Программа по ДПИ " Родной язык"

1
0
Материал опубликован 28 February

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Тюменская область

Нижневартовский район.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОХТЕУРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»



УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:

Директор заместитель директора по учебной работе

_______________ И.В. Павловский _____________________ Мотузко И.Д.

Приказ № 7 о/д «22» августа 2024 г.

от 23.08. 2024 г.









Рабочая программа

внеурочной деятельности для 2, 4 классов

«Родной язык (ваховский диалект) (разновозр. группа) 2,4 классы»






Направление: общекультурное

Количество часов по учебному плану – 33

Срок реализации программы 1


Составила: учитель начальных классов

Овчинникова Е.В.

Рабочая программа рассмотрена на заседании предметного методического объединения

протокол №1 от «22» августа 2024 г.

Руководитель методического объединения_________Е.В.Овчинникова








2024 - 2025 учебный год


Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности «Родной язык (хантыйский)» составлена на основе «Программы по культуре народов севера (ханты и манси)» М.Е. Макаровой, методиста кафедры Этнообразования ЭОУН ИПКиРРО, Л.А.Минеевой, учителя краеведения МОУ СОШ №5 г.Лангепаса.

Неотъемлемой частью культуры любого народа является язык. Язык – это средство общения, язык – это хранилище коллективного сознания и памяти. Это и точнейший инструмент, который помогает людям выразить самые нежные чувства, тонкие мысли и идеи. Это кладезь фольклора, литературы, истории, мечтаний и надежд. Все это сохраняется в языке для будущих поколений. Язык дает людям чувство общности, принадлежности к человеческой расе. И каждый язык – это отдельное уникальное окно в мир.

Среди более двух с половиной тысяч языков, известных на земном шаре, хантыйский язык не является распространенным. Несмотря на это родной язык хантыйского народа, включает в себя все многообразие языковых средств, который используют в своем общении представители народа ханты.

Актуальность программы «Родной язык (хантыйский)» обусловлена тем, что к числу наиболее острых относится проблема незнания родного языка детьми народа ханты. Хантыйский язык служит преимущественно средством общения людей старшего поколения. Обучение  хантыйскому языку ведется только в национальных школах округа. В настоящее время численность народа ханты в городах возросла и продолжает увеличиваться. В городских школах не преподается хантыйский язык. В современных семьях не говорят на хантыйском языке, т.к. доля межнациональных браков велика. Однако потребность в изучении языка и знакомства с родной культурой в настоящее время востребована.

Новизной программы является то, что представлена программа по обучению хантыйскому языку и знакомству с традиционной культурой в сельских условиях.

Цели обучения:

Формирование коммуникативной компетенции в совокупности с ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной; овладение новыми языковыми средствами (лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, ситуациями общения, отобранными для основной школ; освоение знаний о языковых явлениях родного языка; развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков в основных видах речевой деятельности (чтение, говорение, аудирование, письмо); применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; привитие интереса к родному языку путем раскрытия его своеобразия и характерных особенностей, развитие национального самосознания.

развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;

освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике хантыйского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений хантыйского языка;

овладение умениями правильно писать и читать; участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи обучения:

1. Развивать у детей патриотическое чувство по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознание его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части ханты национальной культуры.

2. Осознать себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой. Накопить словарный запас учащимся через знакомство с лексико-семантическими группами слов.

3.Обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, орфографии, лексикологии, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а так же формирование умений применять эти знания в речевой деятельности.

4.Воспитывать учащихся средствами родного языка, развитие их логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по ханты языку, формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой.



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные результаты. Развитие личностных качеств обучающихся: внимания, мышления, памяти, воображения в процессе участия общения, ролевых играх; в ходе овладения родным языком. Развитие эмоциональной сферы обучающихся за счет проигрывания на ханты языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового, учебного общения и познавательных способностей.

