Программа дополнительного образования логопедического кружка «Разноцветный мир»
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Логопедического кружка «Разноцветный мир»
НАПРАВЛЕННОСТЬ: ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ
Уровень: базовый
Возраст обучающихся: 2-4 лет
Срок реализации: 1 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Раздел 1. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы…………..……………………….….……………………………………………. 3
1.1.Направленность……..……………………………………..…….….………….…………3
1.1. Уровень освоения Программы …....…………………………….……………………… 3
1.2.Актуальность и педагогическая целесообразность Программы .…………………...…3
1.3. Отличительные особенности Программы ….……………………………….….…….. 3
Раздел 2. Цель и задачи Программы ……..….……………..……………………………..…3
2.1. Цель Программы ……………………………………..……………...………………….. 3
2.2. Задачи Программы ……………………………………..……………….…………….…3
2.3. Описание умений …………….…………….…………….…….……………………….. 4
Раздел 3. Категория учащихся ……………….…………………..…………………..……... 4
Раздел 4. Срок реализации Программы, общее количество часов …………………….… 4
Раздел5………………………………………………………………………………………...4
Формы организации деятельности и режим занятий .…………………………………….. 4
Раздел 6. Планируемые результаты освоения Программы ..……………………………… 5
Раздел 7. Содержание Программы ……………….……………………………..………….. 5
7.1. Учебный (тематический) план ………….………………………………....………….. 6
7.2.Содержание учебного (тематического) плана ..……………..………………………… 6
Раздел 8. Формы и виды контроля и оценочные материалы ………………………….…. 9
Раздел 9.Организационно-педагогические условия реализации Программы………..… 10
1. Характеристика дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Направленность Программы «Разноцветный мир» разработана в соответствии с Федеральным законом РФ «Об образовании», ФГОС (приказ Министерства образования и науки РФ от 01.01.14 г. января, действующим СанПиН 2.4.1.3049-13 для дошкольных образовательных учреждений «Санитарно –эпидемиологические правила и нормативы к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», Письмом Минобразования России от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей»
1.2. Уровень освоения Программы: базовый
1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность Программы:
Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
1.4. Отличительные особенности Программы:
Данная программа направлена на развитие у воспитанников ДОО речевых функций. Программа разработана на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Основополагающие принципы программы:
• Принцип полноты и целостности музыкального образования детей;
• Принцип деятельностного подхода;
• Принцип культуросообразности;
• Принцип последовательности;
• Принцип системности;
• Принцип интеграции;
• Принцип развивающего обучения
• Принцип гуманизации;
• Принцип сотрудничества;
• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи
2. Цель и задачи Программы
2.1. Цель программы – предназначена для воспитания и обучения иноязычных детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием и общим недоразвитием речи.
Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
2.2. Задачи Программы:
Формирование полноценных произносительных навыков;
Создать условия для развития творческой активности детей.
Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором;
Обогащать, активизировать речь детей.
Обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.
Воспитательные:
Формирование элементарных навыков письма и чтения специальными методами на основе исправленного звукопроизношения и полноценного фонематического восприятия;
Воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений, в самостоятельной связной речи;
Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, любовь к художественным произведениям, доброжелательные отношения друг к другу.
Развивающие:
Развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память);
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности;
Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
Развить воображение, фантазию;
Развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза.
2.3 Возрастные особенности детей позволяют занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей, научить их передавать различные эмоциональные состояния. занятиях дети должны научиться адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников.
3. Категория учащихся
Адаптированная Программа «Разноцветный мир» предназначена для детей с речевыми нарушениями.
4. Срок реализации Программы, общее количество часов
Срок реализации Программы – 1 год (72 часа)
5. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий
5.1. Формы организации образовательной деятельности: Занятия проводятся в разновозрастных группах, численный состав не более 15 человек.
5.2. Режим занятий: Занятия проводятся два раза в неделю, не менее 8 занятий в месяц. Количество часов в год-72 часа
6. Планируемые результаты освоения Программы
Дети должны овладеть навыками в области развития речи: расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления представлений об окружающем, развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения. Автоматизировать в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова, в соответствии с программой логопедических занятий. Коррекционно-развивающая работа осуществляется в различных направлениях в зависимости от задач, поставленных логопедом.
Воспитание мотивации к занятиям по развитию речи имеет особое корригирующее значение. Наряду со специальной логопедической работой интерес к языковым явлениям, к соответствующему речевому материалу, к различным формам занятий содействует успешному развитию ребенка, преодолению недостатков речи, закреплению достигнутых результатов.
Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты» и т. д.).
Используются следующие формы: Художественное слово, пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, речевые игры, подвижные игры.
6.1. Результаты обучения
По окончании первого года обучения, учащиеся будут:
Специально разработанные занятия в кружке у дошкольников приводят к крупным сдвигам в речевом и общем умственном их развитии. У детей формируется следующие результаты:
1. Повышается культура речи, развивается связанная речь, расширяется речевое общение, что способствует развитию личности ребенка, раскрытию его творческого потенциала;.
2. Повышаются точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном словесном творчестве. Вместе с тем уточнение средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления.
3. Дети успешно обучаются и усваивают программу школьного обучения родному языку, как в отношении лингвистических знаний, так и в отношении развития речи - устной и письменной. Требования к подготовке дошкольников: в результате изучения данного курса дошкольники смогут:
- проводить анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию предметов;
- ориентироваться в пространстве;
- правильно пользоваться письменными принадлежностями;
- знать новые слова, обогатить, закрепить, уточнить свой словарь;
- уметь составлять рассказ, отбирая наиболее важные факты;
- подбирать слова для описания предмета с целью выделения определенных качеств;
Работа позволит занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности время, раскрепостить детей, снять «установку» на образовательную деятельность, способствовать развитию фантазии, воображения, памяти детей, научить их передавать различные эмоциональные состояния.
Будет наблюдаться повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей, а также уровня сформированности базовых психических процессов; овладение разнообразными речевыми умениями, средствами языковой выразительности. Повышение уровня сформированности умений и навыков звукового и слогового анализа слова. Повышение уровня развития артикуляционной, общей и мелкой моторики рук.
Должны уметь: слушать и понимать речь; различать и дифференцировать на слух фонемы (звуки); выполнять несложные пальчиковые игры и упражнения, упражнения на развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики; пользоваться в свободной речи словами обобщениями по пройденным темам; составлять простые предложения, отвечать на вопросы, согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек, ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д., выполнять движения пальчиковых игр как левой, так и правой рукой и обеими вместе., у детей развивается гибкость и подвижность пальцев и кистей рук.
6.2. Результаты воспитывающей деятельности
Главный ожидаемый результат у детей: овладение детьми речевыми навыками, научатся управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.
7. Содержание Программы
Основная форма образовательной работы с детьми: групповые логопедические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование речевых навыков каждого ребенка.
Занятия представляют коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, подготовку к овладению элементарными навыками письма и чтения. Логопедическими приемами исправляется произношение звуков или уточняется их артикуляция. Специальное время отводится на развитие полноценного фонематического восприятия, слуховой памяти, анализа и синтеза звукового состава речи.
Основным направлением является – выработка дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата. Важно, чтобы артикуляционные установки для ребенка были вполне осознанными. Поэтому необходимо не только показывать, но и описывать каждый артикуляционный уклад при воспроизведении звуков, привлекая слуховой, зрительный, кинестетический анализаторы; закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков, это, как правило, гласные звуки и наиболее доступные согласные.
Работа по развитию фонетической стороны речи проводится одновременно с работой по различению фонем родного языка. От умения ребенка воспринимать и правильно произносить имеющиеся в его речи звуки во многом зависит точное воспроизведение звуко-слоговой структуры слов. Направленность внимания на звуковую сторону языка, на отработку фонем из разных противопоставленных групп позволяет активизировать фонематическое восприятие.
Заканчивается обучение детей в мае. К этому времени дети овладевают навыками правильного произношения и различения фонем родного языка, а также лексическими навыками. В самостоятельной речи они должны достаточно свободно пользоваться лексико-грамматическими конструкциями, структурами простых и сложных предложений. Развитие умения выделить звуки из разных позиций в слове, в свою очередь, помогает восполнить пробелы фонематического развития.
7.1. Учебный (тематический) план
Учебный (тематический) план. 1-й год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | всего | теория | практика | Формы аттестации (контроля) |
1 | Развитие артикуляционного аппарата | 15 | 3 | 12 | беседа |
2 | Развитие мелкой моторики | 19 | 6 | 13 | беседа |
3 | Развитие словаря | 9 | 2 | 7 | беседа |
4 | Развитие связной речи | 29 | 5 | 24 | беседа |
7.2. Содержание учебного (тематического) плана
Разделы | Месяц | Темы | Количество |
1.Осень Цель: Познакомить детей с органами артикуляции. Выявить подвижность языка, речевой мускулатуры, развития речевого дыхания 2.«Осень в гости к нам пришла» Цель: познакомиться с детьми природными изменениями 3. «Осенний урожай» Цель: Изучить особенности труда осенью 4. «Осенний листопад» Цель: Познакомить детей с понятием «листопад» | Сентябрь | 1.Вводное занятие Тема: «Осень» Познакомить детей с природными изменениями. 2.Знакомство с детьми. Что такое язычок? Основные правила поведение на занятиях. Познакомить детей с органами артикуляции, начать развивать артикуляцию, используя артикуляционную гимнастику. Развивать речевое дыхание в ходе игровых упражнений | 1 2 1 1 1 1 1 |
1. «Фрукты» Цель: Развивать чувство ритма, внимание, память. Учить ритмично выполнять различные виды ходьбы, воспитывать трудолюбие. Развивать пластичность, музыкальность, координацию движений 2. «Овощи» Цель: Развивать чувство ритма, внимание, память. | Октябрь | Фрукты. Артикуляционная гимнастика (упр. «Птенчики», «Окошко», «Змейка», «Вкусное варенье») Овощи. Учить детей образовывать множественное число имен существительных, использовать уменьшительные суффиксы. Ягоды, Грибы. Ознакомление детей с грибами, ягодами (как выглядят, каковы их свойства и чем отличаются) Осень. Развивать связную речь; развивать умения классифицировать предметы по отдельным признакам; Домашние животные. Артикуляционная гимнастика (упр. «Птенчики», «Змейка», «Лошадка»). Пальчиковая гимнастика («Кошка ниточки мотала», «Лошадки»). | 1 1 3 2 1 |
1.«Домашние животные» Цель: Уточнить и расширить представления детей о домашних животных и их детёнышах 2. «Домашние птицы» Цель: Закреплять знания о домашних птицах (внешний вид, способ передвижения, среда обитания, названия детенышей) 3. «Дикие животные» Цель: Формировать умение детей знать и различать диких животных и их детенышей, правильно соотносить их названия; уточнить представление детей о внешнем виде диких животных, их жизнедеятельности в зимнее время года 4. «Зима» Цель: Продолжать обобщать и систематизировать знания детей о зиме, как о времени года; упражнять в подборе прилагательных и глаголов к определенному слову. | Ноябрь | 1. Артикуляционная гимнастика (Упр. «Слоник», «Трубочка»). Развитие фонематического слуха (Игра «Солнце или дождик?»). 2. Развитие речевого дыхания («Дует ветерок»). Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие ЛГК (согласование существит. единств. ч. с предлогом У, упр. «у кого кто (что)? 3. Развитие силы и высоты голоса (Упр. «Дует ветер»). Формирование лексико-грамматического строя речи (Упр. «Повтори» (слова со звуком В). Беседа-рассуждение («Мишка боится…»). 4. Артикуляционная гимнастика (Упр. «Сосулька», «Санки-ледянки»). Пальчиковая гимнастика (Игра «Мы во двор пошли гулять» Н. Нищевой). | 2 1 1 1 1 1 1 |
1.«Дом» Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «Дом». Рассказать, что дома бывают разные. Воспитывать любовь к родному дому. Обогащать словарь детей. Работа над анонимами. 2. «Игрушки» Цель: Закреплять умения описывать игрушку. Формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия («Угадай-ка») 3. «Семья» Цель: Расширять кругозор детей. Воспитывать доброе, доброжелательное отношение к окружающим, вызвать хорошее настроение эмоционально положительный фон. 4. Новый год на пороге» Цель: Активизировать словарь (елочные, бумажные, стеклянные). Воспитывать интерес к праздникам, традициям, к умению радоваться | Декабрь | 1. Артикуляционная гимнастика (Упр. «Моем окна», «Красим крыльцо», «Красим потолок»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Строим дом») 2. Упражнение на развитие фонематического слуха («Угадай, что делают»). Упражнения на развитие речевого дыхания («Часики», «Футбол») 3. Артикуляционная гимнастика (Упр. «Блинчик», Бублик», «Вкусное варенье»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Этот пальчик», считалка «Мяч»). 4. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков (упр. «Бусы на елку», «Обведи гирлянды по точкам») | 1 1 1 3 1 1 |
1.«Деревья ель, сосна» Цель: Познакомить с обобщающим понятием «Деревья»; Закрепить понятия «высокий – низкий»; Научить выделять части деревьев, называть их. 2. «Посуда» Цель: Развивать плавное речевое дыхание; развитие игровой деятельности детей. Воспитывать навыки культуры общения (приветствие, прощание, гостеприимство, доброжелательность, умение действовать совместно). 3. «Одежда, обувь» Цель: Закрепление обобщающего понятия «одежда», учить дифференцировать виды одежды по временам года, называя одежду, развитие диалогической речи, развивать умение внимательно слушать педагога. | Январь | 1. Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика (упр. «1, 2 ,3 ,4 ,5 мы ворон пошли считать»). 2. Артикуляционная гимнастика (Упр. «Чашечка», «Пирожок»). Пальчиковая гимнастика («Посуда» Н. Нищевой). Упражнения на развитие фонематического слуха. 3. Артикуляционная гимнастика (Упр. «Пулемёт», «Накажем непослушный язычок», «Швейная машинка»). | 1 1 1 3 1 |
1. «Мебель» Цель: Развитие логического мышления, зрительного внимания, речевого слуха. Закрепление умения выполнять инструкцию взрослого. Развитие мелкой моторики 2. «Мои любимые книжки» Цель: Закрепить и расширить знания детей о названии и содержании знакомых литературных произведений 3. «Наши защитники Цель: Формирование элементарных представлений об армии; о празднике 23 февраля; обучение ответам по содержанию рассказа. Познакомить детей с военными профессиями (моряк, танкист, летчик). 4. «Весна» Цель: Закрепить знания детей о времени года «весна»; закрепить умение выделять признаки весны. | Февраль | 1. Совершенствование диалогической речи (чтение сказка «Про кроватку». Н.В. Нищева). Пальчиковая гимнастика («Стул», «Стол», «Кроватка»). 2. Артикуляционная гимнастика (упр. «Чистим зубки», «Подметем двор»). Пальчиковая гимнастика («Мыло бывает разным», «Пузыри») 3. Подвижная игра «Помощники». Пальчиковая гимнастика (упр. «На границе». Темпо-ритмическая организация речи 4. Пальчиковая гимнастика («Алые цветки»). Упражнения на развитие фонематического слуха (Игра «Звуки окружающего мира», повторить слова со звуком Н. Упр. «Ответь правильно. | 1 1 2 1 3 |
1. «Мамин праздник» Цель: Продолжать знакомить детей с понятием «семья», знать, что делает дома мама; учить составлять описательные рассказы, побуждать детей к составлению полных предложений. 2. «Птицы» Цель: Дать представление о местах обитания диких птиц; Дифференцировать диких и домашних. Развивать общую и мелкую моторику 3. «Человек» Цель: Закрепить понятия «один-много». Формировать умение сравнивать человека и кошку. Воспитывать навыки культурного поведения. 4. «Транспорт наземный» Цель: познакомить детей с различными видами транспорта, учить конструировать машину, развивать пространственное восприятие. | Март | 1. Артикуляционная гимнастика («Окошко», «Почистим зубки», «Вкусное варенье», «Лошадка»). 2. Артикуляционная гимнастика. Развитие фонематического слуха (упр. «Кто поет?», «Где поет?»). Развитие речевого дыхания (упр. «Подуй на перышко»). 3. Артикуляционная гимнастика (упр. «Толстячки – Худышки», «Надуем пузырь»). Пальчиковая гимнастика (Упр. «Пальчик, пальчик, где ты был?»). 4. Артикуляционная гимнастика («Самолёт летит», «Пароход гудит», «Лодочка»). Выполнять движения в соответствием с текстом (потешки «На лошадке ухали…» | 1 1 1 2 2 1 |
1. «Транспорт водный» Цель: Развитие навыков словообразования; развитие и пополнение словарного запаса; развивать воображение, зрительное восприятие и логическое мышление детей 2. «Город, в котором я живу» Цель: Учить детей отвечать на поставленные вопросы; обогащать и активизировать словарь детей за счёт прилагательных и глаголов 3. «Космос» Цель: Развитие связной речи (составление речевого высказывания с предлогом В, НА). 4. «Хлеб всему голова» Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи. Усвоение категории предложного падежа с предлогом на | Апрель | 1. Артикуляционная гимнастика («Самолёт летит», «Пароход гудит», «Лодочка плывет»). 2. Развитие речевого дыхания (упр. «Дует ветерок»). Развитие связной речи (закрепление понятия «Мой адрес 3. Артикуляционная гимнастика. Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие фонематического слуха (упр. «Повтори за мной»). 4. Артикуляционная гимнастика. Выполнять движения в соответствием с текстом (потешки «На лошадке ухали…» И. Токмаковой). | 4 2 2 2 |
1.«День победы». Цель: Развитие связной речи (составление речевого высказывания с предлогом НА, глаголом 1-го лица единственного числа). 2. «Цветы» Цель: Развитие ЛГК (учить согласовывать прилагательные (основные цвета) с им. сущ-ми в числе и падеже). 3. «Лето» Цель: Развивать общую и мелкую моторику. Воспитывать любознательность, умение слушать друг друга, интерес к изобразительной деятельности. | Май | 1. Артикуляционная гимнастика (упр. Из цикла «Прогулка Язычка»). Уточнение и расширение словаря по теме. Развитие фонематического слуха (упр. «Где звенит колокольчик», «Повтори за мной»). 2. Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания (упр. «Одуванчики»). Развитие мелкой моторики (упр. «Вырос высокий цветок на поляне…»). 3. Артикуляционная гимнастика. Развитие речевого дыхания (упр. «Одуванчики»). Развитие мелкой моторики (упр. «Вырос высокий цветок на поляне…»). | 2 2 4 |
8. Формы и виды контроля и оценочные материалы
Беседа, тестовые задания и итоговая диагностика
8.1. Виды контроля:
предварительный контроль – беседа
текущий контроль – тестовые задания
итоговый контроль – диагностика
8.2. Формы и содержание итоговой аттестации:
- беседа
- тестовые задания
- итоговая диагностика
8.3. Требование к оценке творческой работы
- правильное звукопроизношение и артикуляция звуков речи;
- уровень активного словаря;
- понимание речи (пассивный словарный запас);
- уровень развития связной речи.
8.4. Критерии оценки достижения планируемых результатов
Уровни освоения Программы | Результат |
Высокий уровень освоения Программы | Учащиеся демонстрируют высокий уровень развития речевых навыков |
Средний уровень освоения Программы | Учащиеся демонстрируют достаточную уровень развития речевых навыков |
Низкий уровень освоения Программы | Учащиеся демонстрируют низкий уровень развития речевых навыков |
9. Организационно-педагогические условия реализации Программы
9.1. Материально-технические условия реализации Программы
-дидактические игры;
-интерактивные игры и презентации;
- игрушки;
- предметные и сюжетные картинки;
- наглядный и раздаточный материал;
- бумага, карандаши;
- игры на развитие дыхания;
- художественная и методическая литература.
9.2. Кадровое обеспечение Программы
Программу реализует педагог дополнительного образования.
9.3. Учебно-методическое обеспечение Программы
Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2001.
Бородич А.М. Методика развития речи детей / A.M. Бородич. — М.: Просвещение, 1981.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера», 2004.
Кныш В. А.., Комар И. И. и др. Логоритмические минутки: тематические занятия для дошкольников – Минск: Аверсэв, 2009.
Крупенчук О. И., Воробьева Т. А. Исправляем произношение: комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. - СПб.: «Литера», 2010
Лексические темы по развитию речи детей дошкольного возраста (средняя группа). Под редакцией И.В. Козиной. Учебно-методическое пособие. М., Центр педагогического образования. 2010.
Нищева Н.В. Система коррекционной работы. СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009.
Новиковская О.А. Скороговорки, чистоговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи. Издательство Астрель, СПб, 2009.
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С, Васильевой М.А. - М., 2015.
Филичева Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду /Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. — М.: Просвещение, 1987.
Цвынтарный В.В. Играем с пальчиками и развиваем речь. –Санкт – Петербург, 2005.
14