Программа по семейному воспитанию «Семейные ценности»
Министерство образования Саратовской области
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области
«Средняя общеобразовательная школа п. Алексеевка Хвалынского района
имени В.М. Пашина»
«Рекомендовано к «Согласовано» «Утверждаю»
утверждению»
Методическое объединение «Радуга» воспитателей структурное подразделения интернат ГБОУ СО «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина»
Протокол заседания № 1 «29 августа 2018 г. | Руководитель структурного подразделения ГБОУ СО «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина» __________И.В Соколова | Директору ГБОУ СО «СОШ п. Алексеевка Хвалынского района имени В.М. Пашина» структурное подразделения интернат ______________ В.А. Симонов Приказ № 9-О от 01 сентября 2018г. . |
Рабочая программа
по воспитательной работе
Направление: семейное воспитание
Тема: «Семейные ценности»
Возраст детей: 10 – 17 лет
Срок реализации программы: 39 часов
Разработал: воспитатель ___группы – семья Одинцова Р.Н.
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол заседания № 1
От «30» августа 2018 г.
п. Алексеевка
2018-2019 уч.г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Семейное воспитание детей в условиях структурного подразделения интернат - это одна из наиболее важных, актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в интернатные учреждения в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Эти дети воспитывались в домах ребенка, в дошкольных детских домах, а те, которые поступили из семей, приобрели печальный опыт семейной жизни. Они создают свой, часто неверный, образ той или иной роли. Для адекватного вхождения воспитанника учреждения интернатного типа в систему социальных отношений должна проводиться специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе - работа по семейному воспитанию.
В нашем интернате воспитываются дети, попавшие сюда из разных ситуаций. Есть те, которые никогда не видели родителей. В этом случае влияние на них оказывают только окружающие люди: воспитатели, дети и т. д. У детей, которые воспитывались в семье, но их родители умерли, coxpаняются добрые отношения к семье, и опосредованно пример членов семьи, в которой они были, оказывает на них существенное влияние. Есть третья группа детей, родители которых живы. Это социальные сироты, на которых до сих пор оказывает влияние семья, хотя они и не живут с ней. Дети понимают всю сложность жизни такой семьи, в которой обстановка, условия недопустимы для воспитания ребенка. Но в то же время ощущение наличия родителей, стремление к ним в какой- то степени создают особые условия, при которых они ищут оправдание поведению своих родителей, ищут то, что дает им возможность сформировать искаженное впечатление об окружающих людях. Они стремятся побывать в семье, часто осознавая сложность этой ситуации: с одной стороны, пребывание в семье является для них тяжелым, а с другой стороны, они рады ощущению, что у них есть все-таки близкие люди.
Семья оказывает то влияние на ребенка, которое не заменит никакой интернат, никакие педагоги, никакие специальные или искусственно создаваемые условия. В связи с этим необходим поиск таких педагогических средств, которые не компенсировали бы отсутствие семьи, а создали бы те условия, в которых ребенок смог бы адекватно социально развиваться, несмотря на отсутствие семьи. Для педагогов в учреждении интернатного типа особую трудность представляет работа, которая в какой-то степени обеспечивала бы усвоение социальной роли семьянина. При этом очень важно, чтобы не создавалось искаженное представление о семье. Не игра "В семью", не создание подобия семьи, а отношения заботы, сотрудничества, поддержки, взаимной ответственности должны становиться основными и обеспечивать формирование социальности ребенка в этом учреждении.
Государственной программы развития и воспитания ребенка в детском доме пока не существует. Многие детские дома разрабатывают собственные программы, в основном направленные на профессиональную подготовку детей. Однако важнее создавать такие условия в детском доме, чтобы у детей было полноценное детство, чтобы они научились всему, что умеют дети из благополучных семей. У них должно быть сформировано представление о жизни в нормальной семье, о взаимоотношениях между близкими людьми, о проблемах семейной жизни. Они должны быть готовы к ведению домашнего хозяйства, в организации быта.
Программа разработана в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании практического опыта работы Алексеевского структурного подразделения Хвалынского района, Саратовской области
Данная программа обеспечивает всестороннее развитие и воспитание детей, и подготовку их к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома.
В каждой такой группе-семье – 10 - 17 детей, некоторые из которых связанны родственными отношениями. Они проживают в условиях, приближенных к домашним.
Программа рассчитана на долгосрочное пользование. Четко определен круг вопросов, которые детям необходимо освоить за время пребывания в детском доме (содержание программы охватывает все стороны развития и воспитания ребенка, его подготовку к самостоятельной жизни через семью, созданную в рамках детского дома).
Программа «Семейные ценности» включает в себя пять теории – практических блока:
1 блок - «Семья и её функции»;
2 блок - «Духовно - нравственные основы семьи»;
3 блок – «Домашний труд в семье»,
4 блок – «Здоровье семьи»
5 блок – «Бюджет семьи»
6 блок - ПРОЕКТ « Приусадебное растениеводство»
В каждом блоке разработаны темы теоретических и практических занятий, которые реализуются в течение всего периода реализации программы. Представлен механизм реализации программы (не только перечислены вопросы, но и указанно как их решать).
Программа циклична, ребенок находясь в детском доме, осваивает ее дважды: в младшем возрасте – в простой, доступной форме и в старшем – более глубоко и основательно.
Сроки определяются календарным годом. Занятия проводятся 1 раз в неделю по каждому из блоков программы.
В процессе реализации программы используются следующие методы: объяснительно - иллюстративный, репродуктивный, деятельностный, эвристический, исследовательский.
Программа предусматривает использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм работы с воспитанниками.
В процессе работы с воспитанниками предусматривается использование следующих методов и форм работы:
Специально организованные занятия:
Беседы;
Рассказы воспитателя;
Работа с пословицами о семье, семейных отношениях;
Разбор ситуации на определенную тему;
Дискуссия диспут;
Разговор за семейным столом;
Демонстрация фильмов;
Практические занятия;
Сочинение детей на заданную тему;
Семейные походы, экскурсии;
Встречи с интересными людьми и специалистами разных областей;
Семейные вечера на выбранную тему;
Анкеты, тесты.
Основные принципы воспитания:
Личностный: Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
Средовой: Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).
Природосообразный: Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.
Деятельностный: Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников - игре; младших школьников -учении; учащихся основной школы - общении; старшеклассников -учебно-профессиональной деятельности.
Культуросообразный: Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру, духовность.
Дифференцированный: Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.
Человековедческий: Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании "Я - Концепции".
Эмоциональный: Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
Отношенческий: Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов: коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Формирование у воспитанников структурного подразделения интернат самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности и подготовка их к будущей семейной жизни.
Задачи программы:
1. Активизировать социальные наклонности воспитанников.
2. Учить нормам и правилам общежития и социального взаимодействия.
3. Развивать чувство доверия в межличностных отношениях, способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей.
4. Расширить кругозор детей, культуру здорового образа жизни.
5. Повышать нравственную и эстетическую культуры воспитанников.
6. Воспитывать всестороннего индивидуально - личностного развитого воспитанника.
Методы работы:
Словесный - объяснение нового материала, обзорный рассказ, беседа;
Наглядный - применение наглядных пособий, фотографий, предметов семейного быта;
Практический - работа с карандашами, аппликацией, составление мини рассказов, экскурсии, встречи с интересными людьми.
Игровой - создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой воспитанникам предлагается найти выход.
Возраст детей, участвующих в реализации программы «Семейные ценности» 10–17 лет.
Срок реализации: один год - 39 часов.
Учебно-тематический план программы «Семейные ценности»
Название тем | К-во часов | Теория | Практика | |
Вводный | Тестирование | 1 | -- | 1 |
I | «Семья и её функции» | 8 | 3 | 5 |
II | «Духовно - нравственные основы семьи» | 7 | 3 | 4 |
III | «Домашний труд в семье» | 7 | 3 | 4 |
IV | «Здоровье семьи» | 5 | 3 | 4 |
V | «Бюджет семьи» | 3 | -- | 3 |
VI | ПРОЕКТ « Приусадебное растениеводство» | 7 | 3 | 4 |
Итоговый | Тестирование | 1 | -- | 1 |
Итого: | | 39 | 15 | 24 |
ВСЕГО: 39 часов |
Содержание тем
Диагностика входящая Практическое занятие
Анкетирование: «Мое представление о семье»– 1 час
Первый блок «Семья и её функции» - 9 часов
Теория:
Беседа «Моя семья – моё богатство»
Беседа «Семья и семейные ценности»
Занятие «Поощрения и наказания в семье»
Беседа «Правовые основы брака и семьи»
Беседа «История возникновения детских домов и интернатов»
Практика:
1. Презентация «Моя семья – моё богатство»
2. Викторина «Кто кому приходится в семье»
3. Мини рассказы «Семейные традиции»
4. Сюжетно-ролевая игра «Распределение обязанностей в семье»
Второй блок «Духовно - нравственные основы семьи» - 7 часов
Теория:
1. Беседа «Духовно-нравственные ценности семьи»
2. Беседа «Взаимопомощь в семье»
3. Беседа «Погода в доме»
Практика:
1. Составление заповедей семьи
2. Психологическая игра: «Дружная семья»
3. Игра «Этикет взаимоотношений в семье»
4. Практическое занятие «Ласковое слово родным вам людям»
Третий блок «Домашний труд в семье» - 7 часов
Теория:
1. Беседа «Домашний труд – забота всей семьи»
2. Беседа «Навыки самообслуживания».
3. Беседа «Эстетика и культура быта».
Практика:
1. Практическое занятие «Создание уюта в семье, красота и самобытность»
2. Практическая работа «Мои обязанности в группе-семье»
3.Практическое занятие «Посадка комнатных цветов» - 2 часа
Четвёртый блок «Здоровье семьи» 5 часов
Теория:
1. Беседа « Ценности здоровой семьи»
2. Беседа «Спорт, здоровье, семья»
Практика:
1. Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам»
2. Практическое занятие «Первая помощь при ранах на природе»
3. Плакат «ЗОЖ моей группы-семьи»
Пятый блок «Бюджет семьи» -3 часа
Теория:
Беседа «Семейный бюджет
Беседа «Экономика как хозяйство»
Беседа «Бедность и богатство»
Шестой блок ПРОЕКТ «Приусадебное растениеводство» -7 часов
Теория:
1. Беседа «Основные овощные культуры, выращиваемые в крае»
2. Беседа «Значение овощей в обеспечении питанием человека»
3. Беседа «Нравственные основы совместного труда семьи на огороде»
Практические занятия:
1. «Подготовка семян к посадке»
2. «Выращивание рассады»
3. «Уход, пикирование рассады»
4. «Посадка на приусадебный участок овощей различным способом»
Итоговый блок -1 часа
1.Итоговая диагностика.
Тематический план программы «Семейные ценности»
№ п/п | Наименование темы | Кол-во часов | Дата планируемого проведения | Дата фактического проведения | Примечание | ||||||
1. | 1. Входная диагностика | 1 | 01.09 2018г. | | | ||||||
Первый блок «Семья и её функции» - 9 часов | |||||||||||
2. | Беседа с презентацией «Моя семья – моё богатство» | 2 | 08.09 2018г. | | | ||||||
3. | 2. Беседа «Семья и семейные ценности» | 1 | 15.09 2018г. | | | ||||||
4. | 3. Беседа «Поощрения и наказания в семье» | 1 | 22.09 2018г. | | | ||||||
5. | 4. Беседа «История возникновения детских домов и интернатов» | 1 | 29. 09 2018г. | | | ||||||
6. | 5. Беседа «Правовые основы брака и семьи» | 1 | 06.10 2018г. | | | ||||||
7. | 6. Викторина «Кто кому приходится в семье» | 1 | 13.10 2018г. | | | ||||||
8. | 7. Мини рассказы «Моя будущая семья» | 1 | 20.10 2018г. | | | ||||||
9. | 8. Составление таблицы «Распределение обязанностей в моей будущей семье» | 1 | 27.10 2018г. | | | ||||||
Второй блок «Духовно-нравственные основы семьи» - 7 часов | |||||||||||
10. | 1. Беседа «Духовно-нравственные ценности семьи» | 1 | 01.11 2018г. | | | ||||||
11. | 2. Составление заповедей моей будущей семьи | 1 | 07.11 2018г. | | | ||||||
12. | 3. Беседа «Взаимопомощь в семье» | 1 | 16.11 2018г | | | ||||||
13. | 4. Психологическая игра «Дружная семья» | 1 | 22.11 2018г. | | | ||||||
14. | 5. Практическое занятие «Ласковое слово родным вам людям» | 1 | 28.11 2018г. | | | ||||||
15. | 6. Беседа «Погода в доме» | 1 | 07.12 2018г. | | | ||||||
16. | 7. Игра «Этикет взаимоотношений в семье» | 1 | 13.12 2018г. | | | ||||||
Третий блок «Домашний труд в семье» - 7 часов | |||||||||||
17. | 1. Беседа «Домашний труд – забота всей семьи» | 1 | 19.12 2018г. | | | ||||||
28. 18. | 2. Беседа «Навыки самообслуживания» | 1 | 29.12 2018г. | | | ||||||
19. | 3. Практическая работа «Мои обязанности в группе-семье» | 1 | 05.01 2019г. | | | ||||||
20. | 4. Беседа «Эстетика и культура быта» | 1 | 12.01 2019г. | | | ||||||
21. | 5. Практическое занятие «Создание уюта в семье, красота и самобытность» | 1 | 19.01 2019г. | | | ||||||
22. 23. | 6. 7. Практическое занятие «Посадка комнатных цветов» | 2 | 24.01 2019г. 02.02 2019г. | | | ||||||
Четвёртый блок «Здоровье семьи» - 5 часов | |||||||||||
24. | 1. Беседа « Ценности здоровой семьи» | 1 | 08.02 2019г. | | | ||||||
25. | 2. Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам» | 1 | 14.02 2019г. | | | ||||||
26. | 3. Беседа «Нравственные основы совместного труда семьи на огороде» | 1 | 20.02 2019г. | | | ||||||
27. | 4. Беседа «Спорт, здоровье, семья» | 1 | 01.03 2019г. | | | ||||||
28. | 5. Беседа составление таблицы «ЗОЖ и режим дня моей группы-семьи» | 1 | 07.03 2019г. | | | ||||||
| Пятый блок «Бюджет семьи» - 3 часов | ||||||||||
29. | 1. Беседа «Семейный бюджет» | 1 | 16.03 2019г.
| | | ||||||
30. | 2. Беседа «Наследство и наследие» | 1 | 22.03 2019г. | | | ||||||
31. | 3. Беседа «Бедность и богатство» | 1 | 28.03 2019г | | | ||||||
Шестой блок Проект «Приусадебное растениеводство» | |||||||||||
32. | 1. Беседа «Основные овощные культуры, выращиваемые в крае» | 1 | 06.04 2019г | | | ||||||
33. | 2. Беседа «Значение овощей в обеспечении питанием человека» | 1 | 12.04 2019г | | | ||||||
34. | 3. Беседа «Посадка и выращивание рассады овощей» | 1 | 18.04 2019г | | | ||||||
35. | 4. Практическое занятие «Посадка и выращивание рассады овощей» | 1 | 24.04 2019г. | | | ||||||
36. | 5. Практическое занятие «Подготовка семян к посадке» | 1 | 03.05 2019г | | | ||||||
37. | 6. Практическое занятие «Посадка на приусадебный участок овощей различным способом» | 1 | 12.05 2019г. | | | ||||||
38. | 7. Практическое занятие «Посадка на приусадебный участок овощей различным способом» | 1 | 15.05 2019г. | | | ||||||
Итоговый блок – 1 часа | |||||||||||
39. | Выходная диагностика по программе | 1 | 21.05 2019г. | | | ||||||
| Итого по программе | 39 | | | |
Паспорт программы
1) Наименование программы | «Семейные ценности» |
2) Разработчик программы | Воспитатель структурного подразделения интернат ГБОУ СО "СОШ п.Алексеевка Хвалынского района имени В.М.Пашина" группы - семья – Одинцова Римма Николаевна |
3)Сроки и этапы реализации программы | 39 часов на 2018 – 2019 учебный год |
4) Цель и задачи программы | Цель программы Формирование у воспитанников структурного подразделения интернат самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности и подготовка их к будущей семейной жизни. Задачи программы: 1. Активизировать социальные наклонности воспитанников. 2. Учить нормам и правилам общежития и социального взаимодействия. 3. Развивать чувство доверия в межличностных отношениях, способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей. 4. Расширить кругозор детей, культуру здорового образа жизни. 5. Повышать нравственную и эстетическую культуры воспитанников. 6. Воспитывать всестороннего индивидуально - личностного развитого воспитанника. |
5) Принципы программы | Педагогические принципы программы Принцип системности Принцип гуманистического подхода Принцип коллективной творческой деятельности Принцип индивидуальности Принцип творческого саморазвития Принцип демократического сотрудничества Принцип свободы выбора и доступности. |
6) Способы реализации программы | Методы реализации программы: практический, объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, информативный, проектный, наблюдение. Способы реализации программы: тематические беседы, экскурсии, практикумы, проект, опыты, диспут, чтение художественной литературы, рисование, релаксационные упражнения т.д. Средства для реализации программы: технические средства, модели, таблицы, рисунки, дидактические материалы, листки здоровья |
7) Ожидаемые конечные результаты программы | Воспитанники должны знать: - культуру российской семьи; - что взаимосвязано наше общество и семья; - понятия: семья, наследство, семейные традиции; - что даёт нам семья; - секреты семейных отношений; - правила, обязанности в семье; Воспитанники должны уметь: -распределять обязанности между членами семьи; - оформлять стенд «Моя группа-семья»; - устанавливать дружеские отношения между сверстниками; - налаживать коллективные, гуманные отношения в группе-семье; - сказать нет вредным привычкам; - делать выводы |
8) Исполнитель программы | Воспитатель 2 группы – семья – Одинцова Р.Н. |
9) Организация контроля реализации программы | Административный контроль. Итоговый контроль: открытое занятие. |
Ожидаемые результаты и способы их проверки
№ | Программа | Ожидаемые результаты | Способы их проверки |
1. | «Семейные ценности» | Воспитанники должны знать: - культуру российской семьи; - что взаимосвязано наше общество и семья; - понятия: семья, семейные традиции; - что даёт нам семья; - секреты семейных отношений; - правила, обязанности в семье; Воспитанники должны уметь: -распределять обязанности между членами семьи; - оформлять стенд «Моя группа-семья»; - устанавливать дружеские отношения между сверстниками; - налаживать коллективные, гуманные отношения в группе-семье; - сказать нет вредным привычкам; - делать выводы | Выявление динамики интегрированного показателя личностного роста воспитанников (уровня социальной адаптации) по семейному воспитанию через: - тестирование; - оформлять стенд; - презентацию; - антирекламу «Нет сигарете и алкоголю»; - обучающиеся практикумы; - конкурс рисунков «Моя будущая семья» |
Список литературы
Рекомендуемая литература для взрослых и детей по программе
«Семейные ценности»
Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.-1985.
Вершинин В.Н. Домашнее воспитание. – Чебоксары.- 1998.
Зверева О. ., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М. - 2000.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. - М.-2000.
Миньковский Г.М. О воспитательном потенциале семьи.- М.- 2000.
Панкова Л.М. У порога семейной жизни.- М.- 1991.
Рыбинский Е.М. Феномен детства в современной России М, 1999
Стрельникова М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К-", 2013. - 292 с.
Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.- 1987.
Фролин А. Азбука для родителей. – Л.-1991.
Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н.
Кардашенко В. Н. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина,1980.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками/ Под общ. ред. Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2002.
Программно методическое обеспечение воспитательного процесса в детском доме. Учебно-методическое пособие. Авторы – составители: Посашкова И. П., Лобченко М. В., Егорова Е. А. и др. ГОУ ДПО «ИРООО», Омск – 2007.
Самоукина Н. В. Игры в школе и дома. – М.: Новая школа, 1993.
Социальные и психологические проблемы детства: материалы межрегиональной научно-практической конференции. – Тара: ОмГПУ, филиал в г. Таре, 2007.
Федеральное законодательство об охране здоровья школьников// Школа здоровья – 2004, - №3.
Форд Е. Школа правильной осанки// Воспитание школьников – 2005, - №9.