Программа профориентационной работы «Дороги, которые мы выбираем»

1
0
Материал опубликован 24 October 2016 в группе

Программа

профориентационной работы

«Дороги, которые мы выбираем»

 

Обоснование

необходимости создания программы по профессиональной ориентации учащихся  МБОУ СОШ № 1.

Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей предприятий и учреждений района и перспективы размещения производительных сил на его территории; в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями района на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы.

 

Цели:

Разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные в районе и регионе и создание условий для более успешной социализации выпускников.

Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода .

Задачи:
– Координация действий руководителей, педагогов, психолога, шефов по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей предприятий района и перспективы размещения производительных сил на его территории.
– Создание системы взаимодействия школы и предприятий района на основе признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы среди школьников.
– Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу методобъединений классных руководителей. Профориентационная  деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1по 11 класс, работу школы с семьей и социумом.


Взаимодействие с предприятиями района

(экскурсии, встречи с руководителями, шефами).


Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему всего педагогического коллектива.
 

Мероприятия:


1.Организация экскурсий на предприятия и в учреждения района:

- ООО «Силикат»;

-Центротех;

-«Межрайгаз»;

-ООО «Новоспасский элеватор»;

-МРСК «Волга»;

-Сбербанк России»
–аптека;
–почтовое отделение;
–администрация;
–пожарная часть;
-милиция;

-библиотека;
-музей.


2.Встречи школьников с людьми различных профессий на классных часах по профориентации.


3.Встречи со специалистами ЦЗН.


4.Семинар-практикум для педагогов, направленный на разъяснение необходимости проведения работы по профориентации. Обучение основным методам и формам различных направлений профориентационной работы (профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация).

Система работы с образовательными учреждениями


Цель: Целенаправленная работа по мотивации выпускников на освоение рабочих профессий.


Мероприятия:


1.Экскурсии в технологический колледж, представительства УлГУ, ПГУС, УлГТУ.
2. Участие в днях открытых дверей учебных заведений района и области.

3.Работа авиационного центра профориентации.


 


Система работы педагогов с выпускниками и школьниками

Цель: Создать условия для реализации программы по профориентации, мотивировать учащихся к осознанному самоопределению.
 

Мероприятия:

1.В планы воспитательной работы классных руководителей включить мероприятия по профориентационной деятельности.
2.В план работы музея включить работу по профориентации.
3.Проведение классных часов по теме: «Профессии Новоспасского».
4.Проведение экскурсий на предприятиях района.
6.Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном обществе»
7.Игра-дискуссия «Кто нужен нашему району?»

8.Участие в едином профориентационном Дне района.


Система работы психолога


Цель: Профориентационная помощь.
 

Мероприятия:


1.Диагностика Сентябрь-октябрь
2.Индивидуальные консультации по выбору профессии
3.Изучить возможности введения в 10-11 классах курса «Мой выбор» или практического курса «Профессиональный успех»


Информационное обеспечение профориентационной деятельности


Мероприятия:


1.Рубрика о рабочих профессиях и династиях в школьной газете, на сайте школы.
2.Информационные бюллетени о профессиях, которые можно получить в технологическом колледже

3.Оформление информационного стенда со сменной информацией: «Куда пойти учиться».
4.Создание презентации и проектов о рабочих профессиях. Проведение конкурса среди учащихся.


Оценка эффективности профориентационной работы


Цель: Дать оценку деятельности педагогов по профориентационной работе


Мероприятия:


1.Экспертиза планов воспитательной работы.
2.Экспертиза плана работы библиотеки.
3.Экспертиза плана работы психолога.
4.Анализ поступления выпускников в учебные заведения, трудоустройство. 
5.Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.

Ожидаемый результат.

Расширение знаний учащихся о мире профессий, о профессиональных учебных заведениях.

Приобретение способности правильно ориентироваться в рынке труда и рынке профессий.

Осознание учащимися необходимости составления личного профессионального плана.

Поступление в профессиональные учебные заведения согласно ЛПП.

Профориентационная деятельность школы подразделена на 4 уровня.

У школьников младших классов(1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности(деловые игры, экскурсии, беседы о профессиях, конкурсы рисунков, праздники, занятия в кружках и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.


1 уровень.  1-4 классы.

«Профессии моей семьи». 

Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.

  Профориентационные минутки на уроках.

  Экскурсии на предприятия, где работают родители (1 в полугодие).

  Встречи с родителями – представителями различных профессий.

  Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции).

  Конкурсы творческих работ.

  Интеллектуально-практический марафон «Профессий много есть на свете»

 У подростков(5-8кл.) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

2 уровень.  5-8 классы.

«Я и профессии вокруг меня».

Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.

Профориентационные минутки на уроках.

Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).

Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).

Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».

Экскурсии на предприятия и организации районного поселка.

Встречи с  представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций райцентра.

Знакомство с рынком труда р.п.Новоспасское.

Кружок «Твой выбор» в 8 классах.


У школьников 9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

 

3 уровень.  9 классы.

«Мир профессий».

Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям,  социальной сфере, мотивов саморазвития.

Профориентационный курс «Моя профессиональная карьера».

Профориентационные минутки на уроках.

   Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).

Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).

Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».

Экскурсии на предприятия и организации райцентра.

Встречи с  представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций .

Знакомство с рынком труда в р.п.Новоспасское.

Проба сил. Трудоустройство подростков в каникулярное время.

Участие в Днях открытых дверей в профессиональных средних специальных учебных заведениях.

Участие в районном Дне профориентации.

Встречи с представителями профессиональных учебных заведений.

Мониторинг поступления учащихся в Сузы, ПУ, профильные классы ОУ.


С учащимися 10-11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности.. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.

4 уровень.  10-11 классы

«Я в мире профессий». 

Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям,  социальной сфере, мотивов саморазвития, профессиональной направленности.

Профориентационные минутки на уроках.

  Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).

Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).

Интеллектуально-практический марафон «Будущее выбирает профессионалов».

Конкурсы (школьный, городской, краевой  уровни).

Экскурсии на предприятия и организации р.п.Новоспасское.

Встречи с  представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций поселка, района.

Знакомство с рынком труда в стране, в области, в районе.

Профильное обучение (профильные предметы, элективные курсы, «индивидуальные маршруты движения»).

Социальные практики.

Дистанционное обучение.

Открытые дни, встречи с представителями профессиональных учебных заведений, экскурсии в ВУЗы и Сузы.

День профориентации.

Довузовская подготовка.

Встречи с выпускниками школы,  успешными в своих профессиях.

Профориентационные курсы.

1 уровень «Профессий много есть на свете…».

Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность  испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.

Мероприятия

Кол-во

1.

Содержание курса:

«Чем пахнут ремесла?»

Профессия – воспитатель, учитель.

Профессия – повар.

Профессия – врач.

Профессия – пожарный.

Профессия – милиционер.

Профессия – водитель.

Профессия – почтальон.

Праздник труда. Итоговое занятие

9 часов (один раз в месяц)

2.

Часы общения. Встречи с родителями разных профессий .

1 раз в месяц

3.

Экскурсии на предприятия города.

 

 

2уровень - учащиеся 5-8 классов. «»Я и профессии вокруг меня»
Цель: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях; развитие умений ориентироваться в мире взрослых, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.

Мероприятия

Кол-во

1.

Экскурсии на предприятия города

1 раз в четверть

2.

Встречи с представителями разных профессий

1 раз в четверть

3.

Цикл занятий:

Самопознание. Я – человек и личность.

Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница.

Я в мире людей. Общение. Его стили.

Конфликты. Причины и пути их разрешения.

Мой характер и темперамент

Мои жизненные интересы и пути их реализации.

Творчество и способности. Тренинг способностей учащихся.

Моё здоровье – основа моей жизни.

В ситуации выбора.

Тренинг «Управляй собой».

9 часов

3 уровень -учащиеся 9 класса. Курс « «Моя профессиональная карьера»
Цель: предоставление информации о мире профессий; личностное развитие учащихся; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.

Мероприятие

Кол-во

1.

Экскурсии на предприятия и организации НПР.

2 раза в четверть

2.

Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций НПР, со специалистами отдела труда и занятости населения.

1 раз в год

3.

Содержание курса:

Кем быть? Проблема выбора.

Профессии и специальности.

Формула профессии. Выбор и моделирование.

Качества личности и успех в профессии.

Интересы и выбор профессии.

Склонности и профессиональная направленность.

Профессиональный тип личности.

Деловая игра

Личный профессиональный план.

10 часов

 

4 уровень «Мой выбор»

Цель: приобретение знаний и умений, необходимых для адекватного выбора

          будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.

Мероприятия

Кол-во

1.

Экскурсии на предприятия и организации НПР.

2 раза в четверть

2.

Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций НПР, специалистами и отдела труда и занятости населения.

1 раз в год

3.

Цикл занятий:

Мир профессий

Способности, интересы и профессиональный выбор.

Путь к успеху.

Деловая игра «Кадровый вопрос»

Профессиональный путь.

Игра «Взгляд в будущее»

Тренинг «Остров»

Профессиональная зрелость и самопрезентация.

9-10часов

 

Комментарии
Комментариев пока нет.