Программа развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Программа развития фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи
Составил учитель-логопед Захарова О.Д
I классифицированной категории
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………...……...........................................…3
Цели и задачи реализации Программы………………….............................…........................…4
Принципы формирования программы………………………………...………....................................…4
Особенность характеристик детей с нарушением речи…………………...…...........................…5
Планируемый результат освоения Программы………………………………….................................6
Организация образовательной деятельности………………………………….................................…6
Примерное перспективное планирование подгрупповых занятий……...……......................10
Библиографический список………………………..............………………...................................……12
Пояснительная записка
Направление работы на совершенствование звукового анализа и синтеза, опираясь на четкие кинестетические ощущения, которые способствуют осознанному звучанию речи и является основой для подготовки к обучению грамоте. Навыки звукобуквенного анализа, сравнения, сопоставление сходными и различными признаками звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу закрепляют навык произношения и усвоению чтения и письма в школе.
Исследования Р.Е. Левиной (1968 г.), Т.Б. Филичевой, Н.А. Чевелёвой, Г.Н. Чиркиной (1989 г.) показали, что существует связь между дифференциацией звуков и запоминанием их графического обозначения. А это обозначает, что анализ звучащей и произносимой речи является исходным моментом в обучении детей чтению и письму.
Формирование у детей грамматического строя речи, дает возможность речевому общению и подготавливает к обучению в школе - одна из важных задач обучения ребенка в детском саду и в семье. В настоящее время, повышается требования к начальному обучению, актуализируют целый ряд психолого-педагогических проблем, связанные с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе определяются его готовностью к обучению. Особую значимость приобретает готовность к обучению детей с нарушением речевого развития. Метод обучения детей грамоте является звуковым аналитико-синтетическим. Дети знакомятся в начала не с буквами, а с речевыми звуками. Без знаний о количестве и порядке звуков в слове ребёнок не сможет правильно писать. Дети не умея соединить вместе соответствующие звуки, не смогут овладеет чтением. Фонематический анализ-это выделение звука в слове, сопоставление слов по выделенным звукам, определения количества и последовательность звукового состава слова.
Программа строится на основе:
- Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы;
- «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа занятий по развитию фонематического слуха и восприятия, звукового анализа и синтеза у детей дошкольного возраста» (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина);
- «Программа занятий по совершенствованию лексико-грамматических представлений, по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте детей дошкольного возраста» Т.А. Ткаченко.
Программа направлена на развитие артикуляционных навыков и фонематического восприятия которое происходит одновременно с развитием анализа и синтеза звукового состава речи. Занятия по звуковому анализу и синтезу опираются на четкие кинестетические и слуховые ощущения, способствующие осознанному овладению звуками речи, что имеет большое значение для подготовки к овладению грамотой. Таким образом, введение в коррекционную систему заданий по звуковому анализу и синтезу звукового состава речи, помогает решить одновременно две задачи —ускорить процесс фонемообразования и подготовить детей к усвоению грамоты. Работа по формированию звукового анализа и синтеза, и подготовки к обучению грамоте основывается на основных дидактических принципах: от простого – к сложному, последовательность, учет возрастных особенностей, дифференцированного подхода; использование яркой и доступной наглядности, игровых методов и приемов.
Программа направлена на развитие детей, имеющие речевые нарушения, испытывающие значительные трудности в овладении звуковым анализом и синтезом. В проведении коррекционной работы по данному направлению позволит устранить причины неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в социальных условиях.
Цели и задачи реализации Программы
Данная программа предназначена для проведения коррекционной работы с детьми старший дошкольный возраста имеющие нарушение речи.
Цель программы: Формирование звукового анализа и синтеза у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста в процессе подготовки к обучению грамоте.
Достижение заявленной цели возможно через решение следующих задач:
1. Научить различать звуки речи, как гласные, так и согласные;
2. Выделять любые звуки из состава слова;
3. Делить слова на слоги;
4. Делить слоги на звуки;
5. Объединять слоги и звуки в слова;
6. Определять последовательность звуков в слове;
7. Делить предложения на слова.
Форма работы данной программы осуществляется на подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых в соответствии с планом работы в виде различных игровых заданий, входящих в этапы занятий. Работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном этапе и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков.
Принципы формирования программы
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
Принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста.
Принцип индивидуально-дифференцированного подхода к детям. Каждый ребёнок развивается в своём темпе, задача педагога – бережно относиться к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста.
Принцип гармоничности образования. Образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.
Принцип природосообразности. Известно, что основной объём информации дети получают через зрительный анализатор.
Особенность характеристик детей с нарушением речи
У детей с общим недоразвитием речи Р.Е. Левина выделяет три уровня.
