Программа курса внеурочной деятельности «Математика + финансовая грамотность: учимся для жизни»
Программа курса внеурочной деятельности
«Математика + финансовая грамотность: учимся для жизни»
Уровень общего образования: основное общее образование, 5-10 классы
Количество часов: 204
Направление: общеинтеллектуальное
Программа составлена на 6 лет, для обучающихся 11-16 лет
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Математика + финансовая грамотность: учимся для жизни» для обучающихся 5-10 классов разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по математике «Математика + финансовая грамотность: учимся для жизни» для обучающихся 5-10 классов ориентирована в общеинтеллектуальном направлении. Данная программа дополняет изучаемый школьниками курс «Математика», «Алгебра».
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъемлемой частью образовательного процесса. Изучение данного курса позволит обучающимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Курс рассчитан на освоение некоторых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач носит практический характер и связан с применением математики в различных сферах нашей жизни. В рамках реализации программы курса «Математика + финансовая грамотность: учимся для жизни» закладываются навыки планирования личных финансов и бюджета семьи, оптимизации соотношения сбережения и потребления, оценки рисков и принятия продуманных решений при инвестировании сбережений, при пользовании различными финансовыми продуктами и услугами.
Актуальность программы
Являясь дополнением к урочной деятельности внеурочная позволяет сделать обучение более успешным, включить обучающихся в активную познавательную деятельность, способствует формированию УУД. Программа даёт возможность углубить знания по отдельным темам, приобрести навыки исследовательской деятельности, выявить и реализовать свои возможности, получить более прочные, дополнительные знания по предмету для будущей профессии. Внедрение программы повышает эффективность образовательного процесса и увеличивает мотивацию к изучению предмета «Математика» в частности. Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
В настоящее время возрастает потребность в людях, обладающих культурой выбора, самостоятельностью, независимостью мышления, умением ясно и убедительно выражать свои взгляды. Актуальными стали и проблемы, связанные с повседневной хозяйственно-бытовой деятельностью человека. Появилась необходимость в экономических знаниях, умениях для минимизации усилий при решении задач, связанных с совершением денежных операций в магазине, выборе тарифов, получении кредита, оплате жилищно-коммунальных услуг, оплате штрафов, выплате различных налогов в бюджет всех уровней и т.д.
Финансовая грамотность — важная составляющая благополучия человека в современном обществе. Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегать излишних расходов, долгов, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества. Человек финансово грамотный лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике, он знает, как защитить себя, выбрать пенсионный план, сберечь накопления, принять правильные инвестиционные и финансовые решения. Задача повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации является актуальной и требует комплексных решений. Эту задачу можно и нужно решать уже на этапе школьного образования — давая обучающимся необходимые теоретические знания и приучая школьников анализировать свой опыт в обращении с денежными средствами. Федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у обучающихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
- освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
- овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
- формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
- формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
- воспитывать ответственность за экономические решения.
Программа способствует:
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера;
- созданию условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;
- выявлению одаренных детей;
- развитию интереса к математике, экономике.
В основу составления программы положены следующие педагогические принципы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- доброжелательный психологический климат на занятиях;
- личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
- подбор методов занятий соответственно целям и содержанию занятий и эффективности их применения;
- оптимальное сочетание форм деятельности;
- доступность.
Методы обучения
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения обучающимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности обучающихся.
Основные методы организации учебно-воспитательной деятельности: личностно-ориентированный подход, дифференцированный подход, здоровьесберегающие технологии, проблемно-исследовательский метод, активные методы получения знаний, приемы актуализации субъективного опыта учащихся; методы диагностики и самодиагностики; технологии критического мышления; информационно-коммуникационные технологии; технологии коллективного метода обучения.
Ожидаемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами изучения курса «Математика + финансовая грамотность: учимся для жизни» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Математика + финансовая грамотность: учимся для жизни» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Математика + финансовая грамотность: учимся для жизни» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Основное содержание курса внеурочной деятельности «Математика + финансовая грамотность: учимся для жизни»
5 класс
Денежные знаки (монеты, купюры). Формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость). Простые задачи на проценты и банковские проценты. Задачи на повышение и понижение цены товара. Скидка, распродажа, продажа по акции, банковский процент. Задачи на расчет зарплаты, налогов, премии. Статьи расходов семейного бюджета, планирование семейного бюджета. Бюджет и доходы страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства и др. Рациональное планирование, в частности оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы.
6 класс
Решение задач на проценты, на увеличение и снижение цены товара, расчет зарплаты и налогов с помощью пропорций. Задачи на распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам, распределение оплаты за выполненную работу, составление и определение цены смесей с помощью деления числа в данном отношении. Выручка, прибыль и себестоимость, связанные соотношением: прибыль = выручка – себестоимость. Задачи на изменение процентной базы, т. е. двукратное изменение величины. Сложные банковские проценты. Коэффициент наращения, равный процентному отношению новой суммы на счете к начальному вкладу. Представление распределения бюджета семьи с помощью диаграммы.
7 класс
Задачи на стоимость при изучении понятий функции и линейной функции. Функции спроса и предложения в качестве примеров линейной функции. Рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение. Задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой. Банковские депозиты и кредиты. Проценты по вкладу, проценты по кредиту. Задачи о распродаже товаров, повышении и понижении цен, оптимальном варианте выбора покупки, оплате труда, размене монетами различных купюр, курсе доллара, решаемые составлением линейных уравнений и систем линейных уравнений. Вероятность выигрыша в различных лотереях.
8 класс
Задачи на двухгодичные депозитные вклады с изменяющимся годовым процентом, формула банковского кредита с погашением двумя платежами с использованием квадратных корней и квадратных уравнений. Задачи о налогах, рыночном равновесии, начислении зарплаты и премии, задачи на спрос и предложение, задачи об изменении процентной базы товара. Задачи на вероятность выигрыша в лотереях.
9 класс
Задачи о банковских вкладах, оплате труда, стоимости товара, цене товара на оптовом складе, бюджете семьи. Расчет возрастания вклада (сложные проценты) по формуле n-го члена геометрической прогрессии. Расчеты по некоторым видам кредитов и депозитов, сводящихся к формулам сумм арифметической и геометрической прогрессий. Ипотечный кредит. Финансовые графики, связанные с изучением свойств и графиков квадратичной функции. Задачи на нахождение наименьшей оплаты труда, связанные с оптимальным распределением работы между двумя предприятиями. Влияние процента брака на повышение себестоимости и цены товара. Различные подходы к оценке средних значений (средняя зарплата в регионе или на предприятии) опираются на моду, медиану и среднее арифметическое рядов величин. Расчет оптимизации затрат на производство изделий с помощью составления линейных неравенств. Покупка и продажа акций, прибыль, убыток. Задачи на банковские вклады, начисление премий, биржевые операции, использование графиков изменения курса акций. Задачи на расчет вероятности выигрыша в различных лотереях.
10 класс
Решение финансовых задач с помощью показательной и логарифмической функций. Формулы банковского кредита и депозита. Расчет минимальных сроков кредита, удовлетворяющих тем или иным условиям.
