Программа профессии «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«БРЯНСКИЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ
ПРОФЕССОРА Н.Е. ЖУКОВСКОГО»
ЦЕНТР ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрена и одобрена на заседании экспертного совета ЦОПП Брянской области Протокол №___ от «___» _________г. Председатель экспертного совета _______________ Н.В. Макавьева | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБПОУ «Брянский строительный колледж имени профессора Н.Е. Жуковского» _________________ А.И. Куличенко «___» ______________ г. |
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
повышение квалификации
по профессии: 14621 «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования»
Срок освоения программы: 72 часа
Форма обучения: очная, с применением ДОТ
2022
Содержание
Аннотация программы.................................................................................................................. 3
1 Общие положения...................................................................................................................... 4
1.1 Основные понятия, используемые в настоящей программе.......................................... 4
1.2 Назначение программы...................................................................................................... 5
1.3 Нормативные документы, используемые при разработке программы......................... 6
1.4 Общая характеристика программы профессионального обучения............................... 6
2 Планируемые результаты обучения......................................................................................... 7
2.1 Результаты освоения программы повышения квалификации........................................ 7
2.2 Показатели уровня квалификации.................................................................................... 8
3 Организация образовательного процесса и содержание программы.................................... 9
3.1 Учебный план программы................................................................................................. 9
3.2 Учебно-тематический план программы........................................................................... 9
3.3 Календарный учебный график........................................................................................ 10
3.4 Содержание программы................................................................................................... 10
3.5 Организация и содержание оценивания достижения планируемых результатов...... 13
4 Организационно-педагогические условия реализации программы.................................... 16
4.1 Кадровое обеспечение программы................................................................................. 16
4.2 Учебно-методическое обеспечение и информационное сопровождение................... 16
4.3 Материально-технические условия реализации программы....................................... 16
Примерный перечень вопросов к зачету/квалификационному экзамену.............................. 18
Аннотация программы
Срок освоения (трудоёмкость/объем программы): 72 час.
Категория слушателей: программа направлена на обучение лиц, уже имеющих профессии рабочего или должности служащего.
Технологии обучения: очная, с применением ДОТ (не более 10%).
Форма итоговой аттестации: квалификационный экзамен в форме демонстрационного экзамена.
Присваиваемый квалификационный разряд/класс/категория: 3 разряд.
Краткое содержание программы:
№ | Наименование модуля/раздела/дисциплины/темы | Содержание |
Теоретическое обучение | Традиционные и новейшие технологии отопления. Требования охраны труда и техники безопасности. | |
Профессиональный курс | Проектные требования к системам отопления. Технологические процессы. Ввод в эксплуатацию системы отопления. | |
Итоговая аттестация | Квалификационный экзамен |
Преподавательский состав/требования к преподавательскому составу:
реализация программы профессионального обучения (повышение квалификации) обеспечивается педагогическими кадрами образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа сотрудников организаций, деятельность которых связана с направленностью программы профессионального обучения.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и/или профессиональных стандартах (при наличии).
1 Общие положения
1.1 Основные понятия, используемые в настоящей программе
Профессиональное обучение осуществляется по средством реализации:
- программ профессиональной подготовки;
- программ переподготовки рабочих и служащих;
- программ повышения квалификации рабочих и служащих.
Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Обучающийся с особыми образовательными потребностями – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Адаптированная программа профессиональной подготовки – программа подготовки квалифицированных рабочих, адаптированная для обучения лиц с особыми образовательными потребностями с учетом их особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Специальные условия для получения образования – условия обучения, воспитания и развития обучающихся инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента(помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций. Осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда.
Обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившихся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе.
Трудовая функция - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции.
Трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
Компетенция - динамическая комбинация знаний и умений, способность их применения для успешной профессиональной деятельности.
1.2 Назначение программы
Программа профессионального обучения (повышение квалификации) по профессии «Монтажник санитарно-технических систем и оборудования» дает возможность приобрести теоретические и практические умения, необходимые для правомерной деятельности на профессиональном уровне, обеспечивающем производственную компетентность работника.
Программа представляет собой комплекс нормативно-методической документации, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.14 Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2018 г. № 142)
Программа ежегодно пересматривается, при необходимости обновляется в части содержания учебных планов, состава и содержания дисциплин, тем, модулей разделов, программ учебной и производственной практик (при наличии), контрольно-оценочных средств, методических материалов, обеспечивающих качество подготовки обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Цель реализации программы: получение лицами различного возраста компетенции, необходимой для выполнения вида профессиональной деятельности «Монтаж санитарно-технических систем и оборудования» с учетом потребности производства и для работы с конкретным оборудованием и технологиями.
1.3 Нормативные документы, используемые при разработке программы
Настоящая программа профессиональной подготовки разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 года № 292 с изменениями от 21 августа 2013 года № 977 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.07.2013 N513 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.08.2013 № 29322);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 26.08.2020 № 438 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения» (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59784);
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования» (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 февраля 2018 года №142.
1.4 Общая характеристика программы профессионального обучения
Цель программы: профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего или должность служащего, в целях получения профессии рабочего или должности служащего по профессии «Монтаж санитарно-технических систем и оборудования», с учетом потребностей производства и для работы с конкретным оборудованием и технологиями.
Трудоемкость (объем) программы: 72 час.
Форма обучения: очная, с применением ДОТ (не более 10%).
Категория слушателей (требования к слушателям): программа направлена на обучение лиц, уже имеющих профессии рабочего или должности служащего.
Форма итоговой аттестации: квалификационный экзамен в форме демонстрационного экзамена.
Присваиваемый квалификационный разряд/класс/категория: 3 разряд.
Документ о квалификации, выдаваемый по итогам обучения: свидетельство о профессии рабочего, должности.
2 Планируемые результаты обучения
2.1 Результаты освоения программы повышения квалификации
В результате освоения программы слушатель должен освоить выполнение предусмотренных профессиональным стандартом «Монтаж санитарно-технических систем и оборудования» трудовых функций, соответствующих 3 уровню квалификации.
Планируемые результаты обучения по программе повышение квалификации в соответствии с профессиональным стандартом
Обобщенные трудовые функции | Наименование трудовой функции | Необходимые знания | Необходимые умения | Трудовые действия |
Выполнение работ средней сложности при монтаже и ремонте систем отопления, водоснабжения, канализации и водостоков объектов капитального строительства непроизводственного и производственного назначения. | Монтаж и ремонт систем отопления. | -назначение каждого вида оборудования, основных деталей и узлов системы отопления; -системы разводок у стояков; - технология работ по монтажу систем отопления; -устройство и способы монтажа и ремонта трубопроводных систем из стальных, медных, латунных, полимерных, металлополимерных, нержавеющих и оцинкованных труб; -правила установки санитарных и отопительных приборов; - способы разметки мест установки приборов и креплений; -правила применения средств индивидуальной защиты при монтаже систем отопления; - требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ; - санитарные нормы и правила проведения работ по монтажу систем отопления; -назначения и правила использования контрольно-измерительного инструмента при монтаже систем отопления; - виды первой помощи и принципы ее оказания; - нормативные технические документы по монтажу систем отопления; - требования охраны труда при эксплуатации теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей. | -использовать проектную и нормативную техническую документацию в области монтажа систем отопления; -читать монтажные чертежи систем отопления; - размечать места установки приборов и креплений систем отопления; -соединять трубопроводы систем отопления; -использовать ручной, механический и измерительный инструмент для монтажа систем отопления; -подбирать инструмент согласно технологическому процессу монтажа систем отопления; -пополнять работы по монтажу систем отопления с соблюдением требований охраны труда, пожарной и экологической безопасности. | -разметка мест установки отопительных приборов, насосов, прохода трубопроводов, смесительных установок систем водного отопления, средств креплений; - монтаж отопительных приборов; - прокладка стояков отопления и подводок; -присоединение подводок к трубам с помощью фланце (заглушек); - присоединение к трубопроводам отопительных приборов; -установка контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств; -замена отдельных секций и отопительных приборов; -балансировка системы отопления. |
2.2 Показатели уровня квалификации
3 Организация образовательного процесса и содержание программы
3.1 Учебный план программы
Промежу точная аттестация/ | ||||||
Теоретическое обучение | 10 | |||||
1 | Традиционные и новейшие технологии отопления | Зачет | ||||
2 | Требования охраны труда и техники безопасности | Зачет | ||||
Профессиональный курс | ||||||
3 | Проектные требования к системам отопления | Зачет | ||||
Технологические процессы | Зачет | |||||
Ввод в эксплуатацию системы отопления | - | |||||
4 | Консультация | - | ||||
5 | Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | Экзамен | ||||
ИТОГО: |
3.2 Учебно-тематический план программы
Промежу точная аттестация/ | ||||||
Теоретическое обучение | ||||||
Основы материаловедения | ||||||
Требования охраны труда и техники безопасности | Зачет | |||||
Профессиональный курс | ||||||
Проектные требования к системам отопления | Зачет | |||||
Технологические процессы | Зачет | |||||
Ввод в эксплуатацию системы отопления | ||||||
Консультация | ||||||
Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | Экзамен | |||||
ИТОГО: |
3.3 Календарный учебный график
№ | Наименование модуля/раздела /дисциплины/темы | Порядковый номер недели | |||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
| |||
Теоретическое обучение | 10 |
| |||||||||||||
Основы материаловедения | 5 |
| |||||||||||||
Охрана труда и промышленная безопасность | 5 |
| |||||||||||||
Профессиональный курс | 2 | 12 | 12 | 12 | 12 | 6 |
| ||||||||
Проектные требования к системам отопления | 2 | 12 | 4 |
| |||||||||||
Технологические процессы | 8 | 12 | 4 |
| |||||||||||
Ввод в эксплуатацию системы отопления | 8 | 6 |
| ||||||||||||
Консультация | 2 |
| |||||||||||||
Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | 4 |
| |||||||||||||
3.4 Содержание программы
№ | Наименование модуля/раздела/дисциплины/темы | Содержание | |
Теоретическое обучение | |||
Традиционные и новейшие технологии отопления | |||
Традиционные и новейшие технологии отопления | Содержание учебного материала
| ||
Охрана труда и промышленная безопасность. | |||
Требования охраны труда и техники безопасности | Содержание учебного материала:
| ||
Профессиональный курс | |||
Проектные требования к системам безопасности | |||
3.1 | Сравнительный обзор видов систем отопления зданий. | Содержание учебного материала
Практическая работа
| |
3.2 | Состав проекта отопления. | Содержание учебного материала:
Практическая работа:
| |
3.3 | Меры по несоответствии систем отопления проектным требованиям. | Содержание учебного материала:
| |
3.4 | Показатели качества теплоснабжения. | Содержание учебного материала:
Практическая работа
| |
Технологические процессы | |||
4.1 | Методика проведения испытания систем отопления. | Содержание учебного материала:
| |
4.2 | Оборудование и инструменты для проведения испытаний систем отопления. | Содержание учебного материала:
Практическая работа
| |
4.3 | Процедура определения исправности работы систем отопления и компонентов. | Содержание учебного материала:
Практическая работа
| |
4.4 | Обнаружение и устранение дефектов системы отопления или компонентов во время предварительных приемо-сдаточных проверок и испытаний. | Содержание учебного материала:
Практическая работа
| |
Ввод в эксплуатацию системы отопления | |||
5.1 | Порядок оформления приемо-сдаточной документации ввода в эксплуатацию системы отопления и компонентов. | Содержание учебного материала:
Практическая работа
| |
5.2 | Демонстрация работы системы отопления и компонентов конечным пользователям. | Содержание учебного материала:
Практическая работа
Оформление акта испытаний и опробования системы отопления | |
5.3 | Энергетическая эффективность системы отопления зданий. | Содержание учебного материала:
Практическая работа
| |
Консультация | |||
Итоговая аттестация (квалификационный экзамен). | Квалификационный экзамен в форме демонстрационного экзамена | ||
3.5 Организация и содержание оценивания достижения планируемых результатов
Теоретическое обучение | освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий | ||||
Требования охраны труда и техники безопасности | зачет | зачет/ не зачет | «зачет» –выполнение работы не менее 55% | ||
Профессиональный курс | освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий | ||||
Проектные требования к системам отопления. | зачет | зачет/ не зачет | «зачет» –выполнение работы не менее 55% | ||
Технологические процессы. | зачет | зачет/ не зачет | |||
Консультация | - | - | - | ||
Итоговая аттестация (квалификационный экзамен) | Экзамен | неудовлетворительно/ удовлетворительно / хорошо / отлично | Представлены в таблице «Критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания при проведении квалификационного экзамена» |
Перечень и содержание оценочных средств по промежуточной аттестации (контрольно-измерительных материалов):
- Зачет/экзамен по дисциплине/теме «Требования охраны труда и техники безопасности».
Оценочное средство: билеты с вопросами.
Описание проведения испытания: устные ответы по перечню вопросов.
Содержание испытания: примерный перечень к тестированию прил.1
Максимальное время выполнения задания: 1 ак.час.
- Зачет/экзамен по дисциплине/теме «Проектные требования к системам отопления».
Оценочное средство: практическая работа.
Описание проведения испытания: выполнение практического задания.
Содержание испытания: примерный перечень к тестированию прил.1
Максимальное время выполнения задания: 2 ак.час
- Зачет/экзамен по дисциплине/теме «Технологические процессы».
Оценочное средство: практическая работа.
Описание проведения испытания: выполнение практического задания.
Содержание испытания: примерный перечень практических заданий в прил.1
Максимальное время выполнения задания: 2 ак.час.
Описание организации итоговой аттестации – квалификационного экзамена, форм и правил оценивания достижения планируемых результатов (компетенций) освоения программы:
- Теоретическая часть квалификационного экзамена:
Описание проведения испытания (как организована теоретическая часть экзамена): выполнение задания по экзаменационному билету.
Содержание испытания: примерный перечень вопрос к тестированию в прил.1
Максимальное время выполнения задания: 1 ак.час.
Критерии и шкалы оценивания: представлены в таблице «Критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания при проведении квалификационного экзамена»
- Практическая часть квалификационного экзамена:
Описание проведения испытания (как организована теоретическая часть экзамена): выполнение задания по экзаменационному билету.
Содержание испытания: примерный перечень вопрос к тестированию в прил.1
Максимальное время выполнения задания: 3 ак.час.
Критерии и шкалы оценивания: представлены в таблице «Критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания при проведении квалификационного экзамена»
Критерии оценивания компетенций, описание шкал оценивания при проведении квалификационного экзамена.
Шкалы | Не освоена | Освоена частично | Освоена в основном | Освоена полностью |
Неудовлетворительно | Удовлетворительно | Хорошо | Отлично | |
Знать | Фрагментарные знания и понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля). Отсутствие знаний и понимания содержания основных тем курса, дисциплины (модуля) | Общие, но не структурированные знания и понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля) | Сформированные, но содержащие отдельные пробелы в знаниях и достаточно глубокое понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля) | Сформированные систематические знания, глубокое понимание содержания основных тем курса, дисциплины (модуля) |
Уметь | Отсутствие сформированных умений / частично освоенные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля) | В основном сформированные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешные умения, но осуществляемые не систематически | Сформированные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешные, но содержащие отдельные пробелы | Полностью сформированные умения по основным темам курса, дисциплины (модуля) |
Владеть | Отсутствие сформированных навыков / частично сформированные навыки, фрагментарное их применение | В основном сформированные навыки по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешные навыки, но применяемые не систематически | Сформированные навыки по основным темам курса, дисциплины (модуля). В целом успешное применение навыков, но содержащее отдельные пробелы | Полностью сформированные навыки по основным темам курса, дисциплины (модуля). Успешное и систематическое применение навыков |
4 Организационно-педагогические условия реализации программы
4.1 Кадровое обеспечение программы
Реализация программы профессионального обучения (повышение квалификации) обеспечивается педагогическими кадрами образовательной организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации образовательной программы на условиях гражданско-правового договора, в том числе из числа сотрудников организаций, деятельность которых связана с направленностью программы профессионального обучения.
Квалификация педагогических работников образовательной организации должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и/или профессиональных стандартах (при наличии).
4.2 Учебно-методическое обеспечение и информационное сопровождение
- техническое описание компетенции;
- печатные раздаточные материалы для слушателей;
- учебные пособия, изданных по отдельным разделам программы;
- профессиональная литература;
- отраслевые и другие нормативные документы;
- электронные ресурсы;
- федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования» (приказ министерства образования и науки российской федерации от 28 февраля 2018 года №142)
4.3 Материально-технические условия реализации программы
Сведения об оснащенности образовательного процесса учебными кабинетами, специализированным и лабораторным оборудованием.
Учебные кабинеты:
- аудитория;
- охраны труда и техники безопасности.
Тренинговые кабинеты:
- компьютерный класс;
- мастерская «Сантехника и отопление».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- оборудование и технологическое оснащение рабочих мест;
- справочная и нормативная документация;
- наглядные пособия;
- комплект учебно-методической документации.
Технические средства обучения:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- состав списка средств обучения:
- компьютеры, программное обеспечение, доступ к сети Интернет, экран настенный, доска, флипчарт, мультимедийный проектор;
- оборудование, оснащение рабочих мест, инструменты и расходные материалы в соответствии с требованиями по компетенции «Сантехника и отопление»
РАЗРАБОТАНО: Центр опережающей профессиональной подготовки Брянской области.
РАЗРАБОТЧИКИ: Звягина Ольга Анатольевна, методист.
Приложение 1
Примерный перечень вопросов к зачету/квалификационному экзамену
|
|
|
|
|
|
|
5.1 Теоретическая часть |
|
5.2 Практическая часть |
|