Программа «Швейная мастерская» для детей 10-15 лет

1
0
Материал опубликован 13 December 2023 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.Пудожа РК




Рассмотренаназаседании

Методического совета

Протокол№ 1 от 29.08.2023г.






Утверждаю

ДиректорМКОУ СОШ №3 _______________Лисина Н.А.

«____»____________2023 г.






Дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающаяпрограмма

«Швейная мастерская»

Направленность художественная

Возрастучащихся10-15 лет

Срок реализации1 год

3 часа в неделю ( 102 часа в год)









Разработчик:

Обухова Юлия Анатольевна


















г. Пудож,2023 год


Краткая аннотация

Дополнительная общеразвивающая программа «Швейная мастерская» предназначена для детей 10-15 лет способствует эстетическому воспитанию воспитанников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства. Немаловажным является то, что при выполнении швейных работ (особенно ручных и с мелкими деталями) у учащихся воспитывается аккуратность, усидчивость, что способствует улучшению учебной деятельности в целом. На занятиях уделяется большое внимание вопросам культуры одежды. Обучающиеся знакомятся с навыками шитья, с направлениями в современной моде. В результате обучения дети получают знания о разновидностях тканей, учатся подбирать фасоны изделий в соответствии с тканью, разработают эскизы моделей и создают свои индивидуальные творческие изделия.



Пояснительная записка.


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Швейный мир» составлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы.


Направленность.

Творческого объединения «Швейная мастерская» по содержанию является художественной; по форме организации групповой, по времени реализации длительной подготовки. Программа адаптированная и составлена на основании дополнительной общеобразовательной программы. Направлена на развитие художественно - эстетического вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и образование мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, стремлению и воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Актуальность.

 Программы обусловлена  задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Министерство образования РФ от 29.11.01), в ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.

  Новизна.

Дополнительной образовательной программы заключается  в том, что она предоставляет   возможность обучающимся не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании  предметов быта,  аксессуаров, и всего того, что  окружает нашу жизнь.

Педагогическая целесообразность.

Программы заключается в том, что она органично вписывается в единое образовательное пространство, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, способствующим формированию культуры творческой  личности, приобщению обучающихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через развитие их творчества с учётом  способностей и интересов детей,  и освоение ими художественного опыта прошлого. В совместной деятельности с педагогом воспитанники учатся любить окружающий мир,  развивают способность к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке, создают прекрасное своими руками.

«Швейная мастерская» способствует развитию способности обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, умению ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. активному присвоению нового социального опыта.

Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания проекта.

Целесообразность данной программы в том, что она помогает раскрывать творческий потенциал учащегося, его возможности и таланты на основе заинтересованности, обеспечивает развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение необходимых условий для личностного развития и профессионального самоопределения. Таким образом, комплексный подход, объединяющий учебную и воспитательную деятельность, позволяет создать развивающую этнокультурную среду для учащихся.


Отличительные особенности.

В процессе реализации программы «Швейная мастерская» осуществляется межпредметная связь: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса. В данной образовательной программы заключаются в том, что подача материала, использование форм и методов работы основано на практическом опыте педагога. За время педагогической деятельности по обучению моделированию и конструированию одежды отобраны наиболее эффективные формы организации деятельности детей, способствующие повышению результативности программы: от простого в исполнении изделия (броши, браслеты, сумочки, чехлы для сотовых телефонов и т. д.) до сложного.

.

Адресат программы.

Возраст обучающихся 10-15 лет. Оптимальное количество детей в учебной группе 12 человек. Обучающиеся работают в группе, поэтому требуется постоянный контроль и внимание со стороны учителя. Большое внимание необходимо уделять на занятии правилам техники безопасности, так как обучающиеся пользуются травмо опасными инструментами и приспособлениями. Обучающиеся в группах разновозрастные, в основном девочки. Набор в группы проходит с учетом степени предварительной подготовки, пройдя предварительно собеседование. Положительные характеристики занятий в объединении имеет очень важное значение для развития личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Занятия помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус. В группы зачисляются воспитанники успешно прошедшие собеседование.



Цель программы:

Формирование условий для развития творческих способностей детей на основе освоения ими различных техник декоративно-прикладного творчества , связанным с пошивом из ткани.

Образовательные:

знакомство детей с новыми терминами и понятиями.

Обучение детей различным техникам декоративно-прикладного творчества, практическим навыкам и приёмам изготовления и декорирования изделий, ,  предметов быта.

знакомство с основными законами композиции и цветоведения;

формирование у обучающихся теоретические знания и практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.

Личностные:

развитие творческие способности детей (воображение, художественно-образное мышление, фантазия, зрительное восприятие чувство цвета, формы, композиционной культуры;  

развитие коммуникативные, рефлексивные умения и навыки обучающихся;

развитие у детей художественный и эстетический вкус;

содействовать организации содержательного досуга детей;

прививание интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

воспитание доброжелательное отношение к окружающим и умение заботиться;

формирование потребность в самоорганизации и здоровом образе жизни;

Метапредметные:

-ознакомление детей с правилами безопасности при работе с инструментами;

-ознакомление обучающихся с классификацией текстильных волокон, видами рисунков тканей, терминологией и технологией выполнения ручных работ, с законами композиции, цветоведения, видами ручных стёжек, ручной вышивки и аппликации;

-обучение детей определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны; выполнять простые ручные швы;  правильно раскроить материал  с использованием выкройки и шаблонов,; работать с методическим картами; строить симметричный узор, орнамент, подбирать нитки, размер и место узора в изделии; переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стёжки вышивки; выполнять поделки, сувениры с использованием техник ДПИ.

Содержание и уровень программы.

Уровень программы «Швейная мастерская» базовый. Программа создаёт условия для обучения детей шитью, на повышение готовности учащегося к включению в творческую деятельность.

Реализация программы.

Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с направлениями развития ребенка.

В процессе  реализации программы «Швейная мастерская» используются следующие типы занятий:

учебные занятия по ознакомлению учащихся с новым материалом;

учебные занятия закрепления и повторения знаний, умений и навыков;

учебные занятия по обобщению и систематизации изученного;

учебные занятия проверки знаний и разбора проверочных работ;


Срок реализации, особенности организации.

На основании СанПиНа: объём программы рассчитан на один год. Общая продолжительность обучения детей в творческом объединении постоянного состава равна 102 часам, в том числе:

1 год обучения – 102 часа – освоение основ материаловедения, цветоведения, лоскутного шитья. Основные техники декоративно-прикладного искусства.


Формы организаций учебных занятий:

отчетные занятия-выставки;

практическое занятие;

комбинированное занятие;

игра;

праздник;

экскурсия;

мастерская и др.

Режим занятий.

В течении года обучения 102ч., занятия проводятся один раза в неделю по 3 академических часа –40 минут - с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.

Набор.

 Возраст обучающихся в реализации программы " Швейная мастерская " участвуют дети от 10 до 15 лет.  Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей. В группу принимаются как мальчики, так и девочки, разного возраста проявляющие желание, интерес.  

Специальной практической подготовки к данному виду творчества не требуется, но учитывается умение безопасной работы с ножницами, степени развития моторики рук, умение различать цвета.  Программа адресована всем желающим учащимся, в том числе не имеющим начальной художественной подготовки.

Образовательные технологии.

Традиционные технологии - технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии педагог основное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, образцы, технические средства обучения.

Игровые технологии - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

Тестовые технологии большое внимание на уроке отводится устным упражнениям. Задания берутся разнообразные – от простого к сложному: задания базового уровня для закрепления полученных знаний и логические задания, над которыми следует подумать.

Информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств, используемых при объяснении нового материала или при закреплении полученных знаний.



Результат реализации программы.

Вся работа в объединении направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:

-знают историю лоскутного шитья;

-выполняют выкройки по схемам;

-выполняют простейшие швы;

-владеют приемами работы с тканью;

-умеют работать как самостоятельно, так и в коллективе;

- творчески используют свои умения и навыки.




Предметные результаты: к концу первого года обучения обучающиеся

правила безопасности труда при работе с инструментами;

классификацию текстильных волокон;

виды рисунков тканей;

терминологию и технологию выполнения  ручных работ;

законы композиции;

законы цветоведения;

виды ручных стежков;

виды лоскутного шитья и аппликации;

основы техник ДПИ: ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), лоскутное шитье, аппликация.

Личностные результаты :

определяют  в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночные стороны;

выполнять простые ручные швы;

определять лицевую, изнаночную стороны, нить основы и утка;

умеют правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;

работают индивидуально с методическими картами;

осуществляют поиск необходимой информации в области обработки ткани и материалов (фетр, мех, кожа и др.);

строят симметричный узор, орнамент;

подбирают размер и место узора в изделии;

подбирают нитки;

переводят рисунок на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стежки вышивки.

умеют изготовить поделку, сувенир с использованием техник ДПИ:  ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), лоскутное шитье, аппликация.

Метапредметные результата:

- участие обучающихся  в тематических районных и областных выставках, конкурсах, ярмарках, других общественных мероприятиях.

- качественное выполнения  выпускной работы;

- результаты педагогического собеседования;

- степень развития творческих способностей;

- уровень развития интеллекта;

- активность обучающегося на протяжении всего курса обучения.


Результат обучения в количественном выражении

Результатом обучения является приобретение знаний, умений и навыков по данному предмету и переход на углублённый уровень в учреждении дополнительного образования.














Учебный план


п/п

Название разделов, модулей.


Количество часов



Формы контроля


Всего


Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

3

3

-


2.

Материаловедение

6

1

5

Наблюдение беседа

3.

Ручные швейные работы

18

4

14

Наблюдение беседа

4.

Швейная машина

9

3

6

Наблюдение беседа

5.

Лоскутное шитье

21

5

16

Наблюдение беседа

6.

Аппликация из ткани

24

6

18

Наблюдение беседа

7.

Пошив, ремонт одежды

21

3

18

Наблюдение беседа


Итог­­­о:

102

25

77









Содержание учебного плана.

­­

1.Вводное занятие (3ч.)

Задачи работы творческого объединения. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными учащимися объединения. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Инструменты и принадлежности для работы. Правила техники безопасности. Организационные вопросы.

2. Материаловедение

Тема 1.1 Виды и свойства ткани (6ч.)

Теоретические знания: Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о производстве тканей. Виды тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Определение нитей основы и утка. Краткие сведения о профессиях ткацкого и швейного производства.

Практические занятия. Подбор тканей по виду, цвету, назначению. Определение в образцах тканей нитей основы и утка, Лицевой и изнаночной сторон.

3. Ручные швейные работы(18ч.)

Теоретические знания: Терминология ручных работ. Организация рабочего места. Техника безопасности при ручных работах. Виды ручных швов:

 «Шов вперед иголку», «Шов назад иголку», «Петельный шов», «Шов козлик».  Копировальные стежки – силки, прокладочные стежки, стежки ручной сборки, сметочные стежки. Виды накладного шитья.

Практические занятия. Приемы выполнения ручных стежков и строчек Выбор отделки. Подбор ткани для отделки.

4. Швейная машина(9ч.)

Теоретические знания: Устройство швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Правила начала и окончания работы на швейной машине. Правила техники безопасности. Приемы выполнения машинных строчек.

Практические занятия. Упражнения в работе на швейной машине. Заправка нижней и верхней нитей. Регулировка длины стежка. Выполнение закрепок. Намотка ниток на шпульку.


5. Лоскутное шитье (21 ч.)

Теоретические знания: История лоскутного шитья. Цвет, цветовые сочетания. Особенности технологии изготовления изделий в различных техниках «Квадрат», «Треугольник», «Полоска».

Практические занятия. Подбор и подготовка материалов, шаблоны, раскрой лоскутов, соединение деталей в различных техниках.


6. Аппликация из ткани (24ч.)


Теоретические знания: История аппликации из ткани, виды аппликаций. Техники выполнения.

Практические занятия. Составление эскизов, подбор тканей и фурнитуры, создание вариативных аппликаций.


7. Пошив и ремонт одежды (21 ч.)

Теоретические знания:  Пошив одежды. Виды ремонтов одежды.

Практические занятия. Подбор техники исполнения ремонта, фурнитуры, обработки срезов.







Календарный учебный график



Дата

Кол-во часов



Тема программы


Форма организации или форма проведения

Методы и приемы организации учебно-воспитательского процесса


Виды и формы контроля


1.


3

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

Фронтальная


Беседа, объяснение

Вводное





Материаловедение (6 часа)

-

-

-



3

Виды и свойства тканей

Фронтальная


Репродуктивный наглядный

Практическое задание



3

Виды и свойства тканей

Фронтальная


Объяснительно-иллюстративный

Наблюдение





Ручные швейные работы(18)

-

-

-



3

Общие сведения об инструментах и приспособлениях, оборудование рабочего места.

Индивидуально-фронтальная

Репродуктивный словесный

Наблюдение, практическое задание



3

Терминология ручных работ, наглядные пособия

Индивидуально-фронтальная

Исследовательский


Самостоятельная работа



3

Изготовление образцов:

-сметочные и копировальные стежки, швы «назад иголка», «через край»

Индивидуальная, объединение в подгруппы

Частично-поисковый, наглядный

Выставка

детского творчества




-потайные стежки, тамбурный шов.

Индивидуальная


Репродуктивный наглядный

Наблюдение




3

Самостоятельная работа по пройденному материалу

Коллективная


Частично-поисковый, словесный


Коллективный анализ работ



3

Накладное шитье. Виды.

Индивидуальная


Репродуктивный наглядный

Наблюдение



3

Способы выполнения накладного шитья.

Фронтальная


Исследовательский, практический

Наблюдение, выставка детского творчества



4



Швейная машина (9 часов)

-

-

-



3

Устройство швейной машины

Индивидуальная


Исследовательский, практический

Творческое задание



3

Работа на швейной машине

Фронтальная


Объяснительно-иллюстративный словесный

Наблюдение




3

Изготовление образцов машинных строчек.

Индивидуальная


Репродуктивный практический

Практическая работа




Лоскутное шитье(21 час)

-

-

-




3

.История лоскутного шитья.

Фронтальная

Объяснительно-иллюстративный словесный

Вводное



3

Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков. Техника «Квадрат»

Фронтальная


Репродуктивный практический

Практическая работа



3

Орнамент. Техника «Треугольник»

Изготовление изделия в технике «Треугольник»

Фронтальная

Индивидуальная

Репродуктивный словесный

Наблюдение


5.8


3

Изготовление изделия в технике «Полоска»

Индивидуальная


Репродуктивный практический

Практическая работа

5.11


3

Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника.

Изготовление сувенира из лоскутов

Фронтальная


Исследовательский, наблюдение

Наблюдение


5.12


3

Изготовление изделия со спиральным узором. Изготовление сувенира из лоскутов

Индивидуальная


Репродуктивный словесный

Практическое задание

5.14


3

Изготовление изделия в технике «Уголки»

индивидуальная

Частично-поисковый, практический

Самостоятельная работа

5.20



Выполнение стежки. Машинная стежка.

Индивидуальная


Репродуктивный словесный

Практическое задание




Аппликация из ткани (24 часа)

-

-


6.1


3

Введение. Материалы, инструменты.

Фронтальная


Словесный

Наблюдение.

6.4


3

История аппликации из ткани. Виды аппликации.

Фронтальная


Словесный

Наблюдение

6.6


3

Понятие о композиции. Орнамент. Природа цвета.

Фронтальная


Объяснительно-иллюстративный

наглядный

Наблюдение

6.11


3

Составление эскизов. Подбор материалов. Создание аппликации «Котик»

Индивидуальная

Частично-поисковый, практический

Выставка детского творчества

6.14


3

Создание аппликации «Бабочка»

Индивидуальная


Репродуктивный словесный

Самостоятельная работа

6.15


3

Создание аппликации «Кораблик»

Индивидуально-фронтальная

Исследовательский, практический

Практическое занятие


6.16


3

Создание аппликации «Цветы»

Индивидуально-фронтальная

Исследовательский, практический

Самостоятельная работа


6.17


3

Создание аппликации «Дерево»

Индивидуально-фронтальная

Исследовательский, практический

Самостоятельная работа


7.



Пошив и ремонт одежды.(21 час)

-


-

-

7.1


3

Ремонт одежды при помощи заплаток. Виды заплаток.

Фронтальная


Частично-поисковый, практический

Наблюдение

7.3


3

Виды пришивания молний. Замена молнии в одежде.

Индивидуально-фронтальная

Индивидуально-фронтальный, практический

Самостоятельная работа

7.6


3

Обработка срезов деталей. Подгибка

Обработка срезов деталей. Строчка зиг-заг.

Индивидуальная


Объяснительно-иллюстративный практический

Практическая работа


7.8


3

Обработка срезов деталей «косой» бейкой.

Фронтальная


Объяснительно-иллюстративный практический

Практическая работа

7.9


3

Подшив брюк. Подшив юбки.

Пошив изделя.

Индивидуально-фронтальная

Репродуктивный наглядный

Самостоятельная работа

7.11


3

Пришивание пуговиц, кнопок.

Пошив изделия.

Фронтальная


Репродуктивный

объяснение

Практическое задание

7.12


3

Пошив изделия.Ремонт одежды на выбор.

Индивидуальная


Репродуктивный


Практическое задание



Условия реализации программы




Материально-техническое обеспечение программы.

Гладильная доска, раскройный стол, манекены 2шт. нитки, иголки, портняжные мелки, ножницы, бытовые швейные машинки 5шт., линейки и т.д. Рабочее место должно быть хорошо освещено.


Перечень оборудования, инструментов и материалов.

Швейные машины количество от 5 шт., оверлок количество 1 шт., манекен 2шт., электроутюг, доска гладильная, булавки, нитки, иголки, раскройный стол, линейки портновские, мелки, классная доска, компьютер, столы, стулья, шкафы для хранения инструментов и приспособлений, зеркало. 

Рабочая коробка ребенка (РКР), в которую входят следующие инструменты и иглы: ножницы, сантиметровая лента, кисточка для клея, шариковая ручка, небольшие отрезки хлопчатобумажной ткани, материалов (фетр, кожа, мех, поролон, синтепон, полиэтилен) циркуль, конверт для хранения вырезанных деталей и другие предметы, необходимые для реализации программы на каждом конкретном этапе.

Помещение:  

Учебный кабинет для проведения групповых и индивидуальных учебных занятий площадью не менее 12 кв.м высотой не ниже 3,0;

Актовый зал (холл, рекреация) для проведения отчетных выставок и итоговых мероприятий.

Информационное обеспечение.

Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам . Во время самостоятельной работы, для сбора дополнительного материала в области мировой моды, цветоведения, и пр. учащиеся могут пользоваться Интернетом. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями, основной и дополнительной учебной, учебно-методической литературой по моделированию и конструированию , журналов мод и т.д.


Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники).


nspotal.ru, infourok.ru



Методические материалы.

В процессе организации образовательного процесса используются следующие методы работы:

По способу организации занятий.

- словесный (устное изложение, беседа, анализ и т.д.)

- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический  

По уровню деятельности детей.

объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);

- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);

- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);

- исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся);

По форме организации деятельности обучающихся.

фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;

- коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;

-индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;

- групповой (организация работы по малым группам);

- коллективно-групповой (выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение);

- индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблемы);  

 Методы личностно-ориентированного подхода.

(диалога, игровые, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации успеха), что способствует развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъектных качеств.

Метод проекта 

как условие для  развития у детей познавательного интереса и самостоятельности в выборе способов и средств достижения цели.

В процессе реализации дополнительной образовательной программы « Швейный мир»  используются следующие техники работы с тканью.















8


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации