих. Главное-привить чувство прекрасного детям, любовь к природе и окружающей среде, взаимовыручку и взаимопонимание друг друга. Принимая во внимание специфику работы объединения» По следам Берендея», учитывая возрастные особенности детей, предусмотрены различные формы проведения занятий

Групповая – работа с группой во время проведения экскурсий по лесу или у водоема, а также во время сбора будущих экспонатов..

Индивидуальная – работа с каждым ребёнком индивидуально при создании образов ,техники выполнения, пользование инструментом и Охране Труда.

Все занятия проходят 6 дней в неделю по 4 часа ежедневно: 2 часа в первой половине дня (с перерывом), 2 часа – во второй (с перерывом).
Подготовка к выставки-экскурсии– 2 часа

Выставка-экскурсия– 1 час.

Возраст детей: 9– 14 лет.

Количество участников:

15-30 человек

Срок реализации программы – 1 смена (21 день)

Итого: 72,5 часа

Ожидаемые результаты программы:

Ожидаемые результаты.

- Личностные результаты:

1. Умение вести себя в коллективе.

2. Активное участие детей в творческих конкурсах.

3.Освоение правил поведения в природе, повышение уровня экологической грамотности.

4.Накопление эмоционально-позитивного опыта общения с природой.

- Метапредметные результаты:

1.Расширение кругозора учащихся в процессе обучения и самообразования.

2.Навыки ведения диалога.

3.Умение работать со справочной, популярной литературой по народным промыслам, декоративно – прикладному творчеству, экологии.

4.Умение сравнивать (находить нужное, выделять главное, делать выводы).

- Предметные результаты:

1. Знать названия и особенности различных природных материалов.

2. Знать названия и особенности дополнительных материалов (пластилин, клей, бумага, и др.) и инструментов.

3.Правильно обращаться с изученными видами природного материала;

4.Пользоваться дополнительными инструментами (шило, ножницы, проволока и т.д.), соблюдая технику безопасности;

5. Изготавливать и оформлять поделки под руководством преподавателя в технике «Корнепластика»

-Диагностика освоения программы.

1. Текущая диагностика осуществляется постоянно в процессе диалогового взаимодействия.

2. Итоговая диагностика проводится по результатам итоговых тестов и участия в выставках и конкурсах творческих работ.

Дети научатся:


 

В ходе выполнения данной программы объединения дети приобретают и закрепляют знания и умения:

-проявление любви к природе, бережного отношения к ней;

-Проявить интерес и желание самому выполнять изделия, проявлять выдумку, фантазию и смекалку;

-проявление приоритетных качеств личности: трудолюбие, доброта, совесть, достоинство, гражданственность

Умение презентовать свою законченную работу

работать различными ручными и чертёжными инструментами;

знание приёмы работы с этими орудиями труда;

умение конструировать, планировать трудовой процесс, делать выбор плана действий, средств для достижения цели, темпа деятельности;

правильно осуществлять отделку и покраску изделий

стремление к художественной ценности изделия;

умение находить поиск путём преодоления трудностей;

умение доводить начатое дело до конца;

соблюдение основные требования санитарии, гигиены, культуры труда, техники безопасности;

конструирование, изготовление поделки для выставок;

проявление технического творчества, самостоятельности, фантазии и воображения.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

вводный, который проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;

текущий, проводимый в ходе учебного занятия и закрепляющий знания по данной теме. Он позволяет обучающимся усвоить последовательность технологических операций;


 

итоговой - проводимый после завершения всей учебной программы

Мониторинг творческого процесса В ограниченный период времени, всего 21 день (из них для реализации программы отведено всего 72 часа), сложно добиться высоких показателей в достижении поставленной цели.

Каждая работа воспитанника оценивается с различных сторон, а именно:

1. Отмечается характер работы (в силу невозможности повторить скульптуры в технике корнепластики, то работы являются творческого характера).

2. Отмечается проявление активность воспитанника.

3. Регистрируются результаты наблюдений отношения к работе.

4. Отмечается самостоятельность воспитанника.

Пример:

Ф.и. ребенка: Саша Л.

