Программа кружка «Спортивные игры»

2
0
Материал опубликован 16 November 2017 в группе

Пояснительная записка

 Программа кружковой деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Спортивные игры» в 1-9 классах подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе, на заседании методического объединения принято решение по проектированию комплексной программы кружковой деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для обучающихся 1-9 классов.

Программа «Спортивные игры» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей.

Курс введён в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса в рамках спортивно-оздоровительного направления.

Новизна данной программы определена федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

Введение: программа «Спортивные игры» рассчитана на 152 учебных часов для детей в возрасте 10-16 лет и ориентирована на перспективу повышения двигательной активности учащихся.

В процессе изучения данной программы учащиеся имеют возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки по спортивным играм (баскетбол, стрит-бол, волейбол, мини-футбол) и национальным играм, состязаниям.

Программа спортивные игры является продолжением курса «Физическая культура» раздела: спортивные игры, и национальные игры, и состязания.

Направленность программы «Спортивные игры» -развивающая, ориентирована на создание у школьников представления о данных спортивных и национальных играх, направленных на развитие физических качеств и укрепления здоровья.

Актуальность программы- в повышении интереса учащихся к занятиям физической культуры и спорту и ведения здорового образа жизни.

Целесообразность программы- в овладении физической, технической и тактической подготовками спортивных и национальных игр занимающимися для успешного участия в школьных, районных, республиканских и всероссийских соревнованиях и использование этих игр в внеурочное время.

Цели и задачи.

Цель-укрепление и развитие здоровья детей и привитие у детей потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

В процессе работы по изучению спортивных и национальных игр решаются следующие задачи: -привитие учащихся к национальной культуре через национальные игры и состязание;

-воспитание у школьников потребности в систематическом занятии физической культурой и спортом, привитие основ здорового образа жизни;

-развитие духовных и физических качеств личности;

-освоение знаний: по содержанию и направленности физических упражнений на укрепление своего здоровья;

-формирование умений: правильное выполнение приемов данных спортивных игр, владение индивидуальными и групповыми действиями, знания правил соревнований;

-коррекция двигательных нарушений здоровья (осанки, плоскостопия и т.д.)

Методы обучения.

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям спортивных игр и более успешного решения образовательных, воспитательных задач на занятиях рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.

Практические методы:

Метод упражнений (многократное повторение упражнений). Метод соревновательный (применяется после образования необходимых навыков). Формы обучения: индивидуальный, групповой, фронтальный, поточный. Срок реализации программы-1 год. Режим занятий- 2 раза в неделю.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы кружковой деятельности.

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные результаты – через универсальные учебные действия (далее УУД).

Личностные результаты отражаются  в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

- формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека;

- развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью;

- формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни.

Метапредметные результаты: 

- способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми;

- умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;

- способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность;

- умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья;

- формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Виды УУД, формируемые на занятиях кружковой деятельности:

Оздоровительные результаты программы кружковой деятельности:

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Первостепенным результатом реализации программы кружковой деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью.

Требования к знаниям и умениям, которые должны приобрести обучающиеся в процессе реализации программы кружковой деятельности

Предметные результаты: Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой.

В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны знать:

- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;

- правила оказания первой помощи;

- способы сохранения и укрепление здоровья;

- свои права и права других людей;

- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;

- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;

должны уметь:

- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;

- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;

- заботиться о своем здоровье;

- оказывать первую медицинскую помощь при травмах;

- находить выход из стрессовых ситуаций;

- принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;

- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;

- отвечать за свои поступки.

2.1. В ходе реализация программы кружковой деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания:

- значение спортивных игр в развитии физических способно­стей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся;

- правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми;

- названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники;

- наиболее типичные ошибки при выполнении техниче­ских приёмов и тактических действий;

- упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростно-силовых, координационных, вынос­ливости, гибкости);

- контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и тре­бования к технике и правилам их выполнения;

- основное содержание правил соревнований по спортивным играм;

- игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр;

могут научиться:

- соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми;

- выполнять технические приёмы и тактические дей­ствия;

- контролировать своё самочувствие (функциональное со­стояние организма) на занятиях спортивными играми;

- играть в спортивные игры с соблюдением основных правил;

- проводить судейство спортивных игр.

Основной показатель реализации программы «Спортивные игры» - стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, тактической, интегральной и теоретической подготовки (по истечении каждого года), результаты участия в соревнованиях.

2.2. Способы проверки результатов

зачеты по теоретическим основам знаний (ежегодно);

тестирование уровня развития двигательных способностей, уровня сформированности технических умений и навыков (ежегодно);

анкетирование;

участие в соревнованиях;

сохранность контингента;

анализ уровня заболеваемости воспитанников.

Материально-техническое обеспечение

Оборудование спортзала:

Перекладина гимнастическая (пристеночная).

Стенка гимнастическая.

Мячи: баскетбольные, футбольные, волейбольные.

Палка гимнастическая.

Скакалка детская.

Мат гимнастический.

Кегли

Планка для прыжков в высоту.

Стойка для прыжков в высоту.

Рулетка измерительная.

Щит баскетбольный тренировочный.

Сетка для переноса и хранения мячей.

Волейбольная сетка универсальная.

Сетка волейбольная.

Мяч малый (теннисный).

Пришкольный стадион (площадка), игровое поле для мини-футбола.

Мультимедийное оборудование:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный компьютер.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Рабочая программа курса.

2. Разработки игр.

Содержание программы:

Теория: 6 часов.

История отечественного спорта. История футбола, терминология футбола. ТБ на занятиях. История баскетбола и волейбола и т.д. Режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание. Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Правила соблюдения техники безопасности при занятиях спортивными играми, на спортивных соревнованиях.

Практика: 146 ч.

Общая физическая подготовка-6ч. (ОРУ), специально-беговые упражнения, специально-метательные упражнения, специально-прыжковые упражнения. Бег на короткие, средние и длинные дистанции, прыжки в длину, высоту с места и разбега. Броски набивного мяча, метание мяча, акробатические упражнения, упражнения в висах и упорах, в равновесии.

Специальная физическая подготовка-10ч. (развитие скоростных, скоростно-силовых качеств, выносливости, гибкости, координации движений, ловкости).

Техническая и тактическая подготовка по баскетболу, стрит-болу-32 ч. (передвижения, ведение, передачи, броски в кольцо, сочетание приемов, действий в защите и нападении, финты).

Техническая и тактическая подготовка по волейболу-30 ч. (передвижения, передачи, подачи, нападающий удар, блокирование).

Техническая и тактическая подготовка по, мини-футболу-44ч. Перемещения, ведение, передачи, обводки, остановки мяча, удары по воротам).

Техническая и тактическая подготовка по национальным играм и состязаниям-10ч.

Прием контрольных нормативово-4ч. (нормативы развития физических качеств и овладения техникой выполнения приемов игр)

Участие в соревнованиях и мероприятиях- по мере проведения (участие в школьных и районных, республиканских, всероссийских соревнованиях, матчевых встречах).

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.

Знать:

Волейбол: расстановку игроков на площадке, правила перехода играющих. Права и обязанности игроков; как предупредить травмы. Какими наказаниями подвергаются игроки при нарушении правил, правила игры в волейбол. Что такое тактика игры, ее содержание.

Баскетбол: правила игры в баскетбол, правила поведения игроков во время игры. Когда выполняются штрафные броски. Что значит «тактика игры», роль судьи, как организовать судейство, что такое зонная и персональная защита.

Мини-футбол: правила игры в мини-футбол, какими наказаниями подвергаются игроки при нарушении правил. Что значит «тактика игры», как организовать судейство, роль судьи, что такое зонная, комбинированная и персональная защита. Что такое позиционное нападение?

Национальные игры и состязания хакасского народа: правила игр и состязаний. Знать перевод и значение этих игр. Как организовать судейство при проведении игр и состязаний.

Уметь:

Волейбол: выполнять нижнюю, боковую и верхнюю подачи. Принимать и передавать мяч сверху, снизу в парах после перемещений. Выполнять прямой нападающий удар, блокировать нападающие удары.

Баскетбол: выполнять передачу от груди, вести мяч правой и левой рукой, попеременно (правой-левой). Выполнять остановку прыжком и поворотом, броски по корзине двумя руками от груди, одной рукой от плеча. Выполнять ловлю и передачу мяча в парах в движении шагом. Ведение мяча в беге. Выполнение бросков в движении и на месте с различных положений и расстояния. Ведение мяча с обводкой.

