Программа кружка «Спортивные игры»
Пояснительная записка
Программа кружковой деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» в 1-9 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе, на заседании методического объединения принято решение по проектированию комплексной программы кружковой деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для обучающихся 1-9 классов.
Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей.
Курс введён в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
Введение: программа «Спортивные игры» рассчитана на 152 учебных часов для детей в возрасте 10-16 лет и ориентирована на перспективу повышения двигательной активности учащихся.
В процессе изучения данной программы учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки по спортивным играм (баскетбол, стрит-бол, волейбол, мини-футбол) и национальным играм, состязаниям.
Программа спортивные игры является продолжением курса «Физическая культура» раздела: спортивные игры, и национальные игры, и состязания.
Направленность программы «Спортивные игры» -развивающая, ориентирована на создание у школьников представления о данных спортивных и национальных играх, направленных на развитие физических качеств и укрепления здоровья.
Актуальность программы- в повышении интереса учащихся к занятиям физической культуры и спорту и ведения здорового образа жизни.
Целесообразность программы- в овладении физической, технической и тактической подготовками спортивных и национальных игр занимающимися для успешного участия в школьных, районных, республиканских и всероссийских соревнованиях и использование этих игр в внеурочное время.
Цели и задачи.
Цель-укрепление и развитие здоровья детей и привитие у детей потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В процессе работы по изучению спортивных и национальных игр решаются следующие задачи: -привитие учащихся к национальной культуре через национальные игры и состязание;
-воспитание у школьников потребности в систематическом занятии физической культурой и спортом, привитие основ здорового образа жизни;
-развитие духовных и физических качеств личности;
-освоение знаний: по содержанию и направленности физических упражнений на укрепление своего здоровья;
-формирование умений: правильное выполнение приемов данных спортивных игр, владение индивидуальными и групповыми действиями, знания правил соревнований;
-коррекция двигательных нарушений здоровья (осанки, плоскостопия и т.д.)
Методы обучения.
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям спортивных игр и более успешного решения образовательных, воспитательных задач на занятиях рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
Практические методы:
Метод упражнений (многократное повторение упражнений). Метод соревновательный (применяется после образования необходимых навыков). Формы обучения: индивидуальный, групповой, фронтальный, поточный. Срок реализации программы-1 год. Режим занятий- 2 раза в неделю.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружковой деятельности.
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:
- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;
- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;
- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;
- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;
- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;
- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.
Виды УУД, формируемые на занятиях кружковой деятельности:
Оздоровительные результаты программы кружковой деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы кружковой деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.
Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы кружковой деятельности
Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.
В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны знать:
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- свои права и права других людей;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
должны уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- заботиться о своем здоровье;
- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
- отвечать за свои поступки.
2.1. В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания:
- значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;
- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;
- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;
- наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий;
- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости);
- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения;
- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;
- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;
могут научиться:
- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;
- выполнять технические приёмы и тактические действия;
- контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми;
- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;
- проводить судейство спортивных игр.
Основной показатель реализации программы «Спортивные игры» - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.
2.2. Способы проверки результатов
зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);
тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно);
анкетирование;
участие в соревнованиях;
сохранность контингента;
анализ уровня заболеваемости воспитанников.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование спортзала:
Перекладина гимнастическая (пристеночная).
Стенка гимнастическая.
Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные.
Палка гимнастическая.
Скакалка детская.
Мат гимнастический.
Кегли
Планка для прыжков в высоту.
Стойка для прыжков в высоту.
Рулетка измерительная.
Щит баскетбольный тренировочный.
Сетка для переноса и хранения мячей.
Волейбольная сетка универсальная.
Сетка волейбольная.
Мяч малый (теннисный).
Пришкольный стадион (площадка), игровое поле для мини-футбола.
Мультимедийное оборудование:
1. Компьютер.
2. Мультимедийный компьютер.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Рабочая программа курса.
2. Разработки игр.
Содержание программы:
Теория: 6 часов.
История отечественного спорта. История футбола, терминология футбола. ТБ на занятиях. История баскетбола и волейбола и т.д. Режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание. Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Правила соблюдения техники безопасности при занятиях спортивными играми, на спортивных соревнованиях.
Практика: 146 ч.
Общая физическая подготовка-6ч. (ОРУ), специально-беговые упражнения, специально-метательные упражнения, специально-прыжковые упражнения. Бег на короткие, средние и длинные дистанции, прыжки в длину, высоту с места и разбега. Броски набивного мяча, метание мяча, акробатические упражнения, упражнения в висах и упорах, в равновесии.
Специальная физическая подготовка-10ч. (развитие скоростных, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости).
Техническая и тактическая подготовка по баскетболу, стрит-болу-32 ч. (передвижения, ведение, передачи, броски в кольцо, сочетание приемов, действий в защите и нападении, финты).
Техническая и тактическая подготовка по волейболу-30 ч. (передвижения, передачи, подачи, нападающий удар, блокирование).
Техническая и тактическая подготовка по, мини-футболу-44ч. Перемещения, ведение, передачи, обводки, остановки мяча, удары по воротам).
Техническая и тактическая подготовка по национальным играм и состязаниям-10ч.
Прием контрольных нормативово-4ч. (нормативы развития физических качеств и овладения техникой выполнения приемов игр)
Участие в соревнованиях и мероприятиях- по мере проведения (участие в школьных и районных, республиканских, всероссийских соревнованиях, матчевых встречах).
Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
Знать:
Волейбол: расстановку игроков на площадке, правила перехода играющих. Права и обязанности игроков; как предупредить травмы. Какими наказаниями подвергаются игроки при нарушении правил, правила игры в волейбол. Что такое тактика игры, ее содержание.
Баскетбол: правила игры в баскетбол, правила поведения игроков во время игры. Когда выполняются штрафные броски. Что значит «тактика игры», роль судьи, как организовать судейство, что такое зонная и персональная защита.
Мини-футбол: правила игры в мини-футбол, какими наказаниями подвергаются игроки при нарушении правил. Что значит «тактика игры», как организовать судейство, роль судьи, что такое зонная, комбинированная и персональная защита. Что такое позиционное нападение?
Национальные игры и состязания хакасского народа: правила игр и состязаний. Знать перевод и значение этих игр. Как организовать судейство при проведении игр и состязаний.
Уметь:
Волейбол: выполнять нижнюю, боковую и верхнюю подачи. Принимать и передавать мяч сверху, снизу в парах после перемещений. Выполнять прямой нападающий удар, блокировать нападающие удары.
Баскетбол: выполнять передачу от груди, вести мяч правой и левой рукой, попеременно (правой-левой). Выполнять остановку прыжком и поворотом, броски по корзине двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Выполнять ловлю и передачу мяча в парах в движении шагом. Ведение мяча в беге. Выполнение бросков в движении и на месте с различных положений и расстояния. Ведение мяча с обводкой.
Мини-футбол: выполнять передачу и остановку мяча внутренней, внешней и передней частью стопы. Выполнять удары по воротам внутренней, внешней и передней частью стопы. Выполнять удары головой по мячу. Выполнять остановку мяча бедром, грудью. Играть корпусом и двигаться без мяча. Выполнять простые финты и дриблинги.
Национальные игры и состязания: играть и состязаться: «волк и табун лошадей», «Отбери кость», «Волк и козлята», «Перебеги дорогу», «Жмурки», «Забей кол», «Метание аркана», «Борьба курес» и другие.
Учебно-тематический план
№ |
Раздел/тема |
Всего часов |
Теоретических |
Практических |
Итоговое занятие |
Дата проведения |
|||||
I |
Теория |
6ч. |
|||
1 |
История отечественного спорта. Техника безопасности при занятиях и спортивных мероприятиях |
1ч. |
04.09. |
||
2 |
Режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание. Здоровый образ жизни. Вредные привычки |
1ч. |
|||
II |
Практика |
62ч. |
|||
1 |
Общая физическая подготовка |
6ч. |
|||
-обще-развивающие упражнения, специально-беговые упражнения, н/старт, бег на короткие дистанции. |
2ч. |
07.09 |
|||
-ОРУ, специально-беговые упражнения, высокий старт, бег на средние и длинные дистанции. |
2 |
11.09 |
|||
-акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения висах и упорах. |
2 |
14.09 |
|||
2 |
Специальная физическая подготовка |
10ч. |
|||
Подвижные игры на развитие скоростных качеств |
2 |
18.09 |
|||
Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств |
2 |
21.09 |
|||
Подвижные игры на развитие выносливости |
2 |
25.09 |
|||
Подвижные игры на развитие силовых качеств, гибкости |
2 |
28.09 |
|||
Подвижные игры на развитие координации, ловкости |
2 |
02.10 |
|||
3 |
Футбол |
44ч. |
|||
История футбола |
1ч |
05.10. |
|||
Терминология футбола. ТБ на занятиях |
|||||
Правила и организация соревнований |
|||||
Стойки и перемещения футболиста |
1ч |
05.10. |
|||
Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема |
2 2 |
09.10 12.10 |
|||
Удары по катящемуся мячу внутренней частью подъема, по неподвижному мячу внешней частью подъема |
2 2 |
16.10 19.10 |
|||
Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу) |
2 2 |
23.10 26.10 |
|||
Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма |
2 2 |
30.10 13.11 |
|||
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой |
2 2 |
16.11 20.11 |
|||
Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шага, ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным и активным сопротивлением |
2 2 |
23.11 27.11 |
|||
Удары по воротам |
2 2 2 |
30.11 04.12 07.12 |
|||
Игра вратаря |
2 |
11.12 |
|||
Комбинация: ведение, пас, прием мяча, остановка, удар по воротам |
2 2 2 2 2 |
14.12 18.12 21.12 25.12 28.12 |
|||
Игра футбол, мини-футбол на самоконтроль |
На каждом занятии |
||||
4 |
Волейбол |
30ч. |
|||
История волейбола |
1ч |
11.01 |
|||
Терминология волейбола. ТБ на занятиях |
|||||
Правила и организация соревнований |
|||||
Стойки и перемещения волейболиста |
1ч |
11.01 |
|||
Комбинации из передвижений и владения мячом |
|||||
Передача мяча сверху над собой, у стены, в парах, через сетку |
2 |
15.01 |
|||
Передача мяча снизу над собой, у стены, в парах, через сетку |
2 |
18.01 |
|||
Передача мяча сверху и снизу в парах, у стены, в тройках, со сменой мест |
2 |
22.01 |
|||
Чередование передачи сверху и снизу на месте, у стены, в парах, через сетку |
2 |
25.01 |
|||
Передача мяча сверху и снизу, стоя спиной к сетке |
2 |
29.01 |
|||
Верхняя прямая подача мяча |
2 |
01.02 |
|||
Нижняя прямая подача мяча |
2 |
05.02 |
|||
Прием мяча сверху и снизу после подачи сверху и снизу |
2 |
08.02 |
|||
Прямой нападающий удар |
2 2 |
12.02 15.02 |
|||
Блокирование |
2 |
19.02 |
|||
Комбинации: прием, передача, удар |
2 2 2 |
22.02 26.02 01.03 |
|||
Игра волейбол на самоконтроль |
На каждом занятии |
||||
5 |
Баскетбол |
32ч. |
|||
История баскетбола |
1ч. |
05.03 |
|||
Терминология баскетбола. ТБ на занятиях. |
|||||
Правила и организация соревнований. |
|||||
Стойки и перемещения баскетболиста, остановка прыжком, двумя шагами, повороты. |
1ч. |
08.03 |
|||
Комбинации из элементов перемещений и владения мячом |
2 |
12.03 |
|||
Ведение мяча с изменением направления скорости; с сопротивлением |
2 |
15.03 |
|||
Ведение мяча с изменением частоты отскока; с сопротивлением |
2 |
19.03 |
|||
Передачи мяча в парах, в тройках, четверках на месте от груди, сверху; с сопротивлением. |
2 |
22.03 |
|||
Передачи мяча от груди в парах, в тройках в движении; с сопротивлением. |
2 |
26.03 |
|||
Бросок от груди, головы со средней дистанции на месте, в прыжке, с сопротивлением |
2 2 |
02.04 05.04 |
|||
Штрафной бросок, бросок с линии трех очков |
2 2 |
09.04 12.04 |
|||
Сочетание приемов: ведение, передача, бросок; с сопротивлением |
2 2 2 2 |
16.04 19.04 23.04 26.04 |
|||
Финты, индивидуальная защита, выбивание, вырывание, перехват. |
2 2 |
30.04 03.05 |
|||
Игра в баскетбол, стрит-бол на самоконтроль |
На каждом занятии |
||||
6 |
Национальные игры и состязания |
10ч. |
|||
История национальных игр. Лучшие спортсмены Хакасии |
1ч. |
07.05 |
|||
Терминология национальных игр и состязаний. ТБ на занятиях |
|||||
Правила и техника игр: «волк и табун лошадей», «Отбери кость» |
1ч. |
07.05 |
|||
«Волк и козлята», «Перебеги дорогу» |
2 |
10.05 |
|||
«Жмурки», «Забей кол» |
|||||
Состязания: «Метание аркана» |
|||||
«Игра с веревкой», «Мяч в лунке» |
|||||
«Состязание лошадей», «бодание баранов» |
2 |
14.05 |
|||
«Двенадцать палочек», «Палочка» |
|||||
«Поймай соперника», «Отбей мяч» |
|||||
«Перетягивание ремнем», «перетягивание палкой» |
|||||
«Поднятие вверх», «прыжки с шестом» |
2 |
17.05 |
|||
«Чертик», «спрячь колечко» |
|||||
«Передай ремень», «девять ударов кнутом» |
|||||
«Поднятие партнера», «рукоборье» |
|||||
«Борьба курес» |
2 |
21.05 |
|||
6 |
Прием контрольных нормативов |
4ч. |
|||
Нормативы развития физических качеств |
2 |
24.05 |
|||
На овладение тактикой спортивных игр |
2 |
28.05 |
|||
7 |
Участие в соревнованиях и мероприятиях |
По мере проведения |
|||
На школьном уровне |
|||||
На районном уровне |
|||||
На республиканском уровне |
|||||
На всероссийском уровне |
|||||
Товарищеские игры |
Библиографический список:
1. Челтыгмашев А.И., Кидиеков Г.Н. Хакасские народные игры и состязания-Абакан: Хакасское кн.изд-во,1996. -64с.
2. Гомельский А.Я. Тактика баскетбола: Учебное пособие. - М..'Физкультура и спорт, 1996.-175с.
3. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболиста. - М.: Физкультура и спорт
4. Бымова Л.В., Короткой И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры -М.: Физкультура и спорт, 1982. -224с.
5. Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский. Волейбол в школе; Просвет; 1989-127с.
6. Китин Л.С. Индивидуальные упражнения по баскетболу. - М.: Высшая школа, 1992.-108с.
7. М.Кук Сто одно упражнение для юных футболистов –М; АСТ; 2003-128с
8. Нелидов В.И. Методика обучения технике игры в мини- футбол. -М.: Физкультура и спорт.-1991. -84с.
9.Учебник Спортивные и подвижные игры. ФИС, 1989. -339с.
Расписание занятий кружка «Спортивные игры»:
Понедельник: старшая группа 18-00ч. до 19-00ч.
младшая группа 18-00ч. до 20-00ч.
Четверг: старшая группа 18-00ч. до 19-00ч.
младшая группа. 18-00ч. до 20-00ч.
Инструктор по физической культуре Чебодаев Э.А.