Программа детского творческого объединения дополнительного образования «Я — дизайнер»

7
0
Материал опубликован 16 October 2023 в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Саскалинская СОШ» Шимановского муниципального округа

Амурской области





Программа

детского творческого объединения

дополнительного образования

«Я - дизайнер»

Тип программы: авторская

Направленность: социально-педагогическая

Возрастной диапазон: 10-14 лет

Число обучающихся: 10-12 человек





Автор: Столярова Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования,

                                                                   учитель высшей категории.


Саскаль, 2023

Информационная карта

Тип программы: авторская

Направленность: социально-педагогическая

Образовательная область: искусство

Продолжительность усвоения: 2 года

Возрастной диапазон: 13 - 14 лет 

Вид детской группы: постоянный

Набор детей в группу: свободный

Число обучающихся: 10-12 человек

Формы организации образовательного процесса:

- групповые

- мелкогрупповые

- индивидуальные

- коллективные

Виды контроля знаний:

- устный

- текущий

- письменный

- рубежный

- комбинированный

- итоговый

- программный

Формы контроля:

- зачетные мероприятия

- выставка

- тесты

- диагностика

- конкурсы

- защита проекта

- самостоятельная работа

- реферат

- игры

Пояснительная записка

Дело не в том, чтобы

научиться рисовать,

а в том, чтобы

научиться мыслить.

Стендаль

Современный уровень развития производства немыслим без художественного проектирования.

Слово «дизайн» в переводе с английского означает «чертеж», «проект», «эскиз», «замысел». В наши дни это слово обозначает особую область искусства конструирования предметного мира по законам красоты. Художественное конструирование - вид художественной деятельности, проектирование промышленных изделий, обладающих эстетическими свойствами. Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, и т. д. Точно так же необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения композиции, декоративно - прикладного искусства, черчения, моделирования.

Его цель - организация целостной эстетической среды жизни человека. Проектирование предметов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива.

Область дизайна - это бытовые приборы, посуда, мебель, станки, транспортные средства, промышленная графика, одежда, визаж, фитодизайн и многое другое. Изобразительно - выразительные средства дизайна являются общими для пластических искусств: точка, линии, фактура, объем, пропорция, масса и пространство.

Актуальность программы

Новые задачи системы образования заставляют по-новому осмыслить и задачи эстетического воспитания, связав его с практической деятельностью людей.
Реальным и продуктивным путем в этом направлении представляется слияние процессов трудового и эстетического воспитания через приобщение учащихся к дизайну, воплощающему в себе единство материальной и духовной культуры, эстетического творчества.

Наиболее важным моментом занятий в кружке «Я - дизайнер» для учащихся является органическая взаимосвязь теории и практики. Одним из элементов занятий является защита и обсуждение разрабатываемых ребятами проектов, что в свою очередь способствует развитию художественно-конструкторского мышления. Проведение анализа художественно-конструкторских разработок способствует самостоятельному суждению, критическому отношению к окружающему миру, развивает речь, а также играет важную роль в общем познавательном процессе. Учащийся, выполнивший проект должен уметь рассказать о тех задачах, которые были поставлены перед ним. Умение кратко и четко выражать свои идеи пригодится им при защите работ в различных учебных заведениях, в повседневном быту и в дальнейшей самостоятельной работе.

В основу работы кружка положен принцип учета индивидуальных особенностей учащихся и их профессиональной направленности. Современный быстро меняющийся мир требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на различные виды деятельности. На любом предприятии, а также и в школе время от времени возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или просто в выпуске рекламной листовки или буклета.

Программа построена в соответствии с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» (приказ №9 от 18.06.2003) и «Положению о примерных требованиях к программам» от 11.12.2006.

Программа предназначена для развития интереса к моделированию, конструированию и эстетике быта у детей старшего школьного возраста (14 -15 лет). Предлагаемая программа построена так, чтобы не только формировать художественную культуру (знания, умения и навыки), но и создавать условия для практического их применения.

