Программа профориентационной работы «Я выбираю будущее»
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОРШАНСКАЯ ОБШЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
СОГЛАСОВАНО Педагогическим советом Протокол от 30.08.2017 г. № |
УТВЕРЖДЕНО Приказом от 31.08.2017 г. № 258 Директор ___________ А.Д. Добин |
|
Программа по профориентации
воспитанников
«Я выбираю будущее»
Для детей 7-16 лет
Срок реализации 1 год
Составила:
педагог-психолог
М.Н.Гребенщикова
Моршанск
2017 год
Пояснительная записка
Направленность программы: социально-педагогическая.
Актуальность
Самое подходящее время для выбора профессии – подростковый возраст. Но проблема состоит в том, что очень часто подросток еще сам не знает, чего же он хочет. И даже в том случае, когда выбор сделан, существуют сомнения в правильности этого выбора… Важность принятия решения и собственная ответственность за принятое решение заставляют человека постоянно откладывать решение вопроса. С другой стороны, время требует определяться как можно скорей.
Профессиональное самоопределение - событие, которое затрагивает все сферы жизни и часто в корне меняет все её течение. Заниматься в жизни любимым делом – значит, жить в согласии с собой. Люди, нашедшие «свою работу», могут четко осознавать: «Я на своем месте, это верно сделанный выбор». И выбор должен осуществить именно тот, кому дальше жить с этим выбором. То есть, сам подросток.
Проведенные социологические исследования выявили тот факт, что при сохранении престижа высшего и среднего специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах
Существующие проблемы в вопросах занятости молодёжи на сегодняшний день свидетельствуют о том, что представления старшеклассников не совпадают с реальной ситуацией на рынке труда в регионе. Традиционные способы профориентации, суть которых заключается в приглашении молодежи на вакантные, чаще всего не престижные трудовые места, сегодня себя не оправдывают.
Предлагаемая программа профориентации помогает подростку сделать оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения.
Программа рассчитана на:
учащихся 7-16 лет
педагогов,
родителей
Основные направления реализации системы программных мероприятий
Профпросвещение – педагогов, родителей, воспитанников через внеучебную деятельность с целью расширения их представлений о рынке труда.
Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии.
Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в школе-интернате.
Программ разработана на основании:
Концепция Модернизации российского образования
Трудовой кодекс
Конвенция о правах ребенка
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Цель: создать систему действенной профориентации воспитанников, способствующую формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждого воспитанника и с учетом социокультурной и экономической ситуации в регионе.
Задачи:
Развитие нормативно-правовой базы.
Совершенствование научно-методического, информационного обеспечения системы профориентации воспитанников щколы-интерната.
Разработка форм и методов социального партнерства учреждений профессионального образования и школы-интерната по вопросам профессионального самоопределения воспитанников.
Формирование единого информационного пространства по профориентации.
Создание системы профориентации воспитанников через внеурочную деятельность.
Обеспечение профпросвещения ,профдиагностики, профконсультаций воспитанников.
Формирование у воспитанников знаний об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, в т.ч. современных, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки
Ожидаемые результаты:
-
Повысить мотивацию воспитанников к труду.
Оказать адресную психологическую помощь воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии
Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда
Сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Этапы реализации программы:
I этап: проектный май-сентябрь2017
Цель: подготовка условий профориентационной работы
Задачи:
1. Изучить нормативную базу.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации
программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический: сентябрь2017 - май 2018
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
1.Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание профпросвещения.
4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
5.Расширять и укреплять связи и отношения школы- интерната с учреждениями города.
6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов
образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический – июнь-август 2018 г.
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1. Обобщить результаты работы школы-интерната.
2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3. Спланировать работу на следующий период.
Оценка эффективности
Реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит:
1. Повысить мотивацию воспитанников к труду.
2. Оказать адресную психологическую помощь воспитанникам в осознанном выборе будущей профессии
3.Обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда
4.Сориентировать воспитанников на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях
№ |
Дата |
Форма |
Кол-во час |
Тема занятия |
Адресат |
Ответствен ный |
Форма контроля |
|||
1 |
2017-2018 |
Разработка и утверждение программы по профориентации воспитанников. |
Зам.директора по УВР, ВР, соц.педагог, психолог |
ВШК |
||||||
2 |
2017-2018 |
Обновление и пополнение банка данных об учебных заведениях города. |
Зам.директора по УВР, ВР, соц.педагог, психолог, социальный педагог |
|||||||
3 |
Август 2017 |
Разработки классных часов, игр, рекомендаций педагогам, по реализации программы профориентации воспитанников |
1-5 гр. |
Педагог-психолог, соц.педагог, воспитатели |
ВШК |
|||||
4 |
В теч.года |
Экскурсии на предприятия города и района. |
1-5 гр. |
Соц.педагог,педагог-психолог,воспитатели |
Фотоотчеты |
|||||
5 |
В теч.года |
Экскурсии в учебные заведения |
4,5 гр. |
Соц.педагог, педагог-психолог,воспитатели |
Фотоотчеты |
|||||
6 |
Март 2017 |
Акция |
1 |
Ярмарка профессий |
5 гр. |
Соц.педагог, педагог-психолог,воспитатели |
Справка, фотоотчет |
|||
7 |
2017-2018 |
Встречи с представителями интересных профессий |
«История нашей профессии». |
1-5 гр. |
Заместитель директора по ВР, воспитатели |
Фотоотчет |
||||
8 |
Октябрь 2017 |
Круглый стол |
1 |
«Когда я вырасту…» |
1 гр. |
Педагог-психолог,воспитатели |
Справка |
|||
9 |
Ноябрь 2017 |
Классный час |
1 |
«Рукам-работа, душе-радость» |
2 гр |
Педагог-психолог,воспитатели |
Справка |
|||
10 |
Декабрь 2017 |
Классный час |
1 |
«Задатки и способности» |
3гр. |
Педагог-психолог,воспитатели |
Справка |
|||
11 |
Январь 2018 |
Презентация |
1 |
«Мой темперамент, моя профессия» |
4 гр |
Педагог-психолог,воспитатели |
Справка |
|||
12 |
Январь 2018 |
Буклет |
«Темперамент и профессия» |
Педагог-психолог |
Справка |
|||||
13 |
Февраль 2018 |
Лекция |
1 |
«Типы профессий. Профессия и темперамент» |
5гр |
Педагог-психолог,воспитатели |
Справка |
|||
14 |
Февраль 2018 |
Буклет |
«Типы профессий» |
1-5 гр. |
Педагог-психолог |
|||||
15 |
Март 2018 |
Классный час с элементами дидактической игры |
1 |
«Что я знаю о профессиях» |
1 гр |
Педагог-психолог, воспитатели |
Справка |
|||
16 |
Март 2018 |
Круглый стол |
1 |
«Сделать правильный выбор» |
5 гр. |
Педагог-психолог, воспитатели |
Справка |
|||
17 |
Март 2018 |
Памятка |
«Куда пойти учиться» |
5 гр. |
Соц.педагог |
|||||
18 |
Апрель 2018 |
Классный час-викторина |
1 |
«Есть такая профессия» |
2гр. |
Педагог-психолог., |
Справка |
|||
19 |
Апрель 2018 |
Памятка |
«Потребности рынка труда города» |
5 гр. |
Педагог-психолог, соц.педагог |
|||||
20 |
Апрель 2018 |
Презентация |
1 |
«Мир современных профессий» |
3 гр. |
Педагог-психолог |
Справка |
|||
21 |
Май 2018 |
Памятка |
1 |
«Современные профессии» |
1-5 гр. |
Педагог-психолог |
||||
22 |
Май 2018 |
Познавательный досуг |
1 |
«Карта мира профессий» |
4гр. |
Педагог-психолог |
Справка |
|||
23 |
Занятие с элементами арт-терапии |
1 |
Составление коллажа «Я в своем мире» |
5гр. |
Педагог-психолог |
Справка |
||||
Диагностика и консультирование. |
||||||||||
1. |
Тестирование учащихся8-9 классов: « Карта интересов». «Склонности и профессиональная направленность». «Профессиональные склонности» «Мотивы выбора» «Профессиональный интерес» |
Ежегодно |
Педагог-психолог Социальный педагог |
|||||||
2. |
Консультирование родителей: по вопросам профориентации |
Ежегодно |
Педагог-психолог |
|||||||
Профадаптация |
||||||||||
1. |
Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников. |
Ежегодно в августе |
заместитель директора по УВР, воспит. |
|||||||
2. |
Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска». |
Ежегодно в мае, июне |
Администрация |
|||||||
3. |
Организация работы трудовой бригады. |
летний лагерь труда и отдыха |
Администрация |
|||||||
4. |
Вечер встречи выпускников |
Ежегодно в Март |
воспитатели |
|||||||
Мониторинг качества профориентационной работы |
||||||||||
1. |
Анализ соответствия профнамерений учащихся и их участия в кружках, секциях, курсах по выбору. |
2017-2018 |
Зам.дир. по УР и ВР |
|||||||
2. |
Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: - психология выбора профессии - использование игровых упражнений в профориентационной работе - трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников - конфликты профессионального самоопределения |
2018 |
Педагог-психолог, социальный педагог |