Программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы «Мы выбираем жизнь!»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
городского округа «город Якутск»
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по ВР Прохорова И.Е.
«____» _______________2019 г. |
|
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОБУ СОШ №7 Фёдорова С.Н. «_____»________________2019г. |
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
«МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!»
Автор – составитель:
Педагог – психолог Лиханова М.В.
Якутск, 2019 г.
Пояснительная записка
Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди детей и подростков. Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет. У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место. В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.
Психокоррекционная программа «Мы выбираем жизнь» направлена на работу с подростками, пережившими единичный суицидоопасный эпизод или имеющими явные признаки склонности к суицидальному поведению. Программа ориентирована на разрешение кризисной ситуации и оказание помощи, поддержки в разрешении внутриличностных конфликтов.
Нормативно-правовое обеспечение программы:
1. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.15 ч.3 ст.28, п.8, п.9. ч.1 ст.41, п.4 ч.4 ст.41)
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
4. Письмо Министерство образования и науки РФ от 28 апреля 2018 г. № 07-2498 об утверждении Методических рекомендаций для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению.
5. Письмо Минобразования РФ от 27 феваря 2012 г. № 06-356 “О мерах профилактики суицидального поведения среди обучающихся”, и на основании приказа Министерства образования от 29.01.2018 г. № 01-09/140 «О мерах профилактики суицидального поведения среди обучающихся, воспитанников».
Цель программы: усиление личностных ресурсов в процессе развития навыков конструктивного разрешения кризисных ситуаций.
Задачи:
Развивать толерантность к воздействию кризисных жизненных ситуаций;
Формировать навыки саморегуляции;
Минимизировать негативные личностные установки.
Прогнозируемый результат:
1. Снижение степени суицидального риска;
2. Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию антивитальных проявлений;
3. Формирование навыков оценки ситуации и принятию ответственности за собственное поведение в ней.
Критерии эффективности:
1. Снижение уровня тревожности и депрессивности,
2. Развитие способности к самоанализу и контролю поведения,
3. Восстановление ощущения ценности собственной личности.
Сроки реализации психокоррекционной программы: сентябрь 2019 г. по май 2024 г.
Форма работы: индивидуальная
Психокоррекционные методы и средства: арт – терапия, телесно-ориентированная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия.
Задачи, решаемые в процессе арт-терапии:
• «отреагирование» подавленных чувств: страха, вины, стыда, беспомощности, гнева, ярости и других;
• гармонизация личности;
• восстановление целостности;
• восстановление самоуважения.
Задачи, решаемые в процессе телесно-ориентированной терапии:
• «отреагирование» подавленных чувств;
• разрядка заблокированной энергии;
• восстановление телесных границ;
• гармонизация внутреннего мира личности;
• восстановление целостности;
Задачи, решаемые в процессе когнитивно-поведенческой терапии:
• помогает выявлять и изменять неэффективные привычки, связанные с мышлением, поведением, отношениями с другими, и заменить их на более полезные;
Задачи, решаемые в процессе гешталь - терапии:
• помогает человеку обрести или возобновить контакт с самим собой, своими эмоциями и потребностями;
Направления и формы работы
Успешное выполнение поставленных целей и задач реализуется за счёт комплексного подхода, а именно использования таких компонентов психолого – педагогической деятельности, как индивидуальное психологическое консультирование, психологическая диагностика, коррекционное вмешательство, развивающее направление. Целесообразно внедрять психолог – педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.
Этапы организации психокоррекционной программы:
Установочный этап.
Цель: установление контакта с подростком, побуждение отношений сотрудничества.
Задачи:
стимулировать доверительность отношения к социуму.
учитывать преемственность жизненного опыта.
Средства достижения цели:
• анализ документации,
• беседа-интервью с подростками, выявление глубины проблемы.
• интервью с классным руководителем, педагогами, родителями, одноклассниками;
Диагностический этап.
Цель: уточнение «мишеней» психокоррекционного воздействия.
Задачи:
получить объективную картину проблемных зон подростка,
развить навыки самоанализа, самопонимания.
Для реализации поставленных цели и задач использована следующая психодиагностическая батарея методик и тестов:
- Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г.Айзенку) (входит в перечень комплекс психодиагностических методик по приказу Министерство образование РС № 0109/140 от 29.01.2018 г. для выявление детей группы риска по аутоагрессивному поведению).
- Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге ( входит в перечень комплекс психодиагностических методик по приказу Министерство образование РС № 0109/140 от 29.01.2018 г. для выявление детей группы риска по аутоагрессивному поведению).
- Тест «НСВ 10» (входящие в перечень комплекс психодиагностических методик по приказу Министерство образование РС № 0109/140 от 29.01.2018 г. для выявление детей группы риска по аутоагрессивному поведению).
- Шкала безнадежности (Письмо Министерство образования и науки РФ от 28 апреля 2018 г. № 07-2498 об утверждении Методических рекомендаций для педагогов-психологови социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению).
- проективные методики «Несуществующее животное», «Человек под дождем», «Моя семья», «Вулкан»;
- цветовой тест Люшера.
Коррекционно – развивающий этап
Цель: закрепить стратегию преодоления кризисных жизненных ситуаций.
Задачи:
реализовать переход от негативной к позитивной фазе восприятия значимой информации,
стимулировать оптимизацию личностного развития подростка.
Восстановление чувства безопасности и самоконтроля.
Обеспечение, возможно, более полного и безусловного принятия себя.
Содействие повышению самооценки
Определение оптимальной для личности меры ее ответственности за происходящее.
Гармонизация социальных связей и отношений личности.
Содействие обеспечению интеграции, целостности личности.
Средства реализации и достижения поставленных целей и задач:
специальным образом построенная беседа,
индивидуальное консультирование,
проблемно – ориентированные задания,
упражнения по саморегуляции поведения.
итоговая (выходная) психодиагностика,
предъявление рекомендаций родителям,
предъявление рекомендаций педагогам,
Тематическое планирование индивидуальных занятий с подростком «группы риска»
Психодиагностический блок
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
1 |
Диагностика уровня депрессии, психоэмоциональных состояний, определение степени риска кризисного состояния. |
1 |
Коррекционный блок
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
2 |
Договор о сотрудничестве. Я в мире своих проблем, чувств и эмоций. Осознание и выражение чувств. |
2 |
3 |
Переработки и нейтрализации травматических воспоминаний. (метод ДПДГ - десенсибилизация и переработка движениями глаз) |
2 |
4 |
Переформулирования негативных установок и установки позитивных. Освобождения от груза негативных эмоций. |
2 |
5 |
Учимся снимать напряжения с мышц. (прогрессивная мышечная релаксация (ПМР) по Джекобсону). |
1 |
6 |
Учимся защищать свои личные границы. Гармонизация социальных связей. |
2 |
7 |
Избавление от гнева и обиды. (распускание мышечных блоков в челюстном и горловом сегменте по Райху ). |
2 |
8 |
Мои возможности, мои ресурсы. Сила позитивного мышления |
2 |
9 |
Моя внутренняя опора. |
2 |
10 |
Рефлексия |
1 |
|
Психодиагностический блок
№ п/п |
Тема занятия |
Количество часов |
|
Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, эмоциональных состояний, определение степени риска суицида. |
1 |
|
|
|
Итого:
психодиагностический блок (стартовая/итоговая) – 2 часа;
коррекционный блок – 16 часов.
Всего - 18 часов.
Каждое занятие проходит в три этапа:
Первый этап – разминка в течение 5-10 минут.
Второй этап – основной. Его продолжительность 35 – 45 минут.
Третий этап – заключительный, его длительность 5 – 10минут.
Продолжительность занятий от 45 до 75 минут 1раз в неделю.
5.Список литературы
И. М. Пономарева, Учебное пособие РАБОТА ПСИХОЛОГА В КРИЗИСНЫХ СЛУЖБАХ, Адрес редакции: 199178, Санкт-Петербург, 12-я линия В. О., д. 13-а, к. 504
Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.
Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.,2003. -168с
Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства: сборник научных трудов / ред. Ф. Эдны, М. М. Теренса, Ф. Мэтью ; пер. Н. В. Тарабрина. – Москва: Когито-Центр, 2005. – 467 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=144942 (дата обращения: 24.01.2022). – ISBN 5-89353-155-8. – Текст: электронный.
Гингер, С. Гештальт. Искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям / С. Гингер; пер. Т. А. Ребеко. – Москва: ПЕР СЭ, 2002. – 320 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233224 (дата обращения: 19.01.2022). – ISBN 5-9292-0072-6. – Текст: электронный.
Старшенбаум, Г. В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела: практическое пособие / Г. В. Старшенбаум. – Москва: Издательство института психотерапии, 2005. – 341 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=65014 (дата обращения: 20.01.2022). – ISBN 5-89939-125-1. – Текст: электронный.