Мини-футбол: выполнять передачу и остановку мяча внутренней, внешней и передней частью стопы. Выполнять удары по воротам внутренней, внешней и передней частью стопы. Выполнять удары головой по мячу. Выполнять остановку мяча бедром, грудью. Играть корпусом и двигаться без мяча. Выполнять простые финты и дриблинги.

Национальные игры и состязания: играть и состязаться: «волк и табун лошадей», «Отбери кость», «Волк и козлята», «Перебеги дорогу», «Жмурки», «Забей кол», «Метание аркана», «Борьба курес» и другие.

Учебно-тематический план

Раздел/тема

Всего часов

Теоретических

Практических

Итоговое занятие

Дата проведения

I

Теория

6ч.

     

1

История отечественного спорта. Техника безопасности при занятиях и спортивных мероприятиях

1ч.

04.09.

   

2

Режим, личная гигиена, закаливание, рациональное питание.

Здоровый образ жизни. Вредные привычки

1ч.

   

II

Практика

62ч.

     

1

Общая физическая подготовка

6ч.

     
 

-обще-развивающие упражнения, специально-беговые упражнения, н/старт, бег на короткие дистанции.

2ч.

 

07.09

 
 

-ОРУ, специально-беговые упражнения, высокий старт, бег на средние и длинные дистанции.

2

 

11.09

 
 

-акробатические упражнения, упражнения в равновесии, упражнения висах и упорах.

2

 

14.09

 

2

Специальная физическая подготовка

10ч.

     
 

Подвижные игры на развитие скоростных качеств

2

 

18.09

 
 

Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств

2

 

21.09

 
 

Подвижные игры на развитие выносливости

2

 

25.09

 
 

Подвижные игры на развитие силовых качеств, гибкости

2

 

28.09

 
 

Подвижные игры на развитие координации, ловкости

2

 

02.10

 

3

Футбол

44ч.

     
 

История футбола

05.10.

   
 

Терминология футбола. ТБ на занятиях

     
 

Правила и организация соревнований

     
 

Стойки и перемещения футболиста

 

05.10.

 
 

Удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема

2

2

 

09.10

12.10

 
 

Удары по катящемуся мячу внутренней частью подъема, по неподвижному мячу внешней частью подъема

2

2

 

16.10

19.10

 
 

Удар по катящемуся мячу внешней стороной подъема, носком, серединой лба (по летящему мячу)

2

2

 

23.10

26.10

 
 

Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъёма

2

2

 

30.10

13.11

 
 

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой

2

2

 

16.11

20.11

 
 

Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места и с шага, ведение мяча по прямой с изменением направления движения и скорости ведения с пассивным и активным сопротивлением

2

2

 

23.11

27.11

 
 

Удары по воротам

2

2

2

 

30.11

04.12

07.12

 
 

Игра вратаря

2

 

11.12

 
 

Комбинация: ведение, пас, прием мяча, остановка, удар по воротам

2

2

2

2

2

 

14.12

18.12

21.12

25.12

28.12

 
 

Игра футбол, мини-футбол на самоконтроль

На каждом занятии

4

Волейбол

30ч.

     
 

История волейбола

11.01

   
 

Терминология волейбола. ТБ на занятиях

   
 

Правила и организация соревнований

   
 

Стойки и перемещения волейболиста

 

11.01

 
 

Комбинации из передвижений и владения мячом

 

Передача мяча сверху над собой, у стены, в парах, через сетку

2

 

15.01

 
 

Передача мяча снизу над собой, у стены, в парах, через сетку

2

 

18.01

 
 

Передача мяча сверху и снизу в парах, у стены, в тройках, со сменой мест

2

 

22.01

 
 

Чередование передачи сверху и снизу на месте, у стены, в парах, через сетку

2

 

25.01

 
 

Передача мяча сверху и снизу, стоя спиной к сетке

2

 

29.01

 
 

Верхняя прямая подача мяча

2

 

01.02

 
 

Нижняя прямая подача мяча

2

 

05.02

 
 

Прием мяча сверху и снизу после подачи сверху и снизу

2

 

08.02

 
 

Прямой нападающий удар

2

2

 

12.02

15.02

 
 

Блокирование

2

 

19.02

 
 

Комбинации: прием, передача, удар

2

2

2

 

22.02

26.02

01.03

 
 

Игра волейбол на самоконтроль

На каждом занятии

5

Баскетбол

32ч.

     
 

История баскетбола

1ч.

05.03

   
 

Терминология баскетбола. ТБ на занятиях.

     
 

Правила и организация соревнований.

     
 

Стойки и перемещения баскетболиста, остановка прыжком, двумя шагами, повороты.

1ч.

 

08.03

 
 

Комбинации из элементов перемещений и владения мячом

2

 

12.03

 
 

Ведение мяча с изменением направления скорости; с сопротивлением

2

 

15.03

 
 

Ведение мяча с изменением частоты отскока; с сопротивлением

2

 

19.03

 
 

Передачи мяча в парах, в тройках, четверках на месте от груди, сверху; с сопротивлением.

2

 

22.03

 
 

Передачи мяча от груди в парах, в тройках в движении; с сопротивлением.

2

 

26.03

 
 

Бросок от груди, головы со средней дистанции на месте, в прыжке, с сопротивлением

2

2

 

02.04

05.04

 
 

Штрафной бросок, бросок с линии трех очков

2

2

 

09.04

12.04

 
 

Сочетание приемов: ведение, передача, бросок; с сопротивлением

2

2

2

2

 

16.04

19.04

23.04

26.04

 
 

Финты, индивидуальная защита, выбивание, вырывание, перехват.

2

2

 

30.04

03.05

 
 

Игра в баскетбол, стрит-бол на самоконтроль

На каждом занятии

6

Национальные игры и состязания

10ч.

     
 

История национальных игр. Лучшие спортсмены Хакасии

1ч.

07.05

   
 

Терминология национальных игр и состязаний. ТБ на занятиях

 

Правила и техника игр: «волк и табун лошадей», «Отбери кость»

1ч.

 

07.05

 
 

«Волк и козлята», «Перебеги дорогу»

2

 

10.05

 
 

«Жмурки», «Забей кол»

 

Состязания: «Метание аркана»

 

«Игра с веревкой», «Мяч в лунке»

 

«Состязание лошадей», «бодание баранов»

2

 

14.05

 
 

«Двенадцать палочек», «Палочка»

 

«Поймай соперника», «Отбей мяч»

 

«Перетягивание ремнем», «перетягивание палкой»

 

«Поднятие вверх», «прыжки с шестом»

2

 

17.05

 
 

«Чертик», «спрячь колечко»

 

«Передай ремень», «девять ударов кнутом»

 

«Поднятие партнера», «рукоборье»

 

«Борьба курес»

2

 

21.05

 

6

Прием контрольных нормативов

4ч.

     
 

Нормативы развития физических качеств

2

   

24.05

 

На овладение тактикой спортивных игр

2

   

28.05

7

Участие в соревнованиях и мероприятиях

По мере проведения

 

На школьном уровне

       
 

На районном уровне

       
 

На республиканском уровне

       
 

На всероссийском уровне

       
 

Товарищеские игры

       

Библиографический список: 

1. Челтыгмашев А.И., Кидиеков Г.Н. Хакасские народные игры и состязания-Абакан: Хакасское кн.изд-во,1996. -64с.

2. Гомельский А.Я. Тактика баскетбола: Учебное пособие. - М..'Физкультура и спорт, 1996.-175с.

3. Грасис А.М. Специальные упражнения баскетболиста. - М.: Физкультура и спорт

4. Бымова Л.В., Короткой И.М. Подвижные игры: Учебное пособие для институтов физической культуры -М.: Физкультура и спорт, 1982. -224с.

5. Ю.Д.Железняк, Л.Н.Слупский. Волейбол в школе; Просвет; 1989-127с.

6. Китин Л.С. Индивидуальные упражнения по баскетболу. - М.: Высшая школа, 1992.-108с.

7. М.Кук Сто одно упражнение для юных футболистов –М; АСТ; 2003-128с

8. Нелидов    В.И.    Методика   обучения    технике    игры    в мини- футбол. -М.: Физкультура и спорт.-1991. -84с.

9.Учебник Спортивные и подвижные игры. ФИС, 1989. -339с. 

Расписание занятий кружка «Спортивные игры»:

Понедельник: старшая группа 18-00ч. до 19-00ч.

младшая группа 18-00ч. до 20-00ч.

Четверг: старшая группа 18-00ч. до 19-00ч.

младшая группа. 18-00ч. до 20-00ч.

Инструктор по физической культуре Чебодаев Э.А.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.