Программа «Основы языка программирования PYTHON»

1
0
Материал опубликован 28 July

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №10»



«Утверждаю»

Директор МОБУ «СОШ №10»

______________ Ковалева Т.Г.

Приказ №      от «   »      2021 г.







ПРОГРАММА


«Основы языка программирования

 PYTHON»










Составитель:

учитель информатики

Еремина И.А.










г. Арсеньев

2021-2022 гг.



Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1.1. Актуальность программы

Согласно исследованиям и рейтингам за 2020 год, Python стал самым популярным языком для изучения среди разработчиков и занял ведущие позиции по востребованности на рынке труда. Этот язык активно внедряется в школьные программы по информатике, включая учебные комплексы под редакцией К. Ю. Полякова и Е. А. Еремина, рекомендованные для использования в российских школах Министерством просвещения РФ (Приказ от 28 декабря 2018 г. № 345).\

Освоение Python в рамках школьной программы расширяет перспективы учеников в сфере IT, помогает определиться с профессиональными интересами в старших классах, а также используется при подготовке к ЕГЭ и олимпиадам по программированию.

Курс построен на смешанном формате: групповые занятия с учителем, а также самостоятельная работа на онлайн-платформе. Такой подход способствует формированию не только практических навыков программирования, но и развитию навыков совместной работы при подготовке финального проекта. Кроме того, школьники приобретают навыки самостоятельного планирования своей карьеры и индивидуального построения пути обучения.

Цель реализации программы:       развитие у учащихся умений программировать на языке Python, а также способности к самостоятельному освоению новых знаний и управлению своим образовательным процессом.

Задачи реализации программы:

         Обучающие

  1. Формировать начальные знания по программированию на языке Python, включая работу с основными конструкциями (условия, циклы, функции, типы данных).
  2. Обучать алгоритмическому мышлению и решению практических задач средствами Python.
  3. Осваивать навыки использования современных образовательных онлайн-платформ и средств программирования.
  4. Развивать умение самостоятельно находить и применять новые знания, используя внешние ресурсы, документацию и учебные материалы.

         Развивающие

  1. Способствовать развитию логического мышления, аналитических способностей и критического подхода при решении проблем.
  2. Формировать умения самостоятельной организации учебного процесса и планирования своего профессионального развития.
  3. Развивать творческий потенциал через проектную деятельность и эксперименты с программным кодом.
  4. Стимулировать развитие коммуникативных навыков и эффективности командной работы при выполнении совместных заданий.

         Воспитательные

  1. Воспитывать ответственность и самодисциплину как основы успешного обучения и профессионального роста.
  2. Формировать устойчивую мотивацию к постоянному обучению и развитию в области информационных технологий.
  3. Развивать уважение к интеллектуальному труду и важности современных цифровых компетенций.
  4. Воспитывать этические нормы поведения в виртуальной среде и навыки безопасного использования IT-технологий.

Организация курса: курс состоит из 68 уроков по 45 минут.

Сроки освоения программы: в течение одного учебного года, в объеме 66-68 часов.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: техническая.

Методические материалы курса состоят из:

  1. Методических указаний для учителя в текстовом виде,
  2. Презентации с иллюстративным изложением теоретического материала;
  3. Упражнений на платформе Stepik с теоретическим и практическим материалом языка Python;
  4. Интерактивных проверочных заданий в приложениях Kahoot и Learning Apps;
  5. Подвижных игр, направленных на закрепление знаний, полученных на занятии.
  6. Инструкций для проведения рефлексии процесса обучения с учениками.

Планируемые результаты обучения:

Личностные

  1. Осознание значимости постоянного саморазвития и повышения квалификации в области IT.
  2. Формирование мотивации к самостоятельному обучению и ответственности за результаты своей деятельности.
  3. Развитие навыков саморегуляции и целеполагания в учебной и профессиональной деятельности.
  4. Воспитание этических норм и уважения к интеллектуальному труду.
  5. Укрепление навыков социального взаимодействия и готовности к сотрудничеству в коллективе.

Метапредметные

Регулятивные

  1. Формулирование целей и планирование обучения Python.
  2. Контроль и коррекция своей учебной деятельности.
  3. Саморегуляция и эффективная организация учебного процесса.
  4. Рефлексия собственных достижений и трудностей.

Коммуникативные

  1. Эффективное взаимодействие с одноклассниками и учителем.
  2. Аргументация и восприятие обратной связи.
  3. Совместное принятие решений в проектах.
  4. Урегулирование конфликтов и поддержание диалога.

Познавательные

  1. Поиск и анализ информации для решения задач.
  2. Развитие логического и алгоритмического мышления.
  3. Моделирование и формализация алгоритмов.
  4. Творческий подход к решению нестандартных задач.



Предметные

  1. Усвоение основных принципов и синтаксиса языка Python, включая работу с переменными, типами данных, условиями, циклами, функциями и базовыми алгоритмами.
  2. Навыки решения практических задач программирования различного уровня с использованием Python.
  3. Овладение алгоритмическим мышлением и умением формализовать задачи.
  4. Умение использовать средства разработки и образовательные онлайн-инструменты для написания и тестирования программ.
  5. Владение приёмами поиска и применения дополнительных знаний и ресурсов для решения программных задач.

Основные формы организации занятий программы «Python для начинающих»:

  • Практические занятия с использованием онлайн-платформы Stepik ("Поколение Python": курс для начинающих)
  • Работа в редакторе IDLE;
  • Прохождение опросов в приложениях Kahoot и Learning Apps;
  • Домашние практические занятия с использованием онлайн-платформы Stepik, направленные на отработку навыков программирования на языке Python.

Категория обучающихся: учащиеся с 12 до 18 лет в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Форма обучения: смешанная: очное и онлайн-обучение. В очных занятиях в группах по 10-15 человек используются задания на онлайн-платформе с автоматизированной проверкой. В ходе курса постепенно вводится формат «перевернутого класса». На первых пяти занятиях ученики знакомятся с онлайн-платформой и основами программирования на Python. С шестого урока начинаются разные виды самостоятельной работы в классе с проверкой друг друга в группе. После десяти уроков ученикам иногда предлагают самостоятельно изучать новые темы, используя конспекты онлайн-курса, а учитель в это время помогает и направляет. Последние пять занятий посвящены почти полностью самостоятельной работе над проектами.

Раздел 2. Содержание программы

В рамках смешанного подхода к обучению каждая из тем отрабатывается в уроках платформы Stepik и в практических заданиях. (https://stepik.org/course/58852/syllabus)



2.1. Учебный (тематический) план


Название темы

Количество часов

Теория

Практика

1

Функции ввода-вывода данных

9

4

5

2

Условный оператор

4

1,5

2,5

3

Типы данных

5

2

3

4

Цикл for

6

2,5

3,5

5

Цикл While

8

3

5

6

Строки

8

3,5

4,5

7

Списки

9

4

5

8

Функции

5

2

3

9

Работа над мини-проектами

12

0

12

10

Резерв

2

0

0


Всего

68

22,5

43,5


Контрольный практикум - 8ч.

Работа над мини-проектами – 12 ч.












2.2 Поурочное планирование

Название темы

Часы

Теория

Практика

Цель урока

Ожидаемые результаты

Формы контроля

1

Знакомство с Python

1

0,5

0,5

Познакомить учащихся с языком Python и средой программирования

Учащиеся смогут ориентироваться в среде, запускать простейшие команды Python

Вопросы, выполнение базовой команды

2

Команда print(). Аргументы команды print()

1

0,5

0,5

Научить использовать функцию print() для вывода информации

Учащиеся научатся выводить различные типы данных, пользоваться параметрами print

Практическое задание

3

Команда input()

1

0,5

0,5

Познакомить с введением данных пользователем

Учащиеся смогут считывать данные с клавиатуры и использовать их в программах

Практическая работа

4

Параметры sep, end

1

0,5

0,5

Объяснить особенности форматирования вывода

Учащиеся научатся использовать параметры sep и end для управления выводом

Выполнение мини-задания

5

Переменные. Комментарии. PEP 8

1

0,5

0,5

Изучить создание переменных и правила оформления кода

Учащиеся научатся создавать переменные и писать комментарии, знать базовые требования PEP 8

Тест + практическое задание

6

Работа с целыми числами

1

0,5

0,5

Познакомиться с операциями и типом данных «целое число»

Учащиеся овладеют работой с целыми числами на Python

Практическая работа

7

Арифметические операции

1

0,5

0,5

Изучить основные арифметические операции

Учащиеся смогут применять операции сложения, вычитания, умножения и деления

Практическая работа

8

Дополнительные операции

1

0,5

0,5

Познакомить с операторами возведения в степень, деления с остатком и др.

Учащиеся освоят дополнительные арифметические операции

Практическое задание

9

Итоговая работа «Ввод-вывод данных»

1

0

1

Проверить умение применять методы ввода и вывода

Учащиеся смогут самостоятельно решать задачи на ввод и вывод данных

Выполнение итоговой работы

10

Условный оператор

1

0,5

0,5

Объяснить работу условных операторов if и else

Учащиеся научатся задавать условия для выполнения различных веток программного кода

Практическая работа

11

Логические операции and, or, not

1

0,5

0,5

Изучить логические операторы и их применение

Учащиеся научатся комбинировать условия с помощью логических операторов

Практическое задание

12

Вложенный и каскадный условный оператор

1

0,5

0,5

Показать использование вложенных условий

Учащиеся смогут строить сложные ветвления с несколькими уровнями условий

Практическая работа

13

Итоговая работа «Условный оператор»

1

0

1

Проверить знания по условным операторам

Учащиеся самостоятельно решают комплексную задачу с условиями

Итоговое задание

14

Типы данных int, float

1

0,5

0,5

Рассмотреть основные числовые типы данных

Учащиеся различают и умеют работать с типами int и float

Практическое задание

15

Встроенные функции min(), max(), abs()

1

0,5

0,5

Изучить полезные встроенные функции

Учащиеся научатся применять функции min, max, abs на практике

Практическая работа

16

Строковый тип данных str(). Оператор in

1

0,5

0,5

Познакомиться со строками и оператором in

Учащиеся умеют работать со строками и проверять вхождение подстрок

Практическое задание

17

Модуль math

1

0,5

0,5

Объяснить использование стандартного модуля math

Учащиеся смогут применять функции из math (например, sqrt, sin и др.)

Практическая работа

18

Итоговая работа «Типы данных»

1

0

1

Проверить усвоение типов данных

Учащиеся самостоятельно выполняют комплексные задачи по типам данных

Итоговое задание

19

Цикл for

1

0,5

0,5

Ввести цикл for для повторений

Учащиеся пишут циклы для обработки списков и повторяющихся операций

Практическая работа

20

Переменная цикла

1

0,5

0,5

Рассмотреть роль переменной цикла

Учащиеся понимают назначение и использование переменной цикла

Практическое задание

21

Функция range()

1

0,5

0,5

Объяснить использование функции range

Учащиеся научатся задавать последовательности чисел с range

Практическая работа

22

Частые сценарии при написании циклов

1

0,5

0,5

Рассмотреть типичные задачи с циклами

Учащиеся освоят типовые паттерны использования циклов

Практическое задание

23

Расширенные операторы присваивания

1

0,5

0,5

Познакомить с операторами +=, -= и др.

Учащиеся смогут применять укороченные операторы присваивания

Практическая работа

24

Итоговая работа «Цикл for»

1

0

1

Проверить умение работать с циклом for

Учащиеся решают задачи с применением цикла for

Итоговое задание

25

Цикл с предусловием while

1

0,5

0,5

Ознакомиться с циклом while

Учащиеся применяют цикл с предусловием для решения задач

Практическая работа

26

Обработка цифр числа

1

0,5

0,5

Научиться работать с цифрами числа

Учащиеся реализуют разбиение числа на цифры и анализ цифр

Практическое задание

27

Операторы break, continue, else

1

0,5

0,5

Рассмотреть операторы для управления циклами

Учащиеся научатся прерывать и пропускать итерации цикла

Практическая работа

28

Ревью кода

1

0,5

0,5

Ознакомиться с практикой анализа и улучшения кода

Учащиеся научатся анализировать и исправлять код

Коллективный разбор, практическая

29

Вложенные циклы. Операторы break и continue во вложенных циклах

1

0,5

0,5

Изучить работу со вложенными циклами

Учащиеся смогут применять вложенные циклы и контролировать их выполнение

Практическое задание

30

Использование вложенных циклов при решении уравнений

1

0,5

0,5

Применить вложенные циклы для решения математических задач

Учащиеся решают задачи по перебору вариантов с помощью вложенных циклов

Практическая работа

31

Решение задач по теме «Цикл While»

1

0

1

Закрепить знания по циклу while

Учащиеся решают комплексные задачи с циклом while

Итоговое задание

32

Итоговая работа «Цикл While»

1

0

1

Итоговое закрепление темы циклов while

Выполнение итоговой работы по циклам while

Итоговое задание

33

Строковый тип данных: индексация и срезы

1

0,5

0,5

Изучить обращение к символам и срезы строк

Учащиеся смогут обращаться к символам строки и выделять срезы

Практическая работа

34

Методы строк: capitalize(), swapcase(), title(), lower(), upper()

1

0,5

0,5

Познакомиться с методами преобразования строк

Учащиеся научатся менять регистр и форматировать строки

Практическая работа

35

Методы строк: count(), startswith(), endswith(), find(), rfind(), index(), rindex(), strip(), lstrip(), rstrip(), replace()

1

0,5

0,5

Изучить методы поиска и замены в строках

Учащиеся смогут находить подстроки, заменять и очищать строки

Практическая работа

36

Методы строк: isalnum(), isalpha(), isdigit(), islower(), isupper(), isspace()

1

0,5

0,5

Рассмотреть методы проверки строк

Учащиеся научатся проверять свойства символов в строках

Практическая работа

37

Форматирование строк

1

0,5

0,5

Научить форматировать строки с помощью функций и методов

Учащиеся смогут создавать форматированный вывод

Практическая работа

38

Представление строк в памяти компьютера, ASCII и Unicode

1

0,5

0,5

Ознакомить с кодировками символов и хранением строк

Учащиеся поймут базовые принципы кодирования текста

Обсуждение, тестирование

39

Сравнение строк

1

0,5

0,5

Изучить операции сравнения строк

Учащиеся смогут корректно сравнивать строки

Практическое задание

40

Итоговая работа «Строки»

1

0

1

Проверить знание работы со строками

Решение комплексной задачи по работе со строками

Итоговое задание

41

Введение в списки

1

0,5

0,5

Познакомить со списками как структурой данных

Учащиеся смогут создавать и использовать списки

Практическое задание

42

Основы работы со списками

1

0,5

0,5

Рассмотреть базовые операции со списками

Учащиеся научатся добавлять, удалять и изменять элементы списков

Практическая работа

43

Методы списков. Методы добавления и удаления элементов

1

0,5

0,5

Изучить методы list.append(), list.remove() и др.

Учащиеся смогут эффективно управлять элементами списков

Практическое задание

44

Вывод элементов списка

1

0,5

0,5

Научиться выводить элементы списка

Учащиеся смогут организовывать вывод содержимого списков

Практическая работа

45

Строковые методы split() и join()

1

0,5

0,5

Познакомить с методами разделения и соединения строк

Учащиеся научатся разделять строки на части и объединять списки

Практическое задание

46

Методы списков: insert(), index(), remove(), pop(), reverse(), count(), clear(), copy(), sort()

1

0,5

0,5

Рассмотреть расширенные методы для списков

Учащиеся смогут использовать расширенный набор методов списков

Практическая работа

47

Списочные выражения

1

0,5

0,5

Ввести понятие списочных включений

Учащиеся научатся создавать и применять списочные выражения

Практическая работа

48

Сортировка списков

1

0,5

0,5

Объяснить сортировку списков

Учащиеся смогут сортировать списки методами sort() и sorted()

Практическое задание

49

Итоговая работа «Списки»

1

0

1

Проверить навыки работы со списками

Решение комплексных задач с использованием списков

Итоговое задание

50

Функции без параметров

1

0,5

0,5

Познакомить с определением и вызовом функций без параметров

Учащиеся смогут создавать и вызывать простые функции

Практическая работа

51

Функции с параметрами

1

0,5

0,5

Изучить функции с передачей параметров

Учащиеся будут писать функции, принимающие аргументы

Практическое задание

52

Локальные и глобальные переменные

1

0,5

0,5

Рассмотреть область видимости переменных

Учащиеся понимают разницу между локальными и глобальными переменными

Практическая работа

53

Функции, возвращающие значения

1

0,5

0,5

Научить возвращать значения из функций

Учащиеся смогут использовать return для вывода результатов функций

Практическая работа

54

Итоговая работа «Функции»

1

0

1

Закрепить умения работы с функциями

Решение задач с применением функций

Итоговое задание

55

Модуль random

2

0

2

Научить использовать модуль random для генерации случайных чисел

Учащиеся смогут создавать программы со случайным поведением

Практическая работа

56

Работа над проектом «Числовая угадайка»

2

0

2

Практическая реализация проекта угадывания числа

Учащиеся создают проект, применяя изученный материал

Защита проекта, тестирование

57

Работа над проектом «Магический шар»

2

0

2

Разработка проекта с элементами случайного выбора ответа

Учащиеся реализуют игру «Магический шар»

Защита проекта, тестирование

58

Работа над проектом «Генератор безопасных паролей»

2

0

2

Создание программы генерации паролей

Учащиеся применяют навыки работы со строками и модулями

Защита проекта, тестирование

59

Работа над проектом «Шифр Цезаря»

2

0

2

Реализация простого шифра

Учащиеся применяют знания по работе со строками и функциями

Защита проекта, тестирование

60

Работа над проектом «Калькулятор систем счисления»

2

0

2

Разработка калькулятора преобразований чисел между системами

Учащиеся применяют алгоритмы и функции для преобразования чисел

Защита проекта, тестирование


Резерв

2

23

43






Раздел 3. Формы аттестации и оценочные материалы


Аттестация проводится в форме выполнения индивидуальных и групповых заданий по пройденному материалу. Проводится промежуточный и итоговый контроль.

После каждой темы в онлайн-курсе стоит итоговая работа: от ученика требуется в ограниченное время решить набор задач по пройденной теме.  В конце курса, по итогам работы над групповыми и индивидуальными проектами, проводится обсуждение результатов, исправление ошибок, коррекция и закрепление полученных знаний.


Раздел 4. Организационно-педагогические условия реализации программы


4.1. Источники информации


  1. Васильев, А. Н. Python на примерах [Текст]:практ. курс /А. Н. Васильев - Наука и Техника, 2019 - 432 с.
  2. Прохоренок, Н. А. Python 3: самое необходимое [Текст]:практ. курс / Н. А. Прохоренок, В. А. Дронов - БХВ-Петербург, 2019 - 608 с.
  3. Гэддис, Т. Начинаем программировать на Python  [Текст]: учебник/Т. Гэддис  - БХВ-Петербург, 2019 - 768 с.
  4. Седжвик, Р. Программирование на языке Python /Р. Седжвик, К. Уэйн, Р. Дондеро - Вильямс, 2017 - 736 с.
  5. Харрисон, М. Как устроен Python. [Текст]:практ. курс / М. Харрисон - Питер, 2002 - 272 с.
  6. Электронный ресурс: курс Поколение Python: курс для начинающих на платформе Stepik. (https://stepik.org/course/58852/syllabus)


4.2. Материально-технические условия реализации программы

  • Кабинет информатики: 10—15 рабочих мест: стол, стул, розетка, компьютеры на каждое рабочее место;
  • проектор, аудио колонки;
  • интернет-соединение, скорость загрузки не менее 2 Мбит/сек;
  • меловая, магнитно-маркерная доска;
  • общие условия в соответствии с СанПиН 2.4.4.3172-14



Комментарии
Комментариев пока нет.