Программа «Швейная мастерская» для детей 10-15 лет
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 г.Пудожа РК Рассмотренаназаседании Методического совета Протокол№ 1 от 29.08.2023г. | Утверждаю ДиректорМКОУ СОШ №3 _______________Лисина Н.А. «____»____________2023 г. |
Дополнительнаяобщеобразовательнаяобщеразвивающаяпрограмма «Швейная мастерская» Направленность художественная Возрастучащихся10-15 лет Срок реализации1 год 3 часа в неделю ( 102 часа в год) |
Разработчик:
Обухова Юлия Анатольевна
г. Пудож,2023 год
Краткая аннотация
Дополнительная общеразвивающая программа «Швейная мастерская» предназначена для детей 10-15 лет способствует эстетическому воспитанию воспитанников, расширению их кругозора, профессиональной ориентации на профессии швейного производства. Немаловажным является то, что при выполнении швейных работ (особенно ручных и с мелкими деталями) у учащихся воспитывается аккуратность, усидчивость, что способствует улучшению учебной деятельности в целом. На занятиях уделяется большое внимание вопросам культуры одежды. Обучающиеся знакомятся с навыками шитья, с направлениями в современной моде. В результате обучения дети получают знания о разновидностях тканей, учатся подбирать фасоны изделий в соответствии с тканью, разработают эскизы моделей и создают свои индивидуальные творческие изделия.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Швейный мир» составлена с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы.
Направленность.
Творческого объединения «Швейная мастерская» по содержанию является художественной; по форме организации групповой, по времени реализации длительной подготовки. Программа адаптированная и составлена на основании дополнительной общеобразовательной программы. Направлена на развитие художественно - эстетического вкуса, творческого подхода, эмоционального восприятия и образование мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, стремлению и воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Актуальность.
Программы обусловлена задачами художественного образования школьников, которые выдвигаются в концепции модернизации российского образования (Министерство образования РФ от 29.11.01), в ней подчеркивается важность художественного образования, использования познавательных и воспитательных возможностей предметов художественно-эстетической направленности, формирующих у обучающихся творческие способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность.
Новизна.
Дополнительной образовательной программы заключается в том, что она предоставляет возможность обучающимся не только изучить различные техники декоративно-прикладного искусства, но и применить их, используя комплексно, при проектировании предметов быта, аксессуаров, и всего того, что окружает нашу жизнь.
Педагогическая целесообразность.
Программы заключается в том, что она органично вписывается в единое образовательное пространство, оставаясь самостоятельным структурным подразделением, способствующим формированию культуры творческой личности, приобщению обучающихся к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через развитие их творчества с учётом способностей и интересов детей, и освоение ими художественного опыта прошлого. В совместной деятельности с педагогом воспитанники учатся любить окружающий мир, развивают способность к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке, создают прекрасное своими руками.
«Швейная мастерская» способствует развитию способности обучающихся к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, умению ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, т.е. активному присвоению нового социального опыта.
Обучающийся сам ответственен за выполнение всех поставленных творческих задач, и в его руках находится решение целого процесса создания проекта.
Целесообразность данной программы в том, что она помогает раскрывать творческий потенциал учащегося, его возможности и таланты на основе заинтересованности, обеспечивает развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение необходимых условий для личностного развития и профессионального самоопределения. Таким образом, комплексный подход, объединяющий учебную и воспитательную деятельность, позволяет создать развивающую этнокультурную среду для учащихся.
Отличительные особенности.
В процессе реализации программы «Швейная мастерская» осуществляется межпредметная связь: изобразительное искусство, черчение, история, технология, что является средством разностороннего развития способностей детей. Интеграция в этой программе является не простым сложением знаний по нескольким дисциплинам, а объединяет знания, систематизирует, расширяет их и служит основой развития познавательного интереса. В данной образовательной программы заключаются в том, что подача материала, использование форм и методов работы основано на практическом опыте педагога. За время педагогической деятельности по обучению моделированию и конструированию одежды отобраны наиболее эффективные формы организации деятельности детей, способствующие повышению результативности программы: от простого в исполнении изделия (броши, браслеты, сумочки, чехлы для сотовых телефонов и т. д.) до сложного.
.
Адресат программы.
Возраст обучающихся 10-15 лет. Оптимальное количество детей в учебной группе 12 человек. Обучающиеся работают в группе, поэтому требуется постоянный контроль и внимание со стороны учителя. Большое внимание необходимо уделять на занятии правилам техники безопасности, так как обучающиеся пользуются травмо опасными инструментами и приспособлениями. Обучающиеся в группах разновозрастные, в основном девочки. Набор в группы проходит с учетом степени предварительной подготовки, пройдя предварительно собеседование. Положительные характеристики занятий в объединении имеет очень важное значение для развития личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий. Занятия помогут ребенку обрести уверенность в собственных силах, освоить необычные технологии, воспитать художественный вкус. В группы зачисляются воспитанники успешно прошедшие собеседование.
Цель программы:
Формирование условий для развития творческих способностей детей на основе освоения ими различных техник декоративно-прикладного творчества , связанным с пошивом из ткани.
Образовательные:
знакомство детей с новыми терминами и понятиями.
Обучение детей различным техникам декоративно-прикладного творчества, практическим навыкам и приёмам изготовления и декорирования изделий, , предметов быта.
знакомство с основными законами композиции и цветоведения;
формирование у обучающихся теоретические знания и практические навыки работы в различных видах дизайна и изобразительного творчества.
Личностные:
развитие творческие способности детей (воображение, художественно-образное мышление, фантазия, зрительное восприятие чувство цвета, формы, композиционной культуры;
развитие коммуникативные, рефлексивные умения и навыки обучающихся;
развитие у детей художественный и эстетический вкус;
содействовать организации содержательного досуга детей;
прививание интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
воспитание доброжелательное отношение к окружающим и умение заботиться;
формирование потребность в самоорганизации и здоровом образе жизни;
Метапредметные:
-ознакомление детей с правилами безопасности при работе с инструментами;
-ознакомление обучающихся с классификацией текстильных волокон, видами рисунков тканей, терминологией и технологией выполнения ручных работ, с законами композиции, цветоведения, видами ручных стёжек, ручной вышивки и аппликации;
-обучение детей определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны; выполнять простые ручные швы; правильно раскроить материал с использованием выкройки и шаблонов,; работать с методическим картами; строить симметричный узор, орнамент, подбирать нитки, размер и место узора в изделии; переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стёжки вышивки; выполнять поделки, сувениры с использованием техник ДПИ.
Содержание и уровень программы.
Уровень программы «Швейная мастерская» базовый. Программа создаёт условия для обучения детей шитью, на повышение готовности учащегося к включению в творческую деятельность.
Реализация программы.
Образовательный процесс осуществляется на русском языке, в соответствии с направлениями развития ребенка.
В процессе реализации программы «Швейная мастерская» используются следующие типы занятий:
учебные занятия по ознакомлению учащихся с новым материалом;
учебные занятия закрепления и повторения знаний, умений и навыков;
учебные занятия по обобщению и систематизации изученного;
учебные занятия проверки знаний и разбора проверочных работ;
Срок реализации, особенности организации.
На основании СанПиНа: объём программы рассчитан на один год. Общая продолжительность обучения детей в творческом объединении постоянного состава равна 102 часам, в том числе:
1 год обучения – 102 часа – освоение основ материаловедения, цветоведения, лоскутного шитья. Основные техники декоративно-прикладного искусства.
Формы организаций учебных занятий:
отчетные занятия-выставки;
практическое занятие;
комбинированное занятие;
игра;
праздник;
экскурсия;
мастерская и др.
Режим занятий.
В течении года обучения 102ч., занятия проводятся один раза в неделю по 3 академических часа –40 минут - с обязательным перерывом 10 мин. между каждым часом обучения.
Набор.
Возраст обучающихся в реализации программы " Швейная мастерская " участвуют дети от 10 до 15 лет. Комплектование творческого объединения проводится без предварительного отбора детей. В группу принимаются как мальчики, так и девочки, разного возраста проявляющие желание, интерес.
Специальной практической подготовки к данному виду творчества не требуется, но учитывается умение безопасной работы с ножницами, степени развития моторики рук, умение различать цвета. Программа адресована всем желающим учащимся, в том числе не имеющим начальной художественной подготовки.
Образовательные технологии.
Традиционные технологии - технологии, построенные на объяснительно-иллюстративном способе обучения. При использовании данной технологии педагог основное внимание в своей работе отводит изложению готового учебного материала. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, образцы, технические средства обучения.
Игровые технологии - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, неподдельного интереса. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, учащиеся не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Тестовые технологии большое внимание на уроке отводится устным упражнениям. Задания берутся разнообразные – от простого к сложному: задания базового уровня для закрепления полученных знаний и логические задания, над которыми следует подумать.
Информационные технологии – технологии с использованием компьютера и других технических средств, используемых при объяснении нового материала или при закреплении полученных знаний.
Результат реализации программы.
Вся работа в объединении направлена на достижение развития творческой активности учащихся. В конце курса учащиеся должны:
-знают историю лоскутного шитья;
-выполняют выкройки по схемам;
-выполняют простейшие швы;
-владеют приемами работы с тканью;
-умеют работать как самостоятельно, так и в коллективе;
- творчески используют свои умения и навыки.
Предметные результаты: к концу первого года обучения обучающиеся
правила безопасности труда при работе с инструментами;
классификацию текстильных волокон;
виды рисунков тканей;
терминологию и технологию выполнения ручных работ;
законы композиции;
законы цветоведения;
виды ручных стежков;
виды лоскутного шитья и аппликации;
основы техник ДПИ: ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), лоскутное шитье, аппликация.
Личностные результаты :
определяют в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночные стороны;
выполнять простые ручные швы;
определять лицевую, изнаночную стороны, нить основы и утка;
умеют правильно раскроить материал, используя выкройки и шаблоны;
работают индивидуально с методическими картами;
осуществляют поиск необходимой информации в области обработки ткани и материалов (фетр, мех, кожа и др.);
строят симметричный узор, орнамент;
подбирают размер и место узора в изделии;
подбирают нитки;
переводят рисунок на ткань, подбирать иглы, выполнять ручные швы и стежки вышивки.
умеют изготовить поделку, сувенир с использованием техник ДПИ: ручное шитье (ручные швы, поделки, аксессуары), лоскутное шитье, аппликация.
Метапредметные результата:
- участие обучающихся в тематических районных и областных выставках, конкурсах, ярмарках, других общественных мероприятиях.
- качественное выполнения выпускной работы;
- результаты педагогического собеседования;
- степень развития творческих способностей;
- уровень развития интеллекта;
- активность обучающегося на протяжении всего курса обучения.
Результат обучения в количественном выражении
Результатом обучения является приобретение знаний, умений и навыков по данному предмету и переход на углублённый уровень в учреждении дополнительного образования.
Учебный план
№ п/п | Название разделов, модулей. | Количество часов | Формы контроля | ||||
Всего | Теория | Практика | |||||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 3 | 3 | - | | ||
2. | Материаловедение | 6 | 1 | 5 | Наблюдение беседа | ||
3. | Ручные швейные работы | 18 | 4 | 14 | Наблюдение беседа | ||
4. | Швейная машина | 9 | 3 | 6 | Наблюдение беседа | ||
5. | Лоскутное шитье | 21 | 5 | 16 | Наблюдение беседа | ||
6. | Аппликация из ткани | 24 | 6 | 18 | Наблюдение беседа | ||
7. | Пошив, ремонт одежды | 21 | 3 | 18 | Наблюдение беседа | ||
| Итого: | 102 | 25 | 77 | | ||
| | | | | |
Содержание учебного плана.
1.Вводное занятие (3ч.)
Задачи работы творческого объединения. План работы. Знакомство с изделиями, выполненными учащимися объединения. Оборудование кабинета, организация рабочего места. Инструменты и принадлежности для работы. Правила техники безопасности. Организационные вопросы.
2. Материаловедение
Тема 1.1 Виды и свойства ткани (6ч.)
Теоретические знания: Виды волокон и их происхождение. Краткие сведения о производстве тканей. Виды тканей. Определение лицевой и изнаночной сторон. Определение нитей основы и утка. Краткие сведения о профессиях ткацкого и швейного производства.
Практические занятия. Подбор тканей по виду, цвету, назначению. Определение в образцах тканей нитей основы и утка, Лицевой и изнаночной сторон.
3. Ручные швейные работы(18ч.)
Теоретические знания: Терминология ручных работ. Организация рабочего места. Техника безопасности при ручных работах. Виды ручных швов:
«Шов вперед иголку», «Шов назад иголку», «Петельный шов», «Шов козлик». Копировальные стежки – силки, прокладочные стежки, стежки ручной сборки, сметочные стежки. Виды накладного шитья.
Практические занятия. Приемы выполнения ручных стежков и строчек Выбор отделки. Подбор ткани для отделки.
4. Швейная машина(9ч.)
Теоретические знания: Устройство швейной машины. Подготовка швейной машины к работе. Правила начала и окончания работы на швейной машине. Правила техники безопасности. Приемы выполнения машинных строчек.
Практические занятия. Упражнения в работе на швейной машине. Заправка нижней и верхней нитей. Регулировка длины стежка. Выполнение закрепок. Намотка ниток на шпульку.
5. Лоскутное шитье (21 ч.)
Теоретические знания: История лоскутного шитья. Цвет, цветовые сочетания. Особенности технологии изготовления изделий в различных техниках «Квадрат», «Треугольник», «Полоска».
Практические занятия. Подбор и подготовка материалов, шаблоны, раскрой лоскутов, соединение деталей в различных техниках.
6. Аппликация из ткани (24ч.)
Теоретические знания: История аппликации из ткани, виды аппликаций. Техники выполнения.
Практические занятия. Составление эскизов, подбор тканей и фурнитуры, создание вариативных аппликаций.
7. Пошив и ремонт одежды (21 ч.)
Теоретические знания: Пошив одежды. Виды ремонтов одежды.
Практические занятия. Подбор техники исполнения ремонта, фурнитуры, обработки срезов.
Календарный учебный график
№ | Дата | Кол-во часов | Тема программы | Форма организации или форма проведения | Методы и приемы организации учебно-воспитательского процесса | Виды и формы контроля |
1. | | 3 | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | Фронтальная | Беседа, объяснение | Вводное |
| | | Материаловедение (6 часа) | - | - | - |
| | 3 | Виды и свойства тканей | Фронтальная | Репродуктивный наглядный | Практическое задание |
| | 3 | Виды и свойства тканей | Фронтальная | Объяснительно-иллюстративный | Наблюдение |
| | | Ручные швейные работы(18) | - | - | - |
| | 3 | Общие сведения об инструментах и приспособлениях, оборудование рабочего места. | Индивидуально-фронтальная | Репродуктивный словесный | Наблюдение, практическое задание |
| | 3 | Терминология ручных работ, наглядные пособия | Индивидуально-фронтальная | Исследовательский | Самостоятельная работа |
| | 3 | Изготовление образцов: -сметочные и копировальные стежки, швы «назад иголка», «через край» | Индивидуальная, объединение в подгруппы | Частично-поисковый, наглядный | Выставка детского творчества |
| | | -потайные стежки, тамбурный шов. | Индивидуальная | Репродуктивный наглядный | Наблюдение |
| | 3 | Самостоятельная работа по пройденному материалу | Коллективная | Частично-поисковый, словесный | Коллективный анализ работ |
| | 3 | Накладное шитье. Виды. | Индивидуальная | Репродуктивный наглядный | Наблюдение |
| | 3 | Способы выполнения накладного шитья. | Фронтальная | Исследовательский, практический | Наблюдение, выставка детского творчества |
4 | | | Швейная машина (9 часов) | - | - | - |
| | 3 | Устройство швейной машины | Индивидуальная | Исследовательский, практический | Творческое задание |
| | 3 | Работа на швейной машине | Фронтальная | Объяснительно-иллюстративный словесный | Наблюдение |
| | 3 | Изготовление образцов машинных строчек. | Индивидуальная | Репродуктивный практический | Практическая работа |
| | | Лоскутное шитье(21 час) | - | - | - |
| | 3 | .История лоскутного шитья. | Фронтальная | Объяснительно-иллюстративный словесный | Вводное |
| | 3 | Цвет. Цветовые сочетания. Шаблоны. Раскрой лоскутков. Техника «Квадрат» | Фронтальная | Репродуктивный практический | Практическая работа |
| | 3 | Орнамент. Техника «Треугольник» Изготовление изделия в технике «Треугольник» | Фронтальная Индивидуальная | Репродуктивный словесный | Наблюдение |
5.8 | | 3 | Изготовление изделия в технике «Полоска» | Индивидуальная | Репродуктивный практический | Практическая работа |
5.11 | | 3 | Узоры, собираемые по спирали. Свободная техника. Изготовление сувенира из лоскутов | Фронтальная | Исследовательский, наблюдение | Наблюдение |
5.12 | | 3 | Изготовление изделия со спиральным узором. Изготовление сувенира из лоскутов | Индивидуальная | Репродуктивный словесный | Практическое задание |
5.14 | | 3 | Изготовление изделия в технике «Уголки» | индивидуальная | Частично-поисковый, практический | Самостоятельная работа |
5.20 | | | Выполнение стежки. Машинная стежка. | Индивидуальная | Репродуктивный словесный | Практическое задание |
| | | Аппликация из ткани (24 часа) | - | - | |
6.1 | | 3 | Введение. Материалы, инструменты. | Фронтальная | Словесный | Наблюдение. |
6.4 | | 3 | История аппликации из ткани. Виды аппликации. | Фронтальная | Словесный | Наблюдение |
6.6 | | 3 | Понятие о композиции. Орнамент. Природа цвета. | Фронтальная | Объяснительно-иллюстративный наглядный | Наблюдение |
6.11 | | 3 | Составление эскизов. Подбор материалов. Создание аппликации «Котик» | Индивидуальная | Частично-поисковый, практический | Выставка детского творчества |
6.14 | | 3 | Создание аппликации «Бабочка» | Индивидуальная | Репродуктивный словесный | Самостоятельная работа |
6.15 | | 3 | Создание аппликации «Кораблик» | Индивидуально-фронтальная | Исследовательский, практический | Практическое занятие |
6.16 | | 3 | Создание аппликации «Цветы» | Индивидуально-фронтальная | Исследовательский, практический | Самостоятельная работа |
6.17 | | 3 | Создание аппликации «Дерево» | Индивидуально-фронтальная | Исследовательский, практический | Самостоятельная работа |
7. | | | Пошив и ремонт одежды.(21 час) | - | - | - |
7.1 | | 3 | Ремонт одежды при помощи заплаток. Виды заплаток. | Фронтальная | Частично-поисковый, практический | Наблюдение |
7.3 | | 3 | Виды пришивания молний. Замена молнии в одежде. | Индивидуально-фронтальная | Индивидуально-фронтальный, практический | Самостоятельная работа |
7.6 | | 3 | Обработка срезов деталей. Подгибка Обработка срезов деталей. Строчка зиг-заг. | Индивидуальная | Объяснительно-иллюстративный практический | Практическая работа |
7.8 | | 3 | Обработка срезов деталей «косой» бейкой. | Фронтальная | Объяснительно-иллюстративный практический | Практическая работа |
7.9 | | 3 | Подшив брюк. Подшив юбки. Пошив изделя. | Индивидуально-фронтальная | Репродуктивный наглядный | Самостоятельная работа |
7.11 | | 3 | Пришивание пуговиц, кнопок. Пошив изделия. | Фронтальная | Репродуктивный объяснение | Практическое задание |
7.12 | | 3 | Пошив изделия.Ремонт одежды на выбор. | Индивидуальная | Репродуктивный | Практическое задание |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
Гладильная доска, раскройный стол, манекены 2шт. нитки, иголки, портняжные мелки, ножницы, бытовые швейные машинки 5шт., линейки и т.д. Рабочее место должно быть хорошо освещено.
Перечень оборудования, инструментов и материалов.
Швейные машины количество от 5 шт., оверлок количество 1 шт., манекен 2шт., электроутюг, доска гладильная, булавки, нитки, иголки, раскройный стол, линейки портновские, мелки, классная доска, компьютер, столы, стулья, шкафы для хранения инструментов и приспособлений, зеркало.
Рабочая коробка ребенка (РКР), в которую входят следующие инструменты и иглы: ножницы, сантиметровая лента, кисточка для клея, шариковая ручка, небольшие отрезки хлопчатобумажной ткани, материалов (фетр, кожа, мех, поролон, синтепон, полиэтилен) циркуль, конверт для хранения вырезанных деталей и другие предметы, необходимые для реализации программы на каждом конкретном этапе.
Помещение:
Учебный кабинет для проведения групповых и индивидуальных учебных занятий площадью не менее 12 кв.м высотой не ниже 3,0;
Актовый зал (холл, рекреация) для проведения отчетных выставок и итоговых мероприятий.
Информационное обеспечение.
Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам . Во время самостоятельной работы, для сбора дополнительного материала в области мировой моды, цветоведения, и пр. учащиеся могут пользоваться Интернетом. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями, основной и дополнительной учебной, учебно-методической литературой по моделированию и конструированию , журналов мод и т.д.
Цифровые образовательные ресурсы (интернет-источники).
nspotal.ru, infourok.ru
Методические материалы.
В процессе организации образовательного процесса используются следующие методы работы:
По способу организации занятий.
- словесный (устное изложение, беседа, анализ и т.д.)
- наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
- практический
По уровню деятельности детей.
- объяснительно-иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом);
- исследовательский (самостоятельная творческая работа обучающихся);
По форме организации деятельности обучающихся.
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
- коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой (организация работы по малым группам);
- коллективно-групповой (выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение);
- индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблемы);
Методы личностно-ориентированного подхода.
(диалога, игровые, рефлексивные, педагогической поддержки, диагностические, создание ситуации успеха), что способствует развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъектных качеств.
Метод проекта
как условие для развития у детей познавательного интереса и самостоятельности в выборе способов и средств достижения цели.
В процессе реализации дополнительной образовательной программы « Швейный мир» используются следующие техники работы с тканью.
8