Программа рассчитана на 8 учебных месяцев (144 ч. в год) с примерным режимом по 2-3 часа – 2 раза в неделю.

Программа кружковых занятий включает углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по изобразительному искусству, а также изучение некоторых вопросов, выходящих за их рамки.

Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных направлений использования программы, именно этой работой занимаются тоже профессиональные художники и дизайнеры.

Цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся средствами изодеятельности и углубления знаний в области дизайна и прикладных искусств.

Задачи:

развитие воображения и ассоциативного мышления;

формирование представлений о цвете, линии, форме;

развитие навыков самоанализа;

развитие навыков работы с художественными средствами;

расширение эмоционального опыта ребенка;

развитие креативности.

Доминируют основные принципы развивающего обучения:

проблемность;

индивидуализация;

новизна;

успешность;

обязательного приобщения к трем группам искусства: изобразительной, декоративной, конструктивной;

связь с жизнью;

единство формы и содержания.

Основные требования к реализации программы

Главная цель для педагога – психологическое здоровье каждого ребенка и учет индивидуальных особенностей учащихся.

Арсенал игр, упражнений и техник включает в себя индивидуальные, парные и коллективные игры, методики релаксационного характера. Многие техники заимствованы у российских и зарубежных авторов и адаптированы к условиям кружка.

Наличие художественных материалов (кисти, гуашь, тушь, фломастеры, карандаши, кусочки ткани, клей и др.), стенд для демонстрации творческих работ, технические средства (аудиокассеты с записями, магнитофон), коврик для релаксации, материалы для проведения тренингов и игр является необходимым условием для работы кружка.

Краткая характеристика среднего  школьного возраста

В возрасте 10-14 лет происходит формирование общественно-полезной деятельности ученика, осознание им себя в эмоционально-волевой сфере. Подростки стремятся утвердиться в позиции взрослого, почувствовать себя самостоятельными и уверенными в себе. Подросток хочет найти свое место в жизни. Особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста - произвольность, внутренний план действий и рефлексию.

Ведущую роль в развитии школьника 10-14лет играют общение со сверстниками и особенности его собственной деятельности. В этом возрасте главная ценность—это система отношений со сверстниками, взрослыми, устремленность в будущее. Отстаивая свою самостоятельность, школьник формирует и развивает на основе рефлексии и свое самосознание, образ «Я», соотношение реального и идеального «Я». Стремление к взрослости приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Ему хочется выяснить: зачем живет человек, какова будет жизнь в дальнейшем, каким он станет, когда будет взрослым. Формируются зачатки мировоззрения и связанного с ним общего мироощущения. В этот период у старших подростков возрастает способность к абстрактному мышлению, к анализу и обобщению фактов и явлений, т. е. к более совершенному способу познания действительности. Подросток стремится не только больше знать, но и больше уметь. Старшие подростки обладают большой зоркостью и наблюдательностью ко всем явлениям окружающей жизни. Поэтому программа содержит задания и упражнения, которые подразумевают определенный уровень зрелости психических процессов.

Программа предусматривает развитие детей разных уровней:

а/ дети особой психолого– педагогической поддержки и заботы;

б/ дети с нормальным психологическим развитием и хорошими способностями;

в/ одаренные дети.

Важно «расковать» их, высвободить их творческую энергию.

Общие цели индивидуального подхода можно сформулировать следующим образом:

открытие новых перспектив перед каждым ребенком;

развитие в нем жажды открытий;

поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей;

тренировать навыки социального общения.

Организация творческого образовательного процесса

Группа комплектуется с учетом желания детей. Групповые занятия объединены тематически.

В структуру занятия входят:

- тренинг - упражнения;

- просмотр презентаций на компьютере;

- подвижные игры;

- упражнения для релаксации;

- упражнения, соответствующие заявленной теме, включая работу с компьютерной графикой;

- рефлексия.

Используются различные виды деятельности на занятиях кружка:

беседа;

выполнение с натуры набросков;

упражнения по развитию творческого воображения;

тематическое рисование;

ассоциативное рисование;

развивающие игры;

анкетирование;

выставка работ, коллаж;

реферирование;

творческий отчет кружка.

Возможно использование музыкальных фрагментов во время занятий и релаксации, так как психологи утверждают, что классическая музыка, фольклорная, джазовая и рок-н-ролл повышают креативные функции человека и оказывают развивающее действие. Приятные ощущения, связанные с музыкой, стимулируют взаимодействие, позволяют повысить уровень внимания детей и увеличивают устойчивость к стрессам.

Весь курс делится на теоретические и практические работы.

Беседы предшествуют практическим работам, а некоторые из них проводятся в процессе практических работ - все зависит от темы задания и задач курса. Практические работы выполняются на бумаге, картоне карандашом, акварельными и гуашевыми красками, тушью. При необходимости используются чертежные инструменты, клей, ножницы и другие подручные материалы. Отдельные работы выполняются в виде аппликаций, коллажей, проектов.

Время на беседы, практические занятия учитель сам распределяет в зависимости от темы задания, его сложности, уровня подготовки учащихся и т. п. На практические занятия отводится подавляющее количество учебного времени. На занятиях активно учитываются межпредметные связи (знания, умения и навыки, полученные школьниками на уроках труда, изобразительного искусства, черчения).

При выборе методов и упражнений важно учитывать ряд моментов: правильный выбор, инструктирование групп перед выполнением, обстановка и обсуждение результатов. На занятиях кружка используются следующие методы активного обучения:

- метод экспрессии в творческой ситуации.

Приемы метода: рисование, моделирование с бумагой, тканью, музыка, писание картин, то есть средства искусства, привлекающие сами по себе дополнительно эстетическую деятельность.

- метод символического самовыражения.

Метод призван донести до ребенка идею о том, что человеку нужно во всем искать свое и уметь выделить это свое из окружающего мира, понять цену этому своему. Рисование является одним из конкретных способов реализации этого метода.

- метод обмена опытом.

Метод служит средством повышения уверенности учащихся в себе.

- метод группового решения проблем и групповой рефлексии.

Метод позволяет учащимся обсудить поставленную задачу в группах, найти новый способ рассмотрения будущего события.

- игровые методы.

Метод служит развитию творческого воображения и мышления учащихся.

- метод симультанного восприятия.

Это доступный способ формирования целостного восприятия объекта, творческого мышления, воображения и фантазии.

- метод сукцессивного восприятия.

Этот вид деятельности развивает мелкую моторику пальцев рук. Достраивая изображения части объекта на листе, ребенок использует свой накопленный жизненный опыт, развивая при этом наблюдение, воображение и фантазию.

Передовые педагогические технологии

В основу программы положены принципы гуманизации образования, использование демократического стиля общения.

Личностно - ориентированный подход ставит в центр обучения личность школьника, учет его способностей, возможностей и склонностей.

Проектно - исследовательский метод развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и сотрудничество между участниками.

Интерактивная форма обучения (тренинги) направлена на инициирование интереса у подростков друг к другу, формирование позитивной оценки у каждого из них.

Программа предусматривает знакомство с творчеством выдающихся дизайнеров, практические занятия и защиту проектов по окончании прохождения темы. Чем больше поле разрешенной свободной деятельности, тем интенсивнее развиваются самостоятельность, инициатива и творчество. Каждому кружковцу, а так же и родителю, нужна ситуация успеха, так как деятельность, приносящая успех и удовлетворение, становится фактором его развития.

Используются различные техники выполнения работ:

- мозаичный способ

- вырезание (вырывание) руками

- шаблоны и трафареты

- батик

- граттаж

- витраж

- акварель

- гуашь

- тушь

- карандаш

- процарапывание по воску

- гравюра наклейками и др.

