Дополнительная дистанционная общеобразовательная общеразвивающая программа творческого объединения «Авиамоделирование»

1
0
Материал опубликован 25 December 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ИМ. К.Х. ПАГИЕВА»

АЛАГИРСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ




ПРИНЯТО:

на Педагогическом совете

Протокол № ___ от «___»______ 20___ г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБУ ДО

«ЦДТ им. К.Х. Пагиева»

Алагирского района РСО-Алания

______________А.А. Каргинова





Дополнительная дистанционная

общеобразовательная общеразвивающая программа

творческого объединения

«АВИАМОДЕЛИРОВАНИЕ»





Автор-составитель:

Марзоев Игорь Казбекович,

педагог дополнительного образования

высшей категории






г.Алагир 2020 г.


Оглавление



Паспорт программы

Пояснительная записка

Учебные планы и содержание учебных планов образовательных программ

Методическое обеспечение образовательной программы

Условия реализации программы. Материально-техническое обеспечение программы

6. Список литературы






















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Направление - техническое

Название программы - «Авиамоделирование»

Вид образовательной деятельности - Авиамоделирование

Возраст обучающихся - 9-18 лет

Тип программы – модифицированная

Срок реализации программы – 1 месяц

Объем программы – 18 часов

Режим занятий – 3 раз в неделю по 6 часов

Вид занятий – групповые

Форма обучения – дистанционная

Цель программы - Обучение обучающихся авиамоделированию, практическое освоение необходимых умений и навыков для достижения высоких результатов в авиамодельном спорте и конструировании, создание условий для развития технических, интеллектуальных, творческих способностей обучающихся.

Направленность программы - Техническая

Вид программыОбщеразвивающая, модифицированная

Уровень реализации - дополнительное образование

Уровень освоения программы – Общекультурный, углубленный












Пояснительная записка



Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «Авиамоделирование» имеет техническую направленность.

Срок реализации программы – 1 месяц;

Занятия проходят 3 раз в неделю по 6 академических часов.



Нормативно-правовое обеспечение программы

Дополнительная программа «Авиамоделирование» разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.12 г.№273-ФЗ;

2. Закон «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания» от 27.12.13г. № 61-рз;

3. Приказ Министерства просвещения РФ № 196 от 09.11.18 г. « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

4. Письмо МО и НРФ от 18.11.15 г. № 09-3242 о направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровненные программы);

5. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.17г. №816

Проектирование и реализация дополнительной общеобразовательной программы «Авиамоделирование» строится на следующих основаниях:

- свобода выбора уровня освоения программы;

- соответствие содержания и форм работы возрастным и индивидуальным особенностям детей и подростков;

- разноуровневость, вариативность, гибкость и мобильность программы;

- ориентация на метапредметные, предметные и личностные результаты образования;

- творческий и продуктивный характер образовательного процесса;

- открытый и сетевой характер реализации программы.



Направленность – техническая; вид деятельности – авиамоделирование.

Авиамоделизм - первая ступень воспитания не только будущих летчиков, но и будущих квалифицированных рабочих, инженеров, конструкторов, изобретателей и рационализаторов. При стремительном росте науки и техники объем знаний неуклонно растет, появляются новые технологии производства, новые материалы. Моделируя летательные аппараты, знакомясь с историей их создания, конструкцией и технологиями их изготовления, учащиеся познают современные, передовые технические решения. Обучение данной программе позволяет решить проблему занятости обучающихся в свободное время, пробудить интерес к новому виду деятельности, помогает профессиональному самоопределению обучающихся, мотивирует к занятию творчеством, развивает самостоятельность мышления. Участие в конкурсах, семинарах, исследовательская деятельность повышают самооценку, позволяют добиться более высокой результативности работы, рождают стремление совершенствовать свои навыки и умения в данном виде творчества. Сотрудничество в работе воспитанников и педагога обогащает обе стороны, стимулирует процесс созидания, помогает комплексному решению проблем обучения и воспитания.


Актуальность программы

В современных условиях существует проблема повышения мотивации интереса обучающихся к различным областям знаний, творческого развития, проблемы физического развития и культуры общения. Сегодня от молодых людей, начинающих трудовую деятельность, требуется не только наличие профессиональных навыков, но и способность к творчеству, умение креативно мыслить, что позволяет находить оригинальные решения сложных проблем, способствует профессиональному росту в будущем, создает ситуацию успеха. Творчеством пронизана вся деятельность воспитанников объединения. Педагог нацеливает обучающихся на решение сложных задач. Успех обучающихся дает им стимул, способствует развитию самостоятельности мышления, мотивирует на создание более сложных и интересных работ, создает благоприятные условия для воспитанников с разным уровнем подготовки. В дальнейшем приобретённые специальные умения и навыки могут оказаться полезными при профессиональной ориентации обучающихся.


