Программа объединения «Авиамоделирование» (2–9 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ
Изменение социокультурной среды образовательной ситуации поставило перед педагогами дополнительного образования задачу обновления содержания, форм и методов деятельности в сфере свободного времени, включило педагогов-практиков в социально-педагогическую деятельность по модернизации системы дополнительного образования и созданию оптимальных условий для развития творческой личности ребенка.
В настоящее время дополнительное образование рассматривается как активный инновационный поиск ребенка, который ищет вариант своего образования и педагога, стремящегося удовлетворить ожидания в его поиске через создание новых объединений по интересам, обновление содержания традиционных, привлечение новых педагогических технологий и изменение собственной позиции - признание в качестве цели воспитания развитие творческого потенциала личности каждого ребенка.
Достижению этой цели способствует разработка данной программы, позволяющей педагогу реализовать свой творческий потенциал с максимальной эффективностью.
Анализ психолого-педагогических исследований и личный опыт позволяет сделать вывод, что техническое творчество создает, прежде всего, благоприятные условия для развития творческих способностей учащихся, дает общее развитие личности, расширяет и дополняет базовые знания, дает возможность удовлетворять интерес к какой-либо области техники, проявить и реализовать свой творческий потенциал.
Авиамодельное объединение - это объединение спортивно- технического направления предназначен для применения на практике своих теоретических знаний, для создания условий, способствующих принятию самостоятельных конструкторских решений, приобщению учащихся
к социокультурной деятельности, расширение коммуникативного опыта.
К настоящему времени изменились во многом и система образования и законодательство об образовании. Новое время требует и нового методического обеспечения образовательного процесса. Изменились условия и правила проведения соревнований по авиамодельному спорту, классы моделей. Все это обусловило необходимость создания новой программы для работы в современных условиях.
Основываясь на своем многолетнем опыте работы с детьми в этом виде спорта в качестве педагога, тренируя спортсменов авиамоделистов для участия в соревнованиях в качестве тренера,
подготавливая и модифицируя модели в качестве конструктора, основываясь на достигнутых результатах, я предлагаю эту программу для педагогов дополнительного образования в качестве образовательной программы и методического пособия.
Данная программа разрабатывалась мною на протяжении пяти лет для детей и подростков, проявляющих особый интерес и способности в области авиамоделирования. Программа рассчитана на учащихся 2-11 классов, продолжительностью четыре года. За это время учащимся
даются основные базовые знания, необходимые для дальнейшей деятельности растущего человека. Система и упорядоченность обучения являются основой для дальнейшего раскрытия творческого потенциала, индивидуальности.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- воспитание патриотической, духовно-нравственной, социально значимой личности;
- выявление и развитие познавательного интереса, индивидуальных творческих способностей обучающихся авиамодельного объединения;
- воспитание социально-адаптированной личности в
процессе обучения авиамодельному творчеству;
- в свете государственной Федеральной программы импортозамещения и воссоздания отечественной промышленно-производственной базы, профориентации учащихся на выбор будущей профессии, связанной с работой в авиационной промышленности.
.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Обучающие:
- создать условия, способствующие выявлению и развитию
интереса ребенка к авиамоделизму, формированию навыков и умений работы с различными инструментами и приспособлениями ручного труда при обработке материалов.
- познакомить с принципами устройства авиамоделей и их действия;
- научить строить простейшие модели;
- формировать графическую культуру на начальном уровне: умение
читать простейшие чертежи, изготавливать по ним модели, навыки работы с
чертежно-измерительным и ручным инструментом при использовании
различных материалов;
- обучать приемам и технологии изготовления моделей технических объектов.
Развивающие:
- воспроизводящего и творческого воображения;
- развивать элементы технического, объемного, пространственного, логического и креативного мышления;
- развивать конструкторские способности, фантазию, изобретательность и потребность детей в творческой деятельности;
- развивать технические способности и конструкторские умения, техническую смекалку и высокое профессиональное мастерство при выполнении практических работ, связанных с расчетом, изготовлением, сборкой авиамоделей.
Воспитательные:
- воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества: доброжелательность, трудолюбие, честность, ответственность, аккуратность, терпение;
- воспитывать интерес к работам изобретателей, к профессиям в области судостроения;
- формировать чувство коллективизма, взаимопомощи;
- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, гордости за достижения отечественной науки и техники;
- научить действовать коллективно в составе одной команды для достижения высоких спортивных результатов, формировать личность творческую и самостоятельную, внутренне свободную, способную к созиданию, к умению оценить себя и уважать других;
- создать в коллективе «ситуации успеха», развитие у учащихся уверенности в своей будущей востребованности обществом.