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Математика + финансовая грамотность: учимся для жизни»
5 класс
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | Дата |
1 | Денежные знаки (монеты, купюры) | 1 | |
2 | Формула стоимости покупки (цена, количество, стоимость) | 1 | |
3-4 | Простые задачи на проценты | 2 | |
5-6 | Простые задачи на банковские проценты | 2 | |
7-8 | Задачи на повышение и понижение цены товара | 2 | |
9-10 | Скидка | 2 | |
11-12 | Распродажа | 2 | |
13-14 | Продажа по акции | 2 | |
15-16 | Банковский процент | 2 | |
17-18 | Задачи на расчет зарплаты | 2 | |
19-20 | Задачи на расчет налогов | 2 | |
21-22 | Задачи на расчет премии | 2 | |
23 | Статьи расходов семейного бюджета | 1 | |
24-25 | Планирование семейного бюджета | 2 | |
26 | Бюджет и доходы страны | 1 | |
27 | Средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание | 1 | |
28 | Стоимость строительства объектов народного хозяйства и др | 1 | |
29 | Рациональное планирование | 1 | |
30 | Оптимальный выбор, позволяющий минимизировать расходы | 1 | |
31-32 | Проект «Зачем нужны деньги?» | 2 | |
33-34 | Проект «Откуда берется цена?» | 2 | |
| Итого | 34 | |
| | | |
6 класс
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Решение задач на проценты | 2 | |
3-4 | Решение задач на увеличение и снижение цены товара | 2 | |
5-6 | Расчет зарплаты с помощью пропорций | 2 | |
7-8 | Расчет налогов с помощью пропорций | 2 | |
9-10 | Задачи на распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам | 2 | |
11-12 | Задачи на распределение оплаты за выполненную работу | 2 | |
13-14 | Задачи на составление и определение цены смесей с помощью деления числа в данном отношении | 2 | |
15-17 | Выручка, прибыль и себестоимость, связанные соотношением: прибыль = выручка – себестоимость | 3 | |
18-20 | Задачи на изменение процентной базы, т. е. двукратное изменение величины | 3 | |
21-24 | Сложные банковские проценты | 4 | |
25-26 | Коэффициент наращения, равный процентному отношению новой суммы на счете к начальному вкладу | 2 | |
27-28 | Представление распределения бюджета семьи с помощью диаграммы | 2 | |
29-30 | Проект «Национальные валюты» | 2 | |
31-32 | Проект «Процентные расчеты» | 2 | |
33-34 | Проект «Распределение семейного бюджета» | 2 | |
| Итого | 34 | |
| | | |
7 класс
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Задачи на стоимость при изучении понятий функции и линейной функции | 2 | |
3-4 | Функции спроса и предложения в качестве примеров линейной функции. | 2 | |
5-6 | Рыночное равновесие и равновесная цена | 2 | |
7-8 | Торговый дефицит и избыточное предложение | 2 | |
9-11 | Задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой | 3 | |
12-13 | Банковские депозиты | 2 | |
14-15 | Банковские кредиты | 2 | |
16-17 | Проценты по вкладу | 2 | |
18-19 | Проценты по кредиту | 2 | |
20-21 | Задачи о распродаже товаров | 2 | |
22-23 | Задачи о повышении и понижении цен | 2 | |
24-25 | Задачи об оптимальном варианте выбора покупки | 2 | |
26-27 | Задачи об оплате труда | 2 | |
28 | Задачи о размене монетами различных купюр, курсе доллара | 1 | |
29 | Задачи, решаемые составлением линейных уравнений и систем линейных уравнений. | 1 | |
30 | Вероятность выигрыша в различных лотереях | 1 | |
31-32 | Проект «Распределение семейного бюджета» | 2 | |
33-34 | Проект «Способы зарабатывания денег» | 2 | |
| Итого | 34 | |
| | | |
8 класс
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой | 2 | |
3-5 | Банковские депозиты и кредиты | 3 | |
6-8 | Проценты по вкладу и кредиту | 3 | |
9-12 | Задачи на двухгодичные депозитные вклады с изменяющимся годовым процентом | 4 | |
13-16 | Формула банковского кредита с погашением двумя платежами с использованием квадратных корней и квадратных уравнений | 4 | |
17-19 | Задачи о налогах | 3 | |
20-22 | Задачи о рыночном равновесии | 3 | |
23-24 | Задачи о начислении зарплаты и премии | 2 | |
25-26 | Задачи об изменении процентной базы товара | 2 | |
27-28 | Задачи на вероятность выигрыша в лотереях | 2 | |
29-30 | Проект «Можно ли обеспечить себе будущее?» | 2 | |
31-32 | Проект «Роль функций в решении финансовых задач» | 2 | |
33-34 | Проект «Азартные игры и вероятность выигрыша» | 2 | |
| Итого | 34 | |
9 класс
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Задачи о банковских вкладах | 2 | |
3 | Задачи об оплате труда | 1 | |
4 | Задачи о стоимости товара | 1 | |
5 | Задачи о цене товара на оптовом складе | 1 | |
6-7 | Задачи о бюджете семьи | 2 | |
8-10 | Расчет возрастания вклада (сложные проценты) по формуле n-го члена геометрической прогрессии. | 3 | |
11-12 | Расчеты по некоторым видам кредитов и депозитов, сводящихся к формулам сумм арифметической и геометрической прогрессий | 2 | |
13-15 | Ипотечный кредит | 3 | |
16-17 | Финансовые графики, связанные с изучением свойств и графиков квадратичной функции. | 2 | |
18 | Задачи на нахождение наименьшей оплаты труда, связанные с оптимальным распределением работы между двумя предприятиями | 1 | |
19 | Влияние процента брака на повышение себестоимости и цены товара | 1 | |
20-21 | Различные подходы к оценке средних значений (средняя зарплата в регионе или на предприятии) опираются на моду, медиану и среднее арифметическое рядов величин | 2 | |
22-23 | Расчет оптимизации затрат на производство изделий с помощью составления линейных неравенств | 2 | |
24-25 | Покупка и продажа акций, прибыль, убыток | 2 | |
26-27 | Задачи на банковские вклады | 2 | |
28 | Задачи на начисление премий | 1 | |
29-30 | Задачи на биржевые операции | 2 | |
31 | Задачи на использование графиков изменения курса акций | 1 | |
32 | Задачи на расчет вероятности выигрыша в различных лотереях | 1 | |
33-34 | Проект «Как обеспечить себе будущее?» ( Рассмотреть различные возможности) | 2 | |
| Итого | 34 | |
10 класс
№ п.п. | Тема | Кол-во часов | Дата |
1-2 | Банковская система | 2 | |
3-4 | Как сберечь деньги с помощью депозитов | 2 | |
5-6 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | 2 | |
7 | Кредит: зачем он нужен и где его получить | 1 | |
8-9 | Какой кредит выбрать. Какие условия кредитования предпочесть | 2 | |
10-11 | Деловая игра. Банки | 2 | |
12-13 | Что такое ценные бумаги и какие они бывают | 2 | |
14-15 | Профессиональные участники рынка ценных бумаг | 2 | |
16-17 | Граждане на рынке ценных бумаг | 2 | |
18-19 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления | 2 | |
20-21 | Операции на валютном рынке: риски и возможности | 2 | |
22-24 | Деловая игра. Фондовый рынок. | 3 | |
25-26 | Что такое налоги и почему их нужно платить | 2 | |
27-28 | Основы налогообложения граждан | 2 | |
29-31 | Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет | 3 | |
32-34 | Деловая игра. Налоги. | 3 | |
| Итого | 34 | |
Ожидаемые результаты освоения курса «Математика + финансовая грамотность: учимся для жизни»
5 класс
- Оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала;
- оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и расходов и др.;
- пользоваться денежными знаками (купюрами, монетами);
- применять формулу стоимости покупки для расчета цены, стоимости или количества товара;
- оценивать достаточность имеющейся суммы денег для покупки товара, вычислять причитающуюся сдачу;
- решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки с помощью составления числовых выражений;
- решать задачи на простые проценты и банковские проценты, изменение процентной базы (повышение и понижение цен на товары);
- рассчитывать зарплату, налоги, премию;
- принимать участие в расчетах семейного бюджета.
6 класс
- Оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;
- оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.;
- решать задачи на снижение и увеличение цены, применяя пропорции и линейные уравнения;
- решать задачи с помощью деления числа в данном отношении на распределение прибыли пропорционально внесенным деньгам, распределение оплаты за выполненную работу, составление и определение цены смесей;
- применять к решению задач соотношение: прибыль = выручка – себестоимость;
- решать задачи на двукратное изменение величины, в частности задачи на сложные банковские проценты;
- решать задачи на распределение бюджета семьи, пользуясь диаграммами.
7 класс
- Оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;
- оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.;
- оперировать на базовом уровне понятиями: депозит и кредит, вкладчик, заемщик, проценты по вкладу, спрос и предложение, рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение;
- приводить примеры прямой пропорциональности для величин «количество и стоимость», «цена и стоимость» и обратной пропорциональности «цена и количество»;
- решать задачи на стоимость товаров и услуг, выбор оптимального варианта покупки, на оплату некоторой работы с помощью составления линейных уравнений и систем линейных уравнений;
- приводить примеры линейных функций, связанных с расчетом стоимости товаров и услуг;
- решать задачи на размен монетами различных купюр с помощью составления линейных уравнений и систем линейных уравнений;
- решать задачи на повышение и понижение цен товаров и услуг;
- решать задачи на проценты с постоянной и переменной процентной базой;
- решать задачи на применение функций спроса и предложения, на установление рыночного равновесия и равновесной цены, а также торгового дефицита и избыточного предложения с помощью систем линейных уравнений;
- рассчитывать вероятность выигрыша в различных лотереях.
8 класс
- Оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, акционная продажа, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;
- оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.;
- оперировать на базовом уровне понятиями: депозит и кредит, вкладчик, заемщик, проценты по вкладу, спрос и предложение, рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение;
- решать задачи на двухгодичные депозитные вклады с помощью квадратных уравнений;
- решать задачи по формуле банковского кредита с погашением двумя платежами;
- решать задачи о банковских вкладах, начислении зарплат, премий, налогов, задачи на спрос и предложение, задачи о рыночном равновесии с помощью квадратных уравнений;
- рассчитывать вероятность выигрыша в различных лотереях.
9 класс
- Оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, продажа по акции, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;
- оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.;
- оперировать на базовом уровне понятиями: депозит и кредит, вкладчик, заемщик, проценты по вкладу, спрос и предложение, рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение;
- оперировать на базовом уровне понятиями: биржевые операции, график изменения курса акций, покупка акций, продажа акций, прибыль, убыток;
- решать задачи на сложные проценты с помощью формулы n-го члена геометрической прогрессии;
- решать задачи на кредиты и депозиты с помощью формул сумм арифметической и геометрической прогрессий;
- решать задачи на выплаты по ипотечным кредитам, задачи о банковских вкладах, оплате труда, стоимости товара, цене товара на оптовом складе, бюджете семьи;
- решать задачи на нахождение наименьшей оплаты труда, связанное с оптимальным распределением работы между двумя предприятиями с помощью графика квадратичной функции;
- решать задачи на оптимизацию затрат с помощью составления линейных неравенств;
- решать задачи на банковские вклады и кредиты;
- решать задачи на расчет вероятности выигрыша в различных лотереях;
- решать задачи на оценку средних статистических значений величин (например, средней зарплаты в регионе или на предприятии);
- решать задачи на влияние процента брака на повышение себестоимости и цены изделия с помощью статистических расчетов.
10 класс
- Оперировать на базовом уровне понятиями: цена товара, скидка, распродажа, сбережение и увеличение капитала, выручка, прибыль и себестоимость, коэффициент наращения по вкладу;
- оперировать на базовом уровне понятиями: бюджет и доход страны, средства, выделяемые на образование, медицинское обслуживание, стоимость строительства объектов народного хозяйства; бюджет семьи, статьи расходов семьи, взаимосвязь доходов и затрат и др.;
- оперировать на базовом уровне понятиями: депозит и кредит, вкладчик, заемщик, проценты по вкладу, спрос и предложение, рыночное равновесие и равновесная цена, торговый дефицит и избыточное предложение;
- оперировать на базовом уровне понятиями: биржевые операции, график изменения курса акций, покупка акций, продажа акций, прибыль, убыток;
- решать задачи на банковские кредиты и депозиты с использованием показательной и логарифмической функций;
- решать задачи на определение минимального срока кредита, удовлетворяющего определенным условиям;
- решать задачи на простые и сложные проценты (изменение цен, начисление зарплаты, налогов, премий, распределение бюджета семьи, банковские вклады и кредиты и т. п.).
Основные компетенции математической грамотности, которые формируются при изучении курса:
- сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор;
- решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов;
- извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора;
- оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни;
- использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей;
- переходить от словесной формулировки задачи к ее алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач;
- решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей.
Основные компетенции финансовой грамотности, которые формируются при изучении курса:
понимать, что такое личный доход, доход семьи, их источники и пути их повышения;
понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления личными расходами;
понимать различие между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
понимать влияние образования на последующую карьеру, какая связь с финансовой грамотностью?;
знать, какими налогами облагаются доходы (подоходный налог, отчисления на пенсию и т.п.);
знать, что такое заработная плата, её виды;
понимать возможные последствия безработицы;
уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода;
уметь различать зарплату до уплаты подоходного налога и зарплату после уплаты подоходного налога;
знать способы контроля спонтанных покупок;
уметь давать финансовую оценку расходам на удовлетворение различных потребностей и желаний;
уметь оценивать свои ежемесячные расходы;
уметь выбирать товар или услугу в соответствии с реальными финансовыми возможностями;
осознавать важность образования, которое обеспечит доходы;
понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями;
принимать на себя ответственность за финансовые решения и осознавать последствия этих решений, понимать необходимость аккумулирования сбережений для будущих трат;
понимать принципы хранения денег на банковском счете;
осознавать инвестиционный характер сбережений;
понимать необходимость пенсионных сбережений;
осознавать риски, связанные с хранением сбережений в наличной форме;
знать принципы работы государственной системы страхования вкладов;
иметь общее представление о различных способах сбережений;
уметь откладывать деньги на определенные цели;
знать отличия депозита (срочный вклад) и текущего счета;
уметь различать товары и услуги, которые не могут быть приобретены на регулярный доход;
уметь анализировать выписку из банковского счёта;
уметь пользоваться сберегательной книжкой или дебетовой картой, пользоваться договором банковского обслуживания по вкладу;
осознавать важность сбережений;
формулировать финансовые цели и пути их достижения;
осознавать влияние сбережений на финансовую безопасность и стабильность;
понимать сущность кредита, его основные свойства (срочность, платность и возвратность), принципы кредитования, а также условия его предоставления;
понимать различия между дебетовой и кредитной картой;
знать виды кредитов и понимать различия в процентной ставке;
знать выгоды и риски разных видов кредитования;
знать способы расчёта полной стоимости кредита;
знать особенности ипотечного кредитования;
знать, что такое кредитная история и как она может повлиять на решения банка о выдаче кредита;
уметь определять положительные и отрицательные стороны использования кредита;
формулировать цели получения кредита;
осознавать ответственность за выплату кредита;
знать и понимать задачи и принципы страхования;
знать типологию страховых продуктов;
знать условия страховых выплат в случае наступления страхового случая;
организовывать свои отношения с государством в налоговой сфере;
получать актуальную информацию по задолженности или другим
вопросам на сайте налоговой службы;
рассчитывать сумму налогов;
понимание необходимости уплаты налогов;
знать свои права и обязанности в сфере налогообложения;
понимать отличия налогов, пошлин и сборов;
нахождение способов увеличения своей будущей пенсии;
критически относиться к рекламным предложениям по увеличению будущей пенсии;
сопоставлять различные предложения пенсионных накоплений и находить наиболее оптимальный вариант;
понимание того, от чего зависит размер пенсии;
понимание существования риска разного рода пенсионных программах;
понимать сложности и ответственности занятия бизнесом;
понимать рискованности занятия бизнесом и возможности потерпеть неудачу;
понимание необходимости продуманного начала своей бизнес деятельности;
уметь находить идеи для собственного дела;
умение оценивать предложения по созданию и ведению бизнеса.
Список литературы
Основная литература
1. Липсиц И.В, Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022. (Учимся разумному финансовому поведению). [Электронный ресурс]. — URL: финграмотностьвшколе.рф/page/9
2. Вигдорчик Е.А, Липсиц И.В, Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность. 5-7 классы: учебная программа. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022. (Учимся разумному финансовому поведению). [Электронный ресурс]. — URL: финграмотностьвшколе.рф/page/9
3. Вигдорчик Е.А, Липсиц И.В, Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность. 5-7 классы: методические рекомендации для учителя. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022. (Учимся разумному финансовому поведению). [Электронный ресурс]. — URL: финграмотностьвшколе.рф/page/9
4. Вигдорчик Е.А, Липсиц И.В., Корлюгова Ю.Н. Финансовая грамотность. 5-7 классы: материалы для родителей. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022. (Учимся разумному финансовому поведению). [Электронный ресурс]. — URL: финграмотностьвшколе.рф/page/9
5. Корлюгова Ю.Н, Липсиц И.В., Вигдорчик Е.А. Финансовая грамотность. 5-7 классы: контрольные измерительные материалы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022. (Учимся разумному финансовому поведению). [Электронный ресурс]. — URL: финграмотностьвшколе.рф/page/9
6. Лавренова Е.Б., Рязанова О.И., Липсиц И.В. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2021. [Электронный ресурс]. — URL: финграмотностьвшколе.рф/page/9
7. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021. [Электронный ресурс]. — URL: финграмотностьвшколе.рф/page/9
8. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021. [Электронный ресурс]. — URL: финграмотностьвшколе.рф/page/9
9. Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021. [Электронный ресурс]. — URL: финграмотностьвшколе.рф/page/9
10. Липсиц И.В., Рязанова О.И. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021. [Электронный ресурс]. — URL: финграмотностьвшколе.рф/page/9
11. Брехова Ю.В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся, 10-11 классы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2021.12. Сборник практических задач по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики и материалов по подготовке к ЕГЭ/ОГЭ на сайте НОУ МЦНМО в разделе «Финансовая грамотность в школе». [Электронный ресурс]. — URL: http://fg.mccme.ru/
Дополнительная литература
1. Выбирая свой банк... / под ред. Н. Н. Думной и М. Б. Медведевой.
— М.: Интеллект-Центр, 2010.
2. Занятость и трудоустройство: как найти хорошую работу / под ред. Н. Н. Думной. — М.: Интеллект-Центр, 2011.
3. Заплати налоги и спи спокойно / под ред. Н. Н. Думной и Н. П. Мельниковой. — М.: Интеллект-Центр, 2011.
4. Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги? / под ред. Н. Н. Думной и С. И. Рыбакова. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. Интернет и экономика / под ред. Н. Н. Думной и А. С. Генкина. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
6. Как вести семейный бюджет / под ред. Н. Н. Думной и О. А. Рябовой. — М.: Интеллект-Центр, 2010.
7. Я — инвестор / под ред. Н. Н. Думной и И. П. Николаевой. — М.: Интеллект-Центр, 2011.
Интернет-ресурсы
1. http://ecsocman.hse.ru – Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент».
2. https://www.hse.ru/stat.html – Статистический портал Высшей школы экономики.
3. www.7budget.ru – сайт журнала «Семейный бюджет».
4. www.economicus.ru – Справочный портал по экономике.
5. www.iloveeconomics.ru – сайт «Экономика для школьника».
6. www.nes.ru – сайт «Российская экономическая школа».
7. https://4vpr.ru/ - Демонстрационные версии ВПР по математике для 5, 6, 7, 8 классов.
8. https://fipi.ru/ - ФИПИ. Демонстрационные версии ОГЭ и ЕГЭ по математике.
9. https://dni-fg.ru/ - онлайн-уроки по финансовой грамотности для школьников.
10. Сайт Федерального методического центра по финансовой грамотности: [Электронный ресурс] — URL: https://www.hse.ru/org/hse/61217342/61217360/mcfc
11. Сайт национальной программы повышения финансовой грамотности населения: [Электронный ресурс] URL: вашифинансы.рф
12. Сайт «Хочу. Могу. Знаю»: [Электронный ресурс] — URL: хочумогузнаю.рф
13. Финансовая грамота: [Электронный ресурс] — URL: http://www.fgramota.org/
14. Финансы просто: [Электронный ресурс] — URL: http:// finprosto.ru/
15. Всероссийская ассоциация учителей математики: [Электронный ресурс] — URL: http://raum.math.ru/materials