Программа дополнительного образования «ТИКО-Инженер» (5–6 лет)

3
0
Материал опубликован 2 November 2023 в группе

муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Сказка» № 126





Принято на

педагогическим советом №1

от «__» __________ 2021 года

согласовано зам зав по ВМР

Гриняевой В.К.


Утверждено:

Приказом №____

от «__» _________2021 г.

Заведующий МДОУ № 126

___________ Драч Н.С.








Дополнительная общеобразовательная программа

Технического направления

«ТИКО-Инженер»


Возраст детей: 5 - 6 лет

Срок реализации: 1 учебный год (9 месяцев)






Разработал и реализует:

Кришкевич Екатерина Дмитриевна


















г. Комсомольск-на-Амуре, 2022 г.

Оглавление

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик» 3

1.1 Пояснительная записка 3

1.2. Цели и задачи ДОП «ТИКО-Инженер» 5

1.3. Учебный план 6

1.4. Календарно-учебный график реализации ДОП 7

1.5. Содержание ДОП «ТИКО-Инженер» 14

1.6. Планируемые результаты реализации программы 17

Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий» 18

2.1. Методическое обеспечение 18

2.2. Материально – техническое обеспечение программы 19

2.3. Формы и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации ДОП «Тико-инженер» 19

2.4. Оценка результатов обучения 20

2.5. Взаимодействие с родителями 22

2.6. Список литературы 23

Приложение№ 1 24

Приложение № 2 25




























Раздел №1 «Комплекс основных характеристик» 1.1 Пояснительная записка


Направление ДОП: техническое;

Вид деятельности: тико-моделирование;

Введение в систему дошкольного образования ФГОС ДОУ открывает для педагогов большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных средств, видов дидактического материала.   Одним из наиболее интересных и актуальных средств развития детей на сегодняшний день является конструирование. Обучение конструированию, по мнению Белошистой А.В., способствует как формированию общих конструктивных умений, способствующих развитию конструктивного стиля мышления, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).

Конструирование можно отнести к продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный продукт. Таким образом, у ребенка развивается мелкая моторика, творческие способности.

При правильно организованной деятельности у детей развиваются такие мыслительный операции как анализ, синтез, сравнение, умение делать умозаключения и обобщения. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, что создает предпосылки математического развития (освоение форм, величин, времени).

Конструирование является актуальной деятельностью, т.к., конструируя, дети мысленно представляют, какой будет постройка, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности, таким образом, развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

Актуальность работы с технологией ТИКО-моделирования обусловлена обеспечением развития детского творчества, психических процессов, познавательной активности, мелкой моторики, пространственного ориентирования, комбинаторных и конструкторских способностей, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка.

Педагогическая целесообразность использования технологии ТИКО-моделирования обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников. Кроме того, использование технологии ТИКО-моделирования в условиях реализации ФГОС ДО содержит педагогические и образовательные эффекты.

Для педагогов:

способствует организации образовательной деятельности детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО;

позволяет внести разнообразие в непосредственную образовательную деятельность;

формирует профессионально-личностную компетентность.

Для воспитанников:

успешное овладение основными приемами умственной деятельности;

ориентировка на плоскости и в пространстве;

умение общаться;

умение работать в группе, коллективе;

увлекательный творческий процесс;

наглядная демонстрация результата творческой деятельности;

повышение самооценки и самосознания.

Новизна. Инновационная значимость технологии ТИКО-моделирования определяется формированием у дошкольников элементарных представлений из области геометрии; знакомство детей с объемными геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро». Применение технологии ТИКО-моделирования в образовательном пространстве современного ДОУ позволяет комплексно решать целый ряд задач, среди которых приоритетными являются задачи, направленные на расширение спектра компетенций ребенка-дошкольника, обеспечение его социализации в коллективе сверстников на этапе подготовки к школьному обучению.

Вариативность. Возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории в пределах осваиваемой программы, а также построение индивидуальной образовательной траектории через вариативность материала, предоставление заданий различной сложности в зависимости от психофизиологического состояния конкретного ребенка. Организация учебного процесса осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся: уровня знаний и умений учащихся, индивидуального темпа учебной и творческой деятельности и др. Это позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого учащегося. Вариативность – через выполнение различных видов работ.

В основу программы положены следующие принципы:

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмом от 18 ноября 2015 г. 09-3242 Министерства образования и науки РФ, «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организации дополнительного образования детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04 июля 2014 г. № 41, (с изменениями на 27 октября 2020 года);

Распоряжение Министерства образования и науки Хабаровского края от 26.09.2019 г. № 1321 об утверждении методических рекомендации «Правила персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в городском округе, муниципальном районе Хабаровского края»;

Приказ КГАОУ ДО РМЦ № 383П от 26.09.2019 «Об утверждении Положения о дополнительной общеобразовательной программе в Хабаровском крае;

Устав и локальные акты МДОУ №126 г. Комсомольска-на-Амуре.



Адреса программы: Программа рассчитана на обучение детей: 5 – 6 лет, в группе от 10-12 человек;

Режим занятий:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на один учебный год (9 месяцев). Кружок проводится 1 раз в неделю, по 1 академическому часу (25 минут), всего 36 занятий в учебный год.

Тип программы: одноуровневая, уровень освоения – стартовый;

Форма обучения: очная

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации занятий является групповая. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям.

Предусмотренные программой занятия, проводятся на базе одной отдельно взятой группы.

Занятия строятся на основе практической работы с конструктором для объёмного моделирования ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения).


1.2. Цели и задачи ДОП «ТИКО-Инженер»


Цель: удовлетворение индивидуальных потребностей, обучающихся в интеллектуальном развитии, по средствам конструктора ТИКО.

Задачи:

Предметные

формирование представлений о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах, посредствам ТИКО – конструктора;

Совершенствование навыков конструирования ТИКО фигур по образцу, по схеме и по собственному замыслу;

Метапредметные

формировать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);

развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений;

Личностные

поддерживать интерес детей к совместной интеллектуальной деятельности, проявляя настойчивость, целеустремлённость и взаимопомощь;

способствовать развитию у детей самоконтроля и самооценки;

Развивать творчество, фантазию при конструировании и моделировании плоскостных и объемных изделий.

Для выполнения поставленных задач по развитию конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, применяется технология ТИКО-моделирования. В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение дошкольника в динамичную деятельность, на обеспечение понимания математических понятий, на приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Система логических заданий и тематического моделирования позволит сформировать и развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.





1.3. Учебный план

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

Формы промежуточного контроля

I. Плоскостное моделирование


1.1

Исследование форм и свойств многоугольников

3

1

2

Практическая работа/ Выставка

1.2

Сравнение и классификация

3

1

2

Практическая работа/ Выставка

1.3

Выявление закономерностей

3

1

2

Практическая работа/ Выставка

1.4

Комбинаторика

2

1

1

Практическая работа/ Выставка

1.5

Пространственное ориентирование

2

1

1

Практическая работа/ Выставка

1.6

Целое и части

2

1

1

Практическая работа/ Выставка

II. Объемное моделирование


2.1

Объемные геометрические фигуры

6

1

5

Практическая работа/ Выставка

2.2

Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы

5

1

4

Практическая работа/

Выставка

2.3

Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы

4

1

3

Практическая работа/

Выставка

2.4

Тематическое конструирование

6

1

5

Практическая работа/Конкурс детских работ


Итого

36

10

26


1.4. Календарно-учебный график реализации ДОП

Календарно-учебный график программы «Инженер - ТИКО»

Месяц/ неделя

План работы

Форма проведения

Кол-во

часов

Форма

контроля

Примечание

Сентябрь

1 неделя

Вводное. Знакомство с конструктором ТИКО: разные детальки – форма, цвет, число. Играй-ка! (Плоскостное моделирование).

Уточнить знание геометрических фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, ромба, пятиугольника, шестиугольника. Исследование форм и свойств многоугольников. Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, сочувствовать.

Материалы: конструктор «ТИКО – Фантазер» - 1 набор на 2–х детей.

ТИКО-поделки: Кот «Заяц»; морковь для зайца.

Набор фантазёр

Видео плоскостное моделирование 2 часть 1:05

Тетрадь стр. 1 – 2. Работа по схеме 1 ритм.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Устный опрос/

наблюдение


Сентябрь

2 неделя

«Друзья для зайчонка ТИКО» (Плоскостное моделирование)

Уточнить знание геометрических фигур: треугольника (острый, равносторонний, прямоугольный) ромба, пятиугольника, шестиугольника, восьми угольника. Исследование форм и свойств многоугольников. Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части. Формировать умение договариваться, помогать друг другу, сочувствовать.

ТИКО-поделки: волк схема 4, лиса схема 8, медведь схема 17.

Набор геометрия, схемы ритм.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Сентябрь

3 неделя

«Летнее путешествие Зайчонка ТИКО» (Плоскостное моделирование)

Уточнить знание геометрических фигур: трапеция, ромб, параллелограмм.

Учить классифицировать различные виды транспорта и конструировать по собственному выбору.

Развивать умение классифицировать.

Учить делать выбор.

Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур

ТИКО-поделки: автомобиль, самолёт (по выбору ребёнка) взлётная полоса (Диктовка).

Схема Ритм «машина» № 38, технологическая карта №1- «парусник» схема№ 3, технологическая карта №2- «самолет» схема№ 3

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Сентябрь

4 неделя

Занятие «Паровозик для друзей Зайчонка ТИКО»

(Плоскостное моделирование)

Учить проводить сравнительный анализ и классификацию различных видов многоугольников.

Закреплять умения анализировать, классифицировать многоугольники и делать вывод.

Учить конструировать плоскостные фигуры по контурной схеме.

Развивать игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур.

ТИКО-поделки: паровоз, вагончики, рельса под диктовку.

Схемы ритм схема 47

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Октябрь

1 неделя

Занятие «Почему осенью опадают листья с деревьев?»

(Плоскостное моделирование)

Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам.

Учить определять формы многоугольников.

Учить конструировать по контурной схеме.

Развивать умение находить взаимосвязь между климатическими изменениями и характерными природными особенностями.

Развивать речь детей с помощью игрового общения.

ТИКО-поделки: дерево, листья.

Приложение №1, приложение № 2, тетрадь стр 9.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Октябрь

2 неделя

Занятие «Осенние хлопоты» (Объемное моделирование)

Закреплять умения классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам.

Учить классифицировать фигуры по 2 – 3 свойствам (цвет – форма - размер).

Учить конструировать по контурной схеме.

Развивать умение находить взаимосвязи в природе.

Развивать речь детей с помощью игрового общения.

ТИКО-поделки: ёж, корзиночка с орешками и грибочками.

Технологическая карта №1- «Ёж» схема№ 1, «корзина с грибами» схема № 2

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Октябрь

3 неделя

Занятие «Комбинирование многогранников»

Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать, комбинируя многогранники.

Поиск деталей конструктора заданного цвета. Диктант для конструирования «Дом»

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: дом, забор.

Конструирование по диктовке стр. 52-53.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Октябрь

4 неделя



Конструирование сказки «Колобок» (Плоскостное моделирование)

Ориентирование на плоскости. Понятие «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Закрепить знания о русских народных произведениях.

Конструирование декораций для сказки - предметы пирамидальной формы – «елочка», «крыша дома». Понятия «большой», «маленький».

Развитие связной речи, пространственного мышления и мелкой моторики. Развивать речь детей с помощью игрового общения.

Учить конструировать по контурной схеме.

ТИКО-поделки: бабушка, дедушка, колобок, медведь, заяц, лиса, волк.

Технологическая карта №1- схема № 12, 27, 43, 19, 17, 8, 4.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Ноябрь

1 неделя


Занятие «Куб» (Объемное моделирование)

Учиться анализировать многогранники и делать вывод.

Знакомить с понятиями: Знакомить с понятиями: вершины, рёбра, грани, основания.

Исследование куба (гексаэдара); название фигуры, вершины, ребра, грани количество граней.

Изучение разверток.

Конструирование из ТИКО – Деталей различные виды гексаэдра (маленький и большой).

ТИКО-поделки: Фантазирование и конструирование на основе куба предмет: стул, гараж, дом, скворечник.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Ноябрь

2 неделя

Занятие «Параллепипеда» (Объемное моделирование)

Учиться анализировать многогранники и делать вывод.

Исследование прямоугольного параллепипеда; название фигуры, вершины, ребра, грани количество граней.

Изучение разверток.

ТИКО-поделки: Фантазирование и конструирование на основе куба предмет: дом, цветок, дерево.

Технологическая карта №2- «дерево» схема№ 5, гриб книга с подделками.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Ноябрь

3 неделя

Занятие «Геометрический лес» (Объемное моделирование)

Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу квадраты и треугольники. Понятия «квадрат», «треугольник», «вверх», «вниз», «посередине». Учить различать различные виды пирамид по характерным признакам. Развивать умение выделять характерные признаки пирамид различного типа.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Перестроение плоскостной конструкции в объёмную.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

ТИКО-поделки: дерево, лиса.

Схемы ритм дерево схема 1122244, лиса схема 27,

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

Открытое занятие


Ноябрь

4 неделя

Занятие «Многогранники.

Пятиугольная пирамида» «Пирамиды Египта» (Объемное моделирование)

Учиться анализировать многогранники и делать вывод.

Развивать умение различать разные виды пирамид, выявлять их характерные признаки.

Исследование: название фигур, вершины, ребра, грани количество граней.

Учить конструировать пирамиду по представлению.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Учить работать в парах создавая собственные пирамиды.

Изучаем происхождения пирамид в Египте.

ТИКО-поделки: различные виды пирамид

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Декабрь

1 неделя


Занятие «Многогранники. Призмы (Объемное моделирование)

Учить проводить сравнительный анализ многогранников – призм и пирамид.

Исследовать треугольную, пятиугольную призму: название фигур, вершины, ребра, грани количество граней.

Учить делать выбор ТИКО-фигуры и конструировать по образцу.

Развивать умение анализировать и делать выводы.

ТИКО-поделки: пятиугольная башня

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Декабрь

2 неделя

Занятие «Башни нашего Кремля…»» (Объемное моделирование)

Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Исследовать шестиугольную, восьмиугольную призму: название фигур, вершины, ребра, грани количество граней.

Развивать умение конструировать, комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей. Составление дорожки из квадратов двух цветов с помощью чередования. Составление фигуры по схеме «Флаг России».

Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: крепость с башнями.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Декабрь

3 неделя

Занятие «Наши пернатые друзья!» (Объемное моделирование)

Учить сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный), конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Познакомить с различными видами треугольников, научиться их сравнивать и называть.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Учить сопереживать, сочувствовать, помогать животным, нуждающимся в помощи.

ТИКО-поделки: снегирь, кормушка

Технологическая карта №2- «кормушка» схема № 6, тетрадь стр. 23 птица.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Декабрь

4 неделя


Занятие «Кубооктаэдр» «Знакомство со сложных многогранников»

(Объемное моделирование)

Познакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр.

Развивать умение делать выбор фигуры и конструировать на основе симметричного узора.

Знакомить со сложными многогранниками – кубооктаэдр и икосаэдр.

Учить конструировать многогранники с помощью развёртки.

ТИКО-поделки: коробка с новогодними шарами.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Январь

1 неделя


Занятие «Конструирование ёлочки» (Объемное моделирование)

Учить взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

ТИКО-поделки: ёлочка.

Технологическая карта № 1- «елка» схема № 8. Технологическая карта № 2- «елка» схема № 18.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Январь

2 неделя

Занятие «снеговик» (Объемное моделирование)

Конструирование сложных конструкций по образцу.

Закрепление названия многоугольников.

Учить конструировать многогранники с помощью развёртки.

Повторяем сезонные изменения в зимний период времени.

ТИКО-поделки: снеговик.

Технологическая карта № 2- «снеговик» схема № 16.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Январь

3 неделя

Занятие «Зимние забавы»

(Объемное моделирование)

Учить сравнивать, называть и рисовать многоугольники (3-х, 4-х, 5-ти, 6-тиугольник), конструировать ТИКО-фигуры по схеме, по образцу. Познакомиться с многоугольниками (шестиугольник), научиться их различать.

Развивать умение ориентироваться в пространстве (вправо - влево).

Учить рисовать многоугольники (треугольник, квадрат).

Развивать игровое общение детей друг с другом посредством «оживления» ТИКО-поделок.

ТИКО-поделки: снежинка, санки.

Технологическая карта № 1- «санки» схема № 5, тетрадь стр. 25.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Январь

4 неделя

Занятие «Мой дом» (Объемное моделирование)

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух.

Закрепить знание об объемных фигурах, многоугольниках.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: мебель в детской комнате.

Книга с подделками.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Февраль

1 неделя


Занятие «Транспорт: водный транспорт» (Объемное моделирование)

Учить сравнивать и называть различные виды четырёхугольников и треугольников, конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Научить различать различные виды треугольников и четырёхугольников.

Знакомство с логическим квадратом.

учить достраивать плоскостные ТИКО-фигуры в объёме.

Познакомить с различными видами водного транспорта.

ТИКО-поделки: парусник, лодка

Технологическая карта №2- «парусник» схема № 1, Технологическая карта 1- «лодка» схема № 3.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Февраль

2 неделя


Занятие «Космический транспорт: звездолёт» (объёмная конструкция по технологической карте)

Определение формы геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Освоение навыков пространственного ориентирования: - вправо, - влево, - по диагонали. Понятия - «целое», «часть». Составление большого равностороннего треугольника из четырех маленьких, выделение частей целого.

Развивать умения анализировать и воссоздавать объёмную конструкцию по технологической карте.

ТИКО-поделки: звездолёт

Технологическая карта 1- «звездолёт» схема № 34.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Февраль

3 неделя

Занятие «Моделирование ручного вооружения: автомат»

(Объемное моделирование)

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух.

Знакомить с различными видами военного оружия: ручное вооружение.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: автомат.

видео

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Февраль

4 неделя

Занятие «Военная техника» (Объемное моделирование)

Учить конструировать на слух.

Учить конструировать объёмные фигуры на слух. Поиск деталей конструктора заданной формы. Сопоставление деталей с предметами окружающего мира аналогичной формы.

Знакомить с различными видами военной техники.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

ТИКО-поделки: военная техника, бинокль.

Технологическая карта № 2 - «бинокль» схема №25.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Март

1неделя


Занятие «Подарок маме» (Объемное моделирование)

Учить сооружать и украшать поделки с помощью конструирования симметричных узоров из ТИКО-деталей разных цветов.

Расширять представлений о разных видах цветущих растений.

Развивать самостоятельности детей в выборе ТИКО-деталей при конструировании.

ТИКО-поделки: цветок, ваза.

Технологическая карта №1- «подснежник» схема № 18, «тюльпан» схема № 23, «ваза» схема № 13.

Технологическая карта №2- «ваза» схема № 6.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Март

2 неделя

Занятие «Транспорт: наземный транспорт» (Объемное моделирование)

Учить конструировать с помощью словесной инструкции.

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Познакомить с различными видами наземного транспорта.

Развивать навыки ориентирования: вправо - влево. ТИКО-поделки: автомобиль (объёмная фигура), светофор, пешеход, пешеходный переход.

Видео программа

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Март

3 неделя

Занятие «Сладкий стол» (объемное моделирование)

Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах)

Декорирование объемных фигур симметричным узором или орнаментом.

Составление плоскостного узора на основе симметрии. Трансформация узора в объемной фигуре. Конструирование предметов посуды.

ТИКО-поделки: «Чашка и блюдце».

Технологическая карта №1- схема № 25

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Март

4 неделя


Занятие «Наши пернатые друзья!», (Объемное моделирование)

Учить сравнивать и называть различные треугольники (равносторонний, остроугольный, прямоугольный), конструировать ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Познакомить с различными видами треугольников, научиться их сравнивать и называть.

Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры по контурной схеме.

Учить сопереживать, сочувствовать, помогать животным, нуждающимся в помощи.

ТИКО-поделки: птица, гнездо, птенец, кормушка

Технологическая карта №2- «гнездо» схема № 28, «птенец» схема № 14.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Апрель

1неделя


Занятие «Зоопарк» (Комбинирование многогранников – объемное моделирование)

Учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать, комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Продолжать учить соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

ТИКО-поделки: верблюд, жираф и др.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Апрель

2 неделя

Занятие «Путешествие на Марс» (объемное моделирование)

Закрепить предоставления о космосе, расширять знания о космических аппаратах. Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах)

ТИКО-поделки: «звезда», «комета», «спутник», «планета», «метеорит».

Технологическая карта №1- «ракета» схема № 38, «звезда» схема № 12. Технологическая карта №2- «ракета» схема № 32.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Апрель

3 неделя

Занятие «Транспорт: воздушный транспорт» Объемное моделирование)

Учить исследовать предмет, делить его на части, конструировать по схеме и по образцу.

Учить определять форму ТИКО-деталей с помощью осязания (наощупь).

Закрепить умение конструировать логический квадрат.

Познакомить с различными видами воздушного транспорта.

Развивать координацию движений.

ТИКО-поделки: вертолёт, самолёт.

Технологическая карта №2- «самолет» схема № 3, «вертолёт» схема № 4

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Апрель

4 неделя


Занятие «Конструирование детской площадки» (Объемное моделирование)

Учить делать самостоятельный выбор и конструировать по собственному плану.

Учить самостоятельно выбирать конструкцию для моделирования и подбирать необходимые ТИКО-детали.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Учить взаимодействовать, общаться, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

Продолжать учить ориентироваться на плоскости, располагать детали в заданной последовательности. Понятия «над», «под», «сбоку», «вверх», «вниз». Диктант для конструирования «Ракета».

ТИКО-поделки: песочница с грибком, горка, карусель.

Технологическая карта №2 - «горка» схема № 21, карусель и песочница книга с поделками.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Май

1неделя


Занятие «Насекомые: жуки» (Объемное моделирование)

Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе знакомых геометрических модулей.

Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить с различными видами жуков.

Развивать умение конструировать фигуры на основе ромбокубооктаэдра.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

ТИКО-поделки: божья коровка, лист.

Технологическая карта №2 - «божья коровка» схема № 13, тетрадь стр. 9

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Май

2 неделя

Занятие «Вечный огонь»

Учить конструировать сложные конструкции по образцу.

Учить делать выбор конструкции.

Знакомить с различными видами развлекательных антракционов.

Учить самостоятельно организовывать собственную конструкторскую деятельность.

Расширять представления, знания детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы

ТИКО-поделки: вечный огонь

Технологическая карта №1- «вечный огонь» схема № 33, «пилотка» схема №11.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Май

3 неделя

Занятие «Насекомые: откуда появляются бабочки?»

(Объемное моделирование)

Развивать умения различать геометрические модули и конструировать предметы окружающего мира на основе кубооктаэдра.

Научить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (наощупь).

Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе.

Познакомить со стадиями развития бабочки.

Развивать умение конструировать фигуры на основе кубооктаэдра.

Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево.

ТИКО-поделки: гусеница, куколка, бабочка.

Технологическая карта №2- «кокон» схема № 29, «бабочка» схема № 30

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Практическая работа/

выставка детских работ


Май

4 неделя


Занятие «Мой любимый город» (объемное моделирование)

(мониторинг)

Выявить уровень знаний и умений воспитанников. Продолжать учить конструировать предметы окружающего мира, комбинируя многогранники.

Развивать умение конструировать, комбинируя многогранники.

Осваивать сложные способы соединения ТИКО-деталей.

Продолжать учить соединению деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».

Учить взаимодействовать, договариваться в процессе конструкторской деятельности (работа в парах).

Обогащать знания о инфраструктуре городов.

ТИКО-поделки: «кремль», «жилые дома», «административные здания», «кафе» и т.д.

Беседа/

практикум

1 а. ч.

Открытое занятие/

выставка детских работ


1.5. Содержание ДОП «ТИКО-Инженер»

Конструирование с помощью ТИКО способствует созданию игровых ситуаций. В процессе конструирования фигур дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник, ромб, многоугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Дети увлекаются самостоятельным техническим творчеством. При этом дети через развивающие практические задания учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели. И в этом несомненная актуальность использования конструктора в образовательной деятельности дошкольников.

Кроме того, занятия конструированием влияют на:

Физическое воспитание – действия с материалами для конструирования развивают тонкие движения пальцев, влияют на координацию движений, пространственную ориентацию.

Нравственое и эстетическое воспитание – мы учим детей видеть красоту в том, что они делают, развиваем вкус, параллельно ознакомляя с архитектурными формами; а в процессе изготовления подарков к праздникам формируем бережное и заботливое отношение к близким, желание радовать их.

Трудовое воспитание – процесс занятий формирует у детей целеустремленность, самостоятельность, инициативность и организованность. Главная идея этой методики заключается в том, чтобы вести ребенка от подражания действиям взрослого к самостоятельному решению конструктивных задач возрастающей трудности.

У детей старшего дошкольного возраста уже есть опыт, умение играть небольшими коллективами, распределять между собой материал, достигать общего результата в постройке, согласовывать игровые действия. Детей этого возраста необходимо учить умению строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими детьми теме, обучать более сложным приемам работы. Дети способны под руководством воспитателя отражать в строительной игре впечатления об окружающем предметном мире, придумывать действия героев, свою концовку».


Программа состоит из двух модулей.

1 Модуль «Плоскостное моделирование»

Исследование многоугольников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Чтобы научиться создавать собственные объемные модели, ребенку необходимо освоить конструирование, анализ и сопоставление объектов на плоскости, используя для этого картинки, иллюстрации, схемы, фотографии, рисунке). Очень важно сформировать у дошкольников умение выявлять особенности исследуемой формы, находить характерные признаки и опускать менее важные детали.

Темы, подобранные для конструирования, расширяют кругозор и охватывают основной спектр человеческой деятельности: сказки, градостроительство, мебель, животные, транспорт, бытовая техника, космос.

Модуль «Плоскостное моделирование»

1.1 Исследование форм и свойств многоугольников

Теория. Поиск заданных фигур. Сравнение и конструирование четырехугольников. Сказка «Геометрический лес» - находим в геометрическом лесу заданные фигуры. Игра «Найди пару». Понятия «многоугольник», «прямоугольник», «ромб».  Логические задания на замещение фигур конструктора.

Практическая работа: Конструирование по схеме «заяц», «волк», «лиса», «медведь».

Форма отчетности: Выставка детских работ

1.2 Сравнение и классификация

Теория. Классификация по 1 - 2 свойствам. Классификация геометрических фигур по форме и по размеру.

Практическая работа: Игра «Магазин». Конструирование по контурной схеме «Дерево», Конструирование героев к сказке Колобок инсценировка сказки.

Форма отчетности: Выставка детских работ

1.3 Выявление закономерностей

Теория. Чередование по форме и по размеру. Конструирование узора с чередованием фигур разного размера и формы.

Практическая работа: Диктант для конструирования «дом, забор».

Комбинаторика

Теория. Комбинирование трех фигур.    Понятие «вариант». Вычисление всех возможных вариантов комбинирования с использованием трех фигур.

Практическая работа: Конструирование по схеме «Птица».

Форма отчетности: Выставка детских работ

1.5 Пространственное ориентирование

Теория. Понятия «вправо», «влево», «Верх «вниз».

Практическая работа: Инсценировка сказки «Красная Шапочка». Изготовление декораций для сказки. Конструирование дорожки с несколькими поворотами «вправо» и «влево».

Форма отчетности: Выставка детских работ

1.6 Выделение части и целого

Теория. Выделение заданного количества фигур из множества. Работа с множеством чисел от 0 до 10. Поиск фигур определенного количества и формы.

Практическая работа: Конструирование по заданным условиям.

Форма отчетности: Выставка детских работ

2 Модуль «Объемное моделирование»

Исследование многогранников, конструирование и сравнительный анализ их свойств.

Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения даст возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развить способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве. 

Дети познакомятся с основными геометрическими фигурами, их параметрами, будут тренировать глазомер. Научатся видеть в сложных объемных объектах более простые формы, познакомятся с понятиями: пропорция, план, основание, устойчивость и др.

Программа является началом формирования у детей 5-6 лет понятий и представлений из области геометрии, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой конструкторской деятельности. Изучая форму и конструкцию предметов окружающего мира, дети знакомятся с понятиями «многоугольник», «пирамида», «призма», «ребро», «грань», «угол», «основание». Кроме того, они получают первоначальные представления о взаимосвязи формы геометрического тела с этими понятиями.

Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель. Главная задача воспитателя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок, а в том, чтобы постепенно формировать у ребят созидательное отношение к вещи и окружающему миру в целом. Знакомство с объемными геометрическими формами на этом этапе происходит через изучение и конструирование предметов окружающего мира. С этой целью дети включаются в процесс моделирования предметов с ярко выраженной формой.

Параллельно с решением разнообразных логических задач программа предусматривает и творчество иного плана – художественно-эстетического. Эти задания предполагают обязательное обогащение чувственного опыта ребенка. Поскольку успешность любых видов творчества прямо пропорциональна этому опыту и запасу впечатлений, их целенаправленное обогащение – один из главных компонентов программы. Прежде всего, на этом этапе дети учатся внимательно всматриваться в особенности объектов окружающего мира, определять их форму, сравнивать, мысленно преобразовывать, видеть прекрасное в обыденном.

Наблюдения: рассматривание объектов окружающего мира на предмет наличия симметрии и асимметрии, ритма элементов в их конструкциях; рассматривание предметов, поиск новых образов и образного сходства в формах различных объектов (на основе ассоциативно-образного мышления).

Логические задачи, задания на пространственное мышление:

Конструирование одних геометрических фигур из других; составление логического квадрата; достраивание симметричных форм; трансформация плоской фигуры в объемное тело; составление фигур различного периметра; поиск закономерностей в конструировании плоскостных узоров и орнаментов; классификация фигур по 2-3 признакам (цвет, форма, размер).

2 Модуль «Объемное моделирование»

2.1 Объемные геометрические фигуры

Теория. Конструирование куба из развертки. Понятия «куб», «развертка». Поиск правильной развертки куба. Конструирование куба из развертки. Конструирование куба из развертки. Понятия «параллепипед», «развертка». Поиск правильной развертки параллепипеда.

Практическая работа: Диктант для конструирования «Медведь», конструирование и исследования «куба», «параллепипеда».

Форма отчетности: Выставка детских работ

2.2 Исследование и конструирование предметов, имеющих форму призмы

Теория. Поиск и сравнение предметов, имеющих форму призмы – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый». Закрепить понятие «высокий», «низкий».

Практическая работа: Выбор подарка маме к празднику 8 марта. Конструирование цветка и вазы в форме призмы. Конструирование по схеме «Башня нашего кремля» - трансформирование куба параллепипеда, Конструирование по схеме «кормушка для птиц».

Форма отчетности: Выставка детских работ

2.3 Исследование и конструирование предметов пирамидальной формы

Теория. Поиск и сравнение предметов пирамидальной формы – «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый». Поиск предметов пирамидальной формы в окружающем мире. Конструирование фигур по выбору детей. Понятия «высокий», «низкий», «тонкий», «толстый».

Практическая работа: Конструирование по образцу «Пирамида Египта», конструирование по развертке «Новогодняя Ёлка,

2.4 Тематическое конструирование

Практическая работа: Проект «Транспорт». Диалог «Виды техники». Конструирование фигур – «лодка», «корабль», «автомобиль», «машина», «вертолёт» «самолёт» «космический транспорт», «Военная техника». Выставка «Транспорт».

Проект наш дом. Диалог «Дом в котором мы живём». Конструирование фигур – «мебель», «дом», «посуда». Выставка «Мой дом».


1.6. Планируемые результаты реализации программы

Планируемые результаты освоения детьми ДОП «ТИКО-Инженер описывают интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения дополнительной общеобразовательной программы.

К концу учебного года при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребёнка.

Предметные

Сформировано представление о плоскостных и объёмных геометрических фигурах, телах и их свойствах.

Сформированы навыки конструирования плоскостных и объемных ТИКО – фигур по образцу, по схеме и по собственному замыслу.

Метапредметные

Развита умственная деятельность (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение): сравнивают и классифицируют многоугольники по 1 - 2 свойствам, сравнивают и анализируют объемы различных геометрических тел, выявлять закономерности.

Развиты сенсорные процессы: у ребенка согласованные действия рук и глаз, контролирует свои движения.

Личностные

Проявляют волю: настойчивость, самостоятельность, целеустремлённость.

Проявляет активный интерес к исследовательской деятельности и моделированию.

Ребёнок самостоятельно контролирует процесс конструирования изделия: проверяет и контролирует себя, оценивает свою деятельность, находить ошибки, допущенные при конструировании и находит пути их устранения.

Проявляет творчество, фантазию при конструировании и моделировании плоскостных и объемных изделий.


Раздел №2 «Комплекс организационно – педагогических условий» 2.1. Методическое обеспечение

Отличительной особенностью программы является создание определённых педагогических условий: для успешного осуществления поставленных задач:

индивидуализации: в объединении создаются условия для наиболее полного проявления индивидуальности как ребенка, так и педагога;

индивидуального подхода: максимально учитываются индивидуальные математические способности ребенка и создаются благоприятные условия для их развития;

гуманности: ребенок рассматривается как активный субъект с педагогом конструктивной деятельности.

деятельности направлена на развитие конструктивного мышления у детей старшего дошкольного возраста, через применение технологии ТИКО-моделирования

введение в структуру занятий игровых элементов, дидактических игр, творческих, импровизационных и проблемных задач;

сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

Занятия проводится в помещении, где можно быстро организовать учебное пространство – переставить столы и стулья, освободить место для упражнений, связанных с двигательной активностью детей.

Структура образовательной деятельности по обучению ТИКО-моделированию:

вводная часть (приветствие, мотивация детей через создание игровой или проблемной ситуации для постановки цели);

основная часть (активизация необходимых знаний и умений детей, презентация новых знаний посредством различных дидактических методов и приемов, технических средств обучения);

заключительная часть (организация рефлексии, оценки деятельности детей, обобщение результатов, создание условий для закрепления и использования полученных знаний и умений в повседневной жизни).

Программа рассчитана на реализацию содержания такими методами и приемами:

Практический (различные упражнения с конструктором, с игровым материалом ТИКО; моделирование);

Наглядный (показ правил работы с конструктором, демонстрация готовых работ, обучение с помощью мультимедийной презентации; работа с технологическими картами);

Словесный (как ведущий, беседы, разъяснения).


2.2. Материально – техническое обеспечение программы

Программа реализуется в МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 126, в кабинете дополнительного образования. Помещение оснащено ноутбуком, мультимедийным оборудованием, телевизором, доской для размещения наглядной информации, мольбертом, отдельными столами и стульями для работы детей в объединении.

Методическое сопровождение


НПО «Рантис» ТИКО – конструирование. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возрасте.

консультация для родителей о ТИКО – моделировании.

СД диски: «Технологические карты № 1»,

«Технологические карты № 2»

видео-презентации, видео ролики для детей для работы с ТИКО – конструктором.

Дидактические материалы

ТИКО конструктор «Фантазёр» 15 штук.

ТИКО конструктор «Геометрия» 15 штук.

ТИКО конструктор «Архимед» 15 штук.

Цветные карандаши 12 цветов 15 штук.

Фломастеры на водной основе 15 штук.

Папка по ТИКО моделированию «Технологические карты № 1».

Папка по ТИКО моделированию «Технологические карты № 2

Схемы для работы взрослых с детьми по программе РИТМ «Родничок и ТИКО моделируют»».

Рабочая тетрадь (для каждого ребенка) по ТИКО – моделированию для создания плоскостных конструкций.

Глазки и носики для украшения изделия.

Кадровое обеспечение – программу реализует воспитатель, педагог дополнительного образования детей и взрослых Кришкевич Екатерина Дмитриевна.


2.3. Формы и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации ДОП «Тико-инженер»

Осуществление контроля освоения ДОП «ТИКО-Инженер» строится с учетом следующих принципов:

научности;

учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

свободы выбора педагогом методов и форм проведения и оценки результатов образовательной деятельности;

открытости результатов.

Цель контроля: выявление исходного, текущего, промежуточного и итогового уровня теоретических знаний, практических умений и навыков, достижений, их соответствия планируемым результатам ДОП.

Задачи контроля:

оценка индивидуальных достижений (личностных, метапредметных, предметных) учащихся и динамика их изменения;

соотнесение планируемых и достигнутых результатов образовательной деятельности по программе;

внесение необходимых корректив в содержание и методику образовательной деятельности объединения.

Виды контроля: входной, текущий, промежуточная аттестация, итоговый.

Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательной деятельности;

Текущий контроль – это оценка качества усвоения учащихся содержания конкретной темы дополнительной общеобразовательной программы;

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной дополнительной общеобразовательной программы по итогам учебного периода (полугодия);

Итоговый контроль – это оценка уровня достижений учащихся, заявленных в дополнительной общеобразовательной программе по завершению года образовательной деятельности.

Организация контроля:

Входной контроль проводится в начале учебного года (сентябрь). Включает в себя: устный опрос, наблюдение.

Текущий контроль осуществляется в соответствии с календарно-учебным графиком дополнительной общеобразовательной программы. Включает в себя следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки. Осуществляется ежемесячно, с заполнением табеля (приложение № 1);

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с календарно-учебным графиком и является обязательной. Формы аттестации: творческие работы, выставки, конкурсы, открытые занятия. Результаты фиксируются педагогом в карте педагогического мониторинга (Приложение № 2) и сдаются в администрацию МДОУ.

Итоговый контроль – это оценка уровня достижений учащихся, заявленных в дополнительной общеобразовательной программе по завершению обучения. По итогам освоения программы педагогом составляется аналитический отчет, результаты которого оглашаются на итоговом педагогическом совете МДОУ (май).


2.4. Оценка результатов обучения

Оценка результативности освоения учащимися дополнительной общеобразовательной программы «ТИКО-Инженер» основана на методике И.В. Логиновой.

Критерии оценки уровня освоения программы:


1. Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)

Высокий (4):

Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.

Достаточный (3):

Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.

Средний (2):

Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.

Низкий (1):

Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь

2. Умение проектировать по образцу

Высокий (4):

Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по

образцу.

Достаточный (3):

Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.

Средний (2):

Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.

Низкий (1):

Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.

3. Умение конструировать по схеме

Высокий (4):

Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по схеме

Достаточный (3):

Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по схеме.

Средний (2):

Может конструировать по схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога

Низкий (1):

Не может понять последовательность действий при проектировании по схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.


Уровни освоения программы:

высокий уровень – 9 – 12б.

средний уровень – 4 – 8б.

низкий уровень – 1 – 3б.

Условные обозначения:

2 – высокий уровень развития

1 – средний уровень развития

0 – низкий уровень развития



Месяц

Форма работы

Сентябрь

Консультация «Знакомство с конструктором»;

Октябрь

Родительское собрание: «Преимущества ДОП «ТИКО-Инженер»;

Ноябрь

Открытое занятие: «Моделируем вместе»;

Декабрь

Консультация: «Использование технологии ТИКО – моделирования при моделировании объектов»;

Январь

Проведение выставки «ТИКО – достижения»;

Февраль

Консультация: «Играем дома»;

Март

Консультация: «Какие игровые упражнения можно выполнять дома»;

Апрель

Проведение анкетирования для родителей, выявление уровня удовлетворенности качеством реализации дополнительной общеобразовательной программы;

Май

Открытое занятие для родителей. Выставка/конкурс творческих работ

2.5. Взаимодействие с родителями


2.6. Список литературы


Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006.

Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. СПб.: Речь, 2007.

Конина Е.Ю. Лабиринты и дорожки. Тренируем пальчики. М.: ООО «Издательство «АЙРИС-пресс», 2007.

Михайлова Е.В., Логинова И.В. Как развить в малыше задатки конструктора // Наш семейный клуб. М.: Образпресс, 2010. 176 с. С. 160-173.

Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений. М.: Мозаика-Синтез, 2006

Приложение№ 1

Табель работы объединения ТИКО-ИНЖЕНЕР______________________________ 2021 – 2022 гг.

группа ________________________________________

Фамилия,

имя ребенка

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

дата

дата

дата

дата

посещение


результат



рекомендации

посещение


результат



рекомендации

посещение


результат



рекомендации

посещение


результат



рекомендации

1














2














3














4














5














6














7














8














9














10















- справился с заданием самостоятельно











- справился с заданием с помощью взрослого











- испытывает трудности, рекомендации











Руководитель объединения: _______________________________________________









Приложение № 2

Карта педагогического мониторинга


Ф.И.О

ребенка

Называет детали конструктора

Подбирает детали в соответствии со схемой

Работает по схемам

Умеет скреплять детали конструктора

Строит по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по инструкции педагога

Работает в команде

Умеет обыгрывать постройки

Кол-во баллов

Итого:

1.













2.













3.













4.













5.













6.













7.













8.













9.













10.














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации