Программа «Семья — кристалл общества»
«Семья-кристалл общества» МБДОУ Д/с № 32 «Зоренька»»
Мехоношина Светлана Юрьевна, старший воспитатель
МБДОУ Д/с №32 «Зоренька», г. Чайковский
Черепанова Лиля Александровна, старший воспитатель
МБДОУ Д/с №32 «Зоренька», г. Чайковский
Среди условий и факторов развития и воспитания ребёнка ведущим по праву считается Семья. Именно здесь он рождается, здесь получает задатки физического и духовного развития, первые знания об окружающем мире, здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии и оценки-доброты, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношения с миром, то есть начинается процесс воспитания.
Педагогов и родителей воспитанников объединяет забота о здоровье, развитии ребёнка, создание атмосферы доверия и личного успеха в совместной и индивидуальной деятельности. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше знать ребёнка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей ребёнка, развития его способностей. Формирования ценностных жизненных ориентиров, преодоление негативных поступков и проявление в поведении. Федеральный государственный образовательный стандарт трактует, что основный принцип дошкольного образования это сотрудничество Организации с семьёй. Тем самым актуальность данной темы определяется необходимостью осознания воспитанниками всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека. Однако практика показывает, что не все родители имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним (педагогам). Перед нами стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
Основной целью нашей программы является - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей, родителей и педагогов, развитие и укрепление партнёрских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для всех участников образовательного процесса.
Задачи:
повысить роль дошкольной организации в развитии форм семейного досуга, организации совместной деятельности детей и взрослых;
повысить психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
создать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, гордость за свою семью и край, изучения и сохранения семейных традиций;
пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
демонстрировать положительный опыт воспитания детей в семье;
активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.
Главные идеи:
«Семья-основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне»;
«Ребёнок-надежда и опора родителей, они в праве надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение»;
«Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки свободной от любых форм насилия».
Программа рассчитана на воспитанников и родителей (законных представителей) старшего дошкольного возраста и на семьи социально опасного положения (СОП) и семьи группы риска (ГР), педагогов.
Формы взаимодействия педагогов и родителей:
родительские собрания;
электронные странички;
беседы;
лектории «Университет педагогических знаний»;
презентации опыта семейного воспитания;
индивидуальная работа;
почтовый ящик «вопрос-ответ»;
анкетирование.
Формы совместной деятельности педагогов, родителей, воспитанников:
познавательная деятельность: творческие отчёты, выставки, конкурсы, акции;
трудовая деятельность: оформление групп, благоустройство и озеленение территории, выставки семейных поделок и т.д.
досуговая деятельность: мероприятия (конкурсы, соревнования, экскурсии, игровые программы, семейные гостиные, праздники).
Ожидаемый результат:
психолого-педагогическая поддержка семье в воспитании детей;
возрождение и развитие положительных традиций семейного воспитания;
утверждение здорового образа жизни;
активизация педагогического, культурного, образовательного потенциала родителей;
создание высокоэффективной системы социального партнёрства семьи и детского сада по формированию у подрастающего поколения ценностей, ориентированных на всестороннее гармоничное развитие личности;
меньше становиться семей ГР и СОП.
Оценка предполагаемых результатов:
наблюдение и анализ межличностных отношений;
контроль за развитием личности методом диагностики и наблюдения;
участие в мероприятиях организованных ДОУ, микрорайона «Заринский», города.
отзывы устные детей и письменные родителей.
Организация работы с воспитанниками и их родителями (законными представителями), педагогами предполагает практическую реализацию следующих тематических блоков: «Семья и здоровье», «Семья в обществе», «Семья и ценности».
«Семья и здоровье»
«Состояние счастья сильно зависит от той заботы, которую мы проявляем по отношению к нашему телу» П.С. Брегг
Показатель |
Характеристика |
Цель: |
формирование понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения |
Задачи: |
показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни; научить ради здоровья противостоять вредным привычкам; формировать у воспитанников потребность в самопознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания; способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности. |
Направления деятельности: |
пропаганда здорового образа жизни |
Содержание деятельности: |
акции; тематические беседы с детьми, родителями, педагогами; игровые программы; конкурсы; выставки; соревнования; психологические занятия; Зарядка, физкультурные занятия в образовательном процессе; разработка памяток, буклетов по пропаганде здорового образа жизни для воспитанников, родителей, педагогов; и т.д. |
Ожидаемые результаты: |
овладение навыками психофизической саморегуляции; овладение элементарными знаниями о сохранении здоровья. |
Ресурсное обеспечение: |
Педагоги ДОУ. Педагоги дополнительного образования «Футбол», «Чирлидинг» |
«Семья в обществе»
Дети-это наш суд на миру, наше зеркало, в котором совесть, ум, честность, опрятность нашу-всё наголо видать» В.П.Астафьев
Показатель |
Характеристика |
Цели: |
повышение педагогической, правовой культуры родителей; создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности; формирование социально-активной личности гражданина. |
Задачи: |
содействовать укреплению семьи и сохранению ее нравственных устоев; сформировать модель единого культурного пространства "ребёнок - семья - социум"; ознакомить с нормативно-правовыми документами: Конституцией РФ, Законом об образовании, Конвенцией о правах ребенка, Уставом учреждения; сформировать представление о социальных правах и обязанностях; способствовать осознанию и осмыслению родителями своей позиции и методов воспитания; активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного процесса. |
Направления деятельности: |
психолого-педагогическое просвещение; правовое просвещение. |
Содержание деятельности: |
экскурсии; копилка "вопрос - ответ"; выставки; организация работы с родителями: лекции на следующие темы: "Типы отношений в семье", "Опасные крайности родительской любви", "Право на жизнь", "Права и обязанности родителей" и т.д.; консультации для родителей по проблемам воспитания ребенка в семье; совместная деятельность родителей, детей и педагогов на основе общности интересов: акция "Дерево счастья", «Мой папа самый сильный», «Волшебные руки моей мамочки» и т.д. конкурс на лучшее генеалогическое дерево и т.д.; день Открытых дверей «Родители реализуют ФГОС ДО» |
Ожидаемые результаты: |
овладение психолого-педагогическими и правовыми знаниями; овладение коммуникативными навыками; укрепление семейных традиций; формирование уверенности в собственной социальной личной значимости. |
Ресурсное обеспечение: |
Педагоги ДОУ, специалисты КДН. |
«Семья и ценности»
«Только добро, творимое человеком, остаётся, и благодаря ему жизнь чего-нибудь стоит».
Ж.Ж.Руссо
Показатель |
Характеристика |
Цели: |
развитие нравственных и духовных ценностей; раскрытие возможностей личности через рациональное поведение, общую культуру и семейные традиции. |
Задачи: |
развивать и воспитывать культуру общения; содействовать укреплению семейных традиций; включать воспитанников в активное познание мира этических категорий, простых норм нравственности, развивать творческое воображение. |
Направления деятельности: |
укрепление детско-родительских отношений; формирование семейных ценностей. |
Содержание деятельности: |
родительский лекторий; игровые программы; совместные выставки; конкурсы; творческие вечера; родительские собрания; экскурсии; и т.д. |
Ожидаемые результаты: |
овладение навыками культуры общения; укрепление и развитие семейных традиций; личностное самосовершенствование; развитие творческого потенциала; |
Ресурсное обеспечение: |
Педагоги ДОУ. |