Программа по семейному воспитанию «Семейные ценности»

1
0
Материал опубликован 23 October 2019

Министерство образования Саратовской области

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Средняя общеобразовательная школа п. Алексеевка Хвалынского района

имени В.М. Пашина»



«Рекомендовано к              «Согласовано»                   «Утверждаю»

утверждению»

Методическое объединение «Радуга» воспитателей

структурное подразделения интернат ГБОУ СО «СОШ

п. Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»

Протокол заседания № 1

«29 августа 2018 г.

Руководитель структурного подразделения ГБОУ СО «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района

имени В.М. Пашина»


__________И.В Соколова


Директору ГБОУ СО «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района

имени В.М. Пашина» структурное подразделения интернат


______________ В.А. Симонов

Приказ № 9-О

от 01 сентября 2018г.

.







Рабочая программа

по воспитательной работе

Направление: семейное воспитание

Тема: «Семейные ценности»

Возраст детей: 10 – 17 лет

Срок реализации программы: 39 часов

Разработал: воспитатель ___группы – семья Одинцова Р.Н.


Рассмотрено на заседании

Педагогического совета

Протокол заседания № 1

От «30» августа 2018 г.








п. Алексеевка

2018-2019 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Семейное воспитание детей в условиях структурного подразделения интернат - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.

Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в интернатные учреждения в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.

В нашем интернате воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.

Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой интернат, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.

Государственной программы развития и воспитания ребенка в детском доме пока не существует. Многие детские дома разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.

Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании практического опыта работы Алексеевского структурного подразделения Хвалынского района, Саратовской области

Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома.

В каждой такой группе-семье – 10 - 17 детей, некоторые из которых связанны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.

Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в детском доме (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома).

Программа «Семейные ценности» включает в себя пять теории – практических блока:

1 блок - «Семья и её функции»;

2 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;

3 блок – «Домашний труд в семье»,

4 блок – «Здоровье семьи»

5 блок – «Бюджет семьи»

6 блок - ПРОЕКТ « Приусадебное растениеводство»

В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать).

Программа циклична, ребенок находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.

Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.

В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.

Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.

В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:

Специально организованные занятия:

Беседы;

Рассказы воспитателя;

Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;

Разбор ситуации на определенную тему;

Дискуссия диспут;

Разговор за семейным столом;

Демонстрация фильмов;

Практические занятия;

Сочинение детей на заданную тему;

Семейные походы, экскурсии;

Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей;

Семейные вечера на выбранную тему;

Анкеты, тесты.


Основные принципы воспитания:

Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.

Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).

Природосообразный: Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.

Деятельностный: Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников - игре; младших школьников -учении; учащихся основной школы - общении; старшеклассников -учебно-профессиональной деятельности.

Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.

Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.

Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании "Я - Концепции".

Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.

Отношенческий: Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: Формирование у воспитанников структурного подразделения интернат самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности и подготовка их к будущей семейной жизни.

Задачи программы:

1. Активизировать социальные наклонности воспитанников.

2. Учить нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.

3. Развивать чувство доверия в межличностных отношениях, способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей.

4. Расширить кругозор детей, культуру здорового образа жизни.

5. Повышать нравственную и эстетическую культуры воспитанников.

6. Воспитывать всестороннего индивидуально - личностного развитого воспитанника.

Методы работы:

Словесный - объяснение нового материала, обзорный рассказ, беседа;

Наглядный - применение наглядных пособий, фотографий, предметов семейного быта;

Практический - работа с карандашами, аппликацией, составление мини рассказов, экскурсии, встречи с интересными людьми.

Игровой - создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой воспитанникам предлагается найти выход.

Возраст детей, участвующих в реализации программы «Семейные ценности» 10–17 лет.

Срок реализации: один год - 39 часов.

Учебно-тематический план программы «Семейные ценности»

Блока
№ п/п

Название тем

К-во часов

Теория

Практика


Вводный

Тестирование

1

--

1

I

«Семья и её функции»

8

3

5

II

«Духовно - нравственные основы семьи»

7

3

4

III

«Домашний труд в семье»



7



3

4

IV

«Здоровье семьи»

5


3

4

V


«Бюджет семьи»


3


--

3

VI

ПРОЕКТ « Приусадебное растениеводство»

7

3

4

Итоговый

Тестирование


1


--


1


Итого:


39

15

24

ВСЕГО: 39 часов

Содержание тем


Диагностика входящая Практическое занятие

Анкетирование: «Мое представление о семье»– 1 час

Первый блок «Семья и её функции» - 9 часов

Теория:

Беседа «Моя семья – моё богатство»

Беседа «Семья и семейные ценности»

Занятие «Поощрения и наказания в семье»

Беседа «Правовые основы брака и семьи»

Беседа «История возникновения детских домов и интернатов»

Практика:

1. Презентация «Моя семья – моё богатство»

2. Викторина «Кто кому приходится в семье»

3. Мини рассказы «Семейные традиции»

4. Сюжетно-ролевая игра «Распределение обязанностей в семье»

Второй блок «Духовно - нравственные основы семьи» - 7 часов

Теория:

1. Беседа «Духовно-нравственные ценности семьи»

2. Беседа «Взаимопомощь в семье»

3. Беседа «Погода в доме»

Практика:

1. Составление заповедей семьи

2. Психологическая игра: «Дружная семья»

3. Игра «Этикет взаимоотношений в семье»

4. Практическое занятие «Ласковое слово родным вам людям»

Третий блок «Домашний труд в семье» - 7 часов

Теория:

1. Беседа «Домашний труд – забота всей семьи»

2. Беседа «Навыки самообслуживания».

3. Беседа «Эстетика и культура быта».

Практика:

1. Практическое занятие «Создание уюта в семье, красота и самобытность»

2. Практическая работа «Мои обязанности в группе-семье»

3.Практическое занятие «Посадка комнатных цветов» - 2 часа

Четвёртый блок «Здоровье семьи» 5 часов

Теория:

1. Беседа « Ценности здоровой семьи»

2. Беседа «Спорт, здоровье, семья»

Практика:

1. Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам»

2. Практическое занятие «Первая помощь при ранах на природе»

3. Плакат «ЗОЖ моей группы-семьи»

Пятый блок «Бюджет семьи» -3 часа

Теория:

Беседа «Семейный бюджет

Беседа «Экономика как хозяйство»

Беседа «Бедность и богатство»


Шестой блок ПРОЕКТ «Приусадебное растениеводство» -7 часов

Теория:

1. Беседа «Основные овощные культуры, выращиваемые в крае»

2. Беседа «Значение овощей в обеспечении питанием человека»

3. Беседа «Нравственные основы совместного труда семьи на огороде»

Практические занятия:

1. «Подготовка семян к посадке»

2. «Выращивание рассады»

3. «Уход, пикирование рассады»

4. «Посадка на приусадебный участок овощей различным способом»


Итоговый блок -1 часа

1.Итоговая диагностика.


Тематический план программы «Семейные ценности»

№ п/п


Наименование темы

Кол-во часов

Дата

планируемого

проведения

Дата фактического проведения

Примечание

1.

1. Входная диагностика

1


01.09 2018г.



Первый блок «Семья и её функции» - 9 часов

2.

Беседа с презентацией

«Моя семья – моё богатство»

2

08.09 2018г.



3.

2. Беседа «Семья и семейные ценности»

1

15.09 2018г.



4.

3. Беседа «Поощрения и наказания в семье»

1

22.09 2018г.



5.

4. Беседа «История возникновения детских домов и интернатов»

1

29. 09 2018г.



6.

5. Беседа «Правовые основы брака и семьи»

1

06.10 2018г.



7.

6. Викторина «Кто кому приходится в семье»

1

13.10 2018г.



8.

7. Мини рассказы «Моя будущая семья»

1

20.10 2018г.



9.

8. Составление таблицы «Распределение обязанностей в моей будущей семье»

1

27.10 2018г.



Второй блок «Духовно-нравственные основы семьи» - 7 часов

10.

1. Беседа «Духовно-нравственные ценности семьи»

1

01.11 2018г.




11.

2. Составление заповедей моей будущей семьи

1

07.11 2018г.




12.

3. Беседа «Взаимопомощь в семье»

1

16.11 2018г



13.

4. Психологическая игра «Дружная семья»

1

22.11 2018г.



14.

5. Практическое занятие «Ласковое слово родным вам людям»

1

28.11 2018г.



15.

6. Беседа «Погода в доме»

1

07.12 2018г.



16.

7. Игра «Этикет взаимоотношений в семье»

1

13.12 2018г.




Третий блок «Домашний труд в семье» - 7 часов

17.

1. Беседа «Домашний труд – забота всей семьи»

1

19.12 2018г.



28. 18.

2. Беседа «Навыки самообслуживания»

1

29.12 2018г.



19.

3. Практическая работа «Мои обязанности в группе-семье»

1

05.01 2019г.



20.

4. Беседа «Эстетика и культура быта»

1

12.01 2019г.



21.

5. Практическое занятие «Создание уюта в семье, красота и самобытность»

1

19.01 2019г.



22.

23.

6. 7. Практическое занятие «Посадка комнатных цветов»

2

24.01 2019г.

02.02 2019г.




Четвёртый блок «Здоровье семьи» - 5 часов

24.

1. Беседа « Ценности здоровой семьи»

1

08.02 2019г.



25.

2. Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам»

1

14.02 2019г.




26.

3. Беседа «Нравственные основы совместного труда семьи на огороде»

1

20.02 2019г.




27.

4. Беседа «Спорт, здоровье, семья»

1

01.03 2019г.



28.

5. Беседа составление таблицы «ЗОЖ и режим дня моей группы-семьи»

1

07.03 2019г.





Пятый блок «Бюджет семьи» - 3 часов

29.

1. Беседа «Семейный бюджет»

1

16.03 2019г.



30.

2. Беседа «Наследство и наследие»

1

22.03 2019г.



31.

3. Беседа «Бедность и богатство»

1

28.03 2019г



Шестой блок Проект «Приусадебное растениеводство»

32.


1. Беседа «Основные овощные культуры, выращиваемые в крае»

1

06.04 2019г



33.