Первый уровень речевого развития ребенка характеризуется не сформированностью активного словаря который состоит из звукоподражаний, звукокомплексов и лепетных слов. Высказывания сопровождаются жестами и мимикой, обозначающиеся предметы, явления и действия. Возможна замена названий предметов и действий наоборот. В активной речи преобладают корневые слова. Пассивный словарь преобладает над активным, но также недостаточен. Отсутствует понимание числа существительных и глаголов, времени, рода и падежа. Фонематическое развитие находится в стадии формирования. Способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова нарушена.
Второй уровень речевого развития характеризуется речевой активностью ребенка. Активный словарный запас расширен за счет обиходной предметной и глагольной лексики. Используются местоимения, союзы и иногда простые предлоги. В высказываниях ребенка есть простые нераспространенные предложения. А также отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических высказываниях, отсутствует согласование прилагательных с существительными и также отмечается смешение падежных форм. Пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь. Грубые нарушения слоговой структуры слова и звуконаполняемости слов.
Третий уровень речевого развития характеризуется развернутой фразовой речью с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Ребенок пытается употреблять предложения сложных конструкций. Лексический словарь у ребенка недостаточен. При этом они могут употреблять неточное значение лексических слов. Появляются навыки словообразования и словоизменения. Ребенок образует существительные и прилагательные с уменьшительным суффиксом, глаголы с приставками. Также имеются трудности при образовании прилагательных от существительных. Отмечаются аграмматизмы в речи. Ребенок неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характеризуется недифференцированное произношение звуков, замены бывают нестойкими. Недостатки произношения выражаться в искажении, замене или смешении звуков. Более устойчивое становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок может повторять трех- и четырехсложные слова, но может искажать их в речевом потоке. Понимание речи приближено к норме, также отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Планируемый результат освоения Программы
У детей сформирован навык восприятия и воспроизведения простых и сложных ритмов.
Дети умеют дифференцировать звуки речи по твердости – мягкости, звонкости – глухости.
У детей сформированы навыки звукового анализа и синтеза слов.
Дети умеют делить слова на слоги.
У детей повысился интерес к занятиям.
У детей достаточно развиты кинетические ощущения, мелкая моторика, зрительно-моторная координация.
При использовании данной программы у детей сформируется положительная динамика в формировании фонематических процессов, процессов звукового анализа и синтеза. Дети смогут выделять звуки из разных позиций в слове, слышать и отбирать в ряду других звуков, определять количество слогов в слове, отхлопывать ритм слов с разной слоговой структурой, выполнять звуковой анализ слов разной наполняемости.
В результате освоения содержания коррекционно-развивающей программы дошкольник может:
правильно давать характеристику всем звукам речи в различных позициях;
дифференцировать изученные звуки;
называть последовательно слова в предложении, слогов и звуков в слове;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
производить элементарный звуковой анализ и синтез.
Организация образовательной деятельности
Форма работы образовательной деятельности является игра — основная форма деятельности дошкольников. Вся коррекционно-развивающая работа носят игровой характер, насыщение игровыми развивающими упражнениями и заданиями.
Выполнение поставленных задач, программа обеспечивает комплексный подход и реализацию принципов интеграции, что способствует более полному раскрытию потенциала каждого ребенка, его возможностей и способностей.
В качестве эффективной коррекционной работы используется наглядные пособия. Они позволяют ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слог, слово), научиться их определять.
Программа рассчитана на 1 года и разделена на 3 периода, основные формы работы: индивидуальная, подгрупповая.
Занятия проходят- 1 раза в неделю. Продолжительность одного занятия 25-30 минут.
Каждое занятие состоит из трех частей:
Организационная часть занятия направлена на формирование групповой сплоченности и положительного эмоционального настроения, создание предпосылок для овладения материалом занятия.
Основной этап занятий направлен на решение коррекционно- развивающих задач в соответствии с темой занятия.
На заключительном этапе проводится подведение итогов занятия.
Логопедическое обследование детей включает в себя:
1) обследование звукопроизношения;
2) обследование фонематического слуха;
3) обследование слоговой структуры слова.
1-й период обучения (сентябрь — ноябрь)
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.
Развитие просодической стороны речи, правильного речевого дыхания и длительного речевого выдоха.
Закрепление навыка мягкого голосоведения, темпа речи по подражанию педагогу и в упражнениях на координацию речи с движением.
Развитие ритмичности речи, ее интонационной выразительности, модуляции голоса в специальных игровых упражнениях.
Работа над слоговой структурой слова, совершенствование умения различать длинные и короткие слова, запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочек слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочек слогов со стечением согласных.
Обеспечение усвоения звукослоговой структуры двусложных слов с одним закрытым слогом, двумя закрытыми слогами, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов, и использования их в речи.
Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ двусложных и трехсложных слов.
Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.
Закрепление понятия «звук», «гласный звук», «согласный звук».
Формирование понятий звонкий, глухой, мягкий, твердый согласный звук.
Развитие умений различать на слух гласные звуки, выделять их из ряда других звуков, из слов (начальная ударная позиция), подбирать слова на заданный гласный звук; уметь различать гласные и согласные звуки.
Умения формировать различать на слух согласные звуки по признакам: глухой—звонкий, твердый—мягкий, в ряду звуков, слогов, слов.
Закрепление навыка выделения согласных звуков из конца и начала слова.
Совершенствовать навык анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, слов из трех звуков.
Учить детей выделять первый гласный и согласный звук в словах, анализировать звуковые сочетания.
2-й период обучения (декабрь-февраль).
Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа.
Развитие просодической стороны речи. Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.
Закрепление навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности.
Развитие интонационной выразительное речи в инсценировках, играх-драматизациях.
Совершенствование качество силы голоса, тембра, дикции на материале чистоговорок и потешек с автоматизированными звуками.
Работа над слоговой структурой слова
Обеспечение усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов с одним закрытым слогом (котенок, снегопад).
Закрепление понятия слог, умения оперировать им и выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза
Закрепление понятий звук: гласный, согласный, звонкий, глухой, мягкий, твердый согласный звук.
Совершенствование умения различать гласные и согласные звуки. Формирование умения выделять гласны и согласные звуки из ряда звуков, слогов и слов.
Сформировать представление о слогообразующей роли гласных звуков.
Формировать умения различать на слух согласные звуки по признакам: глухость—звонкость, твердость—мягкость в ряду звуков, слогов, слов.
Совершенствование навыка анализа и синтеза в закрытых и открытых слогах, словах из трех звуков.
Подготовка к овладению фонетическим чтением
Учить выделять звук из ряда звуков, слог с заданным звуком из ряда других слогов.
Определять наличие звука в слове, его место положения в начале и конце слова.
Выделять гласный и согласный звук в слогах и словах.
Учить навыкам звукового анализа и синтеза слогов и слов.
3-й период обучения (март - май)
Развитие фонетико-фонематического слуха и навыков языкового анализа.
Развитие просодической стороны речи.
Дальнейшее совершенствование речевого дыхания и длительного речевого выдоха на материале стихотворных текстов с отработанными звуками.
Развитие навыка мягкого голосоведения в свободной речевой деятельности ребенка.
Дальнейшее воспитание умеренного темпа речи в игровой деятельности.
Совершенствование интонационной выразительности речи в инсценировках, играх-драматизациях, театрализованных играх, и свободной речевой деятельности.
Совершенствование четкости дикции на материале небольших стихотворных текстов с отработанными звуками.
Работа над слоговой структурой слова
Усвоения звукослоговой структуры трехсложных слов со стечением согласных и формирование навыка использования их в словах, предложениях и коротких рассказах.
Закрепление понятия слог, умения выполнять слоговой анализ и синтез слов, состоящих из одного, двух, трех слогов.
Совершенствовать фонематический слух и навык звукового анализа и синтеза.
Закрепление понятий звук, гласный, согласный, звонкий, глухой, мягкий, твердый согласный звук.
Формирование умения отличать гласных звук в ряду звуков, слогов, слов.
Умения различать на слух согласные звуки по месту образования, по глухости—звонкости, твердости—мягкости в ряду звуков, слогов, слов.
Совершенствование умения определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).
Совершенствование умения подбирать слова на заданный звук, слов со звуком в определенной позиции (начало, середина, конец слова).
Совершенствование навыка анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, а также слов из трех звуков.
Примерное перспективное планирование подгрупповых занятий
Месяц | Коррекционные задачи | Содержание работы |
Сентябрь | Неречевые звуки. Речевые звуки. Понятие «звук» | Уточнение понятий "слово", "звук". |
Знакомство с гласными звуками, признаки гласных звуков. Понятие «гласный» звук | Определение в словах первого гласного звука. | |
Выделение заданного звука из потока звуков, выделение и определение в словах первого гласного звука. | Определение наличия гласного звука в словах.
| |
Продолжать учить определять наличие-отсутствие гласного звука в словах. | Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком | |
Октябрь
| Учить называть последний гласный звук в словах | Определение в словах последнего гласного звука |
Развитие фонематического восприятия. Анализ и синтез звукосочетаний из двух гласных звуков (АО, У А, ОУ) | Анализ и синтез сочетаний из 2-З гласных звуков | |
Учить называть первый и последний гласный звук в словах | Определение в словах первого и последнего гласных звуков | |
Понятие «согласный» звук. Определение в словах первого согласного звука. Понятия «мягкий» и «твёрдый» звуки | Определение в словах первого согласного звука, обозначение его по звучанию (мягкий или твердый) | |
Ноябрь | Упражнять в умении соединять картинки, в названии которых есть звук (М) с символом. | Определение в словах первого согласного звука |
Анализ и синтез прямых и обратных слогов (АМ, МА). Понятия «слог», «звонкий» и «глухой» звуки. | Анализ и синтез сочетаний согласного и гласного звука в слоги. Определения согласного звука в слоге по («звонкий или «глухой»). | |
Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звука (М) в слове | Определение наличия — отсутствия согласного звука в слове | |
Упражнять в умении определять наличие звука (М) в конце слова. | Определение в словах последнего согласного звука | |
Декабрь
| Упражнять в умении определять позицию звука (М) в слове. | Определение позиции согласного звука в слове. |
Упражнять в умении определять первый согласный звук (М, Н, В) в слове. | Определение в словах первого согласного звука. | |
Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звуков (Н, В, Ф) в слове. | Определение наличия — отсутствия согласного звука в слове. | |
Учить произносить слитно, не прерывая голоса, пару звуков, изображенных символами, затеем назвать оба звука по порядку. | Анализ и синтез слога, состоящего из двух звуков — гласного и согласного. | |
Январь | Упражнять в умении определять первый согласный звук (В, Ф) в слове. | Определение в словах первого согласного звука |
Упражнять в умении определять гласный звук в середине односложного слова. | Определение гласного звука в середине слова. | |
Упражнять в умении определять согласный звук в конце слова | Определение конечного согласного звука в словах. | |
Учить выполнять анализ и синтез звуков в односложном слове. | Анализ и синтез звуков в односложном слове. | |
Февраль | Упражнять в определении позиции гласного звука в словах их двух слогов. | Определение позиции гласного в двух-слоговых словах. Деление слов на слоги. |
Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в двусложном слове. | Анализ и синтез звуков в двусложном слове. | |
Упражнять в умении определять наличие-отсутствие звука (К, Г, Х) в слове. | Определение наличия - отсутствия согласного звука в слове. | |
Упражнять в умении определять последний согласный звук (К, Т, Х) в слове. | Определение последнего согласного звука в слове. | |
март
| Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в двусложном слове. | Анализ и синтез звуков в двусложном слове. |
Упражнять в умении определять согласные в трех сложных словах | Определение положения согласных в трёх слоговых словах и со стечением согласных | |
Упражнять в определении позиции согласного звука в словах из трех слогов. | Определение позиции согласного звука в трех-слоговых словах. Деление слов на слоги. | |
Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в двусложном слове. | Звуковой анализ и синтез двусложных слов. | |
Апрель | Учить выполнять звуковой анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных | Звуковой анализ и синтез двусложных слов со стечением согласных |
Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в похожих словах. | Анализ и синтез звуков в словах-паронимах. | |
Учить преобразовывать слова путем замены одного звука | Преобразование слов путём замены одного звука (бык-бак, бак-мак) | |
Учить определять в двусложном слове первый согласный и последующий гласный звук. | Определение первого согласного и последующего гласного звуков в двусложных словах. | |
Май | Учить преобразовывать слова путём замены одного согласного звука. | Преобразование слов, путём замены одного согласного звука. |
Учить выполнять операции синтеза слова из предложенных звуков, слогов. | Синтез слова из предложенных слогов. | |
Учить определять в двусложном слове первый согласный и последующий гласный звук. | Определение первого согласного и последующего гласного звуков в двусложных словах. | |
Учить выполнять полный анализ и синтез звуков в словах со стечением согласных звуков. | Анализ и синтез звуков в односложном слове со стечением согласных. |
Библиографический список
1. Гаврилова А.С., Шанина С.А., Ращупкина С.Ю. Логопедические игры для детей. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010.
2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
3. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010.
4. Дербина А.И., Л.Е. Кыласова –Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет/ авт.-сост. Волгоград: Учитель, 2013.
5. Коноваленко В.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе с детьми с ОНР (1-3 периоды обучения). – М.: Гном – Пресса, 1999.
6. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами. – М.: Гном – Пресса, 1999.
7. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: Кн. для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
8. Коноваленко С.; Кременецкая М. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в играх и упражнениях (Коноваленко Светлана Владимировна, Кременецкая Мария Иосифовна); ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2020
9. Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий
в старшей группе детского сада для детей с ОНР / Н. В. Нищева. – Санкт-
Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 – 704 с.
10. Нищева Н.В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. Рабочая тетрадь. (Новый формат) 5- 7 лет. ФГОС. / Н. В. Нищева. – Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023 – 48 с.
11. Полякова М.А. Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство. – М.: Айрис-пресс, 2011.
12. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. Изд. Мозаика- Синтез М .2006 г.
13.Ткаченко Т.А. В школу без дефектов речи. – М.: Эксмо, 2017.
14. Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: «Национальный книжный мир», 2014.
15. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. – М.: Просвещение, 2014.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. – М.: Просвещение, 2014.