Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы языка программирования Python»
Оглавление
Общая характеристика изучаемого предмета 3
Место изучаемого предмета в учебном плане 3
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета 4
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с:
Образовательной программой ГБОУ школы № 217 и является ее приложением
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
курсом Д.П. Кириенко «Основы языка программирования Python», М.:, Бином, 2014 г.,
Примерной программы внеурочной деятельности начального и основного образования,
Данная программа курса по предмету «Основы языка программирования Python: легко и просто» основана на учебно-методическом комплекте (далее УМК), обеспечивающем обучение курсу информатики в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего (полного) общего образования (далее — ФГОС), который включает в себя источники:
• компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте: http://kpolyakov.spb.ru/
электронный задачник-практикум с возможностью автоматической проверки решений задач по программированию:
http://informatics.mccme.ru/course/
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ОГЭ, размещённые на сайте материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/
методическое пособие для учителя;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР
(http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/;
Дистанционная подготовка. Курс «Основы языка программирования Python: легко и просто» на python «Д.П. Кириенко. «Основы языка программирования Python: легко и просто» на языке Python (школа 179 г. Москва)» (http://informatics.msk.ru/course/view.php?id=156)
Программа предназначена для изучения программирования в 8-9 классах средней школы на базовом уровне.
Цель: формирование интереса обучающихся к изучению профессии, связанной с «Основы языка программирования Python: легко и просто» м через освоение языка Python.
Задачи:
сформировать у обучающихся алгоритмическую культуру;
обучить структурному программированию как методу, предусматривающему создание понятных, локально простых и удобочитаемых программ, характерными особенностями которых является: модульность, использование унифицированных структур следования, выбора и повторения, отказ от неструктурированных передач управления, ограниченное использование глобальных переменных;
выработать навыки алгоритмизации учащимися в ее структурном варианте; освоение всевозможных методов решения задач; - развивать алгоритмическое мышление учащихся;
формировать навыки грамотной разработки программ.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний, умений и навыков в области программирования.
Данный курс является одним из вариантов развития курса программирования, который изучается в основной школе (7–9 классы).
Источники содержат все необходимые фундаментальные сведения, относящиеся к школьному курсу программирования, и в этом смысле являются цельными и достаточными для подготовки по информатике в основной школе, независимо от уровня подготовки учащихся. Учитель может перераспределять часы, отведённые на изучение отдельных разделов учебного курса, в зависимости от фактического уровня подготовки учащихся.
Одна из важных задач программы – обеспечить возможность подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по информатике. В ходе обучения будет рассмотрено максимальное количество типов задач, включаемых в контрольно-измерительные материалы ОГЭ.
Общая характеристика изучаемого предметаПрограмма по предмету «Основы языка программирования Python: легко и просто» предназначена для изучения всех основных разделов курса программирования на базовом уровне.
Для изучения программирования используется язык Python 3+, на сайте поддержки учебника размещены все материалы, необходимые для преподавания на данном языке. В тексте учебников содержится большое количество задач, что позволяет учителю организовать обучение в разно уровневых группах. Присутствующие в конце каждого параграфа вопросы и задания нацелены на закрепление изложенного материала на понятийном уровне, а не на уровне механического запоминания. Многие вопросы (задания) инициируют коллективные обсуждения материала, дискуссии, проявление самостоятельности мышления учащихся.
Важной составляющей программы является комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для практических работ, контрольные материалы (тесты); исполнителей алгоритмов, модели, тренажёры и пр.
Место изучаемого предмета в учебном планеСогласно учебному плану ГБОУ школы №217 на курс отводится 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год.
Личностные результаты
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. Предметные результаты
сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернетприложений;
сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта
(процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки; 13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
Алгоритмизация и «Основы языка программирования Python: легко и просто»
Алгоритмы. Этапы решения задач на компьютере. Анализ алгоритмов. Оптимальные линейные программы. Анализ алгоритмов с ветвлениями и циклами.
Операции с переменными.
Арифметические выражения и операции
Введение в язык Python. Простейшая программа. Переменные. Типы данных. Вычисления. Деление нацело и остаток. Вещественные значения. Стандартные функции. Случайные числа.
Условия и циклы
Ветвления. Условный оператор. Сложные условия.
Циклические алгоритмы FOR. Цикл с условием WHILE. Циклы с постусловием.
Циклы по переменной. Вложенные циклы.
Использование логики True, False, флагов.
Функции
Понятие функции. Функции с параметрами.
Символьные переменные и строки. Операции со строками. Поиск.
Преобразование «строка-число». Алгоритм Евклида.
Массивы
Понятие массива. Одномерные массивы. Обработка массива.