2. Беседа «Значение овощей в обеспечении питанием человека»

1

12.04 2019г



34.

3. Беседа «Посадка и выращивание рассады овощей»

1

18.04 2019г



35.

4. Практическое занятие «Посадка и выращивание рассады овощей»

1

24.04 2019г.



36.

5. Практическое занятие «Подготовка семян к посадке»

1

03.05 2019г



37.

6. Практическое занятие «Посадка на приусадебный участок овощей различным способом»

1

12.05 2019г.




38.


7. Практическое занятие «Посадка на приусадебный участок овощей различным способом»

1

15.05 2019г.




Итоговый блок – 1 часа

39.

Выходная диагностика по программе

1

21.05 2019г.




Итого по программе

39






Паспорт программы

1) Наименование программы

«Семейные ценности»

2) Разработчик программы

Воспитатель структурного подразделения интернат ГБОУ СО "СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М.Пашина" группы - семья – Одинцова Римма Николаевна

3)Сроки и этапы реализации программы

39 часов на 2018 – 2019 учебный год

4) Цель и задачи программы

Цель программы

Формирование у воспитанников структурного подразделения интернат самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности и подготовка их к будущей семейной жизни.

Задачи программы:

1. Активизировать социальные наклонности воспитанников.

2. Учить нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.

3. Развивать чувство доверия в межличностных отношениях, способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей.

4. Расширить кругозор детей, культуру здорового образа жизни.

5. Повышать нравственную и эстетическую культуры воспитанников.

6. Воспитывать всестороннего индивидуально - личностного развитого воспитанника.

5) Принципы программы

Педагогические принципы программы

Принцип системности

Принцип гуманистического подхода

Принцип коллективной творческой деятельности

Принцип индивидуальности

Принцип творческого саморазвития

Принцип демократического сотрудничества

Принцип свободы выбора и доступности.

6) Способы реализации программы


Методы реализации программы: практический, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, информативный, проектный, наблюдение.

Способы реализации программы: тематические беседы, экскурсии, практикумы, проект, опыты, диспут, чтение художественной литературы, рисование, релаксационные упражнения т.д.

Средства для реализации программы: технические средства, модели, таблицы, рисунки, дидактические материалы, листки здоровья

7) Ожидаемые конечные результаты программы














Воспитанники должны знать:

- культуру российской семьи;

- что взаимосвязано наше общество и семья;

- понятия: семья, наследство, семейные традиции;

- что даёт нам семья;

- секреты семейных отношений;

- правила, обязанности в семье;

Воспитанники должны уметь:

-распределять обязанности между членами семьи;

- оформлять стенд «Моя группа-семья»;

- устанавливать дружеские отношения между сверстниками;

- налаживать коллективные, гуманные отношения в группе-семье;

- сказать нет вредным привычкам;

- делать выводы

8) Исполнитель программы

Воспитатель 2 группы – семья – Одинцова Р.Н.

9) Организация контроля реализации

программы

Административный контроль.

Итоговый контроль: открытое занятие.

Ожидаемые результаты и способы их проверки


Программа

Ожидаемые результаты

Способы их проверки

1.

«Семейные ценности»


Воспитанники должны знать:

- культуру российской семьи;

- что взаимосвязано наше общество и семья;

- понятия: семья, семейные традиции;

- что даёт нам семья;

- секреты семейных отношений;

- правила, обязанности в семье;


Воспитанники должны уметь:

-распределять обязанности между членами семьи;

- оформлять стенд «Моя группа-семья»;

- устанавливать дружеские отношения между сверстниками;

- налаживать коллективные, гуманные отношения в группе-семье;

- сказать нет вредным привычкам;

- делать выводы


Выявление динамики интегрированного показателя личностного роста воспитанников (уровня социальной адаптации) по семейному воспитанию через:


- тестирование;

- оформлять стенд;

- презентацию;

- антирекламу «Нет сигарете и алкоголю»;

- обучающиеся практикумы;

- конкурс рисунков «Моя будущая семья»


Список литературы

Рекомендуемая литература для взрослых и детей по программе

«Семейные ценности» ​​​​​​​

Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.-1985.

Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. – Чебоксары.- 1998.

Зверева О. ., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. - 2000.

Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.-2000.

Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.-   М.- 2000.

Панкова Л.М. У порога семейной жизни.- М.- 1991.

Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России    М, 1999

Стрельникова М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. - 292 с.

Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.- 1987.

 Фролин А. Азбука для родителей. – Л.-1991.

 Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н.

Кардашенко В. Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,1980.

Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общ. ред. Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2002.

Программно методическое обеспечение воспитательного процесса в детском доме. Учебно-методическое пособие. Авторы – составители: Посашкова И. П., Лобченко М. В., Егорова Е. А. и др. ГОУ ДПО «ИРООО», Омск – 2007.

Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993.

Социальные и психологические проблемы детства: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Тара: ОмГПУ, филиал в г. Таре, 2007.

Федеральное законодательство об охране здоровья школьников// Школа здоровья – 2004, - №3.

Форд Е. Школа правильной осанки// Воспитание школьников – 2005, - №9.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.