Новизна и главная отличительная особенность настоящей дополнительной дистпнционной общеобразовательной программы заключается в том, что при её реализации предусматривается выполнение принципа разноуровневости, обозначенного в Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р). Ведь именно технология разноуровневого обучения, лежащая в основе программы «Авиамоделирование», предполагает создание педагогических условий для включения каждого обучающегося в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития. Уровневая дифференциация образовательного процесса в свою очередь способствует выполнению ещё одного принципа дополнительного образования - его персонализации.

Исходные научные идеи: уровневое обучение предоставляет шанс каждому обучающему организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание педагога на работе с различными категориями обучающихся. Поэтому программа предусматривает три уровня освоения: стартовый, базовый и продвинутый.

Стартовый уровень (1год обучения) предполагает обеспечение обучающихся общедоступными и универсальными формами организации учебного материала, минимальную сложность предлагаемых заданий, направленных на формирование начальных знаний в области технического моделирования в общем и авиамоделирования в частности, приобретение элементарных умений и навыков проектирования, конструирования, моделирования.

Базовый уровень (2-3 года обучения) предполагает овладение устойчивыми умениями и навыками самостоятельного технического проектирования, конструирования, моделирования; формирование умения самостоятельно применять полученные знания и комбинировать их при выполнении творческих проектов; формирование устойчивой мотивации к занятиям техническим творчеством.



Отличительные особенности.

Отличительными особенностями данной программы является то, что она разработана на основе многолетнего опыта и, не только отвечает интересам обучающихся, их потребностям и желаниям, но и учитывает возрастные психологические особенности обучающихся. Программа личностно-ориентирована и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Использование современных образовательных технологий позволяет комплексно решать задачи обучения, воспитания и развития личности обучающегося.

Программа объединения «Авиамоделирование» состоит из определенного количества тем, которые составлены по возрастанию степени сложности как теоретического, так и практического материала. Это позволяет обучающимся с разным уровнем подготовки и с разными способностями поэтапно, успешно и основательно овладевать необходимыми умениями и знаниями. Занятия носят комплексный характер, включают в себя теоретическую и практическую подготовку: рассматривание авиамодельных образцов, схем, чертежей, беседы педагога с воспитанниками о материалах, их свойствах, процессе изготовления моделей, способах соединения деталей, самостоятельная работа обучающихся, изготовление моделей по образцу, консультативная работа педагога в процессе занятия.


Цель программы

Обучение обучающихся авиамоделированию, практическое освоение необходимых умений и навыков для достижения высоких результатов в авиамодельном спорте и конструировании, создание условий для развития технических, интеллектуальных, творческих способностей обучающихся.


Задачи программы обучающие:

обеспечивать освоение обучающимися элементов графической грамоты, владение основными чертежными и производственными инструментами, конструкционными материалами, применяемыми в процессе изготовления авиамоделей;

формировать навыки освоения базовых технологий, применяемых при изготовлении, регулировки и запуске авиамоделей;

знакомить со спецификой изготовления различных видов авиамоделей, учить приёмам построения моделей из подсобных материалов (бумаги, древесины, пластмассы и др.);

закреплять и расширять знания, умения и навыки обучающихся, полученные на школьных уроках технологии, математики, геометрии, физики, способствовать их систематизации, мобильности, углублению;

способствовать освоению и выполнению правил безопасной работы;

обучать навыкам самостоятельной и коллективной работы;

развивающие:

развивать способности и желания к познавательной активности и самообразованию, интерес обучающихся к различным областям моделирования и техническому циклу наук в целом;

развивать креативное мышление и пространственное воображение обучающихся;

выявлять и развивать мыслительные, конструкторско-технологические, творческие способности обучающихся, их творческий потенциал; формировать техническое, логическое и дизайнерское мышление, элементы изобретательности в процессе проектно-исследовательской деятельности по техническому моделированию;

формировать и развивать навыки проектной и поисковой творческой деятельности обучающихся;

развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность, глазомер, творческую смекалку, быстроту реакции в процессе учебной деятельности

воспитательные:

воспитывать у обучающихся чувство патриотизма и гражданственности на примере традиций, истории авиастроения и авиации в России, Республике Северная Осетия-Алания; воспитывать устойчивый интерес к достижениям российской науки и техники;

воспитывать в обучающихся трудолюбие, самостоятельность, усидчивость и аккуратность в работе, желание и умение работать осознанно и целеустремленно, умение трудиться в команде, чувство уважительного отношения к окружающим людям и результатам чужого труда;

формировать у обучающихся активную жизненную позицию, творческое отношение к любой деятельности;

развивать в объединении сотрудничество как основной вид взаимодействия между обучающимися, педагогом и обучающимися; воспитывать в обучающихся чувство коллективизма, толерантности, коммуникативные качества и организаторские способности через коллективную творческую деятельность, в процессе реализации конструкторско-исследовательских и творческих проектов;

воспитывать стремление обучающихся к самореализации, самоутверждению, достижению максимально высоких результатов и адекватной самооценке через проявление себя в соревнованиях, выставках, конкурсах, воспитывать целеустремлённость и волю к победе;

формировать у обучающихся проявление элементов конкурентоспособности: стремление к получению качественного продуктивного результата, желание в своей работе следовать лучшим образцам своих предшественников и превзойти их;

способствовать становлению личности обучающихся, их профессиональной ориентации;

воспитывать эстетический вкус при изготовлении авиамоделей;

формировать навыки здорового образа жизни.


Адресат программы

Занятия в объединении «Авиамоделирование» - групповые. В реализации программы принимают участие дети от 9 до 18 лет на основе добровольного вступления в объединение. Обучающиеся принимаются без предварительной подготовки по заявлению от родителей. Воспитанники объединяются в группы по 5 - 11 человек по годам обучения. Количество обучающихся в группе первого года обучения 9-11 человек, второго и третьего 7-9. Группы первого, второго и третьего года обучения могут быть разновозрастными. Обучающиеся изучают единый теоретический материал, предусмотренный программой объединения, а практическое задание выбирают в зависимости от степени владения теоретической подготовкой, техническими умениями и практическими навыками черчения и моделирования.



Объём программы

в первый год обучения - 18 учебных часа; во второй год обучения - 18 учебных часа; в третий год обучения- 18 учебных часа.

Режим занятий

Занятия проводятся на протяжении всего месяца за исключением официальных праздничных дней: 3 раз в неделю по 6 часов.

Стартовый уровень

в первый год обучения - 3 раза в неделю по 6 академических часов;

Базовый уровень

во второй год обучения - 3 раза в неделю по 6 академических часов;

в третий год обучения - 3 раза в неделю по 6 академических часа;


Планируемые результаты

Программа предполагает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


На стартовом уровне:

Личностные результаты

проявление начального уровня познавательного интереса к технике, техническому моделированию, устойчивой мотивации к дополнительной образовательной деятельности по техническому творчеству;

способность реализовать творческий потенциал в собственной деятельности при создании простых авиамоделей;

приобретение и развитие навыков сотрудничества в объединении, повышение уровня ценностных отношений друг к другу, формирование коммуникативной компетентности в процессе практической, продуктивной, игровой деятельности;

возросший уровень внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;

возросший уровень самостоятельности в приобретении новых знаний и умений, суждений, независимости и нестандартности мышления;

проявление первоначальных представлений о профессиях сферы авиастроения в соответствии с собственными интересами и возможностями обучающихся;

проявление начального уровня технико-технологического мышления при организации своей деятельности;

повышенный уровень ответственности за результаты обучения;

возросший уровень мелкой моторики пальцев рук, глазомера.

Метапредметные результаты

овладение простейшими составляющими исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, наблюдать, проводить несложные эксперименты, делать заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной и практической деятельности; планировать, организовывать, оценивать свои действия;

овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

формирование умений работать в команде с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения;

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

применение общенаучных знаний по предметам естественнонаучного и математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов.


Предметные результаты

Обучающиеся должны знать:

первоначальные графические понятия и условные обозначения на графическом изображении;

элементарную терминологию при чтении специальной литературы;

технико-технологические свойства бумаги, картона, дерева, фанеры, металла;

способы и приёмы измерений при моделировании изделий;

возможности разных инструментов, способы и приёмы изготовления изделий из различных материалов (бумага, картон, дерево, фанера, металл);

виды соединения и способы крепления;

способы увеличения и уменьшения изображений плоских деталей при помощи клеток разной площади;

начальные сведения об основных звеньях электрической цепи, о проводниках и изоляторах, способах их соединения;

технику безопасной работы.

Обучающиеся должны уметь:

пользоваться специализированной литературой;

читать технические рисунки, эскизы и разметки;

использовать в практической деятельности по техническому моделированию грамотную терминологию;

самостоятельно осуществлять выбор простейшей модели и планировать её изготовление;

составлять простейшие эскизы, рисунки, шаблоны;

качественно выполнять сгибы картона и бумаги;

выполнять разметку деталей на разных материалах;

- вырезать детали различных конфигураций из различных материалов (бумага, картон, фанера);

- выполнять отверстия на поверхности деталей разными инструментами (ножницы, шило, игла);

- склеивать бумагу и картон разными способами с использованием различных клеящих материалов;

- выполнять окрашивание деталей изделия различными красящими материалами (гуашь, акварель, цветные карандаши);

- самостоятельно выполнять изготовление отдельных деталей простейшей модели и их монтаж;

- устанавливать подвижные колёса, блоки, шаси;

- изготовлять простейшие модели с пусковыми устройствами;

- устанавливать на изготовленных моделях двигатели, систему питания, аккумуляторы и т.д.;

- экономить материал, бережно относиться к инструментам и приспособлениям;

- устранять недостатки в изделии;

- использовать знания, полученные на школьных занятиях, в практической деятельности по техническому моделированию;

- строго соблюдать технику безопасной работы;

- содержать в порядке рабочее место.


