Программа проекта «Башкирский национальный костюм — наследие веков»
Программа проекта «Башкирский национальный костюм – наследие веков».
"После зарождения мира расселились люди в разных местах и стали жить- поживать. Каждому народу был дан свой определенный язык, своя одежда..." - гласит одно из башкирских преданий
Программа проекта «Башкирский национальный костюм – наследие веков».
Разработчики программы:
Администрация МОБУ СОШ с. Яратово
Члены клубов «Акинэй», «Атайсал»
Совет мужчин села Яратово
Члены женсовета с. Яратово
Данная программа разработана с целью:
Возрождения позабытых народных промыслов
пропаганды национальных ценностей башкир, распространения народной культуры и привлечения бизнес-сообщества республики к производству национальной одежды.
Развития социально-ценностных форм досуга, оптимизация социальной обстановки в селе. Снижение уровня правонарушений.
Повышения коммуникативной культуры населения, расширение
информационного поля.
Развития трудовых традиций, повышение уровня профессиональной
ориентированности.
Роста творческого потенциала жителей села.
Выявление талантливой молодежи.
Передача богатого опыта бабушек молодежи.
Программа включает в себя следующие мероприятия:
Проведение конкурса «Башкирский национальный костюм – наследие веков».
Конкурс проводится с целью пропаганды национальных ценностей башкир, распространения народной культуры и привлечения бизнес-сообщества республики к производству национальной одежды.
Номинации: «Этнографический костюм», «Современный костюм», «Национальный свадебный костюм», «Мужские головные уборы», «Сценический костюм», «Кукла в национальном костюме», «Конкурс эскизов».
Цель: создание современных костюмов, выполненных в национальном стиле, с привнесением национальной символики.
Организация выставки национальной одежды, кукол в башкирских костюмах, головных уборов, эскизов платьев, изделий народных промыслов.
Популяризировать народную материальную культуру и сделать национальную одежду более доступной.
Изучение семи вариаций традиционного наряда:
северо-западных башкир,
северо-восточных башкир,
юго-западных башкир,
юго-восточных башкир,
центральных башкир,
восточных башкир,
башкир самаро-иргизских поселений.
Изготовление кукол в национальном женском костюме
Создание клуба «Рукодельницы» для учащихся, молодых мам, девушек.
Проведение акции «Всем селом в национальной одежде»
Примерное содержание проводимых мероприятий
1. Головные уборы
Головной убор играл особую роль в костюме. Он свидетельствовал о материальном и семейном положении человека, а нашитые на него монеты, камни и другие предметы служили оберегом.
Женские головные уборы отличались особым разнообразием и наиболее ярко отражали этнический колорит. В южных районах замужние женщины носили кашмау - шапочку с отверстием на макушке, украшенную кораллами, монетами и подвесками. На спину от кашмау спускалась длинная лента - койрок (в переводе "хвост"), расшитая бисером, с бахромой на конце. Только состоятельные семьи могли позволить себе такой шикарный головной убор.
Замужние женщины восточного Зауралья наряжались в башкейем (он же кэлэпуш). Этот головной убор представлял собой высокую округлую шапочку, к которой прикреплялась накидка, закрывающая затылок, уши и плечи. Башкейем, как и кашмау, украшался монетами и кораллами, впереди у него была сеточка, спадающая на глаза.
В северных деревнях можно было встретить такыя - полусферические шапочки, расшитые монетами и бляхами, с бахромой из бисера.
Башкирские девушки до вступления в брачный возраст (до 10-11 лет) ходили с непокрытой головой. Затем они надевали платки или шапочки наподобие тюбетейки.
В северной Башкирии взрослые девушки и молодые женщины носили так называемые колпачки, или бэлэкэй калпак. Изготавливали их из бересты, луба, картона или кожи, затем обтягивали тканью, расшивали бисером, жемчугом, металлической нитью, а также монетками и подвесками. У висков пришивали кисточки. Колпачок закреплялся на темени с помощью шнурков, его носили чуть сдвинутым набок и покрывали платком.
Одним из таких платков был кушъяулык - головной убор молодых жен северо-восточных и зауральских башкир. Он отличался большими размерами и украшался монетами по краю около лица. На лоб под кушъяулык повязывался баш бэйзэмэс - маленький ситцевый платок.
Другой вид головного убора-покрывала - тастар. Его повязывали пожилые женщины.
Меховые шапки женщины носили поверх платка или тастара, накидывая сверху шелковую или кашемировую шаль. Девушки платок под шапку не надевали. А на северо-востоке Башкирии пожилые женщины носили под платком стеганую ватную шапочку тупый.
Мужские головные уборы не так многочисленны. Повседневной была тюбетейка, а в скотоводческих районах - меховая шапка.
По мусульманским обычаям мужчине не следовало появляться на людях с непокрытой головой, поэтому тюбетейку мальчики начинали носить еще в раннем детстве. Пожилые мужчины отдавали предпочтение головным уборам черного цвета, а молодые - светлого. Праздничные тюбетейки молодых обшивались бисером и галуном.
Меховые шапки имели вытянутую форму, покрывались сверху бархатом или сукном. У южных и восточных башкир традиционным головным убором был малахай. По спине от него спускался кусок ткани, который защищал шею и верхнюю часть туловища от ветра.
Другой головной убор, чалма, стал для башкир атрибутом мусульманской веры.
2. Женский костюм
Национальный костюм башкирских женщин формировался на протяжении многих веков и продолжает формироваться до сих пор. Его отделка, как и любого элемента женского костюма, отличалась богатством и роскошью.
Основу составляло платье кулдэк с оборками, украшенное вышивкой. В начале ХХ века на кулдэке появляются манжеты и защипы на груди. Особенностью таких платьев были широкие проймы, большие квадратные ластовицы и отложной воротник. Вырез на груди стягивался шнурком.
Поверх выреза женщины носили нагрудники (селтэр, яра), служившие защитой от проникновения злых духов. В зависимости от местности форма нагрудника могла быть разной: треугольной или округлой, короткой или длинной.
Под платье надевали шаровары (ыштан), а сверху - расшитый позументом и серебряными монетами приталенный камзол. Отделывали его по-разному, в зависимости от региона.
В северных районах был распространен фартук (алъяпкыс). Изначально его носили во время выполнения работы по дому, но позже он стал нарядным элементом национального костюма.
Распашные халаты бишмэты (на севере) и елэны (на юге) выполнялись из однотонного сукна и украшались монетами, позументом и аппликациями, позже - эполетами. Елэн и бишмэт похожи по крою, но елэн более длинный и расклешенный по подолу.
На ногах женщины носили башмаки (ката, башмак). Они украшались цветной строчкой и кисточками. В южных и юго-восточных районах кожаные сапоги итек носили и мужчины, и женщины. Распространенной была обувь с суконным орнаментированным голенищем – сарык. Летом все башкиры обували лапти (сабата). Обязательным элементом были чулки. Их изготавливали из войлока, сукна, шерсти, праздничные расшивали красными узорами и аппликациями.
3. Мужской костюм
Мужской костюм, как и головные уборы, отличался от женского меньшим разнообразием и сдержанностью. Он состоял из свободной туникообразной рубахи, нешироких штанов, поверх которых надевали камзол или легкий халат. На юге Урала рубахи шили без воротника, а от горловины по косой спускался разрез, который скреплялся шнурком. В северных районах у рубах был отложной воротничок и разрез был прямым.
Верхней одеждой служили суконные чекмени, халаты темного цвета, отделанные позументом, и расклешенные кафтаны кэзэки со стоячим воротником и глухой застежкой. Малообеспеченные башкиры носили халаты из домотканых материалов.
Зимой мужчины надевали овчинные шубы (билле тун) и тулупы (тире тун).
Исключительно мужской деталью костюма был пояс. Их было несколько видов: шерстяные, ременные, матерчатые или кушаки с пряжками. Справа всегда привешивали прямоугольную кожаную суму каптыргу или калту, а слева – ножны.
Как и женщины, мужчины могли носить чулки, либо выбирали портянки. Обувью служили сапоги итек, сарык с суконным голенищем, башмаки ката. В торжественных случаях обували сапожки ичиги, а поверх них – калоши. Это считалось особенностью башкир. При входе в помещение калоши оставляли у порога.
Декоративное оформление костюма разных башкирских родов
а) Размещение орнамента на одежде. Башкирский орнамент включал в себя знаки-обереги, с помощью которых человек стремился оградить себя от злых духов. Такому назначению орнамента соответствовало его расположение на одежде: край одежды, края рукавов, разрезы, подол, вырез, застежки.
б) Использование шумящих подвесок. Шумящие подвески также использовались для отпугивания злых духов. Впоследствии у мусульманских народов подвески сохранились только в женской одежде (предупреждение о приходе "сосуда греха"). В украшении костюма использовались кораллы, бусины, цветное стекло и полудрагоценные камни в оправе, раковины, перламутровые пуговицы, серебряные кружки и монеты.
Список использованной литературы:
Камалиева А. С. «Башкирский костюм. Технология. Конструкция. Декор». – Уфа: Китап, 2012. – 212 с.
Руденко С.И. «Башкиры» - Уфа: Китап, 2006. – 376 с.
Шитова С.Н. «Башкирская народная одежда». — Уфа: Китап, 1995. – 248