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов |
Ал горитмизация и «Основы языка программирования Python: легко и просто» | ||
1. | Техника безопасности. Организация рабочего места. | 1 |
2. | Алгоритмизация | 4 |
3. | Арифметические выражения и операции | 4 |
4. | Условия и циклы | 9 |
5. | Функции | 5 |
6. | Массивы | 9 |
7. | Обработка потока данных |
|
| Итого: | 32 |
| Резерв и др. | 2 |
| Итого по всем разделам: | 34 |
Поурочное планирование
Используемые сокращения:
СР – самостоятельная работа,
ПР – практическая работа,
ЗП – защита проекта.
Номер урока | Тема урока | Деятельность на уроке (номер, название) | Кол-во часов |
1. | Техника безопасности. Организация рабочего места. История программирования. |
| 1 |
2. | Блок-схемы алгоритмов. |
| 1 |
3. | Введение в язык Python |
| 1 |
4. | Ввод и вывод информации | ПР N1. Организация ввода-вывода данных. | 1 |
5. | Линейные алгоритмы | СР. Запись блок-схем алгоритмов в конструкции языка Python | 1 |
6. | Вычислительные задачи | ПР N2. Решение вычислительных задач. | 1 |
7. | Математические функции | СР. Решение вычислительных задач. | 1 |
8. | Вычислительные задачи на математические функции | СР. Решение вычислительных задач. | 1 |
9. | Случайные и псевдослучайные числа | ПР N3. Решение задач со случайными величинами. | 1 |
10. | Циклические алгоритмы FOR | ПР N4. Решение задач с циклами. | 1 |
11-12. | Циклические алгоритмы FOR | СР. Решение задач с циклами. | 2 |
13. | Циклические алгоритмы WHILE | ПР N5. Решение задач с циклами. | 1 |
14-15. | Циклические алгоритмы WHILE | СР. Решение задач с циклами. | 2 |
16. | Использование логики True, False, флагов | ПР N5. Решение задач с условиями. | 1 |
17-18. | Использование логики True, False, флагов | СР. Решение задач с условиями. | 2 |
19. | Функции с параметрами |
| 1 |
20. | Символьные строки | ПР N6. Решение задач. | 1 |
21. | Операции со строками. Поиск. | СР. Решение задач. | 1 |
22. | Преобразования «строка-число» | СР. Решение задач. | 1 |
23. | Алгоритм Евклида. | ПР N7. Решение задач на алгоритм Евклида. | 1 |
24. | Понятие массива | ПР N8. Решение задач на массивы. | 1 |
25. | Одномерные массивы | СР. Выбор темы проекта, подбор материала и задач | 1 |
26-31. | Работа над проектом | СР. Проектная деятельность. | 7 |
32. | Защита проекта «Основы языка Python» | ЗП N1. «Основы языка Python» | 1 |
33-34. | Резерв |
| 2 |
В ходе программы будут реализованы проекты: «Математика в программных кодах» «Мониторинг личных результатов на языке Python», «Python и Pascal – все плюсы и минусы».
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Предлагаемая программа составлена в соответствии с требованиями к курсу «Основы языка программирования Python: легко и просто» в соответствии с ФГОС среднего (полного) общего образования. В состав УМК, кроме учебников для 8 и 9 классов, также входят:
данная программа по программированию; • компьютерный практикум в электронном виде с комплектом электронных учебных средств, размещённый на сайте: http://kpolyakov.spb.ru/school/probook.htm
материалы для подготовки к итоговой аттестации по информатике в форме ОГЭ, размещённые на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm; • методическое пособие для учителя;
комплект Федеральных цифровых информационно-образовательных ресурсов (далее ФЦИОР), помещенный в коллекцию ФЦИОР
(http://www.fcior.edu.ru);
сетевая методическая служба авторского коллектива для педагогов на сайте издательства http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/7/.
Практикум для учащихся, представляемый в электронном виде, позволяет расширить используемый теоретический, задачный и проектный материал.
Для подготовки к итоговой аттестации по информатике предлагается использовать материалы, размещенные на сайте http://kpolyakov.spb.ru/school/oge.htm.
Для реализации учебного курса «Основы языка программирования Python: легко и просто» необходимо наличие компьютерного класса в соответствующей комплектации:
Требования к программному обеспечению компьютеров
На компьютерах, которые расположены в кабинете информатики, должна быть установлена операционная система Windows или Linux, а также необходимое программное обеспечение:
текстовый редактор (Блокнот или Gedit) и текстовый процессор (MS Word или OpenOffice Writer);
табличный процессор (MS Excel или OpenOffice Calc);
средства для работы с базами данных (MS Access или OpenOffice Base); • среда программирования Python 3+, интегрированная среда разработки.