На базовом уровне

Личностные результаты

- проявление устойчивого интереса к выбранному профилю технического творчества;

- проявление интереса к исследовательской творческо-технической деятельности;

- проявление навыков самостоятельной работы (способность самостоятельно подбирать и использовать в работе специальную литературу, выполнить авиамодель, правильно используя технологию её изготовления, и др.);

- проявление адекватной самооценки при выполнении творческих работ;

- проявление социально-ценностных личностных качеств (трудолюбие, организованность, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и др.);

- овладение навыками сотрудничества со сверстниками, обучающимися младшего возраста, взрослыми в учебно-исследовательской, проектной творческой деятельности;

- укрепление здоровья обучающихся, возросший уровень работоспособности.

Метапредметные результаты

- умение осуществлять «грамотный» поиск информации в сети интернет, работать с различным информационным материалом, самостоятельно подбирать необходимый инструментарий для реализации своих замыслов;

- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

- умение адекватно воспринимать оценку своих работ;

- умение самостоятельно выполнять различные творческие работы по созданию технических изделий.

Предметные результаты

Обучающиеся должны знать

- правила техники безопасности при работе с ручными инструментами;

- историю развития авиамоделизма, достижения российских спортсменов

- авиамоделистов, историю отечественной авиации и авиационной промышленности, достижения авиационной промышленности Республики Северная Осетия-Алания;

- назначение и работу крыла в полете, стабилизатора, киля; технологии центровки и регулировки моделей;

- конструкцию вертолетов; типы вертолетов и их устройство; использование вертолетов в народном хозяйстве и обороне страны;

- конструкцию и назначение бумеранга, технику его запуска;

- конструкцию резиномоторной модели, особенности установки винтомоторной группы к положению крыльев и хвостового оперения;

- конструкцию радиоуправляемой модели, особенности установки радиоаппаратуры и принципы её работы;

- историю ракетостроения, устройство ракеты, технику безопасности при запуске ракеты, образование тяги двигателем, расположение центра давления и центра тяжести ракеты;

- правила проведения соревнований и техника безопасности поведения на них;

- основы компьютерной графики;

- правила техники безопасности при работе с ручным и электрифицированным инструментом, техники безопасности при зарядке аккумуляторов;

- законы аэродинамики, работу крыла в потоке;

- конструкцию резиномоторной модели В-1, систему спасения модели;

- конструкцию таймерной модели F-1p, устройство двигателя, таймера;

- конструкцию кордовой модели, особенности управления моделью посредством корда;

- конструкцию радиоуправляемой модели, особенности установки радиоаппаратуры на модели и принципы её работы;

- правила проведения соревнований, критерии оценки полетов моделей и технику безопасности полетов.

Обучающиеся должны уметь:

- применять полученные знания из разных областей технического моделирования при проектировании и изготовлении авиамоделей;

- применять творческий подход при выполнении практических заданий;

- правильно и осмысленно использовать специальную терминологию;

- работать с различными инструментами и приспособлениями, строго соблюдая правила по технике безопасности;

- выполнять рабочие чертежи;

- изготавливать отдельные детали моделей различных видов самолетов, производить сборку и запуск моделей;

- изготавливать и запускать бумеранг;

- изготавливать бобышки винта, резиномотора, обтягивать их плоскости пленкой;

- изготавливать радиоуправляемую модель, устанавливать сервопривод и приемник с аккумулятором;

- самостоятельно определять время старта модели в зависимости от метеоусловий;

- изготавливать отдельные детали моделей различных видов самолетов, производить сборку и запуск моделей, правильно обращаться с ножом, напильником, шкуркой и другими ручными и электрифицированными инструментами;

- изготавливать отдельные детали планера H-1и осуществлять сборку модели;

- изготавливать простейшую бобышку винта, осуществлять заводку резиномотора;

- изготавливать мотораму и топливный бак; производить зарядку и настройку таймера; заводку двигателя внутреннего сгорания и запуск модели;

- изготавливать корды, ручки управления, осуществлять пилотирование кордовой модели;

- обслуживать аккумуляторы, производить настройку и программирование аппаратуры, пилотирование модели;

- осуществлять самостоятельный выход на старт с моделью, выполнять зачетный полет.