1)распознавать самостоятельные и служебные части речи;

2)уметь выделять основные особенности и характерные признаки частей речи в ханты языке;

3)определять части речи, выделять среди них наречие, послелог, сопоставлять послелог с послелогом;

Предметные результаты. Обучающиеся знакомятся с литературными героями известных детских произведений, сюжетами популярных сказок, пословицами, загадками, стихами, песнями, названиями городов, сел на ханты языке, элементарными формами речевого и неречевого поведения, систематизировать слова по тематическому принципу, опознавать грамматические явления.

1)умение работать с учебником, справочной литературой в виде таблиц, схем, правил;

2)пользоваться различными словарями;

3)вести записи объяснения учителя.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными  и  коммуникативными учебными действиями. Обучающиеся школы должны владеть следующими знаниями, умениями и навыками в различных видах речевой деятельности;

В аудировании:

1)понимание обращенной к нему речи, осознавать цели высказывания, понимать пояснения учителя на родном языке;

2)слушать и понимать речь окружающих;

В говорении и письме:

1)соблюдать нормы орфоэпии и интонирования;

2)выражать свое желание, мнение, недоумение, сомнение, непонимание, согласие-несогласие;

3)составлять различные высказывания по ситуации;

4)пересказывать полно и кратко содержание услышанного и прочитанного, отвечать на вопросы по тексту;

В чтении:

1)читать текст с оптимальной скоростью;

2)выразительно озвучивать текст с соблюдением нужной интонации;

3)устанавливать тему и основную мысль текста, озаглавливать его;

4)задавать вопросы по тексту и отвечать на них;

Основными индикаторами функциональной грамотности, имеющей метапредметный статус, являются:

коммуникативные универсальные учебные действия:

строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь (на уровне одного предложения или небольшого текста); точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; совместно соблюдать совместно о правилах общения и поведения в школе и на уроках ханты языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни. Учиться работать в коллективе: 1)планировать работу; 2)между учащимися распределять работу; 3)уметь выделять правильно задачу проекта и выполнять работу; 4)владеть разными ролями в коллективе.

познавательные универсальные учебные действия:

осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; сравнивать и группировать произведения ханты писателей (по выразительным средствам, жанрам и т.д.)

применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами; в результате совместной работы класса делать вывод, то есть перерабатывать полученную информацию;

регулятивные универсальные учебные действия:

ставить и адекватно формулировать цель деятельности, проговаривать последовательность действий на уроке; планировать по предложенному учителем плану и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию. Процесс обучения должен быть ориентирован не только на формирование навыков анализа языка, но и на воспитание речевой культуры, формирование таких жизненно важных умений, как использование различных видов чтения, информационная переработка текстов, различные формы поиска информации и разные способы передачи ее.

личностные универсальные учебные действия:

ценностные ориентиры в области ханты языка; уважительное отношение к творчеству, как своему, так  и других людей; самостоятельность в поиске решения различных задач; духовные и эстетические потребности; готовность к отстаиванию своего эстетического идеала; оценка личностных результатов.  

 Объектом оценки личностных результатов являются сформированные учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:  

самоопределение - сформированность внутренней позиции учащегося - принятие и освоение новой социальной роли учащегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;

смыслоообразование- поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения учащимся на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;

морально-этическая ориентация - знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации - учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Содержание курса внеурочной деятельности

Программа «Родной язык (хантыйский)» состоит из трех блоков:

«Я и мой край родной»;

«Мои традиции меня сберегут»;

«В языке душа народа».

Формы занятий:

индивидуальные;

парные;

групповые (разноуровневые);

коллективные.

Возможны следующие виды деятельности воспитанников:

устные сообщения воспитанников с последующей дискуссией;

творческий отчет;

игра;

работа с текстами;

проектная деятельность;

исследовательская деятельность;

презентации;

экскурсии.

Тематическое ( календарно-тематическое) планирование курса внеурочной деятельности

2,4 классы.


Тема урока

Тип урока

Информационное обеспечение

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности



Формы проведения занятий

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение.

Ханты. Диалекты хантыйского языка.

Комбинированный урок.

Тексты, выставка книг. Презентация. Интерактивная доска. Стихотворение В. Волдина «Ханты».

Слово учителя, беседа по вопросам. Коллективный анализ.

Беседа.

02.09

02.09

2

Лексика знакомства, встречи.


Хантыйская сказка «Моньщ кfнши ики».

Иллюстрация к сказке. Этикет знакомства, встречи.

Занятие-игра.

09.09

09.09

3

Моя семья. Имя прилагательное.

Урок формирования новых знаний, навыков.

Методическое пособие по этнографии коренных народов Западной Сибири ( ханты ) В.И. Сподина

Чтение по ролям, анализ, беседа, ответы на вопросы.

Беседа.

16.09



16.09



4

Природа.

Звуки хантыйского языка.

Комбинированный урок

Мифы, легенды о природе, природных явлениях.

Иллюстрирование мифов, легенд. Представления народа ханты об окружающем мире.

Урок творчества.

23.09


23.09


5

Времена года. Имя существительное.

Урок изучение нового материала.

Рассказы, стихотворения о временах года.

Рисунки. Народный календарь.

Виртуальное путешествие.

30.09



6

Растительный мир. Местоимение.

Урок изучение нового материала.

Легенды, мифы о деревьях, растениях.

Изготовление сувенира с растительным орнаментом. Связь человека и дерева. Особое отношение к березе, кедру и лиственнице.

Урок-практикум.

07.10


7

Животный мир. Послелоги.

Урок формирования новых знаний, навыков.

Сказки, мифы о животных, птицах.

Рисование животных, птиц.

Изготовление сувенира с зооморфным

орнаментом. Промысловые и священные животные, птицы (медведь,

лось, гагара).

Урок творчества.

14.10


8

Моя семья. Имя прилагательное.

Комбинированный урок

Хантыйская сказка «Кoккoк» и др.

Иллюстрации к сказке. Семейные отношения.

Урок-спектакль.

21.10


9

Домашние занятия. Глагол.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

Хантыйская сказка «Няние» и др.

Иллюстрации к сказке. Распределение обязанностей в семье (сфер деятельности)

Исполнение сказочного сюжета.

09.11



10

Традиции моей семьи.

Наречие.

Урок развития речи.

Рассказы о семье, традициях.

Изготовление макета стойбища. Отношение к детям в культуре народа ханты.

Урок-практикум.

11.11





11

Праздники. Имя числительное.

Урок формирования новых знаний.

Праздники:  «Вороний день» и др.

Рисунки

Спектакль по мотивам художественного произведения.

18.11



12

Мой возраст. Словосочетание.

Комбинированный урок.

Рассказы.

Изготовление ёш сfккеl. Воспитание детей. Отношение к ребенку в традиционной

Беседа.

25.11


13

Мои увлечения. Простое предложение.

Урок изучения нового материала.

Рассказы

Изготовление нарты из пластилина. Воспитание мальчиков. Воспитание девочек.

Урок-практикум.

02.12


14

Мой режим. Сложное предложение.

Урок изучение нового материала.

Хантыйская сказка «Ими хиlы» и др.

Иллюстрации к сказке. Распределение времени (день и ночь в жизни человека)

Исполнение сказочного сюжета.

09.12


15

Моя одежда.


Урок обобщения.

Хантыйская сказка «Lыт шoп» и др.

Изготовление традиционной  куклы – акань. Традиционная одежда. Отношение к одежде.

Урок-практикум.

16.12



16

Семейные традиции.

Имя существительное. Проверочная работа.

Урок контроля знаний.

Рассказы. Домашние обряды.

Рисунки.

Беседа.

23.12


17

Традиционное право. Запреты.

Местоимение.

Урок контроля знаний.

Урок изучение нового материала.

Картинный словарь хантыйского языка М. А. Прасина
Русско-хантыйский разговорник «Ваховской диалект» М. А. Неттина.Иллюстрации к сказке.Хантыйская сказка «Ими хиlы» и др.Роль общественных законов и запретов в воспитании детей.

Беседа. Опорные записи. Конспектирование в рабочих тетрадях.

Беседа.

13.01


18

Этика и этикет. Послелоги.

Урок развития речи.

Картинный словарь хантыйского языка М. А. Прасина.
Русско-хантыйский разговорник «Ваховской диалект»

Рисунки. Культурная ценность этических норм.

Беседа.

20.01



19

Обряды.

Имя прилагательное.

Урок изучение нового материала.

Рассказы.

Рисунки. Обряд рождения ребенка, обряд погребения и др.

Урок-викторина.

27.01


20

Рыболовство.

Рыболовная лексика.

Урок — беседа.

Стихотворения Р. Ругина «Молитвы рыбака» и В. Волдина «На рыбацком стане».

Пошив тучdh из рыбьей кожи. Рыболовство. Летний рыбный промысел. Зимний рыбный промысел. Способы и орудия рыбной ловли.

Урок-практикум.

03.02


21

Охота. Охотничья лексика.

Урок — беседа

Стихотворения Р. Ругина

«Молитва охотника» и  В. Волдина «Охотник».

Пошив куклы акань из меха белки.Охота. Пушной промысел. Способы охоты на животных и птиц.

Урок-практикум.

10.02



22

Оленеводство. Оленеводческая лексика.

Урок контроля знаний.

Стихотворения Ю. Вэллы «Ай пcшие» и «Легенда об олене».Оленеводство Олень – домашнее животное.

Аппликация олененка с использованием подшейного волоса.

Урок-практикум.


17.02


23

Собирательство.

Лексика, связанная с собирательством.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

Хантыйская сказка «Идэ» и др.

Изготовление композиции из ягод. Значение собирательства в жизни народа (сбор ягод, трав, кореньев, кедровый промысел).

Урок-практикум.

24.02



24

Дома.

Имя числительное.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

Стихотворение «Нюки хот» и др.

Изготовление макета чума. Устройство чума. Очаг в чуме, его расположение и значение. Ритуал разведения огня. Приметы и запреты, связанные с очагом. Гармония традиционного жилища и природной среды.

Урок-практикум.


03.03


25

Стойбища, деревни.

Глагол.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

Рассказ «Вoнт кoртdн» и др.  

Изготовление стойбища. Древние жилища Югры. Городища. Типы поселений. Летнее и зимнее стойбище.

Урок-практикум.


10.03


26

Посёлки, города.

Наречие.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

Рассказ «Ма вошdм» и др.

Иллюстрации к рассказам. Посёлки и города нашего округа

Самостоятельная работа.

17.03


27

Детская одежда.

Словосочетание.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

Рассказы.

Пошив платья для куклы. Отношение к детской одежде. Характеристика детской одежды.

Урок-практикум.

07.04


28

Мужская одежда.

Простое предложение.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

Рассказы.

Пошив рубашки для куклы. Мужская одежда. Покрой. Отношение к одежде.

Урок-практикум.

14.04


29

Женская одежда.

Сложное предложение.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

Рассказы.

Пошив традиционного платка для куклы. Женская одежда. Виды одежды.

Урок-практикум.

21.04


30

Украшения.

Повторение изученного.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

 Рассказы.

Изготовление сfккеl. Символика украшений. Особенности украшения детской одежды.

Урок-практикум.

28.04


31

Детский фольклор. Имя существительное.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

Колыбельные, потешки, заклички.

Иллюстрации к текстам. Многообразие жанров детского фольклора

Урок-викторина.

05.04


32

Мифы, легенды. Имя прилагательное.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

Мифы, легенды.

Иллюстрации к мифам.

Урок-путешествие.

12.05


33



Сказки.

Глагол.

«Песни».

Наречие.

Обобщение изученного за год.

Урок изучение нового материала. Урок — беседа.

Урок изучение нового материала.

Урок обобщения Урок — анализ контроля знаний.

Сказки. Поэтика народных сказок. Роль сказки.

Песни. Песенное творчество народа ханты

Учебное пособие для учащихся средних общеобразовательных школ Минеева Л.А. «Духовная культура народов ханты»

Иллюстрации к сказкам

Иллюстрации к песням.

Беседа. Чтение.Тестирование. Анализ.

Исполнение сказочного сюжета.

19.05






в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.