Программа по сопровождению филологически одарённых детей

1
0
Материал опубликован 7 January

Приложение3.1.1

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «волочаевский лицей»






Авторская программа

по сопровождению

филологически одарённых детей

(из опыта работы

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Волочаевский лицей»

г. Хабаровска

Завелицкой Елены Викторовны)




























t1704627109aa.gift1704627109aa.gifПАСПОРТ ПРОГРАММЫ



Наименование программы

Работа с одаренными детьми по русскому языку и литературе на 2019-2024 годы

Цель программы

создание системы комплексных мероприятий по проблеме развития филологических способностей  одарённых детей для решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

Задачи программы


         - определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся филологической одарённости;

         – развивать одарённость обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

         – повысить  интерес к родному языку, развивать  мотивацию учебной деятельности;

         – включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу;

         – активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах и олимпиадах;

         – повысить  результативность обучения.

Основные направления программы

1) выявление и

подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе;

2) исследовательская деятельность учащихся;

3) интеллектуальные и творческие конкурсы;


Ожидаемые результаты программы

положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;

рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности

формирование банка технологий и программ для работы с одаренными детьми.


Сроки и этапы реализации программы

Организационный этап (сентябрь 2019г.)

Практический этап (2020 -март 2023 г.)

Обобщающий этап (март 2023 – май 2024г)










Одарённость человекаэто маленький росточек, едва проклюнувшийся и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.

В.А. Сухомлинский

I. Пояснительная записка

Приоритетный национальный проект «Образование», национально-образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривают мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи, что актуализирует проблему методического сопровождения деятельности педагогов, работающих со способными и одарёнными детьми в условиях гимназического образования. Анализ результатов предметных олимпиад на муниципальном, региональном уровнях, участия в различных творческих филолого-лингвистических конкурсах показал необходимость в разработке программы по работе с одаренными детьми в области филологии.

Целью программы является: создание системы комплексных мероприятий по проблеме развития филологических способностей  одарённых детей для решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

Задачи:

Определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся филологической одарённости.

Создать условия, обеспечивающие развитие системы исследовательской деятельности учащихся в целях повышения эффективности образовательной деятельности в области филологической направленности.

Развивать одарённость обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования

Активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах и олимпиадах.

Повысить  интерес к изучению родного языка.

Рразвивать  мотивацию учебной деятельности и повысить  результативность обучения.

Основные направления программы:

Выявление и научно-методическое сопровождение одарённых оучающихся.

Подготовка к участию в предметных олимпиадах по русскому языку и литературе.

Исследовательская деятельность обучающихся.

Интеллектуальные и творческие конкурсы по русскому языку и литературе.

Организация деятельности учителя по работе с одарёнными детьми в урочное и внеурочное время.


Этапы реализации:

Первый этапдиагностико-организационный – предполагается реализовать в 1 полугодие 2019-2020 учебного года . Он включает в себя:

создание нормативно-правовой базы;

обеспечение материально-технической базы;

создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

изучение контингента учащихся школы с целью выявления филологически одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

разработка авторской программы дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.

Второй этапорганизационно-практический, этап реализации ( 2020 г. - 2023 г.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях. На этом этапе планируется:

апробация экспериментальной авторской программы;

отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей в области филологии каждого ребенка;

отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы».


Третий этап.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе 2024 г. (рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:

сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

мониторинг личных достижений учащихся;

анализ деятельности учителя по организации работы с одаренными детьми;

создание системы работы с одаренными детьми в условиях основной школы;

определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.


Результатом реализации программы должно стать:

положительное изменение качественных характеристик участия обучающихся в предметных олимпиадах и НПК, интеллектуальных конкурсах;

рост численности обучающихся и, принимающих участие в олимпиадном движении, исследовательской деятельности, интеллектуальных конкурсах;

формирование банка технологий и программ для работы с одаренными детьми.


Исходные теоретические положения

В ходе работы по составлению данной программы и ее психолого-педагогического аспекта были проанализированы различные теоретические подходы к психологическому пониманию одаренности.

Образование во все времена считалось непреходящей ценностью, так как именно оно составляет основу экономического развития общества, социальной стабильности, роста интеллектуальных ресурсов и духовно­нравственного потенциала населения. Целью современного образования является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, поэтому учителю важно овладеть новым педагогическим мышлением, в центре внимания которого — личность ученика, своеобразие его индивидуальности, уровень подготовки, способность к учению, характер жизненных устремлений.

Особое место в этом процессе отводится филологическим предметам как неотъемлемой составляющей культурного образования. В контексте федерального государственного образовательного стандарта предметной областью «Филология» открывается простор для развития инициативы и творчества учителя в выборе методов обучения и организации занятий необходимого условия подготовки образованного гражданина, умеющего жить и работать по-новому. Одним из таких направлений современного образовательного процесса является работа с одарёнными детьми, основная цель которой способствовать развитию природного таланта, самореализации и самопознанию способных и явно одарённых детей.

Создание эффективной системы работы с одарёнными детьми является одним из приоритетных направлений образовательной политики. В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» указано, что необходимо «развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе». Система поддержки талантливых детей в школе должна подкрепляться дополнительными организационными формами и средствами помощи и сопровождения, предлагаемыми извне.

Знакомство с работами современных учёных-психологов и педагогов позволило нам убедиться в том, что единой трактовки понятия «детская одарённость» не существует. В педагогическом словаре читаем следующее: «Одарённость это системное, развивающее в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности».

Одарённый ребёнок (по словам Н. С. Лейтеса, российского психолога, специалиста в области психологии детской одарённости) — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для достижений) в том или ином виде деятельности.

В рамках деятельностного подхода отечественные психологи (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов) одарённость рассматривают как совокупность особенностей личности, позволяющую достичь высоких результатов в какой-либо деятельности. Подразделяясь на общую (проявляющуюся в широком спектре разнообразной деятельности) и специальную (проявляющуюся в конкретных видах деятельности), она и оценивается по этим результатам.

И.Я. Лернер выделяет интеллектуальную и творческую одарённость. Этих взглядов придерживался П. Торренс, автор концепции творческого мышления. Наличие указанных двух видов одарённости подтверждают Д. Гилфорд, Д.Б. Богоявленская, которые в ходе своих исследований доказали то, что для создания готового творческого продукта требуются оба типа способностей.

В.Т. Кудрявцев считает, что развитие способностей происходит в процессе разрешения проблемных ситуаций, причём у ребенка развивается особый стиль умственной деятельности, исследовательская активность и самостоятельность.

Лично для меня ближе понимание одарённости по теории Дж. Рензулли. Согласно его теории одарённость – сочетание трёх характеристик:

t1704627109ab.gif



t1704627109ac.gift1704627109ad.gif

Интеллект

Творчество




t1704627109ae.gif

Одарённость





t1704627109af.gif

Мотивация






Как бы то ни было, а слово «одарённый» восходит к слову «дар», с ним ребёнок появляется на свет, чтобы быть счастливым и успешным. Безусловно, не каждый может стать великим, но развиваться имеет возможность каждый.

Многолетний опыт работы в школе убедил меня в том, что главное в работе с одарёнными детьми — не только разнообразие методик, не только инновационные проекты, а, в первую очередь, умение учителя разглядеть талант ребенка, заставить поверить в себя и научить пользоваться тем, что в нём заложено. При этом нельзя забывать, что одарённость существует в постоянном движении: или развивается, или угасает. Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:

- желание работать нестандартно,

- поисковая активность, любознательность;

- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;

- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.

Стремление к мастерству




t1704627109ag.gift1704627109ah.gif

Организация работы с одарёнными детьми


t1704627109ai.pngt1704627109aj.png


t1704627109ak.png



t1704627109al.gif

Получение опыта учителем и учеником


t1704627109am.png










Главная задача учителя:

во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации;

во-вторых, умело их развивать и применять на практике.

Специфический компонент профессиональной квалификации педагога, работающего с одаренными детьми, предполагает наличие психолого-педагогических знаний, умений и навыков, соответствующих требованиям педагогики и психологии одаренности; профессионально-личностную позицию педагога, позволяющую предоставлять учащимся свободу учиться; такие личностные качества педагога, как высокие уровни развития познавательной и профессиональной мотивации, эмпатии, высокая и адекватная самооценка, стремление к личностному росту и т. д.

Поэтому необходимым компонентом их развития является педагогическое сопровождение одарённого ученика, состоящее из определённых правил, которые отражены в «Памятке» (приложение № 1).

Критериальная база.

Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Я-концепции».






Критерии

Показатели

Методика изучения

Самоактуализированность личности

Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей.

Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.

Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях.

Способность к рефлексии.

Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения.

Уровень коммуникативной культуры

Краткий тест творческого мышления П.Торренса (фигурная форма), папка достижений учащихся.

Опросник субъектного отношения одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.

Метод незаконченного предложения.

Тест «Исследование школьной мотивации».

Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью одаренных детей в школе

Удовлетворенность содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы, взаимоотношениями в школьном сообществе.

Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе.

Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка.

Изучение удовлетворенности педагога и родителей жизнедеятельностью в школе.

Изучение удовлетворенности учащихся жизнью в школе.

Тест школьной тревожности Филипса.

Конкурентоспособность одаренных учащихся

Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся.

Участие учащихся, педагогов в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д.

Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников.

Методики статистического анализа данных, их динамика.

Формами подведения итогов станут олимпиады, НПК, конкурсы, проекты.

Учебно-тематический план 2019-2024гг.

п/п

Перечень разделов, тем.

Количество часов

всего

теория

практика



1

Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе.


65

25

40


2

Исследовательская деятельность учащихся

на основе краеведческого материала

70

20

50

3

Интеллектуальные и творческие конкурсы

30


30

4

Заключительное занятие

5

5



ИТОГО

170

50

120











Содержание программы

Направление 1.

« Выявление и научно-методическое сопровождение одаренных детей»

Задачи:

- выявить потребности и возможности учащихся, имеющих высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности, творческой, спортивной;

- организовать психолого-педагогическую работу среди родителей способных учащихся;

- произвести отбор среди различных систем обучения, тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, - инициативности и творчества

С точки зрения современных исследователей, эффективная идентификация детской одарённости посредством какой-либо одноразовой процедуры невозможна. Направив усилия на их постепенный, поэтапный поиск, с помощью индивидуализированного образования, наблюдаем: одарённых детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно: в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Работу по выявлению и поддержке филологически одарённых детей лучше начинать с младших классов, а в среднем звене уже искать такие пути и возможности для проявления своих талантов, чтобы сам ребёнок поверил в себя и свои возможности. В моей же практике такую работу первоначально провожу с пятиклассниками.

На первом этапе выявления одарённых детей содержанием этой кропотливой работы является изучение интеллектуальных характеристик детей, развитие их познавательной активности, творческой компетентности, анкетирование по выявлению творческого интереса к учению, мониторинги развития творческого интереса к учению и качества языкового образования. Для этого собирается банк диагностических материалов по выявлению уровня сформированности различных видов одаренности, а также методик определения уровня и видов развития памяти, внимания, мышления.

Вид одаренности

Методики

Выявление

предполагаемой

одаренности

Карта интересов по Савенкову

http://studme.orn/1132090424158/peda2o2ika/diasnostika dets

koy odarennosti

Интеллектуальная

Тест интеллекта Р. Амтхауэра- on-line (http: //psytest24.ru/amthauer/)

Тест интеллекта Айзенка - on-line (http://test-aizenka.ru/test- aizenka.html)

Творческая

Тест «Необычное использование» К.А. Хеллер

Лидерская

Тест на выявление лидерских качеств (Диагностика лидерских способностей (Е.Жариков, Е.Крушельницкий)- on-line (http://www.oDentests.ru/Dersonalitv/character/aualitiesof-leader.html) Самооценка лидерства (http://vsetesti.ru/163/)


Техническая

Оценка уровня развития технического мышления (вариант теста Беннета)- on-line (http://nazva.net/lo2ic test5)

Мt1704627109an.jpg еханизм психолого-педагогической работы по выявлению одаренных детей представлен схем

Вместе со школьным психологом подбираем перечень диагностических методик, который существенно помогает в работе по выявлению, изучению и сопровождению развития одарённых детей (приложение № 2).

В дальнейшее планируем (как результат работы) создание индивидуальных психологических карт одарённых детей для грамотной системы их сопровождения, а пока составляем технологическую карту индивидуального маршрута ученика (приложение № 3).

В систему сопровождения талантливого ученика включаются особые технологии сопровождения в индивидуальной, урочной и внеклассной работе. Эту работу лучше выстраивать, исходя из следующих принципов:

дифференцированный и индивидуальный подход обучения на уроках;

обеспечение внеурочной деятельности детей за счёт увеличения количества разноплановых кружков, элективных курсов;

усиление внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися (интеллектуальные марафоны, участие в олимпиадах, предметных неделях).

Важно создать в школе такую образовательную среду, которая стимулировала бы деятельность одарённого ребенка, предоставляла ему возможность накапливать индивидуальный познавательный опыт, быть субъектом собственной деятельности с помощью индивидуализации учебного процесса, расширения пространства деятельности, организации пространства рефлексии.

Словесникам чаще всего приходится начинать работу с пятиклассниками. Это огромный труд, но он многого стоит («что посеешь, то и пожнёшь). Конечно, выявить филологически одарённого ребёнка помогают диагностики, названные выше. Но сначала учитель сам должен присмотреться к детям, увлечь их своим предметом, ибо (цитируя В.А. Сухомлинского) «интерес к учению есть только там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха», а «Успех — это успеть» (М.И.Цветаева). Долг учителя-словесника постараться помочь каждому ребёнку успеть, они в начале пути и нуждаются в педагогическом сопровождении к успеху. И здесь необходимо определить уровень сформированности творческих способностей ученика, с этой целью проводится анкетирование (приложение № 4).

Затем начинается индивидуальная работа с каждым из выявленных детей, чтобы понять идею, владеющую душой ребёнка, и в творческом диалоге попытаться решить те задачи, которые помогут ввести его в мир поэзии, прозы, языкознания. И на этом этапе важно научить детей определять и планировать свою учебную деятельность. Однако на уровне существующих учебных программ и традиционно практикуемых форм обучения реализовать эту задачу непросто, а подчас практически невозможно.


Направление 2.

«Подготовка к участию в предметных олимпиадах

по русскому языку и литературе»

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком в ходе подготовки к предметным олимпиадам индивидуальные занятия-консультации с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Поэтому, прежде всего, необходимо:

составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности, психические особенности;

определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

выбрать форму отчета обучающегося по предмету (тесты, вопросы, задания и т.д.) за определенные промежутки времени;

предоставить ученику:

название темы;

план изучения темы;

основные вопросы;

понятия и термины, которые он должен усвоить;

практические работы;

список необходимой литературы;

формы контроля;

задания для самопроверки.

Для анализа результатов работы оформить таблицу:

Предмет;

Дата и время консультаций;

Главные рассматриваемые вопросы;

Время работы с темой по программе;

Дополнительные вопросы, не предусмотренные программой;

Подобная работа может выполняться и с группой учеников, но при этом должна быть ориентирована все же на каждого индивидуально.

В качестве практических заданий рекомендуется использовать задания предметных олимпиад по русскому языку и литературе разных уровней. В работе с учащимися основной школы учитель может пользоваться доступными сборниками олимпиадных задач, среди которых:

Тестовые и олимпиадные задания для старшеклассников и абитуриентов /ред. Т. В. Губернская, И. И. Коган. – СПб.: Азбука, 2004

Орг, А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.

Сборники «Русский медвежонок».

Умникам и умницам. – ТОИПКРО, 2005

Книги из серии «Занимательно о русском языке» и т.п., рекомендуемые ребятам для самостоятельного чтения.

Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы/ В. В. Одинцов. – М.: Просвещение, 1988.

Большую роль играет в самоподготовке к олимпиадам возможность пользоваться Интернетом. Здесь существует более 3000 адресов, где публикуются олимпиадные задания.

И, конечно же, ребята выполняют задания олимпиад прошлых лет (как муниципального, так и регионального уровня).

Программа работы с одаренными детьми предусматривает и так называемый «олимпиадный тренинг», цели и задачи которого следующие:

формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся;

развитие логического мышления в олимпиадных тренингах;

формирование общеучебных умений – работы с научно-популярной книгой, со справочной литературой;

расширение кругозора, развитие творческих способностей.

Тренинг включает работу с понятиями из области:

фонетики, орфоэпии(представлены все акцентологически трудные слова);

лексики (калькирование, типы диалектизмов, говоры, вопросы о контекстуальных синонимах и антонимах);

фразеологии (стилистическая окраска, синтаксическая роль устойчивых сочетаний);

морфемики и словообразования (этимология морфем);

морфологии (различие частей речи, отглагольные образования, предикативы, грамматическая категория рода, категория вида, категория состояния, категория залога, несогласованное глагольное сказуемое и т.д.);

синтаксиса (номинативное предложение, обращение, пауза, период, приложения и т.д.).

Усвоение теоретических понятий осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении разных видов языкового разбора.

В 8-9 классах тренинг включает блок вопросов из истории языка: «Теория происхождения языков», «Языковое древо», «Реформы русского языка», «История развития русского литературного языка», «История возникновения письменности», «Языковая картина мира» и др.

Одним из условий успешной подготовки к предметным олимпиадам является организация педагогом работы по индивидуальным образовательным планам (ИОП), дающим возможность выбрать индивидуальный маршрут обучения (ИОМ) как в пределах отдельной учебной темы, так и в рамках предмета в целом: на полугодие или учебный год.

Индивидуальный образовательный план реальный помощник в сотрудничестве ученика и учителя, результат которого рост ученика, как в личностном, так и образовательном плане.

Данные результаты подтверждают преимущество индивидуальной формы обучения, которая помогает выстроить образовательный процесс в соответствии с основными стратегиями обучения одарённых детей:

ускорение (обучение в более быстром по сравнению с классом темпе);

углубление (более глубокое изучение материала);

обогащение (обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами);

проблематизация (использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания).

Выбор индивидуального образовательного маршрута определяется: 

уровнем готовности учащегося к обучению по данному образовательному маршруту;

здоровьем и психическим состоянием учащегося;

потребностями учащегося;

социальным запросом (пожеланиями родителей в выборе направления обучения).

Составляющие компоненты:

Разработка и реализация персональных (групповых) научно-исследовательских, социальных, художественно-творческих и пр. проектов.

Выполнение заданий для самостоятельной работы с последующей аттестацией.

Выбор изучаемых предметов и составление индивидуального учебного плана (прохождение программы в удобном для ученика темпе, проведение профессиональных проб, прохождение практик, выбор различных последовательностей учебных тем в рамках изучаемого предмета).

Подготовка к предметным олимпиадам. 

Формы:

Защита творческих проектов.

Индивидуальные и групповые консультации.

Школьные научно-практические и творческие конференции.

Работа творческих объединений учащихся.

Самостоятельная работа учащихся по индивидуальному графику.

Фестиваль творческих достижений.

Составление индивидуальных образовательных отчетов.

Возможности:

Выбирать оптимальные формы и темпы обучения.

Применять те способы учения, которые соответствуют его индивидуальным особенностям.

Рефлексивно осознавать полученные результаты, осуществлять оценку и корректировку своей деятельности.

 Выполнение общеобразовательной программы:

предельно допустимые нормы учебной нагрузки;

учебный план школы: набор учебных предметов, составляющих инвариантную часть,

предметы регионального компонента и предметы компонента образовательного учреждения;

особенности изучения тех или иных учебных предметов;

варианты расчета учебной нагрузки;

возможности и правила внесения изменений в индивидуальный образовательный маршрут; правила оформления индивидуального образовательного маршрута.

Проектирование индивидуального образовательного маршрута осуществляется на основе взаимодействия обучающегося их родителей, педагогов и предполагает тесное сотрудничество и сотворчество. 

Выращивание одаренности:

возможности организации сопровождения силами педагогов школы;

возможности использования ресурсов дополнительного образования (в том числе дистанционных технологий);

возможности участия в фестивалях, конкурсах, форумах, выездных соревнованиях;
возможности сопровождения ментором;

возможности дальнейшей профессионализации и использования ресурса ученика для сообщества.
Этапы проектирования:

Этап самоопределения включает в себя определение образовательных целей, прогнозирование результатов и выбор пути (вариантов) реализации поставленной цели.

Этап построения включает себя определение содержания образования (в том числе и дополнительного), уровня и режима освоения учебных предметов, планирование собственных действий, разработка критериев и средств оценки полученных результатов. 

Этап оформления индивидуального образовательного маршрута предполагает своего рода фиксацию замыслов в определенном документе



Направление 3. «Исследовательская деятельность учащихся».


Задачи:

развивать рефлексивную деятельность учащихся по осмыслению основных проблем исследования;

координировать направления научно-исследовательской деятельности;

вести подготовку к участию в научно-исследовательских конференциях.

Приобщение к школьной исследовательской практике начинается с мотивации. Именно на этой стадии каждый участник будущей работы должен увидеть вполне конкретные свои результаты. Но для того, чтоб иметь эти результаты, следует обладать определенной интеллектуальной культурой. Исходя из этого, учитель планирует работу по подготовке учащихся к исследовательской деятельности.

На первом этапе работы педагог должен научить:

а) проводить анализ данных, находить взаимосвязи и взаимозависимости между ними;

б) исходя из имеющихся суждений, делать логические правильные умозаключения, облекать догадки и предположения в форму гипотез.

На втором этапе формируется умение исследовать проблемные ситуации, используя универсальный метод – метод моделирования.

На третьем этапе происходит знакомство с методикой обработки информационных данных. Такая деятельность, в особенности на своих начальных порах, должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, занимаясь конкретными исследованиями, решая понятные для него творческие задачи.

Желательно чтобы ребята, приобщаясь к научно-исследовательской работе, двигались по своеобразной лестнице. На первой ее ступеньке, изучая конкретную проблему, фиксируется, исходя из литературного обзора, достигнутый уровень знаний по ней. Здесь же учащиеся, используя метод сравнения, могут аргументировано высказать свое собственное мнение об изучаемой проблеме. Итогом такой исследовательской деятельности является соответствующая реферативная работа.

На следующей ступеньке этой лестницы находятся исследовательские работы, т.е. творческие работы, выполненные с помощью корректной, с научной точки зрения, методики, имеющие свои собственные исходные данные, на основании которых и делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.

В процессе исследовательской деятельности обучающихся используются следующие учебные приемы:

выделение основной проблемы в предложенной ситуации;

определение темы и цели исследования;

формулирование и отбор полезных гипотез;

определение пригодности выбранной для проверки гипотезы;

разграничение допущений и доказанных положений;

планирование проверки гипотезы;

планирование результата;

составление схем, таблиц для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования;

установление связи полученных данных с поставленной проблемой;

систематизация фактов, явлений;

интерпретация данных;

использование обобщений и абстрагирования, методов анализа и синтеза, индукции и дедукции;

установление аналогий;

формулирование определений и выводов на основе теоретических и фактических исследований;

решение задачи в новой ситуации;

написание творческого сочинения, реферата.

Учебно-тематическое планирование исследовательской деятельности школьников можно представить следующим образом:


Название

раздела, тема

Практическая

часть

Форма

контроля

1

3

4

Основные виды творческо-исследовательских работ и особенности их выполнения.

Особенности научного стиля.

Подготовка доклада.

Правила составления аннотации, тезисов, научной статьи, эссе.

Реферат.

Оформление стенда.




Составление аннотации, тезисов. Написание эссе.






Проверка работ.

Исследовательские умения.

Исследовательские умения: анализ, обобщение, выявление закономерностей, сравнение, причинно – следственные связи.

Исследовательские умения: выдвижение и обоснование гипотезы.

Исследовательские умения: оценка собственной деятельности, рецензирование работ.


Выполнение упражнений, заданий.


Решение исследовательских задач.


Написание рецензии


Проверка упражнений, заданий.


Проверка решений задач.


Проверка рецензии.

Работа с литературными источниками.

Работа с каталогом.

Работа со справочной литературой.

Компьютерные энциклопедии по лингвистике и литературе.

Интернет как источник информации.

Этапы работы с литературными источниками.



Практическая работа в школьной библиотеке.

Практическая работа в компьютерном классе.


Этапы выполнения научно – исследовательской работы.

Выбор темы исследования, определение ее актуальности. Постановка цели и задач исследования.

Определение объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы

Изучение научной литературы по теме исследования.

Выполнение практической части исследовательской работы.

Анализ результатов. Выводы.
















Проверка выполнения работы.

Проверка выполнения работы.

Основные требования к структуре и оформлению научно-исследовательских работ

Правила оформления исследовательской работы.

Оформление титульного листа и «Содержания»

Разделы «Введение» и «Заключение».

Оформление списка литературы.

Оформление ссылок.

Оформление приложения.


Оформление «Содержания»

Написание разделов.

Оформление списка литературы.

Оформление приложения


Проверка выполнения работы






Научный доклад – итог исследовательской работы школьника.

1. Требования к докладу. Критерии оценки доклада.

2. Оформление к докладу.




Защита реферата на НПК

Подведение итогов.

1. Обсуждения. Рефлексия.

2. Планирование на будущий год.



Рефлексия


Педагогическая поддержка и приобщение детей с признаками одарённости к исследовательской деятельности должна находить своё воплощение не только на уроках по предмету, но и во внеурочной, внеклассной работе. Именно в ней можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка, потому что здесь он не скован домашними заданиями и оценками, раскрепощен и его человеческие качества проявляются во всем спектре личности. Только твори вместе с ним, и в процессе творчества помогай становлению его духа.

Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся

Форма

Задачи

Ученическая конференция

Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Развитие творческих способностей учащихся.

Научное общество учащихся

Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружковая деятельность.

Развитие творческих способностей учащихся.

Содействие в профессиональной ориентации.

Самореализация учащихся во внеклассной работе.


Как известно, основой реализации новых образовательных стандартов второго поколения является системно-деятельностный подход, главная цель которого развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий. Это означает, что у филологически одаренных детей появится хорошая возможность проявлять свои способности в большей степени, включаясь во внеурочную деятельность по предмету. Для этого педагогом должны быть разработаны программы внеурочной деятельности, направленные на развитие неординарной творческой личности.


t1704627109ao.gif

12


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации