12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Эльвира71
Россия, Тамбовская обл., Мичуринск

Управление народного образования администрации г. Мичуринска Тамбовской области



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Яблонька»



Рекомендована к утверждению

на заседании педагогического совета

протокол № от 00.00.2021 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

приказом № 00 от 00.00.2021 г.

Заведующий МБДОУ«Детский

сад комбинированного вида

«Яблонька»

___________И.Н.Полякова



Дополнительная

общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности


«Замки из песка»

(ознакомительный уровень)


Возраст обучающихся: 2-3 года

Срок реализации: 1 год




Автор-составитель:

Воспитатель Терехова Э. Ю.







Мичуринск, 2021


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ


1.

Учреждение

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Яблонька»

2.

Полное название программы

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Замки из песка»

3. Сведения об авторах


3.1.

Ф.И.О., должность

Терехова Эльвира Юрьевна, воспитатель

4. Сведения о программе


4.1

Нормативная база

Конвенция ООН о правах ребенка, 1991г.;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)

Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)

Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014г. №41 г.Москва Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей"

4.2

Область применения

дополнительное образование

4.3

Направленность

Социально-педагогическая

4.4

Тип программы

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

4.5

Вид программы

модернизированная

4..

Уровень программы

ознакомительный

4.7

Возраст обучающихся по программе

2-3 года

4.8

Продолжительность обучения

36часа, 1 год

5

Заключение экспертного совета






























1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ



Пояснительная записка


Песочная терапия – метод, родившийся в русле юнгианского анализа, который чаще используется в индивидуальной психотерапии со взрослыми и детьми, и иногда – для работы с группами и семьями. Игра с песком, как способ развития и самотерапии ребенка известен с древних времен.

Актуальность. Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Часто словами ребенок не может выразить свои переживания, страхи. Создавая маленький материальный мир с помощью песка, воды и миниатюрных фигурок, ребенок как бы выносит часть своего внутреннего мира вовне. Песочная картина или история, разыгранная на песочном поле, отражает психологическое состояние ребенка, затрагивает актуальные для него аспекты личностного развития, внутренние конфликты, неосознанные потребности и желания. Выражая в «песочном мире» состояние своей души, ребенок с помощью педагога может лучше почувствовать, «разглядеть» и осознать нечто новое о самом себе. Контакт с песком способствует релаксации и снижению тревожности. Совместная игра позволяет проявиться возрастным и индивидуальным особенностям детей, которые составляют основу эмоциональных и поведенческих трудностей в общении. Проблемные ситуации в групповом взаимодействии, возникающие в процессе игры, используются для развития навыков коммуникации. Уже доказано, что дети, которые активно играли в детстве в песке, вырастают уверенными и успешными взрослыми.

Особенностью данной программы является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Адресат программы: дети дошкольного возраста 2-3 лет.

Объём программы: 36 часа.

Формы обучения и виды занятий: обучение очное, проводится в сенсорной комнате с подгруппой детей 3-4 человека. В ходе реализации программы проводятся индивидуальные, групповые практические занятия.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: 1 раз в неделю по 10 минут.





Цель и задачи программы


Цель: оптимизация психолого-педагогических условий для успешной адаптации детей к детскому саду, сохранение психического, соматического, эмоционального здоровья детей 2-3лет.

Основные задачи:

стабилизировать эмоциональное состояние ребенка;

формировать позитивное отношение к своему «Я»;

формировать позитивное отношение к сверстникам;

развивать навыки социального поведения;

способствовать проявлению эмпатии средствами песочной терапии;

развивать фантазию и образное мышление;

побуждать детей к активным действиям и концентрации внимания.


Задачи:

Обучающие

Формировать у детей интерес к работе с кинетическим песком и кварцевым;

Помочь детям овладеть техническими умениями лепки из кинетического песка, основными способами изображения на песочном столе;

Знакомить детей с основными формами в ходе лепки из песка с использованием различных формочек;

Знакомить детей с понятиями размера в ходе лепки;

Сформировать у детей представления о песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека.

Развивающие

Развивать познавательные способности (внимание, восприятие, мышление, память, воображение);

Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику руки, зрительно-моторную координацию и межполушарное взаимодействие;

Развивать у детей творческие способности, активность, самостоятельность и инициативу в ходе работы;

Развивать речь ребенка;

Развивать эмоциональную сферу ребенка.



Воспитательные

Формировать устойчивый интерес к художественной деятельности (лепке и рисованию на песочном столе);

Воспитывать усидчивость, стремление доводить начатое дело до конца;

Формировать желание детей изображать в своей деятельности свои мысли и замыслы;

Формировать способность давать объяснение своему продукту труда.

Психотерапевтические

Поддерживать эмоциональный комфорт и благополучие ребенка;

Поддерживать способность получать позитивные эмоции от процесса манипулирования песком и удовольствие от лепки;

Гармонизировать психоэмоциональное состояние детей.



Содержание программы


Организация режима реализации программы

Занятия по программе посещают дети по запросам родителей.

Проводятся один раз в неделю, продолжительность 10 мин.

Основной формой работы с детьми являются тематические занятия, которые включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.

Организационная часть должна обеспечить наличие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций, настроить детей на работу.

Теоретическая часть должна быть максимально компактной и включать в себя необходимую информацию.

Практическая часть занимает большую часть занятия и позволяет ребенку изучить материал в практическом плане.


Учебный план.


Название темы

Количество часов

Форма работы

Всего

Занятий/ мин

Теория

(мин.)

Практика

(мин.)

Здравствуй, песок!

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Песочный дождь

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Песочный ветер

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Насыпание-пересыпание

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Знакомство с кинетическим песком

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Необыкновенные следы

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Песочные прятки

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Выкладываем и печатаем на песке

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Песочный круг

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Искупай утёнка

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Лесная красавица

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Украшение ёлочки

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

По мотивам сказки «Рукавичка»

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Мы - кондитеры

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Наши ладошки

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Кнопочки

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Сеем, сеем

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

По мотивам сказки «Колобок»

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Узоры на песке

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Цветочек для мамы

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Заборчик

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Морские обитатели

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Домик для петушка

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Построим башню, кто выше

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Светит солнышко

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Ёжик, ни головы, ни ножек

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Спрячем ручки и игрушки

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Рисование по замыслу

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Вкусный торт

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Сюрприз

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Грузовик строит дом

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Лепка по замыслу ребят

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Дорисуй картинку

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Светит солнышко

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Фруктовый сад

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Рисование по замыслу

1/10

3

7

Беседа, игровые упражнения

Итого:

36






Содержание учебного плана


Тема № 1. «Здравствуй, песок!»

Теория. Знакомство с правилами поведения при работе с песком. Ритуал вхождения.

Практика. Дети различными способами дотрагиваются до песка, знакомятся с его свойствами.


Тема № 2. «Песочный дождь»

Теория. Повторение правил поведения при работе с песком. Ритуал вхождения. Знакомство со свойством песка – сыпучесть.

Практика. Дети с помощью песка изображают дождь, высыпая его из зажатой ладони (на песочный стол, на руки других детей, на руки воспитателя).


Тема № 3. «Песочный ветер»

Теория. Ритуал вхождения. Научить детей управлять вдохом-выдохом.

Практика. Дети с помощью одноразовой трубочки для коктейля сдувают песок.


Тема № 4. «Насыпание - пересыпание»

Теория. Ритуал вхождения. Повторение свойства песка – сыпучесть.

Практика. Через воронку дети насыпают песок в пустую бутылку, наблюдая за тем как она наполняется.


Тема № 5. «Знакомство с кинетическим песком».

Теория. Познакомить с правилами поведения при работе с кинетическим песком. Ритуал вхождения.

Практика. Дети различными способами дотрагиваются до кинетического песка, знакомятся с его свойствами.


Тема № 6. «Необыкновенные следы»

Теория. Повторение правил поведения при работе с кинетическим песком. Ритуал вхождения.

Практика. Дети различными способами оставляют на песке следы (идут медвежата, прыгают зайчата, ползут змейки, бегут жучки).


Тема № 7. «Песочные прятки».

Теория. Ритуал вхождения. Повторение свойств песка.

Практика. Дети закрывают глаза, а воспитатель прячет игрушки «Киндер-сюрприз» в песок, после чего они их находят.


Тема № 8. «Выкладываем и печатаем на песке».

Теория. Ритуал вхождения. Знакомство с техническими приемами и способами изображения с использованием песка.

Практика. Дети с помощью различных формочек и камешек украшают песок по своему замыслу.


Тема № 9. «Песочный круг».

Теория. Ритуал вхождения. Знакомство с техническими приемами и способами изображения круга с использованием песка.

Практика. Дети изображают на песке круг и украшают его различными камушками и бусинками.


Тема № 10. «Искупай утёнка».

Теория. Ритуал вхождения. Знакомство с техническими приемами и способами изображения волнистых линий с использованием песка.

Практика. Дети изображают на поверхности песка волнистые линии, имитируя воду.


Тема № 11. «Лесная красавица».

Теория. Ритуал вхождения. Знакомство со способами изображения на песке при помощи счётных палочек.

Практика. Дети выкладывают зелёными счётными палочками веточку ели, которую изобразил воспитатель.


Тема № 12. «Украшение ёлочки».

Теория. Ритуал вхождения. Беседа про Новый год.

Практика. Дети украшают с помощью разноцветных камушек и бусинок нарисованную ёлочку.


Тема № 13. «По мотивам сказки Рукавичка».

Теория. Ритуал вхождения. Повторение содержания сказки «Рукавичка».

Практика. Дети совместно с воспитателем разыгрывают сказку «Рукавичка» на песке.


Тема № 14. «Мы - кондитеры».

Теория. Ритуал вхождения. Знакомство со свойством кинетического песка - держать форму.

Практика. Дети при помощи различных формочек делают пирожки, которые разрезают на кусочки игрушечным ножом.


Тема № 15. «Наши ладошки».

Теория. Ритуал вхождения. Знакомство со свойством кинетического песка – сохранять отпечатки.

Практика. Дети оставляют отпечаток своей ладони на песке, а затем украшают его с помощью камушек, пуговиц и бусинок.


Тема № 16. «Кнопочки»

Теория. Ритуал вхождения. Закреплять представление о свойстве песка – сохранять отпечатки.

Практика. Воспитатель с помощью деталей конструктора Lego Duplo делает клавиатуру, а дети нажимают на каждую кнопочку, вдавливая её.


Тема № 17. «Сеем, сеем».

Теория. Ритуал вхождения. Закреплять представление о свойстве песка – сыпучесть.

Практика. Дети просеивают сквозь решето песок, находя при этом небольшие игрушки.


Тема № 18. « По мотивам сказки «Колобок».

Теория. Ритуал вхождения. Повторение содержания сказки «Колобок».

Практика. Дети вместе с воспитателем разыгрывают на песке сказку «Колобок».


Тема № 19. «Узоры на песке».

Теория. Ритуал вхождения. Знакомство с техническими приемами и способами изображения различных узоров с использованием песка.

Практика. Дети по своему усмотрению с помощью пальчиков изображают на песке разнообразные узоры, украшают их разноцветными камушками и бусинками.


Тема № 20. «Цветочек для мамы».

Теория. Ритуал вхождения. Знакомство со строением цветка (стебелёк, листочки, лепестки). Продолжить создавать изображение на песке при помощи счётных палочек.

Практика. Воспитатель изображает на песке цветок, а дети выкладывают стебель и листочки зелёными счетными палочками, а лепесточки – розовыми.


Тема № 21. «Заборчик».

Теория. Ритуал вхождения. Продолжить закреплять представления о свойстве кинетического песка – сохранять форму.

Практика. Дети строят из песка забор, за который прячут зайчика от волка.


Тема № 22. «Морские обитатели».

Теория. Ритуал вхождения. Продолжить закреплять представления о свойстве кинетического песка – сохранять форму. Знакомство с морскими обитателями.

Практика. Дети с помощью формочек (краб, ракушка и рыбка) изображают на кинетическом песке морских обитателей.


Тема № 23. «Домик для петушка».

Теория. Ритуал вхождения. Продолжать закреплять полученные знания о свойствах кинетического песка.

Практика. Дети с помощью специальных формочек строят заборчик вокруг домика петушка. Сажают огород, закапывая семена фасоли и тыквы.


Тема № 24. «Построим башню, кто выше».

Теория. Ритуал вхождения. Продолжать закреплять полученные знания о свойствах кинетического песка.

Практика. Дети с помощью специальных формочек строят башню, сравнивая у кого выше.


Тема № 25. «Светит солнышко».

Теория. Ритуал вхождения. Закрепить умение рисовать круг, замыкая линию в кольцо. Продолжить создавать изображение на песке при помощи счётных палочек.

Практика. Каждый ребёнок изображает на песке солнышко (круг), выкладывая лучики жёлтыми счётными палочками.


Тема № 26. «Ёжик, ни головы, ни ножек».

Теория. Ритуал вхождения. Знакомство с техническими приемами и способами изображения различных узоров с использованием песка.

Практика. Воспитатель изображает на песке туловище ёжика, а дети дорисовывают ему иголки.


Тема № 27. «Спрячем ручки и игрушки».

Теория. Ритуал вхождения. Повторение свойств песка.

Практика. Дети друг другу по очереди закапывают в песок руки. А затем прячут маленькие игрушки.


Тема № 28. «Рисование по замыслу».

Теория. Ритуал вхождения. Закрепление основных приёмов и способов изображения на песке.

Практика. Дети по своему замыслу изображают на песочном столе различные предметы.


Тема № 29. «Вкусный торт».

Теория. Ритуал вхождения. Закрепление основного свойства кинетического песка – сохранять форму.

Практика. Дети при помощи воспитателя лепят торт и украшают его разнообразными камешками и бусинками.


Тема № 30. «Сюрприз».

Теория. Ритуал вхождения. Повторение основных свойств песка.

Практика. Воспитатель заранее прячет в песок различные предметы, а дети их раскапывают.


Тема № 31. «Грузовик строит дом».

Теория. Ритуал вхождения. Повторение основных свойств песка.

Практика. Дети накладывают с помощью лопаток песок в грузовик, который едет к месту строительства дома. На этом месте дети из этого песка с помощью формочек, строят домик для человечков (из конструктора лего).


Тема № 32. «Лепка по замыслу ребят».

Теория. Ритуал вхождения. Повторение основных свойств песка.

Практика. Дети лепят по своему желанию из предложенных им формочек.


Тема № 33. «Дорисуй картинку».

Теория. Ритуал вхождения. Повторение основных форм и частей предметов.

Практика. Дети дорисовывают за воспитателем недостающих частей предметов, которые изображает воспитатель.


Тема № 34. «Светит солнышко».

Теория. Ритуал вхождения. Повторение нанесения изображения с помощью шаблона и дорисовывание недостающей части.

Практика. Дети обводят на песочной столе шаблон круга и дорисовывают лучики.


Тема № 35. «Фруктовый сад».

Теория. Ритуал вхождения. Закрепление знаний о том, из каких частей состоит дерево. Повторение нанесения изображения с помощью шаблона.

Практика. Дети с помощью воспитателя, обводят шаблон дерева на песочном столе и украшают его плодами.


Тема № 36.»Рисование по замыслу».

Теория. Ритуал вхождения. Повторение основных приёмов нанесения изображения.

Практика. Дети по желанию наносят различные изображения на песочном столе.




Планируемые результаты

Работа по программе социально-педагогической направленности «Песочная страна» позволяет достичь следующих результатов:

игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей: снимает стрессовые состояния, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает общий эмоциональный тонус, способствует возникновению положительных эмоций;

дети, вновь поступившие в дошкольное учреждение, легче и быстрее адаптируются к новым условиям жизни;

песочные игры позволяют получить опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, дети учатся слушать и слышат другого (формирование эмпатии);

в песочнице создаются дополнительные возможности развития сенсомоторных функций (особенно тактильной чувствительности);

игровые упражнения с песком успешно используются в диагностических целях.



2. КОМПЛЕКС

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


2.1. Условия реализации программы



Материально-техническое обеспечение

Занятия проводятся в сенсорном кабинете, оборудованном песочным столом с кварцевым песком и песочницей с кинетическим песком.

Методическое обеспечение

Методическая литература, видео-материалы.

Информационное обеспечение

Иллюстрации, картинки.

Кадровое обеспечение

Воспитатель.

Перечень оборудования для занятия:

Световой песочный стол

Кварцевый песок

Кинетический песок

Лопатки

Песочная мельница

Формочки для лепки

Маленькие игрушки от Киндер-Сюрприза

Цветные счётные палочки

Разноцветные камушки, пуговки, бусинки

Пустые бутылки

Воронки

Одноразовые трубочки для коктейля

Игрушки различных животных

Детали конструктора «Лего»

Иллюстрации



Список литературы



Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г, – 50 с.

Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной

сферы детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Издательство

«Детство – пресс», 2010 – 80 с.

Жителева С. С. Песочная терапия. Ребенок в детском саду.; № 4 2006г.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по песочной

психотерапии. – СПб.: «Речь», 2002 г., Чудеса на песке. – СПб.: «Речь»,

2005 г.

Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. – СПб.: «Речь»,

2006 г.

Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ –О.А. Белоусова.Журнал«Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;

Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. Текст /ЗейцМариеллаМ.:ИНТ,2010-112с.;

Интернет-ресурсы

https://docviewer.yandex.ru

https://multiurok.ru/files/proghramma-kruzhka-zhivoi-piesok.html

https://www.maam.ru/detskijsad/-raz-dva-tri-chetyre-pjat-ja-s-peskom-idu-igrat.html

https://www.maam.ru/detskijsad/igry-s-kineticheskim-peskom-dlja-razvitija-rebenka.html







Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.