3. Учебные планы и содержание учебных планов

образовательных программ


Учебный план 1 года обучения

18 учебных часов (стартовый уровень)


№№

п/п

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Форма аттестации и контроля

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

I

Введение

3

-

3


II


Изготовление бумажных моделей

1

5

6


III

Изготовление метательных моделей

2

4

6


IV

Изготовление воздушных винтов

1

2

3


ВСЕГО:

7

11

18




Содержание программы

1 –го года обучения


I.Введение

Предмет и содержание курса. Значение теоретического и практического материала программы. Инструктаж по технике безопасности. История авиации. Порядок работы объединения(рассказ, беседа).

II. Изготовление бумажных моделей.

Основные части самолёта и модели. Понятие о центре тяжести модели. Регулировка моделей. Способы летания в природе (лекция).

Практическая работа:

Изготовление моделей запуски моделей. Соревнования на дальность полёта и точность приземления.

III. Изготовление метательных моделей

Условия, обеспечивающих полёт. Понятие о центровке моделей. Центр тяжести , центр давления, угол атаки крыла (лекция).

Практическая работа:

Изготовление моделей. Запуски моделей. Соревнования на продолжительность полёта.

IV. Изготовление воздушного винта

Воздушный винт - движитель модели.

Понятие о диаметре и шаге винта. Принцип работы лопастей винта.

Отличие работы воздушного винта вертолёта от винта самолёта (лекция). Практическая работа:

Изготовление воздушного винта. Запуски модели вертолёта «Муха». Устранение замеченных недостатков.

V. Схематические модели планеров

Силы, действующие на планер в полёте. Понятие о профиле крыла, центре тяжести и центре давления. Парение планера в восходящих потоках воздуха (рассказ, беседа, викторина).

Практическая работа:

Изготовление моделей, регулировка и запуски. Соревнования на продолжительность полёта.




Учебный план 2 года обучения
18 учебных часов (базовый уровень)



п/п

ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

Форма аттестации и контроля

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

I

Введение

3

-

3


II

Единая спортивная квалификация

3

-

3


III

Аэродинамика малых скоростей

12

-

12


ВСЕГО

18

-

18





Содержание программы

2 –го года обучения


I. Введение

Основные этапы развития моделизма в России. Достижение Российских авиамоделистов. Цели и задачи в учебном году. Требование к качеству изготовления моделей. Правила безопасности труда.(лекция, дидактический материал, видеотека).



II. Единая спортивная квалификация

Технические требования к моделям. Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту. Условия присвоения спортивных знаний и разрядов.(лекция)



III. Аэродинамика малых скоростей

Понятие о сопротивлении воздуха. Число Рейнольдса. Поляры крыла. Профиль крыла. Виды полётов. Подготовка и проведение опытов(лекция, беседа, работа с литературой).





Учебный план 3 года обучения
18 учебных часов (базовый уровень)

№№

п/п

ТЕМА

Количество часов

Форма аттестации

и контроля

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

I

Вводное занятие

3

-

3


II

Материалы и инструменты

3

-

3


III

Изготовление планера F-I -Н.

3

9

12


ИТОГО:

9

9

18




Содержание программы

3 –го года обучения

I. Вводное занятие

Знакомство с планом работы на весь год. Определяются цели и ставятся задачи. Правила поведения на занятиях и в перерыве. Организация работы и рабочего места. Перечень необходимых материалов и инструментов.

II. Материалы, инструменты, ТБ

Инструктаж по ТБ при работе с инструментами, на станках. Знакомство с материалами и их свойствами, применяемых при изготовлении моделей.

III. Изготовление планера F-1-H

При изготовлении этого планера обучающиеся начинают приобщаться к новым для них материалам и новым технологиям (композиционные, сборка модели в стапелях). Конструкция этой модели наиболее современна. На модели применяются механизмы, которые позволяют показывать более высокие, стабильные спортивные результаты (крючок динамического старта, таймер).

.

Комплекс организационно-педагогических условий

Диагностический инструментарий

При изучении разделов образовательного модуля стартового уровня обучающиеся получат первоначальные представления и умения моделировать, конструировать, анимировать механизмы и модели технических средств; представления о мире технических наук, технологий и их влиянии на людей и окружающую нас среду, о сфере деятельности и общественных производствах. Содержанием практической деятельности учащихся по данному блоку программы является изготовление статических (стендовых) и динамических (подвижных) моделей посредством моделирования. Предусматривается также расширение технического кругозора, развитие пространственного мышления, формирование у обучающихся устойчивого интереса к технике и технологии.

Для первого года обучения на базовом уровне численность младших подростков в группах реально-возможная 12-15 человек. В этой возрастной группе обучающиеся получают базовые навыки работы с предлагаемыми материалами и инструментами, овладевают технологическими навыками изготовления более сложных моделей. Обучающий теоретический материал доводится до всей группы одновременно с помощью эскизов на доске и устно педагогом. Правила и особенности запуска моделей планеров и самолетов педагог показывает всей группе одновременно.

Для второго года обучения на базовом уровне численность обучающихся в группах реально-возможная 10-12 человек. В этой группе подросткового возраста степень сложности изготовления моделей повышенная и требует применения электрифицированного инструмента (электродрели, паяльника, блоков питания, зарядников). Педагог не имеет возможности предоставить данный инструмент каждому занимающемуся одновременно, поэтому работа строится в группе индивидуально или по подгруппам. Особая сложность для педагога наступает, когда необходимо обучать подростков запускать и пилотировать модель, здесь начинается индивидуальная работа с каждым в отдельности.

Педагог осуществляет большую подготовительную работу к занятиям (подготовка эскизно-конструктивного материала, исходных заготовок и комплектующих деталей), так как подростки на данном этапе обучения самостоятельно делают на выбор модели из трёх направлений авиамоделирования: свободнолетающие, кордовые или радиоуправляемые.

Изготовление данных моделей требуют скрупулезного отношения обучающихся и индивидуального подхода педагога к каждому из них.

Основной метод проведения занятий в объединении - практическая работа, как важнейшее средство связи теории с практикой в обучении. Здесь учащиеся закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки и умения.

Обучающиеся успешно справляются с практической работой, если им чётко разъяснить порядок её выполнения. Теоретические сведения сообщаются обучающимся в форме познавательных бесед, информаций и объяснений небольшой продолжительности /15-20 минут/ с комментариями по ходу работы и в сочетании с демонстрацией учебно-наглядных пособий, действующих моделей или конструкций. В процессе таких бесед происходит пополнение словарного запаса учащихся специальной терминологией.

В целом для успешного проведения занятий очень важна подготовка к ним, заключающаяся в планировании работы, подготовке материальной базы и самоподготовке педагога. В этой связи продумывается вводная, основная и заключительная части занятий; просматривается необходимая литература; отмечаются новые термины и понятия, которые следует разъяснить обучающимся; выделяется теоретический материал, намечается содержание беседы или рассказа; подготавливаются наглядные пособия; готовится в необходимом количестве и в соответствующем состоянии инструмент; нарезаются из картона, бумаги, фанеры, жести, проволоки полуфабрикаты для изготовления деталей модели; подбирается соответствующий дидактический материал, чертежи, шаблоны (в необходимом количестве комплектов) развёрток деталей согласно чертежам моделей, а также образцы моделей, которые в течение года будут строить юные авиамоделисты.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная; индивидуально-групповая; групповая; фронтальная; фронтально - индивидуальная.

Первые учебные модели желательно делать по одному чертежу с минимальными отклонениями. Подача теоретического материала производится параллельно с формированием практических навыков у обучающихся. Отдельные занятия проходят в форме викторины, конкурса, игры.

В дальнейшем основная форма организации занятий - фронтально­-индивидуальная. При такой форме занятий часть обучающихся выполняет одно и то же задание, т.е. каждый член группы изготавливает модель из заранее подготовленных материалов по разработанному чертежу и определённой технологии, а для другой части обучающихся, способной самостоятельно планировать работу пользоваться дидактическим материалом, инструментом и приспособлениями, применяется индивидуальная форма занятий.

Для того, чтобы уменьшить количество отходов, сэкономить материал и сократить время изготовления моделей и таким образом рационализировать процесс обучения, размеры заготовок делаются такими же или близкими к размерам деталей; готовится к занятиям только необходимый для работы инструмент на протяжении всего учебного года. В результате дети и подростки приучаются пользоваться во время занятий только необходимыми инструментами, материалами, наглядными пособиями и чертежами.

Учитывая возрастные особенности обучающихся, теоретические вопросы освещаются в течение 10-15 минут, а с демонстрацией дидактического материала до 20 минут.

Особое внимание уделяется вопросам правил техники безопасности, которые строго соблюдаются во время практических занятий. Обращается внимание обучающихся на возможные опасности, возникающие во время работы инструментом и на станках, показываются безопасные приёмы работы. Затем объясняются задания по практической работе. Здесь на заготовке или модели показывается, каким инструментом, что и как надо делать. Убедившись в том, что объяснение всем понятно, можно приступать к практической работе. Педагог наблюдает за ходом работ, в случае, когда это необходимо, останавливает её, показывает ещё раз безопасные приёмы и даёт разрешение на продолжение работы. За 5-7 минут до конца занятий работа останавливается, подводятся итоги занятий, указывается на положительные моменты, отдельные недостатки, после чего дежурные начинают уборку помещения и наводят в нём порядок.

На этапе стартового уровня обучения преобладает репродуктивный метод организации деятельности обучающихся при изготовлении и запуске несложных летающих моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются одновременно всем членам объединения фронтально. В практической части занятия все учащиеся выполняют одно и то же задание.

В дальнейшем репродуктивный метод сменяется продуктивным методом, который в свою очередь теряет свою приоритетную значимость, так как в образовательном процессе начинается самостоятельный подбор, разработка и постройка авторских моделей. Здесь уже основным методом становится научно­-поисковый и проблемный. При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой. Учащиеся готовят небольшие сообщения по основным вопросам.

Участие в различных соревнованиях (внутри объединения, муниципальных, республиканских) является неотъемлемой частью образовательного процесса в объединении по авиамоделизму. Реальный итог результатов участия в соревнованиях - присвоение спортивных результатов при выполнении требуемых норм и выдача свидетельств об освоении образовательных модулей стартового, базового или продвинутого уровней.


Уровни творческой новизны

Обучение на стартовом уровне предполагает организацию деятельности, направленной на самостоятельное небольшое изменение предложенной для изготовления модели (прототипа), существенным образом не меняющее первоначального образца. Новизна осуществляется лишь за счёт изменения (замены, добавления или удаления) 1-2 параметров прототипа (размера, формы, цвета, положения или ориентации в пространстве), выделения какой-либо частности в формате 2D графики.

Обучение на базовом уровне требует организации деятельности, направленной на значительное изменение прототипа, существенным образом меняющее первоначальный образец. Видоизменение прототипа. Выход за рамки задания.

Требования к помещению:

1.общая площадь не менее 100-150м/кв.(включая помещение для складирования материалов(не менее 20м/ кв.) и препараторскую (не менее 12- 15м/кв.);

должно быть оснащено приточно-вытяжной вентиляцией и освещено в соответствии с существующими нормами и правилами;

возможно выделение двух отдельных помещений - учебный класс (мастерская) и помещение для станочного парка.

4. Методическое обеспечение образовательной программы

1. Формы и методы организации образовательного процесса

Индивидуальное и коллективное творчество

На занятиях в лаборатории творчество предполагает создание обучающимся оригинальной модели. На занятии используются образцы-аналоги, предназначенные не только для копирования, но и для демонстрации возможных вариантов решения поставленной задачи. На занятиях создается атмосфера поиска и сотрудничества. Обучающиеся постепенно приучаются работать парами и группами.

Подражание мастеру - способ научиться

Для повышения мотивации и желания продолжить дальнейшее обучение в лаборатории обучающимся на занятиях показываются авторские работы, кроме того, преподаватели выступают с собственными спортивными моделями на соревнованиях различного уровня, где обучающиеся могут непосредственно перенимать богатый опыт работы преподавателей.

Сочетание методов и форм деятельности

Учебный процесс состоит из различных направлений деятельности.

Объяснение ведется тремя методами, тесно связанными друг с другом:

Информационно-репродуктивный метод. Педагог объясняет технологию изготовления и демонстрирует готовый образец. После этого обучающиеся отвечают на поставленные вопросы и выполняют детали, подобные образцу.

Объяснительно-репродуктивный. Педагог демонстрирует готовый образец, предоставляет выкройки и чертежи и объясняет, почему выбран именно этот материал.

Метод проблемного обучения. При объяснении новой темы перед обучающимися ставятся учебные проблемы для самостоятельного решения. Это заставляет обучающихся задумываться, искать свои варианты решения.

Дифференцированный подход

Это позволяет реализовать дифференцированный подход к изложению темы в зависимости от способностей и уровня знаний и умений всей группы и каждого отдельного обучающегося. Варианты заданий, характер заданий обучающимся в начале года - репродуктивный, далее частично - поисковый, творческий в зависимости от года обучения и индивидуальных способностей. Образовательный процесс построен так, чтобы обучающимся было интересно приобретать новые навыки и умения. Самые первые модели довольно простые, с постепенным усложнением конструкции. При настройке, регулировке и испытаниях моделей, особенно первого года работы, вносятся элементы игры, творческого соревнования, поддерживается постоянный интерес к занятиям, поощряются любые творческие и самостоятельные решения..

2. Дидактический материал

В процессе обучения используются:

наглядные пособия («Моя первая модель» - разработка автора, картон, отработка разметки);

учебно-контрольное задание при отработке навыка работы с инструментами (лобзик, ножницы);

образцы работ обучающихся и преподавателей;

модели наглядные

модели спортивные

модели кордовые с двигателем внутреннего сгорания.

методические разработки

чертежи сборочные

чертежи деталировки



5.Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы:

Для реализации программы необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение

- компьютерное оборудование;

- сотовый телефон;

- высокоскоростной интернет.



6.Список литературы


Методическая литература для учителя

Авиамодельный спорт. Правила проведения соревнований. Москва. ДОСААФ, 2005г.

Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В., Филатов В.И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев, Картя Молдавеняскэ, 1989, 381 с.

Васильев, А.Я.; Куманин, В.В. Летающая модель и авиация; М.: ДОСААФ, 2002. - 595c.

Гаевский О.К. Авиамоделирование, М., ДОСААФ, 1999г.

Гин А. А., Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М: Вита- Пресс, 1999. - 88 с.

Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. Москва «Просвещение», 1994г.

Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, 448 с.

Лети, модель. Составитель Лебединский М.С. Под общ. Ред. Симакова. Москва, ДОСААФ, 1990г.

Орешина, Н.; Козлов, А.; Новиков, С. Авиационно-техническое творчество; Казань: Татарское книжное издательство, 1990. - 184 с.

Рожков В.С. Авиамодельный кружок. М., «Просвещение», 2006г.

Смирнов Э.П. Как сконструировать и построить летающую модель., М..2003г.

Техническое моделирование и конструирование. Под общ. ред. В.В.Колотилова. Москва «Просвещение»,2003 г

Литература для детей:

Арлазоров М.С. Конструкторы. Москва,2005 год.

Арме М.Я., Полянкер А.Г. Дирижабли нового поколения. Киев, 2003 год.

Васильев А.Я., Куманин В.М. Летающая модель и авиация. Москва. ДОСААФ, 1998 г.

Вилле Р. Постройка летающих моделей-копий. Москва. ДОСААФ 1986 год.

Володко А.М. Вертолет - труженик и воин, Москва, 1984 год.

Гильберг Л.А. Покорение неба г.Харьков «Коммунист» 1977.

Голубев Ю.А., Камышев Н.И. Юному авиамоделисту. Москва «Просвещение», 1999 год.

Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. М. Машиностроение, 1981.

Ермаков А.М., Простейшие авиамодели. М: «Просвещение»1984г.

Ефремов А. Е. Лети модель М. ДОСААФ 1969.

Заворотов В.А., От идеи до модели. М: «Просвещение»1988г.

Зигуненко С.Н. «Я познаю мир» Авиация и воздухоплавание. М., 1999г.

13. История открытий. Энциклопедия. М., «Росмен» 2005г.4. Самолеты. Энциклопедия. М., «Росмен» 2003г.

14. Костенко В.И., Столяров Ю.С., Мир моделей. М.:ДОСААФ 1989г.

15. Мансон К. Истребители и бомбардировщики Второй мировой войны. - М., Центрополиграф, 2003.

16. Мерзликин В.Е. Радиоуправляемые модели планеров. Москва. ДОСААФ, 1982 год.

17. Никитин Г.А., Баканов Е.А. Основы авиации. Москва, 1984 год.

18. Павлов А.П. Твоя первая модель. М. ДОСААФ, 1979.

19. Пантюхин С.П. Воздушные змеи. Москва, 1984 год.

20. Столярова С.В. «Моделирование из бумаги». Москва; ООО «Издательство Астрель» 2010г.

21. Тарадеев Б.В. Летающие модели-копии. Москва. ДОСААФ, 1983 год.

22. Техническое моделирование и конструирование. Под общ. ред. В.В.Колотилова. Москва «Просвещение», 2003 год.

23. Томилин А.Н. История авиации. СПб. издательский дом «Нева»,2004.

24. Турьян В.А. Простейшие авиационные модели. М. ДОСААФ, 1982.



Литература для родителей:

Журнал «Дополнительное образование и воспитание», № 6/2006г. – статья «Молодежь

выбирает» (автор Найкин И., Плющай А.) – стр. 64.

Журнал «Дополнительное образование и воспитание», № 4/2004г. – статья «Я – лидер!»

(автор Тришкина А) – стр 38.

Карановский В.А. «Стать человеком» Педагогический поиск. М. 1993г.

Коломинский Я.Л. «Психология ранней юности». Изд. «Поиск». М. 1994г.

5.Мудрик А.В. «О воспитании старшеклассников». 2 изд. М: «Просвещение» 1991г.

6.Ромашкова Е.И. «Нескучный семейный досуг» Изд. «Творческий центр Сфера». М.

2002г.

7.Терехова Г. «Семейные традиции и праздники», «События семейного значения». Изд.

«Педагогический поиск» М. 2004г.

8.Семейный очаг - ПедСовет №9 -2004г. Изд. «Московская правда», Москва

9.Семейные традиции и праздники – Журнал «Праздник» №8 – 2006г., Изд. «Фонд-

праздник», Москва.

Периодические издания: журналы «Моделист-конструктор», «Мир техники, «Спорт и

хобби»

Интернет – ресурсы: http://www.fasr.ru – сайт Федерация авиамодельного спорта

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации