Программа воспитательной работы «Новое поколение» (11–14 лет)

2
0
Материал опубликован 21 October 2016 в группе

 

 

 

ПРОГРАММА

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО

РУКОВОДИТЕЛЯ

 

«Новое поколение»

Разработала: Литвинова Евгения Сергеевна,

классный руководитель 7-бв класса,

Возраст детей: 11-14 лет

Срок реализации: 3 года

Рассмотрено на заседании МО классных руководителей

Челябинск, 2014

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

 

Информационная карта Программы

 

 

Концептуальные основы Программы:

Актуальность программы

Идея Программы

Теоретические подходы к реализации Программы

Цель и задачи Программы

Предполагаемые результаты Программы

Принципы

Технологии, используемые в воспитательном процессе

Этапы реализации Программы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание воспитания:

Системообразующее направление «ШКОЛА РОСТА»

Блок 1 «Я гражданин и патриот»

Блок 2 «Я в большом мире»

Блок 3 «Здоровье – это победа над собой»

Блок 4 «Школа мудрости»

 

 

 

 

 

 

 

Критерии эффективности Программы

 

 

Механизмы реализации Программы

 

 

Список литературы

 

 

План работы по реализации программы

 

 

Приложение

 
 

 

 

Информационная карта

 

Полное название

Программы

Программа деятельности классного руководителя

«Новое поколение»

Основания для подготовки программы

-Конвенция о правах ребенка;

-Закон «Об образовании»

-Концепции модернизации российского образования; - Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.;

-Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;

-Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;

-Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 г.г; -Областная целевая программа «Патриотическое воспитание молодых граждан Челябинской области на 2012 – 2015 годы;

-Областная целевая программа «Дети Южного Урала на 2011-2015 г.г.»;

-Программа духовно-нравственного воспитания обучающихся МАОУ СОШ № 78.

Цель программы

Содействие формированию и наиболее полному развитию образованной, нравственной личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в социуме

Задачи программы

Способствовать развитию личности школьника, с позитивным отношением к себе, способного на основе общепринятой системы ценностей вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;

Развивать систему отношений в классном коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

Создать условия для индивидуальной и коллективной созидательной деятельности и творчества как важного способа развития социолизированности учащихся;

Способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;

Расширить круг социальных партнеров для получения возможности практически осваивать действия, ведущих к овладению социальными отношениями;

Принципы

программы

1. Принцип гуманистической ориентации воспитания

2. Принцип социальной адекватности воспитания 

3. Принцип интеграции и дифференциации 

4. Принцип эвристической среды 

5. Принцип успешности.

6. Принцип выбора.

7. Принцип доверия и поддержки.

Сроки реализации

2012-2015 г.г.

Направления

деятельности

Системообразующее направление: «ШКОЛА РОСТА»

Тематические блоки «Я гражданин и патриот»;

«Я в большом мире»;

«Здоровье – это победа над собой»;

«Школа мудрости»

Ожидаемые

результаты

Повышение уровня социальной комфортности в классном коллективе;

Формирование ученика нового поколения – САМОстоятельного, и САМОдеятельного, понявшего своюСАМОценность, достигшего САМОопределеня и САМОутверждения путём САМОразвития и Самореализации отвечающим требованиям времени

приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе

получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

высокая степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива у обучающихся и их родителей.

 

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Именно на воспитание сегодня делает аспект наше государство, привлекая внимание на острейшую необходимость создания в школе таких условий, которые способствовали бы формированию жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации. Лишь при максимальной возможности самореализации в интересующих его сферах деятельности подросток сможет получить возможность раскрыть весь потенциал. И только тогда мы получим возможность воспитать современного, образованного, самодостаточного, креативного, способного к межкультурному взаимодействию, обладающего необходимыми патриотическими и духовными качествами молодого человека.

Воспитание – это наука быть взрослым. Воспитание детей – это система передачи новому, потенциально более развитому поколению устремлений к добру и поиска смысла жизни. Воспитание должно заключаться в приведении подростка, ребенка к тому, чтобы он сам, сознательно, своими силами, своим решением и свободным выбором достиг результата. Правильно построенная система воспитания должна передавать не старые, уже не работающие стереотипы поведения, а новые формы и методы. При этом она должна быть динамичной. А значит, в современных условиях, необходимо также самовоспитываться и взрослым в том числе, прежде чем браться за воспитание детей.

В последние годы акцент в воспитательной практике смещается в сторону поддержки процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития личности. Социализация ребенка – это стратегическая цель деятельности любого педагога, поскольку очень важно поддержать педагогическими средствами растущего человека. Успешность его протекания зависит от двух условий:

во-первых, от обеспечения включенности молодых людей в реальные социальные отношения;

во-вторых, самореализация детей в процессе социального взаимодействия.

Второе условие предполагает предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими. Очень важно осознание ребенком целей и значения выполняемой деятельности для личного саморазвития, наличие четких и ярких перспектив, учет осознанности каждым ребенком своего «Я».

В федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и процесс развития личности, принятии духовно – нравственных, социальных и семейных ценностей. Основной задачей современной школы - помочь ребёнку реализовать свои возможности, способствовать его развитию, создавать условия для его самодвижения.

Одной из значительных проблем в воспитании как педагогического компонента социализации ребенка является свобода личности в коллективе, ее самореализация и автономия. Перед педагогами возникает необходимость создания такой среды в классе, при которой бы благоприятно смогли осознать самого себя и самореализоваться каждый ребенок. Только встречая общественное признание имеющихся у него достоинств, получая поддержку своих взглядов, планов, намерений, ребенок учится отстаивать свое мнение, свою жизненную позицию, получает опыт нравственных и деловых отношений, а значит проходит процесс социализации.

В своей воспитательной работе я ориентируюсь на педагогические труды ярославских и калининградских ученых – М.И.Рожкова, Л.В.Байбородова, В.Б.Успенского, которые занимались именно этим аспектом воспитания.

В настоящий момент в МАОУ СОШ № 78 г. Челябинска созданы необходимые условия по развитию самостоятельности обучающихся, развития их социальной активности и ученического самоуправления, а так же приобретение подростком качеств активной и созидательной личности. К подростковому периоду дети поднимаются на более высокую ступень физического и психологического развития. Происходят существенные изменения в познавательной деятельности, в развитии их способностей, творческой активности. Они взрослеют не только физически, но и умственно, нравственно. В связи с этим меняется и состояние нервной системы. Психологи отмечают у детей этого возраста появление желания и стремления научиться управлять собой, познать себя, у них свой подход к области человеческих отношений. Главное - это проблема самоуважения, самооценки, личностного самоопределения. Возникают новые чувства и переживания, появляются новые критерии оценки других людей. В этот период подростки сосредоточены на себе максимально.

Понимая важность данной проблемы для обучающихся подросткового возраста, исходя из особенностей классного коллектива, а так же приоритетных задач школы – была разработана Программа «Новое поколение».

ИДЕЯ ПРОГРАММЫ

Стержневая идея Программы - социализация ребенка, проявляющийся в приобретении им социально значимых знаний, в накоплении им опыта социально значимого действия и в развитии его социально значимых отношений.

Данная программа представляет собой скоординированную поэтапную программу действий, направленную на организацию такого воспитательного воздействия, которое позволит обеспечить процесс проектирования социализации отдельного учащегося, а так же эффективного использования возможностей детского коллектива на формирующуюся личность.

Программа «Новое поколение» рассчитана на 3 года для обучающихся с 5 по 7 класс. Программа реализуется третий год в 7-б классе МАОУ СОШ № 78 г. Челябинска. Предполагается, что продолжение программы в контексте социального развития ребенка, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах и реальных действиях, продолжится в данном коллективе до окончания обучающимися школы.

Как возникла идея данной программы?

Класс, в котором реализуется данная программа общеобразовательный. Внастоящее время в классе 24 ученика. Практически все ребята определились с дополнительным образованием согласно своих интересов и возможностей: посещают кружками и секции спортивной, художественно-эстетической, социально-педагогической направленности. В коллективе только 3 человека, которые не посещают учреждения дополнительного образования, при этом один из таких учеников прибыл в класс только в этом учебном году. У классного коллектива довольно большой интеллектуальный и творческий потенциал (качественная успеваемость 68%). У обучающихся сформирована положительная мотивация к учебной деятельности. Они являются участниками многих школьных, районных, городских и областных конкурсов. Высокий показатель участия в олимпиадах и конкурсах интеллектуальной направленности по русскому языку, математике, истории: олимпиада УРФО, литературный конкурс «Пегас», всероссийский конкурс «Русский медвежонок», городской конкурс «От старины до современности» (1 и 3 место), «Мой первый доклад», областной конкурс «Герои Отечества – наши земляки» (3 место), «Проба пера», городской конкурс «Я меняю мир вокруг себя», «Русский мир» и другие.

С 5-го класса ведется кропотливая работа о приобщении учащихся к культуре, за счет посещения музеев, выставок, театра, библиотечных занятий, любят совместные экскурсии и поездки. Ребята и родители класса тоже понимают важность внеурочной деятельности, поэтому обучающиеся класса посещают данные мероприятия почти полным составом.

Для организации внеурочной работы были созданы органы самоуправления – мэрия города. По желанию, а также по личным качествам были выбраны активные ребята, к которым подобрались группы помощников. В классе хороший уровень самоуправления для данного возраста. Они инициативны, берутся за многие дела, хотя (в силу своего возраста) не все доводят дело до конца.

Ценен опыт социального проектирования, который мы практикуем с детьми уже третий год подряд, участвуя в таких конкурсах, как «Наше здоровье в наших руках» (5-6 класс. 2 место в районе), «Я меняю мир вокруг себя» (2013-2014гг, 1 место в районе) и «Я гражданин России» (2014-2015 уч.г., городской этап). В ходе этих конкурсов ребята развивают свою мотивацию, умение ставить перед собой цели и достигать их, учатся сотрудничать с окружающим миром напрямую, а не через учителя. Участие в подобных конкурсах позволило создать условия для стимулирования нравственных поступков детей.

Из начальной школы дети принесли много нерешенных конфликтов, которые пришлось разрешать в основной школе. Низкий уровень дисциплины, неумение договариваться друг с другом, незаинтересованность друг в друге как участниках одного коллектива, унижение личности одноклассника – вот те проблемы, с которыми дети перешли в 5 класс. Данные проблемы удалось устранить практически все: в классе уменьшилось количество «разборок», драки прекратились, сформировался единый коллектив, который принимает практически всех участников образовательного процесса. Остались проблемы с дисциплиной и ряд неформальных личностей, провоцирующих класс.

В социальном плане следует отметить, что большинство родителей в классе – это полные семьи, хотя есть и матери, которые воспитывают детей одни (3 семьи) (см. Приложение №2, с.56.). Причем несколько детей перенесли психологическую травму именно в подростковом возрасте – разводы родителей (2 человека). Данные ребята очень замкнуты, сложно идут на контакт. Это тоже наложило свой отпечаток на взаимоотношения в коллективе. Но в целом дети все яркие, эмоциональные, с которыми приятно работать. В результате возникает возможность так планировать свою работу, что каждый ребенок получает возможность развиваться в коллективе класса.

Поддержкой классному руководителю стали взаимоотношения с родителями класса. В большинстве своем родители принесли из начального звена позицию, что классный руководитель - это человек, который может дать компетентную помощь в воспитании ребенка, который всегда поддержит ребенка и поможет его саморазвитию. Поэтому взаимоотношения с классным руководителем строятся у родителей класса в рамках союзничества и партнерства. За исключением небольшого процента родителей, которые сложно идут на контакт, характеризуются гиперопекой своих детей, не давая им, таким образом, свободы развиваться как личности. В результате у детей подобных родителей очень много комплексов, они оторваны от класса.

Предлагаемая программа является практико-ориентированной. Каждый учебный год реализуется одно системообразующее направление воспитательной деятельности, которое аккумулирует все другие. Каждый ученик проходит движение по лестнице личностного развития.

3 этап

 

1 этап

2 этап

 

 

Я-Личность (проявление самостоятельности, культуры души и тела)

саморазвитие, самовоспитание, самопознание

 

 

 

Наращивание навыков, умений (развитие

ума, души, тела)

 

 

 

5 класс – первый шаг «Мы – это большое Я» (ценностное отношение к устройству социальной жизни людей, человеческому коллективу)

Данный период воспитания нацелен на развитие у учащихся умения чувствовать за собой коллектив и себя в коллективе. Ученики учатся сопоставлять себя с другими, совершать продуманные действия, соотносить личные интересы с коллективными. Важное психологическое новообразование данного периода – способность к саморегулированию. Итогом является сплочение коллектива и развитие самоуправления.

6 класс – второй шаг «Я в большом мире» (ценностное осмысление жизни человека и его предназначения в окружающем мире);

Данный период воспитания завершается портретом активного, деятельного и любознательного человека, готового к активной творческой и созидательной деятельности.

7 класс – третий шаг «Я гражданин и патриот» (проектирование индивидуальной деятельности подростка).

Дальнейшее формирование нравственно здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина, патриота, который может успешно взаимодействовать с социумом, ориентирован на успех, а в дальнейшем сможет овладеть ключевыми компетенциями, реализуясь в успешного и конкурентоспособного человека.

Логика предложенной программы состоит в том, что постепенно, пошагово подростки:

- Усваивают гуманистическое мировоззрение, включающее убеждённость в уникальности каждой личности, уважение к социальным нормам, воспитание толерантного отношения к людям;

- Усваивают набор культурных умений и навыков, необходимых для жизни в современном обществе;

- Формируют опыт применения полученных знаний для решения задач в области межличностных отношений в классе, в семье, в сфере гражданско –общественной деятельности, воспитывают умения отстаивать нравственные идеалы.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В основу программы положены концептуальные идеи следующих направлений:

теории социализации личности (М.И. Рожков,Б.З.Вульфов, И.С. Кон, А.В. Мудрик);

системно-ролевая теория формирования личности ребенка (Н.М.Таланчук);

современных концепций воспитания (Г.К. Селевко «Концепция самовоспитания школьников», Л.И. Новикова, В.А. Караковский «Современная концепция детского коллектива»);

теория педагогической поддержки развития ребенка (О.С. Газман, С.Л.Соловейчик);

теории игровой и коллективной деятельности (С.А.Шмаков, И.П. Иванов, И.И.Фришман);

Теоретические подходы к реализации программы

В своей работе опираюсь на подходы калининградской научной школы М.И.Рожкова, который в своей концепции делает упор на человекоцентрический подход, рассматривая ребенка как главную ценность, при этом педагогическая деятельность прежде всего направлена на создание условий для развития его личности. Исходя из этого, данный подход может быть реализован только на основе более полного учета интересов ребенка. Речь идет не только о его актуальных интересах: педагоги должны заботиться как о настоящем, так и о будущем молодого человека, подготавливая его к сложным перипетиям жизненного пути.

Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, решает задачи в соответствии со спецификой возраста учащихся и сложившимися в классе взаимоотношениями. Деятельность классного руководителя основывается на потребностях каждого конкретного классного коллектива, каждого конкретного ребенка, и главное в ней - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

Ценностные установки социализации обучающихся

Ценностные установки социализации учащихся согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:

патриотизм — любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;

социальная солидарность — свобода личная и нацио­нальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, равноправие, милосердие, честь, достоинство,

гражданственность — долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, за­бота о благосостоянии общества;

семья — любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, уважение к родителям, забота о старших и младших;

личность — саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;

труд и творчество — уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.

В принятых ребенком ценностях одновременно отражаются содержательные характеристики его позиции и поведения, а также его личностные характеристики, связанные с определенным представлением о себе и возможностях собственного активного проявления в социуме. Ценностные ориентации имеют особое значение, так как они выполняют роль внутренних стимулов и одновременно являются критериями, по которым личность сверяет свои поведение и деятельность.

Миссия классного руководителя - помощь обучающимся в принятии общественно значимых ценностей и педагогическая поддержка формирования социализации обучающихся.

Теоретические подходы к реализации Программы

Основным подходом к реализации программы является деятельностный подход. То есть методологическая ориентация в педагогической работе, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий организовать и создать условия для целенаправленной учебно-воспитательной деятельности ученика в общем контексте его жизнедеятельности: направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности школьника. Деятельностный подход в воспитании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования воспитанника из преимущественно объекта учебно-воспитательного процесса преимущественно в его субъект. В данном определении отра­жена сущность этого подхода и выделены наиболее важные его аспекты:

Воспитательный процесс в аспекте деятельностного подхода исходит из необходимости проектирования, конструирования и создания ситуаций воспитывающей деятельности. Ситуации создаются в целях объединения средств обучения и воспитания.

Данный подход связан с устремлениями педагога содействовать развитию индивидуальности учаще­гося, проявлению его субъектных качеств.

Он представляет собой комплексное образование, состоящее из понятий, принципов и способов пе­дагогических действий.

Сущностью воспитания с позиции деятельностного подхода является совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Позиция педагога заключена в том, что он не передает готовые образцы и опыт, а вырабатывает их вместе с воспитанниками. Совместный поиск ценностей, норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса в контексте деятельностного подхода.

Избра­ние деятельностного подхода в качестве одного из основных для воспитательной деятельности с классным коллективом связано с желанием содействовать развитию каждого из них в конечном итоге в человека, способного превращать собственную деятельность в предмет практического преобразования, относиться к самому себе, оценивать себя, выбирать способы своей деятельности, контролировать ее ход и результаты, что составляет качественно новую сущность человека.

Вторым подходом к реализации программы является личностно-ориентированный подход. Под личностно-ориентированным подходом понимается методологическая ориентация в педагогической дея­тельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечи­вать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его не­повторимой индивидуальности.

Избра­ние личностно-ориентированного подхода в качестве одного из основных для воспитательной деятельности с классным коллективом связано с желанием содействовать про­явлению и развитию в ребенке ярко индивидуального, а не социально-типичных способов поведения и взаимодействия с окружающим миром и людьми.

Другим подходом, используемым при организации воспитания с классным коллективом является системный подход. Целесообразность применения данного подхода объясняется следующими причинами:

личность ребенка должна развиваться в целостном педагогическом процессе, в котором все компоненты (целевой, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-оценочный) в максимальной степени взаимосвязаны;

происходит объединение усилий субъектов воспитания, что способствует повышению эффективности педагогического влияния;

специально моделируются условия для самореализации и самовыражения личностивоспитанника, педагога и родителя, что способствует их личностному росту, гуманизации отношений и межличностного взаимодействия;

включение освоенной коллективом образовательного учреждения среды позволяет расширить диапазон воспитательного воздействия на личность.

Цель и задачи Программы

Таким образом, исходя из вышеназванных теоретических положений, ЦЕЛЬЮ ПРОГРАММЫ является содействие формированию и наиболее полному развитию образованной, нравственной личности, способной к духовному и физическому саморазвитию, самосовершенствованию и самоопределению в социуме.

Реализация цели требует выполнения следующих ЗАДАЧ:

Способствовать развитию личности школьника, с позитивным отношением к себе, способного на основе общепринятой системы ценностей вырабатывать и реализовывать собственный взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;

Развивать систему отношений в классном коллективе через разнообразные формы активной социальной деятельности;

Создать условия для индивидуальной и коллективной созидательной деятельности и творчества как важного способа развития социолизированности учащихся;

Способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и самореализации в процессе жизнедеятельности;

Расширить круг социальных партнеров для получения возможности практически осваивать действия, ведущих к овладению социальными отношениями;

Предполагаемые результаты программы:

Повышение уровня социальной комфортности в классном коллективе;

Формирование ученика нового поколения – САМОстоятельного, и САМОдеятельного, понявшего своюСАМОценность, достигшего САМОопределеня и САМОутверждения путём САМОразвития и Самореализации отвечающим требованиям времени

приобретение школьниками социальных знаний об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе

получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

высокая степень удовлетворенности деятельностью классного коллектива у обучающихся и их родителей.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ:

Принципы всегда соответствуют целям и задачам воспитания, в соответствии с возможностями их достижения.

Принцип гуманистической ориентации воспитания. Этот принцип требует: добровольности включения ребенка в ту или иную деятельность, наличия у него цели - доступной, понятной, осознанной; доверия ребенку в выборе средств и способов достижения поставленной цели, веры в возможности каждого ребенка и его собственной веры в возможность достижения поставленных задач.

Реализация этого принципа предполагает отход от привычного, прежде удобного для всех принципа мероприятийной организации воспитательной работы. Реализация этого принципа ориентирует на учет всего диапазона индивидуальных вкусов, предпочтений, создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов.

Гуманистическая ориентация направлена на индивидуализацию воспитания, учет индивидуальных особенностей каждого ученика при включении его в различные виды деятельности, требует раскрытия потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе, а также предоставления возможности каждому учащемуся самореализации и самораскрытия во внеучебной деятельности.

Принцип социальной адекватности воспитания требует создания таких условий, при которых дети, осознавая свою социальную защищенность, в то же время формировали у себя готовность к социальной самозащите.Социальная защита ребенка выступает в качестве одной из основных функций школы. Ребенок должен чувствовать заботу педагогов о себе и сам заботиться о своих товарищах.

Для того чтобы наступила социальная зрелость, необходимо поставить ребенка в такие условия, при которых он был бы вынужден проявить волевые усилия для решения возникающих социальных проблем, испытать страдания от невозможности легкого достижения собственных целей.Этот принцип предполагает подготовку ребенка к сложным и далеко не всегда гуманным отношениям, так называемому “социальному закаливанию”, то есть включение учащихся в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека.

Принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и учащихся предполагает развитие инициативы и самостоятельности детей, делегирование им полномочий и ответственности при соответственном росте ответственности педагогов перед детьми. В основе этого принципа - определение общих целей педагогов и учащихся, организация их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи.

Исследования показывают, что авторитарность педагога, усиленная опека порождают такое явление, как социальная инфантильность, которая характеризуется иллюзорным восприятием социальных проблем, неготовностью к их решению.Должна быть организована не просто совместная деятельность, а взаимная активная деятельность педагога и учащихся (педагогическое взаимодействие).

Принцип эвристической среды означает, что в школе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности, при этом творчество рассматривается учащимися и педагогами как универсальный критерий оценки личности и отношений в коллективе.

Этот принцип требует также создания условий для выбора учащимися форм участия в учебной и внеучебной деятельности, для поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей и самореализацию индивидуальности как педагогов, так и детей.

Принцип успешности. Любому человеку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающему миру. Если школьник будет видеть, что его вклад в общее дело значимый, оценен окружающими, то в последующей своей деятельности он будет все активнее и успешнее. Инструментом оценки деятельности школьника может служить слово педагога, родителя, одноклассника. Самое главное, чтобы оценка была искренней.

Принцип выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способ­ностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы уча­щийся жил, учился и воспитывался в условиях постоянного выбора, обладал субъектными полномочиями в выборе цели, содержания, форм и способов организации учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности в классе и школе.

Принцип доверия и поддержки. Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности и чрезмерному контролю. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребенка.

ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ.

Педагогическая поддержка как основная технология, используемая при работе с обучающимися и детским коллективом.

Развитие личности ребенка требует поддержки и помощи со стороны педагогов. Для реализации данных требований необходимо внедрять в педагогическую практику идеи, нормы и технологии педагогической поддержки как наиболее актуальные в современной социокультурной ситуации. Теория педагогической поддержки развивается на основе идей о принципах помощи ребенку, условиях поддержки и сохранения его индивидуальности в трудах следующих ученых: И.С.Якиманской, А.Н.Тубельского, О.С.Газмана.

Данная технология предусматривает:

изучение и использование в практике условий для стимулирования процессов самопознания, самоопределения и самореализации воспитанников;

1

 

использование методов, которые побуждали бы у воспитанников желание и возможность контролировать и корректировать собственные культурные программы, максимально реализовывать имеющийся культурный потенциал.

2

 

Основными предметами поддержки педагога является субъектность («самость», «Самостоятельность») и индивидуальность, т.е. уникальное сочетание в человеке общих, особенных и единичных черт, отличающих его от других индивидов.

В ее  основе лежат следующие нормы педагогического взаимодействия:

а) любовь к ребёнку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканий и панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребёнка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление;

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) собственный самоанализ, собственный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку

Технология социального проектирования

Проектные технологии позволяют развивать и повышать социальную активность школьников. Деятельность по социальному проектированию рассматривается как созидающая, направленная на преобразование в лучшую сторону окружающей действительности. Конкретным выражением такой активности является участие школьников в социальных проектах «Я и мое здоровье» (в рамках конкурса «Наше здоровье в наших руках»), «Подари частичку сердца» (городской конкурс «Я гражданин России»).

Коллективная творческая деятельность

Предполагает совместную деятельность педагога, обучающихся, родителей, социальных партнеров в составе целенаправленных сформированных групп по подготовке и реализации дел воспитательной направленности. Использование КТД вовлекает каждого учащегося в активную деятельность, проявлению творчества и самореализацию потенциала личности. Любое КТД планируется, организуется, реализуется, объединяет учащихся. КТД как способ организации классного коллектива позволяет создать максимально эффективные условия для развития и совершенствования способностей, потребностей и отношений подростков для полноценного нравственного и духовного роста личности.

Методы и приемы воспитания.

Авторы концепции воспитания как социализации ребенка (М.И.Рожков, Л.В.Байбородова. О.С.Гребенчук и др.) утверждают, что все методы оказывают совокупное взаимодействие педагогов и учащихся. От их правильного выбора во многом зависит успешность педагогического влияния на процесс социального становления школьника, на формирование всех сущностных сфер ребенка. Однако доминирующее воздействие на ту или иную сферу оказывают не все методы, а какой-то определенный метод воспитания. Поэтому ими составлена оригинальная классификация методов воспитания и самовоспитания.

Сущностная сфера

Доминирующий метод воспитания

Метод самовоспитания

Мотивационная

Волевая

Саморегуляции

Предметно-практическая

Стимулирование

Методы и приемы помогающего созидания

Методы и приемы педагогической коррекции

Методы и приемы педагогического проектирования, воспитывающие ситуации

Мотивация

Методы и приемы самосозидания (самостроительства)

Методы и приемы педагогической самокоррекции

Методы и приемы самопроектирования, социальные пробы

Этапы реализации Программы

Сроки реализации Программы: сентябрь 2012- август 2015 года.

Первый этап – проектный - сентябрь 2012 –декабрь 2012 гг. - моделирование программы, отбор содержания, форм и методов работы

Второй этап – деятельностный - январь 2012- май 2015 гг. – практическая апробация разработанных идей, внедрение программы, коррекция в соответствии с планируемыми результатами

Третий этап – обобщающий - май 2015-август 2015 гг. – обобщение и анализ результатов работы, разработка идей новой программы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Вышеназванные теоретические подходы нашли отражение в содержании программы деятельности классного руководителя, которая представлена системным направлением «ШКОЛА РОСТА», в рамках которого реализуется основную цель воспитательной работы с классом:

Цель: Активное вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность, развитие лидерских качеств.

Задачи:

Создать условия для расширения знаний обучающихся о самих себе, своих способностях и возможностях и для реализации их личностного потенциала в различной деятельности;

Развить желание работать над собой, видеть свои слабые и сильные стороны;

Воспитать интерес к самому себе, формировать собственную культуру;

Развить умение ориентироваться в современном мире, занимать активную жизненную позицию,

Формирование готовности принимать участие в социально-полезной деятельности.

 

Формы воспитательной работы:

 

 

 

Классные тематические часы

Конкурсы

социальный проект

 

 

 

Тренинги

КТД и ЧТП

 

 

 

Обучение в ШКОЛЕ РОСТА проходит в форме теоретических и практических занятий. Теоретические занятия реализуются через систему классных часов, а практические занятия в результате реализации социального проекта.

Система классных часов

Деловая игра «Легко ли быть лидером»;

Упражнение «Мозговой штурм в решении проблемы»;

Тренинг «Уверенное поведение»;

Тренинг «Мое время»;

Классный час «Я и мои цели в жизни»;

Упражнение «Я в своих глазах и глазах других людей»;

Тренинг «Лидер и его команда».

Кроме этого на занятиях изучаются следующие вопросы: понятие о социальном проекте; структура работы над проектом; формулировка социальной проблемы, в решении которой может принять участие проектная группа; формирование команды, формулировка выводов на основе изучения полученного материала; составление подробного отчета о проведенном исследовании.

Практические умения подростков:

1

Проведение социологического опроса

Анкета, графики, аналитическая информация

2

Определение целей и задач социального проекта

Умение поставить задачи, спланировать их решение

3

Составление бюджета

Бюджет проекта

4

Переговоры по заключению договоров

Заключение договоров

5

Проведение плановых мероприятий

Умение проводить все мероприятия по плану

6

Анализ результатов работы

Умение грамотно анализировать свою работу

По результатам проведенных теоретических и практических занятий, по степени формирования лидерских и личностных качеств, в рамках работы над социальными проектами, обучающимся присваиваются звания по следующим категориям:

Менеджер-экономист

 

,

 

Менеджер-аналитик

 

 

Менеджер-юрист

 

 

Главный менеджер

 

Менеджер по связям с общественностью

 

 

Менеджер-организатор

 

 

ШКОЛА РОСТА реализуется на протяжении трех лет, поэтапно развивая социализированность учащихся, развивая их лидерские и личностные качества.

«Я гражданин России» - волонтерство в доме- интернате №1, благотв. акции

Проект «Наше здоровье в наших руках», конкурс агитбригад «Я меняю мир вокруг себя»

Наш город: «Звезда Адреналин» - модель самоуправления, кл.уголок

 

Главным результатом проекта «Школы Роста» на данном этапе является разработка социального проекта «Подари частичку сердца» в рамках участия в городском конкурсе социальных проектов «Я гражданин России». Развитие волонтерского направления в классе, выход на социум (см. Приложение №10, с.88).

Таким образом, Программа реализует следующую модель социализации учащихся в коллективе:

Цель: положительная социализация школьника в классном коллективе

Задачи

1. Духовно-нравственное развитие учащихся через систему внеклассной работы и дополнительного образования.

2. Саморазвитие молодого человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности.

3.Физическое развития через систему спортивных и оздоровительных мероприятий.

Принципы

функционирования классного коллектива

Направлен-ность на развитие

Индивидуальности

Интеграции

Субъект-ность

Социальной

направленности

сотрудничества

Длительная перспектива

Организация условий положительной социализации учащихся в классном коллективе

Диагностика:

Основных параметров определяющих уровень социализированности классного коллектива

Уровень сформированнности ученического коллектива; воспитывающей среды

Организация условий: изучение педагогического опыта, разработка программы деятельности учащихся в классном коллективе с учётом комплексного подхода.

формирование самоуправление в классном коллективе, организация активных форм взаимодействия классного руководителя и класса

Структура содержания социализации как двухстороннего процесса усвоения и присвоения социального опыта, ценностей, норм и форм поведения:

1.Коммуникативный 2. Познавательный 3.Поведенческий 4. Ценностный

Основные направления и содержание деятельности в классном коллективе

Образовательный

Коллективообразующая

Социальное общение

Содержание

Самопознание

Овладение деятельностных

Социальное познание

Методы

Императивные

Моделирование

Практирование

Социальное познание

Формы

урочная

проект,

игры)

Социа-льное позна-ние

Содержание

Формирование и развитие самоуправление

Формирование и развитие коллективных традиций

бщественно – полезная деятельность

Методы

Формирование психол. климата в объе-динении

Проектирование

игровой

Формы

КТД

ЧТП

(Чередование

Творчес-ких пору-чений)

сюжетно -ролевые и дело-вые игры

Содержание:

Организация коллективных творческих дел. Организация и участие в социально – значимых проектах

Организация и проведение круглых столов,

Пресс – конференций, творческие встречи

Методы:

Интерактивные

Моделирование

проектирование

Формы:

КТД

сюжетно -ролевые и деловые игры

диспут

дискуссия

пресс – конференция,

творчес-кая встреча

Этапы социализации учащихся в классном коллективе

Адаптация индивидуализация интеграция

Уровень социализированности учащихся в ученическом коллективе

Высокий

Средний

Низкий

Критический

Критерии социализированности учащихся в ученическом коллективе

Уровень ценностных ориентаций; Уровень личностных притязаний,

уровень самооценки.познавательной активности, Уровень знаний об обществе и о себе,

уровень сформированности коммуникативных умений Уровень организаторских способностей,

уровень активности в классном коллективе,

уровень сформированности умений продуктивного межвозрасного взаимодействия,

уровень осознания, освоения и реализация социальных ролей.

Результаты повышения социализированности учащихся в классном коллективе

Роль классного руководителя в развитии

самоуправления в классном коллективе 7-б класса

В МАОУ СОШ № 78 г. Челябинска организована система ученического самоуправления в виде совмещенной административно-игровой модели Республика Мальчишек и Девчонок. Каждый класс представляет собой Город, имеющий свое название, символику. Управление Городом осуществляет мэрия, которую возглавляет мэр. В состав мэрии (на уровне местного самоуправления) входят Министр Культуры, Министр Печати и информации, Министр Образования, Министр Спорта и Здоровья, Министр труда и социальных отношений. У каждого министра есть своя команда, состоящая из 3-4 человек, что способствует вовлечению в ученическое самоуправление большого числа обучающихся класса. Мэрия класса выбирается на один год. В начале следующего года происходит анализ деятельности команды актива и выбирается новый состав городской мэрии.

Чтобы самоуправление состоялось, надо обеспечить самостоятельность суждений и поступков ребят, пробудить в них желание самим взяться за дело, за преобразование своей жизни. Это поможет подвести их к самоуправлению. Да и следует помнить, что не учащиеся для самоуправления, а самоуправление для учащихся; что подлинное самоуправление в широком понимании этого слова – это стиль жизни воспитательного коллектива. Мне помогают создать этот стиль коллективное планирование, поочерёдное выполнение обязанностей дежурного, коллективный анализ и оценка всех проведённых мероприятий, регулярные самоотчёты учащихся о выполнении поручений.

Также класс, по мере необходимости, проводит классные ученические собрания. На которых:

обсуждаются любые вопросы жизнедеятельности своего коллектива и принимает по ним необходимые решения

рассматриваются запланированные внеклассные мероприятия

слушаются отчеты и информация ответственных лиц и органов самоуправления своего коллектива

Высказываются свои предложения по улучшению учебно-воспитательного процесса в классе

В пределах своей компетенции решаются вопросы поощрения и наказания учащихся.

Деятельность органов самоуправления в классе, так же как и в школе в целом, направляется на удовлетворение потребностей и интересов учащихся. Высшим органом самоуправления в классе является классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости.

Актив класса на 2014-2015 уч.г.

Глава класса

Мэр

Коротовских Владислав

Заместители

Цыпилева Мария

Иваненко Иван

Министерство образования

Министр образования

Савин Дмитрий

Помощники

Берсенева Екатерина, Люкшин Дмитрий

Министерство культуры

Министр культуры

Пономарева Наталья

Помощники

Северьянова Анастасия

Костылева Валерия

Министерство физической культуры

Министр Физ-ры

Хаятова Алина

Помощник

Кононец Сергей

Министр по ЧС (дисциплина, поведение, обучение)

Шакин Кирилл

Министр по связям с общественностью

Бурлако Анастасия ,Бородулина Кира

Министр трудовой деятельности

Мальгин Борис

В классе сформирован хороший уровень самоуправления, где практически у каждого есть свои обязанности, намечен план действий, обязанностей. Модель взаимодействия выглядит следующим образом:

 

Мэр класса

Классный руководитель

 

 

Заместитель №2

 

Педагоги, работающие в классе

Заместитель №1

 

Социально-психоло-гическая служба

Министр по ЧС

Министр культуры

 

Родители обучающихся

Министр труда

Министр образования

 

Социальные

партнеры

Министр спорта

Министр по связям с общественностью

 

КТП, ЧТП и работа над социальным проектом

ПЛАН РАБОТЫ С АКТИВОМ КЛАССА

№пп

Мероприятие

Сроки

Ответственные

 

Отчет команды актива класса за прошедший год. Оценка деятельности команды обучающимися класса. Выборы новой команды.

Начало сентября

Мэр класса

 

Классные собрания

1 раз в триместр

Мэр класса

Министр по ЧС

 

Коллективное планирование

«Аукцион идей»

15 сентября

Мэр, актив

 

Работа над проектом «Подари частичку сердца» по плану

С сентября по февраль

 

 

Оформление уголка класса

Конец сентября

Министр культуры

 

Подготовка ко Дню учителя

Начало октября

Министр культуры

 

Конкурс на лучший дневник. Помощь классному руководителю в выставлении оценок в дневник.

ежемесячно

Министр образования

 

Организация дежурства по школе и субботники

В соответствии с графиком

Министр труда

 

Организация уборки классной комнаты

1 раз в триместр

Министр труда

 

Подготовка и проведение новогоднего праздника

декабрь

Министр культуры

 

Организация участия класса в интеллектуальных конкурсах и марафонах

По плану

Министр образования

 

Репетиция номеров на школьный конкурс «Минута славы»

декабрь

Министр культуры

 

Организация спортивной команды на соревнования, спорт.мероприятия

По плану

Министр спорта

 

Организация и проведение праздников для девочек и мальчиков

Март

Министр культуры

 

Подготовка и участие команды в школьных творческих сборах актива.

Ноябрь, Март

Мэр

 

Подготовка к участию в «Звездном слете»

Апрель

актив

 

Подготовка концертов в доме-интернате №1

Октябрь, ноябрь, декабрь

актив

 

Помощь неуспевающим учащимся

По необходимости

Министр образования

 

Рефлексия «Вот и стали мы на год взрослей…»

май

актив

Правила жизнедеятельности классного коллектива:

узнавай побольше о своем городе и горожанах;

уважай людей, живущих рядом;

помогай нуждающимся в твоей помощи;

делай приятное своим друзьям и окружающим людям;

дорожи мнением о себе других людей;

соблюдать Устав школы и установленные в школе правила для учащихся;

уважать права и считаться с интересами других людей, не подвергать опасности жизнь и здоровье своё и окружающих;

принимать активное участие в жизни коллектива;

соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии во время учебного процесса и на переменах.

Традиции:

1. Не бросаем друга в беде.

2. Выполняем различные поручения всем классом.

3. Навещаем одноклассников, когда они заболеют.

4. Стараемся выступать на каждом школьном и городском мероприятии.

5. Вместе справляем дни рождения и праздники, устраиваем чаепития.

6. Каждому учащемуся дается свое поручение согласно его интересам и возможностям;

7. Дежурство по классу и по школе добровольное.

8. Отношение к каждому в классе уважительное.

Реализация цели ШКОЛЫ РОСТА и задач Программы опирается также на четыре тематических блока, в рамках которых происходит формирование всех видов социокультурного опыта подростков:

Блок первый – Гражданско-патриотический

«Я гражданин и патриот»

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания несовершеннолетних: формирование у школьника гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и к активной адаптации на рынке труда в дальнейшем.

Поэтому большое внимание в своей воспитательной работе уделяю формированию чувств гражданственности, патриотизма, глубокой любви и гордости за судьбу своей Родины. Воспитательные мероприятия данного тематического блока акцентируют внимание на таких темах, как «Моя страна – Россия», «Мой город – Челябинск», «Моя школа» и «Мои права – моя свобода».

Форма проведения воспитательных мероприятий: классные часы, библиотечные уроки, конкурсы, викторины, посещение музеев, встречи с интересными людьми, часы общения.

Участие в общешкольных мероприятиях: День Победы, концерт на 23 февраля «Опаленные сердца», туристко-краеведческая работа, участие в конкурсе «Я гражданин России», «Я меняю мир вокруг себя», «Русский мир».

Классные мероприятия

5 класс

6 класс

7 класс

Интерактивные игры по мотивам русских народных сказок: « Сказка – ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок» (по правам человека);

Читательская конференция по книгам детских авторов«Как поступать нельзя»;

Классный час «Мой край родной, такой чудесный»;

Интерактивное занятие в Краеведческом музее «В поисках клада с Тур Батыем»;

Встреча с ветераном ВОВ в библиотеке №16;

Экскурсия по историческому центру города;

Викторина «Я знаю все о Челябинске»;

Классный час «Блокада Ленинграда»;

Классный час «День рождение Конституции РФ»;

Библиотечный урок «Права ребёнка в новом веке»;

Конкурс «А ну-ка, парни!» (на 23 февраля);

Встреча с ветераном ВОВ, жительницей блокадного Ленинграда В.А.Большаковой;

Музей Памяти воинам-интернационалистам;

Библиотечное занятие «Герб. Флаг. Гимн»;

Мероприятие в Гос.архиве «В краю чудес»;

Экскурсия на челябинское телевидение;

Игра в краеведческом музее «Сад камней».

Акция «Свеча памяти»

Классный час «Моя малая Родина»;

Классный час «1 сентября. Тревожный звонок. Беслан»;

Дискуссия «Я имею право»;

Акция милосердия   (благотворительная помощь в дом-интернат п.Каштак);

Библиотечный урок «Дети войны»;

Патриотическая игра «Библиозарница» (посвященная 70-летию Победы);

Встреча с героем РоссииА.В.Катунькиным;

Экскурсия в Санкт-Петербург (Эрмитаж, музей политической истории с интерактивным занятием «Урок в гимназии», экскурсия на под.лодку «Народоволец»; и др.).

Взаимодействие с социальными партнерами: руководитель музея школы №78, библиотека №16 и областная юношеская, Краеведческий музей, школьный музей «Память».

Блок второй - нравственно-эстетический

«Я в большом мире»

В рамках данного тематического блока происходит формирование нравственной культуры личности, эстетического и позитивного отношения к окружающему миру и людям, потребности и умения у учащихся выражать себя в различных доступных видах деятельности. Большое внимание уделяется развитию в детях толерантности, этической культуры, формированию у них нравственного опыта взаимоотношений.

Формы проведения воспитательных мероприятий: тематические классные часы, дискуссии на нравственные темы, посещение театров и кинотеатров, музеев с дальнейшим обсуждением, праздничные концерты, встречи с интересными людьми города.

Участие в общешкольных мероприятиях: «Шаг к Парнасу», «Посвящение пятиклассники», День Учителя, «Новогоднее оливье», «Минута славы» концерт «Нет ничего прекраснее мамы» и др.

Классные мероприятия:

5 класс

6 класс

7 класс

Классный час «Мой сосед по парте»;

Беседа «Один – за всех и все – за одного» (о дружбе);

КТД «Наш класс»;

Библиотечный урок «Ох, уж эти сказки»;

Посещение Нового Молодежного театра «Голый король»;

Посещение Нового Молодежного театра «Алые паруса»;

Дискуссия «Мои хочу и мои могу».

Мастерская общения «Искусство взаимопонимания»;

Конкурс «День вежливости»;

Классный час «Люди, без которых мне одиноко»;

Тренинг «Прекрасное – пробуждает доброе»;

Посещение театра оперы и балета - мюзикл «У Лукоморья» и «Манекен» спектакль «Маленький принц»;

Библиотечный урок «В гостях у Крылова»;

Встреча с детским писателем П.Черновым.

Литературно-музыкальный урок «По страницам книг»;

Подарок-сюрприз школе на юбилей.

Встреча за круглым столом «Кто такие волонтеры» (представители волонтерства в Челябинске);

Круглый стол «Правила хорошего тона»;

Беседа «Доброта в нас и вокруг нас»;

Дебаты «Красота против Ума»;

Акция «Книга в подарок» в рамках социального проекта «Подари частичку сердца»;

Городской конкурс «Мой добрый Челябинск» (фото добрых дел);

Волонтеская помощь инвалидам и пожилым в дома-интернате №1;

Встреча с детским писателем Т.Михеевой.

Взаимодействие с социальными партнерами: театр «Манекен» и театр оперы и балета, районная библиотека №16, дом-интернат №1 для инвалидов и престарелых, благотворительный фонд «Солнечный день», компания «74.ру», Челябинская областная библиотека, педагоги-предметники. Родители.

Блок третийЗдоровьесберегающий

«Здоровье – это победа над собой»

Данный блок направлен на формирование у подростков культуры здорового образа жизни, акцентирование внимания на важности сохранения своего здоровья, стимулировать детей и их родителей к активному образу жизни. Обращение к данной теме обосновано: в классе практически нет детей с 1 группой здоровья, у многих уже сейчас хронические заболевания и они стоят на диспансерном учете, часто пропускают уроки по болезни.

Формы проведения воспитательных мероприятий: тематические классные часы, дискуссии, встречи со спортсменами, медицинскими работниками, конкурсы плакатов и газет, спортивные соревнования, проекты, посвященные спорту и здоровью.

Участие в общешкольных и городских мероприятиях: осенний кросс, районный пионербол, Лыжня России, минифутбол, эстафеты, городской конкурс «Наше здоровье в наших руках» (2012-2013 и 2013-2014гг) (см. Приложение №10, с.91), встреча олимпийского огня.

Классные мероприятия:

5 класс

6 класс

7 класс

Тематический классный час «Институт плохих привычек»;

Круглый стол «Я и спорт»;

Конкурс сочинений «Моё любимое кулинарное блюдо»;

Конкурс поздравительной открытки «На здоровье»;

Викторина «Пирамида здоровья» с выступлением медицинского работника;

Силовое шоу от силачей Д.Кононца и А.Попова;

Соревнования «Веселые старты»;

Спортивно-новогодняя программа и катание на тюбингах;

Экскурсии в «Аквилон» и «Солнечную долину»;

Игра «Тайный друг».

Классный час «Здоровье — это здорово» (Определение личностной оценки здоровья, роль здоровья в саморазвитии и самореализации);

Дебаты «Питание — дело серьезное»;

Выставка рисунков «Правильное питание – залог здоровья»;

Беседа «Большая перемена» (о вреде курения);

Проект «Дневник Олимпиады»;

Конкурс рисунков «Олимпийский символ»;

Встреча с мастером спорта по греко-римской борьбе Д.Толмачевым;

Встреча с представителями американского футбола «Скауты»;

Встреча с тренерами копоэйры;

Соревнования «Малые олимпийские игры»;

Походы: восхождение на Александровскую сопку и сплав по р.Ай.

Посещение аквапарка г.Екатеренбург

Круглый стол «Диалог о вредных привычках»;

Классный час «Я и мои достижения»;

Диспут «Суд над компьютером»;

Тестирование «Мое здоровье»;

Час здоровья «Полной грудью» (тренировка правильного дыхания с медработником).

Единый день Здоровья в «Солнечной долине»;

Празднование масленицы в п.Уржумка (поездка выходного дня в горы);

Посещение лыжной базы;

Взаимодействие с социальными партнерами: родительский комитет, областная юношеская библиотека, ледовый дворец «Уральская молния».

Блок третийИнтеллектуально-познавательный

«Школа мудрости»

Предназначенспособствовать развитию самостоятельности и активности детей в учебном процессе, развитие мотивации, самопознания и саморазвития; повышение их эрудиции, развитие познавательных интересов и потребностей.

Формы проведения воспитательных мероприятий: интеллектуальные игры и состязания, библиотечные уроки, конкурсы, викторины, исследовательские проекты.

Участие в общешкольных мероприятиях: звездный слет, «Мой первый доклад», конкурс на лучшее знание государственной символики (1 место в 2012г.), различного уровня олимпиады, конкурс «Шаг к Парнасу», предметные недели и др.

5 класс:

Круглый стол «Моя любимая книга»;

Классный час «Учение с увлечением»;

Проект в классе «Мой прадед – герой» (письмо деду-ветерану);

6 класс:

Классный час «Учусь добывать информацию из разных источников»;

Конкурс среди 6-ых классов «Письмо водителю»;

«Шаг к Парнасу»

Предметные олимпиады;

7класс:

Конкурс «Словарь профессиональных слов моих родителей»;

Классный час «Учение – тяжелый труд»

Международные игры и конкурсы;

Проект «Классная газета».

Взаимодействие с социальными партнерами: учителя-предметники, администрация школы.

Критерии эффективности программы

Критерии эффективности программы

Показатели

Способы исследования

Кто проводит диагностику

5 класс

1

Личностный рост

Степень сформированности ценностных отношений личности учащегося к действительности

МЕТОДИКА «РЕПКА»

(разработана преподавателями кафедры общей педагогики РГПУ им. А.И. Герцена) (см. Приложение №5, с.67)

Классный руководитель

2

Отношения в классном коллективе

Состояние межличностных отношений, выявление лидеров в классном коллективе

Социометрия

Методика определения уровня школьной тревожности у обучающихся Филлипс) (см. Приложение №7, с.77)

Педагог - психолог

3.

Сформированность коммуникативной культуры

Уровень коммуникативных склонностей обучающихся

Карта индивидуальных особенностей, интересов (см. Приложение №8, с.80)

Педагог-психолог

4

Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в классном коллективе

Степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью

Методика А.А.Андреева (см. Приложение №9, с.86)

Классный руководитель

6 класс

1

Отношение в классном коллективе

Степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива и взаимоотношений в нем

Методика Л.М.Фридмана

«Наши отношения» (с.55)

Методика «Какой у нас коллектив?»

(Методика A.Н. Лутошкина) (с.75)

Классный руководитель

2.

Психологический климат

Социально-психологическая само аттестация группы

Психологическая атмосфера в коллективе

Опросник «Социально-психологическая само аттестация группы как коллектива»

Педагог-психолог

3

Мотивы деятельности

Мотивы участия учащихся в совместной деятельности

Методика О.В.Лишина (см. Приложение №8, с.78)

Педагог-психолог

4.

Участие в творческих и интеллектуальных конкурсах

Степень участия обучающихся класса в классных и общешкольных мероприятиях

(см.Приложение №4, с.61)

Классный руководитель

5

Уровень самоуправления

Уровень развития ученического развития

Методика выявления уровня развития самоуправления в классном коллективе (см. Приложение №4, с.63)

Классный руководитель

6

Удовлетворённость учащихся жизнедеятельностью в классном коллективе

Степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью

Методика А.А.Андреева (см.Приложение №9, с.86)

Классный руководитель

7 класс

1

Динамика личностного роста

Преобладание духовных ценностей над личными

1.«Методика диагностики личностного роста школьников» П. Степанов

Классный руководитель

 

Уровень развития лидерских способностей

Раз­витость организаторских и коммуникативных качеств, ха­рактерологические черты лидера

Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкая) (см. Приложение №8, с.82)

Классный руководитель

2.

Отношения в коллективе

Удовлетворенность обучающихся своим коллективом.

Социометрия

Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе» (методика М. И. Рожкова) (см. Приложение №6, с.69)

Классный руководитель

3.

Социализированность личности

Уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности обучающихся

Методика изучения социализированности личности обучающихся (М.И. Рожков) (см. Приложение №8, с.79)

Классный руководитель

4

Удовлетворённость учащихся и родителей классным коллективом

Степень отношения к основным сторонам жизнедеятельности

Методика А.А.Андреева

(см. Приложение №9, с.86)

Классный руководитель

5

Социальные партнеры

Количество привлечённых социальных партнеров в воспитательную деятельность классного коллектива

Планы взаимодействия

(С.36)

Классный руководитель

Механизмы реализации программы

К участию в реализации программы привлекаются:

Преподаватель–предметник

Анализ содержания и изучение, в рамках учебных дисциплин, вопросов духовно-нравственного воспитания;

Обучение учащихся навыкам ведения дискуссии, формирование убеждений, высказываний собственного мнения, формирование инициативы, ответственности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия учащихся;

Пропаганда активной жизненной позиции.

Педагог-психолог:

Исследует интересы учащихся, их склонности к какому – либо виду деятельности;

Исследует статус каждого подростка в коллективе

Выявляет роль подростка в общественной жизни класса (организатор, инициатор, исполнитель)

Определяет уровень личностного роста и интеллектуального развития подростка

Проводит тренинговые занятия с группой класса

Библиотекарь:

Организует постоянно действующие выставки, посвященных наиболее важным событиям жизни государства, общества;

Разрабатывает списки рекомендуемой литературы по проблемам духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания;

Участие в организации воспитательных мероприятий в классе.

Педагог-организатор

Привлекает обучающихся в систему школьного самоуправления.

Привлекает обучающихся к проведению и участию обучающихся в творческих и досуговых мероприятиях.

Социальные партнеры

Следует отметить важнейший элемент в воспитательной работе класса – участие в жизнедеятельности ребят довольно большого и разнообразного количества социальных партнеров, помогающих социализации учащихся, накоплению их жизненного опыта.

п/п

Социальный партнер

Форма работы с детьми

Реализация тематического направления

 

Администрация школы

Помощь в реализации соц.проекта, олимпиады, беседы, мероприятия по ОТ и ПДД, эвакуации

Интеллектуальное, школа Роста

 

Районная библиотека №16

Челябинская областная юношеская библиотека

Встречи с интересными людьми, библиотечные уроки, помощь в реализации соц.проекта

Школа Роста

Гражданско-патриотическое, здоровьесбережение

 

Краеведческий музей

Музей Леса

Музей Памяти воинов-интернационалистов

Школьный музей

Выставка пожарной техники

Интерактивные мероприятия, экскурсии

Гражданско-патриотическое, здоровьесбережение

 

Театры: Новый художественный, театр оперы и балета, ТЮЗ

спектакли

Нравственно-эстетическое

 

Информационный центр по атомной энергии

3-D занятия по истории страны и науке и технике

Нравственно-эстетическое, интеллектуальное

 

Государственный архив

Занятия для школьников о таинствах родного края

Нравственно-эстетическое

 

Дом-интернат №1 для пожилых и инвалидов в п.Каштак

Социальный проект

Школа Роста

 

Организация «74.ру» и благотворительные фонды «Радости в старости» и «Солнечный день» (волонтерство)

Организация и курирование волонтерства

Школа Роста

 

Родители класса

 

Школа Роста

 

Горнолыжный курорт «Солнечная долина»

Урок здоровья

здоровьесбережение

 

Кинотеатры, тур.агенство «Одиссея»

Отдых детей

Нравственно-эстетическое

Родители в воспитательной работе класса

Содержание взаимодействия – забота о развитии и воспитании учащегося, его самочувствии, физическом и психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах развития.

Принципы взаимной деятельности:

обращение к чувству родительской любви и уважение ее;

доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Моя деятельность, как классного руководителя, с родителями учащихся представлена следующими направлениями и формами:

1. Изучение условий семейного воспитания.

Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке, особенности семейного воспитания.

Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся “Моя семья”, педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе.

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой моей деятельности, обсудить возможные пути реализации; познакомить родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

4. Взаимодействие с родительским комитетом.

Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.

5. Совместная деятельность родителей и учащихся.

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

6. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки-извещения.

7. Взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации

План работы родительского комитета

 

Месяц

Цели и задачи

1.

сентябрь

1) выборы новых членов родительских комитета;

2) отчет родительского комитета о проделанной работе за прошедший год;

3) обсуждение проблем, которые необходимо решить в новом учебном году;

4) обход семей, претендующих на льготное питание; оценка жилищных условий семей;

2.

октябрь

1) участие родительского комитета в посещение проблемных семей;

2) отчет перед классным руководителем о проделанной работе;

3) Решение на родительском собрании об участии класса в помощи дому-интернату, материальной помощи детям в реализации проекта.

3.

ноябрь

1) изучение мнения родителей по проблеме низкого уровня знаний, пропусков уроков;

2) вынесение общего решения по данному вопросу;

3) работа с трудными учащимися;

4) организация праздника День Книги (в доме-интернате)

4.

декабрь

1) помощь в подготовке и проведение новогоднего праздника;

5.

январь

Отчет родительского комитета о проделанной работе, корректировка задач и целей на следующее полугодие;

6.

февраль

1) участие в классном часе «Рыцарский турнир»

2) приглашение родителей некоторых учащихся на заседание родительского комитета класса;

7.

март

1) организация и проведение Дня открытых дверей в классе (посещение уроков, внеклассных мероприятий); 2) родительское собрание по итогам Дня открытых дверей;

8.

апрель

1) Рейд - проверка дневников и их оформления;

2) помощь малообеспеченным семьям

9.

май

1) итоговое родительское собрание;

2) вопросы подготовки и проведения праздника для детей «Вот и стали мы на год взрослей»;

3) планирование летней коллективной поездки на отдых

10.

июнь

1) организация поездки;

2) назначение ответственных за запрограммированную поездку, за жизнь и безопасность детей

 

Список литературы:

Байбородова Л.В., Паладьев С.А., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы класса. Псков, 1994

Белобородов Н.В. Воспитательная роль классного коллектива. М., 2007

Воспитание индивидуальности. Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2008

Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание…Воспитание! М., 2000

Классному руководителю о воспитательной системе класса: Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005

Классному руководителю о классном часе. Методическое пособие/Под ред. Е.Н. Степанова .М., 2005

Классные классные дела. Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005

Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1986.

Панфилова А.Я. Содержание и формы работы классного руководителя. М., 2008

Планирование воспитательной работы в классном коллективе. Методическое пособие/Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2008.

Педагогический контроль в процессе воспитания. Методическое пособие/ Под ред. Е.Н. Степанова. М., 2005

Степанов Е.Н. Классный руководитель: современная модель воспитательной деятельности. М., 2007

Селевко Г.К. Руководство по организации самовоспитания школьников. М., 2006

ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «Новое поколение»

Комментарии
Комментариев пока нет.