Родительское собрание «Семейные ценности»
Ванчугова Светлана Михайловна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
стаж работы 28 лет
МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска Кировской области
Родительское собрание «Семейные ценности»
Родителям предлагается посмотреть клип из раздела « Цветотерапия».
В данном клипе использованы цвета радуги. Сколько их?
Использована музыка, состоящая их нот. Сколько их?
Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете 7
А ещё где есть 7 я
Наша славная Семья .
Упражнение «Ассоциация»
У каждого свое представление о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас?
• Если семья — это постройка, то какая…
• Если семья — это цвет, то какой…
• Если семья — это музыка, то какая …
• Если семья — это геометрическая фигура, то какая…
• Если семья — это название фильма, то какого…
• Если семья — это настроение, то какое…
Для каждого из вас слово «семья» имеет свое значение. А вот что мы можем прочитать в словаре С.И. Ожегова: «Семья — группа живущих вместе близких родственников». .
В каждой семье существует как минимум 2 поколения. Какие? Родители и дети.
Для чего живут родители?
Что может передавать старшее поколение младшему?( Язык, знания, жилище, ценности)
Что такое семейные ценности?
Недвижимость и счет в банке, драгоценности или что-то иное?
Ценности можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными, если защищаются и отстаиваются её членами.
Ценности духовные- это объединяющие идеи. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на одни и те же вопросы, но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её.
Составление кластера семейные ценности работа в парах
Что у вас получилось?
Любовь
Общение
Понимание
Традиции
Встречаются два человека, влюбляются, женятся. Рождается семья: двое, живущие вместе, заботящиеся друг о друге, связанные обещаниями и клятвами. Потом появляется ребёнок. И заботиться нужно уже о нём…
Поставьте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что в ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? (Ответ)
Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашей любви птенец окреп, подрос, превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Как она ведёт себя? Уверенно осваивает пространство или испуганно прячется? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на веточке? Это зависит от того, сколько любви получил ребёнок в семье.
Фраза «Я люблю тебя» имеет огромную ценность. Каждый раз, когда вы ее говорите, выражайте важность для вас этих слов. Все мы хотим любви. Говорите о любви словами и поступками, объятиями и поцелуями. Все мы знаем, что ребёнка за день нужно обнять не менее 12 раз в день. Эта та цифра, после которой в поведении и состоянии здоровья ребенка начинаются заметные сдвиги. Но вы не робот, да и считать объятия как-то глупо. Просто обнимайте своих детей каждый раз, когда можете до них дотянуться.
Я спрашиваю детей : обнимают ли их родители и сколько раз? очень мало.
Почему дети любят обниматься?
1. Мамины руки нежные.
2.Я чувствую себя защищённым.
3. Успокаивает.
4. Чувствую, что есть друг.
5. Чувствую себя любимым.
6. Все хорошо.
7. Ощущение заботы.
8. Создается чувство тепла.
.Объятия повышают иммунитет, интеллект, поэтому недостаток семейных объятий заменяем классными. Семейные объятия приходится заменять классными .Я предлагаю вам поиграть и игру « Обнимашки»
Здравствуй, друг.( пожимают руки)
Как ты тут?( за плечо)
Где ты был?( за ушко)
Я скучал( за грудь)
Ты пришел! ( руки в стороны)
Хорошо! ( обнять)
Обнимайте друг друга чаще — это поможет вам повысить собственную самооценку и подняться на новый уровень сознания. Обнимая других, вы в определенной степени обнимаете себя, обретая гармонию, радость, любовь и счастье.
Общение. В каждой семье свой индивидуальный стиль общения.
Общение - отдельное искусство. Передача информации, чувств - важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению семьи.. Родители удивляются, почему дети не хотят с ними общаться? А ведь они сами когда- то пресекли эти попытки общения. Этот год объявлен годом кино, поэтому попробуем изобразить мини- фильм. 2 человека- мама и дочка. От них требуется пантомима. 2 человека-озвучка и автор. Фильм называется « Неудачное обшение»6 ленточек
Мама и дочка- первоклассница торопятся в школу. Ребёнок энергичный, любознательный, задаёт кучу вопросов.
- Мама, а что это там такое, посмотри!
-Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Перестань глазеть! ( завязываем глаза ленточкой, платочком)
Они бегут дальше, но тут встречают мамину подругу и обмениваются новостями. Ребёнок внимательно слушает и спрашивает:
- Мама, а кто такой дядя Юра?
- Что ты вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще чего ты уши развесила? Как не стыдно? Закрой уши?( завязываем уши)
Мама прощается с подругой и продолжает путь дальше.
- Мам, а в школе вчера ..
- Отстань, ну чего ты разболталась. Некогда сейчас. Можешь ты помолчать? Закрой рот!
Ребёнок уже молчит, но на ходу поднимает какую-то веточку.
- Что у тебя за руки? Вечно ты их куда-то суёшь? Выброси сейчас же! Убери руки! ( завязываем руки)
Ребёнок начинает подпрыгивать и мама в ужасе кричит на него:
-Где ты этому научилась? Перестань дрыгать ногами! Иди спокойно ! ( завязывают ноги)
Ребёнок начинает хныкать, а мама кричит на него:
-Что ревёшь? Прекрати! Только позоришь меня! ( завязывают сердце)
ОбсуждениеЧто чувствовал условный ребёнок вовремя этого действия?
Захочет ли он общаться со своими родителями в более старшем возрасте?
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни.
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаю закончить предложение, используя слова для справок:
ЕСЛИ ( в парах по цепочке) вычёркиваем использованные ответы
1. ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.
Ролик
Слайд на вечеринке
Научитесь правильно общаться с детьми, он ответят вам тем же.
Понимание.
Притча про китайского мудреца. « В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и то же слово …«ПОНИМАНИЕ».
Научитесь понимать своих детей, встав на их позицию и дети это обязательно оценят.
Пойми меня» работа в группах
Ребенок говорит |
Ребенок чувствует |
Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! |
Гордость. Удовлетворение. |
Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. |
Скука, поставлен в тупик. |
Все дети играют, а мне не с кем. |
Одиночество, покинутость. |
Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Я достаточно взрослый, чтобы сделать это сам. |
Уверенность, самостоятельность. |
Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. |
Боль, злость, чувство не любви. |
У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? |
Разочарование, желание бросить. |
Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. |
Одобрение, благодарность, радость. |
В каждой семье есть свои семейные традиции
По цепочке назвать семейные традиции
А теперь, чтобы подвести итог нашего собрания , я предлагаю вам выполнить творческое задание по группам.
1. группа попробует сочинить стихотворение о семье на заданную рифму.
2. группа построить из кирпичиков - семейных ценностей дом.
3. группа придумает продолжение сказки по началу.
4. С помощью явлений природы на рисунке изобразить взаимоотношения в семье.
Заслушивание творческих заданий.
Закончить я хочу нашу встречу
А дом заставленный добром, - еще не дом.
И даже люстра над столом, - еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Любите, уважайте, цените друг друга, и тогда в вашей семье будут царить мир и покой.
Литература
1. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: практическое пособие. М.: Генезис, 2007 г.
2.Суслова Анна " А дом , заставленный добром".Сборник стихотворений