Социальные:
- знание национально-культурных особенностей, традиций в своей стране и зарубежных странах; применение этих знаний в различных ситуациях формального и не формального межличностного и межкультурного общения;
- знакомство с образцами публицистической и научно-популярной литературы;
- готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
- умение пользоваться справочным материалом;
- владение способами и приёмами дальнейшего самостоятельного изучения выбранной темы;
- владение элементарными средствами чтения технической документации;
- стремление к знакомству с образцами оригиналов техники, технических конструкций, моделей, художественного творчества разных народов.
- умение рационально планировать свой труд;
- умение работать в соответствии с намеченным планом;
- стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт);
- участие в общественно полезных делах;
- преодоление естественных всевозможных психофизиологических барьеров (страх, стеснение).
Метопредметные:
- умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией: поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации.
Программа является не только обучающей, но воспитывающей, так как воспитание творческой личности - одна из задач, на которую нацелена программа. Вторая задача, которую необходимо решать в условиях дополнительного образования, - это опора в процессе обучения на важнейшие принципы, обозначенные в Законе РФ «Об образовании».
- гуманности (духовности, гражданственности, нравственности);
- свободной, уникальной личности;
- индивидуальности каждого ребенка, его возможностей и способностей, самобытности;
- принцип практической личности.
С учетом педагогических и психологических точек зрения детское техническое творчество - это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.
Одним из главных педагогических требований к деятельности учащихся является учет возрастных особенностей детей. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Творческое мышление и творческая деятельность на занятиях авиамодельным творчеством в условиях дополнительного образования отражаются в неразрывной взаимосвязи, как воспитание человека практического и творческого.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- превращение начального интереса к авиамодельному творчеству в зрелую мотивационную сферу, обоснованную внутренней позицией учащегося;
- расширение и дополнение базовых знаний по школьным курсам черчения, математики, физики, астрономии, химии;
- осознанное усвоение принципов конструирования различных классов моделей самолетов, постройка моделей самолетов;
- усвоение методов подготовки к соревнованиям, и участие
в городских и областных соревнованиях;
- знакомство с авиационными специальностями (профориентация);
- приобретение учащимися навыков использования инструментов (столярных и слесарных), чертежных инструментов;
- умение найти путь реализации знаний и умений в жизни;
- гармоничное развитие личности на основе гуманизма и любви.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ПЕРВОГО ГОДА
Объединение первого года обучения формируется из детей 8-10 летнего возраста, группы разновозрастные по 12-14 человек, занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, общее количество часов в год - 144.
В течение первого года обучения в авиамодельном объединении учащиеся получают устойчивые знания и навыки работы столярным и слесарным инструментом (рубанок, ножовка, ножницы, круглогубцы, кусачки, разные молотки, отвертки, дрели, резьбомер и др.) Программа первого года охватывает также круг первоначальных знаний и навыков необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На занятиях учащиеся знакомятся с первоначальными сведениями по теории полета, истории отечественной авиации, приобретаются трудовые навыки и умения.
В обучении в основном преобладают словесные, наглядные и репродуктивные методы. Процесс обучения строится по принципу «от простого - к сложному». Для учащихся первого года основной формой организации занятий является фронтальная. При проведении занятий учитываются индивидуальные особенности у чащихся, при фронтальной форме занятий все обучающиеся выполняют одно и тоже задание, по заранее заготовленным шаблонам и намеченным материалам, в определенной последовательности. Объяснения педагога относятся ко всем учащимся. Посещаемость в объединениях первого года обучения стабильна, задания учащиеся выполняют с большим творческих интересом.
Свобода выбора занятий, стимулирование творческой активности учащихся, отсутствие принуждения, развитие их способности к самостоятельному решению возникающих проблем во время конструирования и моделирования делают авиамодельное объединение наиболее привлекательным для учащихся.
В первый год важно развить учащихся разносторонне, приобщить их одновременно ко многим классам моделей, расширить сферу приложения сил. К концу первого года обучения он должен иметь представление о запуске и регулировке моделей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения. (1гр)
№ п/п | Т Е М А | Количество часов | ||
теория | практ. | всего | ||
1 | Вводное занятие. Вводный мониторинг. | 2 | - | 2 |
2 | Простейшие авиамодели, основы теории полета, основы графических знаний. | 7 | 21 | 28 |
3 | Планеры, модели планеров. Понятие о схематических моде- лях. Изготовление модели планера. | 9 | 39 | 48 |
4 | Кордовые модели. Модели са- молетов. Промежуточный мониторинг. | 6 | 42 | 48 |
5 | Экскурсии. | - | 2 | 2 |
6 | Кордодром. Стартовое оборудо- вание и приспособления. Топливо. | 2 | 4 | 6 |
7 | Проведение соревнований. | - | 8 | 8 |
8 | Заключительное занятие. Итоговый мониторинг. | 2 | 0 | 2 |
| Итого: | 28 | 116 | 144 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ВВОДНЫЙ МОНИТОРИНГ.
Цель, задачи содержание работы объединения на учебный год. Правила работы в объединении, знакомство с традициями, егодостижениями, демонстрация ранее построенных моделей. Выявление интересов и наклонностей учащихся. Вводный мониторинг.
2.ПРОСТЕЙШИЕ АВИАМОДЕЛИ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ
ПОЛЕТА. ОСНОВЫ ГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.
Важнейшие законы аэродинамики. От чего зависит сопротивление воздуха, воздух и его основные свойства, что такое устойчивость полета и как она обеспечивается. Способы разметки авиамодели и ее деталей, построение простейших разверток.
Практическая работа: изготовление простейших бумажных летающих моделей: простейшего планера, коробчатого змея, воздушный змей, постройка простейшего змея - плоского «русского змея». Планера для фигурного полета, простейшие модели вертолетов. Игры и соревнования с бумажными моделями.
3. ПЛАНЕРЫ. МОДЕЛИ ПЛАНЕРОВ. ПОНЯТИЕ О СХЕМА—ТИЧЕСКИХ МОДЕЛЯХ. ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДЕЛИ ПЛАНЕРА.
Краткий исторический очерк. Создание планера. Полеты на планерах русских конструкторов. Современные планеры, планер безмоторный летательный аппарат тяжелее воздуха. Достижения советских и российских планеристов-спортсменов. Виды потоков воздуха, понятие об аэродинамике планера. Основные виды планеров. Важнейшие части планера.
Практическая работа: выбор схемы и определение основных размеров модели. Изготовление рабочих чертежей. Разработка и изготовление деталей модели, изготовление рейки фюзеляжа, изготовление груза, нервюр, киля. Обтяжка и сборка модели, изготовление стабилизатора, сборка крыла. Регулировка модели. Запуск модели, тренировки, устранение дефектов, запуск на длинном леере. Соревнования.
4. КОРДОВЫЕ МОДЕЛИ. МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ.
Краткий исторический очерк, первые попытки создания самолета, первые полеты самолетов братьев Райт. Боевые самолеты ВВС, понятие о самолете, как о летательном аппарате тяжелее воздуха, основные режимы полета самолетов, ознакомление с основными видами моделей самолетов, понятие о шаге винта.
Практическая работа: Выбор конструктивных схем и размеров моделей, параметры, геометрические данные модели, изготовление чертежей и шаблонов, изготовление нервюр, крыла, киля, стабилизатора, изготовление силовых элементов, изготовление и сборка хвостового оперения, изготовление воздушного винта, установка крыла, регулировка модели, завершение всех сборочных работ, запуск модели, регулировка, проверка модели в полете, подготовка к соревнованиям.
5.ЭКСКУРСИЯ НА ПАРАШЮТНУЮ ВЫШКУ.
Ознакомление с назначением и устройством парашютной вышки. Знакомство с устройством парашюта, правила укладки парашюта. Правила пользования парашютом. Техника безопасности.
6.КОРДОДРОМ. СТАРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ. ТОПЛИВО.
Ознакомление с оборудование кордодрома: ограждение, взлетная полоса, боксы и т.д. Ознакомление с правиламипроведения полетов и техникой безопасности при запуске моделей.
Практическая работа: полеты моделей на кордодроме.
7.ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ.
Составление положения о городских соревнованияхпо авиамодельному спорту, организация. Подготовка моделей.
Проведение соревнований, награждение победителей, анализ неудач.
8.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИТОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ.
Подведение итогов учебного года. Перспективы последующей деятельности учащихся в новом учебном году.
Определение достигнутого уровня знаний и умений.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВТОРОГО И ТРЕТЬЕГО ГОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Объединения второго и третьего годов обучения формируются из детей 10-14, 14-16 летнего возраста, группы разновозрастные по 10 человек, занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Общее количество часов за год - 216.
Образовательный процесс 2-го года обучения осуществляется на основе практических методов: метод самостоятельной работы, дедуктивный метод (обучающиеся, опираясь на полученные теоретические и практические знания делают свои индивидуальные умозаключения). Все это способствует дальнейшему развитию творческого потенциала ребенка, обеспечиванию обучающемуся приобретение новых и совершенствование имеющихся у него способностей. На этом этапе программа предусматривает широкий спектр постройки авиационных моделей самых последних классов. Результатом этого этапа обучения является развитие комплекса качеств творческой личности: умственной активности, стремления добывать знания и формировать умения для выполнения практической работы, стремления к самостоятельности в решении поставленной задачи, трудолюбия, изобретательности.
Для учащихся второго года авиамодельного объединения основной формой организации занятий 8являются звеньевая и индивидуальная формы работы. Из практики известно, что процесс обучения в объединении идет более успешно у тех учащихся, у которых сформировано положительное отношение к знаниям, есть познавательный интерес, потребность в приобретении новых знаний и умений. Для стимулирования у учащихся положительного отношения к занятиям авиамоделизмом на этом этапе рекомендуется использовать досугово-развлекательные мероприятия: конкурсы, организация учебных дискуссий с использованием упражнений и задач по развитию творческой фантазии учащихся, соревнования.
Образовательный процесс 3-го года обучения основывается на следующих методах: проблемно-поисковый, эвристический ( способствующий развитию находчивости), учебно-исследовательский. Опираясь на опыт работы, можно
отметить, что эти методы дают возможность максимальному раскрытию творческих способностей учащихся в области авиамоделизма, активизации их потенциальных и продуктивных сил, создание условий возможного поиска и выбора пути самореализации в обществе как личности, профессиональному самоопределению.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
второй год обучения.(2гр., 3гр.)
№ п/п | Т Е М А | Количество часов | ||
теория | практ. | Всего | ||
1. | Вводное занятие. Вводный мониторинг. |
2 | 0 |
2 |
2. | Классификация кордовых моделей. |
4 | 0 | 4 |
3. | Модели фюзеляжного типа. Свободнолетающие модели. | 12 | 86 | 98 |
4. | Кордовые модели самолетов. | 8 |
56 | 64 |
5. | Авиамодельные двигатели. Промежуточный мониторинг. | 2 | 20 | 22 |
6. | Электродвигатели и их устройство | 4 | 2 | 6 |
7. | Воздушные винты | 2 | 10 | 12 |
8. | Соревнования | 0 | 8 | 8 |
| Итого: | 34 | 182 | 216 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ВВОДНЫЙ МОНИТОРИНГ.
История развития авиамоделизма в России в современный период. Сообщение о результатах городских и областных соревнований по авиамодельному спорту, планы работы объединения на учебный год, техника безопасности, беседа о правилах поведение учащихся в общественных местах, организационные вопросы. Вводный мониторинг.
2.КЛАССИФИКАЦИЯ КОРДОВЫХ МОДЕЛЕЙ.
Классы и назначение кордовых моделей. Технические требования к кордовым моделям.3.МОДЕЛИ ФЮЗЕЛЯЖНОГО ТИПА. СВОБОДНОЛЕТАЮЩИЕ МОДЕЛИ.
Фюзеляжная модель (планера, резиномоторной, таймерной). Технические требования. Особенности технологических операций при изготовлении отдельных деталей и сборке модели. Силы, действующие на лопасти винта, принцип работы лопастей винта.Практическая работа: выбор схемы, составление эскиза модели
в масштабе, заготовка шаблонов нервюр, сборка крыла, изготовление киля, стабилизатора, изготовление узлов крепления, сборка и регулировка модели, полеты, окончательная регулировка, соревнования.
4. КОРДОВЫЕ МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ.
Классы и назначение кордовых моделей. Технические требования к кордовым моделям, силы, действующие на кордовые модели в полете, приемы управления полетом кордовой модели.Практическая работа: расчет и выбор схемы, подбор материала,
изготовление чертежей, изготовление шаблонов, изготовление
фюзеляжа и киля, установка крыла и стабилизатора, изготовление управления, изготовление и установка шасси, подготовка
и установка двигателя, сборка модели, отделка и окраска, обучение пилотированию, полеты.
5. АВИАМОДЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ.
Основные типы двигателей, устройство двигателя внутреннего сгорания, понятие об охлаждении, системе питания топливом, смазки.
Конструкция топливных бачков. Топливные смеси, порядок их составления и хранение, правила эксплуатации двигателей. Техника безопасности.
Практическая работа: освоение навыков запуска и регулировки
компрессионных двигателей, составление топливных смесей.
Изготовление стапеля для изготовления резиномотора. Технология изготовления, вытяжка, хранение.
6.ВОЗДУШНЫЕ ВИНТЫ
Принцип работы воздушного винта, его геометрические характеристики – диаметр, шаг. Способы расчета воздушных винтов.
Практическая работа: составление чертежей, изготовление шаблонов, зачистка винтов.
7.СОРЕВНОВАНИЯ.
Составление положения соревнований. Инструктаж по технике безопасности, проведение соревнований.
8.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИТОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ.
Определение достигнутого уровня знаний и умений учащихся. Подведение итогов работы объединения.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
третий год обучения.(4гр., 5гр.)
№ п/п | Т Е М А | Количество часов | ||
теория | практ. | Всего | ||
1. | Вводное занятие. Вводный мониторинг. | 2 / 2 | 0 / 0 | 2 / 2 |
2. | Элементы теории полета и аэродинамики. | 10 / 10 | 0 / 0 | 10 / 10 |
3. | Кордовые модели самолетов. | 8 / 8 | 40 / 40 | 48 / 48 |
4. | Электролеты. Промежуточный мониторинг. | 0 / 0 | 10 / 10 | 10 / 10 |
5. | Радиоуправляемые модели | 6 / 6 | 58 / 58 | 64 / 64 |
6. | Модели-копии | 4 / 4 | 68 / 68 | 72 / 72 |
7. | Соревнования | 0 / 0 | 4 / 28 | 4 / 8 |
8. | Заключительное занятие. Итоговый мониторинг. | 0 / 2 | 6 / 0 | 6 / 2 |
| Итого: | 30 /32 | 186 /184 | 216 / 216 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ВВОДНЫЙ МОНИТОРИНГ,
Цель, задачи и содержание работы авиамодельного объединения в новом учебном году, участие в областных и городских мероприятиях. Требования к качеству изготовления моделей. Правила техники безопасности. Вводный мониторинг.
2.ЭЛЕМЕНТЫ ТЕОРИИ ПОЛЕТА И АЭРОДИНАМИКИ.
Понятие о сопротивлении воздуха, теоретическая и практическая аэродинамика. Силы, действующие на модель самолета, подьемная сила, аэродинамические спектры.3.КОРДОВЫЕ МОДЕЛИ САМОЛЕТОВ.
Классы и назначение кордовых моделей. Силы, действующие на кордовую модель в полете, технические требования к кордовым моделям, приемы управления полетом кордовой модели, конструкция и кинематика элементов управления рулями. Топливная система.
Практическая работа: изготовление рабочих чертежей моделей,
подборка и подготовка материалов, определение размеров в зависимости от рабочего обьема двигателя, изготовление шаблонов. Выбор и расчет профиля крыла, изготовление деталей модели, сборка модели. Пробные полеты, обучение кружковцев управлению полетом кордовых моделей, устранение обнаруженных недостатков, запуск моделей.
4.ЭЛЕКТРОЛЕТЫ. ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ.
Изготовление крыла, изготовление оперения и фюзеляжа, сборка модели и установка электродвигателя, полеты, устранение недостатков. Промежуточный мониторинг.
5.РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МОДЕЛИ. Устройство радиоуправления, способы применения, понятия о радиоуправляемых моделях, приемы управления полетом радиоуправляемых моделей.Практическая работа: изготовление рабочих чертежей и эскизов
радиоуправляемого самолета, подборка материалов и изготовление шаблонов: нервюр, крыла. Сборка крыльев, рулей, элеронов,
фюзеляжа, установка системы управления, обтяжка крыльев, окраска всех деталей модели, сборка и регулировка модели.
Пробные полеты, устранение недостатков. Запуск моделей.
6. МОДЕЛИ-КОПИИ.
Основные требования к изготовлению моделей-копий,
принципы построения графика масштабов для изготовления чертежей моделей.
Практическая работа: изготовление чертежей самолета ЯК-20,
изготовление шаблонов нервюр, крыла, изготовления оправок
для выдавливания кабинных стекол, изготовление стеклопластиковых обшивок, сборка крыла и элеронов, сборка стабилизатора, киля, рулей, фюзеляжа, мотоотсека. Обтяжка деталей модели, окраска, регулировка. Пробные полеты, устранение недостатков, запуск моделей.
7. СОРЕВНОВАНИЯ
Техника безопасности при проведении соревнований.
Организация и проведение соревнований, подведение итогов, награждение победителей.
8.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ.ИТОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ.
Подведение итогов, контрольное тестирование для определения уровня обученности, план работы объединения на летний период.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Программа обьединения четвертого года обучения рассчитана на
учащихся, прошедших начальную подготовку в авиамодельном объединении по программе 1-3 годов обучения.
Возраст учащихся 14-18 лет.
Обьем программы - 216 часов. 3 занятия в неделю по 2 часа.
После трех лет обучения в авиамодельном объединении учащиеся умеют работать самостоятельно, что делает их искателями, помогает им подходить критически к окружающим их предметам, выдвигать гипотезы, ставить эксперименты. Умение работать самостоятельно служит важнейшим стимулом для самосовершенствования, без чего немыслим творческий процесс в авиамоделизме.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: развитие творчества учащихся, способствующего улучшению и совершенствованию окружающего мира.
ЗАДАЧИ:
- планирование и реализация учащимися их творческих, новаторских идей и замыслов;
- развивать «дух» наставничества, умение делиться своим опытом и знаниями с юными авиамоделистами;
- совершенствовать технологии и применение материалов при реализации своих творческих идей.
Программа четвертого года обучения вариативна, темы и количество часов для их реализации меняются в зависимости от уровня знаний, умений и творческих замыслов и идей учащихся. Форма организации занятий индивидуальная или звеньевая. Работа в обьединении четвертого года обучения - это сугубо индивидуальная работа: разные классы моделей, разные творческие идеи, разный возраст учащихся, разная скорость изготовления модели, разная технология и, отсюда, разная потребность и усвоение, как теоретической ин-
формации, так и практических навыков.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- учащиеся самостоятельно реализуют свои творческие идеи (изготовление чертежей, подбор материалов, создание моделей с учетом их полезности и оригинальности);
- участие в городском смотре технического творчества, областном слете с новыми проектами и областных соревнованиях по авиамодельному спорту;
- сознательное отношение к усовершенствованию учебно - наглядных пособий, современной техники с целью улучшения окружающей среды.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.(6гр.)
№ п/п | Т Е М А | Количество часов | ||
теория | практ. | всего | ||
1. | Вводное занятие. Вводный мониторинг. | 2 | 0 | 2 |
2. | Экспериментальные модели. | 6 | 30 | 36 |
3. | Пусковые и стартовые устройства. | 6 |
44 | 50 |
4. | Учебно-наглядные Пособия. Промежуточный мониторинг. |
6 |
38 |
44 |
5. | Радиоуправляемые модели. | 10 | 54 | 64 |
6 | Соревнования. | - | 18 | 18 |
7 | Заключительное занятие. Итоговый мониторинг. | 2 | - | 2 |
Итого: 32 184 216 |
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. ВВОДНЫЙ МОНИТОРИНГ.
Особенности организации занятий четвертого года обучения, обсуждение планов работы объединения на учебный год, техника безопасности. Вводный мониторинг.
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ.
Понятие об экспериментах и экспериментальных моделях, как проводятся экспериментальные исследования, понятие «эффект экрана» и его использование, аэродинамика и геометрические параметры аэросаней.
Практическая часть: изготовление рабочих чертежей и шаблонов модели самолета с электродвигателем, изготовление фюзеляжа, крыла, обтяжка, сборка модели, регулировка и запуск. Изготовление чертежей и шаблонов аэросаней, изготовление корпуса, стоек, изготовление лыж, сборка модели, окраска, установка двигателя, регулировка, запуск аэросаней.
3. ПУСКОВЫЕ И СТАРТОВЫЕ УСТРОЙСТВА.
История создания пусковых систем и агрегатов, принципы действия, конструкторы и разработчики пусковых систем и их применение.
Практическая часть: изготовление рабочих чертежей катапультового устройства, подбор материала, изготовление деталей по чертежам, сборка устройства, его регулирование, запуск модели самолета или ракеты.
4.УЧЕБНО-НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ. ПРОМЕЖКТОЧНЫЙ МОНИТОРИНГ.
Учебно-наглядные пособия и их назначение, рационализаторская работа и изобретательство. История выдающихся изобретений и изобретателей, понятие о научно-технической деятельности. Практическая часть: изготовление рабочих чертежей и составление расчетов миниатюрного сверлильного станка и электродрели, подбор материалов и инструментов, изготовление деталей, сборка, регулировка, применение на практике при изготовлении деталей.
5. РАДИОУПРАВЛЯЕМЫЕ МОДЕЛИ.
Общие сведения о радиоэлектронике, принцип действия радиоаппаратуры при управлении моделями, понятие о длине волны, частоте, диапазоне, особенности полетов радиоуправляемой модели.
Практическая работа: выбор схемы и назначение радиоразведчика, изготовление чертежей, изготовление шаблонов, подбор
Материалов, изготовление деталей крыла, оперения, изготовление фюзеляжа, изготовление контейнеров для радиоаппаратуры, сборка и окраска модели, установка радиоаппаратуры, пробные запуски, устранение недостатков, запуск моделей.
6. СОРЕВНОВАНИЯ.
Изучения положения о соревнованиях, инструктаж по технике безопасности при полетах, заготовка топлива, соревнования,
анализ и изучение недоработок.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ. ИТОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ.
Подведение итогов работы объединения за год, обсуждение планов работы в летний период, награждение победителей. Итоговый мониторинг.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАМММЫ
При работе по программе использовались такие основные виды деятельности, как информационно-рецептивная, репродуктивная и творческая.
Информационно-рецептивная деятельность учащихся предусматривает освоение учебной информации через рассказ педагога, беседу, самостоятельную работу с литературой.
Репродуктивная деятельность учащихся направлена на овладение ими умениями и навыками через выполнение образцов изделий, и выполнения работы по заданному технологическому описанию. Эта деятельность способствует развитию усидчивости и аккуратности у учащихся. Творческая деятельность предполагает самостоятельную или почти самостоятельную работу учащихся. Взаимосвязь этих видов деятельности дает учащимся возможность овладеть техническими навыками и проявить свои творческие способности.
При обучении по программе используются основные методы организации и осуществления учебно-познавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и проблемно-поисковые. Выбор методов (способов) обучения зависит от психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, удовлетворенности от преодоления трудностей в освоении изучаемого материала и при выполнении творческих работ. Этому способствуют совместные обсуждения технологии выполнения заданий, а также поощрение, создание положительной мотивации, актуализация интереса, выставки работ, конкурсы, слеты юных техников и соревнования. Важными условиями творческого самовыражения учащихся выступают реализуемые в педагогических технологиях идеи свободы выбора. Учащимся предоставляется право выбора творческих работ и форм их выполнения (индивидуальная, групповая, коллективная), материалов, технологий изготовления в рамках изученного содержания.
Работа с разновозрастными группами дает возможность подключать более опытных и умелых учащихся к процессу обучения младших или не обладающих выраженными способностями детей. Это формирует у детей такие черты характера, как взаимопонимание, умение сочетать индивидуальное творчество с коллективным сотрудничеством. Кроме того, такой метод облегчает дифференцированный подход к обучению с учетом способностей ребенка, не ущемляя при этом достоинства менее способных учащихся и в то же время позволяя более полно раскрыть творческий потенциал талантливых детей.
Последовательность прохождения тем программы может меняться в зависимости от хода образовательно-воспитательного процесса. В тематический план включены занятия «свободным творчеством», которые позволяют, повышая творческий потенциал детей, повторять и закреплять пройденный материал.
Каждое занятие заканчивается подведением итогов работы. Каждая тема завершается запуском моделей тех учащихся, которые овладели навыками лучше других.
Формой подведения итогов программы является итоговые соревнования объединения, в которых участвуют все учащиеся, независимо от качества и сложности их моделей.
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Помещение: лаборатория оборудованна в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и полки для хранения учебной литературы и наглядных пособий.
Материалы:
- древесина (липа, сосна, бальза);
- фанера, шпон;
- клей ЭДП, Момент, Эмали;
- эфир, керосин, касторовое масло;
- резина, нитки капроновые, леска;
- пенопласт, стеклоткань;
- гайки, болты, винты;
- проволока, жесть, алюминий;
- тальк, нитрокраска, нитролак;
- композитные материалы.
Инструменты и приспособления:
фрезерный станок, токарный станок, сверлильный станок, отвертки, плоскогубцы, пассатижи, круглогубцы, молоток, ножницы по металл, напильники, дрель ручная, сверла, ножовка по дерев, ножовка по металлу, киянка, метчики, разметочный циркуль, чертилка, рубанки обычные, угольник, электродрель, лобзик, стамески, электропаяльник, чертежный инструмент,, пульверизатор, штангенциркуль.
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
- образцы готовых изделий, журналы, комплекты шаблонов приспособлений, книги, альбомы с образцами частей моделей самолетов, планеров, вертолетов, альбомы с чертежами, технологические карты, инструкционные карты, подборки рисунков, фотографий, флеш - карты различных изделий и описания их изготовления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ПРОГРАММЫ.
1.Федеральный Закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерациии».
2.Приказ Минобрнауки РФ от 29 августа 2013г. №1008 «Об утвержении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
3.Агафонова И.Н. « Учимся думать» СПб 2006год
4.Калугин Н.М. «Охрана труда, пожарная безопасность в общеобразовательной школе» - М 2009год.
5.Кочетов А.И. «Работа с трудными детьми» - М 2007 год.
6.Альтшуллер Г.С. «Алгоритм изобретения» - М 2008 год
7.Муравьев Е.М. «Слесарное дело» - М 2000 год
8.Рудин Г.А. «Игра – новая форма обучения» ( идеи, опыт, практика), СПб 2011 год.
9.Тимина З.М. «Формирование общественной направленности личности школьника» - М 2007 год.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
1.Голубев Ю.А. « Юному авиамоделисту» - М. 2009 год
2.Смирнов Е.Е. «Хочу летать» - М 2008 год
3.Ермаков А.М. «Простейшие авиамодели» - М 2014 год
4.Заворотов З.А. «От идеи до модели» - М 2008 год
5.Агафонова И.Н. «Учимся летать» - СПб 2013год
6.Журналы: «Юный техник», «Крылья Родины», «Левша», Приложение к «Юному технику».
8.Муравьев Е.М. «Слесарное дело» - М 2000 год
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ.
1.Лебединский М.О. «Лети модель»- М 2000год.
2.Гаевский О.К. «Авиамодельные двигатели» М 2013 год
3.Рожков В.С. «Авиамодельный кружок» М 2006 год
4Ляшенко Н.В. «Авиамоделирование» Киев 1992 год
5.Шахат А.М. « Резиномоторные двигатели» М 2001 год
6.Лучинский И.А. «Воздушные винты для летающих моделей» М 1958 год
7.Журналы: «Моделист-конструктор». «Техника-молодежи», «Крылья
Родины».
8.Карабанов Н.А. « Справочник по трудовому обучению» - М 2005 год.
9.Правила проведения соревнований «Авиамодельный спорт» М 2006 год
10. Горский В.А. «Техническое конструирование и военно - патриотическое воспитание школьников» М 2007 год.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ.
1.Технические журналы.
2.Смирнов Э.П. «Как сконструировать и построить летающую модель» -
М 2006 год.
3.Виноградов Р.И. «Развитие самолетов мира» М 2010год
4.Фомин В.И. «Авиамодельный спорт» - М 2013 год
5.Гаевский О.К. «Авиамоделирование» - М 1990 год.
6.Каюнов Н.Т. « Авиамодели чемпионов» - М 2000 год
7.Журналы: «Моделист-конструктор». «Техника-молодежи», «Крылья
Родины».
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ.
1.Лебединский М.О. «Лети модель» - М 2000год.
2.Гаевский О.К. «Авиамодельные двигатели» М 2013 год
3.Рожков В.С. «Авиамодельный кружок» М 2006 год
4.Журналы: «Моделист-конструктор». «Техника-молодежи», «Крылья
Родины», «Левша».
5.Смирнов Е.Е. «Хочу летать» - М 2008 год
6.Ермаков А.М. «Простейшие авиамодели» - М 2014 год