Патриотическое воспитание в начальной школе

1
0
Материал опубликован 7 January 2016 в группе

Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.

Значимость патриотического воспитания детей особенно остро обозначилась в современный период - в связи с утратой людьми нравственных ориентиров в собственной жизни. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому все острее встает вопрос о повышении уровня патриотического воспитания.

Полноводная река берёт начало с маленького ручейка. Мы об этом забываем. Нам понятнее её мощное течение, а питающие её ручейки некогда разглядеть. Но они и составляют полноводную реку. Так и любовь к Родине, патриотизм, питают ручьи различных чувств и сливаясь образуют глубокое гражданское чувство.

Реку с названием «Патриотическое воспитание» питают ручьи:

- любовь к родителям и родному дому;

- любовь к природе, её охрана и изучение;

- любовь к родному краю, его изучение;

- знакомство с национальной культурой;

- воспитание чувства национальной гордости;

- изучение государственной символики;

- военно-патриотическое воспитание.

Младший школьный возраст — наиболее подходящий для вос­питания интереса к общественным явлениям, совместным делам. Важно не упустить этого момента и вовлечь каждого в насыщенную жизнь коллектива, имеющую социально значимое содержание.

Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Роди­на сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма  начинаю с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребе­нок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодей­ствие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, род­ная, наполненная звуками и запахами.      Знакомя детей с историей страны, я прошу их составить с помощью родителей свою ро­дословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и по­нятне.

Представление о Родине (особенно у детей младшего возраста) меняется, расширяется с годами, поэтому начав с воспитания чувства любви к родителям, к дому, а затем уже расширяю это понятие: моё село, Москва, Россия.

В работе по патриотическому воспитанию я использую  следующие формы работы:

- урок;

- тематические беседы;

- классные часы;

- внеклассные мероприятия;

- проектная деятельность.

Воспитывать  помогает уже самый первый урок. Цель этого урока - вызвать у детей интерес к родной стране, дать им самые первые представления о родном крае, о стране, в которой они живут, познакомить их с понятиями "Родина", «Отечество», "гражданин", "государство", с государственными. На таких уроках  знакомлю детей с важными историческими событиями, героями страны.  Дополнением к этому служат картины родной природы, репродукции полотен русских живописцев. При этом активно использую возможности компьютерной техники.

Патриотическое воспитание заложено в каждом уроке. Изучая окружающий мир, младший школьник знакомится с родной природой, экологической ценностью своего края.  Уроки математики  дают представление о развитии отечественной науки. Изобразительная деятельность, музыка развивают творческие способности учащихся, прививают чувство прекрасного, знакомят с национальной культурой. Уроки русского языка, чтения формируют у учащихся культуру русского речевого общения, изучают историю России, исторические события в произведениях соотечественников.

Патриотическое воспитание младших школьников начинается с верной дружбы и чувства товарищества. Материалом для бесед  служат факты из жизни клас­са, произведения художественной литературы, нравственные категории (добро, зло, справедливость, долг, патриотизм, ответственность, дисциплина); происходящие события (в классе, школе, стране); вопросы и проблемы, волнующие детей.

Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, в связи с этим проводятся мероприятия, посвященные Дню матери.

Так же провожу классные часы, которые раскрывают традиции русской культуры, знакомят с фольклором, так как средства духовной культуры (обряды, традиции, обычаи, игры) играют более существенную роль в гармоническом развитии личности младшего школьника. В связи с этим на уроках активно использую пословицы, загадки, сказки, песни.  Провожу различные внеклассные мероприятия, на которых дети получают теоретические знания о прошлом своей Родины.

В процессе коллективно творческих дел дети при­обретают собственный опыт организации коллективной деятельности.

В патриотическом воспитании  организацию  КТД:«Конкурс ри­сунков », конкурс «А ну-ка, мальчики!», «Никто не забыт, ничто не забыто.»

Проектная деятельность.

Важно комплексно объединить усилия учителя, родителей и самих обучающихся!!! Учащиеся представили проекты на темы: « Моя родословная», «Красная книга»,

Патриотическое воспитание – важнейшее направление воспитательной работы с детьми любого возраста, важно, чтобы эта работа соответствовала уровню развития ребёнка, его представлениям об окружающем мире. Говоря о патриотическом воспитании, надо сказать, что здесь важна ежедневная, ежеурочная работа, а так же личный пример учителя, чтобы решить все задачи патриотического воспитания.

Комментарии
Комментариев пока нет.