Рабочая программа гражданско-патриотического воспитания «Мой дом — моя страна»
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Ейский социально-реабилитационный центр развития для несовершеннолетних»
Рабочая общеразвивающая программа
гражданско-патриотического воспитания
«МОЙ ДОМ-МОЯ СТРАНА»
На 2016-2017 учебный год
Срок реализации программы 6 месяцев
Направленность: социально-педагогическая
Возраст несовершеннолетних: от 3 - 7 лет
С.В. Михалёва
социальный педагог
Ейск, 2016г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Как у маленького деревца, поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине. В.А. Сухомлинский |
Актуальность проблемы гражданско-патриотического воспитания:
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Поэтому в настоящее время вопрос о патриотическом воспитании стал особо актуален, так как сегодня государство стремится возвратить утерянные ценности.
В последнее время появился термин «новый патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине, родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Формирование личности ребёнка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.
Реализация программы должна начинаться с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в Центре должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
В ГКУ СО КК «Ейский социально - реабилитационный центр развития для несовершеннолетних» создаются все условия для гражданско-патриотического воспитания несовершеннолетних.
Образовательные программы центра ориентируются на обеспечение успеха каждого воспитанника в различных областях.
1.паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
гражданско-патриотического воспитания
«Мой дом-моя страна»
Нормативно-правовыми документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 No273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 No1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Международной конвенции от 20.11.1989 «О правах ребенка».
Основные задачи развития интереса к родной стране, формирования начал гражданских чувств у дошкольников являются:
Развитие у детей конкретных представлений о государственном устройстве и природных особенностях России, ярких исторических событиях, достижениях, открытиях, победах России в прошлом и настоящем;
Воспитание у детей интереса к своей стране, гордости за её народ, культуру, традиции, развитие терпимости к особенностям и традициям людей разных национальностей;
Формирование умений выделять позитивные события в жизни современной России, видеть положительные изменения, происходящие в родном городе, стране, (построили новые дома, детские площадки, открыли новый бассейн, изобрели более совершенный прибор), развитие интереса и уважения к деятельности взрослых на благо родного края;
Развитие умений выделять отдельные проблемы сегодняшней жизни страны, понимать элементарную зависимость между благополучием страны и активной позицией ее граждан в решении социально-экономических проблем, то есть формирование у детей начал активной социальной позиции участника общественной жизни.
Актуальность создания данной программы в условиях введения ФГОС начального, основного общего и среднего общего образования обусловлена задачами по обеспечению воспитания, образования и развития несовершеннолетних.
Цель программы: Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойного будущего гражданина России, патриота своего Отечества.
Задачи программы:
Формирование духовно-нравственного отношения, чувства сопричастности и любви к семье, поселку, стране, к природе родного края, к культурному наследию своего народа.
Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа.
Воспитание толерантного отношения к представителям другой национальности.
Формирование представлений о России, как о родной стране, о Москве как о столице России.
Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изобразительная деятельность, чтение художественной литературы.
Воспитание гражданско-патриотических чувств через изучение государственной символики России.
Основные принципы программы:
Гражданско-патриотическое воспитание.
Духовно-нравственное воспитание.
Гуманистическая направленность воспитания.
Культур сообразность.
Принципы отбора содержания образования:
Научность и лаконичность.
Учет требования типовых программ.
Принципы организации занятий: наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность.
Для реализации программы предлагаем следующие методы:
Наглядный:
чтение педагогом рассказов;
показ сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
экскурсии по городу, целевые прогулки;
Словесный:
чтение литературных произведений;
чтение стихотворений детьми, социального педагогом;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы социального педагога;
ответы на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические)
загадывание загадок;
рассматривание наглядного материала;
рассказы детей по схемам, иллюстрациям;
проведение викторин, конкурсов;
Практический:
организация продуктивной деятельности;
проведение игр различного рода;
организация конкурсов, викторин;
проведение экскурсий различного направления;
изготовление с детьми наглядных пособий для занятий.
Формы работы с детьми:
Познавательно-образовательная деятельность, беседы, игры нравственного и гражданско-патриотического содержания.
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки по городу.
Организация выставок рисунков, поделок.
Утренники, досуги.
Предполагаемый результат.
Программа гражданско-патриотического воспитания должна стать фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями и гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.
Результатом будет являться развитие творческих способностей, осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений, осознание высших ценностей, идеалов, ориентирование на толерантность.
Данная программа разработана для детей от 3 - 7 лет с учётом их психофизиологических особенностей и предназначена для проведения курса занятий в условиях стационарного учреждения. Программа представляет собой комплексную систему работы социального педагога с несовершеннолетними и объединяет основные виды социально–педагогической деятельности по сопровождению процесса взросления.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
общеразвивающей программы гражданско-патриотического воспитания
«Мой дом - моя страна»
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
24 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
24 |
в том числе: |
|
практические занятия |
12,5 |
Тематический план
общеразвивающей программы гражданско-патриотического воспитания
«Мой дом - моя страна»
№ п/п |
Номера и наименования разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего |
Теорети-ческие занятия |
Практи-ческие занятия |
||
Модуль «Мой дом –моя страна» для детей от 3 до 7 лет |
||||
Раздел 1. Широка страна моя родная |
12 |
6 |
6 |
|
1 |
Тема 1.1 «День знаний» |
- |
1 |
|
2 |
Тема 1.2 «Наша страна-Россия» |
1 |
- |
|
3 |
Тема 1.3 «Герб, флаг и гимн России» |
0,5 |
0,5 |
|
4 |
Тема 1.4 «Наш край-Кубань» |
1 |
- |
|
5 |
Тема 1.5 «Герб, флаг и гимн Кубани» |
0,5 |
0,5 |
|
6 |
Тема 1.6 «Достопримечательности родного края» |
0,5 |
0,5 |
|
7 |
Тема 1.7 «Что я знаю о своем городе» |
1 |
- |
|
8 |
Тема 1.8 «Достопримечательности нашего города» |
1 |
3 |
|
9 |
Тема 1.9 «Красна изба» |
0,5 |
0,5 |
|
Раздел 2. Мир вокруг нас |
7 |
3 |
4 |
|
10 |
Тема 2.1 «Кто в какой стране живет?» |
1 |
- |
|
11 |
Тема 2.4 «Разноцветные люди» |
1 |
- |
|
12 |
Тема 2.5 «Разноцветные дети» |
- |
1 |
|
13 |
Тема 2.2 «Моя родословная» |
1 |
1 |
|
14 |
Тема 2.3 «Я хочу быть нужным и полезным своей семье, своему дому» |
- |
1 |
|
15 |
Тема 2.4 «Наши бабушки и дедушки» |
- |
1 |
|
Раздел 3. Государственные праздники России |
5 |
2.5 |
2.5 |
|
16 |
Тема 3.1 «Всегда ли Новый год встречали зимой?» (История празднования Нового года) |
1 |
1 |
|
17 |
Тема 3.2 «23 февраля — День защитника Отечества» |
0,5 |
0,5 |
|
18 |
Тема 3.3 «8 Марта — Международный женский день» |
1 |
1 |
|
Итого |
24 |
11,5 |
12,5 |
Литература:
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. –2-е изд., перераб и доп. –СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. –304 с.
2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., патриотическое воспитание детей 6-7 лет. Методическое пособие. – Сфера, 2007. –208с.
3.Позднякова Е.А., гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении. Планирование, разработки занятий, мероприятий. –Учитель, 2008. –148с.
4. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.160 с.
5. «Моя Родина - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014
6. «Моя Родина - Россия». На службе Отечеству. Выдающиеся личности.
7. «Моя Родина - Россия». Народы. Костюмы. Праздники.
8. «Моя Родина - Россия». С древних времен до наших дней.
9. «Моя Родина - Россия». Большая и малая Родина.
10. «Моя Родина - Россия». Природа и климат.
11.Бабаева Т.И., Березина Т.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / науч. Ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 256 с.
12.Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
13.Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!)
14.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников (Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 96 с.
15. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Ав.-сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – 5-е изд., перераб. И дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 400 с, ил.
16. Малов, В.И. Россия – наша Родина / В.И.Малов. – М.: Издательство Оникс, 2011. 64 с.: ил.
17. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005. – 136 с.
18. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт.-сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. -205 с.
19. Шорыгина Т.А. Беседы о детях-героях Великой Отечественной войны. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80 с. (Вместе с детьми).
20. Шорыгина Т.А. Моя семья. Методическое пособие. – М.: ТЦ сфера, 2014. – 96 с. – (Детям о самом важном).
21. Шорыгина Т.А. Наша Родина - Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 96 с. (Детям о самом важном).