Программа «Наша надежда»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 7»
Программа
«Наша надежда»
Смоленск
Программа «Наша надежда»
Пояснительная записка
Программа «Наша надежда» разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №7» города Смоленска и является основой для работы с одаренными детьми. Она направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого ребенка и помощь особо одаренным детям, обучающимся в массовой школе.
Программа содержит алгоритм действий педагогов, психолого-логопедической службы школы, администрации. При этом она допускает вариативный подход, не должна рассматриваться как догматическая конструкция.
Выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач современного образования.
Проблема одаренности в системе образования на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ для одаренных и талантливых детей или специальных классов для одаренных. Но существует возможность и другого решения – не удалять одаренного ребенка из естественной для него среды, обучать и воспитывать, не выводя его из круга обычных сверстников, создав условия для развития и реализации его выдающихся возможностей.
Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии интеллектуально-творческого потенциала каждого ребенка. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.
Способный, одаренный ученик – это высокий уровень каких-либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.
Одаренность бывает художественной (музыкально-художественной), психомоторной (спортивная), академической (способность учиться), интеллектуальной (умение анализировать, мыслить), творческой (не шаблонное мышление).
Постепенный отход системы образования от «штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с одаренными и талантливыми детьми.
Важнейшим направлением решения данной проблемы являются реализация специальных программ обучения, которые соответствовали бы потребностям и возможностям этой категории учащихся и могли бы обеспечить дальнейшее развитие одаренности.
Работу с одаренными детьми следует начинать с начальных классов в школе. Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в девятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам – 30-40%, а к 17 годам – 15-20%.
Поэтому учителя начальных классов должны создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка, а учителя среднего и старшего звена дальше продолжать начатую работу по сохранению и развитию способностей учащихся.
В структуру программы входят следующие разделы.
1. Паспорт
Наименование программы | «Наша надежда» |
Основания для разработки программы | Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 г. N 792-р Областная и районная программа «Одаренные дети» |
Государственный заказчик программы | |
Цель программы | Создание условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ "СШ № 7" |
Срок реализации программы | |
Исполнители основных мероприятий программы | Педагогический коллектив школы |
Соисполнители | Учащиеся, родители учащихся |
Источники финансирования программы | Местный бюджет на основе составленной сметы |
Ожидаемые конечные результаты программы | - увеличение числа одаренных детей, которым оказывается поддержка; - создание индивидуальных образовательных программ; - повышение квалификации и объединение педагогов, работающих с одаренными детьми; - совершенствование системы работы с одаренными детьми |
Система контроля исполнения программы | Контроль в рамках программы осуществляет администрация школы и методический совет. Вопросы исполнения заслушиваются на заседаниях методических объединений, педагогических советах, родительских собраниях. |
2. Концептуальные основы.
Современные тенденции социального развития ставят перед школой новые задачи, поскольку особый – более свободный, более интеллектуальный и креативный образ мышления – будет являться залогом социального успеха каждого, а значит, залогом процветания нации.
При разработке программы «Наша надежда» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные понятия.
Одаренная личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере (лидерство).
Одаренность – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одаренностью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Ведущим компонентом одаренности является мотивационный.
Познавательная способность занимает в структуре одаренной личности доминирующее положение и отличается большой силой, устойчивостью и действенностью.
Отличие личностей просто с высоким уровнем способностей от одаренных состоит именно в различии уровня, силы и доминирования мотивации. Именно благодаря более высокому уровню мотивации одаренная личность добивается более значительных результатов, чем другая, имеющая порой более высокий уровень способностей.
При разработке теоретических основ программы «Одаренные дети» в качестве исходных были использованы следующие концептуальные положения:
Концепция «возрастной одаренности» (Н.С.Лейтес), согласно которой необычные возможности ребенка на том или ином возрастном этапе еще не означают сохранение этого уровня и своеобразие его возможностей в последующие и более зрелые годы. Наиболее продуктивен педагогический путь, согласно которому одаренность в младшем школьном возрасте рассматривается и развивается как некая общая, универсальная способность.
Подход к одаренности как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся прежде всего в высокой познавательной и исследовательской активности.
Динамическая теория одаренности (Ю.Д.Бабаева), в которой акцентируется внимание, во-первых, на понимании одаренности как развивающегося свойства целостной личности, во-вторых – на оценке одаренности с точки зрения наличия психологических барьеров, затрудняющих ее проявление и развитие и / или приводящих к феномену диссинхронии.
Экопсихологический подход к развитию одаренности (В.И.Панов). Одаренность в этом случае рассматривается как особая форма проявления творческой природы психики человека. Поэтому основная задача современного педагога заключается в создании образовательной среды развивающего (творческого) типа.
Одаренность может проявляться:
как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одаренность. Специалисты утверждают, что число таких детей составляет примерно 1-3% от общего числа таких детей;
как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;
как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
В основу программы положены ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии:
1. Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в системе их взаимосвязи с другими. При таком подходе педагогическая система работы с одаренными детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
2. Личностный подход, утверждающий представления о социальной, деятельностной и творческой сущности одаренного ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
3. Деятельностный подход. Деятельность – основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности одаренных детей, по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
4. Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Одаренный ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Реализация этих методологических принципов позволяет определить основные способы решения проблем при работе с одаренными детьми, осуществлять планирование и прогнозирование деятельности.
3. Основные цели и задачи программы.
Цели программы «Наша надежда» заключается в создании условий для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков одаренных детей в МБОУ «СШ № 7». А также в создании среды, способствующей формированию и максимально полной реализации творческих способностей в различных областях науки и искусства.
Задачами данной программы являются:
обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
«конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
разработка системы диагностики одаренных детей, обеспечение информационно-методического и программного сопровождения, кадровых условий для работы с одаренными детьми;
обеспечение нормативно-правовой базы, позволяющей осуществлять эффективную социально-педагогическую работу с одаренными детьми.
Стратегические направления программы
- Создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми (внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы)
- Методическое обеспечение работы с одаренными детьми (повышение уровня профессионального мастерства педагогов, организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми, научно-методическое и информационное обеспечение программы)
- мероприятия по работе с одаренными детьми (участие способных и одаренных детей в школьных и районных мероприятиях)
Научное – нацеленное на создание единой программы работы с одаренными детьми.
Психолого-педагогическое – обеспечивает создание подсистемы диагностики одаренности учащихся и организацию эффективного функционирования этой системы.
Научно-методическое и образовательное – осуществляет апробацию и внедрение методических разработок в психолого-педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми. Переподготовка кадров. Ориентирование внеклассной работы на участие в ней одаренных детей. Организация разнообразных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций.
Социально-экономическое – осуществляет поддержку одаренности через организацию конкурса «Ученик года».
В рамках программы предусматривается реализация следующих направлений работы.
Координационное направление:
организация работы всего коллектива школы;
создание предметных базовых площадок;
интеграция в рамках данного направления деятельности начальной и средней школы, учреждений дополнительного образования;
обеспечение нормативно-правовой базы;
ресурсное обеспечение;
контроль и анализ деятельности.
Диагностическое направление:
формирование банка методического обеспечения для выявления одаренности;
проведение специальных конкурсов, турниров и т.д. для выявления одаренных детей;
проведение диагностики одаренных детей;
диагностика условий обучения и развития одаренных детей (в т.ч. кадровых);
создание банка данных «Одаренные дети школы».
Кадровое направление:
определение критериев эффективности педагогической работы с одаренными детьми;
повышение квалификации педагогов на разных уровнях;
оказание информационной, методической и финансовой помощи педагогам;
создание творческой группы учителей, работающих с одаренными детьми;
создание условий для отработки и применения новых педагогических технологий.
Развивающее направление:
создание образовательной среды для развития одаренных детей;
организация курсов углубленного изучения предметов, кружков интеллектуальной, художественно-эстетической направленности, летнего лагеря;
создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других интеллектуально-творческих мероприятиях разного уровня;
обеспечение материально-технической базы;
создание системы психологического сопровождения одаренных детей;
использование информационно-коммуникационных технологий.
Информационное направление:
привлечение внимания педагогической общественности, органов государственного управления средств массовой информации к проблемам одаренных детей;
организация работы библиотеки;
создание банка образовательных программ, диагностических и методических материалов;
информационная поддержка педагогов, работающих с одаренными детьми.
Функциональное обеспечение программы:
- функции директора в аспекте реализации программы;
- функции заместителя директора по УВР;
- функции методического совета;
- функции МО;
- функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми;
- функции психолога.
Функции директора в аспекте реализации программы:
- общее руководство разработкой и реализацией программы, обеспечение реализацией программы:
- организация,
- координация,
- контроль.
Функции заместителей директора по УВР и НМР:
- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы,
- корректировка составляющих элементов программы,
- обеспечение связи с высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного образования,
- анализ и обобщение результатов реализации программы,
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией программы «Наша надежда»,
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми,
- внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми,
- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.
Функции методического совета:
- подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Наша надежда»,
- определение критериев эффективности реализации программы,
- разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми.
- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.
Функции методических объединений:
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через предметные комиссии,
- разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы,
- подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей,
- обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело организующих работу с одаренными детьми,
- обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся.
Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:
- организация и проведение занятий с одаренными детьми,
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными детьми,
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми,
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми,
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим интеллектуальных конкурсам различного уровня,
- организация контроля за знаниями одаренных детей, выполнение программ по работе с одаренными детьми,
- контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными детьми,
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми,
- творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы «Наша надежда»,
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными детьми,
- повышение методической активности через выступления на педагогических советах, семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по реализации программы «Наша надежда».
Функции психолога:
- анализ успешности (неуспешности) учения каждого ребенка с выявлением причин,
- диагностирование детей с целью определения групп учеников со специальными способностями (отличающихся высоким уровнем умственных способностей в данном предмете или цикле предметов),
- выявление детей, отличающихся высоким уровнем умственных способностей во всех областях знаний,
- проведение семинаров по психологическим аспектам работы с одаренными детьми,
- знакомство родителей с методиками изучения и развития творческого потенциала ребенка.
Этапы реализации
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет.
Первый этап – диагностико-организационный. Он включает в себя:
создание и организацию деятельности координационного совета;
создание нормативно-правовой базы;
обеспечение материально-технической базы;
создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
создание базовых предметных групп;
изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;
организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;
разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
Второй этап – организационно-практический, этап реализации – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
апробация экспериментальных авторских программ;
отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;
методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;
отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;
пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:
сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
мониторинг личных достижений учащихся;
анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты
Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
Разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно-эстетической и исследовательской деятельности.
Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Формы работы с одаренными детьми
Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
Дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
Участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
Психологические консультации, тренинги, тестирование;
Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
Посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
Создание детских портфолио.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми
принцип создания комфортных условий для совместной работы учащихся и учителя;
принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;
принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;
принцип свободы выбора учащимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности.
Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма | Задачи |
Факультатив | Учет индивидуальных возможностей учащихся. Повышение степени самостоятельности учащихся. Расширение познавательных возможностей учащихся. Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. |
Ученическая конференция | Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой. Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам. Формирование информационной культуры учащихся. |
Предметная неделя (декада) | Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности. Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области. Развитие творческих способностей учащихся. |
Научное общество учащихся | Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности. Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований. |
Кружки, студии, объединения | Развитие творческих способностей учащихся. Содействие в профессиональной ориентации. Самореализация учащихся во внеклассной работе. |
Организация исследовательской работы учащихся в школе
1 – 4 классы | Подготовительный этап: Формирование навыков научной организации труда. Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных учащихся | Формы: Урок. Внеклассная работа. Кружки эстетического цикла. Секции. |
5-7 классы | Творческий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие учащихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Школьные олимпиады. Факультативы. Краеведческая конференция. Кружки. Секции. |
8-9 классы | Развивающий этап: Совершенствование навыков научной организации труда. Развитие и расширение познавательных интересов учащихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры учащихся. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. НОУ. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов. Элективные курсы (8-9 классы). |
10-11 классы | Исследовательский этап: Совершенствование исследовательских навыков. Совершенствование информационной культуры учащихся. Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. | Формы: Урок. Внеклассная работа. Предметные недели. Олимпиады. Факультативы. Профильные спецкурсы. НОУ. Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ. |
Критериальная база
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализированность личности | Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. Способность к рефлексии. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения. Уровень коммуникативной культуры | Тест оценки потребности в достижении, метод экспертной оценки. Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся. Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим. Метод незаконченного предложения. Тест «Исследование школьной мотивации». |
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе | Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. | Изучение удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе. Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе. Тест школьной тревожности Филипса. |
Конкурентоспособность одаренных учащихся | Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся. Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. | Методики статистического анализа данных, их динамика. |
Приложение
1. Портрет одаренного ребенка
Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.
Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.
Склонен к рискованным действиям.
Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.
Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.
Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
2. Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 1-2-х классов)
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
математика и техника (1-й столбец листа ответов);
гуманитарная сфера (2-й столбец);
художественная деятельность (3-й столбец);
физкультура и спорт (4-й столбец);
коммуникативные интересы (5-й столбец);
природа и естествознание (6-й столбец);
труд по самообслуживанию (7-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке – «-»; если нравится – «+»; очень нравится – «++». Если по какой-либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте клетку незаполненной.
Вопросы: каждый вопрос начинается со слов: «Нравится ли тебе …»
Решать логические задачи и задачи на сообразительность.
Читать самостоятельно, слушать, когда тебе читают сказки, рассказы, повести.
Петь, музицировать.
Заниматься физкультурой.
Играть вместе с другими детьми в различные коллективные игры.
Читать (слушать, когда тебе читают) рассказы о природе.
Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовить пищу).
Собирать технический конструктор.
Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми, незнакомыми словами.
Самостоятельно рисовать.
Играть в спортивные, подвижные игры.
Руководить играми детей.
Ходить в лес, поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
Ходить в магазин за продуктами.
Читать (когда тебе читают) книги о технике, машинах, космических кораблях и др.
Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
Содержать домашний аквариум, птиц, животных (кошек, собак и др.).
Убирать за собой книги, тетради, игрушки и др.
Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
Знакомиться с историей (посещать исторические музеи).
Самостоятельно, без побуждений взрослых заниматься различными видами художественного творчества.
Читать (слушать, когда тебе читают) книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
Объяснять что-то другим детям или взрослым людям (убеждать, спорить, доказывать свое мнение).
Ухаживать за домашними растениями.
Помогать взрослым делать уборку в квартире (вытирать пыль, подметать пол и др.).
считать самостоятельно, заниматься математикой в школе.
Знакомиться с общественными явлениями и международными событиями.
Участвовать в постановке спектаклей.
Заниматься спортом в секциях и кружках.
Помогать другим людям.
работать в саду, на огороде, выращивать растения.
Помогать и самостоятельно шить, вышивать, стирать.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 |
Методика диагностики одаренности младших школьников
Автор – А.И.Савенков, доктор педагогических наук, профессор Московского педагогического университета
Цель: выявление особенностей характера, направленности интересов и склонностей младших школьников (учащихся 3-4-х классов).
Метод проведения: анкетирование.
Обработка результатов: проводится по подсчету суммы баллов в соответствии с преобладанием «+» и «-» в столбцах таблицы. Полученные суммы баллов являются показателями направленности интересов и склонностей к определенной сфере:
интеллектуальная (1-й столбец листа ответов);
творческая (2-й столбец);
академическая (3-й столбец);
художественно-изобразительная (4-й столбец);
музыкальная (5-й столбец);
литературная (6-й столбец);
артистическая (7-й столбец);
техническая (8-й столбец);
лидерская (9-й столбец);
спортивная (10-й столбец).
Анкета для учащихся
Запишите свои имя и фамилию __________________________________________________
Ответы помещайте в клетках, номера которых соответствуют номерам вопросов:
«++» - если оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выработано, проявляется часто;
«+» - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
«0» - оцениваемое и противоположное свойство личности выражено нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
«-» - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
Вопросы:
Склонен к логическим рассуждениями, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету».
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
Интересуется общением со сверстниками.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки.
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
Способен увлечься, «уйти с головой» в интересующее его занятие.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально мог бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
Любит чертить чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
Бегает быстрее всех в классе.
Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты и движения.
Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других детей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Хорошо играет на каком-либо инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеет делать его сверстники), и в то время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
Любит обсуждать изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой, клеем.
В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Способен предложить большое количество самых разных идей и решений.
В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), делает это. Как правило, с большим интересом, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
Может высказать свою собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передавать их характер, чувства, настроения.
Любит игры-драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Лист ответов
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |
41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 |
51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 |
61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |
71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 |
Создание банка данных одаренных детей
Для успешной реализации программы необходимо создание банка данных одаренных детей, в который будут входить: анкетно-биографические сведения об одаренных детях, психодиагностические обследования среди учащихся, анкетирование детей. Диагностическая работа во время проведения интеллектуальных и художественных конкурсов и урочной деятельности, портфолио учащихся и учителей.
При поступлении в школу для родителей будущих первоклассников будет проведено исследование о наклонностях и способностях их детей.
Родительское исследование
(заполняют родители)
У моего ребенка хорошо развита речь. Он ясно выражает свои мысли, имеет большой словарный запас (Да / нет)
Мой ребенок настойчив и самостоятелен, доводит начатое дело до конца. (Да / нет)
Мой ребенок овладел навыками слогового чтения (Да / нет)
Мой ребенок с удовольствием читает детскую литературу (Да / нет)
Он очень любит рисовать (Да / нет)
Он очень любит заниматься художественным трудом (Да / нет)
Любит слушать музыку, петь песни, импровизировать и танцевать (Да / нет)
Мой ребенок занимается спортом (Да / нет)
Чем больше всего любит заниматься ваш ребенок в свободное время? _____________________________________________________________________________
С удовольствием ли ваш ребенок собирается идти в школу, если нет, укажите причину. _____________________________________________________________________________
Анкетно-биографические сведения об одаренных детях
(заполняется по образцу в течение учебного года)
№ п/п | ФИО | Год рождения | Домашний адрес | Класс | Виды одаренности | Участие в олимпиадах и конкурсах. Результативность |
| | | | | | |
Психодиагностические обследования среди учащихся
(работа школьного психолога)
Одним из основных видов поиска одаренных детей являются регулярные психодиагностические обследования среди учащихся. Диагностическая работа проходит во время проведения административных контрольных работ, интеллектуальных и художественных конкурсов: олимпиад, состязаний, турниров, спортивных соревнований и эстафет.
В качестве диагностического материала планируется использовать:
анкетирование родителей и учителей;
специальную диагностическую систему Гордона для непосредственного обследования ребенка;
диагностику интеллекта и познавательной сферы ребенка: тест Векслера (вербальная и невербальная креативность, визуально-моторный Бендер гештальт-тест, уровень интеллектуального развития);
диагностику видеомоторной коррекции;
вербальный тест Айзенка;
опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
шкалу самооценки «как достичь успеха и не потерять то, что имеешь»;
методику «Интеллектуальная лабильность» или «Умение переключаться»;
методику «Числовые ряды» или «Оценка математического мышления»;
тест «Уровень развития личности» (уровень воспитанности);
тест «Уровень сформированности творческих способностей»;
тесты для интеллектуалов.
Портфолио учащихся и учителей
Одной из наиболее ярких форм оценивания своих возможностей и достижений являются создание школьного портфолио.
Портфолио одаренного ученика будет включать в себя: визитную карточку, карту интересов ребенка, сведения о достижениях и наградах на конкурсах школьного и районного уровней, образцы лучших творческих работ, фотографии, грамоты и дипломы.
Образец портфолио для детей
Портфолио Ф.И.О. ученика (цы) ____ класса «___» МБОУ «СШ № 7» | Тайна моего имени: | Карта моих интересов |
Знак зодиака: | ||
Я родился (родилась) в год: | ||
Я занимаюсь в кружках, секциях: | ||
Мои любимые занятия, увлечения: | ||
Участие в конкурсах | Участие в концертах | Участие в олимпиадах |
Участие в общественной жизни школы и класса | Мои добрые и полезные дела | Награды и достижения |
Карта моих интересов
№ п/п | Вопросы | Ответ (да / нет) |
1 | Есть ли у тебя друзья? | |
2 | Нравится ли тебе проводить с ним свободное время? | |
3 | Тебе нравятся уроки математики? | |
4 | А русского языка? | |
5 | Чтение книг – твое любимое занятие? | |
6 | Нравится ли тебе получать хорошие отметки? | |
7 | Хотел бы ты участвовать в олимпиадах по предметам? | |
8 | С радостью ли ты ходишь в школу? | |
9 | Ты с желанием пишешь диктанты и сочинения? | |
10 | Стараешься ли красиво писать, выводя каждую букву? | |
11 | Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний? | |
12 | Тебе нравится решать математические задачи? | |
13 | Стараешься ли ты находить разные способы решения задач? | |
14 | Читаешь ли ты дополнительную литературу по окружающему миру? | |
15 | Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством знаменитых людей? | |
16 | Ты хочешь узнавать новое о природе своего края? | |
17 | Беспокоишься ли ты за будущее нашей планеты? | |
18 | Ты подкармливаешь животных зимой? | |
19 | Ты с удовольствием работаешь на уроках труда? | |
20 | Ты любишь рисовать? | |
21 | Ты любишь узнавать новое о великих художниках? | |
22 | Ты посещаешь кружки? | |
23 | А спортивные секции? | |
24 | Ты участвуешь в конкурсах и соревнованиях? | |
25 | Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации в школе? | |
26 | Доказываешь ли ты свою правоту, отстаиваешь свою точку зрения? | |
27 | Любишь ли ты делать приятное своим друзьям? | |
28 | Любишь ли ты смотреть фильмы об истории нашего государства? | |
29 | Есть ли у тебя домашние обязанности? | |
30 | С удовольствием ли ты выполняешь их? | |
Система работы учителей начальных классов с одаренными детьми
в урочной деятельности
Одаренные дети часто опережают в своем развитии сверстников, отличаются и темпы усвоения учебного материала. Работать с такими детьми интересно и сложно. В классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения, где могут погрузиться в творческий процесс, стремясь к новым открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Основной целью развития и успешного обучения одаренных детей на уроках является:
совершенствование предметных умений и навыков;
повышение учебной мотивации одаренных детей;
развитие интеллектуальных способностей и нестандартности мышления;
развитие навыков исследовательской и самостоятельной познавательной деятельности;
овладение навыками самоконтроля, самооценки.
Решению обозначенной цели способствуют следующие формы и методы работы учителя на уроках.
Методы:
частично-поисковый (привлечение к поисковой деятельности, использование творческих заданий, решение нестандартных задач);
исследовательский (работа с дополнительными источниками информации);
проблемный;
проективный.
Формы:
нетрадиционные уроки (урок-КВН; урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская);
классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые и творческие задания;
ролевые игры;
консультации.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии, а также применять современные технологии: игровые, учебно-исследовательские, коммуниативные, проблемно-поисковые, здоровьесберегающие.
Такая система урочной деятельности поможет сформировать у одаренных детей беглость мышления, гибкость ума, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Шкала рейтинга поведенческих характеристик Дж.Рензулли
Ф.И.учащегося ________________________________________________________________
Дата: _________________________________________________________________________
Школа _________ класс _________ возраст ________ учитель __________________________
Как давно вы знаете этого ребенка? ________________________________________________
Инструкция
Эта шкала составлена для того, чтобы учитель мог дать характеристики учащимся в познавательной мотивации, творческой и лидерской областях. Каждый пункт шкалы следует оценивать вне связи с другими пунктами. Так как 4 шкалы представляют относительно разные стороны поведения и по разным шкалам не суммируются все вместе. Внимательно прочтите утверждение и поставьте соответствующий балл согласно следующему описанию:
1 – если вы почти никогда не наблюдали этой характеристики;
2 – если вы наблюдаете эту характеристику время от времени;
3 – если вы наблюдаете эту характеристику довольно часто;
4 – если вы наблюдаете эту характеристику почти всегда.
Список класса:
№ п/п | Фамилия Имя учащегося | № п/п | Фамилия Имя учащегося |
1 | | 16 | |
2 | | 17 | |
3 | | 18 | |
4 | | 19 | |
5 | | 20 | |
6 | | 21 | |
7 | | 22 | |
8 | | 23 | |
9 | | 24 | |
10 | | 25 | |
11 | | 26 | |
12 | | 27 | |
13 | | 28 | |
14 | | 29 | |
15 | | 30 | |
Характеристики | № учащегося по списку класса | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 1 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | |
Шкала 1. Познавательные характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Обладает довольно большим для этого возраста или класса запасом слов, использует термины с пониманием, речь отличается богатством выражений, беглостью и сложностью | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Обладает обширным запасом информации по разнообразным темам (выходящих за пределы обычных интересов детей этого возраста) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Быстро запоминает и воспроизводит фактическую информацию | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4. Легко схватывает причинно-следственные связи; пытается понять «как» и «почему»; задает много стимулирующих мысль вопросов (в отличие от вопросов, направленных на получение фактов); хочет знать, что лежит в основе явлений и действий людей | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5.Чуткий и сметливый наблюдатель; обычно «видит больше» или «извлекает больше» из рассказа, фильма, из того, что происходит, чем другие | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сложите полученные числа | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Общий показатель | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Шкала 2. Мотивационные характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Полностью «уходит» в определенные темы, проблемы, настойчиво стремится к завершению (иногда трудно привлечь к другим темам, заданиям) | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Легко впадает в скуку от обычных заданий | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Стремится к совершенству; отличается самокритичностью | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4. Предпочитает работать самостоятельно, требует лишь минимального направления от учителя | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5. Имеет склонность организовать людей, предметы, ситуации | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сложите полученные числа | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Общий показатель | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Шкала 3. Творческие характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. Проявляет большую сообразительность в отношении многого, задает обо всем вопросы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Выдвигает большое количество идей или решений проблем и ответов на вопросы; предлагает необычные, оригинальные, умные ответы | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Выражает свое мнение без колебаний; иногда раздражен и горяч, а в дискуссии настойчив | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4. Может рисковать, имеет склонность к приключениям | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5. Проявляется склонность к игре с идеями; фантазирует, представляет: «Что будет, если…», занят приспособлением, улучшением и изменением общественных институтов, предметов, систем | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
6. Проявляет тонкое чувство юмора и видит юмор в таких ситуациях, которые не кажутся смешными остальным | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
7. Необычно чувствителен к внутренним импульсам и более открыт к иррациональному в себе (более свободное выражение «девчоночьих» интересов у мальчиков, большая независимость у девочек); эмоционально чувствителен | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
8. Чувствителен к красоте, обращает внимание на эстетические стороны, интересуется деталями | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
9. Не подвержен влиянию группы; не терпит беспорядок, не боится быть отличным от других | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
10. Дает конструктивную критику. Не склонен принимать авторитеты без критического изучения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сложите полученные числа | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Общий показатель | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Шкала 4. Лидерские характеристики | ||||||||||||||||||||||||||||||
1. проявляет ответственность, делает то. Что обещает, и обычно делает это хорошо | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
2. Уверенно чувствует себя как с ровесниками, так и со взрослыми; хорошо себя чувствует, когда его просят показать свою работу | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. Хорошо выражает свои мысли и чувства; хорошо и обычно понятно говорит | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4. Может находиться с людьми, общителен, предпочитает на оставаться в одиночестве | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
5. Имеет склонность доминировать среди других; как правило, руководит деятельностью, в которой участвует | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Подсчитайте по каждой колонке: «1» - «2» - «3» - «4» - И умножьте на соответствующее количество баллов | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Сложите полученные числа | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Общий показатель | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Методика определения и оценки оперативной слуховой памяти
Процедура обследования проводится следующим образом: ребенку с интервалом в 1 сек. поочередно зачитываются следующие четыре набора слов:
I | II | III | IV |
Месяц Дерево Прыгать Желтый Кукла Сумка | Ковер Стакан Плыть Тяжелый Книга Яблоко | Вилка Диван Шутить Смелый Пальто Телефон | Школа Человек Спать Красный Тетрадь Цветок |
После прослушивания каждого из наборов слов ребенку примерно через 5 секунд после окончания чтения набора экспериментатор начинает не торопясь читать следующий набор из 36 слов с интервалами в 5 секунд между отдельными словами:
стакан, школа, вилка, пуговица, ковер, месяц, стул, человек, диван, корова, телевизор, дерево, птица, спать, смелый, шутить, красный, лебедь, картинка, тяжелый, плыть, мяч, желтый, дом, прыгать, тетрадь, пальто, книга, цветок, телефон, яблоко, кукла, сумка, конь, лежать, слон.
Ребенок должен на слух обнаружить в длинном наборе те слова, которые ему только что были представлены в соответствующем малом наборе, подтверждая идентификацию найденного слова высказыванием «да», а его отсутствие – высказыванием «нет». На поиск каждого слова в большом наборе ребенку отводится 5 секунд. Если в течение этого времени он не смог его идентифицировать, то экспериментатор зачитывает следующее слово и так далее.
Оценка результатов
Показатель оперативной слуховой памяти определяется как частное от деления среднего времени, затраченного на идентификацию 6 слов в большом наборе (для этого общее время работы ребенка над заданием делится на 4), на среднее количество допущенных при этом ошибок плюс единица. Ошибками считаются все слова, которые указаны неправильно и слова, которые ребенок пропустил.
Методика определения опосредованной памяти
Материалом, необходимым для проведения методики, служат лист бумаги и ручка. Перед началом обследования экспериментатор дает ребенку установку: «Сейчас я буду называть тебе разные слова и предложения и после этого делать паузу. Во время этой паузы ты должен будешь на листе бумаги нарисовать или написать что-нибудь такое, что позволит тебе запомнить и затем легко вспомнить те слова, которые я произнес. Постарайся рисунки или записи делать как можно быстрее, иначе мы не успеем выполнить все задание. Слов и выражений, которые необходимо запомнить, довольно много».
Ребенку последовательно одно за другим зачитываются следующие слова и выражения:
Дом. Палка. Дерево. Прыгать высоко. Солнце светит. Веселый человек. Дети играют в мяч. Часы стоят. Лодка плывет по реке. Кошка ест рыбу.
После прочтения ребенку каждого слова или словосочетания экспериментатор делает паузу на 20 секунд. В это время ребенок должен успеть изобразить на данном ему листе бумаги что-либо такое. Что в дальнейшем позволит ему вспомнить нужные слова и выражения. Если за отведенное время ребенок не успел сделать запись или рисунок, то экспериментатор прерывает его и зачитывает очередное слово или выражение.
Как только эксперимент закончен, экспериментатор просит ребенка, пользуясь сделанными им рисунками или записями, вспомнить те слова и выражения, которые ему были зачитаны.
Оценка результатов
За каждое правильно воспроизведенное по собственному рисунку или записи слово или словосочетание ребенок получает 1 балл. Правильно воспроизведенными считаются не только те слова и словосочетания, которые восстановлены по памяти буквально, но и те, которые переданы другими словами, но точно по смыслу. Приблизительно правильное воспроизведение оценивается в 0,5 балла, а неверное – в 0 баллов.
Максимальная общая оценка, которую ребенок может получить в этой методике, равна 10 баллам. Такую оценку ребенок получит тогда, когда правильно вспомнит все без исключения слова и выражения. Минимальная возможная оценка – 0 баллов. Она соответствует тму случаю, если ребенок не мог вспомнить по своим рисункам и записям ни единого слова или не сделал ни к одному слову рисунка или записи.
Выводы об уровне развития
10 баллов – опосредованная слуховая память развита очень высоко
8-9 баллов - опосредованная слуховая память развита высоко
4-7 баллов - опосредованная слуховая память развита средне
2-3 балла - опосредованная слуховая память развита низко
0-1 балл – развита слабо
Диагностика конвергентного (логического) мышления (для детей от 5 до 12 лет)
Автор – Н.И.Ильичева
Цель: определение уровня логического мышления, умения выполнять основные логические приемы операции.
Метод проведения: тестирование.
Субтест 1. На берегу озера сидело 5 уток. Охотник одну утку убил. Сколько уток осталось на берегу? (ответ – одна или ни одной – с доказательством)
Логические шаги:
1 шаг – представление предлагаемой ситуации, т.е. фабулы задания;
2 шаг – предположение первой версии: 4 утки улетели, а одна убитая осталась;
3 шаг – вторая версия: убитая утка свалилась в озеро и на берегу не осталось ни одной утки, или охотник забрал убитую утку. Набрано 3 балла.
Субтест 2. Олег, Андрей и Коля занимались только одним видом спортивных игр: или волейболом, или футболом, или баскетболом. Коля никогда не играл в футбол, а Олег на соревнованиях по баскетболу занял первое место. Каким видом спорта занимался каждый из мальчиков? (ответ – Олег занимался баскетболом, Коля – волейболом, а Андрей - футболом).
Логические шаги:
1 шаг – если Коля никогда не играл в футбол, то он играл или в волейбол или в баскетбол;
2 шаг – если Олег занял 1 место на соревнованиях по баскетболу, то он и играл в баскетбол;
3 шаг – а Коля играл в волейбол;
4 шаг – если Коля играл в волейбол, Олег – в баскетбол, то Андрей играл в футбол или, второй вариант: составление матрицы решения методом исключения: если Олег занял первое место на соревнованиях по баскетболу, то он играл в баскетбол (1 шаг); если Коля никогда не играл в футбол (2 шаг). Олег играл в баскетбол, то он – Коля играл в волейбол (3 шаг); а так как Коля играл в волейбол, Олег – в баскетбол, то Андрей играл в футбол (4 шаг).
Субтест 3. После занятий Юра, Ира, Оля, Саша и Коля побежали за мороженым и встали в очередь. Юра стоит впереди Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не стоит рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята?
Логические шаги:
1 шаг – или запоминание имен, или запись их в матрицу;
2 шаг – если Юра стоит раньше Иры, но после Коли, то они занимают следующую позицию: К., Ю., И.,
3 шаг – Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей, следовательно, он в конце после Иры;
4 шаг – Оля стоит между Юрой и Ирой;
5 шаг – их очередь выглядит так: К., Ю., О., И., С.
Всего в тесте 12 логических шагов.
Обработка результатов теста: за каждый правильный логический шаг испытуемый получает один балл.
В соответствии с суммой логических шагов (числом баллов) конвергентное мышление можно выразить с помощью процентной шкалы.
Степень | Оценка результатов | Замечание | % конвергентного мышления | |
I | Высший | Если решены все три задания | 12 баллов | 100 |
II | Хороший | Если решены 1-е, 2-е задание и часть 3-го | От 11 до 10 баллов | От 80 до 92 |
III | Средний | Если решены 2 любых задания и часть из них | От 9 до 7 баллов | От 58 до 80 |
IV | Слабый | Если решено одно задание | От 6 до 3 баллов | От 25 до 50 |
V | Очень слабый | Если решена часть одного задания | От 2 до 1 баллов | От 8,3 до 16 |
VI | Нулевой | Если не приступили к решению | 0 баллов | От 0 до 8,3 |
Характеристики доминирующих способностей ребенка
Интеллектуальные способности
1.1. Усваивает новые знания очень быстро и все схватывает легко.
1.2. Обладает чувством «здравого смысла» и использует знания в практических, повседневных ситуациях.
1.3. Хорошо рассуждает. Ясно мыслит, не путается в мыслях. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное. Догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
1.4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.
1.5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники не знают и не догадываются.
1.6. Богатый словарный запас, легко пользуется новыми словами, без затруднений выражает свою мысль.
1.7. Любит читать книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или на два.
1.8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.
1.9. задает очень много вопросов. Имеет много разных интересов, по поводу которых часто спрашивает взрослых.
1.10. Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроках из-за того, что учебный материал ему (ей) уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.
1.11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные, оригинальные ответы, решения.
1.12. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на все новое и неожиданное.
Художественные способности
2.1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие разных предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунков).
2.2. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.
2.3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении. Описании какого-то события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок. Открыток и т.д.).
2.4. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка. Композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.
2.5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит. Создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).
2.6. Прибегает к рисунку или лепке, для того чтобы выразить свои чувства и настроение.
2.7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.8. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того, чтобы изобразить события или вещи в трех измерениях и пространственно.
Музыкальный талант
3.1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.
3.2. Хорошо поет.
3.3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
3.4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
3.5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.
3.6. В пении или музыке выражает чувства, свое состояние.
3.7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.
3.8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Способности к занятиям научной работой
4.1. Выражает мысли ясно и точно (устно и письменно).
4.2. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год-два.
4.3. Обладает способностью выше средней к пониманию абстрактных понятий, к установлению обобщений.
4.4. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительными восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).
4.5. После уроков любит читать научно-популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные, детективы и пр.
4.6. Не унывает, если его проект или новая задумка не поддержана учителем или родителями или если его «эксперимент» не получился.
4.7. Пытается выяснить причины и смысл событий.
4.8. Проводит много времени над созданием собственные «проектов»: конструирование радиоприемника, построение телескопа, летательного аппарата, собирание коллекции и т.д.
4.9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Литературное дарование
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
Способности технические
6.1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.
6.2. Интересуется механизмами и машинами.
6.3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.
6.4. Может чинить несложные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
6.5. Определяет причины капризов механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
6.6. Любит чертить чертежи и рисовать наброски механизмов.
6.7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин, механизмов.
Способности к спорту
7.1. Энергичен и производит впечатление ребенка, который нуждается в большом объеме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.
7.2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
7.3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры (выигрывает в какой-нибудь спортивной игре).
7.4. Бегает быстрее всех в классе.
7.5. По сравнению со сверстниками хорошо развита координация движений, двигается легко и грациозно.
7.6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
7.7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т.д.).
Список литературы:
1.Одаренные дети. Система работы в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2007.
2.Методическая работа в школе (компакт-диск) — «Учитель», 2010.
3.http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/odarennye-deti
4.Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
5. Джумагулова Т.Н. Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. - СПб., 2009.
6. Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. М., 1997.
7. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М., Просвещение, Учебная литература, 1996.
8. Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе. Сентябрь. 2001.
9. Популярная психология для родителей / под ред. Бодалева А.А. М.: Педагогика. 1989.
10. Белова Е. С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Моск. психолого-соц. ин-т.-2-е изд.-М.: ФЛИНТА, 2001.
11. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. - М.: Академия, 2002.
12. Варианты использования типовой схемы учебного занятия в классах с разными способностями детей: Работа с хорошо успевающими и одаренными учащимися//Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии.- М. :Пед. общество России, 2000.-С. 96-111.
13. Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина.-М.: Академия, 2001.
14. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия / В. С. Мухина.- М.: Академия, 2001.
15. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети.- М.: Знание, 1991.
16. Ильин В. П. Дифференциальная психофизиология.- СПб.: Питер, 2001. (способности и одаренность)
17. Крутецкий В. А. Психология математических способностей школьников / Ред. Н. И. Чуприкова.- М.: Ин-т практич. Психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998.
18. Лай В.А. Экспериментальная дидактика. – С-Петербург, Изд-во И.Д.Сытина, 1914, Гл.У. (Одаренность и оценка). С.465-497.
19. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка.- М.: Академия, 2002.
20. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Академия, 2000
21. Лейтес Н. С. Возрастные основы умственного роста // Возрастная и педагогическая психология /Сост. И. В. Дубровина и др.- М.: Академия, 2000.- С. 166-173.
22. Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я.-М.: Академический проект, 2001.
23. Одаренные дети: Перс. С англ. //Общ. Ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
24. Одаренный ребенок: Под ред. О.М.Дьяченко. – М.: Международный образоват. и психолог.колледж, 1997.
25. Петрушин В.И. Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя.- М.: Центр "Пед.поиск", 2001.
26. Пидкасистый П.И., Чудновская В.Э. Психолого-педагогические основы развития одаренности учащихся: Программа. – М.: Пед. общество России,1999.
27. Психология одаренности: от теории к практике /Ред. Д. В. Ушаков.- М.: ПЕР СЭ, 2000.
28. Психология одаренности детей и подростков: Учеб. пособие для студ.высш..и сред. учеб. зав./Под ред. Н.С.Лейтеса.2-е изд., перераб. и доп.-М.: Академия,2000.
29. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. Гл. ХУ1. С.535-551.
30. Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства.- М.: Пед. общ-во России,1999.
31. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.:Академия,2000.
32. Савенков А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / Ред. М. А. Ушакова.- М.: Сентябрь, 2001.
33. Савенков А.И. У колыбели гения. - М.: Педагогическое общество России,2002.
34. Савенков А.И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников.- СПб.: Питер, 2004.
35. Тушканова О.И. Развитие одаренности: Пособие для детей 6-9 лет. - Волгоград: Центр психологии и педагогики,1995.
36. Холодная М. А. Психология интеллекта.-2-е изд., доп., перераб.-СПб.: Питер, 2002.
37. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя.- М.: Владос,2000.
38. Штерн В. Умственная одаренность: Пер. с нем. А.П. Болтунова; Под ред. В.А. Лукова: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста. Психология ребенка.- СПб: Союз,1997.
39. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инс-та; Воронеж: МОДЭК, 2004.