Рабочая программа литературного кружка «Вдумчивое чтение» (4 класс)
МБОУ «Пермогорская школа»
Согласовано: Зам.директора по УВР _______ 2018 г. _______ М.В.Благодарёва |
Утверждаю: Директор МБОУ «Пермогорская школа» ___________ Г.В. Белозерцева Приказ № ____ от _______2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
литературного кружка
«Вдумчивое чтение»
Составитель: Немтинова Галина Николаевна,
учитель начальных классов,
1 кв. категории
2018 - 2019г.
Пояснительная записка
Рабочая программа дополнительного образования кружка «Вдумчивое чтение» в 4 классе составлена на основе письма Минобразования России от 18.06.2003 № 28 – 02 – 484 ( и авторской программы дополнительного художественного образования «Художественное чтение». Автор С.В. Цецулина Москва. «Просвещение» 2011 год, в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ.
Количество занятий в неделю - 1 час
Количество занятий за год - 34часа
Программа реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.
Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.
Программа создаст условия для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).
Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
На занятиях предполагается практическая работа с текстами, с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.
Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Задачи:
формировать у детей интерес к книге,
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
учить отвечать на вопросы по содержанию,
учить пересказу,
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
создать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.
Содержание программы и требования к уровню подготовки обучающихся:
Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.
К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. В программу кружка включена работа с текстом: Чтение. Работа с текстом: 3 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Универсальные учебные действия:
Личностными результатами кружка являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Метапредметными результатами кружка является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий на занятиях;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условныхобозначениях); в словаре;
находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
выразительно читать и пересказывать текст;
договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами кружка является сформированность следующих умений:
воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;
понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;
делить текст на части, озаглавливать части;
выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
подробно и выборочно пересказывать текст;
составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;
размышлять о характере и поступках героя;
относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;
относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.
Тематическое планирование
№ |
Тема |
Практические занятия |
|
|
1 |
Работа с текстом в. 1 «Ливень» |
Самостоятельное чтение и работа с текстом. |
||
2
|
«Подвиги моего детства» |
Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь». |
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Комбинированное чтение главы «Старый колодезь». Проблемные ситуации. Анализ качеств характера главного героя повести. |
|
3 |
Работа с текстом в. 2 «Солнечный день в самом начале лета». |
Г. Скребицкий Рассказы о природе. |
Путешествие в мир природы. Выставка книг. Самостоятельное чтение и работа с текстом. Самостоятельное чтение детьми рассказов Скребицкого. |
|
4
|
Волшебный мир сказок Бажова |
П. Бажов «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер». |
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нем. Выделение особенностей уральских сказаний. |
|
5 |
Работа с текстом в. 3 |
Рассказы К.Д. Ушинского. |
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом. Самостоятельное чтение детьми рассказов Ушинского. |
|
6
|
Работа с текстом в. 8 Р. Киплинг «Слонёнок». |
Редьярд Киплинг «Слонёнок» и другие сказки. |
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение детьми сказок Киплинга. |
|
8
|
Работа с текстом в. 16 С.В. Михалков «Жадный заяц» |
Сказки С.В. Михалкова. |
Выставка книг. Самостоятельное чтение детьми сказок С.В. Михалкова. |
|
9 |
Работа с текстом в. 21 С.В. Михалков сказка «Просчитался». |
Сказки С.В. Михалкова. |
Самостоятельное чтение детьми сказок С.В. Михалкова. |
|
10
|
Наедине с природой. |
И.С.Тургенев «Перепёлка». |
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Деление произведения на смысловые части. Озаглавливание частей. |
|
11
|
Работа с текстом в. 20 Е. Пермяк «Как Маша стала большой». |
Рассказы Е. Пермяка.
|
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом. Самостоятельное чтение детьми рассказов Е. Пермяка. |
|
112 |
Наедине с природой. |
Рассказы о природе Е.И. Носова «Белый гусь», «Хитрюга» и др.
|
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Проблемная ситуация. Самостоятельное чтение детьми рассказов Е.И. Носова. |
|
113 114 |
Книги о ребятах и их делах. |
А.П. Гайдар «Тимур и его команда». |
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение произведение. Пересказ отрывка из прочитанного произведения.
|
|
15 |
Работа с текстом в. 22 В. Осеева «Злая мать и добрая тётя». |
Рассказы В. Осеевой. |
Выставка книг. Самостоятельное чтение и работа с текстом. Самостоятельное чтение детьми рассказов В.Осеевой. |
|
16 17 |
. Сказки о приключениях детей. |
А. Волков. «Волшебник Изумрудного города». |
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение произведение. Пересказ отрывка из прочитанного произведения. |
|
18
|
Работа с текстом в. 4 |
Знакомство с энциклопедией «Хочу всё знать» |
Самостоятельное чтение и работа с текстом. |
|
19 |
Весёлые истории. |
М.М. Зощенко. «Рассказы о Митькином детстве», «Глупая история», «Интересный рассказ». |
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение произведений. Пересказ отрывка из прочитанного произведения. |
|
20
|
Работа с текстом в. 5 А. Бостром «Кошка и ёж» |
Рассказы Бостром Александры Леонтьевны |
Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом. |
|
21 22 |
Сказки народов разных стран. |
Арабская сказка «Синбад – мореход», «Али – Баба и сорок разбойников». |
Особенности арабских сказок. Самостоятельное чтение произведений. Пересказ отрывка из прочитанного произведения. |
|
23
|
Работа с текстом в. 9 «Язык – средство общения» |
По материалам энциклопедии «Хочу всё знать». |
Самостоятельное чтение и работа с текстом. Самостоятельное чтение Д. Родари «Приключения Чиполлино». |
|
24
|
Страна Фантазия. |
Д. Родари «Приключения Чиполлино». |
Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Викторина по сказке. |
|
25
|
Работа с текстом в. 9 А.В. Тихонов «Колибри» |
Рассказы о природе А.В. Тихонова. |
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом. |
|
26
|
Смешинки. |
Ю.Сотник «Райкины пленники». |
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение рассказов Ю. Сотника. |
|
27 |
Работа с текстом в. 11. |
По материалам энциклопедии «Хочу всё знать». |
Самостоятельное чтение и работа с текстом. Самостоятельное чтение стихотворений Б. Заходера и Ю. Мориц». |
|
28 |
Как рождается герой. |
Б. Заходер «История гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин» |
Конкурс на лучшего чтеца. Темп чтения, передача настроения голосом. |
|
29
|
Работа с текстом в. 13 К.Д. Ушинский «Четыре желания». |
К.Д. Ушинский «Четыре желания». |
Самостоятельное чтение и работа с текстом. |
|
30
|
Из истории Отечества. |
Василий Ян. «Никита и Микитка». |
Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Чтение с остановками. Самостоятельное чтение рассказов С. Алексеева. |
|
31
|
Работа с текстом в. 15. |
Самостоятельное чтение и работа с текстом. Самостоятельное чтение рассказа А.И.Куприна «Белый пудель». |
||
32
|
Преданность, верность, дружба. |
Рассказ А.И.Куприна «Белый пудель». |
Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Работа по содержанию, выборочное чтение. |
|
33 |
Работа с текстом в. 17 И.С. Соколов - Микитов «Рябина». |
Рассказы о природе И.С. Соколова – Микитова. |
Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом. |
|
34
|
Обобщающее занятие. |
Тестирование по выявлению читательского кругозора. |
Знакомство со списком книг на лето. |
Литература:
Чтение. Работа с текстом: 4 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018