На занятия кружка и творческие отчеты приглашаются родители учащихся, жители села—умельцы. Результаты диагностического отслеживания и тестирования, анкетирования доводятся до сведения родителей. Педагогу необходимо заручиться родительской поддержкой, заинтересовать их в результативности образовательного процесса. Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Коллективная работа требует особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко ранить родителей. В работе с родителями лучше не сравнивать детей друг с другом, а находить в каждом ребенке что-то положительное и чаще хвалить его. Это позволит создать для детей условия самораскрытия, то есть добиться успехов.

Текущий контроль за знаниями и умениями школьников предполагается осуществлять в следующих формах:

викторина

подготовка практического задания

зачетные мероприятия

выставка

тесты

диагностика

конкурсы

защита проекта

самостоятельная работа

реферат

игра

обсуждение проблем

участие в тренингах



Учебно - тематический план (1 год обучения)

Цель: формирование первоначальных представлений о содержании и роле дизайна, прикладных искусств.

Задачи:

- повышение грамотности учащихся, способствующей формированию у них критического мышления, творческого воображения, пространственного представления;

- формирование художественного вкуса;

- формирование представления о дизайне как специфической художественно - творческой конструкторской деятельности человека;

- знакомство с историей возникновения дизайна за рубежом и в России;

- знакомство с основными методами художественного проектирования.


Месяц

Тематика

Количество

часов

Вид

занятий

Теория

Практика

октябрь

Вводное занятие. Человек - творец природы.


18

Дигностика, анкетирова-

ние, беседы.

2


4


12

ноябрь


Сам себе дизайнер.


18


Тренинги, дискуссии.

Проект.



6


12

декабрь

И для школы, и для дома.


18

Проект.

Коллаж.


6


12

январь

Школьная пресса.


18

Тематическое рисование.


6


12

февраль

Ах, реклама!?.


18

Проект.

Коллаж.

Ассоциативное рисование.


6


12

март

Праздники


18

Развивающие игры. Проект.


6


12

апрель

Детская площадка

18

Беседа.

Проект. Развивающие игры.

6

12

май

Подводим итоги.

18

Творческий отчет.

Выставка.

Экскурсии.

6

12

итого


144

48

96


Содержание программы

1 год обучения

Тема 1: «Вводное занятие. Человек - творец природы».

Цели и задачи работы в кружке. Организационные вопросы. Правила поведения на занятиях. ТБ на занятиях. Как стать творцом? Что такое творчество? Понятие о креативности. Творческая интуиция. Игра цвета. Взаимосвязь цвета, формы и назначения предмета.

Практическая работа: диагностика, анкетирование, развивающие и учебные игры, упражнения по развитию творческого воображения, тренинг.

Тема 2: «Сам себе дизайнер».

Истоки дизайна. Профессия дизайнер. Творческая деятельность дизайнера. Область дизайна. Изобразительно - выразительные средства дизайна. Линия, штрих, тон - основные средства выразительности в рисунке.

Практическая работа: зарисовки композиционных решений для логотипов, визиток, конвертов, поздравительных открыток. Знакомство со словарем терминов по программе. Упражнения по развитию творческого воображения.

Тема 3: «И для школы, и для дома».

История шрифта. Типографические знаки и шрифты как средства художественной выразительности. Орнаментика шрифта и его «читаемость». Традиции в написании шрифта у разных народов. Латинский шрифт. Абрис. Баннеры, буклеты, альбомы, предметные тетради, календари, закладки для книг.

Практическая работа: упражнения в написании латинских букв, разработка эскизов букв. Создание проекта: «Оригинальная полиграфия». Тематическое рисование, тренинг.

Тема 4: «Школьная пресса».

Композиция в дизайне. Основные средства композиции. Виды композиции. Иллюстрация - вид книжной графики. Художественно - образные иллюстрации. Виды иллюстраций. Буквица. Шрифтовая композиция. Коллаж. Применение объемных элементов в композиции с помощью бумаги.

Практическая работа: упражнения в написании букв разных шрифтов, разработка эскизов букв, заголовков статей. Создание шрифтовой композиции. Создание проекта школьной газеты « Новости из первых уст», «Формула успеха». Тренинг.

Тема 5: «Ах, реклама!?.»

Плакат - вид графики. Афиша. Различия между плакатом и афишей. Роль текста в плакате, его взаимосвязь с рисунком. Композиционное расположение текста в афише. Рисованные шрифты. Художественный язык плаката. Виды и формы плаката. Символика цвета в плакате. Киноплакат. Объявления.

Практическая работа: Плакат на тему: «Пожарам - заслон», «Мир без насилия». Проект «Добро пожаловать!» с использованием заданий, связанных с композиционным размещением элементов художественного оформления газеты. Заготовить шрифт для собственного плаката. Работа в технике аппликации самостоятельно. Тематическое рисование. Тренинг.

Тема 6: « Праздники».

Знакомство с понятиями «узор», «орнамент», терминами «симметрия», «монотипия», «литография», «автолитография». Последовательность создания игрушки художником. Религиозные праздники. Народные и современные игрушки. Сувениры, открытки, украшения.

Практическая работа: копирование узоров и орнаментов и создание на этой основе индивидуальных и коллективных эскизов, выполнение упражнений на гармоничное сочетание цветов, подбор цветов по колориту. Работа с камнем, нанесение рисунка (узора). Тренинг.

Подобрать иллюстративный материал по теме. Создание проекта «Пасхальные фантазии». Моделирование посуды, игрушек из бумаги. Создание панно (коллажа) на тему народного праздника.

Тема 7: «Детская площадка».

Монументально - декоративное искусство. Особенности проектирования среды (игровых площадок, учебных комнат, выставок, рекреаций, спортзала и т. д.). Декоративные приемы (цвет, геометрические формы, зрительные иллюзии). План участка (исходный план, план желаемого, детальный план). Гармония жилья и природы. Цветочный дизайн.

Практическая работа: реферат по теме: «Баухауз» - высшая школа художественного конструирования. Изучение художественных произведений искусства. Составление орнаментов по теме. Защита проектов: «Место для отдыха», «Спортивная площадка», «Живой уголок», «Зеленый мир». Тренинг.

Тема 8: « Подводим итоги».

Творческий отчет кружка. Выставка рисунков. Заочное путешествие по галереям. Посещение выставок. Встреча с художниками. Тренинг.


Прогнозируемые результаты.

1 год обучения.

По окончании 1 года обучения учащиеся владеют первоначальными представлениями о содержании и роле дизайна, прикладных искусств, повышается грамотность учащихся, способствующая формированию у них критического мышления, творческого воображения, пространственного представления, формируется художественный вкус, представления о дизайне как специфической художественно - творческой конструкторской деятельности человека. Ребята знакомы с историей возникновения дизайна за рубежом и в России, с основными методами художественного проектирования и терминологией по темам. Умело используют различные графические техники, средства художественной выразительности, связываю графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения. Владеют навыками поисковой деятельности. Успешно выполняют проектные задания, творчески включаясь в индивидуальную и коллективную работу. Участвуют в обсуждении работ, умело отстаивают свою точку зрения в тренингах. Работая по заданной теме, применяют эскизы и зарисовки. Деятельность ребят обретает функциональную направленность: образцы газет, открыток, календарей, обложек тетрадей, и т. д. могут быть полезны в работе с малышами. Учащиеся активно участвуют в оформлении школьных праздников, изготовлении сувениров к праздникам.

Учебно - тематический план (2 год обучения)t1697421190ab.gif

Цель: повышение интереса учащихся к труду художника - профессионала и углубление знаний в области декоративно - прикладного искусства.

Задачи:

- развитие умений и навыков в художественном конструировании;

- формирование творческой активности;

- развитие навыков проектирования;

- расширение эмоционального опыта детей;

- развитие навыков самоанализа;

Месяц

Тематика

Количество

часов

Вид

занятий

Теория

Практика

октябрь

Вводное занятие.

Модерн и XXI век.



18

Беседа.

Тематическое рисование.

2



6




10

ноябрь


Мой дом—моя крепость.


18


Тренинги, дискуссии.

Проект.



6


12

декабрь

Интерьер.


18

Проект.

Коллаж.


6


12

январь

Бижутерия.

Аксессуары.


18

Тематическое рисование.


6


12

февраль

Одежда. Неомода.


18

Рисование с натуры.

Ассоциативное рисование.


6


12

март

Изобретаем велосипед.


18

Развивающие игры.

Проект.

Коллаж.


6


12

апрель

Моя будущая профессия.

18

Беседа.

Проект.

Анкетирование.

6

12

Май





итого

Подводим итоги.

18





144

Творческий отчет. Диагностика.

Выставка.

Экскурсии.

6





48

12





96

Содержание программы

2 год обучения

Тема 1: «Вводное занятие. «Модерн» и XXI век».

Изобразительное и декоративное искусство «модерна». Заочное путешествие по музеям искусства. Немного о символах. Оформление по правилам Фен - шуй. Знакомство с терминами «ар нуво», «бонкэй», «бонсай», «икебана», «десюдепорт».

Практическая работа:

реферат по теме: «Искусство бонсай», «Представители «модерна»; просмотр и анализ презентаций по темам. Оформление письменного стола по правилам Фен - шуй. Составление икебаны. Тренинг.

Тема 2: «Мой дом—моя крепость».

Эмоциональная сфера, создаваемая цветом, гаммой красок и рисунков обоев. Ремонт в доме. Декор обоев. Эскизы обоев. Занавески, гардины. Эскизы штор (занавесок).

Практическая работа: выполнение различных фактур с использованием сетки, щетки, губки, кисти, с помощью трафарета и штампа. Рисование необычными кистями: из шерсти животных, перьев, коры деревьев, ватного шарика, сухих трав, т. д. Создание проекта «Новые идеи для окон и стен». Тренинг.

Тема 3: «Интерьер».

Анималистический жанр и жанр пейзажа. Уют и практичность. Натюрморт как часть картины. Индивидуальные акценты в интерьере. Элементы декора. Знакомство с термином «витраж». Витраж - произведение декоративного искусства. Использование витража в быту. Декоративные псевдовитражи. Ширма - предмет интерьера.

Использование ширмы в быту. Картины из ткани.

Практическая работа: знакомство с основными принципами, которыми руководствуются дизайнеры. Свободное фантазирование на тему. Планировка помещения. Проект «Перспектива детской комнаты». Рефераты по теме: «Мебель в XX веке», «Русская мебель». Тренинг.

Тема 4: «Бижутерия. Аксессуары».

Единство форм и цвета. Цвет, орнамент, характер изображений в декоре. Роль природных аналогов в развитии воображения. Знакомство с терминами «акант», «аграф», «колье».

Практическая работа: свободное фантазирование на тему узора, украшения заданной формы (воротник, сумка, закладка для книг и т. д.) узором. Проектная работа по оформлению женской сумочки. Отделка росписью складного веера из бумаги. Рефераты по теме: «Джанни Версаче - итальянский модельер - дизайнер», «Коллекция космического века Пьера Кардена». Тренинг.

Тема 5: «Одежда. Неомода».

Дома высокой моды: вчера, сегодня, завтра. Модно - значит стильно. Классика, романтический стиль, авангард. Мода и здоровье. Мода и спорт. Выбираем цвет.

Практическая работа: импровизация по мотивам праздничной одежды, деловой одежды, спортивной одежды. Проект праздничного костюма с орнаментами (головные уборы, вышитые рубахи, сарафаны и т.д.). Подобрать иллюстративный материал по теме. Познакомиться с литературой по данной теме, рефераты по темам: «Старинные балы и модные дискотеки», «Что всегда в моде?», «Известные модельеры - дизайнеры». Разработка новых моделей одежды для разного возраста. Проект «Одежда моей мечты». Тренинг.

Тема 6: «Изобретаем велосипед».

Вторая жизнь старых вещей. Промышленная графика. Техническая эстетика. Оригинальные советы и идеи на тему: «Отходы в доходы». Использование пластика, целлофана, ткани, стекла в качестве интерьера.

Практическая работа: использование стекла, пластика, целлофана и других подручных материалов в декоративных поделках, подбор цветовой гаммы, выполнение аппликаций для детской одежды, вырезание шрифтов из упаковочного пенопласта, пластика для оформительских работ. Дизайн циферблата для старых часов. Проект «Декоративное панно для украшения жилища». Тренинг.

Тема 7: «Моя будущая профессия».

Художник - выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Профессии-художника - дизайнера, оформителя, декоратора. Личность художника, целостность его представлений о красоте. Роль интуиции в создании образов.

Практическая работа: анкетирование, тестирование, коллективный коллаж «Я в будущем» или «Профессия сегодняшнего дня». Представление школьников о красоте современного человека (реферат). Тренинг.

Тема 8: «Подводим итоги».

Игра в «знатоков» и «ценителей» искусства. Выставка и обсуждение лучших работ. Развивающие игры. Творческий отчет кружка. Встреча с художниками. Тренинг.


Прогнозируемые результаты

2 год обучения

По окончании 2 года обучения у ребят повышается интерес к труду художника - профессионала и углубляются знания в области декоративно - прикладного искусства. Продолжается развитие умений и навыков в художественном конструировании, формируется творческая активность, закрепляются навыки проектирования, расширяется эмоциональный опыт детей и навыки самоанализа. В процессе собственной практической деятельности учащиеся обращают внимание на содержательный смысл художественно- образного языка декоративных искусств, умеют связывать его с различными явлениями в жизни общества. Ребята умело выражают свое личное понимание значения красоты декоративно - прикладного искусства в жизни людей. Проявление наблюдательности, эрудиции и фантазии способствует успешной разработке проектов оформления интерьеров, одежды, украшений и т. д. В индивидуально - коллективной работе учащиеся создают собственные проекты - импровизации, точно отражая в рисунке единство формы и декора (на доступном уровне). Владеют навыками работы с художественными средствами, создавая тематические эскизы, выразительно используют их в проектах. Имеют представление о творчестве дизайнеров, знают имена известных отечественных и зарубежных дизайнеров, их произведения.

Реальной становится профессиональная ориентация школьников.

Основные умения и навыки

Обучение считается успешным, если дети:

имеют представление о жанрах в живописи;

знают основные и составные цвета и их оттенки;

владеют изобразительной терминологией;

имеют опыт эмоционально-чувственного восприятия цвета, линии, формы;

умеют свободно выражать свое «Я» с помощью цвета, линии, формы;

способны нестандартно мыслить;

имеют опыт взаимодействия друг с другом и с учителем;

свободны и раскованы в личностном плане;

разрабатывают и защищают собственные проекты;

задают вопросы относительно деталей или всего рисунка в целом, в том числе аналитические вопросы и вопросы - гипотезы;

самостоятельно изучают программную и дополнительную литературу.

Литература для учащихся

1. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Изд-во «Титул», ч.1, 1996.

2. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Изд-во «Титул», ч.2, 1996.

3. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Изд-во «Титул», ч.3, 1996.

4. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов, ч.4,1996.

Литература для учителя

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Союз. Санкт - Петербург. 1997.

2. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Сфера. Москва. 2002.

3. Коноплева Н.П. Вторая жизнь вещей. М., Просвещение, 1993.

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта. Изд - во «АРКТИ», 2005.

5. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1995.

6. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Изд-во «Титул», ч.1, 1996.

7. Сокольникова Н.М. Основы живописи. Изд-во «Титул», ч.2, 1996.

8. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Изд-во «Титул», ч.3, 1996.

9. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов, ч.4,1996.

10. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М., 1998.

11. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1998.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации