Программа
профориентационной работы
«Дороги, которые мы выбираем»
Обоснование
необходимости создания программы по профессиональной ориентации учащихся МБОУ СОШ № 1.
Профессиональная подготовка молодежи начинается еще в школьные годы. Одной из приоритетных задач современного образования в условиях модернизации является подготовка школьника к осознанному профессиональному выбору. Реально школьник, особенно в подростковом возрасте, самостоятельно осуществить профессиональный выбор не может, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке со стороны взрослых, психолого-педагогическом сопровождении, совместной деятельности школы, семьи, социума. Недостаточная сформированность мотивов саморазвития личности школьника и ее готовности к выбору будущей профессии – важная проблема, которую необходимо решать, не откладывая. Поэтому главная задача общеобразовательного учреждения на сегодняшний день – подготовить ученика (а затем и выпускника школы) к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и к последующему профессиональному самоопределению. Для этого необходимо сформировать у школьников социально значимые внутренние (психологические) регуляторы поведения и деятельности в связи с выбором профессии; создавать внешние и внутренние условия социально ценной активной деятельности в профессиональном самоопределении. Профессиональное самоопределение – процесс развития личности, внутренним содержанием которого является формирование системы знаний о мире труда, положительной трудовой направленности, практических умений и навыков в общественно значимой деятельности.
Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей, её конкретизацией с учетом потребностей предприятий и учреждений района и перспективы размещения производительных сил на его территории; в-третьих, важностью создания взаимодействия школы с предприятиями района на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы.
Цели:
Разработать комплекс мер по профориентации учащихся и обеспечить конкретные целенаправленные действия по ориентации учащихся на профессии, востребованные в районе и регионе и создание условий для более успешной социализации выпускников.
Приведение образовательных потребностей учащихся в соответствие с рынком труда на основе личностно-ориентированного подхода .
Задачи:
– Координация действий руководителей, педагогов, психолога, шефов по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся и их родителей с учетом потребностей предприятий района и перспективы размещения производительных сил на его территории.
– Создание системы взаимодействия школы и предприятий района на основе признания важности проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы среди школьников.
– Скоординировать работу классных руководителей по преемственности профориентационной работы между ступенями образования, по организации индивидуальной работы с учащимися, их родителями для формирования обоснованных профессиональных потребностей и их педагогической коррекции через работу методобъединений классных руководителей. Профориентационная деятельность школы осуществляется через систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки детей с 1по 11 класс, работу школы с семьей и социумом.
Взаимодействие с предприятиями района
(экскурсии, встречи с руководителями, шефами).
Цель: активизация работы по профориентации с вовлечением в эту проблему всего педагогического коллектива.
Мероприятия:
1.Организация экскурсий на предприятия и в учреждения района:
- ООО «Силикат»;
-Центротех;
-«Межрайгаз»;
-ООО «Новоспасский элеватор»;
-МРСК «Волга»;
-Сбербанк России»
–аптека;
–почтовое отделение;
–администрация;
–пожарная часть;
-милиция;
-библиотека;
-музей.
2.Встречи школьников с людьми различных профессий на классных часах по профориентации.
3.Встречи со специалистами ЦЗН.
4.Семинар-практикум для педагогов, направленный на разъяснение необходимости проведения работы по профориентации. Обучение основным методам и формам различных направлений профориентационной работы (профинформация, профагитация, профпросвещение, профдиагностика и профконсультация).
Система работы с образовательными учреждениями
Цель: Целенаправленная работа по мотивации выпускников на освоение рабочих профессий.
Мероприятия:
1.Экскурсии в технологический колледж, представительства УлГУ, ПГУС, УлГТУ.
2. Участие в днях открытых дверей учебных заведений района и области.
3.Работа авиационного центра профориентации.
Система работы педагогов с выпускниками и школьниками
Цель: Создать условия для реализации программы по профориентации, мотивировать учащихся к осознанному самоопределению.
Мероприятия:
1.В планы воспитательной работы классных руководителей включить мероприятия по профориентационной деятельности.
2.В план работы музея включить работу по профориентации.
3.Проведение классных часов по теме: «Профессии Новоспасского».
4.Проведение экскурсий на предприятиях района.
6.Активизирующие опросники: «Престижная профессия», «Труд в современном обществе»
7.Игра-дискуссия «Кто нужен нашему району?»
8.Участие в едином профориентационном Дне района.
Система работы психолога
Цель: Профориентационная помощь.
Мероприятия:
1.Диагностика Сентябрь-октябрь
2.Индивидуальные консультации по выбору профессии
3.Изучить возможности введения в 10-11 классах курса «Мой выбор» или практического курса «Профессиональный успех»
Информационное обеспечение профориентационной деятельности
Мероприятия:
1.Рубрика о рабочих профессиях и династиях в школьной газете, на сайте школы.
2.Информационные бюллетени о профессиях, которые можно получить в технологическом колледже
3.Оформление информационного стенда со сменной информацией: «Куда пойти учиться».
4.Создание презентации и проектов о рабочих профессиях. Проведение конкурса среди учащихся.
Оценка эффективности профориентационной работы
Цель: Дать оценку деятельности педагогов по профориентационной работе
Мероприятия:
1.Экспертиза планов воспитательной работы.
2.Экспертиза плана работы библиотеки.
3.Экспертиза плана работы психолога.
4.Анализ поступления выпускников в учебные заведения, трудоустройство.
5.Диагностика удовлетворенности профориентационной деятельностью детей и родителей, формирующих социальный заказ школе.
Ожидаемый результат.
Расширение знаний учащихся о мире профессий, о профессиональных учебных заведениях.
Приобретение способности правильно ориентироваться в рынке труда и рынке профессий.
Осознание учащимися необходимости составления личного профессионального плана.
Поступление в профессиональные учебные заведения согласно ЛПП.
Профориентационная деятельность школы подразделена на 4 уровня.
У школьников младших классов(1-4кл.) с помощью активных средств профориентационной деятельности(деловые игры, экскурсии, беседы о профессиях, конкурсы рисунков, праздники, занятия в кружках и др.) необходимо формировать добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развивать интерес к трудовой деятельности.
1 уровень. 1-4 классы.
«Профессии моей семьи».
Диагностика интересов, мотивации детей к игровой и учебной деятельностям.
Профориентационные минутки на уроках.
Экскурсии на предприятия, где работают родители (1 в полугодие).
Встречи с родителями – представителями различных профессий.
Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции).
Конкурсы творческих работ.
Интеллектуально-практический марафон «Профессий много есть на свете»
У подростков(5-8кл.) важно формировать осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.
2 уровень. 5-8 классы.
«Я и профессии вокруг меня».
Диагностика индивидуальных особенностей, интересов, склонностей, мотивации к учебной деятельности и социальной сфере, мотивов саморазвития.
Профориентационные минутки на уроках.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
Экскурсии на предприятия и организации районного поселка.
Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций райцентра.
Знакомство с рынком труда р.п.Новоспасское.
Кружок «Твой выбор» в 8 классах.
У школьников 9 классов необходимо формировать представления о профессиях народного хозяйства, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умения адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
3 уровень. 9 классы.
«Мир профессий».
Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития.
Профориентационный курс «Моя профессиональная карьера».
Профориентационные минутки на уроках.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
Интеллектуально-практический марафон «Все обо всем».
Экскурсии на предприятия и организации райцентра.
Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций .
Знакомство с рынком труда в р.п.Новоспасское.
Проба сил. Трудоустройство подростков в каникулярное время.
Участие в Днях открытых дверей в профессиональных средних специальных учебных заведениях.
Участие в районном Дне профориентации.
Встречи с представителями профессиональных учебных заведений.
Мониторинг поступления учащихся в Сузы, ПУ, профильные классы ОУ.
С учащимися 10-11 классов важно осуществлять профориентационную деятельность на базе углубленного изучения тех предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности.. Необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, знакомить учащихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии и саморазвития в ней.
4 уровень. 10-11 классы
«Я в мире профессий».
Диагностика интересов, склонностей и способностей, мотивации к учебной, трудовой деятельностям, социальной сфере, мотивов саморазвития, профессиональной направленности.
Профориентационные минутки на уроках.
Профориентационные уроки по учебным предметам (1 раз в год).
Система дополнительного образования «Найди себя» (кружки, секции, клубы).
Интеллектуально-практический марафон «Будущее выбирает профессионалов».
Конкурсы (школьный, городской, краевой уровни).
Экскурсии на предприятия и организации р.п.Новоспасское.
Встречи с представителями различных профессий – работниками предприятий и организаций поселка, района.
Знакомство с рынком труда в стране, в области, в районе.
Профильное обучение (профильные предметы, элективные курсы, «индивидуальные маршруты движения»).
Социальные практики.
Дистанционное обучение.
Открытые дни, встречи с представителями профессиональных учебных заведений, экскурсии в ВУЗы и Сузы.
День профориентации.
Довузовская подготовка.
Встречи с выпускниками школы, успешными в своих профессиях.
Профориентационные курсы.
1 уровень «Профессий много есть на свете…».
Цель: формирование учебно-познавательных мотивов; возможность испытать себя в приближенной к реальности игровой ситуации; расширение представлений о мире профессий.
№ |
Мероприятия |
Кол-во |
1. |
Содержание курса: «Чем пахнут ремесла?» Профессия – воспитатель, учитель. Профессия – повар. Профессия – врач. Профессия – пожарный. Профессия – милиционер. Профессия – водитель. Профессия – почтальон. Праздник труда. Итоговое занятие |
9 часов (один раз в месяц) |
2. |
Часы общения. Встречи с родителями разных профессий . |
1 раз в месяц |
3. |
Экскурсии на предприятия города. |
2уровень - учащиеся 5-8 классов. «»Я и профессии вокруг меня»
Цель: расширение знаний о себе, своих возможностях и способностях; развитие умений ориентироваться в мире взрослых, преодолевать трудности адаптации в современном обществе.
№ |
Мероприятия |
Кол-во |
1. |
Экскурсии на предприятия города |
1 раз в четверть |
2. |
Встречи с представителями разных профессий |
1 раз в четверть |
3. |
Цикл занятий: Самопознание. Я – человек и личность. Кто я? Какой я? Моя жизненная лестница. Я в мире людей. Общение. Его стили. Конфликты. Причины и пути их разрешения. Мой характер и темперамент Мои жизненные интересы и пути их реализации. Творчество и способности. Тренинг способностей учащихся. Моё здоровье – основа моей жизни. В ситуации выбора. Тренинг «Управляй собой». |
9 часов |
3 уровень -учащиеся 9 класса. Курс « «Моя профессиональная карьера»
Цель: предоставление информации о мире профессий; личностное развитие учащихся; формирование способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.
№ |
Мероприятие |
Кол-во |
1. |
Экскурсии на предприятия и организации НПР. |
2 раза в четверть |
2. |
Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций НПР, со специалистами отдела труда и занятости населения. |
1 раз в год |
3. |
Содержание курса: Кем быть? Проблема выбора. Профессии и специальности. Формула профессии. Выбор и моделирование. Качества личности и успех в профессии. Интересы и выбор профессии. Склонности и профессиональная направленность. Профессиональный тип личности. Деловая игра Личный профессиональный план. |
10 часов |
4 уровень «Мой выбор»
Цель: приобретение знаний и умений, необходимых для адекватного выбора
будущей профессии, планирования своего профессионального пути и успешного продвижения в реализации намеченного плана.
№ |
Мероприятия |
Кол-во |
1. |
Экскурсии на предприятия и организации НПР. |
2 раза в четверть |
2. |
Встречи с представителями разных профессий – работниками предприятий и организаций НПР, специалистами и отдела труда и занятости населения. |
1 раз в год |
3. |
Цикл занятий: Мир профессий Способности, интересы и профессиональный выбор. Путь к успеху. Деловая игра «Кадровый вопрос» Профессиональный путь. Игра «Взгляд в будущее» Тренинг «Остров» Профессиональная зрелость и самопрезентация. |
9-10часов |