Программа патриотического воспитания «Мой Север - мой Красноборский край» для начальной школы
ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
«МОЙ СЕВЕР - МОЙ КРАСНОБОРСКИЙ КРАЙ»
Возраст детей 1-4 кл
Срок реализации - 4 года
Пояснительная записка
Сейчас всем очевидна необходимость восстановления утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Очевидно и то, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда ребенок начинает осваивать их с самого малого возраста.
Народная культура должна предстать перед детьми в своей целостности, исходной связи с жизнью человека, принадлежащего к целостному же биосоциальному образованию - к народу. Разные виды народного творчества
(устно-поэтическое, музыкально-песенное, хореографическое, изобразительно-прикладное) должны быть как ставные части единого целого, отражающие народный взгляд на жизнь в её самых сущностных понятиях, чрезвычайно важных и для современного человека.
Научно-методическим обоснованием программы являются:
- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы" Постановление правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795.
- Программа организации внеурочной деятельности учащихся МБОУ «Черевковская средняя общеобразовательна школа» в рамках внедрения ФГОС (1-4 классы), основной упор которой делается на воспитание гражданина своей страны. Программа призвана помочь школьнику в осознании, прочувствовании им своей принадлежности к семье, к человеческому роду, к своей родине. Работа с детьми будет строиться на активном, действенном знакомстве с доступными для их возраста понятиями «семья», «школа», «труд», «знания», «Родина». Возможные формы мероприятий: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми, организация общественно-полезного труда, написание сочинений, проектов, составление своей родословной, организация совместных с родителями праздников и т.д.
Чем больше людей будет вовлечено в воспитательный процесс, тем нагляднее дети получат представление о своей родине, о человеческих взаимоотношениях, о жизни как таковой. А также о том, что нам есть чем гордиться, есть что беречь, и есть смысл созидать новое. Поэтому планируется тесное сотрудничество с Красноборским историко-мемориальным и художественным музеем имени С.И. Тупицына (с.Красноборск, филиал в с. Черевково), Черевковской поселковой библиотекой, МБОУ ДОД "ДШИ имени С.Л. Сметанина", МБОУ «Красноборская начальная общеобразовательная школа» СП ЦДО (клуб «Карусель» в с. Черевково), МУК «Черевковский центр культуры», родителями учащихся, бабушками, дедушками.
Цель: воспитание патриотических чувств, через ознакомление с культурным и историческим наследием родного края.
Задачи:
Познакомить детей с историей, культурой, богатством и красотой родного края, расширить представления детей о жизни предков, родственных связях, традициях.
Вовлекать учащихся в разнообразную творческую, поисковую деятельность, направленную на реализацию социально-общественно-значимых проектов и акций.
Воспитывать любовь к родному краю.
В первом классе происходит знакомство детей и родителей через совместные дела, экскурсии в краеведческий музей, встречи-посиделки. Ребята знакомятся с моделью крестьянского дома, праздничным и повседневным убранством дома, детскими народными играми, песнями, диалектами. На итоговом занятии совместно с родителями делаем вывод: «Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём».
Во втором классе упор делается на изучение северных ремёсел: ткачества, росписи, плетение из бересты. Учащиеся посещают кружки декоративно-прикладного творчества, детскую школу искусств им. С.Л.Сметанина. Организуется знакомство с полезными свойствами белого гриба. С помощью родителей разрабатываем и проводим «Сырную неделю» и праздник проводов Зимы. На литературных гостиных знакомимся с творчеством С.Писахова и Б.Шергина; иллюстрируем и инсценируем их сказки.
Знакомясь с символами Красноборского района, много внимания уделяется богатству и красоте родной земли. К юбилею Красноборского района совместно с родителями оформляем альбом «Мы гордимся ими и хотим вырасти достойной сменой», в котором дети помещают рассказы о своих близких людях, прославивших родной край своим трудом. Вывод года: «Любую сторонку себе выбирай, но лучше родной не бывает».
В третьем классе, в течение всего года обращаемся к теме «Всё вызывает здесь волненье - и новь, и память давних лет...». Тесно сотрудничаем с родителями, так как изучаем историю семей. Взяв интервью у бабушек, дедушек, мам и пап дети пишут сочинение «Какой я был маленький»; оформляем и защищаем проект «Родословие». Продолжаем посещение краеведческого музея, знакомимся с детской народной игрушкой, пасхальными играми и забавами. Принимаем участие в экологических акциях «Зелёная Россия», «Чистое село».
«Все мы люди разные, а Родина одна» - тема четвёртого класса заставит задуматься о том, что нам есть чем гордиться, есть что беречь, и есть смысл созидать новое. Продолжаем изучать историю своего края, знакомимся с профессиями родителей, организуем экскурсии на предприятия с. Черевково, пишем сочинения на тему «Все профессии важны». Встречаемся с поэтами и художниками Черевкова, совместно с родителями составляем и защищаем проект «Река Северная Двина и человек».
Итогом работы за четыре года является оформление фотоальбома.
Ожидаемый результат
В результате реализации программы учащиеся смогут:
познакомиться с традициями, обрядами, детским игровым фольклором;
- применять полученные знания на уроках истории, литературы, музыки, изобразительного искусства, в повседневной жизни;
ценить красоту и богатство Красноборского края;
сформировать комфортные отношения в коллективе, доброе внимательное и уважительное отношение друг к другу;
принимать активное участие в общественно-значимых акциях и проектах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс «Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем»
Сроки |
Мероприятие |
Форма |
Содержание |
Октябрь |
«Праздник Урожая» |
Семейный праздник (активное участие родителей) |
В ходе театрализованного представления знакомство со значением овощей для здорового питания. Игры, конкурсы, дегустация блюд из овощей. |
Ноябрь |
«Дом, дом, открой свою тайну!» |
Круглый стол. |
Крестьянский дом, как модель мира. Оформление мини-музея в классе. |
Декабрь |
«Северный дворик» |
Устный журнал |
Деревенский двор, животные, земледелие. |
Январь |
«Чудеса в нашем доме» |
Игровая программа |
Новый год, Рождество, Крещение. |
Февраль |
«Бабушкин сундучок» |
Встреча-посиделки с бабушками |
Знакомство детей с народными играми, песнями, диалектами. |
Март |
«Худо жить тому, у кого пусто в дому!» |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Праздничное и повседневное убранство дома. |
Апрель |
«Хозяйка красна и изба весела» |
Экскурсия в краеведческий музей или к жителям села |
Вышивка в доме, мебель, наличники. |
Май |
«Мир крестьянского дома». |
Итоговое занятие. |
Детские народные игры. Викторина. Подведение итогов. Рефлексия. |
2 класс «Любую сторонку себе выбирай, но л |
лучше родной не бывает» |
||
Сроки |
Мероприятие |
Форма |
Содержание |
Сентябрь |
«Красноборский район – царство белого гриба» |
Встреча с интересными людьми. |
Значение белого гриба, особенности произрастания. Оформление выставки рисунков. |
Октябрь |
«Дорожки Золотой осени» |
Экскурсия в природу. Художественная мастерская. |
Значимость красоты природы. Оформление поделок из природного материала для выставки «Причуды осени». |
Ноябрь |
Символы Красноборского района |
Информационный классный час |
Знакомство с символами Красноборского района: герб, гимн. Конкурс эмблем класса. |
Декабрь |
«Льняные смотрины». |
Экскурсия в музей |
Рассказ о производстве льняных тканей. Работа на ткацком станке. Выставка изделий ткачества. |
Январь |
«Чудо-короб». |
Экскурсия в музей |
Знакомство с ремеслом плетение из бересты. Презентация работ |
Февраль |
«Сырная неделя» |
Игровое моделирование. |
Масленица. Знакомство с историей и традициями праздника. Встреча. Заигрыши. Лакомка. Широкий четвертог. Тещины вечорки. Золовкины посиделки. Прощенное воскресенье. |
Март |
«Масленица-кривошейка -гуляй хорошенько» |
Семейный праздник проводов Зимы. |
Проводы зимы, используются знания о традициях праздника. Игры, состязания. |
Апрель |
«По сказочным мирам» |
Литературная гостиная. |
Знакомство с творчеством С. Писахова, Б.Шергина. Иллюстрирование и инсценирование сказок. |
Май |
«Родник народной мудрости» |
Устный журнал. |
Загадки, песни, потешки, игры, небылицы, прибаутки. Подведение итогов. Рефлексия. |
Май |
«Мы гордимся ими и хотим вырасти достойной сменой» |
Защита проекта. |
Сбор материала о трудовом вкладе родственников-красноборцев. Оформление альбома. |
з класс «Все вызывает здесь волненье — и новь, и память давних лет...»
Сроки |
Мероприятие |
Форма |
Содержание |
Сентябрь |
«Чудо-рукодельница, осень золотая» |
КТД. Выставка. |
Оформление панно из осенних листьев и выставки чудо - овощей. Экологическая акция «Зелёна Россия» |
Октябрь |
«Расскажи, какой я был маленький». |
Интервью - сочинение. |
Дети берут интервью у родителей, старших братьев, сестер, бабушек, дедушек и пишут сочинение. |
Ноябрь |
Родословное древо. |
Проектная работа |
Составление и оформление родословного дерева семьи. Подбор фотографий из семейного архива. Защита проектов. |
Декабрь |
«Веселые затеи Нового года» |
Семейный праздник |
Игровая программа с участием родителей. |
Январь |
«Тайна имени» |
Игровая программа |
Знакомство с ономастикой (наука об именах). Изучение своих имен. |
Февраль |
«Тайны детских народных игрушек и игр» |
Экскурсия в краеведческий музей. |
Детская народная игрушка - наследница и хранительница тайн народной культуры взрослых. |
Март |
«Земля, на которой мы живем - золотая». |
Встречи с интересными людьми. |
Знакомство с народными ремеслами Севера, жизнью и творчеством заслуженных граждан района. |
Апрель |
«Красная горка» |
Игровая программа. |
Пасхальные игры и забавы. |
Май |
«Наши добрые дела». |
Трудовой десант. Классный час. |
Участие в акциях «Помоги ветерану», «Чистое село». Подведение итогов. Рефлексия. |
4 класс «Все мы люди разные, а Родина одна»
Сроки |
Мероприятие |
Форма |
Содержание |
Сентябрь |
«Хроника Красноборского края». |
Цикл бесед и экскурсий в краеведческий музей. |
Изучение истории края: «Древний мир Красноборского края», «Жили-были люди-чуди», «Мифы и легенды края». |
Октябрь |
«Трудом славен человек». |
Встречи с родителями разных профессий. |
Разговор о значимости труда в жизни человека и об ответственном отношении к выбору профессии. |
Ноябрь |
«Чем пахнут ремесла?» |
Экскурсии, встречи, сочинения. |
Посещение организаций, предприятий поселка. Специалисты, необходимые для района. |
Декабрь |
«Секреты северной росписи». |
Мастер класс |
Посещение ДШИ им. С.Л.Сметанина росписи: ракульская, уфтюжская, пермогорская |
Январь |
«Фигурное лакомство». |
Семейный праздник с чаепитием. |
Знакомство с технологией изготовления пряников, козуль. Конкурс семейной выпечки. |
Февраль |
«Моя любимая сторонка». |
Экскурсия в музей. |
Знакомство с работами Красноборских художников. Участие детей в районной выставке рисунков «Моя малая Родина». |
Март |
«Красноборье- сторонка родная». |
Литературная гостиная. |
Встреча с поэтами литературного объединения «Красноборье». |
Апрель |
«Река Северная Двина и человек». |
Проектная работа |
Составление, оформление и защита проектов. |
Май |
«Тебе, мой край, подарок от души!» |
Итоговое занятие. |
Оформление фотоальбома. Посадка деревьев и кустарников. Подведение итогов. Рефлексия. |
ЛИТЕРАТУРА
Алтарева С.Г., Храмова М.А., Орлова Н.А., Жогло Н.К. Календарные фольклорные и тематические праздники: 1-4 классы. -М.:ВАКО,2006.-368с.
Архарова ЛИ., Гребенкина Л.К., Демидова СБ. Сценарии праздников, классных часов, игр, развлечений для начальной школы. - М.: Центр, 2004.-160с.
Богачкина Н.А., Давыдов СВ. и др. В гостях у праздника. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - М.: Глобус, 2006-201с. - (Классное руководство).
Бегова М.А. Шутки, игры, песни соберут нас вместе. Сценарии праздников в начальной школе. -Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.-240с.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы" Постановление правительства РФ от 5 октября 2010 г. N 795.
Деятельность классного руководителя в современных условиях: Сборник материалов. Департамент образования и науки администрации Архангельской области; АОИППК. - Архангельск, 2006.-92с.
Новицкая М.Ю. «Программы общеобразовательных учреждений, начальные классы, ч.П» - М.: Просвещение 2002г. - 391с.
10. Программа организации внеурочной деятельности учащихся МБОУ «Черевковская средняя общеобразовательна школа» в рамках внедрения ФГОС (1-4 классы)