12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Одинцова Римма Николаевна16

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Средняя общеобразовательная школа п. Алексеевка Хвалынского района

имени В.М. Пашина»



«Рекомендовано к              «Согласовано»                   «Утверждаю»

утверждению»

Методическое объединение «Радуга» воспитателей

структурное подразделения интернат ГБОУ СО «СОШ

п. Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»

Протокол заседания № 1

«29 августа 2018 г.

Руководитель структурного подразделения ГБОУ СО «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района

имени В.М. Пашина»


__________И.В Соколова


Директору ГБОУ СО «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района

имени В.М. Пашина» структурное подразделения интернат


______________ В.А. Симонов

Приказ № 9-О

от 01 сентября 2018г.

.







Рабочая программа

по воспитательной работе

Направление: семейное воспитание

Тема: «Семейные ценности»

Возраст детей: 10 – 17 лет

Срок реализации программы: 39 часов

Разработал: воспитатель ___группы – семья Одинцова Р.Н.


Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол заседания № 1

От «30» августа 2018 г.








п. Алексеевка

2018-2019 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Семейное воспитание детей в условиях структурного подразделения интернат - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в интернатные учреждения в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.

В нашем интернате воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой интернат, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Государственной программы развития и воспитания ребенка в детском доме пока не существует. Многие детские дома разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании практического опыта работы Алексеевского структурного подразделения Хвалынского района, Саратовской области

Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома.

В каждой такой группе-семье – 10 - 17 детей, некоторые из которых связанны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.

Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в детском доме (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома).

Программа «Семейные ценности» включает в себя пять теории – практических блока:

1 блок - «Семья и её функции»;

2 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;

3 блок – «Домашний труд в семье»,

4 блок – «Здоровье семьи»

5 блок – «Бюджет семьи»

6 блок - ПРОЕКТ « Приусадебное растениеводство»

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать).

Программа циклична, ребенок находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.

Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.

В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:

Специально организованные занятия:

Беседы;

Рассказы воспитателя;

Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;

Разбор ситуации на определенную тему;

Дискуссия диспут;

Разговор за семейным столом;

Демонстрация фильмов;

Практические занятия;

Сочинение детей на заданную тему;

Семейные походы, экскурсии;

Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей;

Семейные вечера на выбранную тему;

Анкеты, тесты.


Основные принципы воспитания:

Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.

Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).

Природосообразный: Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.

Деятельностный: Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников - игре; младших школьников -учении; учащихся основной школы - общении; старшеклассников -учебно-профессиональной деятельности.

Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.

Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.

Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании "Я - Концепции".

Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

Отношенческий: Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Формирование у воспитанников структурного подразделения интернат самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности и подготовка их к будущей семейной жизни.

Задачи программы:

1. Активизировать социальные наклонности воспитанников.

2. Учить нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.

3. Развивать чувство доверия в межличностных отношениях, способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей.

4. Расширить кругозор детей, культуру здорового образа жизни.

5. Повышать нравственную и эстетическую культуры воспитанников.

6. Воспитывать всестороннего индивидуально - личностного развитого воспитанника.

Методы работы:

Словесный - объяснение нового материала, обзорный рассказ, беседа;

Наглядный - применение наглядных пособий, фотографий, предметов семейного быта;

Практический - работа с карандашами, аппликацией, составление мини рассказов, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Игровой - создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой воспитанникам предлагается найти выход.

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Семейные ценности» 10–17 лет.

Срок реализации: один год - 39 часов.

Учебно-тематический план программы «Семейные ценности»

Блока
№ п/п

Название тем

К-во часов

Теория

Практика


Вводный

Тестирование

1

--

1

I

«Семья и её функции»

8

3

5

II

«Духовно - нравственные основы семьи»

7

3

4

III

«Домашний труд в семье»



7



3

4

IV

«Здоровье семьи»

5


3

4

V


«Бюджет семьи»


3


--

3

VI

ПРОЕКТ « Приусадебное растениеводство»

7

3

4

Итоговый

Тестирование


1


--


1


Итого:


39

15

24

ВСЕГО: 39 часов

Содержание тем


Диагностика входящая Практическое занятие

Анкетирование: «Мое представление о семье»– 1 час

Первый блок «Семья и её функции» - 9 часов

Теория:

Беседа «Моя семья – моё богатство»

Беседа «Семья и семейные ценности»

Занятие «Поощрения и наказания в семье»

Беседа «Правовые основы брака и семьи»

Беседа «История возникновения детских домов и интернатов»

Практика:

1. Презентация «Моя семья – моё богатство»

2. Викторина «Кто кому приходится в семье»

3. Мини рассказы «Семейные традиции»

4. Сюжетно-ролевая игра «Распределение обязанностей в семье»

Второй блок «Духовно - нравственные основы семьи» - 7 часов

Теория:

1. Беседа «Духовно-нравственные ценности семьи»

2. Беседа «Взаимопомощь в семье»

3. Беседа «Погода в доме»

Практика:

1. Составление заповедей семьи

2. Психологическая игра: «Дружная семья»

3. Игра «Этикет взаимоотношений в семье»

4. Практическое занятие «Ласковое слово родным вам людям»

Третий блок «Домашний труд в семье» - 7 часов

Теория:

1. Беседа «Домашний труд – забота всей семьи»

2. Беседа «Навыки самообслуживания».

3. Беседа «Эстетика и культура быта».

Практика:

1. Практическое занятие «Создание уюта в семье, красота и самобытность»

2. Практическая работа «Мои обязанности в группе-семье»

3.Практическое занятие «Посадка комнатных цветов» - 2 часа

Четвёртый блок «Здоровье семьи» 5 часов

Теория:

1. Беседа « Ценности здоровой семьи»

2. Беседа «Спорт, здоровье, семья»

Практика:

1. Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам»

2. Практическое занятие «Первая помощь при ранах на природе»

3. Плакат «ЗОЖ моей группы-семьи»

Пятый блок «Бюджет семьи» -3 часа

Теория:

Беседа «Семейный бюджет

Беседа «Экономика как хозяйство»

Беседа «Бедность и богатство»


Шестой блок ПРОЕКТ «Приусадебное растениеводство» -7 часов

Теория:

1. Беседа «Основные овощные культуры, выращиваемые в крае»

2. Беседа «Значение овощей в обеспечении питанием человека»

3. Беседа «Нравственные основы совместного труда семьи на огороде»

Практические занятия:

1. «Подготовка семян к посадке»

2. «Выращивание рассады»

3. «Уход, пикирование рассады»

4. «Посадка на приусадебный участок овощей различным способом»


Итоговый блок -1 часа

1.Итоговая диагностика.


Тематический план программы «Семейные ценности»

№ п/п


Наименование темы

Кол-во часов

Дата

планируемого

проведения

Дата фактического проведения

Примечание

1.

1. Входная диагностика

1


01.09 2018г.



Первый блок «Семья и её функции» - 9 часов

2.

Беседа с презентацией

«Моя семья – моё богатство»

2

08.09 2018г.



3.

2. Беседа «Семья и семейные ценности»

1

15.09 2018г.



4.

3. Беседа «Поощрения и наказания в семье»

1

22.09 2018г.



5.

4. Беседа «История возникновения детских домов и интернатов»

1

29. 09 2018г.



6.

5. Беседа «Правовые основы брака и семьи»

1

06.10 2018г.



7.

6. Викторина «Кто кому приходится в семье»

1

13.10 2018г.



8.

7. Мини рассказы «Моя будущая семья»

1

20.10 2018г.



9.

8. Составление таблицы «Распределение обязанностей в моей будущей семье»

1

27.10 2018г.



Второй блок «Духовно-нравственные основы семьи» - 7 часов

10.

1. Беседа «Духовно-нравственные ценности семьи»

1

01.11 2018г.




11.

2. Составление заповедей моей будущей семьи

1

07.11 2018г.




12.

3. Беседа «Взаимопомощь в семье»

1

16.11 2018г



13.

4. Психологическая игра «Дружная семья»

1

22.11 2018г.



14.

5. Практическое занятие «Ласковое слово родным вам людям»

1

28.11 2018г.



15.

6. Беседа «Погода в доме»

1

07.12 2018г.



16.

7. Игра «Этикет взаимоотношений в семье»

1

13.12 2018г.




Третий блок «Домашний труд в семье» - 7 часов

17.

1. Беседа «Домашний труд – забота всей семьи»

1

19.12 2018г.



28. 18.

2. Беседа «Навыки самообслуживания»

1

29.12 2018г.



19.

3. Практическая работа «Мои обязанности в группе-семье»

1

05.01 2019г.



20.

4. Беседа «Эстетика и культура быта»

1

12.01 2019г.



21.

5. Практическое занятие «Создание уюта в семье, красота и самобытность»

1

19.01 2019г.



22.

23.

6. 7. Практическое занятие «Посадка комнатных цветов»

2

24.01 2019г.

02.02 2019г.




Четвёртый блок «Здоровье семьи» - 5 часов

24.

1. Беседа « Ценности здоровой семьи»

1

08.02 2019г.



25.

2. Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам»

1

14.02 2019г.




26.

3. Беседа «Нравственные основы совместного труда семьи на огороде»

1

20.02 2019г.




27.

4. Беседа «Спорт, здоровье, семья»

1

01.03 2019г.



28.

5. Беседа составление таблицы «ЗОЖ и режим дня моей группы-семьи»

1

07.03 2019г.





Пятый блок «Бюджет семьи» - 3 часов

29.

1. Беседа «Семейный бюджет»

1

16.03 2019г.



30.

2. Беседа «Наследство и наследие»

1

22.03 2019г.



31.

3. Беседа «Бедность и богатство»

1

28.03 2019г



Шестой блок Проект «Приусадебное растениеводство»

32.


1. Беседа «Основные овощные культуры, выращиваемые в крае»

1

06.04 2019г



33.

2. Беседа «Значение овощей в обеспечении питанием человека»

1

12.04 2019г



34.

