12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Marina54
Россия, Саха (Якутия) респ., Якутск

 

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

городского округа «город Якутск»

 

 

 

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по ВР

Прохорова И.Е.

 

«____» _______________2019 г.

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОБУ СОШ №7

Фёдорова С.Н.

«_____»________________2019г.

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»

«МЫ ВЫБИРАЕМ ЖИЗНЬ!»

 

 

 

 

 

Автор – составитель:

Педагог – психолог Лиханова М.В.

 

 

 

 

Якутск, 2019 г.

 

 

Пояснительная записка

 

Одна из острейших проблем современного российского общества – проблема аутоагрессивного поведения и суицидов, особенно среди детей и подростков. Суицид занимает 13‐е место среди причин смерти во всем мире, причем частота этого явления постоянно растет. У подростков в возрасте от 15 до 19 лет среди причин смерти суициды занимают третье место. В условиях современного общества процент детских и подростковых самоубийств растет, что порождает необходимость детального изучения причин, мотивов, ситуаций проявления суицидальных попыток и способов профилактики. Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка.

Психокоррекционная программа «Мы выбираем жизнь» направлена на работу с подростками, пережившими единичный суицидоопасный эпизод или имеющими явные признаки склонности к суицидальному поведению. Программа ориентирована на разрешение кризисной ситуации и оказание помощи, поддержки в разрешении внутриличностных конфликтов.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

1. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года»

2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п.15 ч.3 ст.28, п.8, п.9. ч.1 ст.41, п.4 ч.4 ст.41)

3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

4. Письмо Министерство образования и науки РФ от 28 апреля 2018 г. № 07-2498 об утверждении Методических рекомендаций для педагогов-психологов и социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению.

5. Письмо Минобразования РФ от 27 феваря 2012 г. № 06-356 “О мерах профилактики суицидального поведения среди обучающихся”, и на основании приказа Министерства образования от 29.01.2018 г. № 01-09/140 «О мерах профилактики суицидального поведения среди обучающихся, воспитанников».

Цель программы: усиление личностных ресурсов в процессе развития навыков конструктивного разрешения кризисных ситуаций.

Задачи:

Развивать толерантность к воздействию кризисных жизненных ситуаций;

Формировать навыки саморегуляции;

Минимизировать негативные личностные установки.

Прогнозируемый результат:

1. Снижение степени суицидального риска;

2. Усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию антивитальных проявлений;

3. Формирование навыков оценки ситуации и принятию ответственности за собственное поведение в ней.

Критерии эффективности:

1. Снижение уровня тревожности и депрессивности,

2. Развитие способности к самоанализу и контролю поведения,

3. Восстановление ощущения ценности собственной личности.

Сроки реализации психокоррекционной программы: сентябрь 2019 г. по май 2024 г.

Форма работы: индивидуальная

Психокоррекционные методы и средства: арт – терапия, телесно-ориентированная терапия, когнитивно-поведенческая терапия, гештальт-терапия.

Задачи, решаемые в процессе арт-терапии:

«отреагирование» подавленных чувств: страха, вины, стыда, беспомощности, гнева, ярости и других;

гармонизация личности;

восстановление целостности;

восстановление самоуважения.

Задачи, решаемые в процессе телесно-ориентированной терапии:

«отреагирование» подавленных чувств;

разрядка заблокированной энергии;

восстановление телесных границ;

гармонизация внутреннего мира личности;

восстановление целостности;

Задачи, решаемые в процессе когнитивно-поведенческой терапии:

помогает выявлять и изменять неэффективные привычки, связанные с мышлением, поведением, отношениями с другими, и заменить их на более полезные;

Задачи, решаемые в процессе гешталь - терапии:

помогает человеку обрести или возобновить контакт с самим собой, своими эмоциями и потребностями;

Направления и формы работы

Успешное выполнение поставленных целей и задач реализуется за счёт комплексного подхода, а именно использования таких компонентов психолого – педагогической деятельности, как индивидуальное психологическое консультирование, психологическая диагностика, коррекционное вмешательство, развивающее направление. Целесообразно внедрять психолог – педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся.

Этапы организации психокоррекционной программы:

Установочный этап.

Цель: установление контакта с подростком, побуждение отношений сотрудничества.

Задачи:

стимулировать доверительность отношения к социуму.

учитывать преемственность жизненного опыта.

Средства достижения цели:

анализ документации,

беседа-интервью с подростками, выявление глубины проблемы.

интервью с классным руководителем, педагогами, родителями, одноклассниками;

Диагностический этап.

Цель: уточнение «мишеней» психокоррекционного воздействия.

Задачи:

получить объективную картину проблемных зон подростка,

развить навыки самоанализа, самопонимания.

Для реализации поставленных цели и задач использована следующая психодиагностическая батарея методик и тестов:

- Методика диагностики самооценки психических состояний (по Г.Айзенку) (входит в перечень комплекс психодиагностических методик по приказу Министерство образование РС № 0109/140 от 29.01.2018 г. для выявление детей группы риска по аутоагрессивному поведению).

- Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге ( входит в перечень комплекс психодиагностических методик по приказу Министерство образование РС № 0109/140 от 29.01.2018 г. для выявление детей группы риска по аутоагрессивному поведению).

- Тест «НСВ 10» (входящие в перечень комплекс психодиагностических методик по приказу Министерство образование РС № 0109/140 от 29.01.2018 г. для выявление детей группы риска по аутоагрессивному поведению).

- Шкала безнадежности (Письмо Министерство образования и науки РФ от 28 апреля 2018 г. № 07-2498 об утверждении Методических рекомендаций для педагогов-психологови социальных педагогов образовательных организаций по проведению профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к суицидальному поведению).

- проективные методики «Несуществующее животное», «Человек под дождем», «Моя семья», «Вулкан»;

- цветовой тест Люшера.

Коррекционно – развивающий этап

Цель: закрепить стратегию преодоления кризисных жизненных ситуаций.

 

Задачи:

реализовать переход от негативной к позитивной фазе восприятия значимой информации,

стимулировать оптимизацию личностного развития подростка.

Восстановление чувства безопасности и самоконтроля.

Обеспечение, возможно, более полного и безусловного принятия себя.

Содействие повышению самооценки

Определение оптимальной для личности меры ее ответственности за происходящее.

Гармонизация социальных связей и отношений личности.

Содействие обеспечению интеграции, целостности личности.

 

Средства реализации и достижения поставленных целей и задач:

специальным образом построенная беседа,

индивидуальное консультирование,

проблемно – ориентированные задания,

упражнения по саморегуляции поведения.

итоговая (выходная) психодиагностика,

предъявление рекомендаций родителям,

предъявление рекомендаций педагогам,

 

Тематическое планирование  индивидуальных занятий с подростком «группы риска»  

Психодиагностический блок

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Диагностика уровня депрессии, психоэмоциональных состояний, определение степени риска кризисного состояния.

1

Коррекционный блок

п/п

Тема занятия

Количество часов

2

Договор о сотрудничестве. Я в мире своих проблем, чувств и эмоций. Осознание и выражение чувств.

2

3

Переработки и нейтрализации травматических воспоминаний. (метод ДПДГ - десенсибилизация и переработка движениями глаз)

2

4

Переформулирования негативных установок и установки позитивных. Освобождения от груза негативных эмоций.

2

5

Учимся снимать напряжения с мышц. (прогрессивная мышечная релаксация (ПМР) по Джекобсону).

1

6

Учимся защищать свои личные границы. Гармонизация социальных связей.

2

7

Избавление от гнева и обиды. (распускание мышечных блоков в челюстном и горловом сегменте по Райху ).

2

8

Мои возможности, мои ресурсы. Сила позитивного мышления

2

9

Моя внутренняя опора.

2

10

Рефлексия

1

 

Психодиагностический блок

п/п

Тема занятия

Количество часов

 

Выявление изменений в эмоциональной сфере. Диагностика уровня депрессии, эмоциональных состояний, определение степени риска суицида.

1

 

 

 

 

Итого:

психодиагностический блок (стартовая/итоговая) – 2 часа;  

коррекционный блок – 16 часов.

 Всего        -        18 часов.

 

Каждое занятие проходит в три этапа:

Первый этап – разминка в течение 5-10 минут.

Второй этап – основной. Его продолжительность 35 – 45 минут.

Третий этап – заключительный, его длительность 5 – 10минут.

Продолжительность занятий от 45 до 75 минут 1раз в неделю. 

 

 

 

 

5.Список литературы

 

И. М. Пономарева, Учебное пособие РАБОТА ПСИХОЛОГА В КРИЗИСНЫХ СЛУЖБАХ, Адрес редакции: 199178, Санкт-Петербург, 12-я линия В. О., д. 13-а, к. 504

Макартычева Г. И. Коррекция девиантного поведения. Тренинги для подростков и их родителей. - СПб.: Речь, 2007. - 368 с.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М.,2003. -168с

Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства: сборник научных трудов / ред. Ф. Эдны, М. М. Теренса, Ф. Мэтью ; пер. Н. В. Тарабрина. – Москва: Когито-Центр, 2005. – 467 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php ?page=book&id=144942 (дата обращения: 24.01.2022). – ISBN 5-89353-155-8. – Текст: электронный.

Гингер, С. Гештальт. Искусство контакта. Новый оптимистический подход к человеческим отношениям / С. Гингер; пер. Т. А. Ребеко. – Москва: ПЕР СЭ, 2002. – 320 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php ?page=book&id=233224 (дата обращения: 19.01.2022). – ISBN 5-9292-0072-6. – Текст: электронный.

Старшенбаум, Г. В. Психосоматика и психотерапия: исцеление души и тела: практическое пособие / Г. В. Старшенбаум. – Москва: Издательство института психотерапии, 2005. – 341 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php ?page=book&id=65014 (дата обращения: 20.01.2022). – ISBN 5-89939-125-1. – Текст: электронный.

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.