Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
Пояснительная записка к рабочей программе по курсу «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса разработана на основе приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1/15);Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева (2015 г.); Дополнения к основной образовательной программе начального общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения гимназии №1 имени Героя Советского Союза Евгения Дикопольцева 2018-2019 учебный год; Примерных программ начального общего образования и авторской программы В.Ю. Свиридовой по литературному чтению. рекомендованной Министерством образования Российской Федерации и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.
Программа обеспечена учебником В.Ю. Свиридова Литературное чтение: Учебник для 4 класса: В 2 ч. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2013г. и рабочими тетрадями по литературному чтению С..В..Самыкина Литературное чтение: Тетрадь для практических работ.2-4кл.: В 2 частях. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература 2013г.
Программа построена с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться: направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования УУД.
Количество часов в неделю - 4;
Количество часов в 1четверти- 32;
Количество часов во 2 четверти-32;
Количество часов в 3 четверти- 40;
Количество часов в 4четверть- 36
Учебный курс «Литературное чтение» адресован обучающимся 4-х классов общеобразовательных школ по общеобразовательной системе Л.В.Занкова.
Главная цель этого цикла - развитие эстетического сознания, то есть создание у школьника такого образа действительности, который соотнесен с идеалами прекрасного. Неоценима роль литературы в общем развитии школьников. Литература способна дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней жизни человека, обогатить духовно, нравственно и эмоционально, развить воображение, речь, способность выразить себя в слове. В связи с этим система начального литературного образования на своем специфическом материале работает на достижение общих целей начального образования:
- развитие личности школьника, его творческих способностей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- воспитание духовности, нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Одним из приоритетных направлений стандартов второго поколения выступает формирование нравственного сознания школьников, личностное освоение ими духовно-нравственных ценностей человечества, носителем которых являются культура и искусство. Прикосновение к литературе и искусству способствует развитию духовно-нравственных представлений, формированию эстетических понятий, становлению личности ребенка. Формирование нравственного сознания начинающего читателя происходит преимущественно через приобщение его к миру духовно-нравственных и эстетических ценностей, эмоциональное принятие и осознание этих ценностей, содержащихся в художественных произведениях, а главное - через возрастание общей гуманистической и эстетической культуры личности. Итогом работы по курсу литературного чтения может стать воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру (к окружающим людям, природе, животным), живущей «по законам красоты» (Л.Н. Толстой) Цель курса литературного чтения - воспитание компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя, а также развитую способность к творческой деятельности. Начальное образование как самоценный и значимый этап в развитии человека закладывает основы для реализации этой цели.
Грамотный читатель владеет техникой чтения, знает, что читать, ориентируется в широком мире литературы (ему присуще «жанровое ожидание», у него имеется общее представление о творческом почерке разных писателей и поэтов), и знает, как читать (обладает умением адекватно понять произведение), опираясь на представления о художественных приемах, на вкус, развитые эстетические чувства. Достижению этой цели способствует организованное в процессе обучения осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.
В основе данного курса лежит единый методологический подход - изучение литературы как искусства. Школьник учится полноценно воспринимать художественную литературу как особый вид искусства. Важно, чтобы ученик начальной школы эмоционально отзывался на прочитанное, пробовал высказать свою точку зрения и при этом учился уважать мнение собеседника. Общение с литературой поможет ему осознать себя и как читателя, и как человека, расширит культурный кругозор, мотивирует его обращение к художественным произведениям в дальнейшей жизни.
В процессе изучения курса литературного чтения ученик приобретет первичные умения работы с текстами разного вида и содержания, с учебной и научно-популярной литературой, будет учиться находить и использовать информацию для практической работы. В результате школьник получит возможность осознать значимость систематического чтения для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим учебным предметам.
Задачами курса литературного чтения, построенного на сформулированных выше основах и ориентированного на требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, являются:
1) расширение представлений детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, человеческих отношениях, духовно-нравственных и эстетических ценностях, формирование понятий о добре и зле;
2) развитие отношения к литературе как явлению национальной и мировой культуры, как средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; расширение представления детей о российской истории и культуре;
3) создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе ознакомления с литературоведческими понятиями и их практического использования;
4) воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций детей, развитие их интереса к чтению; осознание значимости чтения для личного развития; формирование потребности в систематическом чтении, в том числе для успешности обучения по всем учебным предметам;
5) развитие речевых навыков школьников, связанных с процессами: восприятия (аудирование, чтение вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывания по поводу текста), анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов, собственного творчества (устное и письменное высказывания на свободную тему).
Решение этих задач предполагает постоянное расширение читательского кругозора. Перед учеником должна развернуться широкая картина видов и жанров литературы, произведений разного эмоционального наполнения, разнообразие сюжетов, характеров и отношений героев, а также многообразие художественных средств создания образа.
Работа с текстом, содержание которой отражено в программе, предусматривает:
1) принципиальную целостность художественного образа, важность, «неслучайность», незаменимость каждого художественного элемента; целостное эмоциональное впечатление, оказываемое произведением при восприятии;
2) возможность личностного восприятия, «индивидуального» прочтения художественного образа; возможность различной аналитической интерпретации деталей художественного произведения;
3) необходимость сочетания понятийного отношения к прочитанному (различать явления литературы) и эмоционального (сопереживать); при этом ведущую роль играют чувства как основа интереса к чтению (наслаждение красотой слова и удовольствие ученика от своего растущего умения понимать ее).
Читательская компетентность, культура восприятия литературы основывается на понимании образной природы художественного текста и включает владение языком словесных образов, ориентирование в системе основных литературоведческих понятий. Курс нацеливает не на заучивание терминов, а на уяснение с их помощью специфики литературы. Литературоведческими понятиями учащиеся пользуются практически, как инструментами, помогающими понять художественный смысл произведения.
Работа в 4 классе, сохраняя единые принципы и задачи изучения литературы как искусства, поднимает учеников на новую ступеньку общего и эстетического развития. Анализируется поэтика произведений более сложных по своему художественному содержанию, к тому же более объемных (повесть). Ведется работа с былиной. Происходит знакомство с драмой. Углубляются представления об отличии фольклора от авторской литературы. Выявление позиции автора, вычитывание авторской оценки изображаемого, авторской точки зрения завершает представление об особенностях авторской литературы. Делаются посильные обобщения об особенностях творчества писателей разных веков, о тематике, героях, художественной манере. Закладываются основы изучения литературного процесса. «Сталкивая» художественные произведения разных времен и народов, разрешая возникающие коллизии, школьники продвигаются в литературном развитии и общем развитии в целом.
Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно-деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться. В сфере личностных УУД создаются условия для того, чтобы в соответствии с требованиями ФГОС «искусство и литература сознавались как значимая сфера жизни, нравственный и эстетический ориентир». Произведения подобраны таким образом, чтобы развернуть перед школьниками идею красоты, ценности и хрупкости мира, чтобы воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к культуре и искусству. важно научить воспринимать прекрасное: в природе, и в сфере человеческих чувств, в пространстве культурных ценностей, в истории Отечества. Тексты, вопросы, задания к прочитанному показывают школьнику, как важно стать человеком: научиться сопереживать и сопереживать, ценить, любить защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.
Виды и формы организации образовательного процесса:
Формы организации урока: совместная с учителем учебно-познавательная, поисковая деятельность, работа в парах, группах, самостоятельная работа обучающихся.
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты изучения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия.
У обучающегося будут сформированы:
– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами;
– интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения;
– основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности;
– чувство гордости за свою Родину, героическое историческое прошлое России, умение чувствовать эмоциональную сопричастность подвигам и достижениям ее граждан;
– основы для принятия культурных традиций своей страны;
– основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение;
– осознание нравственноᄉэстетической проблематики литературного произведения;
– умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов
Обучающийся научится:
– потребности в чтении как средстве познан мира и самопознания, саморазвития, интерес к литературе и другим видам искусства;
– осознания искусства и литературы как значимой сферы жизни, как нравственного и эстетического ориентира;
– ориентации в системе личностных смыслов;
– ответственности человека за себя и близких, о необходимости высших чувств любви, внимания, заботы;
– способности осмысливать свою принадлежность к определенной эпохе, культуре, части человечества;
– понимания чувств других людей, сопереживания и помощи им, этических чувств – вины, совести как основы морального поведения
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осознавать этапы организации учебной работы;
– принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию и способы выполнения;
– вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов;
– осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль результатов деятельности;
– выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане;
– строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи
Обучающийся получит возможность для формирования:
– самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой);
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели;
– проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других;
– осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач;
– осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст;
– обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале;
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета;
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
– устанавливать аналогии между литературными произведениями разных авторов, между выразительными средствами разных видов искусств
Обучающийся получит возможность для формирования:
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений;
– находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома,книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом пространстве Интернета);
– соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге;
– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений;
– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства;
– сотрудничать с учителем и сверстниками;
– грамотно формулировать вопросы;
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников;
– принимать участие в коллективных проектах
Обучающийся получит возможность:
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, творчески выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в литературе;
– открыто выражать свое отношение к художественному произведению и явлениям жизни, аргументировать свою позицию;
– проявлять творческую инициативу, самостоятельность в групповой работе;
– адекватно воспринимать и передавать информацию, отражающую содержание и условия коллективной деятельности;
– использовать опыт творческого взаимодействия в организации содержательного досуга
Предметные результаты
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
– читать свободно, бегло и выразительно вслух и про себя, со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
– выразительно читать наизусть стихотворения разных авторов по выбору ученика, в т.ч. стихотворения любимого поэта;
– эмоционально и осознанно воспринимать различные тексты, определять тему произведения;
– кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им при пересказе;
– выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении;
– сравнивать различные тексты, делать их элементарный анализ;
– давать характеристику литературному произведению: народное или авторское, определять жанр (сказка, сказочная повесть, рассказ, стихотворение), называть основную тему;
– находить известные средства художественной выразительности; – отвечать на вопросы по содержанию художественного текста, соотносить впечатления со своим
жизненным опытом;
– осознавать прочитанное и услышанное, соотносить поступки героев с нравственными нормами, делать выводы;
– самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя
Обучающийся получит возможность научиться:
– воспринимать художественную литературу как вид искусства;
– осмысливать нравственные ценности художественного произведения, выражать свое мнение о герое произведения и его поступках;
– вычленять систему образов произведения, основные сюжетные линии, особенности композиции произведения;
– самостоятельно читать тексты большого объема;
– выделять главную идею и основные проблемы литературного произведения;
– осознавать деление литературы на разные виды повествования: прозу, поэзию, драму;
– воспринимать юмор, иронию в литературе;
– воспринимать оттенки чувств в поэтическом произведении;
– воспринимать многообразные способы выражения авторского отношения в разных видах повествования
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
– ориентироваться в книге по названию, оглавлению и другим элементам книги;
– отличать сборник произведений от книги одного автора;
– самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
– составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
– пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой
Обучающийся получит возможность научиться:
– ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
– определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
– писать отзывы и аннотации на прочитанные книги; вести читательский дневник;
– работать с тематическим каталогом;
– работать с детской периодикой
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
– отличать художественные произведения разных жанров (сказки, басни, былины и др.);
– находить черты сходства и различия в рассказе и повести; в авторской и народной волшебной сказке;
– распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы и др.;
– практически различать прозаические, поэтические и драматические произведения и показывать особенности каждого вида повествования
Обучающийся получит возможность научиться:
– самостоятельно составлять сюжетный план, характеристику героя;
– различать средства художественной выразительности в литературном произведении (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, эпитет, звукопись, повтор);
– видеть единство выразительного и изобразительного начал в поэтическом произведении;
– видеть развитие настроения;
– создавать собственные небольшие тексты с использованием некоторых средств художественной выразительности по аналогии с изученными произведениями;
– знать о существовании «бродячих сюжетов» в мировой литературе;
– понимать особенности жанра басни, былинного повествования;
– эмоционально воспринимать и определять язык, напевность, ритм былин;
– называть основных героев русских былин
Творческая деятельность учащихся
Обучающийся научится:
– выразительно читать художественные произведения разных литературных родов и жанров;
– участвовать в чтении по ролям литературных произведений;
– пользоваться основными средствами интонационной выразительности при чтении вслух произведений разной эмоциональной направленности;
– реконструировать текст, восстанавливая последовательность событий; – передавать свое впечатление о литературном произведении в творческой форме, в т.ч. создавая иллюстрации;
– описательно рассказывать о любимом писателе, поэте;
– писать небольшие по объему сочинения на основе литературных впечатлений;
– писать небольшие по объему сочинения по картине
Обучающийся получит возможность научиться:
– пересказывать текст, передавая при этом чувства героя и главную мысль автора произведения;
– самостоятельно определять интонационные средства выразительного чтения, участвовать в конкурсах чтецов;
– участвовать в инсценировках литературных произведений;
– писать сочинении- рассуждения на свободную тему, сочинения – описания природы
Учебно-тематический план
№ |
Название разделов |
Количество часов |
||
Всего |
Из них практических работ |
Из них проверочных работ |
||
1 |
Глава1. Волшебная старина. |
22 |
1 |
|
2 |
Глава 2. Пленительные напевы |
28ч |
1 |
|
5 |
Глава 3. Авторская поэзия: мастерская стиха |
7ч |
1 |
|
6 |
Глава 4.Планета поэзии. От великого до малого. |
7ч |
1 |
|
7 |
Глава 5, Мир драмы. Где искать автора? |
6ч |
1 |
|
8 |
Глава 7. Вселенная прозы. Автор – и великий актер, и поэт. |
22ч |
1 |
|
9 |
Глава 8. Поэт, природа и время |
12ч |
1 |
|
10 |
Глава 9. Перекрёсток прозы, поэзии и драмы- человеческая душа. |
23ч |
1 |
|
11 |
Всего |
136ч |
10 |
Содержание программы
4 класс (136 часа)
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание). Адекватное понимание содержания звучащей речи, осознание цели речевого высказывания.Умение задавать вопрос к учебному тексту, нучно-познавательному и художественному произведениям.
Чтение вслух. Чтение про себя. Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Осознание смысла произведения при чтении про себя. Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию.
Говорение (культура речевого общения).
Письмо (культура письменной речи). Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью; формирование умений целенаправленного доказательного высказывания; творческого отношения к устной и письменной речи. Умение вести диалогическое общение: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Использование норм речевого этикета в условиях внеучебного общения. Работа со словом
(распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Монологическое речевое высказывание по предложенной теме или в виде ответа на вопрос. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного,
учебного и художественного текста. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания. Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку, использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнение). Мини-сочинения (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв.
Работа с разными видами текста. Различение разных видов текста: художественных, учебных, научноᄉпопулярных. Особенности фольклорного и авторского
текста. Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые части. Умение работать с разными видами информации. Участие
в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Работа с учебными, научно;популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение его с содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих особенностей текстов мифов, былин, легенд (по отрывкам или небольшим текстам). Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Работа с текстом художественного произ;ведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя).Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных
средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный (с цитированием), выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного высказывания. Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (отбор в тексте слов, выражений, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор в тексте слов, выражений, позволяющих
составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных прочитанных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Сопоставление поступков героев, мотивы поступка персонажа. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «родина», представления о проявлении любви к родине в классической и современной литературе, литературе разных народов.
Библиографическая культура. Книга как источник знаний об окружающем мире и внутреннем мире человека. Книга учебная, художественная, справочная. Виды
информации в книге с опорой на ее внешние показатели, справочно-иллюстративный материал книги. Типы изданий: внешние показатели, справочно-иллюстративный материал книги. Типы изданий: произведение, сборник, собрание сочинений, периодические издания, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии). Выбор книг на основе рекомендательного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Литературоведческая пропедевтика(практическое освоение)
Устное народное творчество. Осознание того, что фольклор есть выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений. Схожесть тем, идей, героев
в фольклоре разных народов. Углубление представления о жанрах народного и авторского творчества. Общее представление о новом типе отношений человека и
мира. Зависимость человека от природных сил и стихий в мифе, пафос борьбы с ними в былине.
Былина. Характеристика героя (победитель в борьбе с природными силами; защитник границ княжества и отечества; человек, прославляющий своими подвигами свое отечество). Илья Муромец и Никита Кожемяка как герои былинных циклов. Основные герои русских былин. Сравнение с героикой мифов.
Волшебная сказка. Единые законы разворачивания сюжета в волшебных сказках. Типичность завязки, кульминации, развязки. Общие мотивы и черты различия в сказках разных народов. От победы с помощью магической силы к торжеству ума, смекалки.
Авторская волшебная сказка: сходство с народной сказкой и отличия. Социально-бытовая сказка. Позднее происхождение. Отличия от волшебной сказки и сказки о животных. Особенности проблематики, нравоучительный характер, присущее ей чувство юмора. Сатирическая интонация бытовых сказок.
Народная и авторская социально-бытовая сказка.
Пословица. Связь с мифом и отражение зависимости человека от природы. Школа народной мудрости и жизненного опыта. Двучленная структура, отличие от поговорок. Способы вынесения нравственной оценки в пословице (иносказание) и поговорке (открытое суждение).Пословицы разных народов. Сочинение сюжетов к пословицам. Популярность пословиц в современной жизни и в произведениях авторской литературы. Жизнь жанров фольклора во времени .Проникновение фабульных элементов истории (в виде примет конкретно-исторического времени, исторических и географических названий) в жанры устного народного творчества: волшебную сказку и
былину.
Басня. Корни басни в сказке о животных. От сказочного схематизма древних басен, перечисления действий персонажей – к яркой зарисовке картинки из жизни. Нравоучение пословицы как прототип морали басни. Басня как жанр, объединяющий разные типы повествования. Отношение к изображаемому, скрытое в тексте басни. Явно высказанная авторская оценка, заключенная в морали басни.
Авторская литература. Возможности разных видов повествования: прозы, поэзии, драмы.
Проза. Преобладающая тональность повествования в разных жанрах. Выбор жанра и интонации повествования как средство выражения авторского отношения. Выработка жанрового ожидания. Сказочная повесть. Сосуществование реального и сказочного мира. Путешествия, превращения, испытания и подвиги героев. Волшебные помощники, предметы, числа. Реальность переживаний героя. Проявление характера в поступках и речи. Развитие характера во времени. Нравственные коллизии повести, работа героя по преодолению своих недостатков. Воспитание и самовоспитание героя. Рассказ. Событие в рассказе – яркий случай, раскрывающий характер героя; сложность характера героя и развитие его во времени. Драматизм рассказа. Внутренний мир героя. Отличие авторской точки зрения от точки зрения героя.
Поэзия. Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление
о лирическом герое, образе поэта в лирике. Открытое выражение чувства в авторской поэзии. Сюжет разворачивания переживания. Эмоциональное заражение читателя силой чувств. Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); использование повтора и риторических вопросов для создании образа. Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомства с «онегинской строфой»).Творческий портрет любимого писателя или поэта (его любимая тематика и проблематика, герои и характерные приемы изображения).
Драма. Отличие зрителя от читателя: более активная позиция читателя. Инсценировка литературного произведения. Посещение театральных постановок. Наблюдение за особенностями драмы, композиционные особенности пьесы (драмы): деление текста на действия, действий на картины; наличие списка действующих лиц, авторских комментариев ремарок. Внешняя устранённость автора в драматическом произведении: основной текст пьесы это прямая речь героев. Способы выражения авторского отношения к изображаемому. Авторское присутствие в ремарках. Авторская позиция, выраженная устами героя.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности
учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование; изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Работа с терминами |
Вид контроля |
Планируемый результат обучения (УУД) |
ЦОР |
||||||||||||||||
1четверть (36часов) |
||||||||||||||||||||||
Глава 1. Волшебная старина. (22часа) |
||||||||||||||||||||||
1 |
1.09 |
Путешествие во времени с помощью произведений искусства: С.Я. Маршак «И поступь, и голос у времени тише…», картина М. Шагала «Часы с синим крылом». |
– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; – интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения; – понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека – проявлять самостоятельность в групповой работе; – контролировать свои действия в коллективной работе; – находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома,книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом пространстве Интернета); – пересказывать текст по плану; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – соотносить внешнюю оценку и самооценку – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению; |
Единая Коллекция ЦОР «В одном счастливом детстве», класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В С чего начинается Родина? |
||||||||||||||||||
2 |
3.09 |
Древнее восприятие человеком хода времени через жизнь природы. Поговорки и пословицы русского земледельца. Портрет В.И.Даля кисти В. Перова. |
Галерея репродукция |
CD Тренажёр по литературе |
||||||||||||||||||
3 |
4.09 |
Наедине с книгой. Мир сказок. Знакомство с народной сказкой «Иван-царевич и серый волк». |
Этапы устного бытования |
Программно-методический комплекс Мультитворчество «Сказки природы» |
||||||||||||||||||
4 |
6 |
Законы волшебной народной сказки в сказке «Иван- царевич и серый волк». |
Зачин. Концовка сказки |
CD Тренажёр по литературе |
||||||||||||||||||
5 |
8.09 |
Признаки волшебства в сказке «Иван- царевич и серый волк». |
Сравнение, эпитет, повторы |
Единая Коллекция ЦОР «В одном счастливом детстве», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева"И кот учёный свои мне сказки говорил…" |
||||||||||||||||||
6. |
10.09 |
Проникновение элементов конкретного исторического времени в сказку. Русская народная сказка «Летучий корабль». |
||||||||||||||||||||
7 |
11.09 |
Язык сказки. Русская народная сказка «Летучий корабль». |
Проверочная работа по теме «Волшебные сказки» |
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге; – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию |
Презентация « Русские былины» |
|||||||||||||||||
8 |
13.09 |
Русская народная сказка «Летучий корабль». Замысел и язык сказки. |
Финал произведения |
– строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений; |
СД Мультфильм «Летучий корабль» |
|||||||||||||||||
9 |
15.09 |
Пословицы и поговорки о качествах человека: ум, смекалка, доброта, трудолюбие, честность. |
||||||||||||||||||||
10 |
17.09 |
Подвиги Геракла, героя, который постепенно освобождается от власти богов и власти Природы. |
– использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений; – учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства; – сотрудничать с учителем и сверстниками; – проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений; – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию |
Единая Коллекция ЦОР по изобразительному искусству. Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве |
||||||||||||||||||
11 |
18.09 |
Подвиги Геракла. Образ Кербера. |
||||||||||||||||||||
12 |
20.09 |
Подвиги русских богатырей. Знакомство с жанром былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал». |
Программно-методический комплекс Мультитворчество «Сказки природы» |
|||||||||||||||||||
13 |
22.09 |
Красота и своеобразие языка русской былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» |
Магия числа |
|
||||||||||||||||||
14 |
24.09 |
Мотивы былины в художественном произведении А.К. Толстого «Илья Муромец». Особенности былинного повествования . |
Олицетворение Эпитет Метафора |
– проявлять самостоятельность в групповой работе; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – проявлять самостоятельность в групповой работе; – грамотно формулировать вопросы; – используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений; |
СD Программно-методический комплекс «Академия младшего школьника» « Собери строку» |
|||||||||||||||||
15 |
25.09 |
Приметы исторического времени в былине «Никита Кожемяка» |
Олицетворение Эпитет сравнение |
|||||||||||||||||||
16 |
27.09 |
Жизнь жанра сказки во времени. Отличие волшебных сказок от бытовых. Русские народные сказки «Что дальше слышно», «Как Иван-дурак дверь стерег». |
Олицетворение Эпитет |
|||||||||||||||||||
17 |
29.09 |
. Русская народная сказка «Как Иван-дурак дверь стерег». |
Олицетворение Эпитет сравнение |
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – соотносить внешнюю оценку и самооценку – выбирать способы работы с текстом в зависимости от его типа и стиля, работать с приложениями учебника; – подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению; |
||||||||||||||||||
18 |
1.10 |
Жизнь жанра сказки во времени. Отличие волшебных сказок от бытовых. Русская народная сказка «Кашица из топора». |
Тестирование по теме «Авторская литература» |
Единая Коллекция ЦОР «В одном счастливом детстве», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева |
||||||||||||||||||
19 |
2.10 |
Мотивы бытовой сказки в художественном произведении. С.Я. Маршак «Сказка про короля и солдата». |
эпитет |
– проявлять самостоятельность в групповой работе; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – проявлять самостоятельность в групповой работе; – грамотно формулировать вопросы; – используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников; – принимать участие в коллективных проектах – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию – осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих |
||||||||||||||||||
20 |
4.10 |
Особенности авторской сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». |
||||||||||||||||||||
21 |
6.10 |
Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Сюжетная линия сказки. |
||||||||||||||||||||
22 |
8.10 |
Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». Образ главного героя . |
||||||||||||||||||||
Глава 2. Пленительные напевы. (28часов) |
||||||||||||||||||||||
23 |
9.10 |
Понятие «классическая поэзия. Особенности художественного мира в стихотворении В.А. Жуковского «Там небеса и воды ясны!». |
Контраст, художественные приёмы |
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели; – проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других; – осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач; |
CD Тренажёр по литературе |
|||||||||||||||||
24 |
11.10 |
Разные образы родины. А.С. Пушкин «Москва… Как много в этом звуке…». |
– участвовать в учебном диалоге; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи |
CD Тренажёр по литературе |
||||||||||||||||||
25 |
13.10 |
Формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре. Поэзия и история. М.Ю. Лермонтов «Бородино». |
Авторская сказка, фрагмент сказки |
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты – проявлять самостоятельность в групповой работе; – контролировать свои действия в коллективной работе – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства |
||||||||||||||||||
26 |
15.10 |
Отечественная война 1812 года в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» |
CD Тренажёр по литературе |
|||||||||||||||||||
27 |
16.10 |
Басня И.А. Крылова «Слон и Моська». |
Сравнение, эпитет |
Контроль чтения за 1 четверть |
||||||||||||||||||
28 |
18.10 |
Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» |
Олицетворение |
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты |
||||||||||||||||||
29 |
20.10 |
А.П.Чехов «Ванька» Эмоциональная окраска, характер поступков героев. |
– применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы; – соотносить внешнюю оценку и самооценку – подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению; |
|||||||||||||||||||
30 |
22.10 |
Нравственная позиция героя в рассказе А.П.Чехова «Ванька» |
– проявлять самостоятельность в групповой работе; – самостоятельно работать с учебником, хрестоматией и дополнительной литературой во внеурочное время; – проявлять самостоятельность в групповой работе; – грамотно формулировать вопросы; – используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников; – принимать участие в коллективных проектах – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию – осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих |
|||||||||||||||||||
31 |
23.10 |
Лиричность в стихотворении И.А. Бунина «Детство» |
Проверочная работа по теме «Пленительные напевы» |
|||||||||||||||||||
32 |
25.10 |
Л. Н.Андреев «Петька на даче» Прослеживание сюжетной линии в рассказе. |
||||||||||||||||||||
33 |
27.10 |
Характер главного героя в рассказе Л. Н.а «Петька на даче» |
||||||||||||||||||||
2четверть |
||||||||||||||||||||||
34 |
6.11 |
Ф.И.Тютчев «Смотри, как роща зеленеет» |
||||||||||||||||||||
35 |
8.11 |
Наедине с книгой. В реальном мире волшебной сказки Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». |
Зачин Пролог Сюжет композиция |
|
– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; – интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения; – основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности; – грамотно формулировать вопросы; – используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников; – полно и адекватно воспринимать художественный и научно-познавательный текст; – обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на различном текстовом материале; – осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета; – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой); |
СD Мультфильм Щелкунчик» |
||||||||||||||||
36 |
10.11 |
Особенности волшебного мира в авторской сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». |
Зачин Пролог Сюжет композиция |
СD Мультфильм Щелкунчик» |
||||||||||||||||||
37 |
12.11 |
Разные сюжетные линии. Вставная «Сказка о твердом орехе». Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король». |
Зачин Пролог Сюжет композиция |
СD Мультфильм Щелкунчик» |
||||||||||||||||||
38 |
13.11 |
Решающий поединок –кульминация сказки. Э.Т.А.Гофман «Щелкунчик и мышиный король». |
CD Тренажёр по литературе |
|||||||||||||||||||
39 |
15.11 |
Финал сказки. Отзыв о сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». |
Колорит картин |
Тестирование по теме « Авторская сказка» |
Презентация «Творчество И. Шишкина» |
|||||||||||||||||
40 |
17.11 |
Создание проекта « Добро и зло в сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». |
Сравнение, эпитет Колорит картин |
|||||||||||||||||||
41 |
19.11 |
Защита проектов по сказке Э.Т.А.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». |
скульптура |
|||||||||||||||||||
42 |
20.11 |
Мир драмы. Где искать автора? Что такое пьеса. С.Маршак «Двенадцать месяцев» |
синквейн |
СD Мультфильм Щелкунчик» |
||||||||||||||||||
43 |
22.11 |
Характеры героев и персонажей пьесы С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». |
репродукция |
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты – умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов – основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение; |
СD Мультфильм Щелкунчик» |
|||||||||||||||||
44 |
24.11 |
Добро и зло в пьесе. С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев». |
||||||||||||||||||||
45 |
26.11 |
Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие, любовь по стихотворению Саши Чёрного «Рождественское». |
осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета; – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей – самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой – осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения; – подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению; |
|||||||||||||||||||
46 |
27.11 |
Сложное чувство единения со всем миром, понимание, приятие и любовь в сказке Т. Янссон «Ель». |
олицетворение |
|||||||||||||||||||
47 |
29.11 |
Единение характеров в сказке Т. Янссон «Ель». |
кластер |
Презентация «Поэты Серебряного века»» |
||||||||||||||||||
48 |
1.12 |
Фантастические существа с человеческими характерами в сказке Т. Янссон «Ель». |
Единая Коллекция ЦОР «В одном счастливом детстве», 3 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «Родная земля |
|||||||||||||||||||
49 |
3.12 |
М.Я.Бородицкая «В школу» |
||||||||||||||||||||
50 |
4.12 |
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира, |
Проверочная работа по теме «Пленительные мотивы» |
Единая Коллекция ЦОР по ИЗО. Колорит в живописи | ||||||||||||||||||
Глава 3 Авторская поэзия: мастерская стиха (7 часов) |
||||||||||||||||||||||
51 |
24.11 |
Поэтические образы, Д.Б. Кедрина «Я не знаю, что на свете проще?..». Необычайный взгляд на мир. Наблюдательность художника: картина К. Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» |
Метафора Сравнение Олицетворение Рифма |
– интерес к содержанию и форме художественных произведений; – проявлять самостоятельность в групповой работе; |
Презентация « А.С.Пушкин» |
|||||||||||||||||
52 |
26.11 |
Поэтические образы. В.Торчинский «В лесу автобус ни к чему» |
строфа |
Тестирование по теме «Средства выразительности речи |
- применять схемы, таблицы как способ представления, осмысления и обобщения информации – интерес к содержанию и форме художественных произведений; – участвовать в учебном диалоге ;– проявлять самостоятельность в групповой работе; – контролировать свои действия в коллективной работе – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства – участвовать в учебном диалоге; – выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты – проявлять самостоятельность в групповой работе; – подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению; |
Единая Коллекция ЦОР «В одном счастливом детстве», 4класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В «Родная земля» |
||||||||||||||||
53 |
27.11 |
Особенности рифмовки в стихотворении Ф. Тютчева «Как весел грохот» |
ритм |
|||||||||||||||||||
54 |
29.11 |
Особенности рифмовки в стихотворениях Ф. Тютчева «Как весел грохот...», С. Маршака «Как поработала зима...» |
CD Тренажёр по литературе |
|||||||||||||||||||
55 |
1.12 |
Три вида рифмы – три разных образа. |
||||||||||||||||||||
56 |
3.12 |
Тайны поэзии. В мастерской А. Фета и В. Хлебникова. |
|
|||||||||||||||||||
57 |
4.12 |
Авторский почерк в переводах хокку. |
Хокку хайка |
Презентация «Искусство Японии. Хоку» |
||||||||||||||||||
58 |
6.12 |
Авторская поэзия: мастерская стиха. |
||||||||||||||||||||
Глава 4. Планета поэзии. От великого до малого. (7часов) |
||||||||||||||||||||||
59 |
8.12 |
Древний и современный гимн. Гимн Природе. Государственный гимн Российской Федерации. |
эпитет |
– находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома,книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом пространстве Интернета); – выбирать способы деятельности в коллективной работе; -осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты – подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению; -эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений – читать, передавая авторское отношение к поступкам героя; – проявлять самостоятельность в групповой работе; – контролировать свои действия в коллективной работе – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства – соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей |
CD Гимн Российской Федерации” | |||||||||||||||||
60 |
10.12 |
Отечественная война 1812 года в стихотворении М. Лермонтова «Бородино» |
Презентация «Бородинское сражение 1812г» | |||||||||||||||||||
61 |
11.12 |
Автобиографический характер стихотворения В. Берестова «Прогулки с Чуковским» |
Автобиографический рассказ |
|||||||||||||||||||
56 |
13.12 |
Автобиографический характер стихотворения В. Берестова «Сиротская зима» |
||||||||||||||||||||
57 |
15.12 |
Автобиографический характер стихотворений В.Берестова«В эвакуации» « А как мы фронту помогали» |
|
|||||||||||||||||||
58 |
17.12 |
Автобиографический характер стихотворения В. Берестова «Мир» |
сюжет |
|
||||||||||||||||||
59 |
18.12 |
Проверочная работа по теме «Средства выразительности речи» |
Проверочная работа по теме « Средства выразительности речи» |
|||||||||||||||||||
Глава 5, Мир драмы. Где искать автора? (21часов) |
||||||||||||||||||||||
60 |
20.12 |
Работа над ошибками. Жанр литературы пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» |
Этимология феерия драма |
-осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета; – соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей |
||||||||||||||||||
61 |
22.12 |
Характеры героев и персонажей пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица». |
феерия драма |
Контроль чтения за 2 четверть |
CD Мультфильм «Синяя птица» |
|||||||||||||||||
62 |
24.12 |
Пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» В «чужом» мире Страны Воспоминаний. |
феерия драма |
Фантазеры. МУЛЬТИтворчество. Программно-методический комплекс |
||||||||||||||||||
63 |
25.12 |
Пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» В чужом» мире царицы Ночи. |
феерия драма |
– произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – соотносить внешнюю оценку и самооценку – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению; |
||||||||||||||||||
64 |
27.12 |
Пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» Постижение истинного смысла вещей. Ещё один шаг к познанию идеи пьесы. |
феерия драма |
Презентация Кроссворд по теме пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица». |
||||||||||||||||||
65 |
Пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» В Царстве Будущего |
феерия драма |
||||||||||||||||||||
3 четверть (40часов) |
||||||||||||||||||||||
66 |
Пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» Прощание с душами предметов. Образы Души Света, Кошки, Пса. |
феерия драма |
– заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; |
Презентация Кроссворд по теме пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица |
||||||||||||||||||
67 |
.Характеры героев и персонажей пьесы М. Метерлинка «Синяя птица» |
феерия драма |
– основы осознания семейной, этнической, культурной, гражданской идентичности; – грамотно формулировать вопросы; – интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения; – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; – соотносить внешнюю оценку и самооценку |
Презентация Кроссворд по теме пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица |
||||||||||||||||||
68 |
Постижение истинного смысла вещей. Еще один шаг к познанию идеи пьесы |
сравнение |
||||||||||||||||||||
69 |
Пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» |
|||||||||||||||||||||
70 |
Пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» Постижение истины героями пьесы. |
феерия драма |
Единая Коллекция ЦОР «В мире искусства» |
|||||||||||||||||||
71 |
Пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» Дорога в Страну Воспоминаний. |
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников; – принимать участие в коллективных проектах – основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение; – осознание нравственноᄉэстетической проблематики литературного произведения; |
||||||||||||||||||||
72 |
Пьеса М. Метерлинка Синяя Птица» Нравственная позиция героев пьесы. |
феерия драма |
||||||||||||||||||||
73 |
Пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» Итог пьесы – обретение Истинного Зрения |
П/р по теме « Пьеса М. Метерлинка «Синяя Птица» |
Презентация Кроссворд по теме пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица |
|||||||||||||||||||
74 |
Конкурс инсценировок отрывков из пьесы М. Метерлинка «Синяя Птица. |
инсценировка |
– умение прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в системе его личностных смыслов – соотносить учебную информацию с собственным опытом и опытом других людей – самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой); – соотносить внешнюю оценку и самооценку – произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи; |
|||||||||||||||||||
75 |
Поэтическое восприятие мира в стихотворении К. Бальмонта «Аромат солнца» |
Эпитет олицетворение метафора |
Презентация «Поэзия К. Бальмонта» |
|||||||||||||||||||
76 |
Мир природы глазами японского поэта Кобаяси Иссы |
Презентация « Японское хокку» |
||||||||||||||||||||
77 |
Сравнительный анализ стихотворения К. Бальмонта и Кобаяси Иссы |
Эпитет о лицетворение |
– осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения; – учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства; – сотрудничать с учителем и сверстниками; – грамотно формулировать вопросы; – используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя |
Презентация «Поэзия К. Бальмонта» |
||||||||||||||||||
78 |
Сочинение по картине Густава Климта «Поле маков» |
|||||||||||||||||||||
79 |
Редактирование сочинений. Создание образа писателя и художника. |
CD Тренажёр по литературе. Тесты |
||||||||||||||||||||
80 |
Картинная галерея. Художественный мир авторов известных картин. |
|||||||||||||||||||||
Глава 8. Вселенная прозы. Автор – и великий актер, и поэт. (22ч) |
||||||||||||||||||||||
81 |
Мир глазами трехлетнего ребенка (по рассказу А.П. Чехова «Гриша») |
сюжет |
Тестирование по теме «Мир драмы» |
– осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной, справочной литературы, с использованием дополнительных источников, включая контролируемое пространство Интернета; – пересказывать текст по плану; |
Презентация «Автобиография А.П.Чехова» |
|||||||||||||||||
82 |
Главный герой рассказа А.П. Чехова «Гриша» |
композиция |
CD Тренажёр по литературе. Тесты |
|||||||||||||||||||
83 |
Авторский взгляд на мир ребёнка в рассказе А.П. Чехова «Гриша» |
– учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства; – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге; – самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой |
||||||||||||||||||||
84 |
Развитие сюжета в произведении А.П Чехова «Гриша» |
кульминация |
||||||||||||||||||||
85 |
Авторское отношение к герою в рассказе А.П. Чехова «Белолобый» |
|||||||||||||||||||||
86 |
Мир детей и взрослых в рассказе А.П. Чехова «Белолобый» |
Контраст, художественные приёмы |
Презентация «Автобиография А.П.Чехова» |
|||||||||||||||||||
87 |
Способы выражения авторского отношения к изображаемому герою в рассказе «Белолобый» |
CD Тренажёр по литературе. Тесты |
||||||||||||||||||||
88 |
Авторское отношение к своему герою в рассказе «Белолобый» |
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; -осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты – самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой – подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению; – осознание нравственно-эстетической проблематики литературного произведения; – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства – участвовать в учебном диалоге; – выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты – отбирать, систематизировать и фиксировать информацию – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – проявлять самостоятельность в групповой работе; – заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; – интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения; понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека |
||||||||||||||||||||
89 |
Знакомьтесь - дневник, написанный собакой С. Черный «Дневник фокса Микки» |
|||||||||||||||||||||
90 |
Главный герой С. Черного «Дневник Фса Микки» Его характер. |
Автобиографический рассказ |
||||||||||||||||||||
91 |
А. Куприн «Мысли Сапсана о людях, животных, предметах и событиях» |
Автобиографический рассказ |
||||||||||||||||||||
92 |
Картинная галерея «Мир свой- мир чужой» |
|||||||||||||||||||||
93 |
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. |
|||||||||||||||||||||
94 |
Открытие нового мира в рассказе К. Паустовского «Резиновая лодка» |
Презентация «К.Паустовский» |
||||||||||||||||||||
95 |
Художник и писатель. Разный взгляд на реальный мир. |
|||||||||||||||||||||
96 |
Проверочная работа по теме « Вселенная прозы. Автор – и великий актер, и поэт» |
Проверочная работа по теме « Вселенная прозы. Автор – и великий актер, и поэт» |
||||||||||||||||||||
97 |
Работа над ошибками .Создание проекта по теме « Создаём свой журнал о природе» |
|||||||||||||||||||||
98 |
Работа по созданию проекта по теме « Создаём свой журнал о природе» |
– принимать участие в коллективных проектах – выбирать способы деятельности в коллективной работе; -осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты – заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; |
||||||||||||||||||||
99 |
Понимание мира природы и мира людей в рассказе М. Пришвина «Земля показалась» |
|||||||||||||||||||||
100 |
Нравственная сторона героя Г. Скребицкого «Счастливый жучок» |
– находить дополнительную информацию к обсуждаемой теме или проблеме (в виде словарной или журнальной статьи, открытки, альбома, книги того же писателя или книги о нем, телевизионной передачи и т.д., а также в контролируемом пространстве Интернета); |
||||||||||||||||||||
101 |
Картинная галерея. Создание художником радостной атмосферы детства. |
Контроль чтения за3четверть |
Единая Коллекция ЦОР «В мире искусства» |
|||||||||||||||||||
Глава 9. Поэт, природа и время (12часов) |
||||||||||||||||||||||
102 |
Лирическое настроение в стихотворении А. Вознесенского «Жадным взором василиска…», |
Лирика. Строфа рифма |
– отбирать, систематизировать и фиксировать информацию; – осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; – проявлять самостоятельность в групповой работе; |
|||||||||||||||||||
103 |
Лирическое настроение в стихотворении А. Вознесенского «Поставь в стакан замедленную астру..», |
Перекрёстная Охватная Парная рифма |
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; -осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты – подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению; – контролировать свои действия в коллективной работе – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства – участвовать в учебном диалоге; |
|||||||||||||||||||
104 |
Лирическое настроение в стихотворении А. Вознесенского Выгнувши шею назад осторожно..» |
Перекрёстная Охватная Парная рифма |
CD Времена года. |
|||||||||||||||||||
105 |
Сравнительный анализ стихотворений А. Вознесенского. Уточнение типа рифмы. |
|||||||||||||||||||||
106 |
Человек и природа в стихотворении Н. Асеева «Июнь» |
Перекрёстная Охватная Парная рифма |
– проявлять самостоятельность в групповой работе – интерес к различным видам художественной деятельности (декламация, создание своих небольших сочинений, инсценировка) как средству самовыражения; |
Презентация «Поэты серебряного века» |
||||||||||||||||||
107 |
Разница картин мира, создаваемых поэтами в стихотворении К. Некрасовой «Весна» и Н. Асееой «Июнь» |
Контраст эпитет олицетворение |
заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; – понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека – выбирать способы деятельности в коллективной работе; осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты – проявлять самостоятельность в групповой работе; -вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников; – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства |
Презентация «Поэты серебряного века» |
||||||||||||||||||
108 |
Авторское отношение к природе в стихотворении К. Некрасовой «Весна» |
|||||||||||||||||||||
109 |
Сравнительный анализ произведений Н. Асеева «Июнь», К. Некрасовой «Весна» |
Контраст эпитет олицетворение |
Презентация «Поэты серебряного века» |
|||||||||||||||||||
110 |
Проверочная работа по теме « Поэт, природа и время» |
Контраст эпитет олицетворение |
Проверочная работа по теме « Поэт, природа и время» |
CD Времена года. |
||||||||||||||||||
111 |
Работа над ошибками. Природа, увиденная глазами поэта, художника Н. Заболоцкого «Весна в лесу» |
– воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства – выбирать способы деятельности в коллективной работе; -осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты – заинтересованное отношение к литературному чтению, внутренняя мотивация обращения к книге, в том числе с учебными и познавательными мотивами; – понимания необходимости учения, важности чтения для современного человека – контролировать свои действия в коллективной работе |
||||||||||||||||||||
112 |
Общее представление о связи смысла стихотворения Н. Заболоцкого «Весна в лесу» с избранной поэтом стихотворной формой |
Рифмы перекрёстные охватные парные |
||||||||||||||||||||
113 |
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира |
перекрёстные охватные парные |
||||||||||||||||||||
Глава 10. Перекрёсток прозы, поэзии и драмы- человеческая душа. ( 23часа) |
||||||||||||||||||||||
114 |
Работа над ошибками. Вечные ценности в сказке С. Козлова «Если меня совсем нет» |
эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений – читать, передавая авторское отношение к поступкам героя; – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства |
Программно-методический комплекс Мультитворчество «Сказки природы» |
|||||||||||||||||||
115 |
Наедине с книгой. Первые впечатления о произведении. А. Сент-Экзюпери «Маленький принц |
|||||||||||||||||||||
116 |
Наедине с книгой. А. Сент-Экзюпери «Маленький принц |
|||||||||||||||||||||
117 |
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» Смысл и художественное своеобразие романтической повести-сказки. |
Композиция кульминация |
– выбирать способы деятельности в коллективной работе; -осуществлять рефлексию относительно процесса деятельности, контролировать результаты – подбирать и рисовать иллюстрации к литературному произведению;– контролировать свои действия в коллективной работе – проявлять самостоятельность в групповой работе; – самостоятельно работать с книгой (учебником, хрестоматией, справочником, дополнительной литературой); |
СD «Музеи мира» |
||||||||||||||||||
118 |
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» Характеристика героев. |
кульминация |
Презентация-кроссворд «Маленький принц» |
|||||||||||||||||||
119 |
А.Сент-Экзюпери «Маленький принц» Мы родом из детства, словно из какой-нибудь страны… |
Композиция кульминация |
Презентация-кроссворд «Маленький принц» |
|||||||||||||||||||
120 |
Сила мечты и любви по рассказу А. Куприна «Слон» |
– проявлять самостоятельность и инициативность в решении учебных (творческих) задач, в т.ч. в подготовке сообщений; – контролировать свои действия в коллективной работе – осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих – основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение; – основы моральной самооценки, ориентация на моральные нормы и их выполнение – использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений; – воспринимать целостную информацию благодаря интеграции с другими предметами и видами искусства |
||||||||||||||||||||
121 |
Доброта и ценности в рассказе А. Куприна «Слон» |
Образ героини |
Презентация « Творчество А. Куприна» |
|||||||||||||||||||
122 |
Поведенческое настроение героини рассказа А Куприна «Слон» |
Композиция Кульминация |
||||||||||||||||||||
123 |
Сила мечты и любви по стихотворению М. Карема «Ослик» |
Сюжетная линия |
||||||||||||||||||||
124 |
Морис Карем «Ослик» Пикассо «Мать и дитя» Сравнение литературного и художественного произведения. |
Репродукция картинная галерея |
CD «Русский музей А. С. Пушкина» Программно-методический комплекс «Музыка для детей» «Слушаем музыку» |
|||||||||||||||||||
125 |
Итоговая контрольная работа за год. |
Итоговая контрольнаяработа за год. |
||||||||||||||||||||
126 |
Работа над ошибками. Лирическое настроение в стихотворении А. Фета «Воздушный город» |
Эпитет олицетворение |
– используя опыт эмпатийного восприятия чувств героя художественного произведения, вставать на позицию другого человека, учитывать коммуникативные позиции собеседников; – осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач; – осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих |
Программно-методический комплекс «Музыка для детей» «Слушаем музыку» |
||||||||||||||||||
127 |
Лирическое настроение и контраст в стихотворении Б. Заходера «Воздушные замки» |
Контраст эпитет |
||||||||||||||||||||
128 |
. Мориц «Большой лошадиный секрет» |
картинная галерея |
– осуществлять планирование своей и коллективной деятельности на основе осознаваемых целей, намечать новые цели; – проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий, поддерживать инициативу других; – осуществлять контроль своих действий, корректировать их с учетом поставленных задач; – осуществлять рефлексию и самооценку, адекватно оценивать свои действия и действия окружающих |
СD «Музеи мира» |
||||||||||||||||||
129 |
Ф. Искандер «Рассказ о море» |
|||||||||||||||||||||
130 |
Сложный ответ на простой вопрос «Красивый человек. Какой он?» |
Репродукция галерея |
||||||||||||||||||||
131 |
Сложный ответ на простой вопрос В. Маяковский «А вы могли бы?» |
СD «Музеи мира» |
||||||||||||||||||||
132 |
Проверочная работа по теме «Перекресток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа» |
Пр\р теме «Перекресток прозы, поэзии и драмы – человеческая душа» |
– выражать свои мысли в устной и письменной речи, строить монологи и участвовать в диалоге; – использовать различные речевые средства, средства и инструменты ИКТ для передачи своих чувств и впечатлений; – учитывать позицию собеседника, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений литературы и других видов искусства; – сотрудничать с учителем и сверстниками; – грамотно формулировать вопросы; – соотносить внешнюю оценку и самооценку |
Программно-методический комплекс Мультитворчество «Сказки природы» |
||||||||||||||||||
133 |
Работа над ошибками. Наедине с книгой. К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
Кульминация Сюжет развязка |
Программно-методический комплекс Мультитворчество «Сказки природы» |
|||||||||||||||||||
134 |
Создание проекта по литературному чтению «О чём расскажет книга» |
|||||||||||||||||||||
135 |
Работа над содержанием проекта «О чем рассказывает книга» |
|||||||||||||||||||||
136 |
Презентация детских проектов «О чём расскажет книга» |
Учебно-методические средства обучения
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК
– Чуракова Н.А. Литературное чтение. 4 класс: в двух частях. – 2-е изд. – Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008г
Хрестоматия по литературному чтению.4, кл. / Автор_ составитель В.Ю. Свиридов Самара: Издательский дом Федоров»:Издательство «Учебная литература».Свиридова В.Ю. Методические рекомендации к курсу «Литературное чтение».,4, кл. Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Самыкина С.В. Литературное чтение: Тетрадь для практических работ.2-4кл.:В 2 частях. Самара: Издательский дом«Федоров»: Издательство «Учебная литература.
2.Дидактические материалы.
Специфическое сопровождение (оборудование) :иллюстрации к литературным произведениям; портреты писателей; репродукции произведений живописи;
Буквария. Обучение чтению. Программно-методический комплекс
Развитие речи. Программно-методический комплекс
Страна Лингвиния. Русский язык в алгоритмах, стихах и рисунках. Программно-методический комплекс
Фантазеры. МУЛЬТИтворчество. Программно-методический комплекс
3. Оборудование и приборы:
- ученические двухместные столы с комплектом стульев;
- стол учительский с тумбой;
- шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.;
- классная доска
- телевизор (по возможности);
- видеомагнитофон/видеоплеер);
-магнитофон;- компьютер); - сканер
- принтер лазерный
-комплект интерактивного оборудования (интерактивная доска + проектор)
-ноутбук учителя RAYbook Si142 с программным обеспечением
-ноутбук ученика с программным обеспечением:
Интернет-сайты
http://festival.1september.ru/articles/518409/