3. Беседа «Посадка и выращивание рассады овощей»

1

18.04 2019г



35.

4. Практическое занятие «Посадка и выращивание рассады овощей»

1

24.04 2019г.



36.

5. Практическое занятие «Подготовка семян к посадке»

1

03.05 2019г



37.

6. Практическое занятие «Посадка на приусадебный участок овощей различным способом»

1

12.05 2019г.




38.


7. Практическое занятие «Посадка на приусадебный участок овощей различным способом»

1

15.05 2019г.




Итоговый блок – 1 часа

39.

Выходная диагностика по программе

1

21.05 2019г.




Итого по программе

39






Паспорт программы

1) Наименование программы

«Семейные ценности»

2) Разработчик программы

Воспитатель структурного подразделения интернат ГБОУ СО "СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М.Пашина" группы - семья – Одинцова Римма Николаевна

3)Сроки и этапы реализации программы

39 часов на 2018 – 2019 учебный год

4) Цель и задачи программы

Цель программы

Формирование у воспитанников структурного подразделения интернат самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности и подготовка их к будущей семейной жизни.

Задачи программы:

1. Активизировать социальные наклонности воспитанников.

2. Учить нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.

3. Развивать чувство доверия в межличностных отношениях, способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей.

4. Расширить кругозор детей, культуру здорового образа жизни.

5. Повышать нравственную и эстетическую культуры воспитанников.

6. Воспитывать всестороннего индивидуально - личностного развитого воспитанника.

5) Принципы программы

Педагогические принципы программы

Принцип системности

Принцип гуманистического подхода

Принцип коллективной творческой деятельности

Принцип индивидуальности

Принцип творческого саморазвития

Принцип демократического сотрудничества

Принцип свободы выбора и доступности.

6) Способы реализации программы


Методы реализации программы: практический, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, информативный, проектный, наблюдение.

Способы реализации программы: тематические беседы, экскурсии, практикумы, проект, опыты, диспут, чтение художественной литературы, рисование, релаксационные упражнения т.д.

Средства для реализации программы: технические средства, модели, таблицы, рисунки, дидактические материалы, листки здоровья

7) Ожидаемые конечные результаты программы














Воспитанники должны знать:

- культуру российской семьи;

- что взаимосвязано наше общество и семья;

- понятия: семья, наследство, семейные традиции;

- что даёт нам семья;

- секреты семейных отношений;

- правила, обязанности в семье;

Воспитанники должны уметь:

-распределять обязанности между членами семьи;

- оформлять стенд «Моя группа-семья»;

- устанавливать дружеские отношения между сверстниками;

- налаживать коллективные, гуманные отношения в группе-семье;

- сказать нет вредным привычкам;

- делать выводы

8) Исполнитель программы

Воспитатель 2 группы – семья – Одинцова Р.Н.

9) Организация контроля реализации

программы

Административный контроль.

Итоговый контроль: открытое занятие.

Ожидаемые результаты и способы их проверки


Программа

Ожидаемые результаты

Способы их проверки

1.

«Семейные ценности»


Воспитанники должны знать:

- культуру российской семьи;

- что взаимосвязано наше общество и семья;

- понятия: семья, семейные традиции;

- что даёт нам семья;

- секреты семейных отношений;

- правила, обязанности в семье;


Воспитанники должны уметь:

-распределять обязанности между членами семьи;

- оформлять стенд «Моя группа-семья»;

- устанавливать дружеские отношения между сверстниками;

- налаживать коллективные, гуманные отношения в группе-семье;

- сказать нет вредным привычкам;

- делать выводы


Выявление динамики интегрированного показателя личностного роста воспитанников (уровня социальной адаптации) по семейному воспитанию через:


- тестирование;

- оформлять стенд;

- презентацию;

- антирекламу «Нет сигарете и алкоголю»;

- обучающиеся практикумы;

- конкурс рисунков «Моя будущая семья»


Список литературы

Рекомендуемая литература для взрослых и детей по программе

«Семейные ценности» ​​​​​​​

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.-1985.

Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. – Чебоксары.- 1998.

Зверева О. ., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. - 2000.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.-2000.

Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.-   М.- 2000.

Панкова Л.М. У порога семейной жизни.- М.- 1991.

Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России    М, 1999

Стрельникова М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. - 292 с.

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.- 1987.

 Фролин А. Азбука для родителей. – Л.-1991.

 Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н.

Кардашенко В. Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,1980.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общ. ред. Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2002.

Программно методическое обеспечение воспитательного процесса в детском доме. Учебно-методическое пособие. Авторы – составители: Посашкова И. П., Лобченко М. В., Егорова Е. А. и др. ГОУ ДПО «ИРООО», Омск – 2007.

Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993.

Социальные и психологические проблемы детства: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Тара: ОмГПУ, филиал в г. Таре, 2007.

Федеральное законодательство об охране здоровья школьников// Школа здоровья – 2004, - №3.

Форд Е. Школа правильной осанки// Воспитание школьников – 2005, - №9.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.