Рабочая программа литературного кружка «Вдумчивое чтение» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 19 October 2018

МБОУ «Пермогорская школа»

Согласовано: Зам.директора по УВР _______ 2018 г. _______ М.В.Благодарёва

Утверждаю:

Директор МБОУ «Пермогорская школа»

___________ Г.В. Белозерцева

Приказ № ____ от _______2018 г.


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

литературного кружка

«Вдумчивое чтение»


Составитель: Немтинова Галина Николаевна,

учитель начальных классов,

1 кв. категории

 

2018 - 2019г.

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования кружка «Вдумчивое чтение» в 4 классе составлена на основе письма Минобразования России от 18.06.2003 № 28 – 02 – 484 ( и авторской программы дополнительного художественного образования «Художественное чтение». Автор С.В. Цецулина Москва. «Просвещение» 2011 год, в соответствии с Положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ.

Количество занятий в неделю - 1 час

Количество занятий за год - 34часа

Программа реализует общеинтеллектуальное направление. Основной вид деятельности, реализуемый данной программой, способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Программа способствует овладению обучающимися универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Содержание программы создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение.

Программа создаст условия для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

Внеурочные занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

На занятиях предполагается практическая работа с текстами, с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Цель: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.

Задачи:

формировать у детей интерес к книге,

уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,

учить отвечать на вопросы по содержанию,

учить пересказу,

развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.

учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".

создать на практике условия для развития читательских умений и интереса к чтению книг;

формировать личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные умения.


 

Содержание программы и требования к уровню подготовки обучающихся:

Содержание программы разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ.

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. В программу кружка включена работа с текстом: Чтение. Работа с текстом: 3 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018

 

Требования к уровню подготовки обучающихся:


 

Универсальные учебные действия:


Личностными результатами кружка являются следующие умения:

оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.


 

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.


Метапредметными результатами кружка является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на занятиях кружка с помощью учителя;

проговаривать последовательность действий на занятиях;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условныхобозначениях); в словаре;

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

выразительно читать и пересказывать текст;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметными результатами кружка является сформированность следующих умений:

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать целыми словами;

понимать смысл заглавия произведения; выбирать наиболее подходящее заглавие из данных; самостоятельно озаглавливать текст;

делить текст на части, озаглавливать части;

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять устный рассказ о герое прочитанного произведения по плану;

размышлять о характере и поступках героя;

относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;

находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и другие сказочные приметы;

относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.


 

Тематическое планирование

 

Тема
занятия


 

Практические занятия


Формы контроля и варианты его проведения

1

Работа с текстом в. 1 «Ливень»

 

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

2


 


 

«Подвиги моего детства»

Н. Гарин-Михайловский. «Детство Темы». Повесть. Глава «Старый колодезь».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Комбинированное чтение главы «Старый колодезь».

Проблемные ситуации.

Анализ качеств характера

главного героя повести.

3

Работа с текстом в. 2 «Солнечный день в самом начале лета».

Г. Скребицкий Рассказы о природе.

Путешествие в мир природы. Выставка книг.

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение детьми рассказов Скребицкого.

4


 


 


 


 


 

Волшебный мир сказок Бажова

П. Бажов «Каменный цветок», «Голубая змейка», «Медной горы хозяйка», «Горный мастер».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нем. Выделение особенностей уральских сказаний.

5

Работа с текстом в. 3

Рассказы К.Д. Ушинского.

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение детьми рассказов Ушинского.

6


 


 

Работа с текстом в. 8 Р. Киплинг «Слонёнок».

Редьярд Киплинг «Слонёнок» и другие сказки.

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение детьми сказок Киплинга.

8


 


 

Работа с текстом в. 16 С.В. Михалков «Жадный заяц»

Сказки С.В. Михалкова.

Выставка книг. Самостоятельное чтение детьми сказок С.В. Михалкова.

9

Работа с текстом в. 21 С.В. Михалков сказка «Просчитался».

Сказки С.В. Михалкова.

Самостоятельное чтение детьми сказок С.В. Михалкова.

10


 


 

Наедине с природой.

И.С.Тургенев «Перепёлка».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Деление произведения на смысловые части. Озаглавливание частей.

11


 


 


 

Работа с текстом в. 20 Е. Пермяк «Как Маша стала большой».

Рассказы Е. Пермяка.


 


 

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение детьми рассказов Е. Пермяка.

112


 

Наедине с природой.


 

Рассказы о природе Е.И. Носова

«Белый гусь», «Хитрюга» и др.

 


 

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Проблемная ситуация.

Самостоятельное чтение детьми рассказов Е.И. Носова.

113

114

Книги о ребятах и их делах.

А.П. Гайдар «Тимур и его команда».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Самостоятельное чтение произведение.

Пересказ отрывка из прочитанного произведения.


 

15

Работа с текстом в. 22 В. Осеева «Злая мать и добрая тётя».

Рассказы В. Осеевой.

Выставка книг. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение детьми рассказов В.Осеевой.

16

17

. Сказки о приключениях детей.

А. Волков. «Волшебник Изумрудного города».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Самостоятельное чтение произведение.

Пересказ отрывка из прочитанного произведения.

18


 


 

Работа с текстом в. 4

Знакомство с энциклопедией «Хочу всё знать»

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

19

Весёлые истории.

М.М. Зощенко.

«Рассказы о Митькином детстве», «Глупая история», «Интересный рассказ».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Самостоятельное чтение произведений. Пересказ отрывка из прочитанного произведения.

20


 


 


 

Работа с текстом в. 5 А. Бостром «Кошка и ёж»

Рассказы Бостром Александры Леонтьевны

Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

21

22

Сказки народов разных стран.

Арабская сказка «Синбад – мореход»,

«Али – Баба и сорок разбойников».

Особенности арабских сказок.

Самостоятельное чтение произведений. Пересказ отрывка из прочитанного произведения.

23


 

Работа с текстом в. 9 «Язык – средство общения»

По материалам энциклопедии «Хочу всё знать».

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение Д. Родари «Приключения Чиполлино».

24


 

Страна Фантазия.

Д. Родари «Приключения Чиполлино».

Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Викторина по сказке.

25


 

Работа с текстом в. 9 А.В. Тихонов «Колибри»

Рассказы о природе А.В. Тихонова.

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

26


 

Смешинки.

Ю.Сотник «Райкины пленники».

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Самостоятельное чтение рассказов Ю. Сотника.

27

Работа с текстом в. 11.

По материалам энциклопедии «Хочу всё знать».

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение стихотворений Б. Заходера и Ю. Мориц».

28

Как рождается герой.

Б. Заходер «История гусеницы», Ю. Мориц «Жора Кошкин»

Конкурс на лучшего чтеца. Темп чтения, передача настроения голосом.

29


 

Работа с текстом в. 13 К.Д. Ушинский «Четыре желания».

К.Д. Ушинский «Четыре желания».

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

30


 

Из истории Отечества.

Василий Ян. «Никита и Микитка».

Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Чтение с остановками.

Самостоятельное чтение рассказов С. Алексеева.


 

31


 

Работа с текстом в. 15.

 

Самостоятельное чтение и работа с текстом.

Самостоятельное чтение рассказа А.И.Куприна «Белый пудель».

32


 

Преданность, верность, дружба.

Рассказ А.И.Куприна «Белый пудель».

Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём.

Работа по содержанию, выборочное чтение.

33

Работа с текстом в. 17 И.С. Соколов - Микитов «Рябина».

Рассказы о природе И.С. Соколова – Микитова.

Выставка книг. Рассматривание фотографии автора и чтение статьи о нём. Самостоятельное чтение и работа с текстом.

34


 


 


 


 

Обобщающее занятие.

Тестирование по выявлению читательского кругозора.

Знакомство со списком книг на лето.

 

Литература:

Чтение. Работа с текстом: 4 класс. ФГОС / О.Н. Крылова – 24-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство «Экзамен», 2018

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.