Изделие

Жук-паук”

Пава”

Жираф”

Дата начала/ Дата окончания

 

 

 

Характер работы:

А) творческая (оригинальные работы, которые не являются копиями других работ);

+

+

+

Б) полутворческая (работы, которые, являясь копиями каких-то работ, содержат отдельные элементы творчества, рационализации);

 

 

 

В) репродуктивная (копия)

 

 

 

Активность:

1 – редко сам начинает новое дело, работает по предложению руководителя, сам не может выбрать задание, проявляет активность по поручению;

 

 

 

2 – как правило, охотно берется за творческое задание, предложенное взрослым, выполняет его ради одобрения окружающих;

+

+

 

3 – любое задание выполняет охотно, довольно часто ищет задание сам, заинтересован в приобретении новых знаний, навыков;

 

 

+

4 – самостоятелен в выборе задания, в способе его решения, не стремится получить за это никакого признания;

 

 

 

Отношение к работе:

1 – в большинстве случаев плохо соизмеряет свои силы и трудность задания, столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное;

 

 

 

2 – иногда не верно соизмеряет свои силы и трудность задания, доводит до конца задуманное, если требуются кратковременные усилия;

+

+

 

3 – как правило, верно соизмеряет свои силы и трудность задания, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности;

 

 

+

4 – всегда правильно оценивает собственные силы, выбирая задачи по плечу (не слишком легкие и не слишком трудные) работает ровно, систематически доводит работу до конца, даже если требуются дополнительные усилия, не отступает перед трудностями

 

 

 

Самостоятельность:

1 – постоянно, даже в простых делах, нуждается в одобрении и помощи взрослого;

+

 

 

2 – часто при выполнении задания просит помощи, поддержки взрослого, даже если сам может справиться;

 

+

 

3 – иногда, выполняя задание, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;

 

 

+

4 – все задания выполняет без помощи других, обращается за помощью только в случае необходимости;

 

 

 

Или можно применить и такую форму мониторинга- Критерии оценки уровня знаний, умений и навыков участников

объединения «По следам Берендея»

1. Качество выполнения работы.

- соблюдает последовательность и аккуратность при изготовлении изделия;

- выполняет работу быстро и четко, в соответствии с указанием педагога;

- помогает отстающим правильно сделать необходимую работу;

- оценка качества выполненной работы в целом.

2. Знание особенностей разных видов природного материала.

- знает названия разных видов изученных природных материалов;

- знает особенности разных видов изученных природных материалов;

- умеет объяснять правила работы с разными видами природного материала.

3. Творчество, фантазия.

- проявляет активность, инициативность, желание экспериментировать;

- проявляет выдумку и фантазию при изготовлении поделок;

- проявляет самостоятельность при изготовлении изделий, вносит изменения, улучающие их внешний вид.

4. Знание техники безопасности и правил поведения в природе.

- знает и соблюдает технику безопасности при работе с острыми и режущими инструментами;

- правильно выбирает нужные инструменты, пользуется ими четко и правильно;

- знает правила поведения в природе, на экскурсиях.

5. Организация рабочего места.

- поддерживает чистоту и порядок на рабочем месте во время занятий;

- наводит порядок на рабочем месте по окончании работы.

 

Оценка критериев (максимум 45 баллов):

0 баллов – критерий не выполняется;

1 балл – критерий выполняется слабо;

2 балла - критерий выполняется хорошо;

3 балла - критерий выполняется отлично.

Низкий уровень знаний, умений и навыков: 0 – 15 баллов.

Средний уровень знаний, умений и навыков: 16 – 30 баллов.

Высокий уровень знаний, умений и навыков: 31 – 45 баллов.


 

Содержание творческого процесса

« Полна чудес могучая природа! Дары свои, обильно рассыпая, причудливо она играет…» (А.Н.Островский) Природа неисчерпаема на загадки и явления. В огромном мире природы эти удивительные явления встречаются очень часто. Но чтобы их увидеть, надо быть наблюдательным. В лесу поражаешься искусству природы. То на сосновой веточке глядит на тебя балерина, то на сломанном ветром дереве вырастает медведь, то у ног в траве притаилась змея из веточки ольхи. Весь творческий процесс в объединении « По следам Берендея» лагеря направлен на то, чтобы за очень короткий промежуток времени научить ребят не просто наслаждаться природой, как потребитель, а увидеть прекрасное, интересное из того, что обычно валяется под ногами. Не нужно рубить и уничтожать-надо просто посмотреть под ноги и вокруг себя!…И СОТВОРИТЬ ЧУДО!

Тематическое планирование занятий

Содержание программы состоит из нескольких разделов:

Раздел тематического планирования

Тема занятий

Всего часов

Теория

Практика

1

Экскурсия по лесу

Отбор детей в объединение через экскурсию.

2

0,5

1,5

2

Подбор материала

Лесные поделки. Поиски материала.

2

1

1

3

Обработка материала и заготовок

Нахождение образов и их обработка

4

1,5

1,5

1

1

0,5

-

 

0,5

3

1

1

1

4

Работа над образом

Ручной инструмент, Т.Б. приработе. Операци с ручным инструментом.


 

Обработка образа-зачистка,удаление лишнего материала.

4

2

2

1

2

10

1

0,5

3

2

1,5

1

2

10

5

Экскурсия по лесу, поиск материала.

Поиски материала.

Миниатюра лесная

12

1

3

3

5

1

-

1

1

-

11

1

2

2

5

6

Создание образа миниатюры

Т.Б.,Работа с ручным инструментом, лакокрасочными материалами. Технология покраски.

6

2

3

1,5

-

-

-

 

0,5

6

2

3

1,5

7

Лесная скульптура

Видение Образа, его обработка, покраска.

2

-

2

8

Выставка-экскурсия по работам

Подготовка и проведение выставки-экскурсии.

2

-

2

 

Итого:

 

72,5

8,5

65,5


 

Содержание занятий.

В связи с ограниченными сроками реализации проекта, большая часть программы отдано под практические занятия по поиски материала через экскурсии в лес, на реку и т.д.

1. Экскурсии по лесу, водоему.

Для чего необходима экскурсия? Для того, что бы показать детям уникальность окружающей нас природы, рассказать и показать каждое растение, дерево которые нас окружают. Познакомить с историей нашего народа, который жил, питался, окружал себя изделиями декоративно-прикладного исскуства. Лечился, охранял и берёг леса, поля и водоёмы. Лишнего не брали. Экскурсии подразделяются на ознакомительные, задачи которых уже озвучены, и целенаправленные на поиск подходящего материала для будущих работ.

2. Подбор материала (Лесные находки, лесная скульптура, миниатюра)

Осуществляется через целенаправленные экскурсии. НА поиск материала берутся рюкзаки, сумки, ножовки, ножи. Заготовка производится только с сухих или поваленных деревьев, или то, что лежит под ногами. С живых деревьев - только с разрешения лесника этого участка.

3. Работа с ручным инструментом, Техника Безопасности при работе с инструментом и лакокрасочными материалами.

Занятия по технике обработки заготовленного материала производится только после инструктажа по технике безопасности пользованием того или иного инструмента, а так же по поведению в мастерской с обязательной записью в журнале по Техники безопасности и росписью ребенка. Данная мера необходима в связи с тем, что многие дети не имеют понятия по пользованию инструментами из- за отсутствии практики предмета технологии в школах. По этой причине группы должны быть небольшими. 4. Работа над образом. Создание образа.

Потребности общества в творческих личностях огромны всегда, особенно в нашей стране сейчас. Вот почему в программе курса практике придаётся большое значение. Кроме способностей нешаблонно мыслить она играет важную роль в процессе формирования комплекса профессиональных качеств, свойственных будущему изобретателю и рационализатору. Воспитания трудолюбия, настойчивости в достижении цели, готовность к сотрудничеству и пониманию мнения другого - очень важная задача, ибо эти качества нужны любому. Необходимы 3 требования для работы над созданием образа. 1.-деятельность детей должна носить больше творческий, чем репродуктивный, чисто исполнительский характер.2- работа должна строится в соответствии с принципами развивающего обучения с ориентацией на компоненты способностей, еще находящихся на стадии формирования.3-совместная деятельность педагога и ребёнка должна быть положительно мотивированная: ребёнок получает удовлетворение от работы, если он осознаёт значимость её для дальнейшей самостоятельной деятельности и видение конечного результата.

5. Обработка материалов и заготовок.

Обработка найденных материалов ведётся аккуратно, соблюдается правило «Лишнее сразу не отрезать», материал оставляется с запасом., и когда сформируется окончательный образ, только тогда производится окончательное удаление лишнего. Часто бывает, что заготовка подгнила, но хороша собой. Тогда производится предварительная пропитка грунтом. И сомо собой - соблюдение Техники Безопасности.

6. Выставка-экскурсия.

Пожалуй, самый важный и волнительный момент – показ своих работ и экскурсия по ним. Почему?Потому что ребёнок должен объяснить своё видение объекта своего творчества, ответить на вопросы, ибо видения далеко не у всех есть. Книга отзывов обязательна, записанные мнения других людей очень важны как для ребёнка, так и для педагога. А так же для последующих смен.


 

Методы реализации программы

В реализации главной цели программы используются методы сотрудничества и сотворчества с детьми, в том числе и методы:

- метод словесного сообщения и закрепление знаний( рассказ,обьяснение,беседа,работа с книгой)

- метод демонстрации (демонстрация приёмов практической работы и готовых образцов завершённых работ)

- метод практической работы детей ( осуществляется через практические действия самих детей и начинается с применением знаний в этих действиях)

- инструктаж (как метод, направленный на организацию, руководство и контроль над практической работой детей)

- метод творческих проектов (гибкая модель организации обучающего процесса, ориентированная на творческую самореализацию развивающейся личности ребёнка, развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания под руководством педагога новых изделий, обладающих новизной, оригинальностью и практической значимостью) Способствует формированию у детей адекватной самооценки, поднятию их имиджа в окружающей среде, усилению « Я сам», « Я сделаю», « Я умею».

- метод воспитывающих ситуаций.

Программа ориентирована на выявление потенциальных способностей и возможностей детей, которые нужно обнаружить, попытаться развить и пробудить в ребенке желание продолжать заниматься творчеством не только после возвращения из лагеря, но и в школе, институте и в жизни. Способствует к толчку в изобретательстве и рационализации необходимой не только ребёнку, но и окружающим.

 

Основные формы работы:


 


 

1. Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных методов и приемов будет проходить изучение основ корнепластики:

- демонстрация достижений детей

- техника поиска находок

-работы над художественным образом

- техника выполнения, презинтация форм корнепластики

2. Экскурсии по лесу, полю, у водоёма . 3.Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа из найденного материала.

 

4. Показ завершённых детских проектов по курсу « Корнепластика» признанных лучшими и отмеченные наградами компетентного жюри.

5. Выставки-экскурсии в завершении смен. Итоги проделанной работы объединения « По следам Берендея»

Принципы организации творческого процесса

Принцип – генеральная идея, свод главных правил реализации воспитательного творческого процесса, его основа техники безопасности.

Программа строится на следующих принципах:


Принцип успеха.

Успех в любой деятельности - первостепенное условие становления личности человека, дающее ощущение внутреннего комфорта и радостного настроя. Это помогает ребенку поверить в свои силы и возможности, самоутвердиться.

Принцип динамики.

Предоставить ребенку возможность выбрать и реализовать себя в той деятельности, которая его привлекает, позволить заниматься тем, что нравиться. Не мешать, а направлять его в активном поиске своего места в творческой работе обьединения.

Принцип связи теории с практикой. Для понимания связи теории с практикой лежит процесс научного познания окружающего мира,а процесс научного познания всегда связан с практикой.

Принцип «красной линии». (по С.А.Шмакову)

В работе с детьми нужно всегда знать меру, не переходить определенную грань, некую ватерлинию, грань разумного и допустимого во всем: в учете возрастных и индивидуальных возможностей, в приятельско-товарищеских контактах и связях между взрослыми и детьми, в подаче информации любого толка, которой мы обогащаем ребят. Здесь важно все: мера нагрузок, санитарно-гигиеническая сторона творческого процесса, безопасность занятий, игр.

Принцип наглядности. Наглядность в обучении играет исключительно важную роль.Она выступает и в качестве принципа обученич, и как метод обучения,и как средство обучения.Роль наглядности обусловлено во многом практическим характером содержания этого обучения.

Принцип опоры на положительные эмоции ребенка.

Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее. Увидеть добрые начала и опереться на них - вот принцип общей педагогики. Положительное и прекрасное рождает добро. Детские таланты оскудевают от невнимания. Ребенок кажется себе еще лучше, если кто-то замечает и оценивает его рост. Вот в чем «фокус» этого простого принципа.

Принцип систематичности и последовательности.

Системность и последовательность должна прослеживаться как в проведении групповых занятий в обьединении, так и в индивидуальной самостоятельной работе ребят. Изучение последующего материала должно строится на основе усвоенного предыдущего материалаю

Материально-техническое обеспечение процесса


 


 

Наименование

Рубанки: - большие

- малые

Ножовки по дереву


 

Топор

Киянки

Рашпиль

Выкружная ножовка

Набор резчицкого инструмента

Лобзики с пилками

Стамески: - плоские (6-20 мм)

- полукруглые (6-20 мм)

Долота

Свёрла по дереву

Электродрель


 

Молоток слесарный

Пассатижи

Круглогубцы

Кусачки

Отвёртки (разные)


 


 

Надфили (комплект)

Напильники: - личные

- бархатные

- драчёвые

Термопистолет с карандашами, клей ПВА супер, клей « Секунда», ветошь.

Ножовка по металлу


 

Тиски: - настольные

- ручные

Лакокрасочные материалы, пластилин, проволока, нитки, шило.

Условия реализации программы

Воодушевлять детей, волновать их сердца может только тот педагог, который сам умеет волноваться, создавать особый воздух детства. В окружении такого педагогического коллектива должно существовать и работать любое творческое объединение, особенно художественной направленности. Открыть дверь в неведомый, но в тоже время такой знакомый мир растений. В обычном оказалось необычное, в как будто простом-сложное. Полезное представало перед глазами ещё и прекрасным.Прекрасное-полезным.Здесь нашлась работа руками и глазами, ребячьей смекалке и терпанию.Радость открытий и находок, первого ощущения красоты родных просторов, может быть, первого приобщения к самостоятельному труду.

Команда педагогов и команда ребят в совместной работе получают навыки коллективно-творческой деятельности. Замечательные слова И.В.Мичурина: «Заветной мечтой моей всегда было видеть, чтобы люди останавливались у растений с таким же интересом, с таким же затаённым дыханием, с каким останавливаются они перед первым паровозом………..»

Одним из вариантов маршрута к этому является и живая природа загородного лагеря, и атмосфера детского и взрослого братства ДОЛ «Лукоморье».

ЛИТЕРАТУРА: Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. – М.: “Евразийский регион”, 1995.

Афанасьев А.Ф. Поделки из древесины. // “Сделай сам”, № …, 1989.

Никоненко Н.М. Декоративно-прикладное творчество. Художественное оформление интерьера. – Ростов-на-Дону: изд. “Феникс”, 2003

4.К.Г.Яковлева-Лесная скульптура-М.Лесная промышленность1988.

5.В.М.Софроненко-Секреты древесины-«Минск,Хэлтон Харвест,Москва,АСТ»-2003. 6.А.С.Хворостов-Декоративное исскуство в школе-«М. Просвещение»-1981. 7.М.А.Гусакова-АППЛИКАЦИЯ-«М. Просвещение» 1987. 8.А.Березнев Т.Березнева-Резьба по дереву-Ростов-на-Дону»Проф-Пресс»2000. 9.Ю.В. Максимов-У истоков мастерства-М. « Просвещение»1983. 10.Д.М.Гусарчук -300 ответов любителю художественных работ по дереву –М.» Лесная промышленность»-1986. 11.М.В. Милова-Красота и удобство-своими руками –М. Молодая гвардия. 1989. 12.Л.Аранович-библиотека пионера «Знай и умей»,М.»Детская литература»1969. 13.Л.А.Ерлыкин-Пионер-умелец М.»Детская литература» 1988.

14.Э.К. ГульянсЮИ.Я. Базик-Что можно сделать из природного материала.М.» Просвещение»1984 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации