12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Немтинова Галина Николаевна466
Стаж педагогической работы 39 лет. Закончила Каргопольское педагогическое училище, 1984 год.
Россия, Архангельская обл., Красноборский район деревня Пермогорье

МБОУ «Пермогорская школа»

Согласовано: Зам.директора по УВР _______ 2018 г. _______ М.В.Благодарёва

Утверждаю:

Директор МБОУ «Пермогорская школа»

___________ Г.В. Белозерцева

Приказ № ____ от _______2018 г.


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

литературного кружка

«Вдумчивое чтение»


Составитель: Немтинова Галина Николаевна,

учитель начальных классов,

1 кв. категории

 

2018 - 2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования кружка «Вдумчивое чтение» в 4 классе составлена на основе письма Минобразования России от 18.06.2003 № 28 – 02 – 484 ( и авторской программы дополнительного художественного образования «Художественное чтение». Автор С.В. Цецулина Москва. «Просвещение» 2011 год, в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ.

Количество занятий в неделю - 1 час

Количество занятий за год - 34часа

Программа реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа создаст условия для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

На занятиях предполагается практическая работа с текстами, с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

Задачи:

формировать у детей интерес к книге,

уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,

учить отвечать на вопросы по содержанию,

учить пересказу,

развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".

создать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.


 

Содержание программы и требования к уровню подготовки обучающихся:

Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. В программу кружка включена работа с текстом: Чтение. Работа с текстом: 3 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018

 

Требования к уровню подготовки обучающихся:


 

Универсальные учебные действия:


Личностными результатами кружка являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


 

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.


Метапредметными результатами кружка является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятиях;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условныхобозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами кружка является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


 

Тематическое планирование

 

Тема
занятия


 

Практические занятия


Формы контроля и варианты его проведения

1

Работа с текстом в. 1 «Ливень»

 

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

2


 


 

«Подвиги моего детства»

Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Комбинированное чтение главы «Старый колодезь».

Проблемные ситуации.

Анализ качеств характера

главного героя повести.

3

Работа с текстом в. 2 «Солнечный день в самом начале лета».

Г. Скребицкий Рассказы о природе.

Путешествие в мир природы. Выставка книг.

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение детьми рассказов Скребицкого.

4


 


 


 


 


 

Волшебный мир сказок Бажова

П. Бажов «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нем. Выделение особенностей уральских сказаний.

5

Работа с текстом в. 3

Рассказы К.Д. Ушинского.

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение детьми рассказов Ушинского.

6


 


 

Работа с текстом в. 8 Р. Киплинг «Слонёнок».

Редьярд Киплинг «Слонёнок» и другие сказки.

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение детьми сказок Киплинга.

8


 


 

Работа с текстом в. 16 С.В. Михалков «Жадный заяц»

Сказки С.В. Михалкова.

Выставка книг. Самостоятельное чтение детьми сказок С.В. Михалкова.

9

Работа с текстом в. 21 С.В. Михалков сказка «Просчитался».

Сказки С.В. Михалкова.

Самостоятельное чтение детьми сказок С.В. Михалкова.

10


 


 

Наедине с природой.

И.С.Тургенев «Перепёлка».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Деление произведения на смысловые части. Озаглавливание частей.

11


 


 


 

Работа с текстом в. 20 Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

Рассказы Е. Пермяка.


 


 

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение детьми рассказов Е. Пермяка.

112


 

Наедине с природой.


 

Рассказы о природе Е.И. Носова

«Белый гусь», «Хитрюга» и др.

 


 

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Проблемная ситуация.

Самостоятельное чтение детьми рассказов Е.И. Носова.

113

114

Книги о ребятах и их делах.

А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Самостоятельное чтение произведение.

Пересказ отрывка из прочитанного произведения.


 

15

Работа с текстом в. 22 В. Осеева «Злая мать и добрая тётя».

Рассказы В. Осеевой.

Выставка книг. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение детьми рассказов В.Осеевой.

16

17

. Сказки о приключениях детей.

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Самостоятельное чтение произведение.

Пересказ отрывка из прочитанного произведения.

18


 


 

Работа с текстом в. 4

Знакомство с энциклопедией «Хочу всё знать»

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

19

Весёлые истории.

М.М. Зощенко.

«Рассказы о Митькином детстве», «Глупая история», «Интересный рассказ».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Самостоятельное чтение произведений. Пересказ отрывка из прочитанного произведения.

20


 


 


 

Работа с текстом в. 5 А. Бостром «Кошка и ёж»

Рассказы Бостром Александры Леонтьевны

Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

21

22

Сказки народов разных стран.

Арабская сказка «Синбад – мореход»,

«Али – Баба и сорок разбойников».

Особенности арабских сказок.

Самостоятельное чтение произведений. Пересказ отрывка из прочитанного произведения.

23


 

Работа с текстом в. 9 «Язык – средство общения»

По материалам энциклопедии «Хочу всё знать».

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение Д. Родари «Приключения Чиполлино».

24


 

Страна Фантазия.

Д. Родари «Приключения Чиполлино».

Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Викторина по сказке.

25


 

Работа с текстом в. 9 А.В. Тихонов «Колибри»

Рассказы о природе А.В. Тихонова.

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

26


 

Смешинки.

Ю.Сотник «Райкины пленники».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Самостоятельное чтение рассказов Ю. Сотника.

27

Работа с текстом в. 11.

По материалам энциклопедии «Хочу всё знать».

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение стихотворений Б. Заходера и Ю. Мориц».

28

Как рождается герой.

Б. Заходер «История гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин»

Конкурс на лучшего чтеца. Темп чтения, передача настроения голосом.

29


 

Работа с текстом в. 13 К.Д. Ушинский «Четыре желания».

К.Д. Ушинский «Четыре желания».

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

30


 

Из истории Отечества.

Василий Ян. «Никита и Микитка».

Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Чтение с остановками.

Самостоятельное чтение рассказов С. Алексеева.


 

31


 

Работа с текстом в. 15.

 

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение рассказа А.И.Куприна «Белый пудель».

32


 

Преданность, верность, дружба.

Рассказ А.И.Куприна «Белый пудель».

Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Работа по содержанию, выборочное чтение.

33

Работа с текстом в. 17 И.С. Соколов - Микитов «Рябина».

Рассказы о природе И.С. Соколова – Микитова.

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

34


 


 


 


 

Обобщающее занятие.

Тестирование по выявлению читательского кругозора.

Знакомство со списком книг на лето.

 

Литература:

Чтение. Работа с текстом: 4 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.